Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Социология девиантного поведения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальные нормы и ценности. Понятие девиации. Некоторые предпосылки анализа дискурса девиантности. Попытка объяснения девиации. Биологические, психологические, культурологические, социологические, теория Р. Мертона, теория стигматизации и др. теории. Основные виды девиации: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Девиация в молодежной среде. Молодежный экстремизм. Коррупция как социальная патология. Система социального контроля и социальный патронаж. Роль правоохранительных органов в преодолении девиации.
Тема 9. Социология семьи Семья как социальный институт. Типология семей. Функции семьи, их динамика и трансформация. Семья и семейные отношения в современном мире. Кризис семьи. Мотивы и динамика браков и разводов. Партнерство, родительство, одиночество. Преодоление внутрисемейных конфликтов. Сплоченность семьи: внутренние и внешние факторы. Критерии успешного брака. Семья и дети. Насилие в семье. Положение женщин в обществе и семье. Гендерная социология. Феминизм и гендер: традиции и стратегия изучения. Гендерная картина мира. Гендерный идеал. Семья – субъект и объект государственной политики.
Тема 10. Основы прикладной социологии. Программа конкретного социологического исследования Понятие методологии, метода, методики и процедуры в социологическом исследовании. Функции и назначение прикладного социологического исследования. Понятие, структура, цели и функции социологического исследования. Виды социологического исследования: разведывательное, описательное, аналитическое, точечное и панельное. Этапы социологического исследования. Подготовка исследования: формулирование темы, разработка программы и инструмента исследования. Методологический раздел программы: определение проблемы, цели и задачи объекта и предмета исследования, формулировка гипотез, предварительный системный анализ объекта исследования. Полевой этап: сбор эмпирической информации, анализ информации об исследуемом объекте, проведение обследования по составленной методике. Первичная обработка материалов социологического исследования. Подготовка информации к обработке. Анализ полученных данных, их теоретическое осмысление, формулировка эмпирических закономерностей. Составление отчета по итогам исследования, разработка выводов и рекомендаций.
Тема 11. Методы исследования в социологии Общая характеристика методов исследования, применяемых в социологии. Классификация методов. Метод наблюдения. Наблюдение как источник социологической информации. Классификация видов наблюдения, их характеристика. Преимущества и недостатки наблюдения. Анализ документальных источников. Классификация документов. Методы анализа. Традиционные приемы социологического изучения документов. Формальный анализ. Контент-анализ (категории, индикаторы, единицы текста, объем, статистическая обработка, интерпретация). Опрос как метод социологического исследования, его познавательные и исследовательские возможности. Программа опроса, ее структура и функции. Этапы и процедура опроса. Виды опроса. Анкетный опрос (Техника процедуры. Объективность. Структура, классификация вопросов, композиция анкеты, специфика анкетного опроса). Интервью (классификация, приемы поведения). Почтовый опрос (специфика, способы повышения эффективности). Экспертный опрос (особенности, типичная логика). Социометрия. Социальный эксперимент. Тема 12. Социология права Право и общество. Государство и право. Правовое государство. Гражданское общество. Реформирование правовой системы российского общества. Полиция как социальный институт. Личность и право. Правовой статус личности. Правосознание как проблема социологии права. Профессиональное правосознание юристов. Право и мораль. Правовая культура. Преступность как социальное явление. Коррупция как социальная патология. Молодежный экстремизм. Молодежные субкультуры. Преступность подростков. Девиантное поведение в молодежной среде. Типология специфически молодежных конфликтов. Государственная молодежная политика как механизм институциональной регуляции. Социальная саморегуляция в молодежной среде.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Объект, предмет, структура и функции социологии. 2. Социология и её роль в преобразовании российского общества. 3. Социология и право. 4. О. Конт как основоположник социологической науки. 5. Социологическая теория Г. Спенсера. 6. Э. Дюркгейм о правилах социологического метода. 7. Социология М. Вебера. 8. Методология социологического познания М. Вебера. 9. П. А. Сорокин: Судьба и творческая деятельность. 10. История развития социологии в России. 11. Теории социального конфликта (К. Маркс, Л. Козер, Р. Дарендорф). 12. Феноменологическая социология. 13. Постмодернизм как направление в социальной теории. 14. Чикагская школа эмпирической социологии. 15. Общество как социальная система: социальные связи и взаимодействия. 16. Специфика процесса модернизации в России. 17. Проблемы формирования гражданского общества в современной России. 18. Образование как социальный институт. 19. Социальные институты: сущность и социальные эффекты. 20. Функции системы ОВД как социального института. 21. Классики социологической мысли о проблемах социальной стратификации. 22. Проблемы формирования среднего класса в России. 23. Теория элит. Особенности формирования элиты в современном российском обществе. 24. Основные тенденции развития социальной структуры российского общества в постсоветский период. 25. Социология бедности. 26. Маргиналы как объект социологии. 27. Маргинальность. Феномен маргинальной культуры. 28. Социология культуры. 29. Формирование правовой культуры молодежи в современной России. 30. Понятие личности в социологии и психологии. 31. Теория личности в зарубежной социологии. 32. Роль личности в социальной группе. Феномен лидерства. 33. Статус и роль сотрудника ОВД в современном обществе. 34. Ценностные ориентации студентов. 35. Молодежь как социальная группа. 36. Социология девиантного поведения как специальная социологическая проблема. 37. Профилактика криминогенного поведения молодежи. 38. Девиация в молодежной среде. 39. Преступность как социальное явление. 40. Деликвентность и социальный контроль. 41. Социология права. 42. Правовой нигилизм в современной России. 43. Семья и демографическая ситуация в России. 44. Проблемы насилия в семье. 45. Молодая семья как объект семейной политики. 46. Эмпирическая социология: познавательные и исследовательские возможности. 47. Социологическое наблюдение как метод социологического исследования. 48. Метод анализа документов в социальном познании. 49. Опрос как метод социологического исследования. 50. Социологическая анкета: методика и техника составления. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Объект и предмет познания социологии. 2. Структура социологии. Основные категории социологической науки. 3. Социология в системе социогуманитарных наук. Функции социологии. 4. Социология и право. 5. Предпосылки возникновения социологии как науки. Социологические теории О. Конта и Г. Спенсера. 6. Социология Э. Дюркгейма («социологизм» и учение о методе). 7. Социология М. Вебера. 8. Формальная школа в социологии. (Г. Зиммель, Ф. Теннис). 9. Современная западная социология: этапы и теории. 10. Теория социального конфликта Л. Козера и Р. Дарендорфа. 11. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. 12. Отечественная социологическая мысль: историческое наследие и современное состояние. 13. Сорокин П. А.: судьба и творческая деятельность. 14. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса. 15. Общество как система. Типология обществ. 16. Особенности модернизации современного российского общества. 17. Определение понятия «социальный институт». Типы и функции социальных институтов. 18. Теория элит. Особенности формирования элиты в современном российском обществе. 19. Проблемы формирования среднего класса в России. 20. Классовый и стратификационный подходы к анализу социальной структуры. 21. Тенденции и особенности изменения социально-стратификационной структуры России в постсоветский период. 22. Социальная мобильность: природа и типология. 23. Маргинальность как социальное явление. 24. Семья как социальный институт. Функции семьи, их динамика и трансформация. 25. Мотивы и динамика браков и разводов. 26. Типология семейно-брачных отношений. 27. Гендерная социология. Положение женщины в обществе и семье. 28. Статусно-ролевая теория личности. 29. Социализация личности. Первичная и вторичная социализации. 30. Социология девиантного поведения. 31. Теории девиации. 32. Теория аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон). 33. Основные виды девиантного поведения в современном российском обществе. 34. Девиация в молодежной среде. 35. Девиантное поведение и социальный контроль. 36. Функции культуры в обществе. Социокультурные особенности современного российского общества. 37. Массовая культура в современном российском обществе. 38. Общая характеристика методов прикладной социологии. 39. Метод, техника, методика, процедура социологического исследования. 40. Анкетный опрос: техника, структура, типы вопросов в анкете. 41. Виды анкетирования. 42. Пилотаж анкеты. 43. Социологическая анкета: методика составления. Композиция и оформление анкеты. 44. Интервью: классификация, приемы проведения. 45. Анализ документальных источников. Классификация документов. 46. Контент-анализ. 47. Метод наблюдения. Классификация видов наблюдения и их характеристика. 48. Программа конкретного социологического исследования. Этапы программы. 49. Определение проблемы, объекта и предмета исследования. 50. Гипотеза в социологическом исследовании. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Объект и предмет познания социологии. 2. Структура социологии. Основные категории социологической науки. 3. Социология в системе социогуманитарных наук. Функции социологии. 4. Социология и право. 5. Предпосылки возникновения социологии как науки. Социологическая теория О. Конта. 6. Социологическая теория Г. Спенсера. 7. Социология Э. Дюркгейма («социологизм» и учение о методе). 8. Социология М. Вебера. 9. Формальная школа в социологии. (Г. Зиммель, Ф. Теннис). 10. Социологическая теория В. Парето. 11. Современная западная социология: этапы и теории. 12. Теория социального конфликта Л. Козера и Р. Дарендорфа. 13. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. 14. Отечественная социологическая мысль: историческое наследие и современное состояние. 15. П. А. Сорокин: судьба и творческая деятельность. 16. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса. 17. Общество как система. Типология обществ. 18. Особенности модернизации современного российского общества. 19. Определение понятия «социальный институт». Типы и функции социальных институтов. 20. Теория элит. Особенности формирования элиты в современном российском обществе. 21. Проблемы формирования среднего класса в России. 22. Классовый и стратификационный подходы к анализу социальной структуры. 23. Тенденции и особенности изменения социально-стратификационной структуры России в постсоветский период. 24. Модели социальной стратификации западного и российского общества. 25. Социальная мобильность: природа и типология. 26. Маргинальность как социальное явление. 27. Семья как социальный институт. Функции семьи, их динамика и трансформация. 28. Мотивы и динамика браков и разводов. 29. Типология семейно-брачных отношений. 30. Гендерная социология. Положение женщины в обществе и семье. 31. Социологическое понятие личности. 32. Статусно-ролевая теория личности. 33. Социальная роль. Ролевые конфликты и способы их разрешения. 34. Социализация личности. Первичная и вторичная социализации. 35. Агенты и институты социализации. 36. Социология девиантного поведения. 37. Теории девиации (биологические, культурологические, психологические). 38. Теории девиации (теория конфликтов, теория стигматизации). 39. Теория аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон). 40. Основные виды девиантного поведения в современном российском обществе. 41. Девиация в молодежной среде. 42. Девиантное поведение и социальный контроль. 43. Социология конфликта. Конфликты в постсоветской России. 44. Основные категории социологии культуры. 45. Функции культуры в обществе. Социокультурные особенности современного российского общества. 46. Массовая культура в современном российском обществе. 47. Социология права. 48. Общая характеристика методов прикладной социологии. 49. Метод, техника, методика, процедура социологического исследования. 50. Анкетный опрос: техника, структура, типы вопросов в анкете. 51. Виды анкетирования. 52. Пилотаж анкеты. 53. Социологическая анкета: методика составления. Композиция и оформление анкеты. 54. Интервью: классификация, приемы проведения. 55. Анализ документальных источников. Классификация документов. 56. Контент-анализ. 57. Метод наблюдения. Классификация видов наблюдения и их характеристика. 58. Программа конкретного социологического исследования. Этапы программы. 59. Определение проблемы, объекта и предмета исследования. 60. Гипотеза в социологическом исследовании. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН к рабочей учебной программе дисциплины «Социология» по специальности «Юриспруденция»; срок обучения 5 лет
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН к рабочей учебной программе дисциплины «Социология» по специальности «Финансы и кредит»; срок обучения 5 лет
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.123.103 (0.009 с.) |