Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные последствия принятия правовых актовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основным показателем необходимости законодательного акта и его социальной полезности является его эффективность. По мнению доктора юридических наук В. В. Лапаевой, эффективность закона – это соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатом их действия при его реализации 1. Иначе говоря, эффективность закона означает, в какой мере его практическое применение реализует поставленные законодателем цели. Действенность закона определяется следующими тремя основными факторами: 1. Зависимостью от содержания самого закона, от его соответствия реальной социально-политической и правовой ситуации в общественной жизни. Оторванный от реальных фактов социальной действительности, не отражающий объективных обстоятельств и реальных социальных потребностей закон не сможет оказать никакого влияния на правовые отношения, не будет действовать. 2. Общим уровнем правосознания и правовой культуры членов общества. Любая правовая норма более действенна и работает в той социальной системе, где подавляющее большинство граждан привыкло уважать закон и руководствоваться им в повседневной жизни. В этом понимании серьезную преграду для реализации действия закона представляет правовой нигилизм, то есть неверие населения в справедливость и действенность права, негативное отношение к исполнению правовых требований. Это обусловлено рядом причин: низкой правовой грамотностью граждан, их незнанием и неинформированностью о своих правах и обязанностях; недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов и нехваткой профессиональных кадров юридического корпуса; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; игнорированием правового законодательства, проявляющимся в неприемлемости «неудобных» конституционных норм; правовом лоббировании, «войне законов»; слабостью правоохранительной и судебной системы. 3. Качественным составом правоохранительных и правоприменительных органов. От компетентности работников этих органов, уровня их культуры и нравственности, неподкупности и порядочности, добросовестности и внимательного отношения к людям зависит дружелюбное отношение и уважение граждан к этим органам, желание помогать им, или, наоборот, негативно, с недоверием и враждебностью, относиться как к лицам, нарушающим собственно личные права, злоупотребляющим своими служебными обязанностями. Социология права призвана содействовать в решении проблемы эффективности существующих правовых норм. Социологические исследования дают возможность получить необходимые эмпирические данные, на основе которых можно делать какие-то теоретические выводы об уровне эффективности принимаемых тех или иных законодательных норм или о причинах их неэффективности, выявить социальные причины и факторы неэффективного применения закона. Эффективность права изучается социологией не как эффективность какой-то одной конкретной нормы, а как эффективность всей правовой системы в целом в данном историческом обществе и с учетом тесной связи со степенью сбалансированности групповых и индивидуальных интересов. Контрольные вопросы и задания 1. Охарактеризуйте сущность правотворческого процесса. 2. Раскройте содержание основных этапов создания законодательных актов. 3. Что такое социология законодательства и ее задачи? 4. Что вы вкладываете в понятие эффективности законодательства? 5. Приведите примеры совпадения и расхождения законодательного решения с общественным мнением.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВА И СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЕГО ДЕЙСТВИЯ Социальные функции права Одну из значительных областей в структуре социологии права, в рамках которой право рассматривается в неразрывном единстве с другими социальными факторами, составляет проблематика социальных функций права и социального механизма действия права. Основные социальные функции права: интегративная, социализации, социального контроля. Интегративная функция права направлена на достижение социального согласия, интеграцию социума путем разрешения социальных конфликтов в рамках всеобщих правовых норм. Правовая интеграция осуществляется не путем навязывания обществу сверху чей-то воли и подавления различий, а посредством взаимосвязи многообразных интересов различных социальных субъектов, находящих в праве свою защиту. Естественно, в обществе функционирует множество регуляторов социальной интеграции – право, нравственность, религия, культура, люди и т. д., под воздействием которых у граждан формируются установки следовать групповым интересам. Право благодаря своей общезначимости и общеобязательности занимает особое место в этой системе регуляторов. Право стимулирует процесс социальной интеграции, с одной стороны, путем адекватного истолкования смысла основных социальных и правовых ценностей, а с другой – используя репрессивные механизмы, имеющиеся в распоряжении правоприменительных органов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.) С интегративной функцией тесно связана функция социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом в течение жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, интегрирования их в структуру своей личности и приспособления его к социальному окружению. Составляющей единого процесса социализации выступает правовая социализация. Под правовой социализацией понимается процесс усвоения личностью стандартов нормативного, правомерного поведения, выработки у человека потребности жить по закону. Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности, исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип государственного устройства, свое видение права, свои нормы и правила участия индивидов в делах общества. Выделяют три вида правовой социализации: 1. Социализация посредством обучения. Заключается в приобретении правовых знаний и усвоении существующих норм. 2. Социализация путем передачи опыта. Происходит в результате осмысления своего опыта и собственных ошибок, а также жизненного опыта окружающих людей. 3. «Символическая социализация». Это собственные абстрактные представления человека о праве, государстве, нации, стране. В рамках общего процесса социализации индивида можно выделить отдельно правовое воспитание как процесс формирования системы знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения. Правовое воспитание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения. Задача правового воспитания – превращение правовых ценностей и норм из внешних мотивирующих факторов во внутренние убеждения и реальные поступки, совершаемые в соответствии с правом. От качества правового воспитания во многом зависит уровень развития личности. Правовое воспитание – это не только непрерывный процесс накопления знаний о праве, но и формирования правовой культуры. Общий уровень правовой культуры в обществе является важнейшим фактором правовой социализации индивида. Правовая культура ориентирована на развитие правового сознания граждан и воздействует на человека одновременно в нескольких направлениях. Во-первых, она способствует социализации индивида, формируя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Во-вторых, правовая культура способствует усвоению индивидом определенной системы ценностей. В-третьих, правовая культура влияет на выработку у индивида навыков, привычек и стереотипов правового поведения. Как мы отмечали, в процессе правовой социализации личность постепенно интегрируется в систему социальной жизни, переходит к полноценному участию в функционировании гражданского общества, государства и права. Однако процесс социализации не проходит так гладко, как представляется. В ходе ее иногда возникают и искажения, деформации, которые могут породить впоследствии появление у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения. Существенным тормозом на пути к правовой социализации в современном обществе являются традиции правового нигилизма, неверие в закон, его беспристрастность и справедливость. Однако, вопреки стереотипному представлению о том, что народ не созрел для права и демократии, социологические исследования свидетельствуют о достаточно высокой оценке массовым сознанием таких общедемократических и правовых ценностей, как свобода, права человека, демократические выборы и другие, уже заметно укоренившиеся в массовом сознании. Третья функция права – социальный контроль. Под ним понимается особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка, посредством которого сводятся к минимуму расхождения между системой ожиданий и требований, предъявляемых обществом к его членам, и их фактическим поведением. Порядок в обществе поддерживается сложной системой социальных регуляторов правового, экономического, политического, идеологического, нравственного характера. Инструментами социального контроля являются также социальные нормы и ценности, формы социальных взаимоотношений и социальные институты, в которых эти нормативно-ценностные требования общества получают институциональное оформление. Особое место права в системе соционормативных регуляторов обусловлено, прежде всего, тем, что действенность права как социального регулятора обеспечена государственно-властным принуждением, а также тем, что право в отличие от других социальных регуляторов (норм морали, религии, политики и т. д.) является формой выражения всеобщих интересов. Давая простор одним регуляторам и ограничивая другие, право обеспечивает единство, непротиворечивость и сбалансированность всей системы социальной регуляции. Социология права призвана дать обоснованные рекомендации по повышению эффективности действий правовых форм и средств социального контроля, направленных на обеспечение необходимой интеграции общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.252 (0.009 с.) |