Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины реформирования государственной пенсионной системыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Затяжной экономический спад, продолжавшийся в течение 1990-х гг., привел к обесценению реальных размеров начисленных пенсий и сокращению дифференциации между максимальной и минимальной пенсиями. Несмотря на принимаемые меры по увеличению размеров пенсий, средний размер назначенных пенсий оставался на уровне ниже прожиточного минимума пенсионера. Вместе с тем даже эти пенсии обеспечивали существенное снижение риска бедности среди пенсионеров по сравнению с другими группами населения. Доля пенсионеров среди бедных была ниже, чем доля пенсионеров в общей численности населения. В прошедшее десятилетие была ослаблена связь между размером назначаемой пенсии и величиной предыдущих заработков и уплаченных за работника страховых взносов. Это, в свою очередь, существенно ослабило заинтересованность работников и работодателей в уплате пенсионных взносов. На протяжении 1990-х гг. увеличивалась нагрузка на работающее население по содержанию неработающих. Это было обусловлено причинами как экономическими (сокращение численности занятых), так и демографическими (старение населения). В 1990-е гг. дополнительной причиной увеличения социальной нагрузки явился рост числа пенсионеров, получающих разнообразные льготные пенсии. Предоставление льготных пенсий, т.е. выплата пенсий ранее достижения общего пенсионного возраста, экономически оправдано для лиц, имевших неблагоприятные условия труда (шахтеры, рабочие горнодобывающих, металлургических и химических предприятий, атомной промышленности и т.д.). Но из числа лиц, имеющих по действующему законодательству право на льготное пенсионное обеспечение, лишь около двух третей действительно работают в неблагоприятных условиях. Действие долговременных тенденций позволяет прогнозировать рост населения в трудоспособном возрасте до 2006 г., что будет способствовать увеличению притока рабочей силы на рынок труда. В этот период на пенсию будет выходить относительно малочисленное поколение родившихся во время войны и сразу после ее окончания. Таким образом, нагрузка лиц пенсионного возраста на население будет снижаться. По данным Госкомстата России, на 1000 человек в трудоспособном возрасте в 1998 г. приходилось 711 иждивенцев, в том числе 356 лиц старше пенсионного возраста, а в 2006 г. эти показатели составят 586 и 335 человек соответственно. Однако после 2006 г. будет наблюдаться ускорение процесса демографического старения населения, что потребует увеличения затрат на социальные программы. Согласно прогнозу Госкомстата России к 2015 г. на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться уже 427 человек в возрасте старше трудоспособного. Эти тенденции накладываются на возрастную структуру населения с высокой долей старших возрастов в трудоспособном населении: к 2015 г. около трети трудоспособного населения будет находиться в возрасте от 45 лет и выше. Если существовавшая пенсионная система оставалась бы в будущем без изменений, то в долгосрочной перспективе произошло бы серьезное ухудшение ее финансового состояния вследствие постепенного старения населения России и дальнейшего роста соотношения между численностью пенсионеров и экономически активного населения. Новая пенсионная система
Цели, задачи и способы пенсионной реформы в Российской Федерации интенсивно разрабатывались в 1997–2001 гг. В декабре 2001 г. были приняты федеральные законы, реформирующие пенсионную систему: ■ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; ■ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; ■ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В июле 2002 г. был принят закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Цель реформы состоит в обеспечении текущей финансовой устойчивости пенсионной системы, повышении реального размера пенсий и предотвращении кризиса пенсионной системы в связи со старением населения. В новой государственной пенсионной системе изменен состав выплачиваемых пенсий. Предусмотрены следующие виды пенсий: ■ пенсии по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия; ■ трудовые пенсии: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов. Пенсия за выслугу лет назначается: федеральным государственным служащим, имеющим стаж государственной службы не менее 15 лет, при увольнении с федеральной государственной службы по ряду оснований. Эта пенсия устанавливается дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней; военнослужащим (сотрудникам правоохранительных органов), имеющим определенный стаж службы. Пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, по достижении возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин. Пенсия по инвалидности назначается: военнослужащим (сотрудникам правоохранительных органов); участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, признанных инвалидами. Размер пенсий по инвалидности дифференцируется в зависимости от группы инвалидности и устанавливается в процентах к базовой части трудовой пенсии. Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам: инвалидам, детям, потерявшим одного или обоих родителей, не имевших права на получение трудовой пенсии, мужчинам по достижении 65 лет и женщинам – 60 лет, не имеющим права на получение трудовой пенсии, и др. Размер социальной пенсии по общему правилу устанавливается равным размеру базовой части трудовой пенсии. Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семей погибших военнослужащих. Ее размер определяется в процентах к базовой части трудовой пенсии. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из следующих компонентов: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца включает два компонента: 1) базовую часть; 2) страховую часть. Новая государственная пенсионная система, обеспечивающая выплату трудовых пенсий, является трехуровневой. Первый уровень – государственная распределительная пенсионная система, обеспечивающая выплату гарантированной государством базовой трудовой пенсии фиксированного размера. Второй уровень – государственная распределительная пенсионная система, обеспечивающая выплату страховой части трудовых пенсий. Третий уровень – государственная накопительная пенсионная система, обеспечивающая выплату накопительной части трудовых пенсий. Второй и третий уровни организационно включены в систему обязательного пенсионного страхования. Застрахованными в этой системе являются: работающие по договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и некоторые другие категории граждан. Страхователями являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие выплаты физическим лицам. Эти страхователи страхуют работающих у них лиц, платя за них страховые взносы. Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, члены крестьянских (фермерских) хозяйств выступают страхователями и застрахованными в одном лице – они страхуют сами себя. Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – Пенсионный фонд). Трудовая пенсия застрахованным устанавливается пожизненно. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 60 лет и женщины – 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Страховой стаж включает периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Ряду категорий лиц трудовая пенсия по старости назначается ранее вышеуказанных сроков. К числу таких категорий относятся лица, имеющие особые условия труда: проработавшие определенное время на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах, на транспорте, на лесозаготовках, в полевых условиях и т.п. Раньше могут выйти на пенсию, например, женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьми лет, определенные категории инвалидов, лица, длительно работавшие на Крайнем Севере, и др. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности, определяемой по медицинским показаниям. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении при наличии у него страхового стажа. Базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в одинаковом размере для всех застрахованных. Ее величина на начало 2002 г. составила 450 руб. Для лиц, достигших возраста 80 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости была установлена в сумме 900 руб. в месяц. Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом инфляции. Средства для выплаты базовой части трудовых пенсий выделяются из федерального бюджета. Источником этих средств является часть социального налога в размере 14% величины оплаты труда из общей ставки 28%, направляемой на пенсионное обеспечение. Источником выплаты второй – страховой части трудовых пенсий выступают страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии. Эти взносы являются частью социального налога или иных обязательных платежей, которые выплачиваются работодателями или индивидуальными предпринимателями в бюджет Пенсионного фонда. Для лиц 1967 г. рождения и моложе размер этих взносов установлен равным 8 процентным пунктам из общей ставки социального налога в 28 процентных пунктов, направляемых на пенсионное обеспечение. Для лиц более старшего возраста размер этих взносов выше, но соответственно ниже размер взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Суммы взносов учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, но используются для текущих выплат пенсий лицам пенсионного возраста. Размер страховой части трудовой пенсии, выплачиваемой застрахованным, определяется величиной расчетного пенсионного капитала для каждого застрахованного работающего лица. Расчетный пенсионный капитал представляет собой учитываемую определенным образом общую сумму страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо и учтенных на его индивидуальном лицевом счете в период его работы. Таким образом, устанавливается тесная связь между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в Пенсионный фонд в период трудовой деятельности. Страховая часть трудовой пенсии, которую получает застрахованный, регулярно индексируется с учетом инфляции. Источниками выплаты накопительной части трудовой пенсии являются страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии и доходы от инвестиций, произведенных за счет этих взносов. Указанные взносы являются частью социального налога или иных обязательных платежей, которые выплачиваются работодателями или индивидуальными предпринимателями в бюджет Пенсионного фонда. Для лиц 1967 г. рождения и моложе размер этих взносов установлен равным 6 процентным пунктам из общей ставки социального налога в 28 процентных пунктов, направляемых на пенсионное обеспечение. В последующие годы отчисления социального налога в накопительную систему предполагается поэтапно увеличить до 9–10 процентных пунктов. При этом отчисления социального налога в распределительную пенсионную систему будут снижаться на величину отчислений в накопительную систему. Страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии учитываются в специальной части индивидуального лицевого счета. Эти взносы направляются в накопительную систему. Ее образуют Пенсионный фонд, специализированный депозитарий и управляющие компании (с 2004 г.). Застрахованное лицо вправе самостоятельно выбирать управляющую компанию, в доверительное управление которой будет направляться часть социального налога, предназначенная для пенсионных накоплений. Управляющие компании будут осуществлять инвестирование средств пенсионных накоплений. Доходы от инвестиций будут учитываться в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных в Пенсионном фонде. Назначение накопительной части трудовых пенсий в системе обязательного пенсионного страхования будет производиться на основе суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии. Размер накопительной части трудовой пенсии ежегодно индексируется с учетом дополнительных пенсионных накоплений за период, истекший со дня назначения этой части пенсии. Один раз в три года производится также перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии с учетом суммы дополнительных пенсионных накоплений за период, истекший со дня назначения этой части пенсии. Внедрение механизмов накопительного финансирования пенсий для работающего населения преследует цель повысить финансовую устойчивость всей пенсионной системы. Помимо государственных накопительных пенсионных фондов продолжит действовать и частное пенсионное обеспечение, включающее прежде всего профессиональные пенсионные системы, управляемые негосударственными пенсионными фондами. Государство будет поддерживать развитие частных накопительных пенсионных систем, но после финансового кризиса 1998 г. потребуется длительное время для восстановления доверия граждан к сбережению своих средств в частных финансовых организациях. Поэтому частные пенсионные системы не смогут играть ощутимой роли в пенсионном обеспечении населения в обозримой перспективе. Контрольные вопросы
1. Какая связь существует между развитием пенсионного обеспечения и ростом частных сбережений? 2. Обладают ли частные пенсионные схемы преимуществами по сравнению с государственными? 3. Почему государственные пенсионные системы являются распределительными и реже включают накопительные подсистемы? 4. Каковы достоинства и недостатки современной пенсионной системы в России? 5. Проанализируйте экономические, социально-культурные и политические последствия: а) сокращения в пенсионной системе доли распределительной подсистемы и увеличения доли накопительной подсистемы; б) увеличения возраста выхода на пенсию. Литература Основная
Мировой опыт реформирования пенсионных систем: концептуальные подходы и практические действия / Отв. ред. Л.С. Дегтярь. М.: Эпикон, 1999. Пенсионная реформа / Министерство труда и социального развития Российской Федерации и др. М.: Просвещение, 2002. Реформирование пенсионной системы России / Дмитриев М., Помазкин Д., Синявская О., Столяров А. // Реформирование некоторых отраслей социальной сферы России. М.: ИЭПП, 1999. С. 77–140. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 308–328. Ваrr N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 208-238. Дополнительная
Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России / Астапович А.З., Бирмингхем У., Григорьев Л.М. и др. М.: Бюро экономического анализа, 1998. Соловьев А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. М.: Финансы и статистика, 2001. Шохин А.Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования. М.: ГУ ВШЭ, 1996. Якушев Л.П. Социальная защита. М.: Редакция журнала "ПЕНСИЯ", 1998. Chand S., Jaeger A. Ageing Population and Public Pensions Schemes / International Monetary Fund. Washington D.C.: International Monetary Fund, 1996 (Occasional Paper N 147).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.009 с.) |