Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое занятие по теме↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«ДРОБЛЕНИЕ» Цель занятия: Познакомить студентов с типами дробления и показать их зависимость от количества и распределения желтка в цитоплазме яйцеклетки. Дать представление об особенностях строения разных типов бластул. Ход занятия: Задание 1. Полное равномерное дробление зиготы морского ежа При малом увеличении микроскопа на тотальном препарате найти зародыши на стадии 2, 4, 8, 16 и 32 бластомеров. После этого на этом же препарате отыскать целобластулу морского ежа. Обратить внимание на то, что зигота полностью делится на бластомеры, которые на ранних стадиях развития имеют одинаковую величину. Рассмотреть и зарисовать их следует при сильном увеличении микроскопа. Задание 2. Полное неравномерное дробление зиготы лягушки При малом увеличении микроскопа изучить дробление зиготы лягушки на стадии 2, 4, 8 бластомеров. Убедиться, что в результате двух борозд дробления, проходящих меридионально, образуется 4 бластомера одинаковой величины. Третья борозда дробления приводит к образованию восьми бластомеров неодинаковых размеров: четыре анимальных бластомера – мелкие, а четыре вегетативных – крупные. Зарисовать дробящуюся зиготу лягушки. Задание 3. Бластула лягушки При слабом увеличении найти бластулу лягушки (амфибластулу). Убедиться, что бластодерма многослойная и представлена клетками (бластомерами) неодинаковых размеров: клетки дна бластулы – крупные, а крыши – мелкие. Бластоцель (полость) смещена к анимальному полюсу бластулы. Обратить внимание на цитоплазматические структуры клеток бластулы (ядра и зерна желтка). Зарисовать бластулу лягушки, обозначив ее части. Задание 4. Частичное дискоидальное дробление зиготы курицы Препарат изучить на малом и большом увеличении микроскопа. Следует убедиться, что при частичном дискоидальном дроблении делению подвергается лишь анимальная часть зиготы. Помнить, что при этом типе дробления образуется дискобластула. Крыша дискобластулы представлена бластодиском, дно – нераздробившейся массой желтка, бластоцель – подзародышевой полостью. Зарисовать дискобластулу. Задание 5. Частичное поверхностное дробление зиготы тутового шелкопряда Малое и большое увеличение. Найти овальной формы зиготу тутового шелкопряда. Необходимо обратить внимание на то, что в этом случае дробится лишь поверхностная часть зиготы. Центральная часть ее заполнена желтком и ядрами, образовавшимися в результате деления ядра зиготы. Следует помнить, что при этом типе дробления образуется перибластула, которая характеризуется однослойной бластодермой и отсутствием бластоцеля. Зарисовать перибластулу. Практическое занятие по теме «ГАСТРУЛЯЦИЯ» Цель занятия: Познакомить студентов с разными способами гаструляции и особенностями перемещения клеточного материала к местам дефинитивного положения закладок будущих органов зародыша. Ход занятия: Для лучшего усвоения клеточных перемещений, которыми сопровождается гаструляция у амфибий, следует внимательно изучить раннюю, среднюю и позднюю гаструлу. Задание 1. Ранняя гаструла лягушки На сагиттальном срезе зародыша на стадии ранней гаструлы рассмотреть закладку дорсальной губы бластопора и начало перемещения клеточного материала с поверхности внутрь зародыша. Ранняя гаструла имеет шарообразную форму. Зарисовать раннюю гаструлу. Задание 2. Средняя гаструла лягушки На малом увеличении микроскопа увидеть гаструлу с круглым бластопором, представленным на срезе спиной (дорсальной) и брюшной (вентральной) губами. Бластопор закрыт желточной пробкой. Необходимо помнить, что бластопор и его губы образовались в результате разрастания по вегетативному полушарию дорсальной губы бластопора, а также инвагинации и эпиболии клеточного материала. Обратить внимание на образование первичной кишки (гастроцель). Бластоцель по мере увеличения первичной кишки уменьшается в размерах. Зарисовать среднюю гаструлу. Задание 3. Поздняя гаструла лягушки На малом увеличении микроскопа найти позднюю гаструлу и рассмотреть образовавшиеся в процессе клеточных перемещений три зародышевых листка (эктодерму, мезодерму и эндодерму). Рассматривая зародыш, обратить внимание на форму, размеры и степень пигментации клеток зародышевых листков. Бластоцель к этому времени практически исчезает, а гастроцель представляет собой самую большую внутреннюю полость. Желточная пробка полностью переместилась внутрь зародыша и не закрывает бластопор. Поздняя гаструла принимает форму овала. Зарисовать позднюю гаструлу с выше указанными образованиями. Задание 4. Первичная полоска зародыша курицы (16 часов инкубации). Тотальный препарат При малом увеличении по периферии зародышевого диска рассмотреть темное поле, а в центре – светлое поле грушевидной формы. По средней линии зародышевого щитка увидеть сосредоточением клеток. Это так называемая первичная полоска, в передней части которой находится наиболее плотное клеточное скопление – гензеновский узелок. Необходимо помнить, что первичная полоска и гензеновский узелок представляют собой презумптивный материал мезодермы, хордального тяжа и зародышевой энтодермы. Вся остальная поверхность зародышевого щитка представляет эктодерму. Зарисовать зародыш. Задание 5. Гаструла курицы. Поперечный срез первичной полоски в стадии закладки мезодермы При малом и большом увеличении микроскопа найти и тщательно рассмотреть клетки эктодермы, мезодермы и энтодермы, обратив внимание на их форму и размеры. Зарисовать гаструлу курицы на большом увеличении. В заключение студент обязан провести сравнение процессов гаструляции у амфибий и птиц. Практическое занятие по теме «НЕЙРУЛЯЦИЯ» Цель занятия: Дать представление о первичной дифференцировке зародышевых листков, приводящей к закладке органов осевого комплекса (нервной трубки, хорды, сомитов и др.). Ход занятия: Задание 1. Ранняя, средняя и поздняя нейрула лягушки. Поперечный разрез При малом увеличении микроскопа в дорсальной части зародыша увидеть как из материала эктодермы образовалась нервная пластинка, ограниченная нервными валиками (ранняя нейрула). На стадии средней нейрулы нервная пластинка прогибается и превращается в нервный желобок. В результате срастания на спинной стороне нервных валиков образуется нервная трубка (поздняя нейрула). В поздней нейруле рассмотреть: 1)зачаток хорды, расположенный под нервной трубкой; 2)по обе стороны от хорды и нервной трубки – мезодерму; 3)в вентральной части зародыша (под зачатком хорды) кишечную трубку. При большом увеличении микроскопа обратить внимание на форму и размеры клеток стенки кишечной трубки, хорды и нервной трубки. Зарисовать раннюю, среднюю и позднюю нейрулы. Задание 2. Поздняя нейрула курицы. Поперечный разрез При малом увеличении микроскопа увидеть распластанных зародыш курицы. Найти в нем эктодерму, энтодерму, нервную трубку, хорду и мезодерму. В мезодерме рассмотреть сегментированную часть мезодермы, представленную сомитом и сегментной ножкой (нефротом), а также несегментированную мезодерму (спланхнотом), состоящую из париетального (наружного) и висцерального (внутреннего) листков. Между листками спланхнотома находится вторичная полость тела – целом. При сильном увеличении микроскопа в сомите найти и рассмотреть дерматом, склеротом и миотом. В сегментной ножке обнаружить зачаток вольфова протока. Обратить внимание на форму и размеры клеток дифференцирующихся зачатков. Зарисовать нейрулу с выше указанными структурами. Задание 3. Зародыш курицы на стадии закладки сомитов. Тотальный препарат Малое увеличение. В средней части диска увидеть формирующийся зародыш. Передний конец зародыша ограничен головной складкой, переходящей в туловищные складки. Обратить внимание на образовавшиеся из переднего отдела нервной трубки мозговые пузыри: передний мозговой пузырь с боковыми выпячиваниями, средний и задний. Задний мозговой пузырь переходит в спинной мозг, по обе стороны которого лежат сомиты. На заднем конце нервная трубка переходит в остатки первичной полоски. Впереди от сомитов под задним мозговым пузырем найти зачаток сердца и желточные вены. В периферической части зародышевого диска рассмотреть многочисленные кровяные островки. Зарисовать препарат.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.008 с.) |