Основные формы социального обслуживания населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы социального обслуживания населения



12)

13) Принципы права социального обеспечения[править | править исходный текст]

1. Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).

2. Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.

4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.

5. Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.

6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы[5].

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:[6]

1. общеправовые, свойственные всем отраслям права;

2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;

3. отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

4. внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др. Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения[7]. В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность[8].

14) Источники права социального обеспечения в России, просроченные.[править | править исходный текст]

Международные

· Международный акт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина»[9]

· Всеобщая декларация прав человека 1948 года[10]

· Конвенции и рекомендации международной организации труда (МОТ). Например, конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения, 1952» 1952 года [11] № 131 «О минимальной заработной плате, 1970».[12]

Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.

Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.

Пенсионный фонд

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. ФЗ от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ).

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

Пенсионный фонд обеспечивает:

¦ целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

¦ организацию работы по взысканию с виновных работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

¦ капитализацию средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

¦ контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

¦ организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

¦ международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

¦ участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

¦ проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования и т.д.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет:

- страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

- ассигнований из федерального бюджета;

- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Средства Пенсионного фонда направляются на:

- выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, и том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

- выплату пособий но уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов;

- другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда.

Руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением и сто постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

В состав правления входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор, а также управляющие двенадцатью отделениями Пенсионного фонда.

В состав правления могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

19)

20).Под объектом правоотношений по социальному обеспечению по­нимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, то есть конкретный вид социального обеспечения.
2. Объект материальных правоотношений -конкретноеблагов
виде денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций и пр.),
услуг или льгот. Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источ­ника средств существования лицам, достигшим установленного
л
возраста, - трудовые(страховые)пенсии по старости и социаль­ныепенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.
Пособия - краткосрочные или единовременные выплаты, на­значаемые за счет государственных средств в целях временного замещения утраченного заработка в размерах, соотносимых с ним, либо в целях оказания социальной поддержки (как пра­вило, в фиксированных размерах)".
Компенсация- денежная выплата, имеющая целью возмещение расходов, связанных с реализацией гражданами права на соци­альное обслуживание (например неработающему трудоспособ­ному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы ли­бо престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработ­ной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций; лицам, пострадавшим от радиационных воздействий; пенсионерам в связи с ростом цен на потреби­тельские товары и услуги; в некоторых других случаях).
Объектпроцедурныхправоотношений - действия-решения госу­дарственных органов о назначении конкретного вида социаль­ного обеспечения, без которых невозможна реализация мате­риальных правоотношений.
Объектпроцессуальныхправоотношений по рассмотрению спо­ров вышестоящими органами в порядке подчиненности - дей­ствие-решение по существу спора, то есть по восстановлению нарушенного права гражданина на конкретный вид социально­го обеспечения в установленном законом размере.

 

21,22) 4. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения

Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения носят вспомогательный характер и объективно необходимы для нормального функционирования основных - материальных правоотношений.

Процедурные отношения связаны с установлением юридических фактов: инвалидности, трудового стажа, нуждаемости и др. или с принятием государственным органом решения о применении (неприменении) нормы права (например, решение органов социальной защиты по назначению государственной пенсии, предоставлению транспортного средства инвалиду и др.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином действительного или предполагаемого права на социальное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать решение государственного органа или должностного лица, участвующего в социальном обеспечении, как в порядке подчиненности, так и путем обращения в суд. Своеобразие процедурных правоотношений заключается в том, что они регулируются не только нормами права социального обеспечения, но и нормами других отраслей: административного и гражданско-процессуального права.

Субъектами процедурных и процессуальных правоотношений являются с одной стороны, как и в материальных правоотношениях, граждане. С другой стороны субъектами могут быть не только государственные органы, но и другие, например, администрация организации, обязанная представить в установленный срок материалы для назначения государственной пенсии, экспертный орган, в чью компетенцию входит установление инвалидности и другие.

Причем объектом этих правоотношений является не материальное благо, а определенное юридическое действие (например, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещении в дом-интернат и т. п.).

Содержание процедурных и процессуальных действий составляет совокупность прав гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанностей такого органа по принятию такого решения.

23) Основания возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению

К основаниям возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению относятся юридические факты, обладающие определенной спецификой. Это, как правило, события, не зависящие от воли людей и возникающие по объективным причинам.

Применительно к данному виду правоотношений это такие события, как рождение человека или его смерть, наступление временной нетрудоспособности или инвалидности, потеря семьей кормильца, безработица, нуждаемость в постороннем уходе, достижение определенного возраста и т. д.

Наряду с такими юридическими фактами, как события, в юридический состав, вызывающий возникновение того или иного правоотношения включаются также и действия (например, обращение за пенсией и др.).

Среди юридических действий особую группу составляет деятельность человека, результатам которой придается юридическое значение. Например, в пенсионном правоотношении - это измеряемая во времени трудовая деятельность (общий и специальный трудовой стаж), участие в военных действиях, наличие определенных государственных наград и т. д.

Основные формы социального обслуживания населения

Стационарное, нестационарное и полустационарное социальное обслуживание.

- Стационарное социальное обслуживание
- Нестационарное социальное обслуживание

  • социальное обслуживание на дому;
  • социально-медицинское обслуживание на дому;
  • срочное социальное обслуживание;
  • социально-консультативная помощь;

- Полустационарное социальное обслуживание
Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты, пансионаты, и др.) путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Стационарное социальное обслуживание обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

>>наверх

Нестационарное социальное обслуживание включает в себя:

а) социальное обслуживание на дому;
б) социально-медицинское обслуживание на дому;
в) срочное социальное обслуживание;
г) социально-консультативная помощь.

а) социальное обслуживание на дому

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Осуществляется путем предоставления гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, частично утратившим способность к самообслуживанию помощи на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6) содействие в организации ритуальных услуг;
7) другие надомные социальные услуги.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

б) социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

в) срочное социальное обслуживание

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:
1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) разовое оказание материальной помощи;
4) содействие в получении временного жилого помещения;
5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
7) иные срочные социальные услуги.

г) социально-консультативная помощь

Социально-консультативная помощь гражданам и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Социально-консультативная помощь гражданам и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
2) профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;
4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;
5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;
6) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

>>наверх

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11) Финансирование социального обеспечения

осуществляется за счет страховых взносов работодателей и застрахованных, а также бюджетных ассигнований и иных источников. Предназначенные на это средства аккумулируются в различных фондах. Основным является фонд государственного (обязательного) социального страхования, из которого финансируется пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности и по материнству, а в некоторых странах — медицинское обслуживание застрахованных (например, в Венгрии), обеспечение по безработице (в Чехии). Размер страховых взносов в фонд социального страхования устанавливается, как правило, законом.

При установлении размеров страховых взносов учитываются обычно характер трудовой деятельности, условия труда, а также и объем страхования (страхование по всем страховым рискам, только пенсионное страхование, только на случай трудового увечья или профессионального заболевания).

Взносы в Фонд социального страхования часто распределяются по специализированным фондам, образуемым с учетом либо субъекта страхования, либо направленности страхования. Так, в Сербии функционируют Фонд пенсионного и инвалидного страхования работников, Фонд пенсионного и инвалидного страхования лиц, ведущих самостоятельную хозяйственную деятельность, Фонд пенсионного и инвалидного страхования крестьян. В Венгрии страховые взносы в установленной пропорции уплачиваются в Фонд пенсионного страхования и Фонд медицинского страхования (медицинское обслуживание, выплата пособий по временной нетрудоспособности и за время отпуска по материнству), а в Чехии — в Фонд пенсионного страхования, в Фонд больничного страхования и в Фонд страхования по безработице. Целевая направленность страховых взносов установлена также польским Законом от 13 октября 1998 г. и болгарским Кодексом обязательного социального страхования 1999 г. Как правило, в особом фонде аккумулируются взносы по страхованию в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием.

Во всех странах в формировании фондов социального страхования участвуют взносами как работодатели, так и застрахованные. В СРЮ, Польше и Болгарии работодатели и застрахованные будут уплачивать страховые взносы в равных долях к 2007 г. Так, в СРЮ работодатель и застрахованный уплачивают страховые взносы в размере по 12,8% стахуемого дохода (в общей сложности — 25,6%). Согласно польскому Закону от 13 октября 1998 г. уплачиваемые в равных долях работодателем и застрахованным страховые взносы составляют: на пенсию по старости— 19,52% и на пенсию по нетрудоспособности (по инвалидности) — 13,0% дохода (но не свыше 250% годовой средней заработной платы по стране), а на страхование по болезни (включая материнство) — 2,45% дохода (без ограничения максимумом). В Болгарии соотношение долей работодателя и застрахованного постепенно будет изменяться с отношения 80:20 в 2000 г. до 50:50 — в 2007 г. Размер страхового взноса в фонд пенсий — 32% страхуемого дохода (не свыше 10- кратной минимальной заработной платы) и в фонд страхования по общему заболеванию и материнству — 3%. В Венгрии страховой взнос работодателя составляет 37% выплаченной заработной платы, из них 22% — в Фонд пенсионного страхования и 15% — в Фонд медицинского страхования (из него выплачиваются также пособия по болезни и материнству); страховой взнос работника в Фонд пенсионного страхования — 9% его заработка (вступившие в члены пенсионной кассы уплачивают этот взнос в размере 1% заработка). В Чехии работодатель уплачивает страховой взнос в размере 26% заработной платы застрахованного, из которых 3,3% — в Фонд больничного страхования, 19,5% — в Фонд пенсионного страхования и 3,2% — в Фонд пособий по безработице; чешский работник уплачивает страховой взнос в размере 8% заработка, из которых в указанные фонды направляется соответственно 1,1; 6,5 и 0,4%.

Работодатель уплачивает также специальный взнос на страхование в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. Размер такого взноса, например, в Болгарии — 0,7% дохода застрахованного, в Польше — от 0,4% до 8,12%, а в СРЮ — от 5 до 15% дохода с учетом условий труда.

В Румынии уплачиваемые работодателем страховые взносы дифференцированы с учетом категории работ и составляют: 35% выплаченной заработной платы — по работам 1-й категории, 30% — 2- й и 25% — 3- й категории (общие условия труда); работник уплачивает обязательный страховой взнос в размере 3% заработной платы в фонд дополнительной пенсии.

Специализированные фонды, из которых осуществляется выплата пособий по безработице (например, фонд «Профессиональное обучение и безработица» — в Болгарии, Фонд труда — В Польше, Фонд выплаты пособий по безработице — в Румынии), во всех странах, кроме Польши, формируются из взносов работодателей и работников. Законодательно установлены следующие размеры взносов в эти фонды (в %):

  Общий размер взноса из них
работодатель работник
Болгария 4,5 2,25 (в 2007 г.) 2,25 (в 2007 г.)
Венгрия 2,0 1,5 0,5
Польша 3,0 3,0
Румыния 5,0 4,0 1,0
Чехия 3,6 3,2 0,4

 

В сущности, это — страховые взносы по социальному страхованию, но таковыми они признаны пока только законодательством Чехии. Эти фонды, задачи которых значительно шире, чем выплата пособий по безработице, дотируются из госбюджета, поскольку в условиях массовой безработицы в странах Восточной Европы за счет указанных взносов не могут быть покрыты даже расходы по выплате пособий. Так, в Польше сумма собранных взносов покрывает менее 50% выплаченных пособий по безработице (и страховых взносов в Фонд социального страхования с этих пособий), а дотация из госбюджета составляет почти 60% доходов Фонда труда.

На социальное обеспечение, понимаемое в широком смысле, т.е. включая медицинское обслуживание, пенсионирование ряда категорий граждан, прежде всего военнослужащих, социальную помощь (обслуживание), направляются значительные ассигнования из государственных и местных бюджетов во всех странах. В некоторых странах (в Польше, Чехии) госбюджет-ные расходы на социальное обеспечение возросли в связи с тем, что пособия на детей, ранее обеспечиваемые из фондов социального страхования, ныне выплачиваются за счет государственного или местных бюджетов.

Говоря о фондах социального обеспечения, следует иметь в виду, что в некоторых странах сохранилась система социальных фондов предприятий. Так, согласно польскому Закону от 4 марта 1994 г. о заводском фонде социального обслуживания на каждом предприятии (независимо от формы собственности) создается такой фонд, в который отчисляется 37,5% (а на работников, занятых в особо тяжелых условиях, — 50%) среднего месячного заработка по стране на каждого работника, причем размер отчисления в определенных случаях может быть повышен. В то же время коллективным договором могут быть установлены меньшие размеры отчислений либо решено не создавать такой фонд. За счет фонда социального обслуживания обеспечиваются различные формы отдыха, культурно-просветительной и спортивной деятельности, оказание материальной помощи, причем услугами этого фонда могут пользоваться как работники предприятия и члены их семей, так и пенсионеры — бывшие работники предприятия и члены их семей.

Средства предприятий в некоторых странах, например, в СРЮ, Румынии, Польше, Венгрии, привлекаются для выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в некоторых иных случаях (например, в Венгрии — для доплаты к членским взносам членов пенсионной кассы).

При оказании социальной помощи используются также добровольные взносы юридических и физических лиц.

Средства, аккумулируемые и расходуемые фондами социального страхования труда и иными государственными фондами, социальными фондами предприятий, составляют значительную часть национального дохода стран Восточной Европы.

12)

13) Принципы права социального обеспечения[править | править исходный текст]

1. Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).

2. Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.

4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.

5. Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.

6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы[5].

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:[6]

1. общеправовые, свойственные всем отраслям права;

2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;

3. отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

4. внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др. Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения[7]. В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность[8].

14) Источники права социального обеспечения в России, просроченные.[править | править исходный текст]

Международные

· Международный акт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина»[9]

· Всеобщая декларация прав человека 1948 года[10]

· Конвенции и рекомендации международной организации труда (МОТ). Например, конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения, 1952» 1952 года [11] № 131 «О минимальной заработной плате, 1970».[12]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.087 с.)