Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные последствия принятия правовых актов

Поиск

Основным показателем необходимости законодательного акта и его социальной полезности является его эффективность. По мнению доктора юридических наук В. В. Лапаевой, эффективность закона – это соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатом их действия при его реализации 1. Иначе говоря, эффективность закона означает, в какой мере его практическое применение реализует поставленные законодателем цели.

Действенность закона определяется следующими тремя основными факторами:

1. Зависимостью от содержания самого закона, от его соответствия реальной социально-политической и правовой ситуации в общественной жизни. Оторванный от реальных фактов социальной действительности, не отражающий объективных обстоятельств и реальных социальных потребностей закон не сможет оказать никакого влияния на правовые отношения, не будет действовать.

2. Общим уровнем правосознания и правовой культуры членов общества. Любая правовая норма более действенна и работает в той социальной системе, где подавляющее большинство граждан привыкло уважать закон и руководствоваться им в повседневной жизни. В этом понимании серьезную преграду для реализации действия закона представляет правовой нигилизм, то есть неверие населения в справедливость и действенность права, негативное отношение к исполнению правовых требований. Это обусловлено рядом причин: низкой правовой грамотностью граждан, их незнанием и неинформированностью о своих правах и обязанностях; недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов и нехваткой профессиональных кадров юридического корпуса; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; игнорированием правового законодательства, проявляющимся в неприемлемости «неудобных» конституционных норм; правовом лоббировании, «войне законов»; слабостью правоохранительной и судебной системы.

3. Качественным составом правоохранительных и правоприменительных органов. От компетентности работников этих органов, уровня их культуры и нравственности, неподкупности и порядочности, добросовестности и внимательного отношения к людям зависит дружелюбное отношение и уважение граждан к этим органам, желание помогать им, или, наоборот, негативно, с недоверием и враждебностью, относиться как к лицам, нарушающим собственно личные права, злоупотребляющим своими служебными обязанностями.

Социология права призвана содействовать в решении проблемы эффективности существующих правовых норм. Социологические исследования дают возможность получить необходимые эмпирические данные, на основе которых можно делать какие-то теоретические выводы об уровне эффективности принимаемых тех или иных законодательных норм или о причинах их неэффективности, выявить социальные причины и факторы неэффективного применения закона.

Эффективность права изучается социологией не как эффективность какой-то одной конкретной нормы, а как эффективность всей правовой системы в целом в данном историческом обществе и с учетом тесной связи со степенью сбалансированности групповых и индивидуальных интересов.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте сущность правотворческого процесса.

2. Раскройте содержание основных этапов создания законодательных актов.

3. Что такое социология законодательства и ее задачи?

4. Что вы вкладываете в понятие эффективности законодательства?

5. Приведите примеры совпадения и расхождения законодательного решения с общественным мнением.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВА И СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ

ЕГО ДЕЙСТВИЯ

Социальные функции права

Одну из значительных областей в структуре социологии права, в рамках которой право рассматривается в неразрывном единстве с другими социальными факторами, составляет проблематика социальных функций права и социального механизма действия права.

Основные социальные функции права: интегративная, социализации, социального контроля.

Интегративная функция права направлена на достижение социального согласия, интеграцию социума путем разрешения социальных конфликтов в рамках всеобщих правовых норм.

Правовая интеграция осуществляется не путем навязывания обществу сверху чей-то воли и подавления различий, а посредством взаимосвязи многообразных интересов различных социальных субъектов, находящих в праве свою защиту. Естественно, в обществе функционирует множество регуляторов социальной интеграции – право, нравственность, религия, культура, люди и т. д., под воздействием которых у граждан формируются установки следовать групповым интересам.

Право благодаря своей общезначимости и общеобязательности занимает особое место в этой системе регуляторов. Право стимулирует процесс социальной интеграции, с одной стороны, путем адекватного истолкования смысла основных социальных и правовых ценностей, а с другой – используя репрессивные механизмы, имеющиеся в распоряжении правоприменительных органов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.)

С интегративной функцией тесно связана функция социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом в течение жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, интегрирования их в структуру своей личности и приспособления его к социальному окружению.

Составляющей единого процесса социализации выступает правовая социализация. Под правовой социализацией понимается процесс усвоения личностью стандартов нормативного, правомерного поведения, выработки у человека потребности жить по закону. Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности, исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип государственного устройства, свое видение права, свои нормы и правила участия индивидов в делах общества.

Выделяют три вида правовой социализации:

1. Социализация посредством обучения. Заключается в приобретении правовых знаний и усвоении существующих норм.

2. Социализация путем передачи опыта. Происходит в результате осмысления своего опыта и собственных ошибок, а также жизненного опыта окружающих людей.

3. «Символическая социализация». Это собственные абстрактные представления человека о праве, государстве, нации, стране.

В рамках общего процесса социализации индивида можно выделить отдельно правовое воспитание как процесс формирования системы знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения. Правовое воспитание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения. Задача правового воспитания – превращение правовых ценностей и норм из внешних мотивирующих факторов во внутренние убеждения и реальные поступки, совершаемые в соответствии с правом. От качества правового воспитания во многом зависит уровень развития личности. Правовое воспитание – это не только непрерывный процесс накопления знаний о праве, но и формирования правовой культуры. Общий уровень правовой культуры в обществе является важнейшим фактором правовой социализации индивида.

Правовая культура ориентирована на развитие правового сознания граждан и воздействует на человека одновременно в нескольких направлениях. Во-первых, она способствует социализации индивида, формируя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Во-вторых, правовая культура способствует усвоению индивидом определенной системы ценностей. В-третьих, правовая культура влияет на выработку у индивида навыков, привычек и стереотипов правового поведения.

Как мы отмечали, в процессе правовой социализации личность постепенно интегрируется в систему социальной жизни, переходит к полноценному участию в функционировании гражданского общества, государства и права. Однако процесс социализации не проходит так гладко, как представляется. В ходе ее иногда возникают и искажения, деформации, которые могут породить впоследствии появление у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения. Существенным тормозом на пути к правовой социализации в современном обществе являются традиции правового нигилизма, неверие в закон, его беспристрастность и справедливость.

Однако, вопреки стереотипному представлению о том, что народ не созрел для права и демократии, социологические исследования свидетельствуют о достаточно высокой оценке массовым сознанием таких общедемократических и правовых ценностей, как свобода, права человека, демократические выборы и другие, уже заметно укоренившиеся в массовом сознании.

Третья функция права – социальный контроль. Под ним понимается особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка, посредством которого сводятся к минимуму расхождения между системой ожиданий и требований, предъявляемых обществом к его членам, и их фактическим поведением.

Порядок в обществе поддерживается сложной системой социальных регуляторов правового, экономического, политического, идеологического, нравственного характера. Инструментами социального контроля являются также социальные нормы и ценности, формы социальных взаимоотношений и социальные институты, в которых эти нормативно-ценностные требования общества получают институциональное оформление.

Особое место права в системе соционормативных регуляторов обусловлено, прежде всего, тем, что действенность права как социального регулятора обеспечена государственно-властным принуждением, а также тем, что право в отличие от других социальных регуляторов (норм морали, религии, политики и т. д.) является формой выражения всеобщих интересов. Давая простор одним регуляторам и ограничивая другие, право обеспечивает единство, непротиворечивость и сбалансированность всей системы социальной регуляции.

Социология права призвана дать обоснованные рекомендации по повышению эффективности действий правовых форм и средств социального контроля, направленных на обеспечение необходимой интеграции общества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.167.85 (0.007 с.)