Программные комплексы в системе ПФР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программные комплексы в системе ПФР



Информационную основу пенсионной системы составляют четыре программных комплекса[21].

1. Программно-технический комплекс системы персонифицированного учета (ПТК СПУ).

2. Автоматизированное рабочее место (АРМ) страхователя.

3. АРМ по назначению и выплате пенсий.

4. АРМ "Клиентская служба".

С использованием данных программных комплексов осуществляются основные процессы по формированию и ведению БД Пенсионного фонда.

Остановимся подробнее на их описании.

1. ПТК СПУ был разработан специалистами служб информационных технологий Пенсионного фонда РФ и введен и действие в 1997—1998 годах в связи с принятием Федерального закона № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" что позволило создать и вести централизованную БД лицевых счетов заст­рахованных лиц.

ПТК СПУ функционирует на специализированных серве­рах IBM AS-400, которые работают в локальной сети, содер­жащей пользовательские терминалы и системы управления.

Ядром всей системы персонифицированного учета (первый уровень) является сервер AS-400, расположенный в Центральном аппарате Пенсионного фонда и содержащий информацию о застрахованных лицах всей Российской Фе­дерации.

На втором уровне расположены региональные серверы, находящиеся в административных центрах и управляющие работой Межрайонных пунктов персонификации (МРП). Вся информация о застрахованных лицах (в том числе и пенсио­нерах) хранится на региональном сервере AS-400.

На третьем уровне расположены серверы МРП, которые обслуживают как сами пункты, так и прилегающие к ним территориально Управления ПФР.

На четвертом уровне в Управлениях ПФР серверы отсут­ствуют и обмен информацией, касающейся персонифициро­ванного учета, осуществляется либо с помощью магнитных носителей информации, либо по телекоммуникационным каналам (КСПД) с сервером соответствующего МРП, к ко­торому присоединено данное Управление ПФР. В связи с вво­дом в промышленную эксплуатацию КСПД осуществлена новая технология работы операторов ПТК СПУ, располо­женных в Управления ПФР, с серверами AS-400 МРП. Орга­низован удаленный доступ к БД персонифицированного уче­та, т.е. пользователи, находящиеся в своих Управлениях ПФР могут работать с серверами, расположенными в МРП.

Серверы, расположенные в МРП, связаны по КСПД с региональным сервером Отделения ПФР, а он в свою оче­редь через сервер ПФР в г. Москве связан со всеми регио­нальными серверами Российской Федерации для оператив­ного обмена информацией при назначении пенсий лицам, работавшим в разных регионах России.

Присвоение страховых номеров производится централизованно на сервере ПФР в г. Москве. Для этого региональные серверы имеют электронную связь с сервером ПФР, с кото­рым постоянно происходит обмен информацией.

Программное обеспечение функционирует под управлением ОС/400 и основано на использовании системы управле­ния базами данных DB/2 for AS-400. Рабочие станции рабо­тают под управлением Windows /2000. Рекомендованная кон­фигурация для рабочих станций — РШ, Celeron 1200 и более с оперативной памятью не менее 128 Кб.

Программное обеспечение разработано и сопровождается службами информатизации ПФР. БД закрыта и не позволяет писать приложения с использованием непосредственных об­ращений к БД.

Для получения информации используются SQL-запросы, позволяющие в формализованной форме запрашивать необ­ходимые данные. Разработкой SQL-запросов и получением информации занимаются сотрудники служб персонифицированного учета и информационных технологий на уровне Отделения ПФР.

В МРП проводится работа по подготовке данных для загрузки в ПТК СПУ, техническое обслуживание сервера, со здание резервных копий БД и другое.

Сервер ПТК СПУ находится в ЛВС МРП. Это позволяет службам, заинтересованным в получении выписок из лице­вых счетов застрахованных лиц, получать данную информацию со своего рабочего места.

В связи с тем, что при функционировании КСПД реализуется удаленный доступ к серверу AS-400 МРП специалис­тов из данных УПФР, появилась возможность работать непосредственно с БД КСПД по получению информации о состоянии лицевых счетов застрахованных лиц.

В ПТК СПУ реализуются следующие функции:

- ввод данных (анкеты) о вновь застрахованных лицах;

- открытие индивидуальных лицевых счетов (ИЛС);

- выдача данных (выписка) о состоянии лицевого счета для назначения пенсий;

- сбор и разнесение индивидуальных сведений по ИЛС застрахованных лиц;

- ввод данных из "АРМ страхователя" о платежах предприятий и сверка данных персонифицированного и бухгалтерского учета;

- рассылка информации (информирование) о состоянии ИЛС застрахованного лица;

- группировка ИЛС по управляющим компаниям;

- корректировка и перерасчет страховой части пенсий для работающих пенсионеров;

- сбор и разнесение по ИЛС данных о предоставленных медицинских услугах неработающим пенсионерам и другое.

По мере расширения функций Пенсионною фонда РФ будет расти и перечень задач, решаемых ПТК СПУ.

В связи с тем, что вышеперечисленные программные ком­плексы разработаны и сопровождаются службами информа­ционных технологий Пенсионного Фонда Российской Федерации, новые версии программного обеспечения регулярно передаются в региональные Отделения ПФР для дальнейше­го распространения па уровень Управлений ПФР.

2. АРМ страхователя разработано службами информацион­ных технологий Пенсионного фонда РФ и на районном уровне функционирует с 1993 года. БД АРМ страхователя содержит информацию о физических и юридических лицах и позволя­ет организовать учет поступлений страховых взносов на обя­зательное пенсионное страхование и сверку с данными бухгалтерского и персонифицированного учета.

Данные в АРМ страхователя заносятся при регистрации страхователя (юридические лица), перерегистрации или ликвидации предприятия. Аналогичная БД ведется по предпринимателям (физические лица).

Данные в электронной или бумажной форме об уплате страхователями единого социального налога передают в Управления ПФР налоговые службы и органы казначейства районного уровня или централизованно из ОПФР, предвари­тельно получив их из республиканского казначейства и разносят по районам. Ввод данных осуществляется либо в ручном режиме, либо с использованием специальной программы-приложения, которая переносит данные из формата, исполь­зуемого республиканским казначейством, в БД АРМ страхователя в автоматизированном режиме.

Эти данные служат основой для расчета пенсионного питала застрахованных лиц и размера пенсии застрахованных лиц, выходящих на пенсию.

АРМ страхователя установлен в каждом Управлении ПФР и эксплуатируется службами персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами.

Программное обеспечение АРМ страхователя сетевое по­зволяет одновременно работать нескольким сотрудникам с БД. В небольших районах, где количество страхователей не­большое, используется один ПК. В средних и крупных райо­нах программное обеспечение и БД АРМ страхователя поме­щены на сервер.

АРМ страхователя работает в нескольких режимах и по­зволяет осуществлять:

— ввод и корректировку данных о страхователе;

— ввод данных о платежах (в автоматизированном или руч­ном варианте в зависимости от Управления ПФР);

— прием отчетов от страхователей (форма АДВ-П);

— формирование файла данных в специальном формате для загрузки в БД ПТК СПУ страховых и накопительных сумм взносов по каждому страховщику с учетом коэффициенте уплаты;

— подготовку и выдачу на печать большого количества ста­тистической отчетности для вышестоящих органов и работы со страховщиками специалистов Управлений ПФР.

В Отделении ПФР находится региональная БД по страхователям, которая регулярно обновляется путем пересылки районных БД и концентрации их на сервере. Это позволяет получать необходимую статистическую отчетность для работы как на уровне отделения, так и для подготовки отчетов в ПФР.

За сохранность БД страхователей отвечает администратор БД, назначаемый приказом по Управлению ПФР. Как правило, это сотрудник службы автоматизации, который регулярен проводит копирование БД на магнитный носитель, восста­навливает БД с копий в случае ее порчи, получает из Отделения ПФР обновленные версии программного обеспечения: устанавливает их на сервер, подготавливает БД для передачи в Отделение ПФР (ежемесячно) с использованием КСПД.

Для нормального функционирования программного обес­печения АРМ страхователя необходимы рабочие станции типа PII, Celeron 333 и выше. Характеристики сервера зависят от объема БД и количества подключенных рабочих станций. Программное обеспечение функционирует в операционной среде DOS. В операционной среде Windows 98/2000 функцио­нирует как DOS-приложение.

БД отрытая, что позволяет специалистам службы инфор­мационных технологий Отделения ПФР писать приложения, имеющие возможность корректировать информацию БД или обрабатывать ее нестандартным образом, не предусмотрен­ным в АРМ страхователя.

3. АРМ по назначению и выплате пенсий. Пенсионная ре­форма ставит новые требования к программным комплексам назначения и выплаты пенсий, которые должны иметь со­пряжение с базой персонифицированного учета и обеспечи­вать совершенно новую технологию назначения и выплаты пенсий. Все программные комплексы для назначение и вып­лата пенсий разработаны в соответствии с Законами Рос­сийской Федерации о трудовых и государственных пенсиях и нормативными актами и предназначены для специалистов районного или городского отдела по назначению и выплате пенсий УПФР и не требует от специалиста по назначению и выплате пенсий специальных знаний в области компьютер­ной техники.

Большинство территориальных Отделений ПФР в сво­ей работе используют программный комплекс по назначе­нию и выплате пенсий разработки ФГУП "ИМИ" г. Москва. Кроме этого, функционируют программные комплексы, раз­работанные специалистами ООО "Эксперт" г. Уфы и инфор­мационными службами Пенсионного фонда РФ.

Данные программные комплексы сертифицированы и ут­верждены Пенсионным фондом Российской Федерации как базовые для работы с пенсионерами.

Программный комплекс ФГУП "ИМИ" работает в сете­вом режиме и позволяет полностью осуществлять весь цикл работ по назначению, перерасчету, корректировке и выпла­те пенсий с выдачей всей необходимой статистической и бухгалтерской отчетности.

Программный комплекс разработан в среде CLIPPER 5.01. Для нормального функционирования программного обеспе­чения необходимы рабочие станции типа PII, Celeron 333 и выше. Характеристики сервера зависят от объема БД и коли­чества подключенных рабочих станций. Программное обес­печение функционирует в операционной среде DOS. В опера­ционной среде Windows 98/2000 функционирует как DOS-приложение.

Данные о заявлении пенсионера на назначение или пере­расчет пенсии Б электронной форме поступают в "АРМ по назначению и выплате пенсий" из АРМ "Клиентская служба". Затем формируется соответствующий запрос в электронном виде для получения выписки из БД ПТК СПУ. "Выписка", содержащая сведения с лицевого счета о застрахованном лице, в специальном электронном формате загружается в АРМ по назначению и выплате пенсий. Ввод данных, недостаю­щих для назначения или перерасчета пенсий, осуществляет­ся в ручном режиме.

АРМ по назначению и выплате пенсий выполняет следу­ющие функции:

— назначение и перерасчет пенсии;

~ расчет стажа, средней зарплаты и повышений;

— печать документов для пенсионного дела;

— ведение картотеки пенсионных дел;

— ведение словарей и классификаторов;

— регистрация исполнительных документов по удержани­ям и доплатам;

— ежемесячный расчет сумм к выплате (пенсий) с учетом удержаний и доплат;

— выдача выплатных и сопроводительных документов для выплаты пенсий через отделения связи и отделения Сбербанка;

— формирование платежных поручений для расчетов со Сбербанком и узлом связи;

— учет выплаты пенсий, алиментов и доплат;

— массовый перерасчет пенсий (индексаций);

— формирование форм статистической отчетности;

— сервисное обслуживание;

— подготовка запроса в НТК СПУ для получения инфор­мации с ИЛС застрахованного лица.

БД по пенсионерам регулярно направляется в Отделение из УПФР и концентрируется на сервере. Наличие региональ­ной БД позволяет управлению организации назначения и выплаты пенсий вести работу по письменному и устному обращению граждан вне зависимости от их места прожива­ния и получать необходимую статистическую информация как для текущей работы на региональном уровне, так и для от­четов в ПФР.

За сохранность БД пенсионных дел отвечает администра­тор БД УПФР. Администратор БД еженедельно (ежемесяч­но) проводит копирование БД на магнитный носитель, вос­станавливает БД в случае аварийного разрушения БД, полу­чает из Отделения ПФР и устанавливает новые версии программного обеспечения, подготавливает БД для переда­чи в Отделение ПФР (ежемесячно).

4. АРМ "Клиентская служба" разработано при участии со­трудников Управления информационных технологий Отде­ления ПФР по Республике Татарстан и предназначено для автоматизации дея­тельности специалистов клиентских служб по приему насе­ления.

Создание АРМ "Клиентская служба" преследовало следу­ющие основные цели:

1. Создание автоматизированного рабочего места по веде­нию базы данных обращений населения, обеспечивающей взаимодействие со всеми информационными ресурсами Пен­сионного фонда, необходимыми для оперативного решения задач в разделах:

- назначение, перерасчет и выплаты пенсий;

- персонифицированный учет;

- конвертация пенсионных прав;

- социальные программы;

- медицинское страхование;

- инвестирование;

- прочее.

2. Создание единого стандарта обработки обращений на­селения.

3. Обеспечение контроля за сроками исполнения дел по любым типам обращений.

4. Повышение качества и эффективности приема населения.

Разработка программы и опытная эксплуатация прошли в 2001 году. Основные задачи на первом этапе внедрения были направлены на повышение качества обслуживания пенсио­неров. Все многообразие вопросов и сложность пенсионного законодательства нашли отражение в разделах и подразделах тематик, причин обращений и категорий обратившихся.

В связи с введением в действие федеральных законов по реформированию пенсионной системы значительно увели­чилось число граждан, обращающихся в органы пенсионно­го фонда, существенно изменилась тематика обращений. Кроме пенсионеров, по вопросам нового пенсионного за­конодательства обращаются застрахованные лица, страхова­тели-работодатели, неработающие граждане. Все это потре­бовало организовать работу с обращениями граждан на каче­ственно новом уровне, совершенствовать формы и методы работы на основе современных программно-технических средств.

С 2003 года функции клиентской службы начали существен­но расширяться в части приема новых категорий обратив­шихся — застрахованных лиц, страхователей (предприятий). В программе появились разделы по персонифицированному учету, по конвертации пенсионных прав застрахованных лиц, социальной программе, медицинскому страхованию, инвес­тированию.

Программный комплекс АРМ "Клиентская служба" со­стоит из пяти программ, позволяющих:

1) подготовить справочник пенсионеров на основе про­граммы назначения и выплаты пенсий;

2) вести работу специалисту клиентской службы;

3) получить отчеты по работе клиентской службы;

4) получить необходимые реестры и статистические отче­ты по выбору управляющей компании (УК);

5) выполнять администрирование БД.

АРМ "Клиентская служба" работает в многопользователь­ском режиме (сетевой вариант). Программное обеспечение разработано в CLARION for Windows, поэтому функциони­рует в операционной среде Windows 98/2000.

С использованием программного комплекса специалист клиентской службы:

1) организует ежедневный прием граждан по пенсионным вопросам;

2) выполняет регистрацию заявлений граждан и прием документов по вопросам:

— перерасчета и выплаты пенсий;

— первичного назначения пенсий;

— перевода пенсий на другой вид или ее продление;

— снятия пенсионных дел с учета в связи с выездом за пределы района;

— регистрации прибывших пенсионных дел и постановка на учет;

— выплаты пособий на погребение и выдачу недополу­ченных пенсий (оформление документов и распоряжений на

выдачу);

— выдачи пенсионной книжки застрахованного лица;

3) проводит учет и контроль этапов первичного назначе­ния пенсий;

4) проводит ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный учет и анализ обращений граждан.

По персонифицированному учету программа позволяет ве­сти учет приема страхователей и регистрировать обращения:

— на предмет анкетирования и выдачи страхового свиде­тельства, обмена и выдачи дубликата;

— о состоянии индивидуального лицевого счета, объеди­нения ИЛС и актуализации адресной части.

По медицинскому страхованию регистрируются обраще­ния:

— по вопросу качества медицинского обслуживания;

— несогласие с объемом предоставленных услуг и взима­ния дополнительной платы за оказанные услуги.

По инвестированию программа позволяет регистрировать обращения:

— по выбору инвестиционной компании;

— о состоянии накопительной части и доходах от инвестирования;

- об определении наследников на накопительную часть и выплате накопительной части в случае смерти застрахован­ного лица.

Планируется расширение функциональных возможностей АРМ "Клиентская служба" для непосредственной работы со всеми базовыми программными комплексами, эксплуатиру­емыми в регионе.

БД по обращениям в клиентскую службу регулярно соби­рается в Отделении ПФР и позволяет получать статистичес­кую отчетность и анализ в разрезе региона для использова­ния в отделении и подготовки отчетов в ПФР.

Программный комплекс используется также в трансфер-агент-центрах, организованных на базе отделений банков и крупных предприятий, для приема заявлений о выборе ин­вестиционного портфеля — управляющей компании (УК). АРМ "Клиентская служба" дает возможность собрать еди­ную региональную базу заявлений о выборе УК.

АРМ "Клиентская служба" позволяет существенно улуч­шить качество приема и контроль за решением вопросов по обращению пенсионеров и населения.

Для всех перечисленных программных комплексов разра­ботаны дополнительные средства подготовки отчетной ин­формации в Управлениях ПФР и оперативная передача в Отделение ПФР с возможностью получения сводных отче­тов по региону.

Программные комплексы, эксплуатируемые в Отделениях ПФР, постоянно развиваются. Происходит совершенствова­ние системы управления Пенсионным фондом РФ, и про­граммное обеспечение приводится в соответствие с новыми функциональными нагрузками. Взаимосвязь между программ­ными комплексами осуществляется на уровне БД, т.е. отдель­ная информация перекачивается из одной БД в другую. Это условие позволяет считать, что имеется единая система хра­нения и обработки информации об объектах, с которыми работают структуры ПФР.

Наряду с вышеперечисленными программными комплек­сами функционирует большое количество программ вспомо­гательного характера, среди которых можно отметить следу­ющие программы, разработанные как службой информаци­онных технологий, так и приобретенные или переданные из Пенсионного фонда Российской Федерации.

"1C: Предприятие", состоящее из разделов: бухгалтерия; зарплата и кадры; бюджет, и позволяющее осуществлять ведение всех бухгалтерских опера­ций как в Отделении ПФР, так и в Управлениях ПФР.

АРМ "Контроль исполнения", позволяет регистрировать входящую и исходящую документацию и контролировать прохождение документов в подразделениях Отделения ПФР.

АРМ ''Обращения граждан", позволяет регистрировать письменные и устные обращения граждан и формировать статистическую отчетность.

АРМ "Конвертация пенсионных прав", производящее формирование БД для подсчета пенсионного капитала заст­рахованных лиц на 1 января 2002 года.

Юридические консультационные программы "Гарант" и "Консультант Плюс".

АРМ "Кадры" - для управления кадрами Отделения ПФР.

Программа "Стажер" — для обучения вновь принимаемых специалистов и другие.

Для информирования населения о своей деятельности, законах, инструктивных материалов и т.д. в Пенсионном фонде Российской Федерации и во многих его отделениях функционируют Web-сайты.

В связи с необходимостью унификации работы с докумен­тацией планируется внедрить единую систему документо­оборота, реализованную на основе программного обеспече­ния Lotus Domino/Notes, разработанного компанией IBM, которая позволит осуществлять следующие функции:

- обработка внутренней корреспонденции;

- обработка входящей и исходящей корреспонденции;

- формирование и исполнение поручений;

- контроль исполнительской дисциплины;

- согласование документов;

- информирование и сбор мнений сотрудников;

- контроль договоров и управление проектами;

- обеспечение работы сервисных служб;

- маршрутизацию, защиту и доставку информации;

- организацию архива;

- создание единого информационного пространства орга­низации;

- автоматизацию деловых процедур, обеспечивающих эф­фективную работу офисов: организацию совещаний, заказ пропусков и другое;

- обеспечение информации внутри организации. Органи­зация хранения, поиска и доступа к информации;

- реализация защищенного документооборота.

В результате реализации проекта планируется построить корпоративную систему документационного обеспечения, которая обеспечит:

- повышение исполнительской дисциплины;

- повышение скорости принятия решений, в том числе за счет оперативной передачи информации на соответствую­щие уровни управления;

- систематизацию хранения, доступа и поиска информации;

- безопасность передачи и хранения информации;

- сокращение накладных расходов, сопровождающих уп­равленческую деятельность.

Эти цели будут достигнуты за счет:

— построения единого информационного пространства организации и поддержки функционирования рабочих групп;

— уточнения и развития существующей системы докумен­тационного обеспечения управления, включая управление поручениями и согласованием документов, ведение единого справочника организации и контрагентов, ведение шабло­нов документов, резолюций и маршрутов и т.д.;

— автоматизации ряда деловых процедур, влияющих на продуктивность работы сотрудников и организации в целом (организация совещаний, контроль договоров, поиск инфор­мации, поддержка работы сервисных служб офиса и т.д.);

— упорядочивания информации, организации доступа к информации.

Предлагаемое решение планируется распространить на все подразделения Отделения ПФР и Управления ПФР.

В целях управления информационными технологиями в Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации созданы организационные структуры, осуществ­ляющие и поддерживающие функционирование информаци­онных технологий.

В Управлениях ПФР имеются службы информационных технологий, состоящие из одного специалиста в небольших районах, и групп или отделов в крупных Управлениях ПФР. Методологически они подчиняются начальнику Управления информационных технологий Отделения ПФР и отвечают за функционирование программных и технических комплексов в Управлении ПФР.

 

Контрольные вопросы:

1. Как вы понимаете систему управления информационным обеспечением?

2. Для чего необходим информационный обмен с застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

3. Из каких программных комплексов состоит информационная основа пенсионной системы?

4. Назовите схему функционирования и решаемые задачи программных комплексов ПФР.

5. Что такое «АРМ»?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 15647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.169 (0.068 с.)