Государственный надзор за работой страховщиков



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный надзор за работой страховщиков



Лекция. Необходимость государственного надзора за страховой деятельностью и формы его осуществления

Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства. Это объясняется значением страхования в экономичес­кой и социальной жизни общества. Интересы общества в широком развитии страхования предполагают прямое участие государства в наблюдении за функционированием этой сферы. Эта необходимость определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, государство заин­тересовано в развитии страхования, так как оно решает важные на­роднохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи нужда­ются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои день­ги, часто не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений. Поэтому в каждой стране существует законодательство о над­зоре за страховыми организациями, в соответствии с которым стро­ится система надзора. В дореволюционной России деятельность страховых обществ подлежала надзору со стороны Министерства внутренних дел, что предписывалось законами 1894 и 1898 гг. Первоначально надзор осуществлялся учрежденным в 1894 г. Страхо­вым комитетом, позднее, с 1904 г. — Отделом страхования и про­тивопожарных мер в Главном управлении по делам местного хо­зяйства. В функции надзора входило: наблюдение за исполнением правил о страховании, за сохранностью и правильностью помеще­ния капиталов; рассмотрение проектов уставов и изменений в них, рассмотрение полисных условий, отчетов и балансов; назначение в случае необходимости ревизии акционерных страховых обществ и их ликвидация и многое другое.

Задачи страхового надзора были достаточно широки, однако в полной мере они никогда не выполнялись. После введения службы по надзору акционерные страховые общества стали уплачивать сбор на возмещение ее расходов. Размер платежа определялся законодательными органами на каждые три года. Например, на трехлетие 1906—1908 гг. он был установлен в размере 1/25% с премией по собственным полисам. Со страхователей этот налог обычно не взимался и уплачивался страховщиками из своих средств.

Одновременно на страховые компании были возложены обяза­тельства в отношении государственного бюджета — уплата стра­ховой пошлины и гербового сбора. Эти налоги уплачивались стра­хователями вместе с премией. Страховая пошлина в разные годы колебалась от 75 до 25 коп. с 1000 руб. застрахованной суммы, но не могла превышать 20% премии. Она вносилась ежемесячно прав­лением АСО в местное губернское казначейство. Гербовый сбор по страховым документам уплачивался за каждый лист в зависи­мости от величины премии. Максимальная ставка составляла 50 коп. со 100 руб. премии, начиная с премий свыше 300 руб. Гербо­вый сбор вносился также в местное казначейство, абсолютные раз­меры этих двух сборов были невелики.

Российское законодательство строго регламентировало инвес­тирование капиталов страховщиков. Оно разрешалось: в государ­ственные процентные бумаги и гарантированные правительством облигации, в закладные листы учреждений поземельного кредита, в облигации городских кредитных обществ и городских займов, в ссуды под заклад ценных бумаг, в городскую недвижимость и в ссу­ды под залог городских домов, в ссуды и авансы под полисы по страхованию жизни, на вклады и на текущие счета коммерческих банков. В пределах этого списка действовали известные ограниче­ния. В наибольшей мере они касались взаимоотношений страхо­вых компаний и банков.

Крупные банки имели важное значение для страховщиков в роли клиентов. Банки являлись непосредственными страхователями по принадлежащему им или заложенному у них имуществу. От их вли­яния в большой мере зависело страхование большинства крупных фабрик и заводов. Страховщики, со своей стороны, выступали в роли банковских клиентов, но таких, которые никогда не прибега­ли к займам, а, наоборот, искали помещения для своих капиталов. При посредстве банков оно производилось ими, как уже указыва­лось, в форме вкладов и текущих счетов или путем приобретения ценных бумаг, так как сами страховщики на фондовую биржу до­ступа не имели. Но помещать средства в частные банки страхов­щики имели право лишь с разрешения МВД и Министерства фи­нансов. Этими разрешениями определялась сумма, в пределах ко­торой страховые компании могли помещать свои средства во все вообще частные кредитные учреждения, а также конкретные бан­ки и размеры вкладов в каждый банк в отдельности. Практика та­кого рода, очевидно, диктовалась стремлением защитить интере­сы страхователей на случай банкротства кредитных учреждений.

Регламентации затрагивали и другие каналы инвестирования. Так, в городскую недвижимость можно было вкладывать не более 40% свободных средств и не более чем на пятилетний срок. Дей­ствовали правительственные решения о ссудных операциях страхо­вых компаний, например, ссуды под ценные бумаги ограничива­лись сроками и не должны были превышать ссуды Государственно­го банка и т. п.

В социалистической экономике роль государственного регули­рования в области страхования ограничивалась управлением и кон­тролем за деятельностью двух страховых организаций, являвшихся государственными учреждениями: одной (ИНГОССТРАХ) — об­служивающей экспортно-импортные операции, другой (ГОС­СТРАХ) — обеспечивающей потребности страховой защиты инте­ресов населения.

При переходе к рынку механизмом, обеспечивающим защиту интересов страхователей, служит система лицензирования страхо­вых организаций до начала их деятельности и последующий конт­роль за исполнением действующего законодательства в области страхования.

Для реализации системы государственного регулирования страховой деятельности в России Указом Президента Российской Федерации в феврале 1992 г. был образован Государствен­ный страховой надзор (Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью — Росстрахнадзор), который был со­здан в форме федерального органа исполнительной власти. На него возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования этой деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрация страховых брокеров. В 1996 г. Росстрахнадзор ликвидирован, а его функции переданы Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ.

Формирование российской системы надзора за страховой деятель­ностью опирается на мировой опыт. В развитии государственного страхового надзора сложились два альтернативных направления, реализованные в мировой практике. Различают две формы ведения надзора: английскую и немецкую.

Английская система либеральна. Она делает упор на последующем контроле за деятельностью страховщиков на основе изучения балансов страховых компаний. Поэтому она не может оказать непосредственное воздействие на страховые операции. Немецкая система надзора характеризуется четкой регламентацией всех опера­ций и жестким контролем за соблюдением всех законов и положений по защите интересов и прав страхователей и страховщиков. Она вклю­чает в себя системы обязательных публикаций данных о работе стра­ховых компаний, нормативных предписаний, лицензирования и те­кущего надзора. Есть основания полагать, что развитие государствен­ного страхового надзора в Российской Федерации идет по гер­манскому образцу.

Система государственного страхового надзора в России опира­ется на действующую систему законодательства, которая включа­ет общие правовые акты, специальное страховое законодательство и комплект подзаконных актов и ведомственных нормативных до­кументов, принимаемых в пределах компетенции различными орга­нами исполнительной власти.

Общее законодательство охватывает правовые акты, регулиру­ющие деятельность всех субъектов права, независимо от вида пред­принимательской деятельности, рода занятий. К ним следует от­нести Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О налогообложении прибыли предприятий» и др. Этими правовыми актами устанавливаются организационно-правовые формы и опре­деляется единый порядок создания предприятий, в том числе и стра­ховых. Законодательством регулируются договорные правоотноше­ния, взаимоотношения предприятий между собой и государством, что особенно важно в области налогообложения, и т. д. Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирова­ния специального законодательства и принятия на их основе норма­тивных документов различных органов исполнительной власти, ре­комендаций и методик по вопросам страхования.

Специальное страховое законодательство, регулирующее спе­цифические страховые отношения, включает в себя законы, указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам страхования. Важнейшим в их числе является Закон РФ «О страховании» от 27.11.92 г., введенный в действие поста­новлением ВС РФ от 27.11.92 г. В декабре 1997 г. в этот закон вне­сены изменения и поправки и он получил новое название «Об орга­низации страхового дела в Российской Федерации».

Закон «О страховании» явился основой для формирования пра­вовой базы страхования и развития рыночных структур в страхо­вой сфере, установил механизм государственного регулирования страховой деятельности, определил права, обязанности и функции страхового надзора.

После вступления в силу нового Гражданского кодекса Россий­ской Федерации (части 1 и 2 — с 01.01.95 г. и с 01.03.96 г. соответ­ственно) Закон РФ «О страховании» действует в части, не проти­воречащей ему. С 1998 г. Закон действует в своей новой редакции.

В системе законодательства, регулирующего деятельность стра­ховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в преде­лах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам стра­хования, принятые Росстрахнадзором. В их числе условия лицен­зирования страховой деятельности, план счетов бухгалтерского учета и инструкции по его введению, положение о порядке регис­трации объединений страховых организаций, требования к разме­ру нормативного соотношения активов и обязательств страховщи­ков и соблюдения платежеспособности страховщиками, правила формирования технических резервов, правила размещения акти­вов страховщиков, связанных со страховыми резервами.

План счетов, применяемый страховщиками, отличается от пла­на счетов, применяемого нестраховыми предприятиями и органи­зациями, в нем отражена специфика учета страховых операций и операций по перестрахованию.

Финансовая отчетность также предоставляется страховщика­ми в соответствии со специальными требованиями. Баланс и отчет о финансовых результатах содержит в себе статьи, отражающие специфику деятельности страховщика, в состав финансовой отчет­ности включены отчет о платежеспособности и отчет о размеще­нии страховых резервов.

Одним из важнейших нормативных актов является инструкция о порядке применения методики расчета нормативного соотно­шения между активами и обязательствами страховщика. Для платежеспособности размер свободных активов страховщика, ис­численный как разность между общей суммой активов и суммой его обязательств, должен соответствовать определенному норма­тиву. В случае если по итогам отчетного периода фактический раз­мер свободных активов будет ниже их нормативного размера, стра­ховщик в месячный срок должен представить органам надзора программу финансового оздоровления, в которой могут быть пре­дусмотрены повышение размера уставного капитала, расширение перестраховочных операций, изменение тарифной политики, ог­раничения по использованию прибыли и проведению страховых операций, изменения структуры активов, а также применение других способов поддержания платежеспособности, не противореча­щих законодательству. Невыполнение страховщиком принятой программы влечет за собой приостановление действия лицензии и прекращение операций по страхованию.

Правила формирования технических резервов по видам страхо­вания иным, чем страхование жизни, устанавливают единый для всех страховщиков состав технических резервов и порядок их об­разований. К обязательным видам резервов относятся: резерв не­заработанной премии, резерв заявленных, но не урегулированных убытков, резерв произошедших, но не заявленных убытков. Кроме того, страховщик по согласованию с органами надзора может об­разовывать резерв колебаний убыточности и катастрофический резерв. Переход на формирование технических резервов по еди­ным принципам, сходным с используемыми в мировой практике, позволяет сделать сопоставимыми балансы и финансовые резуль­таты деятельности российских и зарубежных страховщиков.

Основой регулирования инвестиционной деятельности страхо­вых компаний являются правила размещения страховых резервов. Для обеспечения устойчивости страховых компаний и гарантии страховых выплат размещение страховых резервов должно осуще­ствляться на принципах диверсификации, возвратности, прибыль­ности и ликвидности. Для соблюдения этих принципов в правилах регламентируется структура инвестиций, вводится перечень за­прещенных направлений инвестиций. Например, запрещается ис­пользовать средства страховых резервов для заключения кредит­ных договоров, договоров купли-продажи, для приобретения ак­ций и паев товарных и фондовых бирж.


Лекция. Основные функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью

В целях обеспечения проведения единой государственной фи­нансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и коорди­нации деятельности в этой сфере федеральных органов исполни­тельной власти в соответствии с Указом Президента № 1177 от 14.08.96 г. была ликвидирована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) как само­стоятельный орган и ее функции переданы Департаменту страхо­вого надзора, созданному при Минфине РФ.

Однако функции надзорных органов остались прежними, и они заключаются в следующем:

выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

лицензирование аудита страховщиков;

организация проведения аттестации на право аудита страхов­щиков;

ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

контроль за обоснованностью страховых тарифов и платежеспо­собностью страховщиков;

установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчет­ности о страховой деятельности;

установление нормативных размеров соотношений между ак­тивами и принятыми обязательствами страховщика;

разработка нормативных и методических документов по вопро­сам страховой деятельности, законодательно отнесенным к ком­петенции федерального органа исполнительной власти по надзо­ру за страховой деятельностью, в том числе методики расчета соотношений между активами и принятыми обязательствами стра­ховщика, методики расчета ставок страховых взносов и типовых правил страхования;

обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по разви­тию и совершенствованию законодательства РФ о страховании;

проведение мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров страхового надзора.

Для осуществления своих функций надзорные органы вправе:

устанавливать условия лицензирования страховой деятельнос­ти на территории РФ в соответствии со страховым законодатель­ством;

запрашивать и получать от страховщиков установленную отчет­ность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и орга­низаций, в том числе банков, а также от граждан;

производить проверки соблюдения страховщиками законода­тельства РФ о страховании и достоверности предоставляемой ими отчетности;

при выявлении нарушений страховщиками требований законо­дательства давать им предписания по их устранению, а в случае не­выполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявлен­ных нарушений либо принимать решение об отзыве лицензий;

обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страхов­щика в случае неоднократного нарушения последним законов РФ, а также ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий;

принимать участие в экспертизе учебных программ по страхо­ванию в высших учебных и средних специальных заведениях, про­грамм специализированных организаций по подготовке и повыше­нию квалификации кадров для страховых организаций;

взимать за выдачу каждой лицензии на осуществление страхо­вой деятельности и регистрацию объединений страховщиков пла­ту в размере, установленном законодательством РФ;

устанавливать требования по платежеспособности с учетом осо­бенностей осуществляемых страховщиком операций;

устанавливать по согласованию с Министерством финансов РФ и Государственным комитетом РФ по статистике план счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета страхо­вых операций и отчетности страховщиков, публикаций страховщи­ками годовых балансов, счетов прибылей и убытков.

При осуществлении своей деятельности федеральный орган надзора может создавать временные советы, комиссии, привлекать экспертов, назначать уполномоченных для проведения проверок страховых организаций,

В связи с имеющимися пробелами в страховом законодатель­стве федеральный орган надзора не только выполняет функции го­сударственного регулирования страховой деятельности, но и не­посредственно разрабатывает проекты законодательных актов и предложения по различным вопросам страхования. К проведению этой работы привлекаются специалисты страховых организаций, представители объединений страховщиков и страховой науки.

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистичес­кой деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечиваются Государственным комитетом РФ по анти­монопольной политике и поддержке новых экономических струк­тур в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

В целях усиления воздействия на формирование и деятельность страховщиков на территории России Правительством было при­нято решение (постановление Правительства Российской Федера­ции от 26.06.93 г. № 609) о создании 30 территориальных органов страхового надзора, наделенных практически всеми правами и обя­занностями федерального органа надзора, за исключением функций по выдаче лицензий и даче предписаний о приостановлении, огра­ничении либо отзыве лицензий, а также по обращению в суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения пос­ледним действующего законодательства. По мере накопления опыта и развития страхового законодательства функции территориальных органов страхового надзора могут быть расширены, в частности, в вопросах выдачи лицензий страховщикам с ограниченной сферой и объемом деятельности.

В связи с реорганизацией надзорных органов в 1996 г. в веде­ние Министерства финансов РФ переданы территориальные орга­ны Росстрахнадзора с сохранением всех прав и функций. Новое положение об органах, регулирующих страховую деятельность, их организационное построение должны быть утверждены коллеги­ей Министерства финансов РФ. Более далекой перспективой даль­нейшего совершенствования страхового регулирования в нашей стране является переход к европейской практике страхового регу­лирования.


Лекция. Страховое регулирование в странах Европейского союза

Одна из задач экономической интеграции стран Европейского экономического содружества — формирование единого страхово­го рынка. Целью создания общего страхового рынка является обес­печение свободы продвижения страховых услуг, капитала и стра­ховых брокеров, способствующее развитию конкуренции и росту эффективности работы страховщиков.

Однако процесс формирования общего рынка в страховом сек­торе не может быть быстрым. Каждая страна имеет свою норма­тивно-правовую основу страховой деятельности, свою систему стра­хового надзора, которые, несмотря на общие черты, обладают не­сомненной национальной спецификой. Отличаются предлагаемые страховые продукты, налоговые условия страхования, условия де­ятельности страховщиков.

Поэтому формирование единого страхового рынка идет посте­пенно в двух направлениях: обеспечение свободы деятельности страховщиков во всех странах ЕС и гармонизация страхового за­конодательства. Руководитель и координатор этой деятельности — Европейский комитет по страхованию, в котором представлены все национальные союзы и ассоциации страховщиков.

Первым шагом формирования общего страхового рынка стали выработка и принятие принципов создания этого рынка, признан­ных всеми его участниками.

Принципами создания общего страхового рынка в рамках Евро­пейского союза являются:

свобода создания филиалов внутри стран—членов сообщества для любого его члена;

свобода распространения страхового продукта в рамках сооб­щества для любого его члена без обязательного открытия филиа­лов;

честная конкуренция на добросовестных и равных условиях;

невозможность использования запрещенных элементов конку­ренции, например самостоятельный выбор контрактного права и налогового режима, который может способствовать созданию не­равных условий на территории сообщества.

Основу страхового регулирования в странах ЕС составляют Ди­рективы Европейского сообщества.

Первая (основная) директива относится к личному и нелично­му страхованию (73/239/ЕЕС и 79/267/ЕЕС). Все последующие ди­рективы базируются на ней. Этот документ предусматривает груп­пы правил, рекомендуемых всем странам—членам ЕС:

1) единые правила по финансовым гарантиям — по платежеспо­собности и по гарантийному фонду страховщика;

2) единая группировка классов страхования.

Обеспечивает унификацию страхового продукта. Страховое регулирование и надзор распространяются на все классы страхо­вания, выделение классов производится в соответствии с приро­дой покрываемых рисков. Директива ЕС 1973 г. выделила 17 клас­сов страхования, позже был введен еще один класс — страхование помощи;

3) единые правила лицензирования.

Обеспечивают унифицированные требования по лицензирова­нию страховой деятельности на территории всех стран—членов ЕС. Выдача лицензии осуществляется для страховщиков стран—чле­нов ЕС в соответствии с принятой классификацией видов страхо­вания;

4) правила, определяющие ответственность национальных ор­ганов надзора за регулирование страховой деятельности.

Они предусматривают разделение ответственности между дву­мя группами стран — странами, где выпускается страховой про­дукт, и странами, продвигающими продукт. Для стран, на терри­тории которых находится головная страховая организация, предусмотрена ответственность органов надзора за платежеспособно­стью головной компании по всей ее деятельности, включая филиа­лы. Для стран, осуществляющих продвижение услуг, предусмотре­на ответственность органов надзора за регулированием техничес­ких резервов и активов, покрывающих эти технические резервы, лишь по части портфеля страховых рисков, находящихся в данной стране.

Названные требования распространяются на все страны, кото­рые являются членами сообщества.

Вторая директива по личному и неличному страхованию (88/357/ЕЕС, 90/619/ЕЕС) предусматривает введение свободы про­движения страховых услуг на территории других стран—членов ЕС. До принятия данной директивы существовали ограничения толь­ко по продвижению небольших рисков (продвижение больших рисков не имело ограничений). Данная директива уже говорит о необходимости контроля за продвижением больших рисков — этот контроль должна осуществлять страна, продвигающая страховую услугу.

Третья директива по личному и неличному страхованию (92/49/ЕЕС и 92/96/ЕЕС) предусматривает следующие правила.

1. Правило о передаче, распространении страхового портфеля и отдельных страховых рисков.

Оно предполагает разделение и некоторое пересечение обязан­ностей между органами надзора стран, выпускающих и продвига­ющих страховой продукт. В частности, обязательный контроль массовых рисков, который должен осуществляться страной, выпус­кающей полис.

2. Правило единой лицензии.

Лицензия, выданная одной из стран—членов ЕС, действитель­на для всех стран ЕС. Данное правило предполагает, что любая дочерняя страховая компания самостоятельно получает лицензию, в то время как филиал и представительство пользуются лицензи­ей, полученной их головной организацией. Кроме того, правило содержит требования, предъявляемые при выдаче первичной ли­цензии (лицензии при создании страховой компании), — требова­ния о порядочности собственника и о надежности управления.

3. Правило запрета мелочной опеки по предварительному и си­стематическому согласованию условий полиса, тарифов и матема­тической базы со стороны регулирующих органов (надзора).

В соответствии с первой директивой страховая компания долж­на была предоставлять всю обозначенную информацию в обязательном порядке. Введение же третьей директивы означает, что орга­ны надзора имеют право требовать соответствующую информацию лишь в случае замеченных нарушений. В этом случае органы надзо­ра могут дать предписание запретить действующие тарифы, отозвать лицензии и т. д.

4. Правило о следовании принципу хорошего качества предостав­ляемой услуги.

Национальные правила не должны быть дискриминационными, они должны быть достаточными, т. е. не должны повторять общих для сообщества правил или изменять то, что уже принято Европейс­ким сообществом. При этом цели и средства их достижения должны быть пропорциональными, т. е. должны соответствовать друг другу. В случае невыполнения этого принципа предполагается введение определенных санкций.

5. Правило о координации технических резервов.

Означает соблюдение следующих требований:

по обязательствам: определение перечня технических резервов и расчет резервов должны идти в соответствии с директивой по годово­му бухгалтерскому отчету и по консолидированному отчету страхо­вых компаний;

по активам: выбор направлений и объемов размещения активов, покрывающих технические резервы, должен осуществляться в соот­ветствии с предложенными рекомендациями.

При несоблюдении правил по техническим резервам директива дополнительно предусматривает некоторые санкции.

6. Правило о качестве и содержании информации, предоставляе­мой страхователю по личному страхованию.

Включает требование о том, что предоставляемая потребителю информация должна быть достаточной, понятной и сопоставимой для разных стран—членов ЕС.

Существует специальная директива по кредитному страхова­нию и страхованию ответственности заемщика за непогашение кредита.

Она предполагает введение дополнительных финансовых гаран­тий для осуществления кредитного страхования:

увеличение размера гарантийного фонда для этого вида стра­хования;

формирование дополнительного резерва — резерва колебаний убыточности для этого вида страхования с целью обеспечения вы­равнивания убыточности по годам финансового цикла.

Кроме того, приняты некоторые другие директивы по страхованию автогражданской ответственности, по страхованию юридической за­щиты, по годовому бухгалтерскому отчету и консолидированной бух­галтерской отчетности — отчетности юридических лиц, связанных между собой по некоторым признакам, например по собственности (доле участия в уставном капитале) и др.

В настоящее время идет обсуждение следующих директив: по еди­ному страховому контракту, по надзору за страховыми компаниями, входящими в единую группу (дочерними компаниями), по принуди­тельной ликвидации страховых компаний. Обсуждается предложе­ние по созданию директивы по вопросу надзора (регулирования) за финансовыми конгломератами.

Особое внимание в директивах ЕС по страхованию уделяется орга­низации страхового надзора. К числу минимальных требований, предъявляемых к национальным органам надзора за страховой дея­тельностью, относятся:

осуществление надзора за финансовой деятельностью страховых компаний и в первую очередь надзор за платежеспособностью и раз­мещением активов страховых организаций;

разработка надежных административных и учетных процедур кон­троля деятельности страховых организаций, а также механизмов внут­реннего контроля, соответствующих типу страховой компании (ее размеру, видам страховой деятельности и т. д.).

В центре внимания органа страхового надзора должен находить­ся анализ платежеспособности страховой компании, который включает в себя:

оценку рисков, связанных с активами;

анализ актуарного риска;

анализ соотношения активов с принятыми обязательствами в части соответствия между размещением активов, с одной сторо­ны, и принятыми обязательствами, с другой стороны (по валюте, по срокам и т. д.);

валютное согласование между валютой, в которой принимает­ся риск на страхование, и валютой, в которой страховщик выпол­няет свои обязательства;

анализ эффективности и прибыльности.

В целях обеспечения стабильного состояния национальной эко­номики, эффективной защиты потребителя страховых услуг орга­ны страхового надзора осуществляют финансовый анализ страхо­вого рынка своей страны, включающий:

исследование макроэкономических рыночных тенденций, тен­денций изменений в законодательной базе, в демографической ста­тистике, анализ конкуренции, оценку технических улучшений в страховом бизнесе и т. п.;

исследование финансового состояния отдельных страховых ком­паний: анализ годовых отчетов, достаточности капитала, диверси­фикации рисков, оценку рыночных рисков, платежеспособности, эффективности и прибыльности деятельности компании (для це­лей собственно анализа и определения рейтинга страховых компа­ний), ее стратегии (бизнес-плана), целевых установок собственни­ков, финансовых групп и др.

Важнейшим шагом в формировании единого страхового рынка в ЕС является введение правила единой лицензии. Директивы ЕС предъявляют следующие требования к выдаче единой лицензии.

1. Использование единых организационно-правовых форм для создания страховых компаний.

2. Ограничение на вид деятельности.

Данное требование означает, что страховые компании ЕС на­ряду со страховой деятельностью не должны заниматься никаким другим видом деятельности. Введение данного требования обуслов­лено особой социальной значимостью страхования как института финансовой защиты.

3. Обязательность предоставления схемы страховых операций (бизнес-плана, прогноза) на ближайший после начала период дея­тельности страховой компании.

4. Обязательность наличия гарантийного фонда, обеспечиваю­щего выполнимость обязательств страховщика перед страховате­лями.

Размер гарантийного фонда зависит от организационно-право­вой формы страховой компании, дифференцируется по видам стра­хования и зависит от объема предполагаемых страховых операций.

5. Наличие честного, надежного и квалифицированного управ­ления страховой компанией.

Установлены требования, предъявляемые к руководству ком­панией, которое должно действовать прежде всего в интересах стра­хователей. Руководящий состав компании должен быть не просто дееспособным — каждый менеджер должен быть ответственным за все убытки, которые он может нанести своей компании.

6. Честность и добропорядочность собственников (для акцио­нерных обществ) и членов компании (для зависимых страховых компаний). Ни те, ни другие не должны иметь криминального про­шлого, не должны находиться под судом и обязаны понимать, что «быстрых денег» данный бизнес не дает. Данное требование в ос­новном предъявляется к собственникам и членам общества, име­ющим не менее 10% доли.




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.018 с.)