Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация социального обслуживанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под социальным обслуживанием понимается система организаций и лиц, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности людей, которые не способны удовлетворять свои повседневные потребности без посторонней помощи. В качестве синонима понятия "социальное обслуживание" часто используется понятие "социальная помощь". К категориям людей, которые нуждаются в социальной помощи, относятся: ■ дети; ■ люди преклонного возраста; ■ инвалиды; ■ тяжелобольные; ■ люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии; ■ бездомные. В любом обществе есть люди, которые испытывают трудности в обслуживании самих себя или не способны это делать, и поэтому нуждаются в помощи со стороны других лиц. Маленькие дети требуют постоянного внимания и помощи со стороны взрослых. Как правило, они получают их от своих родителей, родственников, соседей. Но во многих случаях семьи обращаются к услугам посторонних лиц для присмотра за детьми в течение нескольких часов или для их обслуживания в течение более длительных периодов времени. В постоянной помощи со стороны других лиц нуждаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Часть людей преклонного возраста имеет проблемы с физическим функционированием или психическим здоровьем, и вероятность появления таких проблем увеличивается с возрастом. Среди старых людей, инвалидов, хронически больных есть те, кто не способен к самообслуживанию и требует помощи со стороны других людей*. Многие люди, оказавшиеся в такой ситуации, получают необходимую им помощь от членов своих семей и родственников. Хотя в ряде стран, прежде всего в странах Запада, большая часть старых людей не живет со своими детьми и внуками, они получают от своих родных значительную помощь, когда они в ней нуждаются. В ряде случаев за престарелыми ухаживают друзья, соседи**. В тех же случаях, когда престарелые, инвалиды и тяжелобольные люди, требующие ухода, не имеют родственников или знакомых, готовых оказать им безвозмездную помощь, они нуждаются в обслуживании сторонними людьми или специальными организациями вне своего дома. * Неспособность удовлетворять определенные потребности вследствие физических недостатков, травм, перенесенных заболеваний может быть относительной, иметь конкретно исторический, социально обусловленный характер. С точки зрения социальной концепции ограниченной способности людей, инвалиды предстают не как индивидуальные жертвы стечения обстоятельств, а как коллективные жертвы невнимательного общества. Барьеры, окружающие людей, лишенных возможности ходить (отсутствие лифтов и подъемников, пандусов, узкие двери и т.д.), являются очевидными примерами социальных причин неспособности таких лиц самостоятельно обеспечивать себя продуктами, пользоваться услугами прачечных, парикмахерских и т.д. Именно подобные барьеры ограничивают людей с функциональными повреждениями и недостатками, а не повреждения сами по себе. ** Можно было бы предположить, что сторонние люди поступают так потому, что рассчитывают на унаследование их доходов. Однако исследования в западных странах свидетельствуют, что подобные соображения не являются серьезным мотивом для оказания помощи (Finch J., Wallis L. Inheritance, Care Baigains and Elderly People's Relationships with the Children // Health and Community Care: UK and International Perspectives / Ed. by D. Challis, B. Davies, K. Traske. Aldershot: Gower, 1994).
Лица, пережившие сильные стрессовые ситуации (жертвы насилия, люди, потерявшие своих близких, и др.) или живущие в постоянных стрессовых условиях (несовершеннолетние в семьях алкоголиков и т.п.), алкоголики, наркоманы часто нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой они не могут самостоятельно выйти из депрессивного состояния, обрести утраченный смысл своей жизни. Люди, не имеющие жилья и достаточных доходов, чтобы снять жилое помещение, не способны без содействия других лиц обрести защищенное от угроз безопасности и здоровью место для ночлега и отдыха. Различные виды деятельности, относимые к социальной помощи (в дальнейшем они будут называться видами социального обслуживания), можно подразделить на три большие группы: ■ социальный уход; ■ социальная реабилитация; ■ социальный приют. Под социальным уходом *понимается деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических и/или умственных недостатков, заболеваний и травм. * За рубежом для обозначения соответствующих видов услуг используется термин "social саге".
Такая деятельность может осуществляться в трех формах: 1) на дому; 2) в стационарных условиях; 3) в стационарах дневного пребывания. При обслуживании на дому люди преклонного возраста, инвалиды, тяжелобольные получают нужную им помощь непосредственно в своем жилище. Такое обслуживание может включать: покупку и доставку продуктов и лекарств, приготовление пищи, уборку, стирку, сдачу в ремонт обуви и одежды, смену нательного и постельного белья, проведение гигиенических процедур и т.п. Видом социального ухода на дому являются также услуги по присмотру за малолетними детьми во время отсутствия их родителей. Обслуживание в стационарных условиях предполагает, что дети и взрослые, требующие помощи, помещаются в специальные места для постоянного пребывания, где им и предоставляются необходимые услуги. В стационары переводятся дети-инвалиды, оставшиеся без попечения родителей, а также те, нуждающиеся в уходе люди, которые проживают в одиночестве и либо имеют когнитивные нарушения (задержки в умственном развитии, слабоумие и пр.), либо не в состоянии самостоятельно передвигаться и т.п. Обслуживание в стационарах дневного пребывания (дневных стационарах) осуществляется путем предоставления услуг вне дома в течение части дневного времени. Примерами таких стационаров дневного пребывания являются ясли и детские сады, группы дневного пребывания престарелых людей в центрах социального обслуживания, лечебно-спортивные центры для умственно отсталых, алкоголиков, наркоманов. Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь (телефоны доверия), психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве. Эти услуги могут предоставляться в организациях социального обслуживания, а гражданам пожилого возраста и инвалидам – на дому. Под социальным приютом понимаются организация проживания детей, оставшихся без попечения родителей, а также предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям, не имеющим крова. В нашей стране в последнее десятилетие вышеуказанные виды услуг включают в понятие "социальная работа". Но содержание этого понятия трактуется более широко: оно охватывает также иные виды деятельности, направленные на разрешение различных социальных проблем (семейные проблемы, неравноправие женщин, миграция, девиантное поведение и т.д.). Социальным обслуживанием занимаются разнообразные организации. Среди них можно выделить три типа организаций, различающихся по уровню специализации. 1. Многопрофильные организации социального обслуживания, осуществляющие широкий спектр видов деятельности, связанных с социальным уходом, реабилитацией, приютом. Примером таких организаций являются центры социального обслуживания, существующие в нашей стране и других странах. 2. Специализированные организации, деятельность которых связана с определенной категорией получателей помощи и с определенной формой социального обслуживания. Примерами таких организаций являются: центры социальной помощи на дому, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, детские дома и интернаты для умственно отсталых детей, дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, службы защиты детей, подвергающихся насилию, приюты для детей и подростков, дома ночного пребывания и т.п. 3. Организации, сочетающие социальное обслуживание с иными видами деятельности (медицинской, образовательной, культурной). Например, гериартрические госпитали, существующие в Австралии и Японии и занимающиеся медицинским и социальным обслуживанием старых людей. Другим примером сочетания этих видов деятельности являются дома сестринского ухода, в которые помещаются люди, требующие длительного ухода после перенесенных заболеваний, травм, хирургических вмешательств и т.п. Некоторые виды социального обслуживания трудно четко разграничить с медицинским обслуживанием, зачастую в практической деятельности эти виды помощи переплетаются. Для обозначения таких видов деятельности применяется термин "медико-социальная помощь ". Примерами организаций, сочетающих социальное обслуживание и образовательную деятельность, служат ясли, детские сады, школы-интернаты и детские дома. Разделение таких организаций смешанного типа между разными отраслями социальной сферы является конвенциональным. Так, в нашей стране ясли, детские сады и школы-интернаты относятся к образовательным организациям, а детские дома – к организациям социальной зашиты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.007 с.) |