Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Финансирование социального обслуживания и условияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ОПЛАТЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 30. Финансовое обеспечение социального обслуживания
Комментарий к статье 30
1. Комментируемая статья содержит общие положения о финансовом обеспечении социального обслуживания. В Законе 1995 г. об основах социального обслуживания населения такое регулирование сводилось к норме ст. 23, в которой (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусматривалось, что социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов РФ, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов РФ. В части 1 комментируемой статьи определен перечень источников финансового обеспечения социального обслуживания. Подобным образом в ст. 31 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов были определены основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Пункт 1 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) устанавливал, что основным источником финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются бюджеты субъектов РФ. В пункте 2 указанной статьи предусматривалось, что дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются: 1) средства, поступающие из целевых социальных фондов; 2) кредиты банков и средства других кредиторов; 3) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ; 4) доходы от ценных бумаг; 5) средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги; 6) благотворительные взносы и пожертвования; 7) другие источники, не запрещенные законом. В отношении источников финансового обеспечения социального обслуживания, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, необходимо отметить следующее: 1) средства бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно положениям ч. 2 - 4 комментируемой статьи за счет средств федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; за счет средств бюджета субъекта РФ осуществляется финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта РФ; за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ осуществляется финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями; 2) благотворительные взносы и пожертвования. Под благотворительной деятельностью в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" <83> понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. -------------------------------- <83> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.
Пожертвованием согласно п. 1 ст. 582 части второй ГК РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Как предусмотрено там же (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ), пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 данного Кодекса; 3) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату. Предоставление социальных услуг бесплатно предусмотрено и регламентировано положениями ст. 31 комментируемого Закона, а определение размера платы за предоставление социальных услуг - положениями ст. 32 данного Закона; 4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники. Понятие предпринимательской деятельности следует из положений п. 1 ст. 2 части первой ГК РФ, согласно которым гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ <84>) некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Там же определено, что такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. -------------------------------- <84> СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.
Среди источников финансового обеспечения социального обслуживания, которые законом запрещены, следует назвать, прежде всего, доходы, полученные преступным путем. На защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, направлен Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) <85>, в ст. 3 которого (в ред. Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ <86>) даны следующие определения: доходы, полученные преступным путем, - это денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. -------------------------------- <85> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3418; 2002. N 44. Ст. 4296. <86> www.pravo.gov.ru. 2013. 30 июня.
2 - 4. Положения ч. 2 - 4 комментируемой статьи содержат дифференцированную регламентацию финансового обеспечения предоставления социальных услуг в зависимости от того, кем является субъект их предоставления, - государственные (федерального или регионального уровня) или негосударственные организации социального обслуживания, индивидуальные предприниматели. В отношении деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и организаций социального обслуживания субъекта РФ в ч. 2 и 3 комментируемой статьи предусмотрено, что их финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ: 1) за счет средств соответствующего бюджета - федерального бюджета или бюджета субъекта РФ; 2) за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату. Указание на то, что финансовое обеспечение деятельности государственных организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств соответствующего бюджета, означает то, что такие организации создаются и осуществляют свою деятельность в качестве государственных учреждений. В соответствии с п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Данное положение приведено в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, которым внесены изменения в ряд законодательных актов РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. В целях реализации указанного Закона направлялось письмо Минздравсоцразвития России от 19 августа 2010 г. N 18-0/10/2-7209 "По вопросу определения типа государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, детей и инвалидов" <87>. -------------------------------- <87> СПС.
В отношении предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями в ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что их финансовое обеспечение осуществляется: 1) путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ; 2) путем проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 3) за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регламентировано положениями ст. 78 БК РФ, в соответствии с п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ <88>) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. -------------------------------- <88> www.pravo.gov.ru. 2013. 30 декабря.
Основным актом законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <89>, который согласно ч. 1 его ст. 1 регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения контракта; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля в сфере закупок. -------------------------------- <89> www.pravo.gov.ru. 2013. 8 апреля.
5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. Минтруда России), уполномоченного органа субъекта РФ привлекать в т.ч. для реализации совместных проектов в данной сфере иные источники финансирования социального обслуживания. При этом не уточняется, о каких именно "иных" источниках финансирования социального обслуживания говорится. Как представляется, речь не идет о тех источниках финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, которые упоминались в п. 3 и 4 ст. 31 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов, но о них стоит упомянуть, поскольку они не обозначены в комментируемой статье. Так, указанными пунктами (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусматривалось следующее: денежные средства, в т.ч. находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации имущества граждан пожилого возраста и инвалидов, проживавших и умерших в стационарных учреждениях социального обслуживания, не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания. Контроль за целевым расходованием указанных средств осуществляется органами социальной защиты населения (п. 3); денежные средства, в том числе находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации имущества одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживавшихся не в стационарных учреждениях социального обслуживания и умерших, не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания (п. 4). 6 - 7. Положения ч. 6 и 7 комментируемой статьи регламентируют расходование средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг. Часть 6 данной статьи делегирует полномочие по установлению порядка расходования таких средств: для организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, - федеральному органу исполнительной власти, т.е. Минтруду России; для организаций социального обслуживания субъекта РФ - уполномоченному органу субъекта РФ. В части 7 комментируемой статьи содержатся предписания федерального законодателя, которые должны учитываться при установлении порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг: такой порядок должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников. Как говорилось выше, согласно ч. 2 и 3 комментируемой статьи финансовое обеспечение деятельности государственных организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ, поскольку такие организации создаются и осуществляют свою деятельность в качестве государственных учреждений. Исходя из этого, устанавливаемый порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен учитывать требования бюджетного законодательства РФ. 8. Часть 8 комментируемой статьи предусматривает особенность финансового обеспечения предоставления социальных услуг теми поставщиками социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа): в случае если речь идет о предоставлении гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой, то такому поставщику должна выплачиваться компенсация; размер и порядок выплаты такой компенсации определяются нормативными правовыми актами субъекта РФ. В рассматриваемой части речь идет о двух категориях поставщиков социальных услуг: государственные организации, осуществляющие свою деятельность в качестве государственных учреждений, на которые не распространяется государственное задание. Согласно определению, данному в ст. 6 БК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ <90>), государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); -------------------------------- <90> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 18.
негосударственные организации социального обслуживания и индивидуальные предприниматели, не являющиеся участниками закупок социальных услуг в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Понятие "участник закупки" определено в п. 4 ст. 3 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" как любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в т.ч. зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 31. Предоставление социальных услуг бесплатно
Комментарий к статье 31
1 - 3. В комментируемой статье предусмотрено и регламентировано предоставление социальных услуг бесплатно. Положения ч. 1 и 2 данной статьи определяют следующие категории граждан, которым социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно: 1) несовершеннолетние дети; 2) лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; 3) иные граждане - при условии, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта РФ. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно. Рассматриваемое регулирование претерпело изменения, хотя и не очень значительные. Так, ранее в п. 1 ст. 16 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) устанавливалось, что бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется: 1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают; 2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; 3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. При этом на возможность установления субъектами РФ иных категорий граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно, не указывалось. Пункт 2 ст. 15 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения устанавливал, что бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по изложенным основаниям, предусмотренным статьей 16 названного Закона. Там же устанавливалось, что порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов РФ. В статье 24 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в рамках регламентации оплаты надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания предусматривалось, что порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Следует также упомянуть, что до настоящего времени не отменено Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. N 739 "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами" <91>, которым утверждено Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. Однако названное Постановление фактически утратило силу, поскольку было издано в условиях прежней редакции п. 2 ст. 15 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), предусматривавшей, что порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется Правительством РФ, а не органами государственной власти субъектов РФ. -------------------------------- <91> СЗ РФ. 1996. N 27. Ст. 3274.
4. Часть 4 комментируемой статьи делегирует полномочие по установлению порядка определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей комментируемого Закона Правительству РФ. Поскольку речь идет о нововведении, следует ожидать издания соответствующего постановления Правительства РФ. Можно ожидать, что при этом будут использованы те же подходы, что и при издании на основании Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. N 91 "О порядке определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства" <92>. -------------------------------- <92> СЗ РФ. 2007. N 8. Ст. 1010.
5. Установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно отнесено положением п. 13 ст. 8 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Данное положение продублировано в ч. 5 комментируемой статьи с уточнением - это полномочие реализуется путем принятия закона субъекта РФ. В части 4 комментируемой статьи также предусмотрено, что устанавливаемый законом субъекта РФ размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения. Правовую основу для определения прожиточного минимума в России и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан РФ устанавливает Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <93>, что и закреплено в его преамбуле. В соответствии с п. 1 ст. 4 названного Закона (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 233-ФЗ <94>) величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. -------------------------------- <93> СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904. <94> www.pravo.gov.ru. 2012. 4 декабря.
Статья 32. Определение размера платы за предоставление социальных услуг
Комментарий к статье 32
1 - 4. Комментируемая статья регламентирует определение размера платы за предоставление социальных услуг (в частях 1 и 2 - за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, а в ч. 3 и 4 - за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания), а также определяет порядок осуществления такой платы (ч. 5). В соответствии с п. 14 ст. 8 комментируемого Закона утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Ранее соответствующая регламентация сводилась к следующим положениям п. 3 и 4 ст. 15 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ): платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ (п. 3); условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно (п. 4). Подобным образом статья 24 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (также в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусматривала, что порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. До настоящего времени не отменены Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" <95> и от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" <96>, а также упомянутое выше (см. коммент. к ст. 31 Закона) Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. N 739 "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами". Однако названные Постановления фактически утратили силу, поскольку были изданы в условиях прежней редакции приведенных законодательных норм (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), предусматривавшей, что соответствующие вопросы регулируются Правительством РФ, а не органами государственной власти субъектов РФ. -------------------------------- <95> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 2002. <96> СЗ РФ. 2002. N 16. Ст. 1571.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 комментируемого Закона размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта РФ и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения. В развитие данной нормы в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг превышает указанную предельную величину среднедушевого дохода, социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату. Часть 2 комментируемой статьи определяет порядок расчета размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания: размер такой платы подлежит расчету на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. В отношении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в ч. 3 комментируемой статьи установлено, что они предоставляются их получателям за плату или частичную плату. Исключение составляют услуги, предоставляемые получателям социальных услуг, указанным в ч. 1 и 3 ст. 31 комментируемого Закона, т.е. тем категориям получателей социальных услуг, которым социальные услуги предоставляются бесплатно в силу прямого указания в данном Законе (несовершеннолетние дети; лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов) или нормативном правовом акте субъекта РФ (иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно). Часть 4 комментируемой статьи определяет порядок расчета размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания: размер такой платы подлежит расчету на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Расчет среднедушевого дохода получателей социальных услуг регламентирован частью 4 ст. 31 комментируемого Закона, к которой и отсылают положения ч. 1 и 4 комментируемой статьи. В соответствии с указанной нормой порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Закона устанавливается Правительством РФ. Согласно переходному положению ч. 2 ст. 35 комментируемого Закона в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу комментируемого Закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия ее предоставления в соответствии с комментируемым Законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. 5. Часть 5 комментируемой статьи, определяя порядок осуществления платы за предоставление социальных услуг, указывает, что он устанавливается договором о предоставлении социальных услуг. Договору о предоставлении социальных услуг посвящена статья 17 комментируемого Закона, к которой и сделана отсылка. В соответствии с ч. 2 указанной статьи стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату, отнесена к существенным условиям договора о предоставлении социальных услуг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.170 (0.012 с.) |