Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Предоставление социального обслуживания

Поиск

 

Статья 14. Обращение о предоставлении социального обслуживания

 

Комментарий к статье 14

 

Комментируемая статья, открывающая главу Закона о порядке предоставления социального обслуживания, посвящена обращению о предоставлении социального обслуживания, которое является основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания. Ранее в рамках соответствующего регулирования в п. 2 ст. 7 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения предусматривалось, что социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

В качестве обращения, являющегося основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания, в комментируемой статье предусмотрены:

1) заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания (о понятии законных представителей гражданина см. коммент. к ст. 6 Закона). При этом предусмотрено, что заявление может быть подано в письменной или электронной форме (об обращении в электронной форме см. коммент. к ст. 11 Закона);

2) обращение в интересах гражданина иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта РФ;

3) переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия (о межведомственном взаимодействии при организации социального обслуживания в субъекте РФ см. ст. 28 Закона и коммент. к ней).

Соответственно, в письме Минтруда России от 5 февраля 2014 г. N 12-5/10/В-547 отмечалось, что социальное обслуживание основывается на заявительном принципе; предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя; о предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения как в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания.

Утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг в соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона относится к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России. Как говорилось в комментарии к указанной статье, на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru размещен проект Приказа Минтруда России "О форме заявления о предоставлении социальных услуг", которым планируется утвердить форму заявления гражданина или его законного представителя о предоставлении ему услуг по социальному обслуживанию.

 

Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании

 

Комментарий к статье 15

 

1. В части 1 комментируемой статьи определен перечень обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности и при наличии которых (одного или нескольких из них) гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании. К числу таковых отнесены следующие обстоятельства:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в т.ч. ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в т.ч. находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в т.ч. временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в т.ч. с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в т.ч. у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию.

Пункт 8 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает, что иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 3 Закона), ранее вместо такого регулирования в п. 4 ст. 3 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения было дано следующее определение понятия "трудная жизненная ситуация": ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В части 1 ст. 5 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в отношении права граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание указывалось, что граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в т.ч. дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Понятие "инвалид" и основания определения группы инвалидности определены в ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <61> (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) следующим образом:

--------------------------------

<61> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

 

инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью;

в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид";

признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

В соответствии с названным Законом издано Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" <62>, которым утверждены Правила признания лица инвалидом. На основании названного Постановления Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1013н утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы <63>.

--------------------------------

<62> СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1018.

<63> РГ. N 63. 2010. 26 марта.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что уполномоченный орган субъекта РФ на основании обращения о предоставлении социального обслуживания принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании. Ранее подобным образом в ч. 2 ст. 5 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов предусматривалось, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Положения ч. 2 комментируемой статьи также содержат нововведения федерального законодателя, определяющие сроки принятия уполномоченным органом субъекта РФ соответствующего решения:

по общему правилу решение должно быть принято в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания (о понятии рабочих дней см. коммент. к ст. 11 Закона). При этом установлено, что заявитель должен быть проинформирован о принятом решении в письменной или электронной форме (о сообщении в электронной форме см. коммент. к ст. 11 Закона);

в отношении решения об оказании срочных социальных услуг установлено, что оно принимается немедленно. Данное правило согласуется с нормой ч. 2 ст. 21 комментируемого Закона, устанавливающей, что предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

3. В части 3 комментируемой статьи указано на возможность обжалования решения об отказе в социальном обслуживании в судебном порядке. Ранее в статье 27 Закона 1995 г. об основах социального обслуживания населения была закреплена общая норма, предусматривающая, что действия (бездействие) социальных служб могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо в суд. Подобным образом в ч. 1 ст. 38 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов устанавливалось, что действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, могут быть обжалованы в суд.

Дела об оспаривании решений об отказе в социальном обслуживании подведомственны судам общей юрисдикции. При подаче таких заявлений в суд и при рассмотрении их судом подлежат применению положения гл. 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" ГПК РФ. В отношении срока обращения с заявлением в суд в ст. 256 названной главы установлено следующее: гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1); пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления; причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2).

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в Постановлении Пленума ВС России от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" <64> даны соответствующие разъяснения.

--------------------------------

<64> РГ. N 27. 2009. 18 февраля.

 

Статья 16. Индивидуальная программа

 

Комментарий к статье 16

 

1. Комментируемая статья посвящена индивидуальной программе предоставления социальных услуг (сокращенное обозначение "индивидуальная программа" введено в п. 13 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона) - нововведению данного Закона, предполагающему индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. В рассматриваемом нововведении прослеживаются аналогии с положениями ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", посвященными индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Индивидуальная программа предоставления социальных услуг определена в ч. 1 комментируемой статьи в качестве документа, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со ст. 22 комментируемого Закона. Указанная статья регламентирует социальное сопровождение, т.е. содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Часть 2 указанной статьи предписывает отражать мероприятия по социальному сопровождению в индивидуальной программе.

В части 1 упомянутой статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) индивидуальная программа реабилитации инвалида определена как разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Положения, определенные индивидуальной программой, согласно ч. 2 ст. 17 комментируемого Закона относятся к существенным условиям договора о предоставлении социальных услуг. Без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в соответствии с ч. 2 ст. 21 данного Закона осуществляется предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает общие требования к составлению и пересмотру индивидуальной программы предоставления социальных услуг: индивидуальная программа должна составляться исходя из потребности гражданина в социальных услугах и пересматриваться в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года; пересмотр индивидуальной программы должен осуществляться с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Определение уполномоченного органа субъекта РФ, в т.ч. на составление индивидуальной программы, согласно п. 2 ст. 8 комментируемого Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Получатели социальных услуг в соответствии с п. 6 ст. 9 данного Закона имеют право на участие в составлении индивидуальных программ. Положением п. 12 ч. 2 ст. 7 данного Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти отнесено утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг.

При работе над законопроектом, принятым в качестве комментируемого Закона, Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей отмечалось, что проектируемые нормы, регулирующие индивидуальную программу предоставления социальных услуг, не учитывают жизненные ситуации, когда в предоставлении социальных услуг нуждаются несколько членов одной семьи; исходя из предложенной редакции индивидуальная программа предоставления социальных услуг будет формироваться в отношении каждого из членов семьи в отдельности. Соответственно, отмечалось, что в случаях, когда в социальном обслуживании нуждаются все члены семьи, необходимо составлять комплексную программу, учитывающую индивидуальную нуждаемость каждого члена семьи. Однако изложенное предложение реализовано так и не было.

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России, положением п. 13 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона отнесено утверждение формы индивидуальной программы. Как говорилось в комментарии к указанной статье, в рамках подобного регулирования на основании положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" издан Приказ Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации".

3. Положения ч. 3 комментируемой статьи определяют дифференцированный характер обязательности индивидуальной программы предоставления социальных услуг: для гражданина или его законного представителя такая программа имеет характер рекомендательный, а для поставщика социальных услуг - обязательный.

Данные правила закреплены по аналогии с положениями ч. 2 и 5 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые содержат более детальную регламентацию. Так, указанными частями (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусмотрено следующее:

индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает необходимость составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг в двух экземплярах, а также определяет судьбу экземпляров такой программы:

один экземпляр индивидуальной программы должен быть подписан уполномоченным органом субъекта РФ и передан гражданину или его законному представителю (о понятии законных представителей гражданина см. коммент. к ст. 6 Закона) в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания (разумеется, в случае принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании; о понятии рабочих дней см. коммент. к ст. 11 Закона);

другой экземпляр индивидуальной программы должен остаться в уполномоченном органе субъекта РФ.

В отношении индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) в п. 2 названного выше Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. N 379н (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 6 сентября 2011 г. N 1020н <65>), предусмотрено, что она составляется в трех экземплярах: один экземпляр выдается инвалиду (его законному представителю) на руки, о чем делается запись в журнале выдачи индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида); второй экземпляр приобщается к акту освидетельствования; третий экземпляр в трехдневный срок с момента утверждения индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) направляется территориальному органу Фонда социального страхования РФ либо органу, уполномоченному исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в случае передачи ему Минздравсоцразвития России полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) на бумажном носителе и/или в форме электронного документа с использованием информационно-коммуникационной сети с соблюдением норм законодательства РФ о защите персональных данных.

--------------------------------

<65> РГ. N 234. 2011. 19 октября.

 

5. В части 5 комментируемой статьи закреплены положения, регламентирующие действие индивидуальной программы предоставления социальных услуг в случае изменения места жительства получателя социальных услуг: в этом случае индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте РФ по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства; индивидуальная программа по новому месту жительства составляется в общем порядке, установленном комментируемой статьей, и в те же сроки.

 

Статья 17. Договор о предоставлении социальных услуг

 

Комментарий к статье 17

 

1. В комментируемой статье говорится о договоре о предоставлении социальных услуг как об основании предоставления таких услуг. Понятие договора гражданско-правового характера определено в п. 1 ст. 420 части первой ГК РФ: договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно пункту 2 указанной статьи к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 "Сделки" данного Кодекса.

Ни Закон 1995 г. об основах социального обслуживания населения, ни Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов подобных положений непосредственно не содержали, но подразумевали такое основание для предоставления соответствующих услуг, как договор. Необходимо учитывать, что в условиях действия данных Законов был издан ряд нормативно-правовых актов, касающихся заключения договоров о предоставлении социальных услуг, в т.ч. Приказы Минсоцзащиты России от 15 сентября 1995 г. N 218 "О Порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому" <66> и от 24 июня 1996 г. N 180 "Об утверждении форм примерных договоров, заключаемых между государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами, получающими данные услуги, или их законными представителями" <67>, Постановление Минтруда России от 17 мая 2002 г. N 35 "Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <68>. Перечисленные документы пока не отменены, но фактически утратили силу после внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в названные Законы изменений, в соответствии с которыми соответствующие регулятивные полномочии переданы от федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов РФ.

--------------------------------

<66> СПС.

<67> СПС.

<68> РГ. N 109. 2002. 20 июня.

 

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи договор о предоставлении социальных услуг заключается между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем. Таким образом, сторонами договора о предоставлении социальных услуг являются поставщик социальных услуг и получатель социальных услуг. Сторону получателя социальных услуг в договоре представляет сам гражданин или его законный представитель (о понятии законных представителей гражданина см. коммент. к ст. 6 Закона).

В части 1 комментируемой статьи также установлено, что социальные услуги предоставляются гражданину в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Из положений рассматриваемой части сделано исключение для случая предоставления срочных социальных услуг - в соответствии с ч. 2 ст. 21 комментируемого Закона предоставление таких услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

Положение п. 2 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона закрепляет обязанность поставщиков социальных услуг предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований данного Закона. В свою очередь, в п. 3 ст. 10 комментируемого Закона установлено, что получатели социальных услуг обязаны соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в т.ч. своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

В пункте 2 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона предусмотрено, что поставщики социальных услуг имеют право отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем. Об отказе от социального обслуживания, социальной услуги см. ст. 18 Закона и коммент. к ней.

2. Часть 2 комментируемой статьи называет существенные условия договора о предоставлении социальных услуг. К таковым отнесены, во-первых, положения, определенные индивидуальной программой, и, во-вторых, стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Именно к положениям данной статьи отсылает положение ч. 5 ст. 32 комментируемого Закона в части регламентации договором о предоставлении социальных услуг осуществления платы за предоставление социальных услуг.

Понятие существенных условий договора определено в ч. 2 п. 1 ст. 432 части первой ГК РФ: существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В части же 1 указанного пункта установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России, согласно п. 13 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона отнесено утверждение примерной формы договора о предоставлении социальных услуг.

3. В части 3 комментируемой статьи закреплена общая норма, которая в части регулирования отношений, связанных с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, отсылает к законодательству РФ. Общая регламентация исполнения гражданско-правовых обязательств закреплена в положениях гл. 22 части первой ГК РФ, в ст. 309 которого установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 3 ст. 420 части первой ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (ст. 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами гл. 27 "Понятие и условия договора" данного Кодекса и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в данном Кодексе. Договор о предоставлении социальных услуг близок к такому виду гражданско-правовых договоров, как договор возмездного оказания услуг, предусмотренный главой 39 "Возмездное оказание услуг" части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 779 названной главы, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

 

Статья 18. Отказ от социального обслуживания, социальной услуги

 

Комментарий к статье 18

 

1. Комментируемая статья определяет порядок реализации предусмотренного в п. 4 ст. 9 комментируемого Закона права получателя социальных услуг на отказ от предоставления социальных услуг и предусмотренного в п. 2 ч. 1 ст. 11 данного Закона права поставщиков социальных услуг отказать в предоставлении социальной услуги.

В части 1 комментируемой статьи в развитие приведенного положения п. 4 ст. 9 комментируемого Закона предусмотрено, что гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания в целом или от социальной услуги в частности. Такой отказ согласно рассматриваемой части подлежит оформлению в письменном виде и внесению в индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Индивидуальная программа в соответствии с ч. 1 ст. 16 данного Закона является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Ранее соответствующая регламентация содержалась в ст. 10 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов, посвященной отказу от социального обслуживания. В части 1 указанной статьи предусматривалось, что граждане пожилого возраста и инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 названного Закона. Частью 3 статьи 15, к которой сделана отсылка, устанавливалось, что отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания. В части 5 указанной статьи 15 (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) было определено, что отказ в предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг по данным основаниям подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебной комиссии медицинской организации.

В частях 2 и 3 указанной статьи 10 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов устанавливались правила, несколько отличные от тех, которые закреплены в ч. 1 комментируемой статьи: в случае отказа от социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения; отказ граждан пожилого возраста и инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан пожилого возраста и инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.

Наряду с изложенным статья 14 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов предусматривала, что граждане пожилого возраста и инвалиды, находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания и не относящиеся к категории граждан, указанных в ч. 1 ст. 15 названного Закона, имеют право отказаться от услуг указанных учреждений. Часть 1 ст. 15, к которой сделана отсылка, устанавливала, что ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, предусмотренном названным Законом, и могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет последствие для уполномоченного органа субъекта РФ и поставщиков социальных услуг отказа получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги. Согласно данной норме такой отказ освобождает уполномоченный орган субъекта РФ и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги. Такое правило в Законе 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов непосредственно закреплено не было, но оно с очевидностью подразумевалось.

3. Как говорилось выше, право поставщиков социальных услуг отказать в предоставлении социальной услуги предусмотрено в п. 2 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона. Однако указанный пункт в отношении случаев реализации такого права не только отсылает к ч. 3 комментируемой статьи, но и указывает, что поставщики социальных услуг вправе отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем.

Непосредственно же часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность отказа, в т.ч. временного, гражданину или получателю социальных услуг в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний. При этом установлено, что такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.

Перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, подлежит утверждению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Таким федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 <69>, является Минздрав России.

--------------------------------

<69> СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3526.

 

Ранее в части 5 ст. 15 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) предусматривалось, что гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, тре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.72.26 (0.015 с.)