Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность и функции экономики как социального институтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основными функциями экономики как социального института являются: § согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей; § удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций; § укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами; § поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей. Главная цель деятельности социального института — достижение стабильности и ее поддержание. Устойчивость экономики как социального института обусловлена прежде всего такими объективными факторами, как территориальные и климатические условия, наличие человеческих ресурсов, уровень развития материального производства, состояние реального сектора экономики, социальная структура общества, правовые условия и законодательная база функционирования экономики. Экономику и политику чаще всего считают социальными институтами, которые оказывают наибольшее влияние на развитие общества и его стабильность как социальной системы. Экономика как социальный институт создает материальный базис для развития социальных отношений, ибо нестабильное и бедное общество не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство населения, интеллектуальную и образовательную базу развития системы. Все социальные институты связаны с институтом экономики, зависимы от него и своим состоянием во многом определяют перспективы развития российского общества, являясь мощными стимуляторами его экономического прогресса и развития политической системы. Политика как социальный институт создает законы и реализует властные функции, что позволяет финансировать развитие приоритетных сфер жизнедеятельности общества как отраслей. Как убедительно показала социальная российская практика, в условиях перехода к рыночным отношениям резко возрастает влияние таких социальных институтов, как культура и образование, непосредственно участвующих в создан и и духовного капитала государства.
15 Модели стратификационных систем. Известны три основные модели стратификационных систем: западная, восточная и смешанная. Западная модель представляет собой развитую стратификационную систему большинства демократических обществ. Схематично ее можно изобразить в виде ромба, поскольку самым многочисленным в этих обществах является средний класс. Его стабилизирующая роль проявляется в том, что он разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. В основном средний класс состоит из высококвалифицированных специалистов, имеющих устойчивый доход и достаточно высокий престиж. Средний класс (“белые воротнички”) служит основой стабильности общества. Его верхнюю страту в основном заполняют “профессионалы”, а среднюю – специалисты. Профессионалами называют людей, имеющих, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом и относящихся к категории самонанятых, т.е. имеющих свою практику или свое дело. Понятие “специалист” предполагает наличие образования в объеме колледжа. Рассмотрим западную модель на примере американского общества (США). Его стратификационная система включает семь статусных групп: 1) группа высшего статуса или “высший высший класс”. В эту группу входят: главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы и артисты; 2) группа второго статуса – “высший класс”. В нее может войти главный управляющий средней фирмой, инженер-механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа; 3) группа третьего статуса – “высший средний класс”. Сюда входят: банковские кассиры, преподаватели муниципальных колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней школы; 4) группа четвертого статуса – “средний средний класс”. К данной группе относятся: банковские служащие, дантисты, учителя начальной школы, начальники смен на предприятии, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов; 5) группа пятого статуса – “низший средний класс”. К этой группе относятся автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные рабочие, работники почты, полицейские, водители грузовиков и т.д.; 6) группа шестого статуса – “средний низший класс”. Это водители такси, среднеквалифицированные рабочие, бензозаправщики, официанты, швейцары; 7) группа седьмого статуса – “низший низший класс”. К ней относятся, например, домашняя прислуга, садовник, привратник, мусорщик и т.д. Эти статусные группы были выявлены в ходе социологических исследований, которые, в частности, показали, что большинство американцев, относящихся к среднему классу, болезненно воспринимают все, что связано с изменением их статуса. Например, водитель такси, считающий себя представителем “чистой профессии”, сочтет оскорбительным предложение пойти на завод, где он мог бы зарабатывать значительно больше. Работа для американцев не просто основа их материального благополучия, а прежде всего источник самоутверждения, самоуважения и самооценки. В демократических обществах государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер – общественное мнение, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно определить количество классов и социальных слоев в той или иной стране очень трудно. Рассмотренная нами модель стратификационной системы не является единственной. Существуют и другие точки зрения. Модель восточной стратификационной системы в основном относится к обществам, в которых преобладает азиатский способ производства. Этот способ производства определяется зависимостью всех трудящихся от государства, от чиновников, занимающихся распределением социальных благ, которые производят трудящиеся. Эта модель представляет собой подобие пирамиды: образующие ее группы различаются объемом власти, богатства, престижа, а самым многочисленым является низший класс. По существу это самая древняя стратификационная система. Около пяти тысяч лет назад она была установлена в Индии и сохранилась до наших дней, хотя и в несколько измененном виде. Структурно эта система включает пять основных слоев населения: 1) высший слой. В начале это были воины, поработившие Индию, “кшатрии”. Они заняли господствующее положение, сохранив внутреннюю иерархическую систему; 2) апологетический слой – “брахманы” или “брамины”. Это священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя; 3) обслуживающий слой – “вайшьи”, т.е. люди, занятые обслуживанием высшего слоя; 4) зависимые – “шудры”. Это основная часть населения, также иерархически структурированная; 5) отверженные – “парии” (неприкасаемые). К ним относились люди, отвергнутые обществом: различные профессинальные и конфессиональные группы. Смешанная стратификациннная система характерна для обществ переходного периода. В обществах, которые переходят от авторитарной политической системы к демократической, возможно наличие элементов обеих стратификационных систем. Социальная стратификация достаточно стабильна и представляет собой костяк общества. Когда же в силу каких-либо причин рушатся границы между стратами, рождаются новые элементы социальной системы, тогда возникает риск превращения населения в неорганизованную массу озлобленных индивидов, а следовательно, и предпосылки для социальных потрясений. В любом обществе, общности, социальной группе существует главный критерий, при помощи которого одни социальные слои размещаются выше или ниже других. Это социальное неравенство, т.е. условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким как деньги, власть, престиж. Теория неравенства М.Вебера основывается на понятии “статусных групп”. Статусные группы -это группы людей, в разной мере пользующихся почетом и уважением и имеющие неодинаковый социальный престиж. Социальный престиж (от франц. prestige – обаяние, очарование) – сравнительная оценка обществом или группой социальной значимости различных объектов и явлений, осуществляемая на основе соотнесения их с системой норм и ценностей, принятой в данном обществе или группе. Статусные группы выделяются на основе трех факторов: богатства, престижа и власти. Это, согласно М.Веберу, три взаимосвязанных компонента социального неравенства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.29 (0.009 с.) |