Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)

Поиск

Лекция: Кризис государственной пенсионной системы и образование НПФ

Ныне действующая государственная пенсионная система в Рос­сии переживает кризис, который был в значительной мере спрово­цирован резким скачком цен в 1992 г., не сопровождавшимся при­нятием действенных мер по поддержанию покупательной способ­ности пенсии. Доходы пенсионеров значительно отстают от уровня цен. Сложившаяся ситуация в управлении государственным пен­сионным обеспечением на сегодняшний день не отвечает даже минимальным требованиям. Причина кроется в том, что россий­ская система государственного пенсионного обеспечения постро­ена на принципе финансирования выплат пенсионерам за счет взносов сегодняшних работающих. Деньги не накапливаются, не капитализируются. Естественно, поступающих взносов не хватает на нормальное обеспечение пенсионеров. Выплата пенсий осуще­ствляется в основном за счет страховых взносов работодателей (28% от фонда оплаты труда), ассигнований из республиканского бюджета и отчислений за счет самих граждан (1% из заработной платы).

Проблемы в этой области вызваны еще и тем, что доля заработ­ной платы, из которой взимаются взносы на финансирование пен­сий, в общих доходах населения снижается, так как вводятся не облагаемые налогом формы выплаты части заработной платы. Кроме того, по статистическим данным, население страны старе­ет: становится все больше пенсионеров и все меньше работающих (табл. 18.1). К тому же продолжительность жизни людей возрас­тает. Сейчас в России около 37 млн пенсионеров, составляющих четвертую часть населения.

Процесс старения населения воздействует на состав и структу­ру рабочей силы, структуру производства и потребления, но осо­бенно на социальное обеспечение. Во многих странах старение населения довольно остро ставит проблему поиска новых источ­ников финансирования пенсионного обеспечения.

Из анализа сложившейся ситуации в государственной системе пенсионного обеспечения вырисовывается необходимость воз рождения и развития дополнительного пенсионного обеспечения наряду с обязательным государственным. Негосударственное пен­сионное обеспечение осуществляется на добровольной основе в дополнение к государственной пенсии и является первым рыноч­ным элементом будущей более прогрессивной системы пенсион­ного обеспечения граждан России.

Таблица 18.1

Численность населения, в том числе работающих и пенсионеров в России (млн. человек)

Показатель 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г.
Численность населения 148,2 148,3 148,3 148,1 147,9
Численность работающих 75,3 (51%) 73,8 (50%) 72,3 (49%) 72,0 (49%) 71,0 (48%)
Численность пенсионеров 32,9 (22%) 34,1 (23%) 35,5 (24%) 36,1 (24%) 36,8 (25%)

 

Сама система пенсионного обеспечения предположительно бу­дет трехуровневой. Два уровня — социальная и трудовая пенсия — обеспечиваются государством. При этом государство обеспечива­ет соблюдение установленных законодательством обязательных минимальных социальных гарантий, поощряет формирование до­полнительных форм социального обеспечения. Третий уровень представлен системой негосударственного пенсионного обеспече­ния.

Система негосударственного пенсионного обеспечения вклю­чает в себя банки, страховые компании, пенсионные кассы пред­приятий и пенсионные фонды.

В реализации дополнительного пенсионного обеспечения воз­можны различные варианты. Первый из них — сам работник или его предприятие покупают для него пенсионный полис страховой компании, дающий право на пожизненную ренту. Второй — от­крытие персональных пенсионных счетов в коммерческих банках. Третий — участие в негосударственных пенсионных фондах. На обозримую перспективу в России не прогнозируется существен­ного роста масштабов открытия пенсионных счетов в банках и раз­вития страхования дополнительных пенсий в страховых компани­ях. Деятельность банка и страховой компании, как и любого другого коммерческого предприятия, подвержена риску. Кроме того, работодатели не заинтересованы вносить пенсионные взносы за своих работников в эти учреждения, так как принципы размеще­ния этих средств не предусматривают связи будущей пенсии со стажем работы, размером заработка и другими условиями, кото­рые хотел бы установить работодатель. Не предусматривается так­же и установление налоговых льгот для таких взносов.

Дополнительное пенсионное обеспечение может осуществлять­ся путем создания предприятиями за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, пенсионных фондов для увеличения пен­сий работникам предприятий. Для работников предприятий такая форма пенсионного обеспечения является рисковой, особенно сей­час, когда высока вероятность банкротства предприятия. Кроме того, следует иметь в виду, что для таких фондов также не пре­дусматриваются льготы по налогообложению.

Один из основных элементов российской системы дополнитель­ного пенсионного обеспечения—негосударственные пенсионные фонды. Они являются теми социально-финансовыми института­ми, которые дают возможность гражданам самим позаботиться о своем будущем благосостоянии, не рассчитывая на поддержку го­сударства. В появлении НПФ проявляется социальная направлен­ность рыночных преобразований. В этом заинтересованы государ­ство, работодатели, работники, профсоюзы и предприниматели.

Негосударственный пенсионный фонд — особая организаци­онно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой явля­ется негосударственное пенсионное обеспечение участников фон­да на основании договоров о негосударственном пенсионном обес­печении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фон­да. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обя­зательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда (Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Ст. 2).

В большинстве развитых стран негосударственные пенсионные фонды имеют широкое распространение. Обязательное пенсион­ное обеспечение, организуемое государством, как правило, обес­печивает человеку лишь минимальный уровень компенсации по­тери его трудоспособности (в различных странах от 25 до 30% сред него заработка с учетом инфляции)1. Достаточный размер компенса­ции достигается при помощи дополнительного пенсионного обеспе­чения, доля которого в системе национального пенсионного обеспе­чения зависит от условий каждой страны и может достигать 30 — 60% и более. Так, «средний» американец получает государственную пенсию в 300—600 долл. и одновременно 3000—4000 долл. из част­ных фондов.

При всем многообразии структур, обеспечивающих пенсии, почти во всех из них реализован принцип капитализации поступа­ющих средств.

В США суммарные активы пенсионных фондов измеряются примерно в 1,7 трлн долл., что в 1,5 раза больше годового бюджета страны2. По финансовой мощи система негосударственного пен­сионного обеспечения Великобритании сравнима только с банков­ской системой. Во многих европейских странах, а также в США сис­тема негосударственных пенсионных фондов позволяет гражданам уверенно переступать черту пенсионного возраста, не ограничивая свои потребности, и иметь возможность не продолжать работать. Кроме того, НПФ страхуют своих участников от риска временной потери работы, инвалидности, потери кормильца и др. Помимо всего прочего НПФ может выступать гарантом своего участника при полу­чении им банковского кредита, что имеет немаловажное значение в расширении возможностей деятельности граждан и стабилизации экономики в целом.

Уровень развития НПФ в стране зависит от того, в какой мере государственная система пенсионного обеспечения отвечает по­требностям населения. Наибольшее распространение НПФ полу­чили в США, а наименьшее — в тех странах, где хорошо развита государственная система пенсионного обеспечения. Кроме США, негосударственное пенсионное обеспечение широко развито в Ве­ликобритании, Ирландии, Нидерландах. Во Франции и Италии почти все пенсии выплачиваются из государственного бюджета. В Германии фонды НПФ составляют 4% от ВВП, но зато там щед­рая государственная система пенсий дополняется еще так называ­емыми резервными коммерческими системами, благодаря которым пенсии работникам с большим трудовым стажем выплачиваются из прибылей компании, в которой они работали.

В России образование негосударственных пенсионных фондов регламентировалось Указом Президента РФ «О негосударствен­ных пенсионных фондах» от 16.09.92 г. Государство в высшей сте­пени заинтересовано в развитии этой системы. С него снимается значительная часть обязательств по социальному обеспечению граждан. Фонды аккумулируют грандиозные денежные средства, существенная часть которых инвестируется в государственные цен­ные бумаги. А поскольку ценные бумаги приобретаются фондами с долгосрочной целью, эти бумаги изымаются из текущего оборо­та и не участвуют в биржевой игре. Поэтому инвестиции пенсион­ных фондов — это своеобразный стабилизатор финансовой систе­мы страны. Пенсионный фонд увеличивает сбережения рядовых граждан, которые во многих странах служат основным источни­ком инвестиций.

Социальная направленность и благотворное влияние на нацио­нальную экономику привели к тому, что почти во всех странах существуют налоговые льготы для НПФ. Взносы работодателя и участника не облагаются налогом, кроме того, доходы от инвести­ций пенсионных фондов полностью или частично освобождаются от налогов. В России дефицит государственного бюджета, и в пер­вую очередь его социальной части, также подтолкнул государство к тому, чтобы поощрять развитие НПФ путем предоставления льгот по налогообложению.

В конце 1995 г. общее число НПФ уже превышало 1300. Со­гласно информации «Пенсион энд Акчуариэл консалтинг» в 82 из 90 регионов России были созданы НПФ. Более 300 фондов дей­ствуют в Москве, примерно 80 — в Санкт-Петербурге, 30 — в Ека­теринбурге1. Всплеск активности по созданию НПФ пришелся на май — июль 1994 г., когда сектор НПФ Министерства социальной защиты РФ приступил к выдаче «временных разрешений» на их создание. При этом число фондов, зарегистрированных в Инспек­ции НПФ, почти в 3 раза меньше.

Это расхождение вызвано отсутствием единого достоверного источника информации по НПФ и слабым развитием их правовой базы, в первую очередь разнообразием организационно-правовых форм НПФ.


Лекция: Правовые основы НПФ

Первые пенсионные фонды были зарегистрированы еще в 1991 г. и не имели под собой законодательной базы. Они руководствова­лись законом «О предприятиях и предпринимательской деятель­ности» от 25 декабря 1990 г.1, а также Временным положением о некоммерческих организациях, сегодня уже не действующим. В сентябре 1992 г. под № 1077 вышел Указ Президента РФ «О него­сударственных пенсионных фондах», который создал правовую основу для начала деятельности НПФ. Все специализированное законодательство в области НПФ разрабатывалось в соответствии с этим Указом. Однако недостаточно развитая правовая база НПФ долго заставляла практикующих в этой области специалистов об­ращаться к нормативным документам других сфер деятельности: страховой, некоммерческой, трастовой и др. И лишь 8 апреля 1998 г. был принят Федеральный закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Этот закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятель­ности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, а так­же устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

При учреждении НПФ за основу берутся также и другие нор­мативные акты: постановление Правительства РФ «Об утвержде­нии Положения о лицензировании деятельности негосударствен­ных пенсионных фондов и компаний по управлению активами не­государственных пенсионных фондов» от 07.08.95 г. № 792, приказы Инспекции НПФ «Об утверждении Временного положения о по­рядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фон­дов» от 15.12.94 г., «Об утверждении основных требований к Пра­вилам негосударственного пенсионного фонда, примерного догово­ра о негосударственном пенсионном обеспечении, примерного договора по управлению активами негосударственного пенсион­ного фонда» от 12.09.95 г. № 58, Временные правила инвестирова­ния активов негосударственных пенсионных фондов от 15.12.95 г. № 90 и др. Контроль за деятельностью НПФ осуществляет Инс­пекция негосударственных пенсионных фондов Российской Феде­рации. Среди прочих обязанностей на нее возложены регистрация и лицензирование деятельности НПФ, контроль за обеспечением обязательств фондов, обобщение практики их деятельности, под­готовка и представление в Правительство докладов о деятельнос­ти инспекции.

В систему НПФ входят:

· вкладчики (участники);

· негосударственные пенсионные фонды;

· управляющие компании (или компании по управлению актива­ми пенсионных фондов — КУАПФ);

· Инспекция НПФ РФ;

· Межведомственная комиссия по оценке рисков инвестиций НПФ;

· ассоциация фондов (в будущем);

· другие организации, необходимые для обеспечения нормально­го функционирования этой системы.

Понятия «вкладчик» и «участник» не идентичны. Вкладчик может быть и участником, если это гражданин, вносящий средства на обеспечение своего вклада. Но за данного гражданина (участ­ника фонда) могут вносить средства и другие—его родственники, его фирма. Они-то и являются вкладчиками фонда. Если вкладчи­ками могут быть как физические, так и юридические лица, то уча­стником может быть только физическое лицо, т. е. гражданин, по­лучающий пенсионные выплаты.

НПФ — это специфическая некоммерческая организация, осу­ществляющая целевой сбор и аккумулирование пенсионных взно­сов и производящая пенсионные выплаты участникам фонда в со­ответствии с условиями договора с вкладчиком. Учредители НПФ не получают дивидендов от его деятельности, а весь доход направ­ляется исключительно на уставные цели.

НПФ могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для уставных целей. К таким видам деятельности относится передача активов фонда в управление компании, заключившей договор с пенсионным фон­дом на управление его активами, с целью получения дохода от их инвестирования, получение дохода от использования имущества и средств, переданных фонду его учредителями, другими юридичес­кими и физическими лицами, используемых исключительно на ус­тавные цели. Деятельность фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской (ст. 25 Закона о НПФ).

Компании по управлению активами пенсионных фондов (КУАПФ) несут имущественную ответственность за сохранение активов негосударственных пенсионных фондов и обеспечение ми­нимального уровня рентабельности, установленного Правитель­ством РФ. Таким образом, НПФ — это структура, которая прини­мает взносы, по сути дела, в траст (доверительное управление), старается максимально выгодно разместить их и по истечении определенного срока начинает выплачивать гражданам дополни­тельные пенсии.

Стихийное формирование в России НПФ в условиях отсутствия необходимой правовой базы привело к большому разнообразию орга­низационно-правовых форм. Большинство НПФ на апрель 1994 г. были зарегистрированы как коммерческие организации: смешанные товарищества (32%), АООТ (14%), АОЗТ (22%) и др. Некоммерчес­ких организаций было 27%1.

В декабре 1994 г. Инспекцией НПФ утверждено Временное поло­жение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсион­ных фондов. В нем сформулированы основные требования к учреди­тельным документам НПФ, в том числе и положение о запрете ком­мерческой деятельности НПФ. С учетом требований этого положения началась перерегистрация НПФ.

По состоянию на 01.07.96 г. в Инспекции было зарегистрирова­но 213 фондов2. Основная часть — это фонды Москвы — 96 (45%) и Санкт-Петербурга —18 (8,5%). Суммарные активы зарегистри­рованных НПФ выросли до 3,04 трлн руб., число участников — до 1,78 млн. человек, и уже сегодня фонды осуществляют пенсионные выплаты (152,781 млрд. руб.). При этом следует учесть, что в России фактически создано более полутора тысяч НПФ, большинство из которых не имеет лицензий, не зарегистрировано, не соответствует требованиям нормативных документов. Данные по размерам акти­вов и объемам деятельности крупнейших НПФ России приведены в табл. 18.2.

Таблица 18.2

Размеры суммарных активов, собственного имущества, число участников и пенсионные выплаты крупнейших НПФ на 01.07.97

 

 

По принципу организации НПФ можно классифицировать на:

· корпоративные (отраслевые);

· региональные (межрегиональные);

· специализированные, которые предполагают кроме денежных выплат дополнительные услуги пенсионерам.

Региональные и межрегиональные НПФ доминируют. Их доля в общем числе фондов составляет около 70%. Это фонды откры­того типа. Для них характерно отсутствие ограничений для участ­ников, т. е. участниками фонда могут быть любые физические лица. Для них важна поддержка местной администрации и доверие жи­телей. Региональный пенсионный фонд ориентируется на работу с индивидуальными вкладчиками, с населением. Фонд может также заключать и коллективные договоры дополнительного пенсионного обеспечения с предприятиями. Оптимальным вариантом считает­ся работа с предприятиями, на которых работает до 300 человек и которые не имеют возможности создать собственный пенсионный фонд. Региональные пенсионные фонды жестко конкурируют меж­ду собой за вкладчиков, поэтому им необходимо достаточно точно определить те категории граждан, с которыми они работают.

НПФ закрытого типа (30%) могут быть корпоративными и специальными. Корпоративные пенсионные фонды создаются с согласия и при участии администрации предприятия (отрасли) и/или профсоюза. Основная задача фонда — обеспечение работ­ников предприятия дополнительной пенсией. Администрация (профсоюз, трудовой коллектив) получает действенный инструмент кадровой политики. Предприятие отчисляет в пенсионный фонд определенный размер взносов за работника. Работники также име­ют возможность отчислять часть своего дохода в пенсионный фонд. Порядок взносов работодателей и работников может определять­ся коллективным договором или индивидуальным контрактом.

Участниками таких фондов могут быть и члены семей работни­ков предприятия. Гарантом выплаты накоплений в случае несосто­ятельности фонда является предприятие.

По поводу специализированных НПФ идут дискуссии вокруг дополнительных услуг (патронажные услуги, льготное медицинское обслуживание, ритуальные услуги и Др.)- Минюст указывает на то, что ведение НПФ других видов деятельности, кроме перечислен­ных в Указе № 1077, неправомерно. В то же время Минюст не ис­ключает других видов деятельности для компаний по управле­нию активами пенсионных фондов.

Учредителями негосударственного пенсионного фонда могут быть юридические и физические лица. Учредителями фондов в большинстве своем являются предпринимательские структуры:

предприятия нефтегазовой, автомобильной и других финансово бла­гополучных сфер экономики, банки, инвестиционные, страховые и финансовые компании. Среди учредителей есть и государственные структуры: профсоюзы, организации бюджетной сферы (образова­ния, науки), а также физические лица. По статистическим данным, промышленные предприятия выступают учредителями НПФ в 32% случаев, государственные органы—в 8%, профсоюзы—в 3%. Не­сколько ниже оказались данные по коммерческим банкам (9%) и страховым компаниям (5%), которые в настоящий момент стали про­являть большую активность в этой области.

Структура органов управления НПФ и контроля за его деятель­ностью определена в ст. 28 — 31 Закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах».

Высшим органом управления фонда является совет фонда. Структура, компетенция, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются законодательством РФ и уставом фонда.

Исполнительная дирекция осуществляет оперативное управле­ние деятельностью фонда в соответствии с законодательством РФ, уставом фонда и положением об исполнительной дирекции, утвер­ждаемым советом фонда.

В целях контроля за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков и участников фонд создает попечительский совет. Его полномочия и порядок формирования определяются уставом фон­да и положением о попечительском совете, утверждаемым сове­том фонда. В попечительский совет фонда включаются полномоч­ные представители вкладчиков и участников, которым при приня­тии решений принадлежит не менее половины голосов. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмезд­но.

Все вопросы организации дополнительного пенсионного обес­печения регламентируются Правилами (Положением) фонда о дополнительном пенсионном обеспечении. В уставе фонда дела­ется указание на порядок утверждения правил, а также внесения изменений и дополнений. На основании указанных в правилах фон­да пенсионных схем строится актуарная модель по каждой схеме взносов и выплат. Актуарные расчеты подтверждают возможность выполнения фондом своих обязательств в соответствии с конкретными статистическими данными. Лицензирование деятельности фон­да осуществляется на основании правил фонда, подтвержденных ак­туарными расчетами.

Прекращение деятельности НПФ может осуществляться в виде его реорганизации или ликвидации. Решение о реорганизации или о ликвидации НПФ принимается при безусловном выполнении обязательств перед участниками фонда. При ликвидации фонда пенсионные резервы направляются на удовлетворение требований вкладчиков и участников. Средства от реализации имущества, пред­назначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, на­правляются на удовлетворение требований всех кредиторов в со­ответствии с очередностью, установленной законодательством РФ.

При ликвидации фонда полномочия по управлению делами фонда переходят к ликвидационной комиссии, формируемой уч­редителями фонда или органом, принявшим решение о ликвида­ции фонда, по согласованию с органом, осуществляющим государ­ственную регистрацию юридических лиц, и государственным упол­номоченным органом.


Лекция: Пенсионные схемы и актуарные расчеты в НПФ

Основным элементом организации дополнительного пенсион­ного обеспечения являются пенсионные схемы. Под пенсионной схемой понимается комплекс условий, определяющий:

· порядок и условия уплаты пенсионных взносов;

· организацию учета пенсионных накоплений и начисления ин­вестиционного дохода;

· условия и порядок оформления пенсионных выплат;

· порядок определения размера и организации пенсионных выплат;

· возможности распоряжения пенсионными накоплениями и ра­сторжения договора.

Основные характеристики пенсионных схем описываются в правилах фонда и лицензируются в договорах дополнительного пенсионного обеспечения, которые заключаются между фондом и участником. Коллективный договор о дополнительном пенсион­ном обеспечении работников предприятия заключается с юриди­ческим лицом. Индивидуальный договор заключается с физичес­ким лицом. Каждый НПФ предлагает, как правило, несколько де­сятков пенсионных схем.

Анализ правил фонда и договоров дополнительного пенсион­ного обеспечения позволяет разделить пенсионные схемы на две группы (рис. 18.1):

 

1) солидарные пенсионные схемы, использующие принцип пе­рераспределения средств между поколениями в рамках предприя­тия или отрасли;

2) накопительные пенсионные схемы, использующие принцип полного предварительного фондирования пенсионных выплат.

Накопительные схемы можно разделить на три подгруппы:

1) сберегательные пенсионные схемы с возможностью наследо­вания пенсионных накоплений в случае смерти участника до окон­чания срока действия договора;

2) страховые пенсионные схемы с перераспределением ответ­ственности между участниками фонда;

3) смешанные пенсионные схемы, предусматривающие сберега­тельную схему на этапе накопления и страховую—на этапе выплат.

Наиболее приемлемой для России пока является накопитель­ная схема, т. е. с установленными размерами выплат. Подавляю­щее большинство НПФ на этапе накопления используют сберега­тельные пенсионные схемы. Размер и виды пенсионных выплат определяются исходя из размера пенсионных накоплений на мо­мент оформления дополнительной пенсии.

90% НПФ предлагают схемы с установленными размерами взно­сов, в которых основной риск достаточного уровня пенсионного обеспечения (инфляция) переносится с работодателя на вкладчи­ка (участника). При наступлении пенсионного возраста (или дру­гих случаев в соответствии с договором) участник фонда получает пенсионные выплаты в соответствии с размером накоплений на персональном счете (пенсионные взносы и инвестиционный до­ход, за счет операций КУАПФ).

Схемы с установленными размерами выплат предлагаются го­раздо реже, так как основной риск таких схем приходится на фонд или работодателя. По таким схемам в момент заключения догово­ра определяют фиксированный размер будущей пенсии. При этом принципы и порядок определения размера пенсионных взносов устанавливаются фондом в зависимости от установленного разме­ра пенсий, продолжительности внесения пенсионных взносов, ин­вестиционной политики, оценки экономической и демографичес­кой ситуации в стране или регионе инвестирования активов на пер­спективу и с учетом многих других факторов. Дня этого проводятся актуарные расчеты баланса пенсионных взносов и выплат. В лю­бом случае участнику фонда при наступлении соответствующего возраста гарантируется пенсия в размерах, предусмотренных в до­говоре.

Виды пенсионных выплат определяются участником самостоя­тельно. Основные предложения по видам выглядят следующим образом:

пожизненная пенсия — 65%;

единовременная пенсия — 56%;

срочная пенсия — 59%;

другие виды —18%.

Пожизненная пенсия — как правило, не предполагает наследо­вания пенсионной суммы в случае смерти участника фонда. Но возможны варианты, когда переживший супруг частично наследу­ет сумму пенсионных выплат.

Пенсионные выплаты в течение оговоренного ряда лет — оста­ток пенсионной суммы в случае смерти участника до окончания срока выплат, выплачивается наследникам единовременно или в виде пенсии.

Пенсионные выплаты до исчерпания накоплений на персональ­ном счете участника — остаток суммы в случае смерти участника также подлежит наследованию.

Единовременная выплата пенсионной суммы — по окончании срока договора выплачивается вся сумма, накопленная на персо­нальном счете.

Единовременная выплата части пенсионных накоплений (как правило, не выше 40%) и последующая выплата по любой из пер­вых трех схем.

Участник НПФ имеет право перевести средства, находящиеся на его именном счете, в другой пенсионный фонд в порядке и на условиях, предусмотренных договором между вкладчиком и фон­дом. Фонд обязан в сроки и на условиях, определяемых догово­ром, перевести в другой фонд указанные средства за вычетом до­казанных убытков, понесенных фондом, порядок определения ко­торых должен быть указан в договоре.

Чтобы подтвердить возможность выполнения пенсионным фон­дом своих обязательств перед участниками, проводятся актуарные расчеты. Это математико-статистические методы оценки будущих обязательств фонда. Актуарные расчеты обеспечивают Прогноз денежных поступлений и пенсионных выплат с учетом динамики показателей в финансово-кредитной области, демографических, статистических и других факторов.

Согласно ст. 21 Закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах» НПФ обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по пенсионному обеспечению и доходов от размещения пенсионных резервов. Оценивание должно осуществляться независимым ак­туарием.

Важнейшую роль в проведении актуарных расчетов играют демографические данные. Они представлены в статистических таб­лицах, характеризующих продолжительность жизни в данном ре­гионе, смертность, инвалидность, потоки миграции и т. д. Также прогнозируются уровень доходов населения данного региона и процент возможных расходов на дополнительное пенсионное обес­печение. Учитывается также пол участника, так как мужчины и женщины имеют разную продолжительность жизни. Актуарные расчеты на этапе становления и развития пенсионного фонда оп­ределяют ключевые факторы для выбора тактики деятельности пенсионного фонда и разработки пенсионных схем.

В случае превышения обязательств над фактическими воз­можностями фонд обанкротится, в обратном случае у фонда по­явятся излишние резервы, а размеры пенсии окажутся занижен­ными, Приведем формулу расчета пожизненной пенсии1:

Пенсия = Сумма Д (х)/К(у)

где сумма — размер пенсионных накоплений,

Д и К—специальные коэффициенты, рассчитываемые для кон­кретной пенсионной схемы в соответствии с правилами фонда и демографическими показателями,

х — возраст вкладчика на момент оценки пенсии,

у — возраст, начиная с которого будет выплачиваться пенсия.

Различные условия пенсионных взносов и выплат требуют по­строения актуарной модели на конкретных исходных данных каж­дого фонда, что не позволяет зеркально переносить результаты расчетов из одного фонда в другой.

При проведении актуарных расчетов можно использовать не­сколько тенденций оценки возможной динамики инвестиционной доходности вложений: оптимистическую, вероятную, осторожную. Размеры обещаемых пенсионным фондом выплат напрямую зави­сят от принятой оценки. Выбор же варианта оценки основывается на эффективности инвестиционной политики и в некотором роде зависит от прогнозирования темпов инфляции на годы вперед. Ниже представлены три варианта оценки эффективности капита­ловложений пенсионных фондов (в процентах валютного дохода в год), приведенные страховой компанией «ИВМА» (табл. 18.3):

Таблица 18.3

Варианты оценки эффективности капиталовложений НПФ

Год\ Сценарий                     Далее
Оптимистический                      
Вероятный                      
Осторожный                      

 

Большинство российских фондов ориентируется на оптимисти­ческую оценку, так как этот вариант наиболее притягателен для по­тенциального клиента, хотя и относится к разряду наиболее трудно­реализуемых. Деятельность фондов, предлагающих высокий доход, как правило, связана с рисковыми операциями с активами. Это по­нижает надежность пенсионного фонда, что, к сожалению, является общей тенденцией развития российского финансового рынка.

В качестве примера конечного результата актуарных расчетов приводим наиболее типичные варианты таблиц ежеквартальных взносов по единовременной пенсии для мужчин и женщин (табл. 18.4; 18.5).

Таблица 18.4

Таблица ежеквартальных взносов в долл. США для получения единовременной пенсии в размере 1000 USD для женщин. Возраст 40 лет

 

 

Срок накопления, лет Возраст начала получения пенсии, лет
               
  132,72 110,79 92,32 69,32 52,67 35,71 23,66 19,02
  69,28 57,83 48,19 36,50 27,49 18,64 12,35 9,93
  48,19 40,23 33,52 25,39 19,12 12,97 8,59 6,91
  37,69 31,46 26,21 19,85 14,96 10,14 6,72 5,40
  31,42 26,23 21,85 16,55 12,47 8,45 5,60 4,50
  19,14 15,98 13,31 10,08 7,60 5,15 3,41 2,74
  8,07 6,08 4,12 2,73 2,20
  5,40 3,66 2,43 1,95
    2,27 1,82
  1,75

 

 

Таблица 18.5

Таблица ежеквартальных взносов в долларах США для получения единовременной пенсии в размере 1000 USD для мужчин. Возраст 45 лет

Срок Накопления лет Возраст начала получения пенсии, лет  
               
  121,31 98,38 79,32 71,05 56,72 44,90 31,01 20,81
  63,48 51,48 41,51 37,18 29,68 23,50 16,23 10,89
  44,29 35,92 28,96 25,94 20,71 16,39 11,32 7,60
  34,75 28,18 22,72 20,35 16,25 12,86 8,88 5,96
  29,06 23,57 19,00 17,02 13,59 10,76 7,43 4,99
  18,01 14,61 11,78 10,55 8,42 6,67 4,6 3,09
  8,60 6,86 5,43 3,75 2,52
  3,39 2,28
  _ _ 2,16

Лекция: Управление активами НПФ

Имущество НПФ делится на две составляющие: имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы.

Имущество, предназначенное для обеспечения уставной дея­тельности фонда, образуется за счет:

· совокупного вклада учредителей;

· целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размеще­ния пенсионных резервов, используемых для покрытия издержек фонда в соответствии с правилами фонда;

· дохода фонда от использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

· благотворительных взносов и других законных поступлений.

Пенсионные резервы фонд формирует для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками. Они образуются за счет:

пенсионных взносов;

дохода фонда от размещения пенсионных взносов.

От величины совокупного вклада учредителей зависит объем привлеченных средств и успехи дальнейшей деятельности. Лиде­рами по величине пенсионных резервов обычно становятся пен­сионные фонды, имеющие богатых учредителей, которые предо­ставляют значительный стартовый капитал или разветвленную агентскую сеть. Например, НПФ «Интеррос-Достоинство», учреди­телями которого выступали Онэксимбанк и Международная фи­нансовая корпорация. К марту 1997 г. суммарные активы этого фон­да составили 59,18 млрд. руб. Наиболее крупными финансовыми ресурсами располагают НПФ нефтегазового комплекса, чьи сум­марные активы на порядок и более превышают показатели других НПФ: «Газфонд» — 773,998 млрд. руб., «Сургутнефтегаз» — 704,444 млрд. руб., «ЛУКойл-гарант» — 231,734 млрд. руб. В то же время основная часть фондов (63%) имеет суммарные активы ме­нее 3,0 млрд. руб., а половина из них—до 1,0 млрд. руб.

В марте 1995 г. суммарные активы НПФ соста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.013 с.)