Информационные технологии в юридической деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные технологии в юридической деятельности



РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Информационные технологии в юридической деятельности

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения,

направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

 

Ростов-на-Дону


Авторы:

Дровалева Л.С., зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин РФ ГОУ ВПО РАП, кандидат педагогических наук, доцент (с. 6-31, 55-68)

Паламарчук С.А., преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РФ ГОУ ВПО РАП (с. 4-5, 32-42)

Целигоров Н.А., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РФ ГОУ ВПО РАП, докт. техн. наук, доцент (с. 42-54)

 

Рецензенты:

Муленко В.П., зав. кафедрой социально-экономических дисциплин ФБОУ МГАВТ, канд. филос. наук, доцент

Периг В.И., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РФ ГОУ ВПО РАП

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция, квалификация (степень выпускника) «Бакалавр».

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 7 от 08.02.2012).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 7 от 6 марта 2012 г.).

 

© Ростовский филиал

Российской академии правосудия, 2012

© Дровалева Л.С., Паламарчук С.А., Целигоров Н.А., 2012


Содержание

Введение………………………………………………………………………………4

 

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………6

 

Тематический план………………………………………………………………..6

 

Тематический план………………………………………………………………..9

 

Программа курса…………………………………………………………………11

 

Планы практических (семинарских) занятий………………………..15

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя………………………………………………………………………………..27

 

Задания для выполнения контрольной работы…………………….32

 

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля…………………………………………………………………………………………58

 

Литература………………………………………………………………………….63

 

Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………….65

 


ВВЕДЕНИЕ

«Информационные технологии в юридической деятельности» − дисциплина информационно-правового цикла базовой (обязательной) части.

Информационные средства вывели общество на качественно более высокий уровень использования человеческого разума. Персональные компьютеры оказывают значительное влияние на нашу жизнь, они изменили наше традиционное представление о технологии труда, в том числе и в юридической отрасли. Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность принятия многих решений за счет своевременного получения необходимой информации. В подготовке юристов информатика играет роль связующего звена между естественными и гуманитарными науками. Именно поэтому чрезвычайно важно при изучении этого курса опираться на задачи, с которыми сталкивается юрист в своей профессиональной деятельности. Работа в правовой сфере связана с использованием большого количества документов и картотек, следовательно, для юриста чрезвычайно полезным является умение быстро сориентироваться и выбрать из большого объема информации необходимые сведения.

Целью освоения дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» является формирование у будущих специалистов самостоятельного и творческого подхода к изучению информационной среды и информационных технологий, знания о состоянии информационных ресурсов в государственном управлении и судебной системе, а также практических навыков по их получению и использованию.

Задачи освоения дисциплины:

· освоение предусмотренного программой теоретического материала и приобретение практических навыков использования программных и технических средств.

· активное использование справочных правовых систем и автоматизированных ресурсов в профессиональной деятельности.

Курс состоит из практических (семинаров), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается итоговым зачетом по данной дисциплине. Практические занятия являются аудиторными, проводятся по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов теоретического материала на практике. Практические занятия предназначены для развития умений и навыков студентов по использованию служебного и прикладного программного обеспечения.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами дисциплины по рекомендованным педагогом материалам.

Знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться студентами на всех этапах обучения в вузе:

· при изучении различных дисциплин учебного плана,

· при выполнении домашних заданий, подготовке рефератов, эссе, докладов, курсовых и дипломных работ;

· в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре;

· в процессе последующей профессиональной деятельности при решении прикладных задач, требующих получения, обработки и анализа актуальной правовой информации, создания электронных документов.

В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать: основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере; основы государственной политики в области информатики; методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;

уметь: применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;

владеть навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по формам обучения
Заочная (на базе среднего (полного) общего образования) Заочная (на базе ВПО) Заочная (на базе СПО)
Зачетные единицы – общая трудоемкость 4 з.е. – 144 ч. 4 з.е. – 144 ч. 4 з.е. – 144 ч.
Всего аудиторных занятий из них:
Лекции    
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС
Форма итогового контроля Экзамен Экзамен Экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий,

количество зачетных единиц и часов)

Заочная форма обучения на базе среднего (полного) общего образования и на базе СПО

№ п/п Раздел, тема дисциплины Виды учебной работы в часах
Заочная форма обучения на базе среднего (полного) общего образования) Заочная форма обучения на базе СПО
Семинары практические занятия Самостоятельная работа лекции Семинары, практические занятия Самостоятельная работа
1. Модуль 1. Основы государственной политики в области информатики
1.1. Тема 1.1. Государственная политика в области информатики: понятие, принципы и направления 2(использование компьютерной презентации) 2(использование компьютерной презентации)
1.2. Тема 1.2. Информационные технологии (ИТ): понятие, виды, значение      
2. Модуль 2. Информационные технологии оформления юридических документов
2.1. Тема 2.1. Технологии создания правовых документов средствами MS Word 2(индивидуальная работа на компьютере)  
2.2. Тема 2.2.Технологии электронных документов. Сканирование, печать      
3. Модуль 3. Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере
3.1. Тема 3.1. Правовая информация. Информационные процессы и системы в правовой сфере      
3.2. Тема 3.2. Справочные правовые системы 2(индивидуальная работа на компьютере)    
3.3. Тема 3.3. Информационные системы судебной деятельности      
3.4. Тема 3.4. Информационные системы правотворческой деятельности, органов прокуратуры и органов внутренних дел      
4. Модуль 4. Современные технологии поиска, хранения, систематизации и обработки правовой информации
4.1. Тема 4.1. Введение в технологию баз данных      
4.2. Тема 4.2. Использование технологии сети Интернет в юридической практике и науке      
4.3. Модуль 5. Информационные технологии проведения статистического анализа
4.4. Тема 5.1. Применение табличного процессора MS Ecxel в юридической деятельности 2(индивидуальная работа на компьютере)    
  ИТОГО
                 

ПРОГРАММА КУРСА

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Для студентов заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования рекомендуется провести практические занятия №№ 1-4.

Для студентов заочной формы обучения на базе высшего образования рекомендуется провести практические занятия №№ 1-3.

Для студентов заочной формы обучения на базе СПО предусмотрено практическое занятие под № 1.

 

Семинарское занятие № 1. Государственная политика в области информатики

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

1. Информация: понятие, свойства. Информационный процесс, ресурс.

2. Понятие и сущность государственной политики в области информатики.

3. Информационная безопасность: основные положения, понятия и определения, методы защиты информации.

4. Правовая информация: понятие, свойства, виды, структура.

5. Способы распространения правовой информации.

6. Понятие и сущность государственной политики в области правовой информатизации.

7. Информационные технологии: основные понятия, виды.

Практическая работа

Практическая работа № 1. «Создание макета презентации» (под руководством преподавателя). Инструктаж по выполнению домашней работы.

Домашняя самостоятельная работа

1. По одному из вопросов для самостоятельного изучения, создать презентацию, используя программу Microsoft Power Point.

2. Записать в словарь новые понятия и их определения.

3. Подготовить электронную презентацию, используя Power Point, и систему вопросов по одной из следующих тем (темы распределяет староста группы). Подготовиться к демонстрации презентации на следующем занятии:

a. Информация: сущность (определение, единицы измерения, хранения подходы к определению информации), свойства информации.

b. Данные, их воспроизведение, обработка и кодирование. Операции с данными. Структура данных.

c. Информационный процесс, ресурс, система.

d. НПА о государственной политике в области информатики.

e. Объекты, предмет, формы государственной информационной политики.

f. Содержание государственной информационной политики.

g. Государственная политика в сфере формирования и развития информационного общества в России.

h. Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности.

i. Информационные технологии: понятие, виды, тенденции развития информационных технологий.

j. Роль и место информационных технологий в современном обществе.

k. Правовая информация: понятие, свойства, виды, структура.

l. Способы распространения правовой информации.

m. НПА о государственной политике в области правовой информатизации.

n. Понятие правовой информатизации.

o. Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере.

p. Роль и место информационных технологий в правовой сфере.

q. Государственная политика правовой информатизации.

r. Информационные системы Минюста России.

 

Рекомендации к подготовке презентации:

1. Раскрыть содержание вопроса;

2. Количество слайдов: 15-20.

3. Создать гиперссылки на текст (программа MS Word).

4. Создать управляющие кнопки.

5. Создать колонтитул.

6. Подготовить 1-2 слайда с тестовыми заданиями или системой вопросов по теме.

 

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение:

1. Данные: их воспроизведение, обработка и кодирование. Операции с данными. Структура данных.

2. Государственная политика в сфере формирования и развития информационного общества в России.

3. Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности.

4. Информационные процессы, ресурсы, системы.

5. Информационное общество.

6. Методы и средства защиты информации.

7. Виды и формы представления информации.

8. Принципы и направления государственной информационной политики.

9. Тенденции развития информационных технологий.

10. Информационные технологии обеспечения безопасности.

11. Государственная политика в сфере использования информационных технологий в федеральных и региональных органах государственной власти в России.

12. Программа Power Point. Подготовка презентации.

 

Литература

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 27.07.2006. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» //«Российская газета» № 165, 29.07.2006.

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

3. Указ Президента РФ от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена».

4. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года».

5. Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства РФ 632-р от 06.05.2008.

6. Стратегия развития информационного общества в РФ //Российская газета. – 2008. – 16 февраля. - № 34.

7. Концепция создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами, одобренная распоряжением Правительства РФ № 516-р от 24.04.2007.

8. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010), утвержденная постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (в ред. постановления Правительства РФ от 10.09.2009).

9. Концепция региональной информатизации до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.07.2006 № 1024-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219).

Основная:[11]

10. *Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для студентов вузов/ М.В. Гаврилов. – М.: Гардарики, 2007. – С. 7-19, 61-117, 477-511, 528-542.

11. *Информатика для юристов и экономистов /Симонович С.В. и др. – СПб.: Питер, 2005. – С. 11-50, 229-234, 564-580.

12. .*Информационные технологии: учебник / под ред. Трофимова В.В. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 13-90, 585-620.

13. *Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров /под общей редакцией П.У. Кузнецова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 57-60, 65-73, С. 80-89, 146-182, 90-137, 215-248.

14. *В.П. Мельников, С.А. Клейменов,А.М. Петраков Информационная безопасность.– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

Дополнительная:

15. *Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов среднего проф. образования/ Е.В. Михеева. – 6-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 7-13, 72-91.

16. *Степанов А.Н. Информатика: Учебник для вузов. – 4-ое изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 22-40, 264-271, 106-172, 223-229, 274-303.

 

Практическое занятие № 2 (формы обучения ВПО, среднее (полное) общее образование). Технологии подготовки правовых документов

Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие:

1. Правила безопасной работы на персональном компьютере (ПК).

2. Ввод, редактирование, форматирование, рецензирование текста.

3. Работа со списками, создание закладок, табуляции.

4. Вставка и редактирование сносок.

5. Основные правила оформления документа.

Занятие проводится в форме обсуждения результатов электронных презентаций, подготовленных студентами.

Цель использования презентаций: Проверить домашнюю самостоятельную работу студентов по теме; проверить сформированность компетенции: применять ИТ в представлении идей.

Этапы проведение занятия:

1. Подготовительный этап (см. инструктаж в разделе «Домашняя самостоятельная работа» практического занятия № 1).

2. Студенты демонстрируют подготовленные презентации.

3. Ответы студентов на вопросы и тестовые задания, подготовленные студентами.

4. Обсуждение результатов представленной работы.

Практическая работа

Самостоятельная работа на персональном компьютере.

Практическая работа № 1. «Первичные настройки текстового процессора Microsoft Word»[12].

Практическая работа № 2. «Ввод и форматирование символов, форматирование абзацев». Выполните упражнение 11.3. из учебника [2, с.444-446].

Практическая работа № 3. «Создание, редактирование, форматирование списков, сносок».

Практическая работа № 4. «Создание диаграмм на основе таблиц». Выполните упражнение № 12.2[13] (пп. 8-14).

Домашняя самостоятельная работа

1. Записать в словарь новые понятия и их определения.

2. Подготовить опорный конспект по вопросам, выносимым на самостоятельное изучение.

 

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение:

1. Назначение и основные возможности MS Word.

2. Интерфейс программы MS Word.

3. Защита документов.

4. Режимы работы с документами.

5. Электронный документ.

6. Статистика.

7. Проверка правописания и языковые настройки.

8. Сортировка.

9. Форматирование: понятие, объекты.

10. Форматирование шрифта.

11. Оформление фигурного текста.

12. Технология разработки электронных унифицированных документов.

13. Рецензирование текста.

14. Стили и шаблоны документов.

15. Работа с разделами документа.

16. Работа со стилями.

17. Вставка номеров страниц, колонтитулов и буквицы.

18. Формирование оглавления (содержания).

19. Создание таблиц в формате Microsoft Word 2002.

20. Редактирование таблиц.

21. Повторение заголовка таблицы на последующих страницах.

22. Таблица: понятие, свойства.

23. Ввод и форматирование содержимого таблиц.

24. Диаграммы и графики: типы, элементы.

25. Программа MS Eguation: назначение, панели инструментов, интерфейс.

26. Применение программы MS Eguation для создания формульных выражений.

27. Создание диаграммам на основе таблицы.

28. Форматирование, редактирование диаграмм.

29. Вычисления в таблицах MS Word.

30. Создание формульных выражений.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные характеристики и свойства правовой информации.

2. Перечислите виды программного обеспечения ЭВМ.

3. Перечислите основные свойства информационных технологий.

4. В чем отличие ОЗУ и ПЗУ.

5. Как, с помощью мыши и, не пользуясь мышью, переименовать файл, а затем удалить его окончательно (т.е. без возможности его восстановления).

6. Как, с помощью мыши и, не пользуясь мышью, переименовать файл, а затем удалить его в корзину (т.е. с возможностью его восстановления).

7. Перечислите клавиши и их сочетания, используемые для выделения текста и перемещения по документу MS Word. Какое сочетание клавиш используется для перемещения фрагмента в буфер обмена?Какое сочетание клавиш используется для копирования формата? Какое сочетание клавиш используется для выравнивания по центру, по левому краю? Какое сочетание клавиш используется для задания полужирного (курсивного) начертания? Какое сочетание клавиш используется для задания двойного межстрочного интервала? Какое сочетание клавиш используется для перемещения в конец/начало документа? Какое сочетание клавиш используется для перемещения в ячейках таблицы в обратном направлении? (Ответ рекомендуется оформить в виде таблицы).

8. Как выделить только одну строку документа? В чем разница между клавишами Backspace и Delete?

9. Какая клавиша используется для повторения последней операции? Как отменить последнюю операцию?

10. Как создать красную строку абзаца? Как отображать и скрывать значки абзацев и пробелов? Как узнать, в каком режиме ввода в данный момент работает Word?

11. Как создать колонтитулы? В каких режимах можно просматривать и редактировать колонтитулы? Как перемещаться между верхним и нижним колонтитулами?

12. Как вставить в документ таблицу? С помощью каких команд можно вставить строку в таблицу? С помощью какой кнопки можно менять выравнивание текста в ячейках таблицы.

 

Литература

Основная:

1. *Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для студентов вузов /М.В. Гаврилов. – М.: Гардарики, 2007. – С. 221-232.

2. *Информатика для юристов и экономистов/ Симонович С.В. и др. – СПб.: Питер, 2005. – С. 462-467.

Дополнительная:

3. *Безручко В.Т. Практикум по курсу «Информатика». М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 211-230.

4. *Безручко В.Т. Практикум по курсу «Информатика». М.: Финансы и статистика, 2004. – С.120-125.

5. *Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов среднего проф. образования /Е.В. Михеева. – 6-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – С 99-103.

6. Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В. и др. Информатика: Учебник, Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – С. 207-210.

Семинарское занятие № 3(формы обучения ВПО, среднее (полное) общее образование). СПС: поисковые возможности, место и роль в современном российском обществе

Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие:

1. Правовая информация: понятие, свойства, структура, виды.

2. Основные свойства информационных банков СПС.

3. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

4. Справочная правовая система «Гарант».

5. Поиск документов в СПС «КонсультантПлюс».

Практическая работа

Практическая работа № 1. Поиск документов в СПС КонсультантПлюс с помощью карточки поиска.

1. Найдите 262-ФЗ, принятый в 2008 году.

2. Запишите в тетради название документа и выходные данные в соответствии с требованиями ГОСТа.

3. Напишите аннотацию на закон 262-ФЗ.

4. Установите, когда закон вступил в силу.

Практическая работа № 2. Поиск документов в СПС КонсультантПлюс с помощью быстрого поиска.

1. Найдите документы, которые регламентируют проведение квалификационного экзамена на должность судьи.

2. Выясните, возможно, ли слияние акционерного общества с ООО.

Практическая работа № 3. Поиск документов в СПС КонсультантПлюс с помощью путеводителей.

Выясните, соответствуют ли законодательству следующие действия сотрудников банка: При заключении кредитного договора банк включил в него условие об обязательном заключении договора страхования жизни и трудоспособности заемщика.

Домашняя самостоятельная работа

1. Записать в словарь новые понятия и их определения.

2. Подготовить список НПА об информатизации судебной системы. Составить аннотацию на каждый НПА.

3. Подготовить опорный конспект лекции по вопросам, выносимым на самостоятельное изучение.

4. Подготовить домашнюю контрольную работу на тему: «Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере».

 

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение:

1. История и современные тенденции развития СПС.

2. Обзор компьютерных СПС.

6. Современные российские СПС: особенности, достоинства и ограничения СПС, причины популярности

7. Место и роль справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант» в современном информационном обществе.

8. Роль и место информационных технологий в правовой сфере.

9. Поиск документов разделов «Международное право», «Комментарии законодательства», «Формы документов».

10. Поиск информации по правовому вопросу в случаях, когда не известно, в каких документах она содержится.

11. Поиск по реквизитам документа.

12. Поиск документов по контексту.

13. Работа со списком документа: получение общей информации о документе.

14. Некоторые возможности просмотра текста документа из сформированного списка.

15. Папки документов. Формирование сложных запросов с использованием папок.

16. Системы поддержки принятия решений: «Справочная система КонсультантСудебная практика», «Справочная система КонсультантДеловые бумаги».

17. Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере.

18. Понятие и основные положения правового мониторинга.

19. НПА о едином информационном пространстве в сфере правосудия.

20. Информационные системы Минюста России.

 

Литература

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 27.07.2006. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» //«Российская газета» № 165, 29.07.2006.

2. Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»//«Российская газета», №265, 26.12.2008.

3. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 (в ред. от 17.03.2009 № 235) «О Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг.».

4. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 (в ред. от 06.02.2004 № 49) «О Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг.».

5. Концепция информационной политики судебной системы //Совет судей РФ. – 16.11.2001. № 60.

6. Концепция правовой информатизации России, утвержденная указом Президента РФ от 28.06.1993 № 966.

7. Положение по созданию и сопровождению официальных интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации. Утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 24.11.2004.

8. Постановление YII Всероссийского съезда судей от 04.12.2008 г. «О состоянии судебной системы РФ и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования».

9. Концепция создания Единой автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов РФ (ЕАИКС АС РФ), утвержденная председателем Высшего Арбитражного Суда РФ 09.03.2005.

10. Концепция информатизации Верховного Суда РФ, утвержденная приказом председателя Верховного Суда РФ от 19.11.2008 № 13-П.

Основная:

11. *Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для студентов вузов/ М.В. Гаврилов. – М.: Гардарики, 2007. – С. 477-511, 573-617.

12. *Информационные технологии: учебник / под ред. Трофимова В.В. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 585-620.

13. *Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров /под общей редакцией П.У. Кузнецова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 250-276.

14. *В.П. Мельников, С.А. Клейменов,А.М. Петраков Информационная безопасность.– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

Дополнительная:

15. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов / Под общ. ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина – М.:ЗАО «КонсультантПлюс – Новые технологии», 2009. – С. 14-81.

16. *Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов среднего проф. образования/ Е.В. Михеева. – 6-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 249-281.

17. Методические рекомендации по информационному обеспечению проведения правового мониторинга. – М., 2010.

18. Правовой мониторинг: научно-практическое пособие/под ред. Ю.А. Тихомирова, Д.Б. Горохова. – М., 2009.

Интернет-ресурсы:

19. http://www.garant.ru

20. http://consultant.ru

Семинарское занятие № 4 (формы обучения среднее (полное) общее образование). Применение табличного процессора MS Ecxel в юридической деятельности

Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие:

1. Создание и редактирование таблиц. Форматирование данных. Добавление примечаний.

2. Операции над большими таблицами (скрытие строк и столбцов, деление окна, закрепление областей, отображение скрытых столбцов).

3. Автозавершение. Автозамена. Автозаполнение.

4. Абсолютная и относительная адресации. Формулы в Microsoft Exсel и ошибки в них

5. Применение итоговых функций.

Практическая работа на персональном компьютере

Практическая работа № 1. «Создание и редактирование таблиц. Операции над большими таблицами»[14].

Практическая работа №2. «Подготовка и форматирование прайс-листа». Выполните упражнение № 13.3[15].

Практическая работа № 3. «Работа со списками автозаполнения. Автозаполнение с автоматическим наращиванием числового значения, даты, времени, дня недели и т.д. Работа с произвольными последовательностями дат».

Практическая работа № 4. «Операции с рабочими листами»[16].

Домашняя самостоятельная работа

1. Выполнить практические работы.

Практическая работа № 1. «Создание формул. Обработка данных»[17].

Практическая работа № 2. «Применение итоговых функций». Выполните упражнение № 13.2[18]

Практическая работа № 3. «Работа с арифметическими, геометрическими прогрессиями»[19].

Практическая работа № 4. «Форматирование ведомости». Выполните упражнение 13.5[20].

Практическая работа № 5. «Построение диаграмм». Выполните упражнение 13.6[21].

Практическая работа № 6. «Простейшие операции с базой данных». Выполните упражнение 13.7[22].

Практическая работа № 7. «Построение сводной таблицы». Выполните упражнение 13.8[23].

Практическая работа 8. «Построение сводной диаграммы». Выполните упражнение 13.9[24].

2. Подготовить опорный конспект лекции по вопросам, выносимым на самостоятельное изучение.

 

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение:

1. Генеральная совокупность и выборка. Статистический ряд распределения и выборочные характеристики.

2. Сравнение характеристик двух генеральных совокупностей.

3. Дисперсионный анализ.

4. Корреляция и регрессия.

5. Совместное использование рабочих книг.

6. Диаграммы, их типы.

7. Создание и редактирование диаграммы.

8. Вычисления в электронных таблицах.

9. Самостоятельная работа.

10. Сортировка данных.

11. Фильтрация (выбор) данных из списка.

12. Работа с таблицами в режиме форматирования данных.

13. Построение сводных таблиц и диаграмм.

14. Работа с электронными таблицами как с базой данных.

 

Литература

Основная:

1. *Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для студентов вузов /М.В. Гаврилов. – М.: Гардарики, 2007. – С. 279-282.

2. *Информатика для юристов и экономистов /Симонович С.В. и др. – СПб.: Питер, 2005. – С.487, 491-492.

Дополнительная:

3. *Безручко В.Т. Практикум по курсу «Информатика». М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 387-394, 410-4416, 425-427.

4. *Безручко В.Т. Практикум по курсу «Информатика». М.: Финансы и статистика, 2004. – С.187-191.

5. Дровалева Л.С. Практические занятия по информатике и математике: учебное пособие для студентов заочной формы обучения, Ростов-на-Дону: ЗАО «Ростиздат», 2008 г. – С. 45-52.

6. *Степанов А.Н. Информатика: Учебник для вузов. – 4-ое изд. – СПб.: Питер, 2008. - С. 474-480, 494-499, 510-516.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Основными видами учебной деятельности студентов-заочников является самостоятельная работа с литературными источниками и на персональном компьютере. Кроме того, студенты заочной формы обучения на базе СПО должны прослушать курс лекций и выполнить ряд практических работ в компьютерных классах академии. Учебным планом для студентов заочной формы обучения на базе ВПО и среднего (полного) общего образования предусмотрены только практические занятия в компьютерных классах академии. Одним из эффективных средств контроля знаний студентов заочной формы обучения, является контрольная работа, в которой студент должен продемонстрировать усвоенные им теоретические знания и приобретенные им практические навыки.

Модуль 1. Основы государственной политики в области информатики.Тема 1.1. Государственная политика в области информатики: понятие, принципы и направления.В процессе изучения темы необходимо раскрыть все программные вопросы. Особое внимание обратить на понятие и сущность государственной политики в информационной сфере, ее цели и задачи, объекты содержание, формы. Изучить нормативные правовые акты и подготовить презентацию в электронном виде по одному из вопросов, предложенных в планах практических занятий.

Тема 1.2. Информационные технологии (ИТ): понятие, виды, значение. Тема выносится на самостоятельное изучение. В процессе изучения темы необходимо раскрыть все программные вопросы и выполнить следующее домашнее задание

Подготовить опорные конспекты лекций по вопросам:

1. Дайте определение понятию «информационные технологии».

2. Раскройте содержание информационных революций, приведших к кардинальным изменениям в сфере обработки информации.

3. Дайте определение понятию «информационное общество».

4. Раскройте назначение и задачи информатизации правотворческих органов.

5. Перечислите виды программного обеспечения информационных систем.

6. Какую информацию можно отнести к государственной тайне, как осуществляется защита такой информации.

7. Назовите основные технические и программные средства обработки информации.

Литература

Нор



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.191.104 (0.017 с.)