Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Формы социального обслуживания, видыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 19. Формы социального обслуживания
Комментарий к статье 19
1 - 3. В комментируемой статье определены формы социального обслуживания. Ранее такое регулирование содержалось в ст. 16 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов, в п. 1 которой предусматривалось, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает: 1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); 2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; 3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); 4) срочное социальное обслуживание; 5) социально-консультативную помощь. Наряду с этим в рамках определения форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в ч. 2 и 3 указанной статьи устанавливалось следующее: гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования (ч. 2); социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе (ч. 3). В отличие от изложенного регулирования в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрены следующие формы социального обслуживания: 1) социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому. Называя эту форму социального обслуживания, комментируемая статья более ничего в отношении ее не определяет, что представляется не вполне понятным. Статья же 9 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения в отношении социального обслуживания на дому предусматривала следующее: социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании (п. 1); одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи (п. 2). В Законе 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов социальному обслуживанию на дому была посвящена статья 17, в п. 1 которой было определено, что социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Пункт 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) предусматривал, что к числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся: 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом; 2) помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; 3) содействие в получении медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинские организации; 4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; 5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; 6) содействие в организации ритуальных услуг; 7) другие надомные социальные услуги. Статья 18 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов регламентировала социально-медицинское обслуживание на дому. В части 1 этой статьи устанавливалось, что социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в т.ч. онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в ч. 4 ст. 15 данного Закона; 2) социальные услуги, предоставляемые в полустационарной форме. В рамках регламентации данной формы социального обслуживания в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток. Закон 1995 г. об основах социального обслуживания населения называл и регламентировал такие подобные формы социального обслуживания, как предоставление временного приюта (ст. 11) и организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания (ст. 12). Так, в статье 11 названного Закона предусматривалось, что временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта. Статья 12 названного Закона устанавливала, что в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в т.ч. несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. В Законе 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов о полустационарном социальном обслуживании говорилось в ст. 19, которой наряду с прочим предусматривалось следующее: полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни (ч. 1); на полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в ч. 4 ст. 15 данного Закона (ч. 2); 3) социальные услуги, предоставляемые в стационарной форме. Регламентируя данную форму социального обслуживания, часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. При этом указано, что получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 ст. 20 комментируемого Закона (т.е. всех видов социальных услуг, за исключением срочных социальных услуг). В Законе 1995 г. об основах социального обслуживания населения социальному обслуживанию в стационарных учреждениях посвящалась статья 10, в которой устанавливалось, что социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов содержал статью 20, регламентирующую стационарное социальное обслуживание. Данной статьей наряду с прочим предусматривалось следующее: стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении (ч. 1); стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга (ч. 2); стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением (ч. 3). 4. Положения ч. 4 комментируемой статьи устанавливают перечень требований, которые должны выполняться при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме. Эти положения являются нововведениями комментируемого Закона, причем в его первоначальном варианте эти нововведения формулировались иначе. В частности, предлагалось установить, что при предоставлении социальных услуг в стационарных или полустационарных (нестационарных) условиях должны быть обеспечены следующие условия доступности для инвалидов (в т.ч. детей-инвалидов) и других маломобильных лиц, учитывающие ограничения их жизнедеятельности: 1) для лиц, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, - возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри организации социального обслуживания (в том числе для передвижения на креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации; 2) для лиц, имеющих нарушения функций зрения, - дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля в соответствии со стандартами, сопровождение работниками организации социального обслуживания, ознакомление работниками организации социального обслуживания с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией, допуск собак-проводников при наличии на них документов; 3) для лиц, имеющих нарушения функций слуха, - дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, представление информации о предоставляемых социальных услугах посредством русского жестового языка (сурдоперевод). 5. В части 5 комментируемой статьи предусмотрена такая специальная форма социального обслуживания, как социальное обслуживание в стационарных организациях социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием. Как установлено в данной части, на такое специальное социальное обслуживание принимаются граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством РФ установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию. Условиями приема на такое специальное социальное обслуживание являются отсутствие медицинских противопоказаний и наличие личного заявления соответствующего лица. Порядок приема на такое специальное социальное обслуживание в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом не вполне понятно, как данное положение согласуется с положением п. 14 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона, относящим утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России. Ранее подобным образом говорилось о социальном обслуживании в специальных стационарных учреждениях социального обслуживания. Так, в части 5 ст. 20 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов предусматривалось, что граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ. Понятие "административный надзор" определено в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" <70> как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Законом. -------------------------------- <70> СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.
6. Часть 6 комментируемой статьи в отношении регулирования вопросов приема в стационарные организации социального обслуживания и выписки из таких организаций лиц, страдающих психическими расстройствами, отсылает к законодательству РФ о психиатрической помощи. Такая отсылка в Законе 1995 г. об основах социального обслуживания населения и Законе 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов не содержалась, но подразумевалась. Основным актом законодательства РФ о психиатрической помощи является Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" <71>, в ч. 1 ст. 1 которого (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) определено, что психиатрическая помощь включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. Часть 3 ст. 16 названного Закона (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) соответственно комментируемому Закону предусматривает, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. -------------------------------- <71> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.
Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривает такой вид учреждения социального обслуживания, как стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами. В статье 41 названного Закона определены основания и порядок помещения лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, а в ст. 42 - основания и порядок помещения несовершеннолетнего в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.
Статья 20. Виды социальных услуг
Комментарий к статье 20
Комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень видов социальных услуг, которые предоставляются получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей, а также определяет основное содержание каждого из видов социальных услуг. Общее понятие "социальная услуга" определено в п. 2 ст. 3 комментируемого Закона как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в т.ч. срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Ни Закон 1995 г. об основах социального обслуживания населения, ни Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов такого регулирования не содержали. Лишь в первом из названных Законов было определено, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1). Вместе с тем соответствующее регулирование закреплено в разделе 2.2 "Виды социальных услуг" национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утв. и введ. в действие Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 532-ст. В комментируемой статье перечислены следующие виды социальных услуг: 1) социально-бытовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту. Пункт 2.2.6 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 содержит подобное определение понятия "социально-бытовая услуга": социальная услуга, направленная на поддержание или обеспечение жизнедеятельности клиентов в быту; 2) социально-медицинские услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья. В пункте 2.2.3 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-медицинская услуга" определено как социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.3.1 названного документа содержит определение понятия "социально-медицинский патронаж": социально-медицинская услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи; 3) социально-психологические услуги, в т.ч. оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде. Пункт 2.2.4 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 содержит следующее определение понятия "социально-психологическая услуга": социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности. В пунктах 2.2.4.1 - 2.2.4.8 названного документа также даны определения следующим понятиям: социально-психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем; психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми; психодиагностика и обследование личности - социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений; психологическая коррекция - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента; психотерапевтическая помощь - социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе "психолог - клиент", направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов; психопрофилактическая и психологическая работа - социально-психологическая услуга, заключающаяся в содействии в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента; психологический тренинг - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям; социально-психологический патронаж - социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи; 4) социально-педагогические услуги. При этом определено, что такие услуги направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в т.ч. в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей. В пункте 2.2.5 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-педагогическая услуга" определено как социальная услуга, направленная на организацию досуга клиентов, оказание им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально-педагогических проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.5.1 названного документа содержит определение понятия "социально-педагогический патронаж": социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей; 5) социально-трудовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495-2005 такой вид социальных услуг не предусматривался. Вместо этого в п. 2.2.2 названного документа дано следующее определение понятия "социально-экономическая услуга": социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности. Наряду с этим пункт 2.2.2.1 названного документа содержит следующее определение понятия "материальная помощь": социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе; 6) социально-правовые услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями оказание помощи в получении юридических услуг, в т.ч. бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг. В пункте 2.2.7 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-правовая услуга" определено как социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.7.1 названного документа содержит определение понятия "социально-правовой патронаж": социально-правовая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи; 7) социальные услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в т.ч. детей-инвалидов. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 такой вид социальных услуг не предусматривал. Вместо этого в п. 2.2.9 и 2.2.10 названного документа даны определения следующих понятий: консультирование - предоставление клиенту информации, рекомендаций о конкретных действиях, необходимых ему для преодоления трудной жизненной ситуации; социальный патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой или иной помощи. Представляется уместным упомянуть, что Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов содержал самостоятельную статью, посвященную социально-консультативной помощи (ст. 23). В пункте 1 этой статьи было определено, что социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Положениями п. 2 указанной статьи устанавливалось, что социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает: 1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи; 2) профилактику различного рода социально-психологических отклонений; 3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга; 4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов; 5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов; 6) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания; 7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов; 8) срочные социальные услуги. Вместо такого нового вида услуг в ст. 22 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов говорилось о срочном социальном обслуживании. Вместе с тем в п. 2.2.8 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 давалось следующее определение понятия "срочная социальная услуга": неотложная помощь разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Предоставление срочных социальных услуг регламентировано статьей 21 комментируемого Закона, в соответствии с ч. 2 которой предоставление таких услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.
Статья 21. Срочные социальные услуги
Комментарий к статье 21
1. В комментируемой статье регламентировано предоставление такого самостоятельного вида услуг, указанного в п. 8 ст. 20 комментируемого Закона, как срочные социальные услуги. Ранее подобное регулирование содержалось в ст. 22 "Срочное социальное обслуживание" Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в Законе 1995 г. об основах социального обслуживания населения таких положений не было). Положения ч. 1 комментируемой статьи определяют открытый перечень срочных социальных услуг. В частности, это: 1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; 2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; 3) содействие в получении временного жилого помещения; 4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; 5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; 6) иные срочные социальные услуги. Подобным образом в п. 2 ст. 22 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусматривалось, что срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги: 1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; 2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; 3) разовое оказание материальной помощи; 4) содействие в получении временного жилого помещения; 5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц; 6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров; 7) иные срочные социальные услуги. 2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что срочные социальные услуги предоставляются в целях оказания неотложной помощи, а также предусматривает, что предоставление таких услуг осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Тем самым определены характерные особенности срочных социальных услуг, позволяющие их выделить в самостоятельный вид социальных услуг. В части 2 комментируемой статьи определены два вида оснований для предоставления срочных социальных услуг: 1) заявление получателя социальных услуг; 2) получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. В соответствии с ч. 2 ст. 15 комментируемого Закона решение об оказании срочных социальных услуг принимается уполномоченным органом субъекта РФ немедленно (для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании указанная норма отводит пять рабочих дней с даты подачи заявления). Часть 2 комментируемой статьи также устанавливает требования к подтверждению предоставления срочных социальных услуг: подтверждением предоставления таких услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг; в указанном акте должны содержаться сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления; акт о предоставлении срочных социальных услуг должен быть подтвержден подписью получателя этих услуг. Ранее в рамках соответствующего регулирования в п. 1 ст. 22 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов устанавливалось лишь то, что срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
Статья 22. Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)
Комментарий к статье 22
1. Комментируемая статья содержит регламентацию такого нововведения комментируемого Закона, как социальное сопровождение. Таким сокращенным обозначением названо содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Право получателей социальных услуг на социальное сопровождение предусмотрено в п. 9 ст. 9 комментируемого Закона, а корреспондирующая с этим правом обязанность поставщиков социальных услуг осуществлять социальное сопровождение закреплена в п. 7 ч. 1 ст. 12 данного Закона, причем обе указанные нормы содержат непосредственную отсылку к комментируемой статье. В части 1 комментируемой статьи предусмотрено, что социальное сопровождение осуществляется при необходимости. При этом в качестве лиц, которым может оказываться содействие в предоставлении такой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, названы не только граждане, т.е. непосредственные получатели социальных услуг, но и родители, опекуны, попечители, иные законные представители несовершеннолетних детей (о понятии законных представителей гражданина см. коммент. к ст. 6 Закона). 2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте РФ регламентировано положениями ст. 28 комментируемого Закона, к которым и отсылает рассматриваемая часть. Положением п. 5 ч. 2 указанной статьи 28 Закона предусмотрено, что регламент межведомственного взаимодействия должен наряду с прочим определять механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в т.ч. порядок привлечения организаций к его осуществлению. К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России, согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона отнесено утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении социального сопровождения. В части 2 комментируемой статьи также предусмотрено, что мероприятия по социальному сопровождению подлежат отражению в индивидуальной программе. Необходимость указания в индивидуальной программе мероприятия по социальному сопровождению установлена также в ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона. При этом в отношении порядка осуществления таких мероприятий сделана непосредственная отсылка к комментируемой статье.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.24 (0.011 с.) |