Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра информационные системы

Поиск

УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

 

«Утверждаю»

Проректор по УМР, д.э.н., профессор

______________Нурмуханова Г.Ж.

«_______»_________________ 2011 г.

Учебная программа курса для студентов

(Силлабус)

Наименование дисциплины: «ИНФОРМАТИКА»

Специальности (шифр, название): 5В050900 «Финансы», 5В060200 «Информатика»,

5В070300 «Информационные системы», 5В070400 «Вычислительная техника и программное обеспечение», 5В073200 «Стандартизация, метрология и сертификация»,

5В050700 «Менеджмент», 5В051000 «Государственное и местное управление»,

5В051100 «Маркетинг», 5В090500 «Социальная работа», 5В090200 «Туризм»

 

 

Форма обучения (очная, заочная) очная

 

Всего 3 кредита

Курс 1

Семестр 1

Лекции 30 часов

Практические занятия 15 часов

Количеств РК 2

СРСП 30 часов

СРС 60 часов

Всего 135 часов

Экзамен 1 семестр

 

АЛМАТЫ, 2011

 


 

Учебная программа курса «Информатика» составлена К.Н. Токешевой, старшим преподавателем кафедры «Информационные системы» УМБ на основании типовой учебной программы дисциплины для специальностей 5В050900 «Финансы», 5В060200 «Информатика», 5В070300 «Информационные системы», 5В070400 «Вычислительная техника и программное обеспечение», 5В073200 «Стандартизация, метрология и сертификация», 5В050700 «Менеджмент», 5В051000 «Государственное и местное управление», 5В051100 «Маркетинг», 5В090500 «Социальная работа», 5В090200 «Туризм»

Данные о преподавателе: Токешева Кульзия Ныгметовна окончила с отличием Карагандинский Государственный университет математический факультет по специальности «Вычислительная математика» в 1987 году. Электронный адрес kn_tok@mail.ru

 

http://www.box.net/shared/yzm1s4hee7 (по этому электронному адресу студенты могут скачать все лекции и задания для практических занятий и СРС в электронном виде)

 

Учебная программа обсуждена на заседании кафедры

«Информационные системы»

«______» июня 2011 г. Протокол № ____

 

Заведующий кафедрой

 

к.ф.м.н., доцент А.М. Махметова ___________________

(подпись, фамилия, инициалы)

 

Декан факультета «ФиИС»

К.э.н. _ Д.Ж. Кенесбаева _____________________

(подпись, фамилия, инициалы)

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО УМС УНИВЕРСИТЕТА

Протокол № ____ от «_____» июня 2011 г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью преподавания дисциплины «Информатика» является подготовка студентов к эффективному использованию компьютерных систем и информационных технологий в будущей профессиональной деятельности, а также обучение их методам решения прикладных задач с помощью компьютеров.

Краткое описание: данный курс изучает современную архитектуру, технические характеристики и направления развития компьютерной техники и ее программных средств, а также методов и средств обработки данных при помощи компьютерной техники как фундаментальной науке об информации и информационных процессах.

Syllabus - представляет собой подробную разработку курса и разрабатывается преподавателем по читаемой дисциплине.

Рабочая учебная программа (syllabus) – основной учебно-методический документ, который представляет собой описание учебной программы изучаемой дисциплины. Syllabus по дисциплине выдается студенту в начале каждого академического периода. Syllabus представляет собой подробную разработку курса и разрабатывается преподавателем по читаемой дисциплине.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

· знать основные понятия информатики, архитектуру, технические характеристики и направления развития компьютерной техники и ее программные средства;

  • владеть методами постановки задач для последующей автоматизации их решения на современных компьютерах;
  • уметь отладить программу с использованием программных средств;
  • получить навыки работы на компьютере в условиях использования локальных и глобальных компьютерных сетей.

После окончания курса студенты должны

уметь:

  • выбирать оптимальную архитектуру компьютерной техники и знать технические характеристики внутренних и периферийных устройств;
  • выбирать нужные компоненты базового и прикладного программного обеспечения;
  • работать с офисом MS WINDOWS;
  • работать с текстовыми, табличными, графическими процессорами;
  • создавать презентацию в Power Point;
  • составлять алгоритмы линейной, циклической и разветвляющейся структур;
  • составлять по имеющемуся алгоритму программу на алгоритмических языках;
  • отладить программу с использованием программных средств;
  • оценивать полученные решения инженерных задач;

знать:

  • новые версии офиса MS WINDOWS;
  • разработку алгоритмов линейной, циклической и разветвляющейся структур по заданному условию задачи;
  • методы решения задач;
  • пути поиска оптимальных решений систем уравнений с помощью компьютера.

владеть:

  • навыками работы с новыми версиями офиса MS WINDOWS;
  • навыками работы в MS DOS;
  • навыками работы в Norton Commander;
  • методами постановки задач для последующей автоматизации их решения на современных компьютерах;
  • навыками работы на компьютере в условиях использования локальных и глобальных компьютерных сетей.

 

Предреквизиты дисциплины: для изучения курса «Информатика» студентам необходимы знания следующих дисциплин: Математика (решение простейших дифференциальных уравнений; операции с векторами, аналитическая геометрия, определители, матрицы, численные методы); Физика: (основные электрические и магнитные величины: ток, напряжение; механика); Информатика (начальный уровень).

Постреквизиты дисциплины: знание по данной дисциплине необходимы для изучения: компьютерной графики, информационных технологии, алгоритмизации и программирования, а также при решении инженерных, экономических задач, при автоматизации систем, при моделировании различных систем управления процессом.


1Содержание дисциплины

 

1.1 Календарно-тематический план:

 

Недели Наименование темы Количество часов
Лекции Практ. занят. Неделя практ. зан. СРСП СРС
  Тема 1. ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. Основные функциональные части ЭВМ. 1. Информация и ее роль в современном мире. 2. Краткая история развития вычислительной техники. 3. Основные функциональные части ЭВМ. 4. Устройства хранения информации. 5. Упорядочивание информации на диске.          
  Тема 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТОВОЙ И ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ И ЕЕ ОБЪЕМ. 1. Представление текстовой информации в ЭВМ и ее объем. 2. Сжатие информации на диске. 3. Представление графической информации в ЭВМ. 4. Устройства обработки информации и управляющие устройства.          
  Тема 3. УСТРОЙСТВА ВВОДА И ВЫВОДА. Архитектура ПК. 1. Устройства ввода и вывода. 2. Архитектура ПК. 3. Технические характеристики ПК.          
  Тема 4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ. Операционные системы. их назначение и разновидности 1. Программное обеспечение ЭВМ. 2.Операционные системы. Их назначение и разновидности. 3. ОС Windows 2000. Общая характеристика. Графический интерфейс пользователя и его состав. 4. ОС Windows 2000. Основные технологии работы с документами, приложениями, файлами и папками. 5.ОС Windows 2000. Основные настройки. Технология связывания и внедрения объектов.          
  Тема 5. ПАКЕТНЫЕ КОМАНДНЫЕ ФАЙЛЫ. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ. 1. Пакетные командные файлы. 2. Защита информации. 3. Мероприятия по защите от вирусов. 4.Мероприятия по защите от сбоев в работе устройств.          
  Тема 6. ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР EXCEL. ОБЪЕКТЫ РАБОЧЕГО ЛИСТА. ТИПЫ ДАННЫХ. ФОРМУЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. ФУНКЦИИ РАБОЧЕГО ЛИСТА. 1. Рабочая книга и ее структура. Объекты рабочего листа. Типы данных. 2. Формульные выражения, их назначение, способы записи и правила ввода. Ссылки и их виды. 3.Вычисления на рабочем листе. Функции рабочего листа.     2, 3    
  Тема 7. СРЕДСТВА ФОРМАТИРОВАНИЯ ТАБЛИЦ. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ДАННЫХ. СПИСКИ И СРЕДСТВА ИХ ОБРАБОТКИ 1. EXCEL. Средства форматирования таблиц. Пользовательские форматы. Условное форматирование. 2. Средства защиты данных. 3. Списки и средства их обработки.     4, 5    
  Тема 8. EXCEL. ФИЛЬТРЫ, ВИДЫ ФИЛЬТРОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ СВОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ. ПОДБОР ПАРАМЕТРОВ. ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ. ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. 1. Фильтры, виды фильтров и их применение. 2. Формирование сводной информации. 3. Подбор параметров. Поиск оптимальных решений. 4.EXCEL. Графические средства.          
  Тема 9. ПОНЯТИЯ О БАЗАХ ДАННЫХ И СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МОДЕЛЕЙ. РЕЛЯЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ. 1. Понятия о базах данных и системах управления ими. Классификация баз данных. Основные средства обработки данных. 2. База данных. Инфологическая модель базы данных. Основные виды моделей. Проектирование баз данных. 3.Реляционная база данных и ее особенности. Виды связей между реляционными таблицами.     7, 8    
  Тема 10. СУБД ACCESS 2000. ТАБЛИЦЫ И ИХ СТРУКТУРА. ТИПЫ ПОЛЕЙ И ИХ СВОЙСТВА. ОПЕРАЦИИ НАД ТАБЛИЦАМИ. ВИДЫ ЗАПРОСОВ. 1. СУБД ACCESS 2000. Таблицы и их структура. Типы полей и их свойства. Контроль за вводимыми данными. 2. ACCESS. Операции над таблицами. Фильтрация данных. Установление связей между таблицами. Обеспечение целостности данных. 3.СУБД ACCESS. Запросы к базе данных и их использование. Виды запросов. Технология создания. 4.Формы, их виды. Отчеты, их назначение и использование. Макросы и их конструирование.     9, 10    
  Тема 11. ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР "WORD 2000". ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕРФЕЙСА. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМАТИРОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ. 1. WORD 2000. Основные сведения, назначение. Основные элементы интерфейса. Структура документа. 2. WORD. Меню и панели инструментов. Технология их реорганизации. 3. WORD. Режимы просмотра документов, их назначение и технология использования. Перемещение по документу. 4. WORD. Технология форматирования документов. Средства Автоформатирования.     11, 12    
  Тема 12. СОЗДАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ЭВМ. 1. Создание программного обеспечения для ЭВМ. 2. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Способы описания алгоритмов.          
  Тема 13. ПРОГРАММЫ-АРХИВАТОРЫ. ПРОГРАММЫ WINDOWS ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ДИСКОВ. СТАНДАРТНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ WINDOWS. ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ-ПРИЛОЖЕНИЯ. 1. Программы-архиваторы. Программы WINDOWS для обслуживания дисков. 2. Стандартные приложения WINDOWS. 3.MICROSOFT OFFICE. Состав, назначение, основные программы-приложения.     14, 15    
  Тема 14. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА. 1.Компьютерные вирусы, их классификация. Антивирусные программные средства.          
  Тема 15. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ. 1. Компьютерные сети. 2. Классификация сетей. 3.Интернет.            
  Итого: 30 ч. 15 ч.   30 ч. 60 ч.

 


1.2 График выполнения и сдачи заданий СРС:

Тема задания Содержание задания *Рекомендуемая литература Форма контроля Срок сдачи (неделя) Максимальный оценочный балл
  Тема 1. Информационные системы управления экономическими объектами.     1. Выполнить задания и упражнения [3] с.13-15 2. Изучить вопросы для самоконтроля [3] с. 15-16 3. Изучить тесты по пройденной теме [3] с. 16-23 [3] с. 9-24 1. Конспект этих вопросов. 2. Опрос по этим вопросам. 3. Тестовые задания.   1 неделя (защита на 4, 5 неделе)       1 б.
  Тема 2. Структура и классификация ИС. Виды информационных технологий. 1. Структура ИС. 2. Классификация ИС. 1. Понятие информационной технологии. 3. Виды информационных технологий. 1. Изучить структуру и классификации ИС. 2. Изучить понятия, этапы развития и виды информационных технологий. [2] с. 71-113 1. Опрос на вопросы для самопроверки ([2] с. 115-116). 3. Ключевые понятия ([2] с. 113-114). 2 неделя (защита на 4, 5 неделе)   1 б.
  Тема 3. Аппаратные платформы компьютерных систем. 1. Выполнить задания и упражнения [3] с. 28-31 2. Изучить вопросы для самоконтроля [3] с. 31-32 3. Изучить тесты по пройденной теме [3] с. 32-36 [3] с. 25-36 1. Конспект этих вопросов. 2. Опрос по этим вопросам. 3. Тестовые задания. 4. Создание презентаций в Power Point. 3 неделя (защита на 4, 5 неделе) 2 б.
  Тема 4. Программные платформы ЭВМ 1. Выполнить задания и упражнения [3] с. 40 2. Изучить вопросы для самоконтроля [3] с. 40-41 3. Изучить тесты по пройденной теме [3] с. 41-50 [3] с. 37-50 1. Конспект этих вопросов. 2. Опрос по этим вопросам. 3. Тестовые задания. 4. Создание презентаций в Power Point. 4 неделя (защита на 4, 5 неделе) 2 б.
  Тема 5. Операционная система Windows XP. 1. Выполнить задания и упражнения 5.1-5.7, [3] с. 89-122 2. Изучить тесты по пройденной теме [3] с. 123-127 [3] с. 73-128 1. Уметь выполнять на ПК все действия упражнений 5.1-5.7. 3. Тестовые задания. 4. Создание презентаций в Power Point.   5 неделя (защита на 4, 5 неделе) 2 б.
  Тема 6. Табличный процессор Excel. 1. Выполнить контрольные задания [1] 1. Сдать контрольные задания в электронном виде.     6 неделя   2 б.
  Тема 7. Табличный процессор Excel. 1. Выполнить контрольные задания [1]   1. Сдать и защитить контрольные задания в электронном виде.     7 неделя   2 б.
  Тема 8. Табличный процессор Excel. 1. Изучить вопросы для самоконтроля [3] с. 306-307. 2. Изучить тесты по пройденной теме [3] с. 308-315. [3] с. 210-334 1. Опрос по этим вопросам. 2. Тестовые задания.   8 неделя 2 б.
  Тема 9. Система управления базой данных ACCESS.   1. Изучить вопросы для самоконтроля [3] с. 372-373 2. Изучить тесты по пройденной теме [3] с. 374-376 [3] с. 335-383 1. Опрос по этим вопросам. 3. Тестовые задания. 9 неделя 4 б.
  Тема 10. Система управления базой данных ACCESS. 1. Выполнить контрольные задания 8.4, [3] с.376-382 [3] с. 335-383 1. Сдать и защитить контрольные задания в электронном виде.   10, 11 неделя 5 б.  
  Тема 11. Технология и инструментарий разработки программных средств. 1. Выполнить задания и упражнения [3] с. 438-439 2. Изучить вопросы для самоконтроля [3] с. 439-440 3. Изучить тесты по пройденной теме [3] с. 440-445     [3] с. 434-446 1. Опрос по этим вопросам. 2. Тестовые задания.     12 неделя 4 б.
  Тема 12. Компьютерные сети. Интернет. 1. Выполнить задания и упражнения [3] с. 62-65 2. Изучить вопросы для самоконтроля [3] с. 64-65 3. Изучить тесты по пройденной теме [3] с. 65-72 [3] с. 51-72 1. Конспект этих вопросов. 2. Опрос по этим вопросам. 3. Тестовые задания. 4. Создание презентаций в Power Point.     13 неделя   4 б.
  Тема 13. Информационная безопасность. 1. Изучить вопросы для самоконтроля [3] с. 451-452 2. Изучить тесты по пройденной теме [3] с. 452-457     [3] с. 447-457 1. Опрос по этим вопросам. 2. Тестовые задания. 4. Создание презентаций в Power Point.   14, 15 неделя 4 б.
  ИТОГО:         35 б.

1.3 Основная литература

1. Андрей Гарнаев. Использование Excel и VBA в экономике и финансах. – Спб.: БХВ - Санкт-Петербург, 2004.

2. Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Практикум по информатике для экономистов/ Под ред. проф. Косарева В.П.. – М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2007.

Темы рефератов

1. Выполнение инженерных расчетов в MS Excel.

2. Описание среды MS ACCESS

3. MS DOS. Резидентные команды.

4. Norton Commander

5. Возможности MS WORD

6. Возможности MS Excel

7. Создание базы данных в MS ACCESS

8. Транзитные команды MS DOS

9. MS WORD создание и редактирование текстов

10. MS Excel решение инженерных задач

11. Создание базы «Студент» в MS ACCESS

12. Команды MS DOS и NC

13. Операционная система Windows

14. Работа с файлами и папками в Windows

15. Internet

16. Электронная почта

17. Протоколы сетей

18. Топология сетей

19. Локальные сети

20. Глобальная сеть

21. Назначение приложения «Блокнот»

22. Возможности среды «Калькулятор»

23. Работа со средой «Инженерный калькулятор»

24. Создание презентации «Топология сетей» в Power Point

25. Презентация «Инженерный калькулятор» в Power Point

26. Презентация «MS WORD» в Power Point

27. Презентация «MS EXCEL» в Power Point

28. Презентация «PAINT» в Power Point

29. Создание графических примитивов в Paint

 

Основные виды информации

A) Символьная, текстовая, графическая.

B) Символьная, текстовая, цифровая

C) Символьная, текстовая, числовая

D) Текстовая, графическая, числовая

E) Нет правильных ответов.

3.

Системный блок состоит из следующих частей:

A) Микропроцессор, оперативное или постоянное запоминающее устройство.

B) Устройство управления

C) Арифметико-логическое устройство

D) Микропроцессор, устройство ввода – вывода.

E) Нет правильных ответов.

4.

Что такое системный блок

A) Это устройство, принимающее и обрабатывающее информацию в ЭВМ с с большой скоростью в виде электрических – сигналов.

B) Устройство вводящее информацию в компьютер.

C) Устройство управляющее командами в компьютере.

D) Устройство служащее для обмена информацией между компьютерами.

E) Нет правильных ответов.

5.

Байт - это

A) единица количества информации, изображаемая 1 или 0

B) средство изменить код буквы в ОЗУ.

C) последовательность из восьми бит.

D) комбинация четырех шестнадцатеричных цифр.

E) последовательность из восьми чисел.

10.

Свойства экономической информации:

A) Разрозненные показатели

B) Сложность обработки

C) Возможность корректировки

D) Невозможность полной обработки на ПК

E) Повторяемость показателей, длительность хранения, представление дискретными числами, большие объемы, трудоемкость обработки

11.

Данные - это:

A) Информация, представленная в удобном для обработки виде

B) Информация в денежном выражении

C) Синоним понятия «Информация»

D) Синоним понятия «Знание»

E) Проверенный практикой результат

12.

Под экономической информацией понимается:

A) информация, характеризующая производственные отношения в обществе;

B) информация, характеризующая экономические отношения в обществе;

C) информация, характеризующая товарооборот в обществе;

D) информация, характеризующая маркетинговую систему в обществе;

E) информация, характеризующая финансовые системы в обществе;

13.

Экономическая информация - это:

A) совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере;

B) отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в конкретной предметной области, а также их свойства;

C) выявленные закономерности в конкретной предметной области, позволяющие решать поставленные задачи

D) информация отражающая сферу общения

E) информация, описывающая экономические процессы

14.

15.

Минимальная информационная единица;

A) 1 бит

B) 2 байт

C) 3 Мб
D) 4 Кб
Е) 5 Гб

16.

17.

18.

19.

20.

Для смены диска на левой панели в программе Norton Commander (NC) используются клавиши:

A) ALT+F2

B) ALT+F1

C) CTRL+F2

D) CTRL+F1

E) Нет правильного ответа

21.

22.

23.

24.

Чтобы вывести на правую панель атрибуты файлов в полном формате используют следующую последовательность (в программе NC)

A) F9, RIGHT, BRIEF

B) F9, RIGHT, FULL

C) F9, RIGHT, INFO

D) F9, RIGHT, TREE

E) Нет правильного ответа

25.

Как можно перезагрузить ПК

A) ALT + CTRL + DEL

B) RESET

C) CTRL + PAUSE

D) CTRL + ESC

E) Нет правильного ответа

26.

27.

Какие файлы необходимы для операционной системы:

A) IO.SYS

B) MSDOS.SYS

C) autoexec.bat

D) command.com

E) config.sys

28.

DISKCOPY позволяет

A) копировать папки с одного диска на другой

B) форматировать дискету

C) копировать с жесткого диска на дискету

D) копировать с диска на диск всю информацию

E) правильного ответа нет

29.

30.

Глоссарий

Информатика - междисциплинарная фундаментально- прикладная наука об информации и информационных взаимодействиях в природе и обществе.

Информатика - многоаспектная, всеохватывающая сфера человеческой деятельности, связанная с получением, хранением и обработкой информации во всей её общности.

Информатика - область научно- технической деятельности человеческой деятельности, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности, методы и способы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и использования в различных сферах деятельности человека.

Экономическая информатика - раздел информатики, предметом которой являются вопросы изучения законов, методов и способов накапливания, обработки, хранения, передачи и использования информации, циркулирующей в сфере экономики, с помощью средств ВТ.

Информация (лат. Information)- разъяснение, изложение, другими словами, информация- это осведомление о чем- либо, о каком- либо факте, событии, явлении.

Данные - лишенные определенной структуры сведения о событиях, которые служат необходимом исходным материалом для системы.

Алфавит представляет собой фиксированный конечный набор символов любой природы (например, десятичные цифры с запятой, алфавит естественных языков и т.д.).

Информационный ресурс - совокупность данных, представляющих ценность для предприятия, и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся основные и вспомогательные массивы данных, хранимые во внешней памяти ЭВМ, и входные документы.

Кодирование - присвоение информации условных обозначений или однозначное отображение символов одной системы символами другой системы. Кодирование направлено на получение более экономного её изображения и большей наглядности, облегчения её хранения, передачи, обработки и использования.

Система кодирования - строго определённый порядок присвоения условных обозначений единицам информации.

Информационное общество - общество, большинство работающих которого занято хранением и использованием информации, особенно её высшей формы- знаний. Знание - результат проверки на практике познания действительности.

Под системой счисления понимается способ представления любого числа с помощью некоторого алфавита символов, называемых цифрами.

Непозиционными системами являются такие системы счисления, в которых каждый символ сохраняет свое значение независимо от места его положения в числе.

Примером непозиционной системы счисления является римская система. К недостаткам таких систем относятся наличие большого количества знаков и сложность выполнения арифметических операций.

Система счисления называется позиционной, если одна и та же цифра имеет различное значение, определяющееся позицией цифры в последовательности цифр, изображающей число. Это значение меняется в однозначной зависимости от позиции, занимаемой цифрой, по некоторому закону.

Архитектурой компьютера называется его описание на некотором общем уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти и т.д.

Структура компьютера — это совокупность его функциональных элементов и связей между ними.

Физически магистраль представляет собой многопроводную линию с гнездами для подключения электронных схем.

Контроллер устройство, которое связывает периферийное оборудование или каналы связи с центральным процессором, освобождая процессор от непосредственного управления функционированием данного оборудования.

Центральный процессор (CPU, от англ. Central Processing Unit) — это основной рабочий компонент компьютера, который выполняет арифметические и логические операции, заданные программой, управляет вычислительным процессом и координирует работу всех устройств компьютера.

Оперативная память (ОЗУ, англ. RAM, Random Access Memory — память с произвольным доступом) — это быстрое запоминающее устройство не очень большого объёма, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами.

Кэш (англ. cache), или сверхоперативная память — очень быстрое ЗУ небольшого объёма, которое используется при обмене данными между микропроцессором и оперативной памятью для компенсации разницы в скорости обработки информации процессором и несколько менее быстродействующей оперативной памятью.

Принтер печатающее устройство. Осуществляет вывод из компьютера закодированной информации в виде печатных копий текста или графики.

Плоттер (графопостроитель) — устройство, которое чертит графики, рисунки или диаграммы под управлением компьютера.

Сканер устройство для ввода в компьютер графических изображений. Создает оцифрованное изображение документа и помещает его в память компьютера.

Модем устройство для передачи компьютерных данных на большие расстояния по телефонным линиям связи.

Факс — это устройство факсимильной передачи изображения по телефонной сети. Название "факс" произошло от слова "факсимиле" (лат. fac simile — сделай подобное), означающее точное воспроизведение графического оригинала (подписи, документа и т.д.) средствами печати. Модем, который может передавать и получать данные как факс, называется факс-модемом.

Манипуляторы (мышь, джойстик и др.) — это специальные устройства, которые используются для управления курсором.

Трекбол — небольшая коробка с шариком, встроенным в верхнюю часть корпуса. Пользователь рукой вращает шарик и перемещает, соответственно, курсор. В отличие от мыши, трекбол не требует свободного пространства около компьютера, его можно встроить в корпус машины.

Дигитайзер — устройство для преобразования готовых изображений (чертежей, карт) в цифровую форму. Представляет собой плоскую панель — планшет, располагаемую на столе, и специальный инструмент — перо, с помощью которого указывается позиция на планшете. При перемещении пера по планшету фиксируются его координаты в близко расположенных точках, которые затем преобразуются в компьютере в требуемые единицы измерения.

Операционная система — группа взаимосвязанных программ, выступающая посредником между аппаратными средствами ЭВМ и пользователем, обеспечивающая управление ресурсами ЭВМ и процессами, использующая эти ресурсы при вычислении.

Системный загрузчик предварительно производит тестирование устройств компьютера, затем, при положительном результате тестирования, выполняет загрузку ОС из внешней памяти.

Командный процессор — производит анализ и исполнение команд пользователя, включая загрузку готовых программ из файлов в операционную память ПК и их запуск.

Драйверы — программы специального вида, ориентированные на управление внешними устройствами (ПУ). Каждому типу внешнего устройства соответствует драйвер (клавиатура, ИЖМД, НГМД и др.).

Файловая система — хранилище программ, данных и функциональная часть, обеспечивающая выполнение операций над файлами.

Утилиты — программы, расширяющие возможности ОС, предоставляя пользователю набор дополнительных услуг по контролю и управлению за компонентами ОС и устройствами компьютера.

Word – одно из самых совершенных программ в классе текстовых процессоров, которая предусматривает выполнение сотен операции над текстовой и графической информацией.

Абзац – это фрагмент текста, который завершен нажатием клавиши Enter. Для абзацев существуют определенные параметры форматирования (выравнивание, отступы, позиции табуляции, интервалы, линий, рамки и заливка). Установка параметров абзаца осуществляется командой Формат Абзац или с помощью линейки.

Поля - это области, примыкающие к четырем краям листа бумаги, между которыми располагается основной текст.

Автотекст это общепринятые и наиболее часто используемые в деловой переписке фразы. Пользователь может из

Панели инструментов - элемент управления

каждый файл в Excel является книгой с несколькими листами,

табличный курсор – светящийся прямоугольник, которую определяет текущую ячейку.

Текст- это набор любимых символов

Относительная адресация. При отрешении к ячейке можно использовать такие ссылка как Д3, А1: Н9 и.т.д. Такая адресация называется относительной. Относительной ссылке удобны при перемещении формул. При использовании подобной адресаций в формулах Excel запоминает расположение относительной текущей ячейки. Например когда вы вводите формулу =Е1+Е2 в ячейку Е4 то Excel интерпретирует формулу как прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки двумя рядами выше.

Абсолютная адресация. Если при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область вам необходимо воспользоваться абсолютной адресаций. Абсолютная ссылка записывается с помощью знака $. Например $С$15.

Смешенная адресация. Символ $ ставится только там, где он необходимо, например $C15 или С$15.

Модель данных – это математическое средство абстракции, позволяющее представление данных.

Основные модели данных – это сетевая, иерархическая и реляционная модели.

УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

 

«Утверждаю»

Проректор по УМР, д.э.н., профессор

______________Нурмуханова Г.Ж.

«_______»_________________ 2011 г.

Учебная программа курса для студентов

(Силлабус)

Наименование дисциплины: «ИНФОРМАТИКА»

Специальности (шифр, название): 5В050900 «Финансы», 5В060200 «Информатика»,

5В070300 «Информационные системы», 5В070400 «Вычислительная техника и программное обеспечение», 5В073200 «Стандартизация, метрология и сертификация»,

5В050700 «Менеджмент», 5В051000 «Государственное и местное управление»,

5В051100 «Маркетинг», 5В090500 «Социальная работа», 5В090200 «Туризм»

 

 

Форма обучения (очная, заочная) очная

 

Всего 3 кредита

Курс 1

Семестр 1

Лекции 30 часов

Практические занятия 15 часов

Количеств РК 2

СРСП 30 часов

СРС 60 часов

Всего 135 часов

Экзамен 1 семестр

 

АЛМАТЫ, 2011

 


 

Учебная программа курса «Информатика» составлена К.Н. Токешевой, старшим преподавателем кафедры «Информационные системы» УМБ на основании типовой учебной программы дисциплины для специальностей 5В050900 «Финансы», 5В060200 «Информатика», 5В070300 «Информационные системы», 5В070400 «Вычислительная техника и программное обеспечение», 5В073200 «Стандартизация, метрология и сертификация», 5В050700 «Менеджмент», 5В051000 «Государственное и местное управление», 5В051100 «Маркетинг», 5В090500 «Социальная работа», 5В090200 «Туризм»

Данные о преподавателе: Токешева Кульзия Ныгметовна окончила с отличием Карагандинский Государственный университет математический факультет по специальности «Вычислительная математика» в 1987 году. Электронный адрес kn_tok@mail.ru

 

http://www.box.net/shared/yzm1s4hee7 (по этому электронному адресу студенты могут скачать все лекции и задания для практических занятий и СРС в электронном виде)

 

Учебная программа обсуждена на заседании кафедры

«Информационные системы»

«______» июня 2011 г. Протокол № ____

 

Заведующий кафедрой

 

к.ф.м.н., доцент А.М. Махметова ___________________

(подпись, фамилия, инициалы)

 

Декан факультета «ФиИС»

К.э.н. _ Д.Ж. Кенесбаева _____________________

(подпись, фамилия, инициалы)

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО УМС УНИВЕРСИТЕТА

Протокол № ____ от «_____» июня 2011 г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью преподавания дисциплины «Информатика» является подготовка студентов к эффективному использованию компьютерных систем и информационных технологий в будущей профессиональной деятельности, а также обучение их методам решения прикладных задач с помощью компьютеров.

Краткое описание: данный курс изучает современную архитектуру, технические характеристики и направления развития компьютерной техники и ее программных средств, а также методов и средств обработки данных при помощи компьютерной техники как фундаментальной науке об информации и информационных процессах.

Syllabus - представляет собой подробную разработку курса и разрабатывается преподавателем по читаемой дисциплине.

Рабочая учебная программа (syllabus) – основной учебно-методический документ, который представляет собой описание учебной программы изучаемой дисциплины. Syllabus по дисциплине выдается студенту в начале каждого академического периода. Syllabus представляет собой подробную разработку курса и разрабатывается преподавателем по читаемой дисциплине.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

· знать основные понятия информатики, архитектуру, технические характеристики и направления развития компьютерной техники и ее программные средства;

  • владеть методами постановки задач для последующей автоматизации их решения на современных компьютерах;
  • уметь отладить программу с использованием программных средств;
  • получить навыки работы на компьютере в условиях использования локальных и глобальных компьютерных сетей.

После окончания курса студенты должны

уметь:

  • выбирать оптимальную архитектуру


Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.145 (0.018 с.)