Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция: Страхователи в системе ОМССодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Страхователями по ОМС, т. е. теми субъектами, которые уплачивают страховые взносы на обеспечение всех граждан медицинским страхованием, выступают работодатели и местные органы исполнительной власти. Работодатели обязаны платить страховые взносы за работающее население. Тариф страховых взносов устанавливается федеральным законом и в настоящее время составляет.3,6% к фонду оплаты труда. Правила начисления и уплаты страховых взносов представлены в Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров Правительства РФ от 11.10.93 г. № 1018. В соответствии с этим документом страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования обязаны платить все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. К ним относят: · организации, учреждения, предприятия; · крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными видами хозяйствования; · граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, частной практикой; · граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве; · лиц творческих профессий. Освобождены от уплаты страховых взносов на ОМС общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций. Страховые взносы начисляются по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной форме, в том числе по договорам гражданско-правового характера. Те выплаты, на которые не следует начислять взносы, представ лены в отдельном перечне исключений. Не надо платить взносы с выплат компенсационного характера, социальных пособий, единовременных поощрительных выплат, призовых наград, дивидендов и некоторых других. Суммы начисленных взносов уплачиваются в фонды ОМС ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца. Сумма взносов в размере 3,4% фонда оплаты труда перечисляется на счет территориального ФОМС, а 0,2%—на счет Федерального ФОМС. Платежные поручения на перечисление страховых взносов страхователи представляют в банк одновременно с представлением документов на выдачу средств на оплату труда. Без представления указанных платежных поручений средства на оплату труда не выдаются. Ежеквартально страхователи обязаны предоставлять в территориальный ФОМС (по месту регистрации) отчетные ведомости о начислении и уплате страховых взносов в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Страхователи несут ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов. За нарушение порядка уплаты страховых взносов к ним применяются различные финансовые санкции: 1) за отказ от регистрации в качестве страхователя штраф в размере 10% причитающихся к у плате сумм страховых взносов; 2) за непредставление в указанные сроки расчетной ведомости по страховым взносам—штраф в том же размере с суммы начисленных за квартал взносов; 3) в случае сокрытия или занижения сумм, на которые должны начисляться страховые взносы,—штраф в размере страхового взноса с заниженной или сокрытой суммы, взимаемый сверх причитающегося платежа взносов с учетом пеней; 4) за просрочку уплаты страховых взносов—пени за каждый день просрочки. За неработающее население страховые взносы на ОМС обязаны платить органы исполнительной власти с учетом объемов территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. К неработающему населению относят: детей, учащихся, инвалидов, пенсионеров, безработных. Органы исполнительной власти обязаны перечислять средства на ОМС неработающего населения ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели. Перечисление средств в территориальные фонды ОМС должно осуществляться по нормативу, который устанавливается исходя из стоимости территориальной программы ОМС. Однако на сегодняшний день обязательства местных администраций по уплате страховых платежей весьма неопределенны. Если для страхователей—хозяйствующих субъектов тариф устанавливается федеральным законом, то для органов исполнительной власти используются только методические рекомендации, подготовленные самим Фондом ОМС (письмо ФФОМС от 13.11.97 г. № 4614/22-И). Лекция: Страховщики в системе ОМС По Закону «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» существует три группы субъектов управления организацией и финансированием ОМС. Эти субъекты заключают договоры на осуществление ОМС, собирают и аккумулируют страховые взносы, направляют средства на оплату медицинских услуг. С точки зрения теории страхования они выступают страховщиками, но имеют существенные различия и обладают строго разграниченными полномочиями по выполнению конкретных страховых операций. 1-й уровень страхования в системе ОМС представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Сам он не осуществляет страховые операции и не финансирует систему ОМС граждан. Фонд был создан для реализации государственной политики в области медицинского страхования, а его роль в ОМС сводится к общему регулированию системы, что достигается как за счет нормативного регулирования основных положений ОМС на территории РФ, так и за счет финансового регулирования осуществления медицинского страхования граждан в субъектах Федерации. ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, подотчетен Законодательному Собранию и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Государственной Думой. Финансовые средства фонда образуются за счет: части страховых взносов предприятий, организаций и иных хозяйствующих субъектов (0,2% от ФОП); взносов территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ; ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС; доходов от использования временно свободных денежных средств фонда за счет размещения этих средств на банковских депозитах и в высоколиквидные государственные ценные бумаги. К функциям Федерального ФОМС относятся: 1) выравнивание условий деятельности территориальных ФОМС по обеспечению финансирования ОМС за счет предоставления финансовой помощи; 2) финансирование целевых программ в рамках ОМС; 3) утверждение типовых правил ОМС граждан; 4) разработка нормативных документов; 5) участие в разработке базовой программы ОМС для всей территории РФ; 6) участие в организации территориальных фондов ОМС; 7) международное сотрудничество в области медицинского страхования; 8) осуществление финансово-кредитной деятельности для выполнения задач по финансированию ОМС; 9) проведение научно-исследовательской работы и подготовки специалистов для ОМС. Управление деятельностью фонда осуществляется его правлением и постоянно действующей исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений. 2-й уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами. Этот уровень — основной в системе, поскольку именно территориальными фондами осуществляются сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС. Территориальные ФОМС создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти. Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Они образуются за счет: · части страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, организациями и другими хозяйствующими субъектами на ОМС работающего населения (3,4% ФОТ); · средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС неработающего населения (тариф или норматив отсутствуют); · доходов, получаемых от использования временно свободных средств за счет инвестирования их в банковские депозиты и государственные ценные бумаги; · средств, взыскиваемых в результате предъявления регрессных требований к страхователям, медицинским учреждениям и другим субъектам; · средств, получаемых от применения финансовых санкций к страхователям за нарушение порядка уплаты страховых взносов. Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС. ТФОМС выполняют следующие функции в организации ОМС: Ø собирают страховые взносы на ОМС; Ø осуществляют финансирование территориальных программ ОМС; Ø заключают договоры со страховыми медицинскими организациями на финансирование проводимых СМО программ ОМС по утверждаемым ТФОМС дифференцированным душевым нормативам; Ø осуществляют инвестиционную и иную финансово-кредитную деятельность, в том числе предоставляют страховым медицинским организациям кредиты при обоснованной нехватке у них финансовых средств; Ø формируют финансовые резервы для обеспечения устойчивости функционирования ОМС, в том числе нормированный страховой запас в размере двухмесячного объема финансирования территориальных программ (сейчас резерв понижен до 1/2 месячного объема); Ø осуществляют выравнивание условий финансирования ОМС по территориям городов и районов; Ø разрабатывают и утверждают правила ОМС граждан на соответствующей территории; Ø организуют банк данных по всем страхователям и осуществляют контроль за порядком начисления и своевременностью уплаты страховых взносов; Ø участвуют в разработке тарифов оплаты медицинских услуг; Ø осуществляют взаимодействие с федеральным и другими территориальными фондами. Руководство деятельностью ТФОМС осуществляется также правлением и исполнительной дирекцией. Председатель правления избирается правлением, а исполнительный директор назначается местной администрацией. Для выполнения своих функций ТФОМС могут создавать в городах и районах филиалы. Филиалы выполняют задачи ТФОМС по сбору страховых взносов и финансированию страховых медицинских организаций. При отсутствии на данной территории страховых медицинских организаций (СМО) филиалам разрешено самим осуществлять обязательное медицинское страхование граждан, т. е. и аккумулировать страховые взносы, и вести расчеты с медицинскими учреждениями. 3-й уровень в осуществлении ОМС представляют страховые медицинские организации. Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам. По Положению о страховых медицинских организациях, осуществляющих ОМС, в качестве СМО может выступать юридическое лицо любой формы собственности и организации, предусмотренной российским законодательством, и имеющее лицензию на проведение ОМС, выдаваемую департаментом страхового надзора. СМО вправе одновременно проводить обязательное и добровольное медицинское страхование граждан, но не вправе осуществлять другие виды страховой деятельности. При этом финансовые средства по обязательному и добровольному страхованию учитываются СМО раздельно. СМО не имеют права использовать средства, перечисляемые им на реализацию ОМС, в коммерческих целях. Свою страховую деятельность СМО строят на договорной основе, заключая четыре группы договоров: 1. Договоры страхования с предприятиями, организациями, иными хозяйствующими субъектами и местной администрацией, иными словами, со всеми страхователями, обязанными платить страховые взносы в ТФОМС. По таким договорам определяется контингент застрахованных в данной СМО. 2. Договоры с ТФОМС на финансирование ОМС населения в соответствии с численностью и категориями застрахованных. Финансирование осуществляется по дифференцированному среднедушевому нормативу, который отражает стоимость территориальной программы ОМС на одного жителя и половозрастную структуру застрахованного контингента. 3. Договоры с медицинскими учреждениями на оплату услуг, предоставляемых застрахованным данной СМО гражданам. 4.Индивидуальные договоры ОМС с гражданами, т. е. полисы ОМС, в соответствии с которыми предоставляется бесплатная медицинская помощь в рамках территориальной программы ОМС. Все взаимоотношения внутри системы ОМС регулируются на основании территориальных правил ОМС, которые должны соответствовать типовым правилам ОМС от 1.12.93 г., утвержденным Федеральным фондом ОМС и согласованным с Росстрахнадзором. Таким образом, деятельность СМО представляет заключительный этап в реализации положений ОМС. Ее главной задачей выступает оплата страховых случаев. В связи с этим основными функциями СМО являются: участие в выборе и аккредитации медицинских учреждений; оплата медицинских услуг, предоставляемых застрахованным; осуществление контроля за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг, в том числе предъявление регрессных требований и исков медицинским учреждениям по фактам нарушения условий ОМС или причинения ущерба застрахованным; формирование страховых резервов: резерва оплаты медицинских услуг, резерва финансирования предупредительных мероприятий и запасного резерва; инвестирование временно свободных денежных средств в банковские депозиты и государственные ценные бумаги. Состав и норматив расходов на ведение дела по ОМС, а также нормативы страховых резервов в процентах к финансовым средствам, передаваемым страховым компаниям на проведение ОМС, определяются ТФОМС. Сумма превышения доходов над расходами направляется на пополнение резервов по ОМС в порядке и размерах, определяемых ТФОМС. Объем средств, ежемесячно передаваемых территориальным фондом страховой медицинской организации на оплату медицинских услуг застрахованным, определяется числом застрахованных в данной организации и среднедушевым нормативом финансирования (Нф), рассчитываемым в порядке, утвержденном Федеральным фондом ОМС и согласованным с Минздравом РФ и с Минфином РФ. 1) Среднедушевой норматив финансирования Нф определяется как частное от деления суммы средств, собранных фондом за месяц, за минусом отчислений для восполнения нормированного страхового запаса (его максимальная величина—удвоенный расход на оказание медицинской помощи за предыдущий месяц) и расходов на ведение дел на численность населения территории. При наличии у фонда дополнительных средств Нф умножается на коэффициент индексации (Кин), согласованный фондом с органами исполнительной власти, ассоциациями страховых медицинских организаций и профессиональными медицинскими ассоциациями. 2) Дифференцированный среднедушевой норматив (Нфд) для филиалов фонда, используемый в целях выравнивания средств ОМС в пределах территории, рассчитывается по формуле Нфд = Кпз х Кин х Нф, где Кпз — коэффициент предыдущих затрат, определяемый в относительных единицах на основе финансовых отчетов об исполнении бюджетов здравоохранения, закрепленных за филиалом за последние три года. 3) Дифференцированный среднедушевой норматив для финансирования страховых медицинских организаций рассчитывается по формуле Нсд = Кпв х Нфд, где Кпв—средний коэффициент половозрастных затрат для застрахованного организацией контингента, определяемый на основе коэффициента затрат для каждой из половозрастных групп относительно эталонной (обычно застрахованные в возрасте 20—25 лет) и доли каждой из половозрастных групп в составе застрахованного контингента. Пример значений коэффициентов половозрастных затрат, по Н. А. Кравченко с учетом градаций согласно приказу Минздрава РФ от 21.06.93 г. № 146, приведен в табл. 16.1. Таблица 16.1 Половозрастные коэффициенты потребления медицинских услуг
В настоящее время для оплаты медицинских услуг используется несколько способов. Для оплаты лечения в стационарах применяют: — оплату согласно смете расходов (финансируются 11,2% стационаров на начало 1996 г.); — среднюю стоимость пролеченного больного (7,5%); — за пролеченного больного по клинико-статистическим группам (КСГ) или медико-экономическим стандартам (МЭС) (50,4%); — число койко-дней (29,4%); — комбинированный способ оплаты (1,5%). Оплату лечения в амбулаторно-поликлинических учреждениях производят: по смете расходов (20,3% поликлиник); по среднедушевому нормативу (16,6%); за отдельные услуги (29,5%); за пролеченного больного (27,6%); комбинированный способ оплаты (6,0%). В настоящее время не сложилось единой системы оплаты медицинских услуг в системе ОМС. Такое положение характерно для переходного периода в организации ОМС. Наиболее эффективным способом оплаты медицинских услуг на сегодняшний день специалисты считают оплату за пролеченного больного, т. е. законченный случай лечения. Общая схема организации и финансирования ОМС представлена на рис. 16.2.
Представленный на схеме механизм функционирования ОМС отражает те принципы организации и финансирования системы, которые были заложены законодательством о медицинском страховании граждан. Однако практика внедрения ОМС в субъектах РФ показывает, что в настоящее время полного соответствия функционирующих территориальных систем ОМС требованиям законодательства пока не удается. На сегодняшний день можно назвать четыре варианта организации ОМС в различных субъектах Федерации. Первый вариант в основном соответствует законодательной базе и наиболее полно учитывает основные принципы реализации государственной политики в области медицинского страхования. По этому варианту в системе ОМС работают все требующиеся субъекты. Средства от страхователей (предприятий и органов исполнительной власти) поступают на счет ТФОМС. Фонд аккумулирует собранные средства и по заключении договоров со СМО переводит этим организациям причитающиеся им доли на финансирование ОМС. СМО непосредственно работают с медицинскими учреждениями и населением. Наибольшие проблемы при такой организации ОМС возникают при заключении договоров на страхование населения. Законодательством заложены два принципа заключения таких договоров: либо с местной администрацией, либо с работодателями. К сожалению, в настоящее время заключение производственных страховых договоров непосредственно между работодателями и СМО не получило должного распространения. В основном заключением договоров на страхование занимаются представители местной администрации, что выводит основных плательщиков страховых взносов — работодателей из сферы контроля за выполнением ОМС и выбора медицинских учреждений для своих работников. По первому варианту функционируют системы ОМС в 19 субъектах Российской Федерации, охватывающих более 30% населения: города Москву, Санкт-Петербург, Вологодскую, Московскую, Калининградскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Ставропольский край и некоторые другие. Второй вариант представляет комбинированную систему ОМС. Это означает, что страхованием граждан (выдачей полисов и финансированием медицинских учреждений) занимаются не только СМО, но и филиалы ТФОМС. Это наиболее распространенная схема организации ОМС, которая охватывает 36 субъектов РФ, или 44,8% населения. Третий вариант характерен полным отсутствием в системе ОМС страховых медицинских организаций. Их функции взяли на себя ТФОМС и их филиалы. Такая организация ОМС сложилась в 17 субъектах Российской Федерации и охватывает 15% населения. Выполнение ТФОМС всех функций в рамках ОМС предлагается многими специалистами в качестве основного принципа возможного реформирования ОМС. Однако в настоящее время в этих субъектах не наблюдается существенных улучшений в области медицинского обслуживания. Скорее наоборот, такая организация ОМС связывается со слабым социально-экономическим развитием региона. Четвертый вариант характеризуется отсутствием в регионах ОМС как такового в принципе. В этих субъектах Российской Федерации ОМС выполняется только в части сбора страховых взносов за работающее население. Распоряжаются же собранными средствами местные органы управления здравоохранением, напрямую финансируя медицинские учреждения. Такое положение характерно для 17 регионов и охватывает 9,2% населения страны: республики Северного Кавказа, Восточно-Сибирский регион, Смоленскую, Кировскую, Нижегородскую области и др. Лекция: Обязательное медицинское страхование за рубежом Обязательное медицинское страхование за рубежом основано на формировании негосударственных страховых фондов за счет обязательных платежей с лиц наемного труда и работодателей при частичном субсидировании со стороны государства. За счет этих средств и оплачиваются медицинские услуги. Как правило, финансирование системы здравоохранения строится на сочетании различных элементов с преобладанием той или иной формы. Большая часть медицинских услуг финансируется через обязательные законодательные формы медицинского страхования либо непосредственно государством через бюджет. Медицинские услуги отчасти приобретаются населением на добровольной основе. Это происходит либо на основе прямой оплаты услуг здравоохранения, либо через добровольное медицинское страхование. Соотношение денежных потоков, идущих по этим четырем каналам, существенно различается по разным странам. Например, в Германии, здравоохранение которой основано на обязательном страховании, это соотношение складывается следующим образом: через цены медицина получает около 5%, премии по добровольному страхованию — 10%, страховые взносы по обязательному страхованию — 75%, налоги —10% всех финансовых ресурсов. В обязательном медицинском страховании используются два метода. В Германии и Нидерландах действует принцип оказания услуги. Это значит, что пациент обслуживается бесплатно, как в странах с государственной системой здравоохранения. Он лишь должен предъявить свидетельство о страховании. В Бельгии, Франции и Люксембурге практикуется другой принцип — возмещения затрат. Там застрахованный пациент должен вначале сам оплатить медицинские услуги. А потом они будут компенсированы полностью или частично в соответствии с тарифами, установленными больничными кассами с учетом определенного собственного участия. Таблица 16.2 Взносы на обязательное медицинское страхование (в % от бонда заработной платы)
Обязательное медицинское страхование устанавливается законом соответствующей страны не для всех, а лишь для определенных категорий населения. Например, в Германии, где эта система наиболее развита, обязательному страхованию подлежат все лица наемного труда, крестьяне, студенты и безработные. Пенсионеры и члены семьи страхуются при определенных размерах месячного дохода. Кроме того, существует определенный уровень среднемесячного дохода, с превышением которого обязательные платежи не взимаются. В Германии эта граничная величина годового трудового дохода устанавливается законом. Она едина и для медицинского, и для пенсионного страхования. Лица наемного труда, имеющие доход, превышающий 75% от граничной величины годового трудового дохода, свободны от выплат по обязательному страхованию с суммы превышения. Это немаловажно, так как обязательные платежи в фонды медицинского страхования составляют 6,7% от валового заработка. Во Франции такой граничной величины дохода не установлено. Лица, не охваченные обязательным медицинским страхованием, имеют возможность воспользоваться услугами добровольного медицинского страхования. Для многих это единственная возможность получить доступ к медицинским услугам, ибо без страховки они непомерно дороги даже для состоятельных людей. Практически все европейские страны приняли законы или ввели соответствующие пункты в тарифные договоры о продолжающихся выплатах в целях возмещения недополученного заработка в случае болезни. В соответствии с ними выплаты по больничным листам начинаются по истечении определенного периода—срока ожидания. Нормативы выплат, равно как и виды оказываемых услуг, существенно различаются в разных странах. Можно заметить, что условия медицинского обслуживания, предоставляемого через систему обязательного страхования, в целом более благоприятны для пациента, чем государственное здравоохранение. Зато государственная система здравоохранения охватывает все население страны, она более демократична и проста. Список медицинских услуг, предоставляемых населению, может быть дополнен. В частности, населению оказывается стоматологическая помощь в виде лечения и протезирования зубов, предоставляются протезы, очки, слуховые аппараты. Во всех случаях предусматривается собственное участие пациентов в расходах с предоставлением скидок для низкооплачиваемых. Система финансирования затрат на медицинское обслуживание в каждой стране имеет свои особенности. В соответствии с принципом сбора средств выделяются системы: а) единого социального налога для всех отраслей социального обеспечения; б) обособленного формирования фонда медицинского страхования; в) непосредственного финансирования здравоохранения из налоговых поступлений бюджета без введения специального налога. Система единого социального налога используется в некоторых странах с государственным социальным обеспечением — в Великобритании, Португалии, Ирландии и Испании. Она более проста и экономична в использовании. Финансирование отдельных отраслей, в том числе и здравоохранения, осуществляется в соответствии с разрабатываемыми сметами. В других странах с государственным социальным обеспечением введен особый налог на нужды здравоохранения (Греция, Италия). В Дании здравоохранение финансируется из налоговых поступлений государственного бюджета без введения какого-либо специального налога. В табл. 16.3 представлена действующая система единого социального налога. Ставки налогообложения дифференцированы для работников наемного труда и работодателей. В большинстве стран установлена предельная максимальная величина дохода, подлежащего налогообложению. Доходы, превосходящие эту величину, не облагаются соответствующим налогом. В случае необходимости соответствующие фонды социального обеспечения получают дотации за счет других доходов бюджета. Таблица 16.3 Система единого социального налога в странах Западной Европы в 1993—1994 гг. (в нем. мар.)
В странах, где медицинское обслуживание основано на принципах социального страхования, финансирование основано на обязательных платежах лиц наемного труда, подлежащих страхованию и их работодателей в страховые фонды (табл. 16.4). Порядок перечисления средств в фонды медицинского страхования различен. В Германии, например, взносы по медицинскому страхованию перечисляются вместе со взносами по пенсионному страхованию и страхованию по безработице в так называемые больничные кассы. Вместе взятые, эти три платежа образуют общий взнос по социальному страхованию, который концентрируется в одном месте, поскольку перечисления по всем указанным видам социального страхования идут от работника и работодателя по месту основной занятости. В целом затраты на медицинское обслуживание, а также затраты по инвалидности, несчастным случаям на производстве и на поддержку материнства в расчете на душу населения существенно больше в странах со страховой медициной, хотя и между ними существуют большие различия. По состоянию на 1993—1994 гг. максимальный уровень затрат наблюдается в Нидерландах—418О ДМ на втором месте стоит Германия — 4140 ДМ, затем Люксембург — 3890 ДМ и Бельгия — 2680 ДМ. В странах с государственной медициной на первом месте стоит Дания, где медицина финансируется из налоговых поступлений бюджета. Здесь затраты государства на медицинское обслуживание составляют 3230 ДМ в год, затем идут Италия — 2410 ДМ Великобритания — 2140 ДМ, Испания — 1590 ДМ и Ирландия — Таблица 16.4 Система страховых платежей в фонды обязательного медицинского страхования в 1993— 1994 гг. (в нем. мар.)
1400 ДМ. Самый низкий уровень расходов на медицину в Португалии — 890 ДМ и Греции — 480 ДМ в год. Организация медицинского обслуживания населения представляет собой особую проблему. В каждой стране она решается по-своему, и почти повсюду к системе здравоохранения есть претензии. Государственная медицина везде находится под патронажем министерств здравоохранения, и финансирование медицинских учреждений осуществляется по сметам расходов. В качестве стран, придерживающихся приоритетного развития бесплатной медицины, могут быть названы Великобритания и Италия. В странах со страховой медициной ее организация в финансовом отношении значительно сложнее. Рассмотрим, как работает эта система на примере Германии. Здесь медицинское страхование осуществляется особыми общественными организациями — больничными кассами. Из больничных касс идет оплата медицинских услуг, предоставляемых застрахованным, они же оплачивают больничные листы и, кроме того, должны заниматься просветительской и профилактической работой среди населения. Существует система больничных касс различного типа. Норма платежей по страхованию ежегодно устанавливается для всех больничных касс в одинаковом размере. Большинство лиц, работающих за зарплату, застрахованы в местных (районных) кассах. На крупных предприятиях, с численностью занятых не менее 450 человек, могут создаваться свои собственные кассы. Лица, занятые в сельском хозяйстве, имеют больничные кассы при своих профессиональных объединениях. Свои больничные кассы организованы для служащих, торговых работников, техников и т. д. Принадлежность к тому или иному типу касс определяется законом и уставами касс, возможности выбора ограничены. Целесообразность создания такой сложной и многообразной системы касс объясняется тем, что они представляют собой общественные организации, работающие по принципу самоуправления и представляющие интересы вполне определенной группы населения. Лицо, подлежащее обязательному медицинскому страхованию, считается вступившим в страхование с первого дня своей трудовой деятельности. Работодатель сообщает об этом в соответствующую больничную кассу. Работник получает страховой номер, свидетельство о социальном страховании, своего рода социальный паспорт. Кроме того, на него заводится тетрадь для регистрации взносов на социальное страхование. Если работник меняет место работы, то он передает новому работодателю страховое свидетельство и страховую тетрадь. Страховую тетрадь должен заполнять работодатель, отражая в ней уплаченные взносы по месяцам. Доля платежей, приходящаяся на работника, снимается с заработка соответствующего месяца. Работодатель добавляет свою долю платежа и платит всю сумму вместе с платежами по пенсионному страхованию и страхованию по безработице в больничную кассу. Деньги, предназначенные для пенсионного страхования, перечисляются в организации пенсионного страхования, а для страхования по безработице — федеральному Министерству труда, которое является носителем данного вида страхования. Сопоставление преимуществ и недостатков государственной медицины и обязательного медицинского страхования в разных странах вряд ли целесообразно, так как национальные системы медицинского обслуживания населения складываются под влиянием многих объективных и субъективных факторов и обстоятельств.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.129.141 (0.013 с.) |