Виды методов социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды методов социологического исследования



Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

§ анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;

§ интервьюирование, которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).

Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.

Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.

Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.

Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.). Наблюдение как научный метод широко применяется в психологии и социальной психологии, специализирующихся на изучении поведения людей, однако в социологии данный метод также нашел свое предметное полей позволяет с успехом решать многие вопросы социологического анализа.

Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов- протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д. Данный социологический эмпирический метод помогает уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий.

Главной чертой развития современного информационного общества становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Распространение интернет-практик, или онлайн-практик, не могло не отразиться на развитии методологии социологической науки, изучающей общество и все многообразие процессов, происходящих в нем.

Так, на «круглом столе» III Всероссийского конгресса, проходившего в Москве в октябре 2008 г., Н. В. Корытниковой была обозначена проблема применения метода онлайн-опроса в социологии. Социологам, как правило, бывает недостаточно информации, получаемой только традиционными методами сбора и обработки информации; им требуются методы интерактивного и доступного взаимодействия с «онлайн»-респондентами. Чтобы обеспечить доступ к информации из различных источников, а также электронное взаимодействие с респондентами, используются новые средства обработки и получения информации, подобные глобальным поисковым системам и электронной почте. Однако несмотря на то что общество становится сетевым, возможностям интернет-технологий при создании нового программного обеспечения для работы социологов с эмпирической информацией уделяется недостаточно внимания.

Применение онлайн-опросов в эмпирической социологии требует анализа репрезентативности данных, добытых таким способом, поскольку возникают вопросы о достоверности информации, полученной по сети Интернет, а также о процедуре сбора информации в процессе онлайн-опроса. Пока ответов на данные вопросы нет, что препятствует распространению онлайн-методов в социологии и серьезному отношению к ним социологического научного сообщества.

Один и тот же предмет исследования может подвергаться социологическому анализу несколько раз, благодаря чему можно проследить его развитие в динамике. В зависимости от этого в прикладной социологии принято различать точечное и повторное исследование.

Точечное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития.

Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта. При этом повторное исследование имеет свои особенности, связанные с исследуемой выборочной совокупностью (совокупность респондентов).

Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование называется панельным.

В целом классификация видов социологического исследования приведена на рис. 1.1

 

4 Основные этапы развития социологической мысли и принципы периодизации истории социологии

Два основных подхода к определению исторических рамок существования социологии: а) социология появляется уже в трудах древнегреческих философов, прежде всего, Платона и Аристотеля. У Платона при этом обращают внимание на концепцию трех слоев общества (теория социальной стратификации), а у Аристотеля – на использованный им в «Политике» инструментарий сравнения реальных политических режимов; б) подход, связывающий появление социологии со становлением общества модерна (т.е. Нового времени, последняя треть XVIII века): не смешивает социологию с историей социальной мысли, которая сама по себе действительно имеет огромную историю.

Этапы развития социологии:

1) классический (с XVIII по начало XX века);

2) социология XX века;

3) конец 1970-х – начало 1980-х годов. Попытка разорвать не только с классической, но и с социологией XX века.

Классический этап заканчивается Дюркгеймом и Вебером, а третий отражает радикальный пересмотр науки, связанный со становлением постиндустриального общества.

По М. Элброу:

1) универсализм (классическая стадия: стремление понять социальные процессы как всеобщие, вневременные и аналогичные универсальным природным закономерностям). Это время Конта, Спенсера, господства социал-дарвинизма;

2) становление национальных школ (классические теории Вебера с акцентом на рационализм (Германия), Дюркгейма о социокультурных факторах (Франция), Тойнби о циклических цивилизациях (США), П. Сорокин). Концептуальный империализм – борьба за господство определенной парадигмы и нетерпимость к конкурентам;

3) период противостояния политико-идеологических систем после Второй мировой войны. Мировая социология консолидировалась в двух соперничающих направлениях: марксистской и структурно-функционалистской (Парсонс и Мертон);

4) период индигенизации, т.е. «отуземливания» социологии (с 70-х годов ХХ века). Появление особых национальных и социокультурных социологических школ, указывающих на специфику разнообразных культур и традиций народов развивающихся стран. Появляются школы в Африке, Латинской Америке;

5) глобализация. Стремление объединить усилия всех школ и направлений. Речь идет о полном переосмыслении концепции социального пространства, связанного с принципиально новым этапом существования человечества.

Объединяя оба подхода, можно заметить, что постиндустриальной социологии свойственна не только попытка уйти от прежней социологии (от ее ошибок, тупиков и заблуждений), но и создать социологию, более соответствующую принципиально новому типу общественной организации, которую, по мнению многих ученых, принесло постиндустриальное общество.

 

5Классические социологические теории: позитивизм (Огюст Конт), эволюционизм (Г.Спенсер), социологизм (Э.Дюркгейм).

 

Суть основанного Контом

позитивизма (от лат- положительный) можно свести к следующему. Социологии не следует заниматься субъективными (односторонний взгляд) рассуждениями и абстрактным (отвлеченным) бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно -такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук - биологии, анатомии и др., должна быть столь же конкретной и доказательной, как они.

Таким образом, позитивисты выступали за построение ОБЩЕСТВОзнания по модели ЕСТЕСТВОзнания. Такая «объясняющая социология», по их мысли, должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.

Другим основателем социологии является английский социолог Герберт Спенсер

, он полагал, что "невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии". Основываясь на этой идее, он пытался методологически обосновать социальный органицизм. Во-первых, общество и организмы в отличие от неорганической природы, растут и развиваются. Во-вторых, процессы роста общества и организмов сопровождаются увеличением сложности их органов и частей. В-третьих, в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур. В-четвертых, в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма отдельные их части могут определенное время продолжать существовать самостоятельно.

Аналогия общества с живым организмом позволила Г. Спенсору выделить внутри общества три различные подсистемы: поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика), 3. распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества (государственная власть).

По мнению Эмиля Дюркгейма,

социологическое познание должно быть направлено не на сознание отдельных индивидов. Предметом социологии должны выступать «социальные факты», которые следует «изучать как вещи», стоящие над каждым из членов общества. Социальные факты

- это особые, общественные явления, порожденные объединенными действиями людей и их коллективным сознанием (моральные и правовые нормы, традиции, отношение к религии, науке). Именно социальные факты отличают одно общество от другого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.138.170 (0.009 с.)