Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-экономическими, политическими, нравственными отношениями, потребностями и интересами гражданСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Механизм социальной обусловленности права весьма сложен. Объективные предпосылки, социальная среда, в условиях действия которых разрабатываются и принимаются законодательные акты,– это система существующих общественных отношений (экономических, общественно-политических, социально-классовых, государственно-правовых, национальных, нравственных, идеологических, семейных и др.). Тенденции их развития прежде всего необходимо учитывать при принятии соответствующих правовых актов. К числу социальных условий жизненности права относятся также конкретные социальные интересы и потребности людей, связанные с питанием, одеждой, жильем, просвещением, здравоохранением, отдыхом, бытовым обслуживанием, транспортом и т. д. Социальные условия, отражающиеся в виде потребностей, интересов, мотивов и целей в сознании людей, требуют правового регулирования. Поэтому определенное содержание социальных условий жизни граждан Беларуси регулируется соответствующими действующими правовыми актами. Выявление с помощью социологических исследований интересов индивидов и социальных групп в ходе формирования правовых норм, всенародное обсуждение законопроектов, референдумы, либо обсуждение проектов решений государственных органов или актов органов управления позволяет демократическим путем отразить интересы всего населения, коллективов, социальных групп, отдельных граждан в соответствующих законодательных актах. Так, в Республике Беларусь, где проживают представители различных наций и народностей, межнациональные отношения регулируются принятыми парламентом страны Законами «О гражданстве», «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», «О языках» и другими, действие которых позволяет избегать межнациональных конфликтов, жить жителям республики в мире и согласии. «Кодекс о браке и семье» и иные законодательные акты регулируют брачно-семейные отношения. Прочие принятые и действующие в Беларуси законы юридически обеспечивают и решают проблемы жилья, образования, здравоохранения, культуры и прочих материально-духовных условий жизни людей. Основа механизма социальной обусловленности права закреплена в статье 3 Конституции Республики Беларусь: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ» 1. Знание социальных условий, интересов и потребностей этого «источника», обязательное использование его конструктивных предложений и замечаний – главное в создании научно обоснованных законодательных актов. Для понимания реального механизма принятия законодательных решений необходимо владеть информацией о том, какие социальные интересы затрагиваются тем или иным законом, какие социальные группы могут выступать как активные субъекты социального действия и какими способами влияния на законодателя они располагают. Те социальные группы, которые располагают налаженными каналами воздействия на законодателей и чиновников, обычно называются группами давления, а сам процесс влияния на них с целью принятия решения в пользу заинтересованных лиц получил название «лоббирование» (англ. lobby – кулуары). Помимо лоббирования существуют и иные каналы влияния на законодателя: деятельность политических партий, политических организаций и движений, имеющих своих представителей в законодательном корпусе; формирование общественного мнения с помощью СМИ; непарламентские формы воздействия, вплоть до организации соответствующих массовых акций и прямого давления на него со стороны толпы, забастовочное движение, демонстрации. Однако принятие законодательных решений в пользу тех или иных социальных групп при игнорировании интересов других групп не может обеспечить стабильность общества и действие законов. Для этого нужно согласие всех основных социально-политических сил. Такой правовой компромисс возможен лишь тогда, когда при установлении правовой нормы в равной и одинаково справедливой мере учитываются все интересы в соответствующей сфере правовой регуляции, так что ни один из них не получает привилегий перед другими, и реализация того или иного интереса не наносит ущерба другим интересам. Главную роль в рамках этой концепции играет теория правообразующего интереса, суть которой – итог согласования различных социальных интересов таким образом, чтобы свобода реализации интересов одних субъектов не ущемляла бы свободы других субъектов. Конституция гласит: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В развитых демократических странах разработана целая система механизмов согласования социальных интересов и правового разрешения социальных конфликтов, включающая в себя: – деятельность политических партий по выявлению в различных группах и их интересах того общезначимого начала, которое может быть положено в основу общегосударственной политики и общего законодательства; – избирательный процесс, в ходе которого общественное внимание приковано к социально значимым интересам тех или иных социальных групп и слоев общества, защищаемым соответствующими партиями и кандидатами; – парламентские процедуры согласования различных социально-политических позиций; – законотворческий процесс, завершающийся принятием законодательного акта, снимающего социальное напряжение или степень его интенсивности. Эта демократическая модель процесса поиска и законодательного закрепления правообразующего интереса и принятия на этой основе социально обусловленного законодательства реализовывается постепенно по мере построения правового демократического государства. В современный же переходный период главным объектом групповых интересов является перераспределение власти и собственности. Вокруг этих интересов активно группируются прежде всего те слои общества, которые уже имели или имеют доступ к власти и собственности. Интересы остальной части населения остаются пока не определившимися, неразвитыми и не способствующими интеграции в группы. Эти вопросы также представляют существенный интерес для социологии права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.007 с.) |