Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендован К утверждению на заседании кафедры зоологии

Поиск

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"БИОЛОГИЯ РЕПРОДУКЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ"

 

Направление подготовки

БИОЛОГИЯ 06.03.01

Уровень образования

БАКАЛАВР

Фонд оценочных средств разработан Бессчетнов Иван Иванович, к.б.н., доцент кафедры генетики Бутенко Елена Викторовна, к.б.н., ассистент кафедры генетики
   
   

 

Рекомендован к утверждению на заседании кафедры зоологии

Академии биологии и биотехнологии ЮФУ

протокол заседания кафедры генетики

от 26.03.2015 №3

 

Зав. кафедрой Шкурат Т.П.

 

Ростов-на-Дону, 2015

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ

«БИОЛОГИЯ РЕПРОДУКЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Код компетенции Формулировка компетенции
   
ОПК ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК–1   способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-5 способность применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности
ОПК-6 способность применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
ОПК-9 способность использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами
ОПК-14 способность и готовность вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии
ПК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК–1     способность эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
ПК-2 способность применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
ПК-3 готовность применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии
ПК-4 способность применять современные методы обработки, анализа и синтеза полевой, производственной и лабораторной биологической информации, правила составления научно-технических проектов и отчетов
ПК-5 готовность использовать нормативные документы, определяющие организацию и технику безопасности работ, способностью оценивать биобезопасность продуктов биотехнологических и биомедицинских производств
ПК-6 способность применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов
ПК-8 способность использовать основные технические средства поиска научно-биологической информации, универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создавать базы экспериментальных биологических данных, работать с биологической информацией в глобальных компьютерных сетях

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БИОЛОГИЯ РЕПРОДУКЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

№ п/п Контролируемые разделы дисциплины* Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства**
  Репродуктивный период в развитии ОПК-5, ОПК-14, ОПК-9   ОПК-6, ПК-1, ОПК-1, ПК-2   ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6 ОПК-5 ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6 Аудиторное тестирование Коллоквиум Домашняя контрольная работа Лабораторные работы Зачет (1-2е вопросы билета) Зачет (3 вопрос)
  Эмбриональный период в развитии ОПК-5, ОПК-9   ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6 ОПК-5 ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6 Аудиторное тестирование Лабораторные работы Зачет (1-2е вопросы билета) Зачет (3 вопрос)
  Сравнительный обзор развития позвоночных животных ОПК-5, ОПК-14, ПК-8, ОПК-9 ОПК-1, ПК-2   ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6 ОПК-5 ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6 Коллоквиум Домашняя контрольная работа Лабораторные работы Зачет (1-2е вопросы билета) Зачет (3 вопрос)
  Эмбриональный органогенез и гистогенез ОПК-5, ОПК-9   ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6 ОПК-5 ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6 Аудиторное тестирование Лабораторные работы Зачет (1-2е вопросы билета) Зачет (3 вопрос)
  Разные уровни регуляции и дифференцировки в развитии ОПК-1, ОПК-5, ОПК-14, ПК-2, ПК-4, ПК-8 ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6 ОПК-5 ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6 Рефераты, проектные задания Лабораторные работы Зачет (1-2е вопросы билета) Зачет (3 вопрос)
  Постэмбриональный период в развитии ОПК-5, ОПК-14, ОПК-9   ОПК-6, ПК-1, ОПК-1, ПК-2   ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6 ОПК-5   ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6 Письменная контрольная работа Коллоквиум Домашняя контрольная работа Лабораторные работы Зачет (1-2е вопросы билета) Зачет (3 вопрос)

* Наименование раздела указывается в соответствии с рабочей программой дисциплины.

**Наименование оценочного средства указывается в соответствии с учебной картой дисциплины.

Кафедра генетики

Вопросы к зачету

по дисциплине «Биология репродукции и индивидуального развития»

Вопросы по теории (№1 и №2):

1. Предмет биологии индивидуального развития. Значение достижений этой науки для медицины, зоотехники и других отраслей народного хозяйства.

2. Преформизм и эпигенез античных авторов и 17-18 вв.

3. Вклад К.Ф. Вольфа, К.М. Бэра в понимание зародышевого развития.

4. Неопреформизм и неоэпигенез. Экспериментальная эмбриология, Опыты В. Ру и Г. Дриша.

5. Происхождение первичных половых клеток в онтогенезе.

6. Общие представления о сходстве и различии половых и соматических клеток.

7. Яйцеклетки. Их строение и свойства.

8. Классификация яиц по количеству желтка и распределению его в цитоплазме.

9. Сперматозоиды. Типы строения и свойства спермиев.

10. Последовательные стадии оогенеза. Гуморальная и нервная регуляция оогенеза.

11. Последовательные стадии сперматогенеза.. Гуморальная и нервная регуляция сперматогенеза.

12. Типы питания яйцеклеток. Образование желтка.

13. Биохимия овогенеза: синтез, накопление разных типов РНК. Амплификация рДНК и образование сверх численных ядрышек.

14. Общая характеристика процесса оплодотворения и его биологическое значение.

15. Дистантные взаимодействия яйцеклетки и сперматозоида.

16. Контактные взаимодействия яйцеклетки и сперматозоида. Реакция активации.

17. Механизмы защиты яйца от проникновения сверх многочисленных спермиев. Фазы зрелости яйцеклеток в момент вхождения сперматозоида.

18. Естественный и искусственный партеногенез. Андрогенез и гиногенез.

19. Мозаичные и регуляционные яйца. Опыты по разделению бластомеров.

20. Особенности деления клеток в период дробления. Правила клеточного деления Гертвига и Сакса.

21. Типы дробления. Факторы, определяющие морфологию дробления.

22. Строение бластул у животных с разным типом дробления.

23. Особенности дробления и образования бластоцисты у млекопитающих.

24. Общая характеристика гаструляции.

25. Способы гаструляции у разных групп животных..

26. Карты презумптивных (предполагаемых) зачатков на стадии ранней гаструлы.

27. Способы закладки мезодермы у первичноротых и вторичноротых животных..

28. Производные эктодермы, энтодермы и мезодермы.

29. Клеточные процессы и свойства, лежащие в основе формообразовательных движений раннего развития.

30. Общая характеристика процесса нейруляции.

31. Развитие отделов головного и спинного мозга позвоночных. Индукционные процессы в развитии нервной системы.

32. Развитие глаза. Индукционные процессы в развитии зрительных органов.

33. Развитие пищеварительной системы и органов дыхания. Индукционные процессы.

34. Развитие сердца и кровеносных сосудов у птиц.

35. Развитие мочеполовой системы.

36. Провизорные органы птиц, их образование, строение и функции.

37. Типы плацент у млекопитающих, их образование и функции.

38. Развитие ланцетника.

39. Особенности развития амфибий.

40. Ранние стадии развития птиц.

41. Особенности развития млекопитающих.

42. Детерминация, эмбриональная регуляция, индукционные процессы в раннем развитии.

43. Молекулярно-генетические и клеточные уровни проявления механизмов дифференцировки в развитии.

44. Контактные и дистантные межклеточные взаимодействия в развитии.

45. Типы роста животных. Аллометрический рост, его уравнение.

46. Кривая роста. Уравнение скорости роста.

47. Типы ростовых процессов (ауксетичный и пролиферационный).

48. Регенерация.

Вопросы по практике (№3):

1. Сперматозоид морской свинки

2. Яйцеклетка лягушки

3. Яйцеклетка кошки

4. Сперматозоид петуха

5. Яйцеклетка беззубки

6. Сперматозоид быка

7. Яичник кошки

8. Семенник крысы

9. Оплодотворение и деление созревания у лошадиной аскариды

10. Дробление яйцеклетки морского ежа

11. Дробление зиготы аскариды

12. Дробление зиготы лягушки

13. Первичная полоска зародыша курицы

14. Бластула лягушки

15. Бластула морского ежа

16. Гаструла лягушки (ранняя, средняя, поздняя)

17. Гаструла морского ежа

18. Нейрула лягушки (ранняя, средняя, поздняя)

19. Сомиты, хорда и нервная трубка зародыша курицы

20. Туловищные и амниотические складки зародыша курицы

21. Провизорные органы зародыша курицы

22. Зародыш форели с желточным мешком

23. Матка кошки

24. Плацента человека (плодная часть и материнская часть)

25. Зародыш крысы саггитальный срез

Составитель ________________________ Бессчетнов И.И.

 

(подпись)

Составитель ________________________ Бутенко Е.В.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Академия биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского

 

Кафедра генетики

Спецификация теста

Инструкция по выполнению

4. Критерии оценки:

· оценка «отлично» выставляется студенту при правильном ответе на >85% вопросов;

· оценка «хорошо» выставляется студенту при правильном ответе на 70-85% вопросов;

· оценка «удовлетворительно» выставляется студенту при правильном ответе на 55-69% вопросов;

· оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту при правильном ответе на <55% вопросов.

*К комплекту экзаменационных тестов прилагаются ключи.

 

 

Составитель ________________________ Бессчетнов И.И.

 

(подпись)

Составитель ________________________ Бутенко Е.В.

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Акадамия биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского

 

Кафедра генетики

 

Вопросы для коллоквиумов

 

по дисциплине «Цитология и гистология»

 

Модуль 1.

1. Предмет биологии индивидуального развития. Значение достижений этой науки для медицины, зоотехники и других отраслей народного хозяйства.

2. Преформизм и эпигенез античных авторов 17-18 вв.

3. Вклад К.Ф. Вольфа, К.М. Бэра в понимание зародышевого развития.

4. Неопреформизм и неоэпигенез. Экспериментальная эмбриология, Опыты В. Ру и Г. Дриша.

5. Происхождение первичных половых клеток в онтогенезе.

6. Общие представления о сходстве и различии половых и соматических клеток.

7. Яйцеклетки. Их строение и свойства.

8. Классификация яиц по количеству желтка и распределению его в цитоплазме.

9. Сперматозоиды. Типы строения и свойства спермиев.

10. Последовательные стадии овогенеза.

11. Последовательные стадии сперматогенеза. Клетки Сертоли.

12. Типы питания яйцеклеток. Образование желтка.

13. Биохимия овогенеза: синтез, накопление разных типов РНК. Амплификация рДНК и образование сверх численных ядрышек.

Модуль 2.

1. Общая характеристика процесса оплодотворения и его биологическое значение.

2. Дистантные взаимодействия яйцеклетки и сперматозоида.

3. Контактные взаимодействия яйцеклетки и сперматозоида. Реакция активации.

4. Механизмы защиты яйца от сверх многочисленных спермиев. Фазы зрелости яйцеклеток в момент вхождения сперматозоида.

5. Естественный и искусственный партеногенез. Андрогенез и гиногенез.

6. Мозаичные и регуляционные яйца. Опыты по разделению бластомеров.

7. Особенности деления клеток в период дробления. Правила клеточного деления Гертвига-Сакса.

8. Типы дробления. Факторы, определяющие морфологию дробления.

9. Строение бластул у животных с разным типом дробления.

10. Особенности дробления и образования бластоцисты у млекопитающих.

11. Общая характеристика гаструляции.

12. Способы гаструляции.

13. Карты презумптивных зачатков на стадии ранней гаструлы.

14. Способы закладки мезодермы у первичноротых и вторичноротых.

15. Производные эктодермы, энтодермы и мезодермы.

16. Клеточные процессы и свойства, лежащие в основе формообразовательных движений раннего развития.

17. Общая характеристика процесса нейруляц

М одуль 3.

1. Развитие отделов головного и спинного мозга позвоночных. Индукционные процессы в развитии нервной системы.

2. Развитие глаза. Индукционные процессы в развитии.

3. Развитие пищеварительной системы и органов дыхания.

4. Развитие сердца и кровеносных сосудов у птиц.

5. Развитие мочеполовой системы.

6. Провизорные органы у птиц. Их образование, строение, функции.

7. Типы плацент у млекопитающих. Их образование и функции.

8. Развитие ланцетника.

9. Особенности развития амфибий.

10. Ранние стадии развития птиц.

11. Особенности развития млекопитающих.

М одуль 4.

1. Детерминация, эмбриональная регуляция, индукционные процессы в раннем развитии.

2. Молекулярно-генетические и клеточные уровни проявления механизмов дифференцировки в развитии.

3. Контактные и дистантные межклеточные взаимодействия в развитии.

4. Типы роста животных. Аллометрический рост, его уравнение.

5. Кривая роста. Уравнение скорости роста.

6. Типы ростовых процессов (ауксетичный и пролиферационный).

7. Регенерация.

 

Критерии оценки:

При оценивании ответов на вопрос используются следующие критерии:

Высокий уровень ответа 2 балла Уровень ответа выше среднего 1 – 1,5 балла Средний уровень ответа 0,5 - 1 Низкий уровень ответа или ответ не представлен Баллы не начисляются
Полнота и правильность представления материала. Четко выпаженная логическая последовательность ответа. Точность определений, Умение логически мыслить и делать правильные выводы на основе системы онтогенетических знаний. Умение аргументировать свою позицию, Отсутствие фактических ошибок. Точность приведенных примеров. Широкий эмбриологический тезаурус. Точное выполнение рисунков (при необходимости). Знание и точное применение терминов.   Полнота и правильность представления материала. Материал изложен в определенной последовательности. Точность определений, Умение логически мыслить и делать правильные выводы на основе системы знаний по биологии развития. Умение аргументировать свою позицию, Допускаются незначительные фактические ошибки, исправленные обучающимся по требованию преподавателя. Наличие небольших неточностей в рисунках. Недостаточное число приведенных примеров или их неточность. Ошибки в употреблении терминов.   Неполнота представленного материала. Материал излагается непоследовательно, Обучающийся затрудняется привести определения и примеры. Обучающийся допускает логические и фактические ошибки и затрудняется при их исправлении. Рисунки выполняются неправильно или с большим числом неточностей. Эмбриологическицй тезаурус - ограниченного объема. Нетвердое владение терминологией и системой названий структур клеток и эмбрионов. Значительная неполнота представленного в ответе материала. Непоследовательное изложение, отсутствие сколько-нибудь четкого плана ответа. Неумение привести иллюстративный материал. В ответе допускаются ошибки, которые обучающийся не может исправить по требованию преподавателя. Система необходимых требований не освоена. Не может адекватно иллюстрировать излагаемый материал.  

 

Составитель ________________________ Бессчетнов И.И.

 

(подпись)

Составитель ________________________ Бутенко Е.В.

 

(подпись)

 

«____»__________________20 г.

 

Оформление комплекта заданий для контрольной работы

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Акадамия биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского

 

Кафедра генетики

Вариант 1

Задание 1: Проблемы и прикладное значение биологии репродукции и индивидуального развития

Задание 2: Дайте характеристику гормонов, участвующих в развитии половых клеток

Задание 3: Характеристика сперматогенеза

Задание 4: Кортикальная реакция при контактных взаимодействиях половых клеток

Задание 5: Назовите и охарактеризуйте нерегулярные способы полового размножения

Вариант 2

Задание 1: Происхождение половых клеток у разных групп животных

Задание 2: Строение сперматозоидов у разных групп животных

Задание 3: Развитие женских половых клеток (оогенез)

Задание 4:Акросомная реакция и ее роль в проникновении сперматозоида

Задание 5: Биологическое значение оплодотворения

Вариант 3

Задание 1: Заслуги Вольфа и Бэра в развитии эмбриологии

Задание 2: Классификация яйцеклеток по количеству и распределению желтка в цитоплазме

Задание 3: Сперматогенез и его биологическое значение

Задание 4: Характеристика способов накопления питательных веществ развивающейся яйцеклеткой

Задание 5: Дайте характеристику партеногенезу и покажите его распространение в живой природе

Вариант 4

Задание 1: Краткая характеристика преформистских и эпигенетических взглядов на развитие животных

Задание 2: Особенности строения яйцеклеток

Задание 3: Развитие женских половых клеток и его биологическое значение

Задание 4: Характеристика механизмов проникновения сперматозоида в яйцеклетку

Задание 5: Характеристика дистантных взаимодействий половых клеток при оплодотворении

 

Тема: «Дробление, гаструляция и нейруляция»

 

Вариант 1

Задание 1: Биологическое значение дробления. Особенности деления дробления

Задание 2: Типы дробления и их зависимость от количества и распределения желтка в яйцеклетке.

Задание 3: Каким образом формируется эпиболическая гаструла и каким животным она характерна?.

Задание 4: Характеристика способов образования мезодермы у первичноротых и вторичноротых животных.

Задание 5: Строение и образование нейрулы у животных с голобластическим типом дробления.

Вариант 2

Задание 1: Типы и особенности дробления олиголецитальных и алецитальных яйцеклеток.

Задание 2: Типы бластул и их зависимость от типа дробления.

Задание 3: Опишите способы гаструляции.

Задание 4: Механизмы морфогенетических движений при гаструляции.

Задание 5: Строение и образование нейрулы у животных с меробластическим типом дробления.

 

Тема «Органогенез, дифференцировка и рост животных»

Вариант 1

1. Развитие отделов головного и спинного мозга позвоночных животных. Индукционные процессы в развитии нервной системы.

2. Назовите органы и ткани, которые образуются из мезодермы.

3. Перечислите типы роста животных. Аллометрический рост, его уравнение и значение.

4. Наблюдения и эксперименты, доказывающие тотипотентность клеток многоклеточного организма в отношении наследственной информации.

Вариант 2

1. Развитие производных энтодермы. Индукционные процессы в развитии.

2. Дайте краткую характеристику репаративной регенерации.

3. Кривая роста. Уравнение скорости роста.

4. Характеристика уровней регуляции клеточной дифференцировки.

Вариант 3

1. Развитие глаза. Индукционные процессы в развитии.

2. Покажите клеточные источники регенерации.

3. Характеристика ауксетичного и пролиферационного типов роста животных.

4. Роль ядра и цитоплазмы в процессе дифференцировки.

Вариант 4

1. Развитие мочеполовой системы. Индукционные процессы в развитии.

2. Дайте краткую характеристику физиологической регенерации.

3. Покажите влияние внешних факторов среды на клеточную дифференцировку.
Назовите органы и ткани, которые образуются из эктодермы и энтодермы.

Тема «Сравнительный обзор развития позвоночных животных.»

Вариант 1

Задание 1: Развитие ланцетника

Задание 2: провизорные органы птиц, их образование, строение и функции

Задание 3: Особенности дробления и образования бластоцисты у млекопитающих.

Вариант 2

Задание 1: Развитие и особенности развития амфибий.

Задание 2: Типы плацент у млекопитающих, их образование и функции.

Задание 3: Опишите процесс гаструляции у птиц.

Вариант 3

Задание 1: Раннее развитие и особенности развития птиц.

Задание 2: Особенности дробления и образования бластоцисты у млекопитающих.

Задание 3: Какими способами и как идет образование амниона у млекопитающих.

Вариант 4

Задание 1: Развитие и особенности развития млекопитающих.

Задание 2: Образование и строение амниона и серозы у птиц.

Задание 3: Опишите процесс гаструляции амфибий. Чем отличается процесс гаструляции амфибий от этого процесса у ланцетника.

 

При оценивании ответов на вопрос используются следующие критерии:

 

Высокий уровень ответа 13-15 балла Уровень ответа выше среднего 10 - 12 балла Средний уровень ответа 6 - 9 Низкий уровень ответа или ответ не представлен Баллы не начисляются
Полнота и правильность представления материала. Четко выпаженная логическая последовательность ответа. Точность определений, Умение логически мыслить и делать правильные выводы на основе системы онтогенетических знаний. Умение аргументировать свою позицию, Отсутствие фактических ошибок. Точность приведенных примеров. Широкий эмбриологический тезаурус. Точное выполнение рисунков (при необходимости). Знание и точное применение терминов.   Полнота и правильность представления материала. Материал изложен в определенной последовательности. Точность определений, Умение логически мыслить и делать правильные выводы на основе системы знаний по биологии развития. Умение аргументировать свою позицию, Допускаются незначительные фактические ошибки, исправленные обучающимся по требованию преподавателя. Наличие небольших неточностей в рисунках. Недостаточное число приведенных примеров или их неточность. Ошибки в употреблении терминов.   Неполнота представленного материала. Материал излагается непоследовательно, Обучающийся затрудняется привести определения и примеры. Обучающийся допускает логические и фактические ошибки и затрудняется при их исправлении. Рисунки выполняются неправильно или с большим числом неточностей. Эмбриологическицй тезаурус - ограниченного объема. Нетвердое владение терминологией и системой названий структур клеток и эмбрионов. Значительная неполнота представленного в ответе материала. Непоследовательное изложение, отсутствие сколько-нибудь четкого плана ответа. Неумение привести иллюстративный материал. В ответе допускаются ошибки, которые обучающийся не может исправить по требованию преподавателя. Система необходимых требований не освоена. Не может адекватно иллюстрировать излагаемый материал.  

 

Составитель ________________________ Бессчетнов И.И.

(подпись)

Составитель ________________________ Бутенко Е.В.

(подпись)

 

«____»__________________20 г.

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Акадамия биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского

 

Кафедра генетики

Портфолио

 

по дисциплине «Биология репродукции и индивидуального развития»

 

1 Название портфолио «Биология репродукции и индивидуального развития»

2 Структура портфолио:

Инвариантная часть

2.1 Альбом с рисунками, выполненными в ходе лабораторных работ.

2.2 Конспекты лекций

2.3 Выполненные письменные домашние задания

Вариативная часть

2.4 Реферат

2.5 Презентация по проектному заданию

2.6 Ксерокопии современных научных статей по темам курса

2.7 Комплект фотоснимков микропрепаратов, выполненных самостоятельно

2.8 Самостоятельно собранные из интернет-ресурсов опорные конспекты по темам курса

 

Методические рекомендации по составлению портфолио

Указания к выполнению эмбриологических рисунков

Эмбриологический рисунок является специфической формой познания объекта. Выполнение эмбриологического рисунка дает представление о строении клеточных структур, межклеточного вещества, о расположении и взаимозависимости клеток при формировании эмбриона. Эмбриологический рисунок дает возможность обучаемому получить необходимые знания только при условии самостоятельного выполнения рисунка непосредственно с препарата. Перерисовывание изображений из учебников или практикумов, с таблиц, схематических рисунков преподавателя и уж тем более копирование рисунков из альбома соседа по столу как учебный метод крайне неэффективно. Для выполнения эмбриологических рисунков не требуется специальных способностей к рисованию, все студенты легко обучаются выполнять такие рисунки.

Рисунки в ходе лабораторного практикума выполняются карандашом в альбоме (рекомендуется формат 297х210 мм, желательный объем альбома 40 листов). Таким образом, для прохождения практического занятия студент должен иметь альбом, простой карандаш, цветные карандаши (синий, красный, желтый) (желательно твердости "Т" или "ТТ"), ластик (резинку), ручку. Рисунки должны быть выполнены аккуратно. Исправления рисунка производят только с помощью ластика, для корректировки записей можно применять корректирующую жидкость. На проверку преподавателю представляются полностью готовые рисунки (а не наброски!), с проставленными обозначениями. Пользование цветными карандашами необходимо в случае работы с препаратами по цитохимической и гистохимической окраске.

Целесообразно размещать не более двух рисунков на одной странице альбома. Это позволяет дать достаточно крупное, отчетливое изображение, свободно разместить заголовки и поясняющие надписи. Над рисунком обязательно размещается название препарата, под рисунком - используемое увеличение. Необходимо правильно передать форму клеток и тканевых структур, а так же форму и пропорции отдельных органоидов.

Работа над рисунком завершается обозначениями. Обозначения можно размещать на концах выносных линий, но если обозначений много (более 3), то около выносных линий лучше проставить числовые обозначения, а под рисунком или справа от него колонкой выписать соответствующие названия.

 

Критерии оценки портфолио

Как правило, портфолио оценивается не в баллах, а только в уровнях. Но в случае крайней необходимости «самый высокий» уровень можно привести в соответствие с отметкой «5», «высокий» - «4», «средний» - «3», «слабый» - «2». Портфолио не сравнивается ни с какими эталонами. Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы обучающихся, которые сравниваются только с самим собой. При необходимости возможно проставлять оценки за отдельные разделы портфолио. В качестве иллюстраций к выработке балльной шкалы для итоговой оценки учебного портфолио можно рекомендовать следующую систему.

 

Уровни оценки учебного портфолио Качественный показатель Количественный показатель - отметка
Самый высокий уровень Учебные портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью в отражении основных категорий и критериев оценки. Содержание портфолио свидетельствует о том, что было приложено много усилий, об очевидном прогрессе обучающегося в плане 45 45 развития его мышления, умения решать задачи, прикладных и коммуникативных умений, а также о наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к предмету. В содержании и оформлении учебного портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность.  
Высокий уровень Портфолио данного уровня демонстрирует солидные знания и умения обучающегося, но, в отличие от предыдущего уровня, в учебном портфолио могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствовать творческий элемент в оформлении портфолио  
Средний уровень В учебном портфолио данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений. Отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития творческого мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации (как устном, так и письменном виде).  
Слабый уровень Неинформационное портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о способностях учащегося. Как правило, в учебном портфолио данного уровня представлены отрывочные задания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями, образцы попыток выполнения графических работ и т.д. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки  

 

Составитель ________________________ Бессчетнов И.И.

 

(подпись)

Составитель ________________________ Бутенко Е.В.

(подпись)

 

«____»__________________20 г.

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Академия биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского

 

Кафедра генетики

Темы рефератов

(докладов, сообщений)

 

по дисциплине « Биология репродукции и индивидуального развития»

 

1. История учения об индивидуальном развитии.

2. Соотношение индивидуального и исторического развития.

3. Теория зародышевого пути Нуссбаума-Вейсмана в свете данных эмбриологии, цитологии и генетики.

4. Экспериментальная эмбриология.

5. Источники РНК и белка при различных типах оогенеза.

6. Закономерности сперматогенеза у различных животных.

7. Научные основы управления процессами размножения сельскохозяйственных и промысловых животных.

8. Искусственное осеменение в рыбоводстве, птицеводстве и жи­вотноводстве.

9. Факторы, побуждающие к партеногенетическому развитию. Работы Ж. Леба, А. А., Тихомирова, Э. Батайона, Г. Пинкуса, Б. Л. Астаурова.

10. Опыты по пересадкам и инактивации ядер.

11. Опыты разделения и перекомбинации частей зародыша, уда­ление, пересадка и эксплантация презумптивных зачатков на разных стадиях гаструляции.

12.Развитие кожных покровов и их производных.

13.Развитие конечности.

14.Развитие скелета и мышц.

15. Дифференцировка сомати­ческой и висцеральной мускулатуры.

16. Взаимодействие организма со средой.

17. Метаморфоз.

18. Периодические формообразовательные процессы.

19. Развитие вторичных половых признаков.

20. Бесполое размножение, соматический эмбриогенез.

21. Элементы теории самоорганизации онтогенеза.

22. Факторы индукционных взаимодействий и уровни регуляции клеточной дифференцировки

23. Механизмы гаструляции и нейруляции.

24. Особенности развития человека.

25. Математическое выражение роста животных.

 

Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению

 

Реферат - продукт самостоятельной работы студентов, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно- исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Для подготовки реферата рекомендуется использовать современную научную литературу, желательно также использовать работы иностранных авторов. Плагиат в написании реферата исключается.

Реферат должен быть набран на компьютере в программе MS Word или ее аналоге. Формат страницы А4. Поля: левое 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее - 2 см. Шрифт Times New Roman, размер 12, интервал 1,5.

 

 

Составитель ________________________ Бессчетнов И.И.

(подпись)

Составитель ________________________ Бутенко Е.В.

 

«____»__________________20 г.

 

Оформление лабораторных работ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского

Кафедра генетики

 

Лабораторные работы

 

по дисциплине «Биология репродукции и индивидуального развития»

 

Задание 1. Гомолецитальная яйцеклетка беззубки. Срез через яичник беззубки (анадонты)

При малом увеличении найдите группы крупных, окрашенных в розовый цвет округлых яйцеклеток с ядром и ядрышком. Изучая препарат при большом увеличении необходимо обратить внимание на то, что яйцеклетка покрыта прилегающей к цитоплазме тонкой оболочкой – цитолеммой и вторичной оболочкой, отделяющейся от яйцеклетки и образующей складки. В цитоплазме обнаружить зерна желтка розового цвета. Бледно окрашенное ядро расположено эксцентрично, его оболочка хорошо выражена. В ядре четко просматривается ядрышко.

Задание 2. Телолецитальная яйцеклетка лягушки. Срез через яичник лягушки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.33.136 (0.017 с.)