Социология права как отраслевая социологическая теория, 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология права как отраслевая социологическая теория,



В. А. Владимиров

 

Социология права

 

 

Учебное пособие

 

Минск 2003

 
 


УДК 316.6

ББК 60.55

В 57

 

Автор

В. А. Владимиров, профессор кафедры государственно-правовых

дисциплин, кандидат исторических наук, доцент

 

Рецензенты:

 

И. К. Галко, профессор Белорусского государственного экономического

университета, доктор философских наук;

 

В. И. Малиновский, доцент Академии управления

при Президенте Республики Беларусь, кандидат исторических наук,

 

 

Владимиров В. А.

В 57 Социология права: Учеб. пособие.– Мн.: Институт управления и предпринимательства, 2003.– 72 с.

 

ISBN 985-6639-47-6

 

Излагается общий курс социологии права как отрасли социологической науки. Раскрываются сущность, объект и предмет социологии права, история возникновения и развития, социальная природа и социальные функции права. Даются основные направления юридико-социологических исследований.

Предназначено для студентов и преподавателей Института управления и предпринимательства.

 

УДК 316.6

ББК 60.55

ISBN 985-6639-47-6© В. А. Владимиров, 2003

© Институт управления и предпринимательства, 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В профессиональной подготовке студентов юридических факультетов и вузов значимое место занимает такая учебная дисциплина, как социология права. Профессия юриста немыслима без знания социальных условий возникновения и функционирования правовых норм, социального механизма действия права, сущности правознания и правового поведения индивидов и социальных общностей, социологии юридических организаций, конфликта и правонарушений, социализации личности юриста.

В данном учебном пособии социология права рассматривается как отрасль общей социологии, самостоятельная юридико-социоло-гическая дисциплина.

В книге раскрываются сущность, объект и предмет социологии права, ее методологические основания и структура, история возникновения и развития, социальная природа и социальные функции права, даются основные направления юридико-социологиче-ских исследований.

В социологическом понимании право изучается как многогранное социальное явление, как социальный институт, как регулятор социальных отношений.

По своей структуре учебное пособие состоит из 10 глав и 43 параграфов.

 

 

1. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА КАК ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА

 

 

Социология права как отраслевая социологическая теория,

Ее объект и предмет

Социология права предусматривает изучение права как социального образования, рассматривает его как социальное явление, вооружает студентов знанием и умением анализировать социальные условия возникновения и функционирования правовых актов.

В научной литературе нет единой точки зрения на определение социологии права.

Многие ученые считают социологию права юридической наукой. По мнению других, социология права – это и юридическая дисциплина, и социологическая дисциплина (отрасль общей социологии) [1].

Ряд ученых, например известный французский ученый-правовед Ж. Карбонье, рассматривают социологию права такой же отраслью общей социологии, как и социология образования, социология труда, экономическая социология и т. д.[2]

По определению ученого С. В. Боботова, социология права «представляет собой науку о социальных условиях существования, развития и действия права в обществе» [3].

В «Социологическом словаре» дается следующая формулировка: «Социология права – специальная социологическая теория, изучающая право как социальный институт, как систему регулирования общественных отношений, как процесс формирования правосознания и правотворчества, трансформации юридических норм в социальное поведение личности, социальных групп, классов, различных сфер общественной жизни и общества в целом» [4].

На наш взгляд, эту учебную дисциплину можно определить следующим образом: социология права – отрасль социологии (специальная отраслевая социологическая теория), изучающая социальные закономерности становления, функционирования и развития права в социальной системе общества, механизмы взаимодействия общества и его социального института – права, а также социальные действия индивидов и социальных групп в социально значимых ситуациях.

Известно, что всякая наука предполагает объект изучения. Объектом изучения социологии права является право во взаимодействии с социальной реальностью, с общественной жизнью. Социология права изучает социальное в праве и социальное предназначение (роль) права в жизни социума. Спецификой изучения социологии права является понимание права как сложной, постоянно развивающейся и функционирующей в социальном пространстве и историческом времени системы, зависящей как от типа общества, так и от уровня общественного и индивидуального сознания. В широком смысле социологию права интересуют социальные явления, в которых присутствует правовой элемент, такой как семья, собственность, ответственность и т. д.

Важным объектом в социологии права можно назвать изучение права в качестве социального института. В этом случае право:

а) понимается как порождение социальных потребностей и выполняет функции социального порядка и общественной стабильности путем регулирующей силы законов и их исполнения;

б) играет роль интегративного института, скрепляющего каркаса социальной системы, распространяясь на все стороны жизни людей, деятельность государственных органов, организаций, учреждений;

в) является нормативным институтом, определяя пределы допустимого в поведении граждан, правовые рамки деятельности организаций и облекая в правовые формы государство;

г) закреплено как социальный институт в законодательстве, которое обеспечивается государственными институтами;

д) рассматривается как составная часть действующего в обществе социального контроля, как формы саморегуляции социальной системы;

е) неразрывно связано с политическими институтами общества и потому является инструментом политики;

ж) является частью социокультурных ценностей общества.

Таким образом, право в его целостной совокупности составляет объект социологии права.

Известно, что объект предполагает предмет изучения и может рассматриваться с различных сторон в соответствии с целями и задачами исследования.

Нет единого мнения о предмете социологии права. Ученый-социо-лог Ю. А. Суслов указывает, что социология права изучает:

– социальные источники права;

– социальные функции права;

– состояние правосознания различных групп населения;

– общественное мнение и право;

– взаимодействие моральных и юридических норм;

– социологию деятельности юридических органов;

– состояние правопорядка и социальные причины правонарушений;

– эффективность наказания;

– эффективность профилактики правонарушений 1.

Венгерский академик К. Кульчар считает, что конкретно-социоло-гические исследования в праве нацелены на изучение:

– социальной обусловленности права;

– социального действия, эффективности права и его институтов;

– процесса трансформации правовых норм в социальное поведение личностей, социальных групп, коллективов, классов;

– практики обратного воздействия социальных факторов на право 2.

По нашему мнению, предметом социологии права являются:

– социальная обусловленность правовых норм;

– социальные предпосылки правовых актов и институтов;

– социальные аспекты процесса правотворчества;

– социально-правовой механизм действия права;

– социальные факторы формирования правового сознания личности и социальных групп;

– социальные функции права, его связи с нравственным и эстетическими нормами;

– взаимосвязь правонарушений и правовых актов;

– эффективность деятельности правовых актов и институтов;

– социальные последствия (прогноз), связанные с принятием и введением в общественную жизнь правовых норм и учреждений, и другие.

 

 

Функции социологии права

 

Социология права, как и любая другая научная дисциплина, реализует себя через ряд основных функций. За годы своего становления и развития в социологии права определились следующие функции: познавательная (теоретическая), прогностическая, практическая, критическая, воспитательная.

Познавательная (теоретическая) функция связана с изучением закономерностей развития права как социального института регулирования общественных отношений, тенденций изменения права как социального явления. Опора на социальную и правовую реальность – таков главный принцип в получении научного знания социологией права. Для социологии права недостаточно выявить и зафиксировать юридические явления, ей нужно знать, почему или как возникли эти явления? Юристы рассматривают историю права как последовательное движение правовых явлений: закон заменяет предшествующий, институт следует за институтом, а последующие решения сменяют прежние. Одна из основных задач социологии права – выйти при объяснении правовых явлений за рамки самого права.

Прогностическая функция тесно связана с первой и заключается в выдаче социологией права прогнозов дальнейшего развития законодательства. Опираясь на познавательные данные, социология права имеет возможность выявить перспективы развития различных компонентов права и права в целом, необходимость правового обеспечения социальных явлений и процессов, построить краткосрочный или долгосрочный прогноз изменения законодательства.

Важное значение для законодательства имеют социологические исследования общественного мнения в сфере права и изучение восприятия права и юридических проблем широкими слоями населения. На основе таких исследований, с помощью опросов выявления общественного мнения можно определить общее направление законодательного процесса.

Социология права непосредственно связана с практической функцией. Для социологии права необходима практическая ориентация, без которой социологической науке грозит состояние застоя в отрыве от жизненной деятельности. Как прикладная наука, социология права неразрывно связана с правоведением, обращенным прежде всего к сфере практической деятельности общества. Очевидно, что практическое применение социологии права осуществляется не только в сферах законотворчества и судопроизводства. Она находит применение и в области выработки и заключения договоров, и в нотариальной практике. Социология права может пополнить и арсенал аргументов адвоката или судьи. Научные результаты социологических исследований права – оценки различных характеристик объекта, рекомендации, предложения, планы, разработанные мероприятия помогают определить те сферы общественной жизни, которые требуют правового регулирования, выявить основные пути развития законодательства, изучить эффективность действия законодательных актов.

По мнению Ж. Карбонье, социология права выполняет еще функцию критической оценки догматического права. Любая наука рискует оказаться в плену догматизма. Правовая наука в еще большей степени подвержена такому риску, ибо, оперируя с обязательными для всех правовыми формулами и решениями, она склонна идентифицировать себя с властью.

Юридическая социология может с успехом для права выполнять критическую задачу именно потому, что она независима от него. Социология права разоблачает политическую ангажированность законодателя, показывает те силы, которые оказывают на него давление (например, лоббизм).

Социологические исследования обнаруживают также многочисленные проявления неэффективности существующих правовых норм. Многие законы применяются лишь частично или совсем не применяются.

Смысл критической функции социологии права заключается в увеличении потенциала юридико-социологических исследований.

Воспитательная функция социологии права выражается в том, что она участвует в воспитании граждан, формировании их мировоззрения, значительно повышает уровень их правовой культуры, формирует правовое сознание населения.

В заключение отметим, что деление основных функций социологии права условно. Функции социологии права взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга и используются, как правило, в единстве.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение объекта и предмета социологии права.

2. Что такое социология права?

3. Назовите и охарактеризуйте основные функции социологии права.

4. Какое место занимает социология права среди социально-гумани-тарных и юридических наук?

5. Раскройте социально-правовые идеи в рамках классической социологии (взгляды Э. Дюркгейма, М. Вебера, Е. Эрлиха и др.).

6. В чем специфика взглядов представителей русской социологии права (Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, Л. М. Петражицкий)?

7. Охарактеризуйте развитие социологии права в ХХ – начале ХХІ веков.

 

 

Его основные этапы

Его особенности

Правотворческий процесс на всех этапах своего развития является не только объектом изучения правоведения, но и социологии. Причем социологические аспекты правотворческого процесса прослеживаются по всем этапам создания законодательных актов.

Во-первых, социология призвана выявить и обосновать систему социальных (экономических, природных, политических, идеологических, психологических) факторов, влияющих на официальную правотворческую деятельность.

Будучи по своей природе социальным явлением, правотворческий процесс реализует определенные интересы социальных групп и слоев и уже в силу этого подлежит социологическому исследованию. Так, на этапе подготовки текста правового акта следует изучить, в какой степени на содержание нормативного проекта влияют интересы, мнения, традиции различных групп населения, в том числе и представителей государственных структур. На этапе обсуждения законопроекта важно исследовать активность граждан в его обсуждении, какие классы, слои, социальные группы высказывают замечания и предложения к проекту и в чем они заключаются; в какой мере эти замечания учитываются в процессе и в результате обсуждения и входят в окончательную редакцию закона.

Во-вторых, социология изучает степень влияния стратификации общества на правотворческий процесс; как различные социальные группы населения по полу, возрасту, уровню образования, социальному положению и другим социальным признакам влияют на его содержание и эффективность.

В-третьих, социологи могут изучать и давать практические рекомендации по принимаемым подзаконным актам, которые издаются во исполнение законов и не должны создавать новые правовые нормы. Вместе с тем для общества чрезвычайно опасна практика негласного введения и использования директив и подзаконных актов, фактически противоречащих духу существующего законодательства и ограничивающих права индивидов, позволяющие руководителям молчаливо присваивать себе право попирать права исполнителей (граждан) и даже вершить насилие над людьми.

Историки, социологи, юристы, изучая период политических репрессий в нашей стране, отмечают, что эта система насилий вершилась в большинстве случаев на основе подзаконных актов.

 

 

Сущность и структура

Социология законодательства – это раздел социологии права, представляющий собой комплекс теоретических и эмпирических социологических исследований и изучающий социальные аспекты законотворческого процесса.

У истоков законодательной социологии стоят видные ученые: английский социолог Г. Спенсер и французский профессор Ж. Карбонье, которые считали, что социологи могут помочь улучшению функционирования законодательных норм. Г. Спенсер, например, указывал, что бедствия, причиненные невежественными законодателями, многочисленнее происшедших из-за невежества врачей. Об ошибках законодателей говорит практика отмены или исправления уже принятых законов и практика принятия «мертвых» законов, то есть таких, которые не работают.

Практика показывает, что без участия социологии в правотворческом процессе очень велика вероятность того, что ряд принимаемых законов окажутся неэффективными и не будут применяться.

Итак, социологические исследования права необходимы для того, чтобы:

– сводить к минимуму возможное негативное действие закона;

– изучать условия общественной жизни, причинно-следственные связи, изменяющиеся принятым юридическим законом;

– показывать, как влияет закон на судьбы людей;

– анализировать реакцию общественного мнения о принятом законе;

– обеспечивать гласность в отношении осуществляемого в обществе правотворческого процесса;

– выявлять имеющиеся в общественной жизни социальные проблемы, требующие законодательного решения. Например, нуждаются в непосредственном вмешательстве социологии для изучения и поисков путей преодоления такие социальные пороки общественной жизни, как проституция и наркомания, существование которых в советском обществе замалчивалось и никаких попыток для решения этих проблем не предпринималось.

Среди подобных проблем следует назвать и такое явление, как лоббизм, когда образовавшиеся теневые группы оказывают направленное давление на законодателя посредством прямого подкупа.

Кроме того, в ряде случаев проявляется бездейственность существующих законов по отношению к лицам, близким к власти, обладающим капиталами, социальным влиянием.

Социология законодательства должна фиксировать факты названных «исключений из правил» и исследовать причины подобных явлений и типичные формы нарушения действующих законов. В настоящее время такими типичными нарушениями законодательства, на наш взгляд, являются неприменение норм, зафиксированных в конституции, произвольное толкование смысла конституционных положений, несоблюдение установленных в законодательстве процедур принятия решений и т. д. Особенно ощутимы проблемы в законодательной практике, связанной с развитием рыночной экономики. В ходе рыночных реформ издано множество законов, регулирующих различные аспекты предпринимательской деятельности, рыночных отношений, приватизации, однако большинство из законов действуют без учета содержания друг друга, зачастую даже противоречат в различных положениях один другому. Именно поэтому многие принятые законодательные акты остаются бездействующими, а граждане в своей деятельности с легкостью находят способы благополучно их обходить. Например, неуплата налогов или уплата их не в полном объеме стала наиболее типичной и массовой формой правонарушения в современном обществе.

В рамках социологии законодательства принято выделять предзаконодательную, собственно законодательную и послезаконодательную социологию.

Предзаконодательная социология исследует вопросы, связанные с изучением общественного мнения по социальным проблемам, требующим законодательного регулирования.

Собственно законодательная социология занимается непосредственным социологическим обеспечением законотворческого процесса: прогнозированием развития общественных потребностей в правовом регулировании и создании правовых норм, проведением научно-практических исследований содержания законопроектов, законодательных экспериментов, опросов и экспресс-опросов, позволяющих сделать обоснованные выводы общественного мнения о правовых нововведениях.

Послезаконодательная социология исследует отношение общественного мнения к уже вступившим в силу законодательным актам, а также эффективность действия принятых правовых норм. Данная социология занимается и выявлением причин неэффективности ряда законов, поиском социальных помех, препятствующих нормальному их функционированию. Она решает эти задачи путем статистических исследований и опросов, позволяющих обратить на них внимание общественного мнения и правоохранительных органов.

Согласно К. Кульчару, социологические исследования правотворческого процесса ведутся преимущественно в следующих трех направлениях: изучение связи, существующей между обществом как социальной структурой и действующем в нем правом; исследование динамики развития общества и генерируемых им правовых норм; изучение и социологическая корректировка практики нормотворчества.

Законодательная социология пользуется такими сложными исследовательскими технологиями, как моделирование и опрос мнений.

Моделирование представляет собой разработку социологом условий модели законопроекта и генетическое воссоздание ситуации, когда этот закон работает. Создавая законодательную модель и условно полагая, что она уже является законом, социолог исследует, какие возможные последствия можно иметь при принятии соответствующего закона.

Широко применяется в сфере социологии законодательства метод опроса, с помощью которого выясняется общественное мнение населения о законопроекте. Если последний устраивает общественное мнение, то это свидетельствует о соответствии его реальным потребностям социальной жизни. Преимущество опроса как метода исследования применительно к социологии законодательства заключается в том, что он позволяет выяснить мнение различных социальных, половозрастных и этнических групп населения по поводу конкретного законопроекта. Данные, полученные в результате опроса, могут существенно повлиять на принятие или непринятие тех или иных законопроектов. В то же время игнорирование результатов общественного мнения может отрицательно сказаться на эффективности применения принятой законодательной нормы.

 

 

ЕГО ДЕЙСТВИЯ

Социальные функции права

Одну из значительных областей в структуре социологии права, в рамках которой право рассматривается в неразрывном единстве с другими социальными факторами, составляет проблематика социальных функций права и социального механизма действия права.

Основные социальные функции права: интегративная, социализации, социального контроля.

Интегративная функция права направлена на достижение социального согласия, интеграцию социума путем разрешения социальных конфликтов в рамках всеобщих правовых норм.

Правовая интеграция осуществляется не путем навязывания обществу сверху чей-то воли и подавления различий, а посредством взаимосвязи многообразных интересов различных социальных субъектов, находящих в праве свою защиту. Естественно, в обществе функционирует множество регуляторов социальной интеграции – право, нравственность, религия, культура, люди и т. д., под воздействием которых у граждан формируются установки следовать групповым интересам.

Право благодаря своей общезначимости и общеобязательности занимает особое место в этой системе регуляторов. Право стимулирует процесс социальной интеграции, с одной стороны, путем адекватного истолкования смысла основных социальных и правовых ценностей, а с другой – используя репрессивные механизмы, имеющиеся в распоряжении правоприменительных органов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.)

С интегративной функцией тесно связана функция социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом в течение жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, интегрирования их в структуру своей личности и приспособления его к социальному окружению.

Составляющей единого процесса социализации выступает правовая социализация. Под правовой социализацией понимается процесс усвоения личностью стандартов нормативного, правомерного поведения, выработки у человека потребности жить по закону. Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности, исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип государственного устройства, свое видение права, свои нормы и правила участия индивидов в делах общества.

Выделяют три вида правовой социализации:

1. Социализация посредством обучения. Заключается в приобретении правовых знаний и усвоении существующих норм.

2. Социализация путем передачи опыта. Происходит в результате осмысления своего опыта и собственных ошибок, а также жизненного опыта окружающих людей.

3. «Символическая социализация». Это собственные абстрактные представления человека о праве, государстве, нации, стране.

В рамках общего процесса социализации индивида можно выделить отдельно правовое воспитание как процесс формирования системы знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения. Правовое воспитание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения. Задача правового воспитания – превращение правовых ценностей и норм из внешних мотивирующих факторов во внутренние убеждения и реальные поступки, совершаемые в соответствии с правом. От качества правового воспитания во многом зависит уровень развития личности. Правовое воспитание – это не только непрерывный процесс накопления знаний о праве, но и формирования правовой культуры. Общий уровень правовой культуры в обществе является важнейшим фактором правовой социализации индивида.

Правовая культура ориентирована на развитие правового сознания граждан и воздействует на человека одновременно в нескольких направлениях. Во-первых, она способствует социализации индивида, формируя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Во-вторых, правовая культура способствует усвоению индивидом определенной системы ценностей. В-третьих, правовая культура влияет на выработку у индивида навыков, привычек и стереотипов правового поведения.

Как мы отмечали, в процессе правовой социализации личность постепенно интегрируется в систему социальной жизни, переходит к полноценному участию в функционировании гражданского общества, государства и права. Однако процесс социализации не проходит так гладко, как представляется. В ходе ее иногда возникают и искажения, деформации, которые могут породить впоследствии появление у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения. Существенным тормозом на пути к правовой социализации в современном обществе являются традиции правового нигилизма, неверие в закон, его беспристрастность и справедливость.

Однако, вопреки стереотипному представлению о том, что народ не созрел для права и демократии, социологические исследования свидетельствуют о достаточно высокой оценке массовым сознанием таких общедемократических и правовых ценностей, как свобода, права человека, демократические выборы и другие, уже заметно укоренившиеся в массовом сознании.

Третья функция права – социальный контроль. Под ним понимается особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка, посредством которого сводятся к минимуму расхождения между системой ожиданий и требований, предъявляемых обществом к его членам, и их фактическим поведением.

Порядок в обществе поддерживается сложной системой социальных регуляторов правового, экономического, политического, идеологического, нравственного характера. Инструментами социального контроля являются также социальные нормы и ценности, формы социальных взаимоотношений и социальные институты, в которых эти нормативно-ценностные требования общества получают институциональное оформление.

Особое место права в системе соционормативных регуляторов обусловлено, прежде всего, тем, что действенность права как социального регулятора обеспечена государственно-властным принуждением, а также тем, что право в отличие от других социальных регуляторов (норм морали, религии, политики и т. д.) является формой выражения всеобщих интересов. Давая простор одним регуляторам и ограничивая другие, право обеспечивает единство, непротиворечивость и сбалансированность всей системы социальной регуляции.

Социология права призвана дать обоснованные рекомендации по повышению эффективности действий правовых форм и средств социального контроля, направленных на обеспечение необходимой интеграции общества.

 

 

Действия права

Право, как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, автоматически не работает. Средством его функционирования в обществе выступает социально-правовой механизм действия, основные элементы которого следующие:

1. Знание соответствующих правовых норм работниками всех ветвей власти на всех уровнях и их умение ими пользоваться и применять в своей практической деятельности.

2. Объективное использование норм права должностными лицами всех ветвей власти на всех уровнях.

3. Использование прокуратурой правовых норм обеспечения верховенства закона, укрепления законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

4. Законная и обоснованная деятельность судов Республики Беларусь на основе правоприменительной системы по охране от посягательств на личные права и свободы граждан, конституционного строя, государственных и общественных интересов, прав юридических лиц.

5. Надлежащее выполнение органами милиции на основе закона следующих задач: охраны общественного порядка, обеспечения личной и имущественной безопасности граждан; предотвращения и пресечения преступлений и других правонарушений; защиты всех форм собственности и т. д.

6. Обеспечение мер правовой защиты должностных лиц всех ветвей власти при исполнении ими служебных обязанностей, а также привлечения их к дисциплинарной и другой ответственности за случаи злоупотребления властью, принятия незаконных решений и другие правонарушения.

7. Научно обоснованный анализ применения законодательства ветвями власти с учетом общественного мнения (положительные тенденции, негативные явления, недостатки и недоработки, их причины объективного и субъективного характера, формы и методы совершенствования).

8. Анализ результативности деятельности органов милиции, прокуратуры, суда, адвокатуры в борьбе с криминальным миром, изучение не только внешних проявлений деяний преступников, но и мотивов этих поступков.

9. Выявление противоречий при применении правовых норм, их совершенствование, обновление и доработка.

10.Доведение правовых норм и законодательных актов до всеобщего сведения, активное формирование правосознания у населения, знание права, выработка правомерных поведенческих установок.

11.Направление поведения индивидов, коллективов, социальных групп, классов, общества путем постановки в законах и других правовых актах социально-полезной цели.

12.Формирование социально-полезных образцов поведения, позитивного отношения как к самим правовым нормам, так и к их реализации в общественной жизни, престижа права в обществе.

13.Активизация правомерного поведения людей посредством обеспечения здорового материального, духовного и нравственного образа жизни общества, нормального морально-психологического климата.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность интегративной функции права?

2. Расскажите о правовой социализации как социальной функции права.

3. Охарактеризуйте функцию социального контроля права.

4. Что такое социальный механизм действия права?

5. Раскройте основные направления социального механизма действия права.

5. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Социологическое изучение правосознания предполагает рассмотрение отношения к праву и закону различных социальных групп, каждая из которых занимает определенное положение в иерархической структуре общества, что обусловливает их различия в понимании прав, свобод, в оценках действующего законодательства.

Более всего осведомлены в правовых вопросах представители средних и высших слоев населения (предприниматели, чиновники, хозяйственная и политическая элита, руководители предприятий, организаций и учреждений, менеджеры, интеллигенция), так как являются в большинстве своем высокообразованными людьми и регулярно обращаются к правовым нормам в процессе своей профессиональной деятельности.

Правовые знания каждой из вышеперечисленных социальных групп имеют четко выраженную практическую направленность. Так, социальной группе предпринимательского слоя присущи свои представления о праве, представителям административных групп – свои.

Профессиональная деятельность бизнесменов, менеджеров, работников торговли и сервиса, администраторов, ряда других слоев населения побуждает многих из них получать профессиональную юридическую подготовку. Развитие рыночной экономики привело к появлению людей делового мира, для которых знание правовых норм и их применение стало жизненной необходимостью.

Определенная юридическая подготовка нужна и для политиков, участвующих в избирательных кампаниях по выборам органов власти, а также для других лиц, участвующих в предвыборном процессе.

Помимо знаний, идей, представлений о праве правосознание включает и отношение различных социальных субъектов к правовым нормам.

В царской России право не относилось к разряду первостепенных социальных ценностей, а «находилось в наибольшем загоне» из всех культурных ценностей. Демократические писатели XIX в. видели причину убогого состояния правосознания российского общества в правовой незащищенности, неравенстве перед судом.

В советский период большинству населения было присуще равнодушное отношение к праву. Право ассоциировалось с законом в его императивной форме, с наличием в законе приказа действовать так, а не иначе под угрозой санкций, запретов, нарушение которых влекло негативные последствия. Высшим авторитетом выступала правящая партия, право же понималось как орудие власти и принуждения. Партийная идеология целенаправленно формировала у населения правовую дезориентированность, провозглашая, например, идею защиты прав человека как «буржуазный пережиток». Как правило, закон на уровне обыденного сознания зачастую ассоциировался с уголовным законом. В гораздо меньшей степени закон воспринимался в другом аспекте – как дающий права, гарантии, правомочия.

Сознание самых разных слоев общества по-прежнему носило «просительный характер». Правовой нигилизм подкреплялся репрессиями, господством «презумпции виновности», «позвоночным правом». Советская юридическая система отдавала приоритеты политической целесообразности.

Эпоха перестройки, хотя в обществе и было провозглашено господство права и закона, не смогла быстро изменить отношение населения к праву.

Переходный период в развитии общества потребовал правового регулирования всей системы общественных отношений, осуществление которого диктовало необходимость наличия специальных групп людей, обладающих профессиональными юридическими знаниями.

Особенность правосознания общества в то время заключалась в парадоксе между правовым нигилизмом, отторжением от права как регулятора отношений, неприятием права и престижностью юридических профессий. Конкурс в юридические вузы в начале ХХI в. достаточно





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.92.194 (0.023 с.)