Глава 6. Формы социального обслуживания, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Формы социального обслуживания, виды



СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

Статья 19. Формы социального обслуживания

 

Комментарий к статье 19

 

1 - 3. В комментируемой статье определены формы социального обслуживания. Ранее такое регулирование содержалось в ст. 16 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов, в п. 1 которой предусматривалось, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативную помощь.

Наряду с этим в рамках определения форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в ч. 2 и 3 указанной статьи устанавливалось следующее: гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования (ч. 2); социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе (ч. 3).

В отличие от изложенного регулирования в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрены следующие формы социального обслуживания:

1) социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому.

Называя эту форму социального обслуживания, комментируемая статья более ничего в отношении ее не определяет, что представляется не вполне понятным. Статья же 9 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения в отношении социального обслуживания на дому предусматривала следующее: социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании (п. 1); одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи (п. 2).

В Законе 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов социальному обслуживанию на дому была посвящена статья 17, в п. 1 которой было определено, что социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Пункт 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) предусматривал, что к числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся: 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом; 2) помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; 3) содействие в получении медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинские организации; 4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; 5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; 6) содействие в организации ритуальных услуг; 7) другие надомные социальные услуги.

Статья 18 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов регламентировала социально-медицинское обслуживание на дому. В части 1 этой статьи устанавливалось, что социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в т.ч. онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в ч. 4 ст. 15 данного Закона;

2) социальные услуги, предоставляемые в полустационарной форме.

В рамках регламентации данной формы социального обслуживания в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.

Закон 1995 г. об основах социального обслуживания населения называл и регламентировал такие подобные формы социального обслуживания, как предоставление временного приюта (ст. 11) и организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания (ст. 12). Так, в статье 11 названного Закона предусматривалось, что временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта. Статья 12 названного Закона устанавливала, что в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в т.ч. несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В Законе 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов о полустационарном социальном обслуживании говорилось в ст. 19, которой наряду с прочим предусматривалось следующее: полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни (ч. 1); на полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в ч. 4 ст. 15 данного Закона (ч. 2);

3) социальные услуги, предоставляемые в стационарной форме.

Регламентируя данную форму социального обслуживания, часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. При этом указано, что получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 ст. 20 комментируемого Закона (т.е. всех видов социальных услуг, за исключением срочных социальных услуг).

В Законе 1995 г. об основах социального обслуживания населения социальному обслуживанию в стационарных учреждениях посвящалась статья 10, в которой устанавливалось, что социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов содержал статью 20, регламентирующую стационарное социальное обслуживание. Данной статьей наряду с прочим предусматривалось следующее: стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении (ч. 1); стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга (ч. 2); стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением (ч. 3).

4. Положения ч. 4 комментируемой статьи устанавливают перечень требований, которые должны выполняться при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме. Эти положения являются нововведениями комментируемого Закона, причем в его первоначальном варианте эти нововведения формулировались иначе. В частности, предлагалось установить, что при предоставлении социальных услуг в стационарных или полустационарных (нестационарных) условиях должны быть обеспечены следующие условия доступности для инвалидов (в т.ч. детей-инвалидов) и других маломобильных лиц, учитывающие ограничения их жизнедеятельности:

1) для лиц, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, - возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри организации социального обслуживания (в том числе для передвижения на креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

2) для лиц, имеющих нарушения функций зрения, - дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля в соответствии со стандартами, сопровождение работниками организации социального обслуживания, ознакомление работниками организации социального обслуживания с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией, допуск собак-проводников при наличии на них документов;

3) для лиц, имеющих нарушения функций слуха, - дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, представление информации о предоставляемых социальных услугах посредством русского жестового языка (сурдоперевод).

5. В части 5 комментируемой статьи предусмотрена такая специальная форма социального обслуживания, как социальное обслуживание в стационарных организациях социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием. Как установлено в данной части, на такое специальное социальное обслуживание принимаются граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством РФ установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию. Условиями приема на такое специальное социальное обслуживание являются отсутствие медицинских противопоказаний и наличие личного заявления соответствующего лица.

Порядок приема на такое специальное социальное обслуживание в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом не вполне понятно, как данное положение согласуется с положением п. 14 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона, относящим утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России.

Ранее подобным образом говорилось о социальном обслуживании в специальных стационарных учреждениях социального обслуживания. Так, в части 5 ст. 20 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов предусматривалось, что граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ.

Понятие "административный надзор" определено в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" <70> как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Законом.

--------------------------------

<70> СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.

 

6. Часть 6 комментируемой статьи в отношении регулирования вопросов приема в стационарные организации социального обслуживания и выписки из таких организаций лиц, страдающих психическими расстройствами, отсылает к законодательству РФ о психиатрической помощи. Такая отсылка в Законе 1995 г. об основах социального обслуживания населения и Законе 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов не содержалась, но подразумевалась.

Основным актом законодательства РФ о психиатрической помощи является Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" <71>, в ч. 1 ст. 1 которого (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) определено, что психиатрическая помощь включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. Часть 3 ст. 16 названного Закона (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) соответственно комментируемому Закону предусматривает, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

--------------------------------

<71> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

 

Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривает такой вид учреждения социального обслуживания, как стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами. В статье 41 названного Закона определены основания и порядок помещения лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, а в ст. 42 - основания и порядок помещения несовершеннолетнего в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.

 

Статья 20. Виды социальных услуг

 

Комментарий к статье 20

 

Комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень видов социальных услуг, которые предоставляются получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей, а также определяет основное содержание каждого из видов социальных услуг. Общее понятие "социальная услуга" определено в п. 2 ст. 3 комментируемого Закона как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в т.ч. срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Ни Закон 1995 г. об основах социального обслуживания населения, ни Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов такого регулирования не содержали. Лишь в первом из названных Законов было определено, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1). Вместе с тем соответствующее регулирование закреплено в разделе 2.2 "Виды социальных услуг" национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утв. и введ. в действие Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 532-ст.

В комментируемой статье перечислены следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту. Пункт 2.2.6 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 содержит подобное определение понятия "социально-бытовая услуга": социальная услуга, направленная на поддержание или обеспечение жизнедеятельности клиентов в быту;

2) социально-медицинские услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья. В пункте 2.2.3 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-медицинская услуга" определено как социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.3.1 названного документа содержит определение понятия "социально-медицинский патронаж": социально-медицинская услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи;

3) социально-психологические услуги, в т.ч. оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде. Пункт 2.2.4 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 содержит следующее определение понятия "социально-психологическая услуга": социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности. В пунктах 2.2.4.1 - 2.2.4.8 названного документа также даны определения следующим понятиям:

социально-психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем;

психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми;

психодиагностика и обследование личности - социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений;

психологическая коррекция - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента;

психотерапевтическая помощь - социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе "психолог - клиент", направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов;

психопрофилактическая и психологическая работа - социально-психологическая услуга, заключающаяся в содействии в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента;

психологический тренинг - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям;

социально-психологический патронаж - социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи;

4) социально-педагогические услуги. При этом определено, что такие услуги направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в т.ч. в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей. В пункте 2.2.5 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-педагогическая услуга" определено как социальная услуга, направленная на организацию досуга клиентов, оказание им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально-педагогических проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.5.1 названного документа содержит определение понятия "социально-педагогический патронаж": социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей;

5) социально-трудовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495-2005 такой вид социальных услуг не предусматривался. Вместо этого в п. 2.2.2 названного документа дано следующее определение понятия "социально-экономическая услуга": социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности. Наряду с этим пункт 2.2.2.1 названного документа содержит следующее определение понятия "материальная помощь": социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

6) социально-правовые услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями оказание помощи в получении юридических услуг, в т.ч. бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг. В пункте 2.2.7 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-правовая услуга" определено как социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.7.1 названного документа содержит определение понятия "социально-правовой патронаж": социально-правовая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи;

7) социальные услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в т.ч. детей-инвалидов. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 такой вид социальных услуг не предусматривал. Вместо этого в п. 2.2.9 и 2.2.10 названного документа даны определения следующих понятий:

консультирование - предоставление клиенту информации, рекомендаций о конкретных действиях, необходимых ему для преодоления трудной жизненной ситуации;

социальный патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой или иной помощи.

Представляется уместным упомянуть, что Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов содержал самостоятельную статью, посвященную социально-консультативной помощи (ст. 23). В пункте 1 этой статьи было определено, что социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Положениями п. 2 указанной статьи устанавливалось, что социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает: 1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи; 2) профилактику различного рода социально-психологических отклонений; 3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга; 4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов; 5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов; 6) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания; 7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов;

8) срочные социальные услуги. Вместо такого нового вида услуг в ст. 22 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов говорилось о срочном социальном обслуживании. Вместе с тем в п. 2.2.8 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 давалось следующее определение понятия "срочная социальная услуга": неотложная помощь разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Предоставление срочных социальных услуг регламентировано статьей 21 комментируемого Закона, в соответствии с ч. 2 которой предоставление таких услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

 

Статья 21. Срочные социальные услуги

 

Комментарий к статье 21

 

1. В комментируемой статье регламентировано предоставление такого самостоятельного вида услуг, указанного в п. 8 ст. 20 комментируемого Закона, как срочные социальные услуги. Ранее подобное регулирование содержалось в ст. 22 "Срочное социальное обслуживание" Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в Законе 1995 г. об основах социального обслуживания населения таких положений не было).

Положения ч. 1 комментируемой статьи определяют открытый перечень срочных социальных услуг. В частности, это:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

Подобным образом в п. 2 ст. 22 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусматривалось, что срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) разовое оказание материальной помощи;

4) содействие в получении временного жилого помещения;

5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7) иные срочные социальные услуги.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что срочные социальные услуги предоставляются в целях оказания неотложной помощи, а также предусматривает, что предоставление таких услуг осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Тем самым определены характерные особенности срочных социальных услуг, позволяющие их выделить в самостоятельный вид социальных услуг.

В части 2 комментируемой статьи определены два вида оснований для предоставления срочных социальных услуг: 1) заявление получателя социальных услуг; 2) получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. В соответствии с ч. 2 ст. 15 комментируемого Закона решение об оказании срочных социальных услуг принимается уполномоченным органом субъекта РФ немедленно (для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании указанная норма отводит пять рабочих дней с даты подачи заявления).

Часть 2 комментируемой статьи также устанавливает требования к подтверждению предоставления срочных социальных услуг: подтверждением предоставления таких услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг; в указанном акте должны содержаться сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления; акт о предоставлении срочных социальных услуг должен быть подтвержден подписью получателя этих услуг.

Ранее в рамках соответствующего регулирования в п. 1 ст. 22 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов устанавливалось лишь то, что срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

 

Статья 22. Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)

 

Комментарий к статье 22

 

1. Комментируемая статья содержит регламентацию такого нововведения комментируемого Закона, как социальное сопровождение. Таким сокращенным обозначением названо содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Право получателей социальных услуг на социальное сопровождение предусмотрено в п. 9 ст. 9 комментируемого Закона, а корреспондирующая с этим правом обязанность поставщиков социальных услуг осуществлять социальное сопровождение закреплена в п. 7 ч. 1 ст. 12 данного Закона, причем обе указанные нормы содержат непосредственную отсылку к комментируемой статье.

В части 1 комментируемой статьи предусмотрено, что социальное сопровождение осуществляется при необходимости. При этом в качестве лиц, которым может оказываться содействие в предоставлении такой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, названы не только граждане, т.е. непосредственные получатели социальных услуг, но и родители, опекуны, попечители, иные законные представители несовершеннолетних детей (о понятии законных представителей гражданина см. коммент. к ст. 6 Закона).

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте РФ регламентировано положениями ст. 28 комментируемого Закона, к которым и отсылает рассматриваемая часть. Положением п. 5 ч. 2 указанной статьи 28 Закона предусмотрено, что регламент межведомственного взаимодействия должен наряду с прочим определять механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в т.ч. порядок привлечения организаций к его осуществлению. К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России, согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона отнесено утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении социального сопровождения.

В части 2 комментируемой статьи также предусмотрено, что мероприятия по социальному сопровождению подлежат отражению в индивидуальной программе. Необходимость указания в индивидуальной программе мероприятия по социальному сопровождению установлена также в ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона. При этом в отношении порядка осуществления таких мероприятий сделана непосредственная отсылка к комментируемой статье.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.063 с.)