Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный надзор за работой страховщиковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лекция. Необходимость государственного надзора за страховой деятельностью и формы его осуществления Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства. Это объясняется значением страхования в экономической и социальной жизни общества. Интересы общества в широком развитии страхования предполагают прямое участие государства в наблюдении за функционированием этой сферы. Эта необходимость определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, государство заинтересовано в развитии страхования, так как оно решает важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, часто не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений. Поэтому в каждой стране существует законодательство о надзоре за страховыми организациями, в соответствии с которым строится система надзора. В дореволюционной России деятельность страховых обществ подлежала надзору со стороны Министерства внутренних дел, что предписывалось законами 1894 и 1898 гг. Первоначально надзор осуществлялся учрежденным в 1894 г. Страховым комитетом, позднее, с 1904 г. — Отделом страхования и противопожарных мер в Главном управлении по делам местного хозяйства. В функции надзора входило: наблюдение за исполнением правил о страховании, за сохранностью и правильностью помещения капиталов; рассмотрение проектов уставов и изменений в них, рассмотрение полисных условий, отчетов и балансов; назначение в случае необходимости ревизии акционерных страховых обществ и их ликвидация и многое другое. Задачи страхового надзора были достаточно широки, однако в полной мере они никогда не выполнялись. После введения службы по надзору акционерные страховые общества стали уплачивать сбор на возмещение ее расходов. Размер платежа определялся законодательными органами на каждые три года. Например, на трехлетие 1906—1908 гг. он был установлен в размере 1/25% с премией по собственным полисам. Со страхователей этот налог обычно не взимался и уплачивался страховщиками из своих средств. Одновременно на страховые компании были возложены обязательства в отношении государственного бюджета — уплата страховой пошлины и гербового сбора. Эти налоги уплачивались страхователями вместе с премией. Страховая пошлина в разные годы колебалась от 75 до 25 коп. с 1000 руб. застрахованной суммы, но не могла превышать 20% премии. Она вносилась ежемесячно правлением АСО в местное губернское казначейство. Гербовый сбор по страховым документам уплачивался за каждый лист в зависимости от величины премии. Максимальная ставка составляла 50 коп. со 100 руб. премии, начиная с премий свыше 300 руб. Гербовый сбор вносился также в местное казначейство, абсолютные размеры этих двух сборов были невелики. Российское законодательство строго регламентировало инвестирование капиталов страховщиков. Оно разрешалось: в государственные процентные бумаги и гарантированные правительством облигации, в закладные листы учреждений поземельного кредита, в облигации городских кредитных обществ и городских займов, в ссуды под заклад ценных бумаг, в городскую недвижимость и в ссуды под залог городских домов, в ссуды и авансы под полисы по страхованию жизни, на вклады и на текущие счета коммерческих банков. В пределах этого списка действовали известные ограничения. В наибольшей мере они касались взаимоотношений страховых компаний и банков. Крупные банки имели важное значение для страховщиков в роли клиентов. Банки являлись непосредственными страхователями по принадлежащему им или заложенному у них имуществу. От их влияния в большой мере зависело страхование большинства крупных фабрик и заводов. Страховщики, со своей стороны, выступали в роли банковских клиентов, но таких, которые никогда не прибегали к займам, а, наоборот, искали помещения для своих капиталов. При посредстве банков оно производилось ими, как уже указывалось, в форме вкладов и текущих счетов или путем приобретения ценных бумаг, так как сами страховщики на фондовую биржу доступа не имели. Но помещать средства в частные банки страховщики имели право лишь с разрешения МВД и Министерства финансов. Этими разрешениями определялась сумма, в пределах которой страховые компании могли помещать свои средства во все вообще частные кредитные учреждения, а также конкретные банки и размеры вкладов в каждый банк в отдельности. Практика такого рода, очевидно, диктовалась стремлением защитить интересы страхователей на случай банкротства кредитных учреждений. Регламентации затрагивали и другие каналы инвестирования. Так, в городскую недвижимость можно было вкладывать не более 40% свободных средств и не более чем на пятилетний срок. Действовали правительственные решения о ссудных операциях страховых компаний, например, ссуды под ценные бумаги ограничивались сроками и не должны были превышать ссуды Государственного банка и т. п. В социалистической экономике роль государственного регулирования в области страхования ограничивалась управлением и контролем за деятельностью двух страховых организаций, являвшихся государственными учреждениями: одной (ИНГОССТРАХ) — обслуживающей экспортно-импортные операции, другой (ГОССТРАХ) — обеспечивающей потребности страховой защиты интересов населения. При переходе к рынку механизмом, обеспечивающим защиту интересов страхователей, служит система лицензирования страховых организаций до начала их деятельности и последующий контроль за исполнением действующего законодательства в области страхования. Для реализации системы государственного регулирования страховой деятельности в России Указом Президента Российской Федерации в феврале 1992 г. был образован Государственный страховой надзор (Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью — Росстрахнадзор), который был создан в форме федерального органа исполнительной власти. На него возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования этой деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрация страховых брокеров. В 1996 г. Росстрахнадзор ликвидирован, а его функции переданы Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ. Формирование российской системы надзора за страховой деятельностью опирается на мировой опыт. В развитии государственного страхового надзора сложились два альтернативных направления, реализованные в мировой практике. Различают две формы ведения надзора: английскую и немецкую. Английская система либеральна. Она делает упор на последующем контроле за деятельностью страховщиков на основе изучения балансов страховых компаний. Поэтому она не может оказать непосредственное воздействие на страховые операции. Немецкая система надзора характеризуется четкой регламентацией всех операций и жестким контролем за соблюдением всех законов и положений по защите интересов и прав страхователей и страховщиков. Она включает в себя системы обязательных публикаций данных о работе страховых компаний, нормативных предписаний, лицензирования и текущего надзора. Есть основания полагать, что развитие государственного страхового надзора в Российской Федерации идет по германскому образцу. Система государственного страхового надзора в России опирается на действующую систему законодательства, которая включает общие правовые акты, специальное страховое законодательство и комплект подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти. Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, независимо от вида предпринимательской деятельности, рода занятий. К ним следует отнести Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О налогообложении прибыли предприятий» и др. Этими правовыми актами устанавливаются организационно-правовые формы и определяется единый порядок создания предприятий, в том числе и страховых. Законодательством регулируются договорные правоотношения, взаимоотношения предприятий между собой и государством, что особенно важно в области налогообложения, и т. д. Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирования специального законодательства и принятия на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам страхования. Специальное страховое законодательство, регулирующее специфические страховые отношения, включает в себя законы, указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам страхования. Важнейшим в их числе является Закон РФ «О страховании» от 27.11.92 г., введенный в действие постановлением ВС РФ от 27.11.92 г. В декабре 1997 г. в этот закон внесены изменения и поправки и он получил новое название «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Закон «О страховании» явился основой для формирования правовой базы страхования и развития рыночных структур в страховой сфере, установил механизм государственного регулирования страховой деятельности, определил права, обязанности и функции страхового надзора. После вступления в силу нового Гражданского кодекса Российской Федерации (части 1 и 2 — с 01.01.95 г. и с 01.03.96 г. соответственно) Закон РФ «О страховании» действует в части, не противоречащей ему. С 1998 г. Закон действует в своей новой редакции. В системе законодательства, регулирующего деятельность страховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, принятые Росстрахнадзором. В их числе условия лицензирования страховой деятельности, план счетов бухгалтерского учета и инструкции по его введению, положение о порядке регистрации объединений страховых организаций, требования к размеру нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков и соблюдения платежеспособности страховщиками, правила формирования технических резервов, правила размещения активов страховщиков, связанных со страховыми резервами. План счетов, применяемый страховщиками, отличается от плана счетов, применяемого нестраховыми предприятиями и организациями, в нем отражена специфика учета страховых операций и операций по перестрахованию. Финансовая отчетность также предоставляется страховщиками в соответствии со специальными требованиями. Баланс и отчет о финансовых результатах содержит в себе статьи, отражающие специфику деятельности страховщика, в состав финансовой отчетности включены отчет о платежеспособности и отчет о размещении страховых резервов. Одним из важнейших нормативных актов является инструкция о порядке применения методики расчета нормативного соотношения между активами и обязательствами страховщика. Для платежеспособности размер свободных активов страховщика, исчисленный как разность между общей суммой активов и суммой его обязательств, должен соответствовать определенному нормативу. В случае если по итогам отчетного периода фактический размер свободных активов будет ниже их нормативного размера, страховщик в месячный срок должен представить органам надзора программу финансового оздоровления, в которой могут быть предусмотрены повышение размера уставного капитала, расширение перестраховочных операций, изменение тарифной политики, ограничения по использованию прибыли и проведению страховых операций, изменения структуры активов, а также применение других способов поддержания платежеспособности, не противоречащих законодательству. Невыполнение страховщиком принятой программы влечет за собой приостановление действия лицензии и прекращение операций по страхованию. Правила формирования технических резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, устанавливают единый для всех страховщиков состав технических резервов и порядок их образований. К обязательным видам резервов относятся: резерв незаработанной премии, резерв заявленных, но не урегулированных убытков, резерв произошедших, но не заявленных убытков. Кроме того, страховщик по согласованию с органами надзора может образовывать резерв колебаний убыточности и катастрофический резерв. Переход на формирование технических резервов по единым принципам, сходным с используемыми в мировой практике, позволяет сделать сопоставимыми балансы и финансовые результаты деятельности российских и зарубежных страховщиков. Основой регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний являются правила размещения страховых резервов. Для обеспечения устойчивости страховых компаний и гарантии страховых выплат размещение страховых резервов должно осуществляться на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Для соблюдения этих принципов в правилах регламентируется структура инвестиций, вводится перечень запрещенных направлений инвестиций. Например, запрещается использовать средства страховых резервов для заключения кредитных договоров, договоров купли-продажи, для приобретения акций и паев товарных и фондовых бирж. Лекция. Основные функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью В целях обеспечения проведения единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и координации деятельности в этой сфере федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента № 1177 от 14.08.96 г. была ликвидирована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) как самостоятельный орган и ее функции переданы Департаменту страхового надзора, созданному при Минфине РФ. Однако функции надзорных органов остались прежними, и они заключаются в следующем: выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности; лицензирование аудита страховщиков; организация проведения аттестации на право аудита страховщиков; ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; контроль за обоснованностью страховых тарифов и платежеспособностью страховщиков; установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; установление нормативных размеров соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика; разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, законодательно отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, в том числе методики расчета соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика, методики расчета ставок страховых взносов и типовых правил страхования; обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании; проведение мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров страхового надзора. Для осуществления своих функций надзорные органы вправе: устанавливать условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ в соответствии со страховым законодательством; запрашивать и получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан; производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности предоставляемой ими отчетности; при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решение об отзыве лицензий; обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законов РФ, а также ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий; принимать участие в экспертизе учебных программ по страхованию в высших учебных и средних специальных заведениях, программ специализированных организаций по подготовке и повышению квалификации кадров для страховых организаций; взимать за выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности и регистрацию объединений страховщиков плату в размере, установленном законодательством РФ; устанавливать требования по платежеспособности с учетом особенностей осуществляемых страховщиком операций; устанавливать по согласованию с Министерством финансов РФ и Государственным комитетом РФ по статистике план счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операций и отчетности страховщиков, публикаций страховщиками годовых балансов, счетов прибылей и убытков. При осуществлении своей деятельности федеральный орган надзора может создавать временные советы, комиссии, привлекать экспертов, назначать уполномоченных для проведения проверок страховых организаций, В связи с имеющимися пробелами в страховом законодательстве федеральный орган надзора не только выполняет функции государственного регулирования страховой деятельности, но и непосредственно разрабатывает проекты законодательных актов и предложения по различным вопросам страхования. К проведению этой работы привлекаются специалисты страховых организаций, представители объединений страховщиков и страховой науки. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечиваются Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. В целях усиления воздействия на формирование и деятельность страховщиков на территории России Правительством было принято решение (постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.93 г. № 609) о создании 30 территориальных органов страхового надзора, наделенных практически всеми правами и обязанностями федерального органа надзора, за исключением функций по выдаче лицензий и даче предписаний о приостановлении, ограничении либо отзыве лицензий, а также по обращению в суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним действующего законодательства. По мере накопления опыта и развития страхового законодательства функции территориальных органов страхового надзора могут быть расширены, в частности, в вопросах выдачи лицензий страховщикам с ограниченной сферой и объемом деятельности. В связи с реорганизацией надзорных органов в 1996 г. в ведение Министерства финансов РФ переданы территориальные органы Росстрахнадзора с сохранением всех прав и функций. Новое положение об органах, регулирующих страховую деятельность, их организационное построение должны быть утверждены коллегией Министерства финансов РФ. Более далекой перспективой дальнейшего совершенствования страхового регулирования в нашей стране является переход к европейской практике страхового регулирования. Лекция. Страховое регулирование в странах Европейского союза Одна из задач экономической интеграции стран Европейского экономического содружества — формирование единого страхового рынка. Целью создания общего страхового рынка является обеспечение свободы продвижения страховых услуг, капитала и страховых брокеров, способствующее развитию конкуренции и росту эффективности работы страховщиков. Однако процесс формирования общего рынка в страховом секторе не может быть быстрым. Каждая страна имеет свою нормативно-правовую основу страховой деятельности, свою систему страхового надзора, которые, несмотря на общие черты, обладают несомненной национальной спецификой. Отличаются предлагаемые страховые продукты, налоговые условия страхования, условия деятельности страховщиков. Поэтому формирование единого страхового рынка идет постепенно в двух направлениях: обеспечение свободы деятельности страховщиков во всех странах ЕС и гармонизация страхового законодательства. Руководитель и координатор этой деятельности — Европейский комитет по страхованию, в котором представлены все национальные союзы и ассоциации страховщиков. Первым шагом формирования общего страхового рынка стали выработка и принятие принципов создания этого рынка, признанных всеми его участниками. Принципами создания общего страхового рынка в рамках Европейского союза являются: свобода создания филиалов внутри стран—членов сообщества для любого его члена; свобода распространения страхового продукта в рамках сообщества для любого его члена без обязательного открытия филиалов; честная конкуренция на добросовестных и равных условиях; невозможность использования запрещенных элементов конкуренции, например самостоятельный выбор контрактного права и налогового режима, который может способствовать созданию неравных условий на территории сообщества. Основу страхового регулирования в странах ЕС составляют Директивы Европейского сообщества. Первая (основная) директива относится к личному и неличному страхованию (73/239/ЕЕС и 79/267/ЕЕС). Все последующие директивы базируются на ней. Этот документ предусматривает группы правил, рекомендуемых всем странам—членам ЕС: 1) единые правила по финансовым гарантиям — по платежеспособности и по гарантийному фонду страховщика; 2) единая группировка классов страхования. Обеспечивает унификацию страхового продукта. Страховое регулирование и надзор распространяются на все классы страхования, выделение классов производится в соответствии с природой покрываемых рисков. Директива ЕС 1973 г. выделила 17 классов страхования, позже был введен еще один класс — страхование помощи; 3) единые правила лицензирования. Обеспечивают унифицированные требования по лицензированию страховой деятельности на территории всех стран—членов ЕС. Выдача лицензии осуществляется для страховщиков стран—членов ЕС в соответствии с принятой классификацией видов страхования; 4) правила, определяющие ответственность национальных органов надзора за регулирование страховой деятельности. Они предусматривают разделение ответственности между двумя группами стран — странами, где выпускается страховой продукт, и странами, продвигающими продукт. Для стран, на территории которых находится головная страховая организация, предусмотрена ответственность органов надзора за платежеспособностью головной компании по всей ее деятельности, включая филиалы. Для стран, осуществляющих продвижение услуг, предусмотрена ответственность органов надзора за регулированием технических резервов и активов, покрывающих эти технические резервы, лишь по части портфеля страховых рисков, находящихся в данной стране. Названные требования распространяются на все страны, которые являются членами сообщества. Вторая директива по личному и неличному страхованию (88/357/ЕЕС, 90/619/ЕЕС) предусматривает введение свободы продвижения страховых услуг на территории других стран—членов ЕС. До принятия данной директивы существовали ограничения только по продвижению небольших рисков (продвижение больших рисков не имело ограничений). Данная директива уже говорит о необходимости контроля за продвижением больших рисков — этот контроль должна осуществлять страна, продвигающая страховую услугу. Третья директива по личному и неличному страхованию (92/49/ЕЕС и 92/96/ЕЕС) предусматривает следующие правила. 1. Правило о передаче, распространении страхового портфеля и отдельных страховых рисков. Оно предполагает разделение и некоторое пересечение обязанностей между органами надзора стран, выпускающих и продвигающих страховой продукт. В частности, обязательный контроль массовых рисков, который должен осуществляться страной, выпускающей полис. 2. Правило единой лицензии. Лицензия, выданная одной из стран—членов ЕС, действительна для всех стран ЕС. Данное правило предполагает, что любая дочерняя страховая компания самостоятельно получает лицензию, в то время как филиал и представительство пользуются лицензией, полученной их головной организацией. Кроме того, правило содержит требования, предъявляемые при выдаче первичной лицензии (лицензии при создании страховой компании), — требования о порядочности собственника и о надежности управления. 3. Правило запрета мелочной опеки по предварительному и систематическому согласованию условий полиса, тарифов и математической базы со стороны регулирующих органов (надзора). В соответствии с первой директивой страховая компания должна была предоставлять всю обозначенную информацию в обязательном порядке. Введение же третьей директивы означает, что органы надзора имеют право требовать соответствующую информацию лишь в случае замеченных нарушений. В этом случае органы надзора могут дать предписание запретить действующие тарифы, отозвать лицензии и т. д. 4. Правило о следовании принципу хорошего качества предоставляемой услуги. Национальные правила не должны быть дискриминационными, они должны быть достаточными, т. е. не должны повторять общих для сообщества правил или изменять то, что уже принято Европейским сообществом. При этом цели и средства их достижения должны быть пропорциональными, т. е. должны соответствовать друг другу. В случае невыполнения этого принципа предполагается введение определенных санкций. 5. Правило о координации технических резервов. Означает соблюдение следующих требований: по обязательствам: определение перечня технических резервов и расчет резервов должны идти в соответствии с директивой по годовому бухгалтерскому отчету и по консолидированному отчету страховых компаний; по активам: выбор направлений и объемов размещения активов, покрывающих технические резервы, должен осуществляться в соответствии с предложенными рекомендациями. При несоблюдении правил по техническим резервам директива дополнительно предусматривает некоторые санкции. 6. Правило о качестве и содержании информации, предоставляемой страхователю по личному страхованию. Включает требование о том, что предоставляемая потребителю информация должна быть достаточной, понятной и сопоставимой для разных стран—членов ЕС. Существует специальная директива по кредитному страхованию и страхованию ответственности заемщика за непогашение кредита. Она предполагает введение дополнительных финансовых гарантий для осуществления кредитного страхования: увеличение размера гарантийного фонда для этого вида страхования; формирование дополнительного резерва — резерва колебаний убыточности для этого вида страхования с целью обеспечения выравнивания убыточности по годам финансового цикла. Кроме того, приняты некоторые другие директивы по страхованию автогражданской ответственности, по страхованию юридической защиты, по годовому бухгалтерскому отчету и консолидированной бухгалтерской отчетности — отчетности юридических лиц, связанных между собой по некоторым признакам, например по собственности (доле участия в уставном капитале) и др. В настоящее время идет обсуждение следующих директив: по единому страховому контракту, по надзору за страховыми компаниями, входящими в единую группу (дочерними компаниями), по принудительной ликвидации страховых компаний. Обсуждается предложение по созданию директивы по вопросу надзора (регулирования) за финансовыми конгломератами. Особое внимание в директивах ЕС по страхованию уделяется организации страхового надзора. К числу минимальных требований, предъявляемых к национальным органам надзора за страховой деятельностью, относятся: осуществление надзора за финансовой деятельностью страховых компаний и в первую очередь надзор за платежеспособностью и размещением активов страховых организаций; разработка надежных административных и учетных процедур контроля деятельности страховых организаций, а также механизмов внутреннего контроля, соответствующих типу страховой компании (ее размеру, видам страховой деятельности и т. д.). В центре внимания органа страхового надзора должен находиться анализ платежеспособности страховой компании, который включает в себя: оценку рисков, связанных с активами; анализ актуарного риска; анализ соотношения активов с принятыми обязательствами в части соответствия между размещением активов, с одной стороны, и принятыми обязательствами, с другой стороны (по валюте, по срокам и т. д.); валютное согласование между валютой, в которой принимается риск на страхование, и валютой, в которой страховщик выполняет свои обязательства; анализ эффективности и прибыльности. В целях обеспечения стабильного состояния национальной экономики, эффективной защиты потребителя страховых услуг органы страхового надзора осуществляют финансовый анализ страхового рынка своей страны, включающий: исследование макроэкономических рыночных тенденций, тенденций изменений в законодательной базе, в демографической статистике, анализ конкуренции, оценку технических улучшений в страховом бизнесе и т. п.; исследование финансового состояния отдельных страховых компаний: анализ годовых отчетов, достаточности капитала, диверсификации рисков, оценку рыночных рисков, платежеспособности, эффективности и прибыльности деятельности компании (для целей собственно анализа и определения рейтинга страховых компаний), ее стратегии (бизнес-плана), целевых установок собственников, финансовых групп и др. Важнейшим шагом в формировании единого страхового рынка в ЕС является введение правила единой лицензии. Директивы ЕС предъявляют следующие требования к выдаче единой лицензии. 1. Использование единых организационно-правовых форм для создания страховых компаний. 2. Ограничение на вид деятельности. Данное требование означает, что страховые компании ЕС наряду со страховой деятельностью не должны заниматься никаким другим видом деятельности. Введение данного требования обусловлено особой социальной значимостью страхования как института финансовой защиты. 3. Обязательность предоставления схемы страховых операций (бизнес-плана, прогноза) на ближайший после начала период деятельности страховой компании. 4. Обязательность наличия гарантийного фонда, обеспечивающего выполнимость обязательств страховщика перед страхователями. Размер гарантийного фонда зависит от организационно-правовой формы страховой компании, дифференцируется по видам страхования и зависит от объема предполагаемых страховых операций. 5. Наличие честного, надежного и квалифицированного управления страховой компанией. Установлены требования, предъявляемые к руководству компанией, которое должно действовать прежде всего в интересах страхователей. Руководящий состав компании должен быть не просто дееспособным — каждый менеджер должен быть ответственным за все убытки, которые он может нанести своей компании. 6. Честность и добропорядочность собственников (для акционерных обществ) и членов компании (для зависимых страховых компаний). Ни те, ни другие не должны иметь криминального прошлого, не должны находиться под судом и обязаны понимать, что «быстрых денег» данный бизнес не дает. Данное требование в основном предъявляется к собственникам и членам общества, имеющим не менее 10% доли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.123.162 (0.018 с.) |