Глава 7. Организация предоставления социальных услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Организация предоставления социальных услуг



 

Статья 23. Организации социального обслуживания

 

Комментарий к статье 23

 

1. В комментируемой статье содержатся общие положения об организациях социального обслуживания. Ранее подобная регламентация была закреплена в ст. 17 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения, в которой говорилось об учреждениях и предприятиях социального обслуживания. Пункт 1 указанной статьи предусматривал, что учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

В пункте 2 указанной статьи 17 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения устанавливалось, что к предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

В отличие от приведенных положений в комментируемом Законе говорится об организациях социального обслуживания, которыми согласно ч. 1 комментируемой статьи являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.

Положением п. 4 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России, отнесено утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания. Как говорилось в комментарии к указанной статье, на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru размещен проект Приказа Минтруда России "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания", которым планируется утвердить примерную номенклатуру организаций социального обслуживания. Эта примерная номенклатура включает в себя следующие позиции:

1) детский дом-интернат для умственно отсталых детей;

2) детский дом-интернат для детей с физическими недостатками;

3) дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов;

4) дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;

5) дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов;

6) специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов;

7) психоневрологический интернат;

8) специальный дом для одиноких престарелых;

9) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

10) социальный приют для детей и подростков;

11) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

12) центр социальной помощи семье и детям;

13) реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;

14) кризисный центр помощи женщинам;

15) центр психолого-педагогической помощи населению;

16) центр экстренной психологической помощи по телефону;

17) комплексный центр социального обслуживания населения;

18) центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

19) социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов;

20) реабилитационный центр для инвалидов;

21) геронтологический центр;

22) центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий;

23) геронтопсихиатрический центр;

24) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

2. Часть 2 комментируемой статьи в отношении организаций социального обслуживания в субъектах РФ:

предписывает при создании и деятельности таких организаций учитывать методические рекомендации по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания. Утверждение таких методических рекомендаций отнесено положением п. 5 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России;

устанавливает, что такие организации создаются и действуют в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений. Утверждение таких правил отнесено положением п. 6 той же ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона также к полномочиям Минтруда России. При этом в указанном пункте установлено, что такие правила должны включать в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.

Ранее в п. 3 ст. 17 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения указывалось лишь то, что порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством РФ. В то же время существует целый ряд правовых документов методического и рекомендательного характера, с учетом которых создавались и действовали учреждения социального обслуживания. В частности, речь идет о следующих правовых актах:

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" <72> (утверждены Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерное положение о социальном приюте для детей и Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей);

--------------------------------

<72> СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4822.

 

Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. N 145 "Об утверждении Положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР" <73>;

--------------------------------

<73> СПС.

 

Постановление Минтруда России от 19 июля 2000 г. N 53 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению" <74>;

--------------------------------

<74> Бюллетень Минтруда России. 2000. N 8.

 

Постановление Минтруда России от 19 июля 2000 г. N 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр экстренной психологической помощи по телефону" <75>;

--------------------------------

<75> Там же.

 

Постановление Минтруда России от 29 марта 2002 г. N 25 "Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" <76>;

--------------------------------

<76> Бюллетень Минтруда России. 2002. N 5.

 

Постановление Минтруда России от 8 августа 2002 г. N 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей" <77>;

--------------------------------

<77> Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8.

 

письмо Минсоцзащиты России от 11 апреля 1994 г. N 1-1132-18 "О Примерном положении о специальном доме для одиноких престарелых" <78>;

--------------------------------

<78> СПС.

 

письмо Минобрнауки России от 18 июня 2013 г. N ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <79> (направлены Рекомендации по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

--------------------------------

<79> Вестник образования. 2013. N 18.

 

3 - 4. В части 3 комментируемой статьи установлена необходимость создания попечительских советов в тех организациях социального обслуживания, которые являются государственными. Исходя из положений ст. 5 комментируемого Закона, определяющих систему социального обслуживания, речь идет об организациях социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и в ведении субъектов РФ.

Согласно части 4 комментируемой статьи структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений подлежат определению в уставе организации социального обслуживания в соответствии с законодательством РФ. При решении указанных вопросов должно учитываться примерное положение о попечительском совете организации социального обслуживания. Полномочие по утверждению такого примерного положения отнесено пунктом 15 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России.

Ни в Законе 1995 г. об основах социального обслуживания населения, ни в Законе 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов непосредственно о создании подобных органов не говорилось, но, как говорилось выше (см. коммент. к ст. 7 Закона), в условиях их действия издано Постановление Минтруда России от 29 октября 1998 г. N 44 "О Рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения", которым в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ в создании и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения:

утверждены Рекомендации по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения;

учреждениям социальной защиты населения рекомендовано провести работу по созданию попечительских (общественных) советов исходя из конкретных условий их работы;

органам социальной защиты населения субъектов РФ рекомендовано оказать необходимую помощь подведомственным учреждениям социальной защиты населения в работе по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов.

В названных Рекомендациях определялось, что попечительский (общественный) совет при учреждении социальной защиты населения (именуются в Рекомендациях "попечительский совет" и "учреждение") является общественным органом, который создается с целью оказания содействия администрации в организации уставной деятельности учреждения, осуществлении контрольных функций за деятельностью учреждения, укреплении его материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечении получения образования детьми.

Названные Рекомендации предусматривали создание попечительского совета при учреждениях, перечисленных в ст. 17 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения (о них говорилось выше). Как устанавливалось при этом, попечительский совет формируется в зависимости от целей и задач учреждения; в его состав могут входить представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательских и финансовых кругов, средств массовой информации, ветеранских, женских, молодежных, инвалидных, благотворительных и других общественных или религиозных объединений, ассоциаций и фондов, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, в т.ч. и зарубежных, а также граждане, изъявившие желание работать в попечительском совете и способные по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед ним.

В качестве возможных основных направлений деятельности попечительского совета в названных Рекомендациях названы:

содействие в привлечении внебюджетных источников финансирования учреждения;

содействие в финансировании нововведений, способствующих дальнейшему совершенствованию управления учреждением, укреплению его материально-технической базы, улучшению обслуживания граждан, внедрению новых форм обслуживания населения;

содействие в улучшении культурно-бытового и социально-медицинского обслуживания проживающих в учреждении граждан;

содействие в организации хозяйственной деятельности учреждения, а также работы лечебно-производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств;

содействие в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях системы социальной защиты населения;

содействие в совершенствовании организации труда работников учреждения, повышении их дисциплины, ответственности и чуткого отношения к обслуживаемому контингенту;

содействие в повышении уровня социальной защищенности работников учреждения;

участие в рассмотрении предложений, заявлений, жалоб граждан по вопросам организации социального обслуживания;

участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между работниками учреждения и обслуживаемыми гражданами, в том числе связанных с отказами в принятии граждан на обслуживание или снятием с обслуживания;

участие в организации новых форм обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

внесение предложений в администрацию учреждения, а также в органы государственной власти по вопросам защиты прав и интересов обслуживаемых граждан.

При этом предусматривалось, что в положении о попечительском совете могут быть предусмотрены иные направления деятельности этого совета, не противоречащие законодательству РФ, другим нормативным правовым актам, а также уставу учреждения.

 

Статья 24. Информационные системы в сфере социального обслуживания

 

Комментарий к статье 24

 

1. Комментируемая статья содержит нововведение комментируемого Закона об информационных системах в сфере социального обслуживания (по тексту статьи в юридико-технических целях обозначаются "информационные системы"). Определение общего понятия "информационная система" дано в п. 3 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, информационными системами в сфере социального обслуживания осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг (реестр поставщиков социальных услуг) и о получателях социальных услуг (регистр получателей социальных услуг). Реестру поставщиков социальных услуг посвящена статья 25 комментируемого Закона, а регистру получателей социальных услуг - статья 26 данного Закона.

В части 1 комментируемой статьи также определены источники создания информационных систем в сфере социального обслуживания - это данные, представляемые поставщиками социальных услуг. Согласно общей норме ч. 3 ст. 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. В части 4 указанной статьи предусмотрено, что перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством РФ или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ <80>) государственные информационные системы создаются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

--------------------------------

<80> www.pravo.gov.ru. 2013. 30 декабря.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет субъектов, которые могут быть операторами информационных систем в сфере социального обслуживания. Понятие "оператор информационной системы" определено в п. 12 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" как гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в т.ч. по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи операторами информационных систем в сфере социального обслуживания являются уполномоченный орган субъекта РФ и организации, с которыми указанный орган заключил договоры об эксплуатации информационных систем. Согласно же общей норме ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы.

3. В части 3 комментируемой статьи определены цели, в которых используется информация, содержащаяся в информационных системах в сфере социального обслуживания, - это цели мониторинга социального обслуживания (утверждение порядка осуществления такого мониторинга отнесено положением п. 9 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России), осуществления государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (осуществление такого контроля (надзора) регламентировано положениями ст. 33 комментируемого Закона, к которым и сделана отсылка) и иные цели, определенные законодательством РФ.

Общей нормой ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

В рамках регламентации информационной открытости поставщиков социальных услуг в п. 6 ч. 2 ст. 13 комментируемого Закона предусмотрено, что поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность в т.ч. такой информации о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг, как доступ к информационным системам в сфере социального обслуживания.

 

Статья 25. Реестр поставщиков социальных услуг

 

Комментарий к статье 25

 

1. В комментируемой статье говорится о таком нововведении комментируемого Закона, как реестр поставщиков социальных услуг. В соответствии с ч. 1 ст. 24 комментируемого Закона сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг (реестр поставщиков социальных услуг) и о получателях социальных услуг (регистр получателей социальных услуг) осуществляются информационными системами в сфере социального обслуживания на основании данных, представляемых поставщиками социальных услуг.

Соответственно данным положениям в ч. 1 комментируемой статьи установлено, что реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте РФ. Формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания положением п. 7 ст. 8 комментируемого Закона.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает добровольную основу включения организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг. Соответственно, в п. 3 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона предусмотрено право, а не обязанность поставщиков социальных услуг быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ. В отличие от порядка формирования реестра поставщиков социальных услуг в п. 6 ч. 1 ст. 12 данного Закона закреплена обязанность поставщиков социальных услуг представлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей социальных услуг.

3. В положениях ч. 3 комментируемой статьи определен перечень информации, которую должен содержать реестр поставщиков социальных услуг. Этот перечень сформулирован открытым - в пункте 15 данной части предусмотрено, что реестр поставщиков социальных услуг содержит и иную информацию, полномочие по определению которой делегировано Правительству РФ.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России, отнесено утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает необходимость размещения реестра поставщиков социальных услуг в субъекте РФ на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ в сети Интернет. При этом предписано учитывать требования законодательства РФ. Речь идет, прежде всего, о положениях ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <81>, регламентирующих организацию доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.

--------------------------------

<81> СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.

 

5. Как говорилось выше, часть 2 комментируемой статьи устанавливает добровольную основу включения организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг. Однако если право поставщика быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ реализовано, то в соответствии с ч. 5 данной статьи на поставщика социальных услуг с момента его включения в этот реестр возлагается ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в этом реестре. Исходя из вышесказанного, такая ответственность устанавливается органами государственной власти субъектов РФ с учетом рекомендаций Минтруда России по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг.

 

Статья 26. Регистр получателей социальных услуг

 

Комментарий к статье 26

 

1. Комментируемая статья посвящена такому нововведению комментируемого Закона, как регистр получателей социальных услуг. Согласно части 1 ст. 24 комментируемого Закона сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг (реестр поставщиков социальных услуг) и о получателях социальных услуг (регистр получателей социальных услуг) осуществляются информационными системами в сфере социального обслуживания на основании данных, представляемых поставщиками социальных услуг.

Соответственно данным положениям в ч. 1 комментируемой статьи установлено, что регистр получателей социальных услуг формируется в субъекте РФ на основании данных, представляемых поставщиками социальных услуг. Формирование и ведение регистра получателей социальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания положением п. 7 ст. 8 комментируемого Закона. Обязанность поставщиков социальных услуг представлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей социальных услуг закреплена в п. 6 ч. 1 ст. 12 данного Закона. В отличие от порядка формирования регистра получателей социальных услуг в п. 3 ч. 1 ст. 11 данного Закона предусмотрено право, а не обязанность поставщиков социальных услуг быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ.

2. В положениях ч. 2 комментируемой статьи определен перечень той информации о получателе социальных услуг, которую должен содержать регистр получателей социальных услуг. Этот перечень сформулирован открытым - в пункте 12 данной части предусмотрено, что регистр получателей социальных услуг содержит и иную информацию, полномочие по определению которой делегировано Правительству РФ.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России, отнесено утверждение рекомендаций по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг.

 

Статья 27. Требования к порядку предоставления социальных услуг

 

Комментарий к статье 27

 

1. В комментируемой статье установлены требования к порядку предоставления социальных услуг. Ранее в рамках подобного регулирования в ст. 6 "Государственные стандарты социального обслуживания" Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения были закреплены следующие положения (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ): социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания (п. 1); установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ (п. 2).

Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) применительно к отдельным формам социального обслуживания предусматривал, что органом исполнительной власти субъекта РФ определяются: порядок осуществления социального обслуживания на дому (п. 5 ст. 17); порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому (ч. 2 ст. 18); порядок и условия полустационарного социального обслуживания (ч. 4 ст. 19).

Как говорилось выше (см. введение), авторами законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, в отношении нововведений в порядке предоставления социальных услуг отмечалось следующее: законопроект детализирует и конкретизирует требования к организации социального обслуживания; социальные услуги предполагается предоставлять в соответствии с порядками, обязательными для исполнения поставщиками социальных услуг на территории субъекта РФ, включающими в т.ч. подушевые нормативы финансирования социальных услуг, стандарты социальных услуг; законопроект определяет требования к содержанию стандартов социальных услуг; применение указанных механизмов в организации предоставления социальных услуг позволит обеспечить единство подходов к социальному обслуживанию населения и повышение его качества как в субъекте РФ, так и на всей территории России.

К этому следует добавить, что в положениях комментируемой статьи прослеживаются аналогии с положениями статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", посвященной порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи. Так, в соответствии с ч. 1 указанной статьи 37 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории России всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Аналогично в ч. 1 комментируемой статьи установлено, что порядок предоставления социальных услуг обязателен для исполнения поставщиками социальных услуг.

2. Положения ч. 2 комментируемой статьи регламентируют установление порядка предоставления социальных услуг. Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг положением п. 10 ст. 8 комментируемого Закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Однако утверждение порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 7 данного Закона отнесено к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России. К полномочиям Минтруда России согласно п. 8 указанной части отнесено также утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг.

Часть 2 комментируемой статьи предписывает порядок предоставления социальных услуг устанавливать по формам социального обслуживания, видам социальных услуг. При этом установлен следующий перечень положений, которые должен включать в себя порядок предоставления социальных услуг:

1) наименование социальной услуги;

2) стандарт социальной услуги;

3) правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;

4) требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;

5) перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе;

6) иные положения в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг.

С учетом сказанного выше о "преемственности" с положениями ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует упомянуть, что согласно ч. 3 указанной статьи порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

3. В части 3 комментируемой статьи установлены требования к содержанию стандарта социальной услуги. Понятие же "стандарт социальной услуги" определено в п. 5 ст. 3 комментируемого Закона как основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг.

Положения ч. 3 комментируемой статьи определяют следующий перечень положений, которые должен включать в себя стандарт социальной услуги:

1) описание социальной услуги, в т.ч. ее объем;

2) сроки предоставления социальной услуги;

3) подушевой норматив финансирования социальной услуги;

4) показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги;

5) условия предоставления социальной услуги, в т.ч. условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.

С учетом вышесказанного следует упомянуть, что согласно ч. 4 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории России лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

 

Статья 28. Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации

 

Комментарий к статье 28

 

1 - 2. Комментируемая статья содержит новую законодательную регламентацию о межведомственном взаимодействии при организации социального обслуживания в субъекте РФ. Данная регламентация декларировалась авторами законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, как средство совершенствования необходимого сотрудничества различных государственных региональных органов в сфере социального обслуживания населения, что должно повысить его качество и эффективность.

В рамках данного регулирования в ч. 1 комментируемой статьи установлено, что межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте РФ и социального сопровождения осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия. Утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ в связи с реализацией полномочий субъекта РФ в сфере социального обслуживания отнесено положением п. 4 ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Причем положением п. 23 этой же статьи к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания отнесено и утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения.

В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России, отнесено утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг и социальном сопровождении.

Часть 1 комментируемой статьи также определяет общий характер содержания регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ в связи с реализацией полномочий субъекта РФ в сфере социального обслуживания - этот регламент должен определять содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта РФ в связи с реализацией полномочий субъекта РФ, установленных комментируемым Законом.

Более детальные требования к содержанию регламента межведомственного взаимодействия установлены в ч. 2 комментируемой статьи, согласно которой данный регламент должен определять:

1) перечень органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих межведомственное взаимодействие;

2) виды деятельности, осуществляемой органами государственной власти субъекта РФ;

3) порядок и формы межведомственного взаимодействия;

4) требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в т.ч. в электронной форме;

5) механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в т.ч. порядок привлечения организаций к его осуществлению;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.124 с.)