Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лекция: Кризис государственной пенсионной системы и образование НПФ Ныне действующая государственная пенсионная система в России переживает кризис, который был в значительной мере спровоцирован резким скачком цен в 1992 г., не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсии. Доходы пенсионеров значительно отстают от уровня цен. Сложившаяся ситуация в управлении государственным пенсионным обеспечением на сегодняшний день не отвечает даже минимальным требованиям. Причина кроется в том, что российская система государственного пенсионного обеспечения построена на принципе финансирования выплат пенсионерам за счет взносов сегодняшних работающих. Деньги не накапливаются, не капитализируются. Естественно, поступающих взносов не хватает на нормальное обеспечение пенсионеров. Выплата пенсий осуществляется в основном за счет страховых взносов работодателей (28% от фонда оплаты труда), ассигнований из республиканского бюджета и отчислений за счет самих граждан (1% из заработной платы). Проблемы в этой области вызваны еще и тем, что доля заработной платы, из которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения снижается, так как вводятся не облагаемые налогом формы выплаты части заработной платы. Кроме того, по статистическим данным, население страны стареет: становится все больше пенсионеров и все меньше работающих (табл. 18.1). К тому же продолжительность жизни людей возрастает. Сейчас в России около 37 млн пенсионеров, составляющих четвертую часть населения. Процесс старения населения воздействует на состав и структуру рабочей силы, структуру производства и потребления, но особенно на социальное обеспечение. Во многих странах старение населения довольно остро ставит проблему поиска новых источников финансирования пенсионного обеспечения. Из анализа сложившейся ситуации в государственной системе пенсионного обеспечения вырисовывается необходимость воз рождения и развития дополнительного пенсионного обеспечения наряду с обязательным государственным. Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольной основе в дополнение к государственной пенсии и является первым рыночным элементом будущей более прогрессивной системы пенсионного обеспечения граждан России. Таблица 18.1 Численность населения, в том числе работающих и пенсионеров в России (млн. человек)
Сама система пенсионного обеспечения предположительно будет трехуровневой. Два уровня — социальная и трудовая пенсия — обеспечиваются государством. При этом государство обеспечивает соблюдение установленных законодательством обязательных минимальных социальных гарантий, поощряет формирование дополнительных форм социального обеспечения. Третий уровень представлен системой негосударственного пенсионного обеспечения. Система негосударственного пенсионного обеспечения включает в себя банки, страховые компании, пенсионные кассы предприятий и пенсионные фонды. В реализации дополнительного пенсионного обеспечения возможны различные варианты. Первый из них — сам работник или его предприятие покупают для него пенсионный полис страховой компании, дающий право на пожизненную ренту. Второй — открытие персональных пенсионных счетов в коммерческих банках. Третий — участие в негосударственных пенсионных фондах. На обозримую перспективу в России не прогнозируется существенного роста масштабов открытия пенсионных счетов в банках и развития страхования дополнительных пенсий в страховых компаниях. Деятельность банка и страховой компании, как и любого другого коммерческого предприятия, подвержена риску. Кроме того, работодатели не заинтересованы вносить пенсионные взносы за своих работников в эти учреждения, так как принципы размещения этих средств не предусматривают связи будущей пенсии со стажем работы, размером заработка и другими условиями, которые хотел бы установить работодатель. Не предусматривается также и установление налоговых льгот для таких взносов. Дополнительное пенсионное обеспечение может осуществляться путем создания предприятиями за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, пенсионных фондов для увеличения пенсий работникам предприятий. Для работников предприятий такая форма пенсионного обеспечения является рисковой, особенно сейчас, когда высока вероятность банкротства предприятия. Кроме того, следует иметь в виду, что для таких фондов также не предусматриваются льготы по налогообложению. Один из основных элементов российской системы дополнительного пенсионного обеспечения—негосударственные пенсионные фонды. Они являются теми социально-финансовыми институтами, которые дают возможность гражданам самим позаботиться о своем будущем благосостоянии, не рассчитывая на поддержку государства. В появлении НПФ проявляется социальная направленность рыночных преобразований. В этом заинтересованы государство, работодатели, работники, профсоюзы и предприниматели. Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда (Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Ст. 2). В большинстве развитых стран негосударственные пенсионные фонды имеют широкое распространение. Обязательное пенсионное обеспечение, организуемое государством, как правило, обеспечивает человеку лишь минимальный уровень компенсации потери его трудоспособности (в различных странах от 25 до 30% сред него заработка с учетом инфляции)1. Достаточный размер компенсации достигается при помощи дополнительного пенсионного обеспечения, доля которого в системе национального пенсионного обеспечения зависит от условий каждой страны и может достигать 30 — 60% и более. Так, «средний» американец получает государственную пенсию в 300—600 долл. и одновременно 3000—4000 долл. из частных фондов. При всем многообразии структур, обеспечивающих пенсии, почти во всех из них реализован принцип капитализации поступающих средств. В США суммарные активы пенсионных фондов измеряются примерно в 1,7 трлн долл., что в 1,5 раза больше годового бюджета страны2. По финансовой мощи система негосударственного пенсионного обеспечения Великобритании сравнима только с банковской системой. Во многих европейских странах, а также в США система негосударственных пенсионных фондов позволяет гражданам уверенно переступать черту пенсионного возраста, не ограничивая свои потребности, и иметь возможность не продолжать работать. Кроме того, НПФ страхуют своих участников от риска временной потери работы, инвалидности, потери кормильца и др. Помимо всего прочего НПФ может выступать гарантом своего участника при получении им банковского кредита, что имеет немаловажное значение в расширении возможностей деятельности граждан и стабилизации экономики в целом. Уровень развития НПФ в стране зависит от того, в какой мере государственная система пенсионного обеспечения отвечает потребностям населения. Наибольшее распространение НПФ получили в США, а наименьшее — в тех странах, где хорошо развита государственная система пенсионного обеспечения. Кроме США, негосударственное пенсионное обеспечение широко развито в Великобритании, Ирландии, Нидерландах. Во Франции и Италии почти все пенсии выплачиваются из государственного бюджета. В Германии фонды НПФ составляют 4% от ВВП, но зато там щедрая государственная система пенсий дополняется еще так называемыми резервными коммерческими системами, благодаря которым пенсии работникам с большим трудовым стажем выплачиваются из прибылей компании, в которой они работали. В России образование негосударственных пенсионных фондов регламентировалось Указом Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16.09.92 г. Государство в высшей степени заинтересовано в развитии этой системы. С него снимается значительная часть обязательств по социальному обеспечению граждан. Фонды аккумулируют грандиозные денежные средства, существенная часть которых инвестируется в государственные ценные бумаги. А поскольку ценные бумаги приобретаются фондами с долгосрочной целью, эти бумаги изымаются из текущего оборота и не участвуют в биржевой игре. Поэтому инвестиции пенсионных фондов — это своеобразный стабилизатор финансовой системы страны. Пенсионный фонд увеличивает сбережения рядовых граждан, которые во многих странах служат основным источником инвестиций. Социальная направленность и благотворное влияние на национальную экономику привели к тому, что почти во всех странах существуют налоговые льготы для НПФ. Взносы работодателя и участника не облагаются налогом, кроме того, доходы от инвестиций пенсионных фондов полностью или частично освобождаются от налогов. В России дефицит государственного бюджета, и в первую очередь его социальной части, также подтолкнул государство к тому, чтобы поощрять развитие НПФ путем предоставления льгот по налогообложению. В конце 1995 г. общее число НПФ уже превышало 1300. Согласно информации «Пенсион энд Акчуариэл консалтинг» в 82 из 90 регионов России были созданы НПФ. Более 300 фондов действуют в Москве, примерно 80 — в Санкт-Петербурге, 30 — в Екатеринбурге1. Всплеск активности по созданию НПФ пришелся на май — июль 1994 г., когда сектор НПФ Министерства социальной защиты РФ приступил к выдаче «временных разрешений» на их создание. При этом число фондов, зарегистрированных в Инспекции НПФ, почти в 3 раза меньше. Это расхождение вызвано отсутствием единого достоверного источника информации по НПФ и слабым развитием их правовой базы, в первую очередь разнообразием организационно-правовых форм НПФ. Лекция: Правовые основы НПФ Первые пенсионные фонды были зарегистрированы еще в 1991 г. и не имели под собой законодательной базы. Они руководствовались законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.1, а также Временным положением о некоммерческих организациях, сегодня уже не действующим. В сентябре 1992 г. под № 1077 вышел Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», который создал правовую основу для начала деятельности НПФ. Все специализированное законодательство в области НПФ разрабатывалось в соответствии с этим Указом. Однако недостаточно развитая правовая база НПФ долго заставляла практикующих в этой области специалистов обращаться к нормативным документам других сфер деятельности: страховой, некоммерческой, трастовой и др. И лишь 8 апреля 1998 г. был принят Федеральный закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Этот закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью. При учреждении НПФ за основу берутся также и другие нормативные акты: постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов» от 07.08.95 г. № 792, приказы Инспекции НПФ «Об утверждении Временного положения о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов» от 15.12.94 г., «Об утверждении основных требований к Правилам негосударственного пенсионного фонда, примерного договора о негосударственном пенсионном обеспечении, примерного договора по управлению активами негосударственного пенсионного фонда» от 12.09.95 г. № 58, Временные правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов от 15.12.95 г. № 90 и др. Контроль за деятельностью НПФ осуществляет Инспекция негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации. Среди прочих обязанностей на нее возложены регистрация и лицензирование деятельности НПФ, контроль за обеспечением обязательств фондов, обобщение практики их деятельности, подготовка и представление в Правительство докладов о деятельности инспекции. В систему НПФ входят: · вкладчики (участники); · негосударственные пенсионные фонды; · управляющие компании (или компании по управлению активами пенсионных фондов — КУАПФ); · Инспекция НПФ РФ; · Межведомственная комиссия по оценке рисков инвестиций НПФ; · ассоциация фондов (в будущем); · другие организации, необходимые для обеспечения нормального функционирования этой системы. Понятия «вкладчик» и «участник» не идентичны. Вкладчик может быть и участником, если это гражданин, вносящий средства на обеспечение своего вклада. Но за данного гражданина (участника фонда) могут вносить средства и другие—его родственники, его фирма. Они-то и являются вкладчиками фонда. Если вкладчиками могут быть как физические, так и юридические лица, то участником может быть только физическое лицо, т. е. гражданин, получающий пенсионные выплаты. НПФ — это специфическая некоммерческая организация, осуществляющая целевой сбор и аккумулирование пенсионных взносов и производящая пенсионные выплаты участникам фонда в соответствии с условиями договора с вкладчиком. Учредители НПФ не получают дивидендов от его деятельности, а весь доход направляется исключительно на уставные цели. НПФ могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для уставных целей. К таким видам деятельности относится передача активов фонда в управление компании, заключившей договор с пенсионным фондом на управление его активами, с целью получения дохода от их инвестирования, получение дохода от использования имущества и средств, переданных фонду его учредителями, другими юридическими и физическими лицами, используемых исключительно на уставные цели. Деятельность фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской (ст. 25 Закона о НПФ). Компании по управлению активами пенсионных фондов (КУАПФ) несут имущественную ответственность за сохранение активов негосударственных пенсионных фондов и обеспечение минимального уровня рентабельности, установленного Правительством РФ. Таким образом, НПФ — это структура, которая принимает взносы, по сути дела, в траст (доверительное управление), старается максимально выгодно разместить их и по истечении определенного срока начинает выплачивать гражданам дополнительные пенсии. Стихийное формирование в России НПФ в условиях отсутствия необходимой правовой базы привело к большому разнообразию организационно-правовых форм. Большинство НПФ на апрель 1994 г. были зарегистрированы как коммерческие организации: смешанные товарищества (32%), АООТ (14%), АОЗТ (22%) и др. Некоммерческих организаций было 27%1. В декабре 1994 г. Инспекцией НПФ утверждено Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов. В нем сформулированы основные требования к учредительным документам НПФ, в том числе и положение о запрете коммерческой деятельности НПФ. С учетом требований этого положения началась перерегистрация НПФ. По состоянию на 01.07.96 г. в Инспекции было зарегистрировано 213 фондов2. Основная часть — это фонды Москвы — 96 (45%) и Санкт-Петербурга —18 (8,5%). Суммарные активы зарегистрированных НПФ выросли до 3,04 трлн руб., число участников — до 1,78 млн. человек, и уже сегодня фонды осуществляют пенсионные выплаты (152,781 млрд. руб.). При этом следует учесть, что в России фактически создано более полутора тысяч НПФ, большинство из которых не имеет лицензий, не зарегистрировано, не соответствует требованиям нормативных документов. Данные по размерам активов и объемам деятельности крупнейших НПФ России приведены в табл. 18.2. Таблица 18.2 Размеры суммарных активов, собственного имущества, число участников и пенсионные выплаты крупнейших НПФ на 01.07.97
По принципу организации НПФ можно классифицировать на: · корпоративные (отраслевые); · региональные (межрегиональные); · специализированные, которые предполагают кроме денежных выплат дополнительные услуги пенсионерам. Региональные и межрегиональные НПФ доминируют. Их доля в общем числе фондов составляет около 70%. Это фонды открытого типа. Для них характерно отсутствие ограничений для участников, т. е. участниками фонда могут быть любые физические лица. Для них важна поддержка местной администрации и доверие жителей. Региональный пенсионный фонд ориентируется на работу с индивидуальными вкладчиками, с населением. Фонд может также заключать и коллективные договоры дополнительного пенсионного обеспечения с предприятиями. Оптимальным вариантом считается работа с предприятиями, на которых работает до 300 человек и которые не имеют возможности создать собственный пенсионный фонд. Региональные пенсионные фонды жестко конкурируют между собой за вкладчиков, поэтому им необходимо достаточно точно определить те категории граждан, с которыми они работают. НПФ закрытого типа (30%) могут быть корпоративными и специальными. Корпоративные пенсионные фонды создаются с согласия и при участии администрации предприятия (отрасли) и/или профсоюза. Основная задача фонда — обеспечение работников предприятия дополнительной пенсией. Администрация (профсоюз, трудовой коллектив) получает действенный инструмент кадровой политики. Предприятие отчисляет в пенсионный фонд определенный размер взносов за работника. Работники также имеют возможность отчислять часть своего дохода в пенсионный фонд. Порядок взносов работодателей и работников может определяться коллективным договором или индивидуальным контрактом. Участниками таких фондов могут быть и члены семей работников предприятия. Гарантом выплаты накоплений в случае несостоятельности фонда является предприятие. По поводу специализированных НПФ идут дискуссии вокруг дополнительных услуг (патронажные услуги, льготное медицинское обслуживание, ритуальные услуги и Др.)- Минюст указывает на то, что ведение НПФ других видов деятельности, кроме перечисленных в Указе № 1077, неправомерно. В то же время Минюст не исключает других видов деятельности для компаний по управлению активами пенсионных фондов. Учредителями негосударственного пенсионного фонда могут быть юридические и физические лица. Учредителями фондов в большинстве своем являются предпринимательские структуры: предприятия нефтегазовой, автомобильной и других финансово благополучных сфер экономики, банки, инвестиционные, страховые и финансовые компании. Среди учредителей есть и государственные структуры: профсоюзы, организации бюджетной сферы (образования, науки), а также физические лица. По статистическим данным, промышленные предприятия выступают учредителями НПФ в 32% случаев, государственные органы—в 8%, профсоюзы—в 3%. Несколько ниже оказались данные по коммерческим банкам (9%) и страховым компаниям (5%), которые в настоящий момент стали проявлять большую активность в этой области. Структура органов управления НПФ и контроля за его деятельностью определена в ст. 28 — 31 Закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах». Высшим органом управления фонда является совет фонда. Структура, компетенция, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются законодательством РФ и уставом фонда. Исполнительная дирекция осуществляет оперативное управление деятельностью фонда в соответствии с законодательством РФ, уставом фонда и положением об исполнительной дирекции, утверждаемым советом фонда. В целях контроля за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков и участников фонд создает попечительский совет. Его полномочия и порядок формирования определяются уставом фонда и положением о попечительском совете, утверждаемым советом фонда. В попечительский совет фонда включаются полномочные представители вкладчиков и участников, которым при принятии решений принадлежит не менее половины голосов. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно. Все вопросы организации дополнительного пенсионного обеспечения регламентируются Правилами (Положением) фонда о дополнительном пенсионном обеспечении. В уставе фонда делается указание на порядок утверждения правил, а также внесения изменений и дополнений. На основании указанных в правилах фонда пенсионных схем строится актуарная модель по каждой схеме взносов и выплат. Актуарные расчеты подтверждают возможность выполнения фондом своих обязательств в соответствии с конкретными статистическими данными. Лицензирование деятельности фонда осуществляется на основании правил фонда, подтвержденных актуарными расчетами. Прекращение деятельности НПФ может осуществляться в виде его реорганизации или ликвидации. Решение о реорганизации или о ликвидации НПФ принимается при безусловном выполнении обязательств перед участниками фонда. При ликвидации фонда пенсионные резервы направляются на удовлетворение требований вкладчиков и участников. Средства от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, направляются на удовлетворение требований всех кредиторов в соответствии с очередностью, установленной законодательством РФ. При ликвидации фонда полномочия по управлению делами фонда переходят к ликвидационной комиссии, формируемой учредителями фонда или органом, принявшим решение о ликвидации фонда, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, и государственным уполномоченным органом. Лекция: Пенсионные схемы и актуарные расчеты в НПФ Основным элементом организации дополнительного пенсионного обеспечения являются пенсионные схемы. Под пенсионной схемой понимается комплекс условий, определяющий: · порядок и условия уплаты пенсионных взносов; · организацию учета пенсионных накоплений и начисления инвестиционного дохода; · условия и порядок оформления пенсионных выплат; · порядок определения размера и организации пенсионных выплат; · возможности распоряжения пенсионными накоплениями и расторжения договора. Основные характеристики пенсионных схем описываются в правилах фонда и лицензируются в договорах дополнительного пенсионного обеспечения, которые заключаются между фондом и участником. Коллективный договор о дополнительном пенсионном обеспечении работников предприятия заключается с юридическим лицом. Индивидуальный договор заключается с физическим лицом. Каждый НПФ предлагает, как правило, несколько десятков пенсионных схем. Анализ правил фонда и договоров дополнительного пенсионного обеспечения позволяет разделить пенсионные схемы на две группы (рис. 18.1):
1) солидарные пенсионные схемы, использующие принцип перераспределения средств между поколениями в рамках предприятия или отрасли; 2) накопительные пенсионные схемы, использующие принцип полного предварительного фондирования пенсионных выплат. Накопительные схемы можно разделить на три подгруппы: 1) сберегательные пенсионные схемы с возможностью наследования пенсионных накоплений в случае смерти участника до окончания срока действия договора; 2) страховые пенсионные схемы с перераспределением ответственности между участниками фонда; 3) смешанные пенсионные схемы, предусматривающие сберегательную схему на этапе накопления и страховую—на этапе выплат. Наиболее приемлемой для России пока является накопительная схема, т. е. с установленными размерами выплат. Подавляющее большинство НПФ на этапе накопления используют сберегательные пенсионные схемы. Размер и виды пенсионных выплат определяются исходя из размера пенсионных накоплений на момент оформления дополнительной пенсии. 90% НПФ предлагают схемы с установленными размерами взносов, в которых основной риск достаточного уровня пенсионного обеспечения (инфляция) переносится с работодателя на вкладчика (участника). При наступлении пенсионного возраста (или других случаев в соответствии с договором) участник фонда получает пенсионные выплаты в соответствии с размером накоплений на персональном счете (пенсионные взносы и инвестиционный доход, за счет операций КУАПФ). Схемы с установленными размерами выплат предлагаются гораздо реже, так как основной риск таких схем приходится на фонд или работодателя. По таким схемам в момент заключения договора определяют фиксированный размер будущей пенсии. При этом принципы и порядок определения размера пенсионных взносов устанавливаются фондом в зависимости от установленного размера пенсий, продолжительности внесения пенсионных взносов, инвестиционной политики, оценки экономической и демографической ситуации в стране или регионе инвестирования активов на перспективу и с учетом многих других факторов. Дня этого проводятся актуарные расчеты баланса пенсионных взносов и выплат. В любом случае участнику фонда при наступлении соответствующего возраста гарантируется пенсия в размерах, предусмотренных в договоре. Виды пенсионных выплат определяются участником самостоятельно. Основные предложения по видам выглядят следующим образом: пожизненная пенсия — 65%; единовременная пенсия — 56%; срочная пенсия — 59%; другие виды —18%. Пожизненная пенсия — как правило, не предполагает наследования пенсионной суммы в случае смерти участника фонда. Но возможны варианты, когда переживший супруг частично наследует сумму пенсионных выплат. Пенсионные выплаты в течение оговоренного ряда лет — остаток пенсионной суммы в случае смерти участника до окончания срока выплат, выплачивается наследникам единовременно или в виде пенсии. Пенсионные выплаты до исчерпания накоплений на персональном счете участника — остаток суммы в случае смерти участника также подлежит наследованию. Единовременная выплата пенсионной суммы — по окончании срока договора выплачивается вся сумма, накопленная на персональном счете. Единовременная выплата части пенсионных накоплений (как правило, не выше 40%) и последующая выплата по любой из первых трех схем. Участник НПФ имеет право перевести средства, находящиеся на его именном счете, в другой пенсионный фонд в порядке и на условиях, предусмотренных договором между вкладчиком и фондом. Фонд обязан в сроки и на условиях, определяемых договором, перевести в другой фонд указанные средства за вычетом доказанных убытков, понесенных фондом, порядок определения которых должен быть указан в договоре. Чтобы подтвердить возможность выполнения пенсионным фондом своих обязательств перед участниками, проводятся актуарные расчеты. Это математико-статистические методы оценки будущих обязательств фонда. Актуарные расчеты обеспечивают Прогноз денежных поступлений и пенсионных выплат с учетом динамики показателей в финансово-кредитной области, демографических, статистических и других факторов. Согласно ст. 21 Закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах» НПФ обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по пенсионному обеспечению и доходов от размещения пенсионных резервов. Оценивание должно осуществляться независимым актуарием. Важнейшую роль в проведении актуарных расчетов играют демографические данные. Они представлены в статистических таблицах, характеризующих продолжительность жизни в данном регионе, смертность, инвалидность, потоки миграции и т. д. Также прогнозируются уровень доходов населения данного региона и процент возможных расходов на дополнительное пенсионное обеспечение. Учитывается также пол участника, так как мужчины и женщины имеют разную продолжительность жизни. Актуарные расчеты на этапе становления и развития пенсионного фонда определяют ключевые факторы для выбора тактики деятельности пенсионного фонда и разработки пенсионных схем. В случае превышения обязательств над фактическими возможностями фонд обанкротится, в обратном случае у фонда появятся излишние резервы, а размеры пенсии окажутся заниженными, Приведем формулу расчета пожизненной пенсии1: Пенсия = Сумма Д (х)/К(у) где сумма — размер пенсионных накоплений, Д и К—специальные коэффициенты, рассчитываемые для конкретной пенсионной схемы в соответствии с правилами фонда и демографическими показателями, х — возраст вкладчика на момент оценки пенсии, у — возраст, начиная с которого будет выплачиваться пенсия. Различные условия пенсионных взносов и выплат требуют построения актуарной модели на конкретных исходных данных каждого фонда, что не позволяет зеркально переносить результаты расчетов из одного фонда в другой. При проведении актуарных расчетов можно использовать несколько тенденций оценки возможной динамики инвестиционной доходности вложений: оптимистическую, вероятную, осторожную. Размеры обещаемых пенсионным фондом выплат напрямую зависят от принятой оценки. Выбор же варианта оценки основывается на эффективности инвестиционной политики и в некотором роде зависит от прогнозирования темпов инфляции на годы вперед. Ниже представлены три варианта оценки эффективности капиталовложений пенсионных фондов (в процентах валютного дохода в год), приведенные страховой компанией «ИВМА» (табл. 18.3): Таблица 18.3 Варианты оценки эффективности капиталовложений НПФ
Большинство российских фондов ориентируется на оптимистическую оценку, так как этот вариант наиболее притягателен для потенциального клиента, хотя и относится к разряду наиболее труднореализуемых. Деятельность фондов, предлагающих высокий доход, как правило, связана с рисковыми операциями с активами. Это понижает надежность пенсионного фонда, что, к сожалению, является общей тенденцией развития российского финансового рынка. В качестве примера конечного результата актуарных расчетов приводим наиболее типичные варианты таблиц ежеквартальных взносов по единовременной пенсии для мужчин и женщин (табл. 18.4; 18.5). Таблица 18.4 Таблица ежеквартальных взносов в долл. США для получения единовременной пенсии в размере 1000 USD для женщин. Возраст 40 лет
Таблица 18.5 Таблица ежеквартальных взносов в долларах США для получения единовременной пенсии в размере 1000 USD для мужчин. Возраст 45 лет
Лекция: Управление активами НПФ Имущество НПФ делится на две составляющие: имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет: · совокупного вклада учредителей; · целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов, используемых для покрытия издержек фонда в соответствии с правилами фонда; · дохода фонда от использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда; · благотворительных взносов и других законных поступлений. Пенсионные резервы фонд формирует для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками. Они образуются за счет: пенсионных взносов; дохода фонда от размещения пенсионных взносов. От величины совокупного вклада учредителей зависит объем привлеченных средств и успехи дальнейшей деятельности. Лидерами по величине пенсионных резервов обычно становятся пенсионные фонды, имеющие богатых учредителей, которые предоставляют значительный стартовый капитал или разветвленную агентскую сеть. Например, НПФ «Интеррос-Достоинство», учредителями которого выступали Онэксимбанк и Международная финансовая корпорация. К марту 1997 г. суммарные активы этого фонда составили 59,18 млрд. руб. Наиболее крупными финансовыми ресурсами располагают НПФ нефтегазового комплекса, чьи суммарные активы на порядок и более превышают показатели других НПФ: «Газфонд» — 773,998 млрд. руб., «Сургутнефтегаз» — 704,444 млрд. руб., «ЛУКойл-гарант» — 231,734 млрд. руб. В то же время основная часть фондов (63%) имеет суммарные активы менее 3,0 млрд. руб., а половина из них—до 1,0 млрд. руб. В марте 1995 г. суммарные активы НПФ соста
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.013 с.) |