Глава 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ



УЧЕБНИКИ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

С.В. Шишкин

ЭКОНОМИКА

Социальной сферы

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

 

 

 

Москва 2003

 

 

УДК 338.46

ББК 65.9(2)49

Ш65

 

Подготовлено при содействии НФПК – Национального фонда подготовки кадров в рамках программы "Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах"

 

 

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор В.Л. Тамбовцев

кандидат экономических наук, доцент Ю.В. Федотов

 

ISBN 5-7598-0193-7 © С.В. Шишкин, 2003

© ГУ ВШЭ, 2003

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие "социальная сфера" используется по-разному в различных контекстах. В экономической науке оно обозначает определенную группу отраслей, которую составляют: здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование, пенсионное обеспечение. Важно подчеркнуть, что социальная сфера не тождественна сфере, являющейся объектом социальной политики государства. Социальная политика направлена на организации и процессы, определяющие благосостояние граждан. В сферу социальной политики, помимо деятельности отраслей социальной сферы, входят распределение доходов между членами общества, семейные отношения, пенитенциарная система, природоохранная деятельность и т.д.

Соответственно экономика социальной сферы имеет более четко очерченные рамки по сравнению с экономическим рассмотрением всего многообразия объектов, целей и средств социальной политики. Предметом экономики социальной сферы являются особенности процессов, отношений, институтов, связанных с соизмерением затрат и результатов в вышеуказанных отраслевых системах. Эти отрасли обладают специфическими экономическими характеристиками, отличающими их от других частей экономики. Специфика проявляется в сильно выраженных изъянах отношений обмена, в высокой роли государства в организации предоставления социальных услуг, в формах государственного регулирования и финансирования и их сочетания с рыночными механизмами, в преобладании некоммерческих организаций. Все это заслуживает специального изучения студентами экономических вузов.

В фундаментальных учебниках по курсам общей экономики и экономики общественного сектора часто имеются разделы, посвященные здравоохранению, образованию, жилищно-коммунальному хозяйству и другим социальным отраслям. Но формат таких курсов позволяет дать лишь самую общую характеристику изъянов рынка и роли государства в этих сферах. Для получения целостного представления об основных особенностях экономических отношений в системах социальных услуг необходимы самостоятельный учебный курс и специальное учебное пособие.

За рубежом существуют учебники, содержащие более развернутый в сравнении с общеэкономическими курсами экономический анализ отраслей социальной сферы*. Они пока не переводились на русский язык. Такой перевод, будучи крайне необходимым и полезным делом, тем не менее является недостаточным для понимания принципов экономического устройства социальной сферы. Экономические отношения в социальных отраслях имеют особенности в каждой стране, связанные с исторически сложившимися формами организации разных видов социальных услуг, с формами государственного регулирования и т.д. Помимо всего прочего зарубежные учебники не затрагивают проблемы переходных экономик. Отчасти этот пробел восполняется книгой под редакцией Н. Барра, переведенной на русский язык**. Но она построена на материале стран Центральной Европы, относящемся к самому началу 1990-х гг. Накопленный за последнее десятилетие опыт реформирования отраслей социальной сферы в России и в странах с переходной экономикой заслуживает того, чтобы ознакомить с ним студентов-экономистов.

* Наиболее удачными, выдержавшими несколько изданий, являются книги: Ваzz N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993; Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992.

** Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие / Под ред. Н. Барра: Пер. с англ. М.: ИКД "ДИС", 1997.

 

В нашей стране в последние несколько лет появился целый ряд интересных учебных изданий, посвященных отдельным отраслям социальной сферы* или охватывающих сразу несколько из них**. Но ни одно из этих изданий не решает следующей двуединой задачи: во-первых, дать целостное представление о теоретических принципах организации, финансирования, хозяйствования в отраслях социальной сферы в условиях рыночной экономики, а во-вторых, охарактеризовать специфику их организации и экономического устройства в России и перспективы их реформирования в переходный период. Предлагаемое учебное пособие является первой попыткой решения такой задачи.

* Бабич A.M., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: ТЕИС, 1998; Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ ВШЭ, 2002; Бузырев В.В., Чекалин B.C. Экономика жилищной сферы: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001; Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности. М.: АСКИД, 1996; Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М.: РИП-холдинг, 2001; Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М.: ЮНИТИ, 2001; Кучеренко В.З., Гришин В.В. и др. Экономика здравоохранения. М., 1996; Московский А.Ю., Рожков А.Г. Экономика здравоохранения. М.: ИПК "Омич", 1995; Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. М.: Владос, 1999; Щетинин В.П., Хроменков НА., Рябушкин Б.С. Экономика образования. М.: Российское педагогическое агентство, 1998; Экономика здравоохранения / Под ред. И.М. Шеймана. М.: ТЕИС, 2001; Якушев Л.П. Социальная зашита. М.: Редакция журнала "ПЕНСИЯ", 1998.

** Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996; Государственное регулирование экономики и социальный комплекс. М.: Финстатинформ, 1997; Экономика социальной сферы / Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И. и др. Ростов-на-Дону: Издательский центр "Март", 2001.

 

Автор глубоко благодарен коллегам по кафедре государственного управления и экономики общественного сектора ГУ ВШЭ Л.И. Якобсону, Т.Л. Клячко, М.Г. Колосницыной, а также Е.А. Ивановой за поддержку идеи подготовки такого учебного пособия, обсуждение его концепции и содействие в его публикации. Автор чрезвычайно признателен рецензентам работы: Ю.В. Федотову и в особенности В Л. Тамбовцеву за внимание и исключительно ценные рекомендации в процессе работы над пособием. Особую благодарность хочется выразить главному редактору Издательского дома ГУ ВШЭ Е.А. Рязанцевой и редактору книги Е.В. Антоновой за неоценимую помощь в доработке исходного текста.

 

Литература

Основная

 

Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: ТЕИС, 1998. С. 6–20, 27-106.

Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Шейман И.М., Якобсон Л.И., Демидова Л.С. и др. М.: Наука, 1995. С. 7–27.

Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 18–28.

Якушев Л.П. Социальная защита. М.: Редакция журнала "ПЕНСИЯ", 1998. С. 6-21, 41-97.

Barr N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 3-69.

Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 1-35.

Дополнительная

 

Больничные и страховые кассы (отечественный опыт медицинского страхования) / Гришин В.В., Мирский М.Б., Данилишина Е.И. и др. М.: Федеральный фонд ОМС, 1997.

Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире. Вашингтон: Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, 1997. С. 62–72.

Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001.

Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.: НИИ культуры. 1992. С. 12–15, 173–180.

An Introduction to Health Economics for Eastern Europe and the Former Soviet Union / Ed. by S. Witter, T. Ensor. Clichester, N. Y., etc.: John Wiley & Sons, 1997. P. 1-14.

Markets, Hierarchies and Networks / Ed. by G. Thompson, J. Frances, R. Levacic, J. Mitchell. L.: Sage, 1991.

The Nonprofit Sector: a Research Handbook / Ed. by W.W. Powell. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1987.

 

Глава 2. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Организация здравоохранения

 

Отрасль здравоохранения представляет собой систему организаций и лиц, оказывающих медицинскую помощь населению.

Принято выделять три типа медицинской помощи, соответствующих разным этапам лечебно-диагностического процесса:

■ профилактическая (вакцинация, осмотры и т.п.);

■ скорая (оказывается мобильными группами медицинских работников лицам, состояние которых требует неотложного медицинского вмешательства);

■ амбулаторная (диагностика и лечение заболеваний, не требующие постоянного пребывания пациента в медицинской организации);

■ стационарная (диагностика и интенсивное лечение заболеваний, производимые с помещением пациента в медицинскую организацию на срок более одного дня);

■ реабилитационная (оказывается после интенсивного стационарного лечения заболеваний и обеспечивает восстановление функций организма, нарушенных болезнью);

■ медико-социальная (медицинские и социальные услуги, направленные на поддержание существующего уровня здоровья людей или облегчение их страданий при неизлечимых и хронических заболеваниях).

По сложности применяемых медицинских технологий выделяются следующие уровни оказания медицинской помощи.

Первый уровень: первичная медико-санитарная помощь, включающая профилактические мероприятия, скорую помощь, медицинскую помощь, оказываемую амбулаторно врачами общей практики и терапевтами.

Второй уровень: специализированная медицинская помощь, оказываемая амбулаторно, и стационарная медицинская помощь, оказываемая на основе медицинских технологий массового применения. Под специализированной медицинской помощью понимаются виды помощи, оказываемой врачами, специализирующимися на лечении определенных типов заболеваний (окулистами, отоларингологами, хирургами и т.д.).

Третий уровень: стационарная медицинская помощь, оказываемая на основе новых медицинских технологий, которые еще не получили массового применения.

Типы медицинской помощи и уровни ее оказания технологически взаимосвязаны. Профилактические мероприятия (например, вакцинация или медицинские осмотры) содействуют, с одной стороны, сокращению заболеваемости, а с другой – выявлению болезней на ранних стадиях развития. Лечение заболеваний начинается на этапах оказания скорой и амбулаторно-поликлинической помощи. При этом сначала оказывается первичная медико-санитарная помощь терапевтом, педиатром, врачом общей практики. Если этого недостаточно, больной направляется на консультацию к специалисту, проводятся специализированные диагностические исследования. В случае необходимости лечение больного продолжается в стационарных условиях. Особо сложные заболевания требуют направления больного для специализированного стационарного лечения с помощью так называемых высоких технологий (например, аортокоронарного шунтирования, трансплантации органов и т.д.). После перенесенных операций или терапевтического лечения обострений хронических заболеваний требуется реабилитационная медицинская помощь: долечивание в санатории или в амбулаторных условиях. В здравоохранении, в сравнении с другими отраслями социальной сферы, особое значение имеют вопросы координации и преемственности в работе отдельных звеньев. Следует также отметить, что технологические связи здесь не являются безальтернативными. Отдельные заболевания могут лечиться как амбулаторно, так и в стационаре. Лечение в стационаре может быть менее интенсивным, но длительным по времени, или более интенсивным и коротким с последующим долечиванием в амбулаторных условиях и т.п.

Системы здравоохранения в разных странах существенно различаются по структуре организаций, оказывающих медицинскую помощь. В России профилактическая медицинская помощь оказывается амбулаторно-поликлиническими учреждениями, диспансерами, санаторно-курортными учреждениями. Скорая медицинская помощь – станциями скорой медицинской помощи. Амбулаторная помощь – амбулаторно-поликлиническими учреждениями, поликлиническими отделениями больниц, диспансеров, клиник. Поэтому в нашей стране часто используют термин "амбулаторно-поликлиническая помощь". Стационарная помощь предоставляется в больницах, родильных домах, диспансерах, клиниках. Реабилитационное лечение – в специализированных больницах восстановительного лечения, физиотерапевтических больницах, наркологических центрах и диспансерах, санаториях и т.д. Медико-социальную помощь оказывают амбулаторно-поликлинические учреждения, больницы, хосписы, специализированные медицинские центры.

Первичную медико-санитарную помощь в России оказывает широкая сеть амбулаторно-поликлинических учреждений и станций скорой медицинской помощи. Вторичная медицинская помощь предоставляется врачами-специалистами амбулаторно-поликлинических учреждений и практически всеми остальными типами медицинских организаций, за исключением санаторно-курортных. При этом в нашей стране, как и во многих других странах, оказание стационарной помощи, в свою очередь, также разделяется по уровням. Лечение относительно простых заболеваний производится в небольших стационарах (участковых, районных, городских больницах), приближенных к месту жительства людей. Более сложные заболевания лечатся в больших по размеру стационарах (центральных районных, городских и специализированных больницах). Медицинская помощь третьего уровня предоставляется в крупных центральных и региональных стационарах (клиниках, областных клинических и специализированных больницах). Разные уровни оказания медицинской помощи различаются по оснащению медицинским оборудованием, квалификации персонала и спектру оказываемых видов медицинских услуг.

Особенностью отечественной системы здравоохранения является широкая сеть амбулаторно-поликлинических учреждений и в частности поликлиник, объединяющих в рамках одной организации участковых врачей-терапевтов и врачей-специалистов. Такая организация облегчает взаимодействие врачей разных специальностей при оказании медицинской помощи пациентам. За рубежом первичную медико-санитарную помощь обычно оказывают врачи общей практики, работающие как индивидуальные предприниматели или в составе небольших по численности групповых практик. Специализированная амбулаторная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами, работающими либо как индивидуальные предприниматели, либо в больницах (госпиталях, клиниках). Организации, подобные привычным для нас поликлиникам, встречаются лишь в отдельных странах с развитой рыночной экономикой.

Эти различия имеют прямые экономические следствия. Самостоятельная деятельность врачей сопровождается их конкуренцией друг с другом, которая стимулирует их к повышению эффективности своей работы. В случае поликлиник конкуренция между врачами внутри организации практически отсутствует, а возможности конкуренции между разными поликлиниками существенно более ограничены, чем возможности конкуренции частнопрактикующих врачей.

Еще одним существенным отличием отечественной системы здравоохранения является организация скорой медицинской помощи. У нас в состав бригад скорой помощи обязательно входят врачи, и такая помощь организована по принципу быстрейшей доставки врача к пациенту. За рубежом бригады скорой помощи состоят только из парамедиков – лиц, не имеющих высшего медицинского образования. Главный принцип оказания такой помощи иной – быстрейшая доставка пациента к врачу.

 

Медицинское страхование

 

Общественная практика создала определенный тип экономического института, предназначенный для ослабления некоторых из присущих медицинскому рынку изъянов. Это институт медицинского страхования: люди вносят некоторые средства в общий страховой фонд (страховой пул), из которого в случае их заболевания производится оплата лечения. Поскольку в течение определенного промежутка времени лишь часть людей заболевает и нуждается в медицинской помощи, то размер требуемых индивидуальных взносов может быть установлен на уровне существенно меньшем, чем уровень затрат, необходимых в случае серьезного заболевания. Страховой пул дает возможность распределить риски больших расходов среди большего числа людей, в результате чего затраты на приобретение страхового полиса для заболевших будут относительно ниже, чем прямая оплата необходимых им медицинских услуг. Это делает страхование экономически привлекательным для каждого, кто принимает во внимание риск оказаться больным и вынужденным тратить много средств на медицинскую помощь и приобретение лекарств. Главный принцип медицинского страхования выражается формулой "здоровый платит за больного".

В каждой стране на этапе индустриального развития ее экономики происходит формирование рынка страховых медицинских услуг. Его субъектами являются страховщики, страхователи и застрахованные. Страховщиками являются организации, обычно коммерческие, предлагающие те или иные страховые программы. Страховая программа включает перечень видов медицинской помощи, предоставление и/или оплату которых гарантирует страховщик застрахованным у него лицам, и размер соответствующих страховых взносов. Страхователями выступают лица, заключившие договор со страховщиком на выполнение определенной страховой программы и производящие оплату страховых взносов. Застрахованными являются лица, в пользу которых заключены договоры страхования. Страхователем может быть гражданин, заключающий договор индивидуального страхования. В этом случае он же одновременно выступает застрахованным. Страхователем может быть коллектив работников, заключающий со страховщиком договор коллективного страхования. Страхователем может выступать работодатель, заключающий договор страхования в пользу своих работников.

Развитие медицинского страхования является своеобразным рыночным ответом на несовершенства рынка медицинских услуг. Медицинское страхование позволяет не только разрешить проблему неопределенности возникновения спроса на медицинскую помощь, но и существенно ослабить информационную асимметрию и возможности производителей формировать спрос потребителей. Дело в том, что в лице страховщика застрахованные получают более информированного, чем они сами, посредника во взаимодействии с производителями медицинских услуг. Страховщик экономически заинтересован в рациональном расходовании собранных им взносов, так как это увеличивает его прибыль. Поэтому он стремится контролировать обоснованность назначения врачами тех или иных диагностических процедур и дорогостоящих лекарственных препаратов для застрахованных у него лиц, оправданность применения стационарных форм лечения, которые гораздо дороже лечения в амбулаторных условиях, и т.п.

Но рынку страховых услуг присущи некоторые собственные изъяны, которые получили названия ухудшающего отбора и морального риска.

 

Моральный риск. Понятие "моральный риск"* обозначает появление у застрахованного лица желания ускорить наступление страхового случая, воспользоваться медицинскими услугами, без которых он мог бы обойтись. У человека, имеющего страховку, возникает искушение посетить лишний раз врача, настоять на госпитализации или получении дорогого лекарства. В свою очередь врач, зная, что пациент не сам платит за предоставляемую ему помощь, будет склонен рекомендовать ему более дорогостоящее лечение. То есть приобретение страховки становится фактором, стимулирующим избыточное потребление медицинских услуг.

*Для обозначения этого свойства в английском языке используется термин "moral hasard". В русском языке в качестве понятий-синонимов, различающихся по соотношению точности и образности, могут служить: моральный риск, субъективный риск, угроза недобросовестности, моральное искушение. Чаще используется первое.

 

Развитие медицинского страхования сопровождалось разработкой различных способов преодоления проблемы морального риска. Для сокращения избыточного спроса, предъявляемого застрахованными лицами, были предложены следующие меры.

1. Введение соплатежей застрахованных лиц в момент потребления медицинских услуг. Пациенты помимо страховки платят фиксированную сумму за каждое посещение врача или за каждый день пребывания в стационаре, либо оплачивают фиксированный процент от стоимости оказанных им услуг. Однако такая мера может ограничить не только избыточный спрос, но и необходимый.

2. Предоставление скидок на размер страхового взноса, если в течение предшествующего страхового периода количество посещений застрахованным лицом врачей и число дней стационарного лечения были меньше некоторых установленных пределов.

3. Экспертиза необходимости госпитализации больного, проводимая экспертами страховой медицинской организации.

4. Страховая организация оплачивает счета за лечение застрахованных только у тех врачей и в тех медицинских организациях, с которыми у нее заключены контракты, предусматривающие санкционирование страховщиком каждого направления застрахованного на консультацию к другим врачам-специалистам и каждой госпитализации. Такие сети врачей и медицинских организаций, возникающих вокруг страховщика, который выполняет функции планирования потоков пациентов, называются системами управляемой медицинской помощи.

 

Ухудшающий отбор. Правильная оценка рисков заболеваемости лиц, желающих застраховаться, представляет значительные сложности. Если страховщик не имеет возможности дифференцировать страховые взносы в строгом соответствии с индивидуальным риском заболеваемости, то он вынужден устанавливать размер страховых взносов, отражающий некоторый средний уровень риска. Такая страховая программа вызовет больший спрос со стороны лиц с высоким риском заболеваемости, чем лиц с низкой вероятностью заболеть. Многие относительно более здоровые люди откажутся от приобретения страховки, поскольку предлагаемая ее цена будет выше уровня, который они расценивают для себя как оправданный. В результате соотношение лиц с высоким и низким уровнями риска среди застрахованных изменится в пользу первых. Произойдет ухудшающий по параметрам риска заболеваемости отбор покупателей страховок.

Ухудшающий отбор повлечет рост необходимых расходов на оплату медицинской помощи, оказываемой застрахованным, по сравнению с первоначальными расчетами. Принимая во внимание эффект ухудшающего отбора, страховщик должен увеличивать размер страховых взносов, что в свою очередь делает приобретение страховки невыгодным для еще большего числа лиц с низким уровнем риска заболеваемости. В итоге значительная часть людей не воспользуется услугами медицинского страхования.

Для разрешения проблемы ухудшающего отбора были предложены следующие способы.

1. Разделение расходов между страховщиком и застрахованным: предложение страховок с меньшим размером страхового взноса, но предусматривающих дополнительные небольшие соплатежи застрахованного в случае оказания ему медицинской помощи. Такая страховка становится привлекательной для более здоровых лиц с меньшим риском заболеваний.

2. Более точная увязка размера страховых взносов с состоянием здоровья и индивидуальным риском заболеваемости. Современные методы генетического тестирования и медицинской диагностики позволяют с высокой точностью оценивать риск заболеваний, учитывая генетическую предрасположенность и историю болезней каждого человека, и рассчитывать индивидуальный размер страхового тарифа. Однако при использовании индивидуальных тарифов у больного человека ослабляются стимулы к приобретению страховки, поскольку ее цена становится сопоставимой с затратами на лечение в случае прямой оплаты пациентом оказанных ему услуг. Для многих больных стоимость страховки оказывается очень высокой в сравнении с их доходами, и они вынуждены отказаться от услуг медицинского страхования.

3. Сокращение сроков страхования и корректировка стоимости страховок при их перезаключении в зависимости от выявленных болезней. Но при таком подходе больной при перезаключении краткосрочного договора страхования может оказаться в ситуации, когда новая страховка ему уже не по карману.

Развитие страхового дела и реализация перечисленных выше мер в целом содействовали ослаблению проблем морального риска и ухудшающего отбора. Но полного разрешения этих проблем достичь не удалось. Главный недостаток рынка медицинского страхования состоит в том, что для значительной части людей предлагаемые страховые услуги оказываются непривлекательными или недоступными, и они в случае заболевания становятся покупателями на рынке медицинских услуг, находящимися в ситуации информационной асимметрии и оказывающимися в сильной зависимости от производителей этих услуг. Кроме того, развитие медицинского страхования само по себе не в состоянии устранить такие изъяны рынка медицинских услуг, как ограниченный доступ производителей на рынок, их локальный монополизм, наличие внешних эффектов, не учитываемых в рыночном обмене.

Литература

 

Основная

Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий / Под ред. Р.Б. Салтмана, Дж. Фигейраса: Пер. с англ. М.: Гэотар Медицина, 2000.

Шишкин С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения. М.: ИЭПП: ТЕИС, 2000 (www.iet.ru.).

Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. И.М. Шеймана. М.: ТЕИС, 2001.

An Introduction to Health Economics for Eastern Europe and the Former Soviet Union / Ed. by S. Witter, T. Ensor. Clichester, N. Y., etc.: John Wiley & Sons, 1997.

Barr N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993.

Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992.

Дополнительная

 

Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: ТЕИС, 1998.

Миронов А.А., Таранов А.М., Чейда А.А. Медицинское страхование. М.: Наука, 1994.

Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе Переходный период и дальнейшее развитие / Под ред. Н. Барра: Пер. с англ. М.: ИКЦ "ДИС", 1997. С. 384-427.

Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: Русь, Издатцентр, 1998.

Flagship Programme on Health Sector Reform and Sustainable Financing. Modules 1–7. Washington, D.C.: EDI / World Bank, 1997.

The World Health Report 2000. Health Systems: Improving Performance. Geneva: World Health Organization, 2000.

World Development Report. Investing in Health / World Bank. N. Y.: Oxford University Press, 1993.

 

Глава 3. ОБРАЗОВАНИЕ

3.1. Организация образования

Образование рассматривается как система организаций и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Таковой является передача одними людьми другим людям новых знаний, развитие у них новых умений и навыков. Получение образования предстает как участие в образовательной деятельности в качестве реципиента передаваемых знаний.

Традиционная технология осуществления образовательной деятельности заключается в проведении учителем (преподавателем) занятий с учащимся или группой учащихся, в ходе которых происходит передача определенным образом организованных знаний и формирование соответствующих умений и навыков. Передаваемые знания обычно структурируются в форме образовательных программ. Образовательная программа в широком понимании этого термина характеризуется определенным содержанием и направленностью передаваемых знаний, уровнем их сложности и временем, требуемым для их освоения.

Организация образования, сложившаяся в индустриальных обществах, предусматривает длительный процесс обучения в специальной системе созданных для этого организаций. Образовательные программы и соответствующее им образование делятся на два типа:

■ общее образование;

■ профессиональное образование.

Каждый тип образования включает ряд уровней (ступеней), которые различаются по степени сложности. Общее образование разделяется на две и более ступеней. Распространенным является выделение двух основных ступеней общего образования:

■ начальное (первичное) общее образование;

■ среднее (вторичное) общее образование.

В профессиональном образовании выделяют три основных уровня:

■ начальное;

■ среднее;

■ высшее.

Длительность обучения на каждой ступени неодинакова в разных странах. Как правило, начальное общее образование рассчитано на обучение детей в возрасте от 5–7 лет в течение 3–4 лет, среднее общее – на 7–8 лет обучения, высшее профессиональное – на 4–6 лет.

Организации, занимающиеся образовательной деятельностью, специализируются на разных типах и уровнях образования. Начальное и среднее общее образование предоставляется в начальных и средних школах; существуют специализированные учебные заведения начального и среднего профессионального образования; высшее профессиональное образование предоставляется высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами).

Помимо упорядоченных вышеуказанным образом ступеней образования, существуют также иные типы образовательной деятельности, объединяемые понятием дополнительного образования. Это разнообразные курсы профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и т.п.

Развитие общества от индустриального к информационному сопровождается существенными изменениями в организации образования. Они связаны прежде всего с появлением новых технических средств. Наряду с традиционными печатными материалами в образовательной деятельности стали применяться аудиокассеты, видеокассеты, видеодиски, телефон и электронная почта (используемые для доставки дистанционных курсов и взаимодействия обучающегося с преподавателем), радио и телевидение (в том числе спутниковое и кабельное), компьютерные обучающие программы, Интернет. Появились новые технологии обучения – телеконференции, компьютерные конференции, виртуальные классы и виртуальные университеты.

Современные компьютерные технологии хранения, обработки и передачи информации породили новую форму получения образования – дистанционное обучение. Оно осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. Процессы преподавания и получения знаний оказываются разделенными не только в пространстве, но и нередко во времени. Появляются и новые формы образовательных организаций. В частности, создаются организации, реализующие разные модели дистанционного обучения (университеты дистанционного образования, консорциумы университетов и др.).

Образовательную деятельность во все больших масштабах осуществляют не только специализированные образовательные организации, но и предприятия других отраслей.

Рассматривая технологии образовательной деятельности с экономической точки зрения, следует констатировать, что затраты на одного учащегося при традиционной форме образования имеют тенденцию к росту. Традиционные образовательные технологии относятся к экономическому типу архаичных технологий, так как в них экстенсивным образом используется высококвалифицированный труд. В традиционных формах обучения ограничены возможности замещения труда капиталом с соответствующим ростом числа обучаемых в расчете на одного преподавателя и увеличением объема передаваемых им знаний.

Напротив, образование, основанное на современных информационных технологиях, позволяет значительно расширить масштабы предоставления образовательных услуг и получить эффект экономии затрат. Новые информационные технологии содействуют росту предложения образовательных услуг и увеличению числа их потребителей, привлекаемых возможностью обучаться по месту работы или жительства.

В последние десятилетия расходы на образование в мире стабильно растут. С 50-х гг. XX в. в развитых странах, а затем и в большинстве развивающихся стал расти высокими темпами спрос на высшее образование. В конце 1990-х гг. в развитых странах примерно 33% выпускников средних школ продолжали обучение в высших учебных заведениях.

 

3.2. Особенности экономических отношений в сфере образования

3.2.1. Особенности отношений обмена в сфере образования

 

Рассмотрение особенностей экономического устройства сферы образования начнем с простейшего случая экономического взаимодействия производителей и покупателей образовательных услуг, когда первые предлагают обучение на возмездной основе, а вторые принимают решения о выборе образовательных программ по приемлемым ценам для себя или своих детей. Эти отношения имеют ряд особенностей, отличающих их от отношений купли-продажи стандартных видов товаров.

 

Недостаток информации. В случаях приобретения обычных товаров или бытовых услуг естественной является предпосылка, что потребитель лучше других лиц может оценивать соответствие своим интересам предлагаемых ему благ. Но покупателями образовательных услуг чаще будут выступать не непосредственные потребители, а их родители. А они не всегда могут правильно действовать в интересах детей. Родители часто не обладают необходимой информацией, чтобы сделать правильный выбор достаточного уровня образования для своего ребенка (общее среднее, среднее профессиональное, высшее и т.п.), специализации обучения, образовательной организации. Преимущества образования, особенно высшего, трудно оценить правильно, если сам его не имеешь. Сбор достоверной информации о преимуществах и недостатках получения той или иной специальности, тех или иных образовательных организаций, предлагаемых программ, курсов и т.д. требует времени и денег. Многие склонны делать свой выбор, довольствуясь весьма поверхностными представлениями.

Возможности пересмотра решений о выборе образовательных услуг и использования опыта предыдущих сделок при совершении новых здесь существенно меньшей, чем при покупке товаров массового потребления, даже если они рассчитаны на длительный срок использования. Можно ошибиться с выбором телевизора, компьютера, автомобиля. Если продукция оказалась бракованной, можно предъявить претензии ее продавцу и заменить на другой экземпляр. Если автомобиль функционирует исправно, но автовладелец осознал, что ему нужна машина с иными характеристиками, он может продать имеющуюся, потеряв какую-то сумму затраченных денег, и купить новую, отнесясь к ее выбору более внимательно. Опыт прежних покупок поможет, даже если это будет изделие нового поколения, сильно отличающееся от предыдущего. В случае оказания бытовых услуг потребитель также вполне адекватно может оценить их реальное качество, потребовать переделки или не обращаться более к их производителю, если речь идет о повторяющихся услугах.

Иначе обстоит дело в случае покупки образовательных услуг. Здесь потребителю весьма сложно достоверно оценить качество не только рекламируемых, но и уже предоставленных ему услуг. Несоответствие реального качества полученного образования затраченным средствам и ожиданиям потребителя может проявиться не сразу. Здесь бессмысленна постановка вопроса о переделке выполненной работы и сложно предъявить иск за плохое качество обучения. Опыт собственных прежних сделок использовать сложно, так как новый выбор – это выбор обучения либо более высокого уровня, либо иной специализации. Различ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.021 с.)