Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок занятий во время беременности

Поиск

I. До 3 месяцев можно делать все асаны, кроме асан из Раздела V. После этого срока, поскольку увеличивается размер плода, нужно уделить внимание укреплению позвоночника и мышц спины, избегать сдавливания живота (см. Главу X, №56).

II. А:

  • Саламба Ширшасана (ил.70а, 188, 189);
  • Паршва Ширшасана (ил. 190);
  • Паривриттаикапада Ширшасана (ил.191);
  • Уттхита Триконасана (ил.4, 174);
  • Уттхита Паршваконасана (ил.5, 175);
  • Вирабадрасана I (ил.7, 176);
  • Вирабадрасана II (ил.8);
  • Ардха Чандрасана (ил.10, 177);
  • Паршвоттанасана (ил.178, 179);
  • Прасарита Падоттанасана (ил.18, 180, 181);
  • Саламба Сарвангасана (ил.192, 193);
  • Халасана (ил.194, 195);
  • Эка Пада Сарвангасана (ил.196);
  • Урдхва Падмасана в Сарвангасане (ил.197);
  • Джану Ширшасана (ил.182);
  • Баддха Конасана (ил.183);
  • Супта Баддха Конасана (ил.38, 39);
  • Упавишта Конасана (ил. 184);
  • Бхарадваджасана (ил. 198);
  • Вирасана и ее цикл (ил.49,54,185);
  • Супта Вирасана (ил.186);
  • Парватасана (ил.187);
  • Шавасана (ил.199).

Б:

  • Дхьяна и Пранаяма (ил.215, 200, 201);
  • Шавасана (ил.199).

Занятие Б желательно выполнять отдельно от занятия А. Если они выполняются вместе, то между окончанием занятия А и началом занятия Б должно пройти не менее 15 минут.

III. Для тех, кому трудно делать все асаны, указанные в занятии II.А, каждый день, можно делать через день, пропуская следующие асаны:

  • Паршва Ширшасана (ил.190);
  • Паривриттаикапада Ширшасана (ил.191);
  • Вирабадрасана I (ил.7, 176);
  • Эка Пада Сарвангасана (ил.196);
  • Урдхва Падмасана в Сарвангасане (ил.197);
  • Бхарадваджасана (ил. 198).

IV. Те, кто начал заниматься йогой во время беременности и не может в это время освоить все перечисленные асаны, могут придерживаться такой последовательности:

А:

  • Саламба Ширшасана (ил.65);
  • Уттхита Триконасана (ил.4, 174);
  • Утгхита Паршваконасана (ил.5, 175);
  • Вирабадрасана II (ил.8);
  • Паршвоттанасана (ил.178, 179);
  • Прасарита Падоттанасана (ил.181);
  • Саламба Сарвангасана (ил.193);
  • Халасана (ил. 195);
  • Джану Ширшасана (ил.182)
  • Баддха Конасана (ил.183);
  • Упавишта Конасана (ил.184);
  • Вирасана и ее цикл (ил.49, 54, 185);
  • Шавасана (ил.199).

Б:

  • Подготовка к глубокому дыханию I и II;
  • Уджайи Пранаяма I;
  • Вилома Пранаяма I и II (ил.200);
  • Шавасана (ил.199).

Как говорилось выше, в пункте II, занятия А и Б, если возможно, должны вьвполяться раздельно; если это невозможно, между ними должно пройти не менее 15 минут.

Если вам трудно выполнять или у вас нет помощника, можно пропустить Саламба Ширшасану, Саламба Сарвангасану и Халасану. Остальные асаны можно делать.

V. Каждый день можно делать два вида Пранаямы:

Первый день недели: подготовка к глубокому дыханию I и II (ил.200); Уджайи Пранаяма II (ил.213);

Второй день недели: Вилома Пранаяма I и II (ил.200);Сурья Бедана Пранаяма (ил.201);

Третий день недели: Уджайи Пранаяма I (ил.200);Нади Шодхана Пранаяма (ил.201).

Повторяйте эту программу каждые три дня. Каждое занятие Пранаямой должно заканчиваться Шавасаной.

VI. Шавасану нужно делать по меньшей мере два раза в день— утром и вечером, но желательно как можно чаще: каждый раз, когда есть потребность в отдыхе.

VII. Дхьяну рекомендуется выполнять рано утром или до начала занятий Пранаямой (см. Гл.ХVI).

 

Раздел X. Сложные асаны

В этом разделе я покажу, что выполнение даже наиболее сложных поз доступно женщинам и не уменьшает их женственности. Часто утверждают, что сложные позы нельзя делать после замужества или что нужно перестать их делать с возрастом. Тем не менее я настаиваю на том, что ни в каком случае эти позы не приводят к плохим последствиям. Наоборот, они не только способствуют здоровью и укреплению внутренних органов, но и развивают силу характера, стабильность, ясность ума, а также формируют более уравновешенную личность.

Чтобы очертить диапазон движений, доступных телу, представленные здесь позы основаны на движениях разного типа: это завязывание в узел в позе, где сжимаются органы брюшной полости, удерживание равновесия на руках, интенсивные наклоны и растяжения назад. Еще раз следует подчеркнуть, что более интенсивные движения оказывают лучшее и более сильное воздействие на всю систему, чем мягкие движения.

Поскольку эта книга намеренно рассчитана на общий эффект для женщин любого возраста, я не даю техники выполнения этих поз, но показываю их для тех, кто хочет знать больше и продолжать обучение. Желающие могут сделать это, если, освоив все описанные в данной книге позы, они обратятся к книге моего отца «Прояснение йоги».

В нашей книге проиллюстрированы эти сложные асаны*.

_____________________________________
* Дабы не искушать без меры и без нужды особливо ретивых йогинь и йогинов фото и техника исполнения сложных асан были мною опущены. Как у Гиты, так и в "Прояснении йоги". В процессе освоения приведенных курсов станет очевидным — того, что есть более чем достаточно для развития великолепной гибкости и устойчивости. Html-autor

Йоганидрасана / - / - / 202

Урдхва Куккутасана / - / - / 203

Паршва Куккутасана / - / - / 204

Пинча Маюрасана / - / - / 205

Капотасана / - / - / 206

Эка Пада Раджакапотасана / - / - / 207

Вришчикасана / - / - / 208

Натараджасана / - / - / 209

 

Глава тринадцатая

НА ПОРОГЕ ПОКОЯ

Раздел XI. Мудра и Шавасана

В большинстве разделов описывались асаны и пранаяма, а этот раздел посвящен Маха Мудре, Шанмукхи Мудре и Шавасане.

Название Шавасана — общее для асаны и пранаямы. В Шавасане достигаются расслабление тела, ровное дыхание, покойнервной системы и сознания, ментальное равновесие. Все это существенно для пранаямы и дхьяны.

Назначение Маха Мудры состоит в тренировке позвоночника, поднятии его с поддержкой и в развитии контроля за сжатием внутренних органов живота. Шанмукхи Мудра учит отвлечению органов чувств от внешнего мира. Глаза и уши снаружи закрыты, но они сосредоточены и внимательны внутренне — это отвлекает человека от внешнего мира и погружает глубоко в себя.

Все эти техники составляют подготовку к пранаяме. Садхака учится расслаблению, овладевает элементарными Бандхами, обучается контролю над органами чувств. Она учится смотреть в себя. Шанмукхи Мудра и Шавасана могут выполняться в любое время. Но если их выполнять перед сном, то сон будет хорошим и глубоким.

Маха Мудра / - / - / 210

Маха означает «великий» или «благородный», мудра — «замок» или «печать», «запечатать». В этой сидячей позе основные отверстия тела закрыты.
Позвоночник поднят благодаря тому, что пальцы рук захватывают пальцы ног и тянут их; это дает надежную опору позвоночнику при его растяжении вверх. Эту мудру можно выполнять перед Джану Ширшасаной (ил.26).

Техника

1. Сядьте в Дандасану (ил.23).2. Сохраняя левую ногу прямой, согните правое колено, положите внешнюю сторону бедра и голени на пол; придвиньте пятку к промежности. Согнутая нога должна быть под прямым углом к вытянутой.3. Вытяните руки и зацепите большой палец левой ноги большим, указательным и средним пальцами обеих рук.4. Выпрямите обе руки в локтях.5. Прочно захватить палец ноги, чтобы поднять туловище и вытянуть позвоночник. Закрепляя захват и прижимая бедра к полу, поднимите туловище выше.6. Наклоняйте голову от задней поверхности шеи до тех пор, пока подбородок не опустится в ямку у ключичной кости.7. Расслабьте голову и лоб. Не напрягайте горло (см.главу XIV, Джаландхара Бандха, № 29-31). Закройте глаза.8. Выдохните весь воздух, который есть в легких, затем полностью вдохните. Втяните и напрягите живот от ануса до диафрагмы и вытяните позвоночник вверх. Оставайтесь в этом положении 3-5 секунд (ил. 210), задержите дыхание и при этом следите, чтобы: (I) грудь была все время расширена; (II) глаза, лоб, язык и мышцы лица расслаблены; (III) тело не наклонялось вправо; (IV) захват большого пальца ноги был прочным, дабы сильнее вытянуть позвоночник.

9. Выдохните и во время выдоха расслабьте живот, не опуская при этом позвоночник. Вдох, задержка и выдох составляют один цикл. Выполните 5-8 циклов.10. Завершив выполнение циклов, поднимите голову, откройте глаза, выпрямите правую ногу и сядьте в Дандасану (ил.23).11. Теперь, сохраняя правую ногу прямой, согните левое колено. Следуйте пунктам 2-10 инструкции, заменяя слово «правое» на «левое» и наоборот.12. Задержка дыхания должна быть одинаковой при выполнении в обе стороны.

Эффект. С помощью практики Маха Мудры в некоторой степени достигаются три Бандхи: Джаландхара Бандха, Уддийяна Бандха и Мула Бандха. Бандха означает «ограничение». Так называется действие, с помощью которого определенные органы или части тела ограничиваются и берутся под контроль. В Джаландхара Бандхе шея и горло ограничены тем, что подбородок помещен в выемку между ключицами и верхней частью грудины. В Уддийяна Бандхе внутренние органы живота притягиваются к позвоночнику с помощью поднятой диафрагмы. В Мула Бандхе нижняя часть живота между пупком и анусом сжата и оттянута к диафрагме так, что область между влагалищем и анусом зафиксирована в верхнем положении. Эти три Бандхи помогают садхаке освоить разновидности пранаямы, описанные в этой книге.Маха Мудра помогает при смещениях матки, выделении белей, тонизирует внутренние органы брюшной полости. Она облегчает головные боли, тяжесть и жжение в груди, головокружение, потемнение в глазах.

Шанмукхи Мудра / - / - / 211

Эта мудра посвящена шестиголовому Картикейе, полководцу священного воинства. Эта мудра известна также как Парангмукхи, Самбхави и Йоги Мудра. В ней йог «запечатывает» органы чувств и смотрит внутрь себя. Эту мудру можно выполнять в любое удобное для вас время.

Техника 1. Сядьте в Падмасану (ил.52). Держите позвоночник прямо — голова как будто плывет на нем. Расслабьте кожу лба.2. Согните локти, поднесите руки к глазам. Держите локти на уровне плеч. Большие пальцы вставьте в уши, чтобы отключить все внешние звуки. Если вам это причиняет боль, нажмите на козелок (выступ около наружного отверстстия) большими пальцами.3. Опустите верхние веки и легко прикройте глаза. Оставьте зрачки точно посередине и не двигайте их.4. Выпрямите указательный и средний пальцы и положите их на закрытые глаза так, чтобы только первые две фаланги пальцев были прижаты к глазному яблоку. Слегка надавите, сгибая пальцы по форме глазного яблока. Вторые фаланги указательного и среднего пальцев касаются наружных уголков глаз. Не давите на роговицу.5. Поставьте кончики безымянных пальцев у основания носа, около носовых проходов. Пусть ваше дыхание будет медленным, контролируйте его с помощью пальцев на ноздрях.6. Опустите мизинцы над верхней губой под ноздрями, почувствуйте ими регулируемое и ритмичное дыхание.7. Давление на глаза и носовые проходы должно быть одинаковым с обеих сторон (ил.211).

8. Следите за тем, чтобы:(I) когда вы закрыли глаза и надавили на них, взор был обращен внутрь;(II) кожа на теле была расслаблена, хотя туловище остается прямым;(III) мозг был расслаблен.9. Слушайте гудящий звук в ушах. Благодаря этому внутреннему звуку и внутреннему зрению ваш ум будет в покое.10. Оставайтесь в этом положении как можно дольше, затем осторожно снимите пальцы с глаз, но оставьте глаза закрытыми. Ослабьте давление больших пальцев в ушах так, чтобы внешний звук не сразу достиг барабанной перепонки. Опустите руки и положите внешние стороны кистей на колени.11. Ощутите свет и темноту перед закрытыми глазами, цветные образы, гудящий звук в ушах. Оставайтесь так минуту или две. Когда все будет спокойно и нормально, осторожно откройте глаза, не тревожа покой мозга. Если зрение нарушено из-за давления на глаза, закройте их снова. Не беспокойтесь. Так бывает, когда давление на глазные яблоки слишком велико, поэтому следующий раз не давите так сильно.12. Держите глаза открытыми и неподвижными, смотрите прямо вперед. Не двигайте зрачки. Освободите ноги из Падмасаны и осторожно выпрямите их.13. Если вы устали или чувствуете слабость, выполняйте Шанмукхи Мудру в Шавасане.

Эффект. Органы чувств обращаются внутрь и, таким образом, находятся под контролем. Дыхание ритмично; это успокаивает ум, и человек испытывает радость.Шанмукхи Мудра успокаивает мозг и нервную систему; она представляет собой прекрасное средство для снятия беспокойства, напряжения, вспыльчивости, головокружения, жжения и потемнения в глазах и усталости мозга от интеллектуальной работы.

Шавасана / - / - / 212

В этой асане человек лежит неподвижно, как труп; ум его спокоен и неподвижен. Это сознательное расслабление тела и ума снимает все напряжение и придает новые силы как душе, так и телу. Этот процесс напоминает перезарядку аккумулятора.

Несмотря на то что эта асана кажется простой, ее труднее всего освоить. Тело и мозг взаимосвязаны. В искусстве интроспекции они неразделимы. Шавасана — это нить, связывающая тело и душу; она соединяет асану и пранаяму и ведет человека к духовному пути.

Техника

Подготовка тела

1. Расстелите на полу одеяло и сядьте в Дандасану (ил.23). Расправьте и расплющите ягодицы так, чтобы плоть в этой части тела не была стиснута, особенно в задней части.

2. Отклоните туловище назад и начните его опускать — сначала поставьте локти и предплечья на одеяло, опуская позвоночник, округлите его, чтобы позвонки лучше, один за другим, ложились на пол. Во время этого движения не двигайте ягодицами и ногами. Обе стороны туловища должны расправляться наружу, от центра позвоночника к сторонам тела. Теперь тело будет плоско лежать на одеяле, от пяток до головы. Мышцы ягодиц не должны двигаться к крестцу.

3. Расслабьте грудь, но не делайте ее впалой.

4. Теперь расслабьте ноги и позвольте стопам разойтись в стороны и опуститься к полу; не нарушайте положение ног.

Голова

5. Руками уложите голову серединой затылка на пол. Не позволяйте задней поверхности ушей двигаться к шее. Выступ на основании задней части черепа должен быть внизу. При этом:

(I) не напрягайте шею и горло;
(II) не прижимайте подбородок к горлу.

Глаза и уши

7. Закройте глаза. Опустите верхние веки вниз, не потревожив зрачки.

8. Уши и барабанные перепонки должны быть расслаблены. Этого можно достичь, расслабив нижнюю челюсть.

Руки

9. Разведите лопатки в стороны, но в то же время не поднимайте плечи, отведите их от шеи. Плечи должны остаться лежать на полу.

10. Согните локти и поднимите кисти рук к груди.

11. Вытяните верхние части рук от подмышечных впадин и положите их на пол, не изменяя положение локтей. Распрямите предплечья и положите их на пол так, чтобы руки были под углом 15-20° к сторонам туловища. При этом:

(I) если угол между сторонами тела и руками будет больше, то плечи поднимутся с пола и сведутся — это сведение вызовет также стеснение шеи;
(II) если руки будут слишком близко к сторонам туловища, подмышечная часть груди останется в соприкосновении с внутренней поверхностью верхней части рук — это помешает расправить грудь и нарушит релаксацию.

12. Пальцы должны быть расслаблены, а кожа на кистях пассивна.

Нос

13. Держите нос прямо, не наклоняйте его в сторону. Кончик носа обращен к центру груди.

14. Движение дыхания не должно беспокоить туловище, а также мозг.

15. Оставайтесь в этом конечном положении Шавасаны по крайней мере 10-15 минут. При этом:

(I) расслабьте коду лба, щеки, губы, руки, бока тела, ягодицы, бедра;
(II) кожа должна быть везде мягкой;
(III) расслабьте все мышцы;
(IV) опустите края крестца на пол, чтобы расслабить ягодицы;
(V) не поднимайте поясничные позвонки слишком высоко над полом;
(VI) обе стороны туловища около позвоночного столба должны одинаково лежать на полу;
(VII) следите, чтобы обе стороны тела лежали одинаково;
(VIII) опустите лопатки на одеяло, но не прижимайте их вниз, так как давление напрягает мозг;
(IX) кисти должны быть мягкими;
(X) пальцы расслаблены;
(XII) кожа на мышцах лица должна быть расслаблена, что в свою очередь, расслабит органы восприятия;
(XII) любое нарушение покоя органов чувств немедленно отразится на лице и по нервам распространится по всему телу, напрягая всю нервную систему; нужно найти и расслабить источник нарушения покоя;
(XIII) если мозг не в покое, а занят мыслями, то передняя часть головы от подбородка движется вверх, как будто голова отделена от тела; в Шавасане нужно научиться останавливать мышление;
(XIV) если мозг находится в активном состоянии, глазные яблоки становятся тяжелыми и раздражают фокальную точку глаз;
(XV) направьте мозг и глаза к сердечному центру;
(XVI) взаимосвязь между глазами, умом и мозгом очень важна; если ум блуждает, мозг движется вверх и глаза становятся неспокойными; поэтому важно сохранить глаза в покое;
(XVII) втяните глаза и уши, обратите их внутрь и слейте их воедино во внутренней точке в центре груди, где внешние звуки перестают беспокоить;
(XVIII) подчините себя, свое тело и ум Матери-Земле, чтобы вы были спокойны и пассивны. Это и есть полное расслабление.

Дыхание

16. Не делайте дыхание глубоким. Дыхание в Шавасане должно быть таким же легким, плавным и тихим, как течение воды в реке, чтобы ум оставался непотревоженным.

При вдохе (пурака):

(I) не дергайте головой;
(II) не сжимайте горло;
(III) не подергивайте диафрагмой;
(IV) не нарушайте покоя мышц задней части туловища;
(V) не давайте опускаться грудине и не делайте впалой грудь;
(VI) не выпячивайте живот и
(VII) не напрягайте кисти рук во время вдоха.

При выдохе (речака):

(I) расслабьте мозг во время выдоха;
(II) не позволяйте воздуху касаться стенок горла — это вызывает раздражение;
(III) не расслабляйте внезапно диафрагму;
(IV) сохраняйте ум пассивным, пусть он созерцает течение выдоха и регулирует его;
(V) правильный выдох дает чувство спокойного подчинения ума и тела Матери-Земле, принося ощущение покоя и единства внутри себя.

17. При совершенно правильном выдохе ум остается непотревоженным, ощущается внутренний поток энергии. Возникает новое состояние сознания — без движения и без растраты энергии. Появляется ощущение, что тело удлинилось на несколько сантиметров. Это — свобода ума и тела.

18. Оставайтесь в состоянии полного расслабления как можно дольше. Из этого состояния тишины постепенно возвращайтесь в активное состояние. Не нарушайте покой ума и не вскакивайте, внезапно нарушая покой тела.

19. Постепенно выводите ваши ум, сознание, органы чувств из тихого, благословенного состояния, в которое они были погружены, и восстанавливайте связь с внешним миром.

20. Поднимите веки, но не двигайте зрачки ни вниз, ни вверх. Смотрите прямо и, восстанавливая связь с внешним миром, продолжайте переживать состояние покоя.

21. Теперь повернитесь на правый бок и медленно поднимитесь.

Примечания:

Для того чтобы ум остановился и тело замолчало, может потребоваться некоторое время. С помощью регулярных занятий вы научитесь снимать напряжение и переживать блаженство. Вначале ощущение тишины может даже привести к тому, что вы заснете, но позже вы научитесь переживать состояние покоя, не впадая в сон.

Первое время вам может показаться трудным сознательное укладывание и намеренная подгонка всего тела, но постепенно вам станет легко все окинуть взором одновременно, так что ум и тело будут отдыхать быстрее.

Позже, когда человек осваивает эту асану, он переживает состояние небытия тела, ума, сознания и приходит к пониманию Я и Самосущности. Внешний мир остается на своем месте, но в этом состоянии он кажется несуществующим.

Особые инструкции:

(1) Если вы простужены, у вас кашель или вы больны астмой, возьмите подушку или свернутое одеяло толщиной 8-10 см, на которые можно положить голову и спину; в этом случае грудь приподнята и диафрагма расположена немного ниже груди, что способствует легкости дыхания (ил.200).

(2) Если вначале вам трудно расслабить глаза, то оберните голову мягкой черной повязкой или куском ткани так, чтобы закрыть глаза, уши и затылок. Ткань должна быть сложена вчетверо вдоль.

Эффект.

Лежать, распластавшись на полу, как труп, называется Шавасаной;
это то, что уносит слабость и дает покой уму.
(ХЙП I, 32)

В Шавасане все части тела, кожа, мышцы и нервы расслаблены. Поток энергии, текущий из тела, поворачивается внутрь. Таким образом, энергия собирается, а не распыляется.

Шавасана похожа на переживание смерти при жизни. На короткое время тело, ум и речь становятся неподвижны. Эту асану называют также Мритасаной, поскольку человек ощущает плотное и тонкое тело как труп. Но остается душа — она существует в чистом виде.

Шавасана дает новые силы и освежает. Она помогает восстанавливать тело и ум после длительных и тяжелых болезней. Эта асана обладает огромными преимуществами для астматиков, для тех, кто страдает другими заболеваниями дыхательных путей, она полезна при нарушении сердечной деятельности, нервном напряжении, бессоннице, поскольку успокаивает нервы и ум. Практика Шавасаны дает глубокий, освежающий сон без сновидений. Это не просто лежание распластавшись на полу. Это состояние медитации.

Шавасана — это контроль над внутренним миром и подчинение Высшему.

 

Глава четырнадцатая

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПРАНАЯМОЙ

Начало

Йог, достигший совершенства в асанах,
должен заниматься пранаямой под руководством гуру;
его чувства должны быть под контролем,|
а еда — питательна и умеренна

(ХЙП II,1)

В этой книге дано несколько простых вариантов пранаямы, подробно описывается их техника и приводятся подробные рекомендации. Изучите их тщательно, прежде чем вы начнете заниматься, чтобы не принести себе вред.

Так же как постепенно приручают льва, слона и тигра,
надо приручать и дыхание; в противном случае
это может причинить садхаке вред.

(ХЙП II, 15)

Занимайтесь пранаямой систематически и регулярно. Во время занятий внимательно следите за всеми описанными ниже деталями.

3. Прежде всего начинающий должен освоить асаны и добиться контроля над телом. Важно, чтобы началу занятий пранаямой предшествовали 4-6 месяцев практики асан. Те садхаки, кто медленно овладевает техникой асан, могут посвятить этому больше времени.

Личная гигиена

4. Пранаяму нужно выполнять после утреннего туалета (почистить зубы, умыться, отправить естественные нужды).

5. Те, кто страдает запорами, могут спокойно выполнять Уджайи Пранаяму I, Вилома Пранаяму и Сурья Бедана Пранаяму, но не Кумбаку. Это не повредит их здоровью.

6. Если вы ощущаете работу кишечника во время занятий пранаямой, закончите цикл, удовлетворите свою нужду, затем продолжайте занятие пранаямой. Движения кишечника ни в коем случае не нужно подавлять.

Еда

7. Лучше всего заниматься пранаямой на пустой желудок. Если это невозможно, то допустимо выпить чашку кофе, чая или молока перед занятием.

8. Принимать пищу можно через час после занятий пранаямой. После полноценного принятия пищи до начала занятий пранаямой должно пройти не менее четырех часов.

Время

9. Лучшее время для занятий — утро перед рассветом или вечером после захода солнца. Если это вам не подходит, можно заниматься пранаямой после асан или когда вам удобно.

10. а) Если вы сначала делаете пранаяму, то до выполнения асан должно пройти не менее получаса.

б) Если вы сначала делаете асаны, то до выполнения пранаямы должно пройти не менее 15 минут. Но в этом случае продолжительность пранаямы может быть меньше, чем в том случае, когда первой выполняется пранаяма.

в) Если вы очень устали, выполняя асаны, делайте только Уджайи Пранаяму I. Не заставляйте свои легкие делать пранаяму, когда вы ощущаете усталость.

г) Заниматься пранаямой рекомендуется в одно и то же время каждый день. Это дает наилучшие результаты.

Место

11. Место должно быть достаточно просторным, чистым, там не должно быть насекомых, пол должен быть ровным.

Асана

12. В соответствии с текстами по йоге, пранаяму нужно выполнять сидя на полу на подстилке из одеяла или оленьей шкуры.

13. В качестве сидячей позы можно выбрать любую из трех асан: Сиддхасану (ил.48), Вирасану (ил.49, 50) или Падмасану (ил.52).

14. Выберите из этих поз ту, которая для вас физически устойчива и дает покой уму. Асана должна быть физически прочной и действовать успокаивающе на ум. В соответствии с сутрой Штирасукхамасанам для пранаямы необходима устойчивая, успокаивающая поза.

15. Тем не менее Падмасана (ил.52) — наилучшая из поз, поскольку скрещенные ноги дают положению тела прочность и устойчивость. В Падмасане легко держать позвоночник прямым, а ум ясным. Основание позвоночника и промежность приподняты над полом, что дает ощущение невесомости тела и устойчивое, сосредоточенное состояние ума. Основание туловища становится легким, что дает грудному отделу возможность расшириться во время пранаямы. Тело остается компактным, замкнутым в себе, его не отвлекает внешний мир, и оно уводит нас вглубь, в пранаяму и дхьяну. Поза не должна нарушать процесс пранаямы. Если это происходит, садитесь в более легкую позу до тех пор, пока Падмасана достигнет нужной степени совершенства.

16. Во время занятия пранаямой мышцы лица, уши, глаза, шея, плечи, руки и бедра сжимаются и напрягаются. Важно сохранять эти части тела полностью расслабленными.

17. Какую бы позу вы не выбрали для пранаямы, следите за тем, чтобы позвоночник был хорошо вытянут и прогнут, а тело сохраняло прямое положение.

18. Ноги должны быть неподвижны, как корень, чтобы туловище вверху сохраняло силу и прочность. Вытяните мышцы бедер по направлению к позвоночнику — это поможет телу сохранять прямое положение. Следите за тем, чтобы вес тела не приходился на бедра.

19. Уравновесьте позвонки копчика и шейного отдела одни над другими и убедитесь в том, что они находятся под одинаковым углом к полу, чтобы тело не наклонялось ни вперед, ни назад.

20. Сядьте, уравновесив туловище между анусом и промежностью.

21. Расправьте позвоночник — позвонок за позвонком — и вытяните его вверх по направлению к голове. Вытягивание от основания к верхушке должно ощущаться так, как будто вы поднимаетесь по лестнице — ступенька за ступенькой. Сначала исправьте положение позвоночника, а затем правильно устройте все остальные части тела.

22. Обычно крестец прогибается и выпячивается наружу, что влияет на течение энергии в основании тела. Поэтому садхаке нужно втянуть и поднять крестец, таким образом прекращая это «провисание» энергии. Поясничный отдел позвоночника прогибается внутрь, что приводит к дорсальному изгибу и впалости груди. Это должно быть исправлено. Сделать это можно, наблюдая и создавая пространство между талией и грудью. Тогда туловище приобретет способность вытягиваться вертикально вверх. Грудной отдел позвоночника обычно выгнут, и легкие лежат в грудной впадине. Этот отдел нужно прогнуть, чтобы внутренние органы функционировали хорошо. Шейный отдел нужно слегка отодвинуть назад и затем вытянуть вверх, этим будет создана необходимая связанность тела и интеграция ума. В противном случае в теле поселяется скука. Позвоночник со всеми своими естественными изгибами должен оставаться прямым, без лишних выпуклостей и впадин, чтобы энергия и жизненная сила могли свободно течь по всему телу.

Плечи

23. Нижнюю часть лопаток нужно толкать в грудь и от позвоночника. Это расширит грудную впадину.

24. Плечи должны быть расправлены в стороны от шеи, их не нужно напрягать или поднимать к ушам.

Грудь

25. Подберите и соберите вместе задние части ребер, чтобы впереди ребра поднялись и расправились и межреберные мышцы могли расширить и расправить грудь.

26. Грудину нужно поднять вверх, начиная от ее нижнего окончания.

27. Плавающие ребра нужно развести в стороны, чтобы ничто не препятствовало движению диафрагмы.

28. Вам нужно научиться растягивать межреберные мышцы в стороны и вверх во время вдоха и отпускать, расслабляя, к центру во время выдоха. Эти движения должны выполняться не агрессивно, без рывков, а также без внезапного сжатия и опадения мышц.

Джаландхара Бандха

29. При выполнении пранаямы в сидячей позе Джаландхара Бандха очень важна. Джала значит «сеть», а бандха — «связь», или «повязка». Эта Бандха регулирует приток крови и Праны к сердцу, а также к железам шеи и мозгу.

30. В Джаландхара Бандхе шея и горло сжаты, а подбородок лежит в ямке между ключичными костями на верхушке грудинной кости (ил.213).

 

Когда вы освоите Саламба Сарвангасану (ил.85), выполнять эту Бандху будет нетрудно. А пока не нужно заставлять мышцы шеи опускать подбородок между ключицами, наклоняйте шею до тех пор, пока вам удобно.

С физической точки зрения Джаландхара Бандха предотвращает перегрузку сердца во время занятий пранаямой. С точки зрения психологии Джаландхара Бандха имеет более глубокое значение. Мозг считается вместилищем эго. В Джаландхара Бандхе мозг опускается, тем самым уменьшая во время пранаямы власть над занимающимся. Мозг принужден склониться в приветствии перед душой, составляющей часть Вселенской Души. Дыхание становится тихим и легким, человек переживает состояние безличности.

Вдох вызывает подъем головы. При каждом вдохе в пранаяме нужно внимательно следить за тем, чтобы голова не поднималась.

31. Голову нужно нагибать от задней части шеи, одновременно нужно поднимать грудину. Не делайте впалой грудь, когда вы наклоняете голову.

Глаза

32. Глаза должны быть закрыты, но не зажмурены, веки легко прикрыты, а давление на глазные яблоки очень малым. Открытые глаза при пранаяме мешают занятиям и вызывают ощущение жжения в глазах.

33. Глаза должны смотреть внутрь и следить за мелкими движениями. Если зрачки движутся вверх ко лбу, то начинается процесс мышления. Поэтому зрачки должны быть обращены в точку средоточия самости.

34. Для того чтобы глаза были неподвижны и не напрягались, нужно освоить Шанмукхи Мудра (ил.211).

Уши

35. Барабанные перепонки расслаблены. Если они натянуты или напряжены, то нижняя челюсть будет сведена, виски напрягутся. Если пранаяма выполняется в таком состоянии, она вызывает головную боль и тяжесть в голове.

36. Во время пранаямы слушайте звук вдоха и выдоха. Вдох и выдох должны происходить в одинаковой скоростью и ритмом. Звук должен быть плавным, чистым, ровным и длинным, приятен на слух. Слух должен быть включен в течение всего занятия, чтобы в тот момент, когда звук станет неровным или хриплым, это было немедленно исправлено. Иногда порывистый и насильственный вдох вызывает раздражение и кровотечение.

Нос

37. Пранаяму нужно делать только через нос. Существуют некоторые вариации, в которых используется рот, но они не описаны в этой книге, поскольку не столь эффективны для среднего садхаки, как те, что описаны здесь.

38. Перегородка (костная или хрящ), разделяющая нос, должна быть всегда прямой. Ее не нужно наклонять вправо или влево пальцами во время занятия.

39. Слизистая оболочка должна быть мягкой и ненапряженной, чтобы в ней могло возникать ощущение вдоха и выдоха. Если слизистая жесткая и грубая, то через нос не проходит достаточное количество воздуха. Это сказывается на легких, делая их пассивными.

40. Во время вдоха и выдоха слизистая подстраивается под поток воздуха. Во время вдоха осуществляется массаж сверху вниз, а во время выдоха — снизу вверх. Для того чтобы этому научиться, нужно уметь правильно ставить пальцы на нос и следить, чтобы слизистая была мягкой и чувствительной.

Язык

41. Язык должен быть расслаблен и лежать на нижней челюсти. Обычно он касается верхней челюсти, но от этого нужно отвыкнуть. Если язык не расслаблен, то во рту собирается слюна, а это мешает течению дыхания.

42. Вначале слюна все-таки выделяется. Ее можно проглотить только после выдоха, но не во время процесса дыхания, не после вдоха.

Рот

43. Не сжимайте плотно зубы. Разъедините верхнюю и нижнюю челюсти. Пусть губы будут расслаблены.

44. Расслабьте горло.

Руки

45. Расслабьте руки в суставах так, чтобы они были свободны.

Джняна Мудра

46. Положите кисти рук наружной стороной на колени. Соедините кончики большого и указательного пальцев, чтобы получилось кольцо. Расслабьте оставшиеся три пальца. (Обычно, когда показывают Джняна Мудру, эти пальцы выпрямлены; но в пранаяме их нужно держать свободно.) Джняна Мудра выражает знание; она символизирует единение Индивидуальной Души (представленной указательным пальцем) с Высшим (представленным большим пальцем). Мудра указывает на опыт высшего знания (ил.214).

47. Рука на колене должна быть в Джняна Мудре, с пальцами, лежащими свободно. Кисть должна оставаться мягкой, наружная сторона запястья лежит на бедре.

Пальцы

48. Установка пальцев на ноздрях в пранаяме:

Для пранаямы ногти должны быть подстрижены. В Сурья Бедана Пранаяме и Нади Шодхана Пранаяме поток входящего воздуха контролируется пальцами правой руки с помощью тонкой манипуляции ноздрями. Согните указательный и средний пальцы; пусть они будут пассивны. Сделайте кольцо, соединив кончики больших пальцев с кончиками мизинцев и безымянных пальцев. Согните локоть правой руки и поднесите пальцы к носу. Держась пальцами за нос, выгните правое запястье наружу так, чтобы нос не ощущал веса руки. Не выгибайте ее внутрь.

Держите ноздри под контролем, мягко надавливая на правую ноздрю кончиком большого пальца, а на левую — безымянным пальцем и мизинцем. Положите кончики пальцев на мягкий хрящ, чуть ниже носовой кости (ил.214).

 

С обеих сторон кончики пальцев должны быть на одном уровне.

Мозг

49. На протяжении всего занятия пранаямой сохраняйте покой и пассивность мозга, но в то же время он должен бодрствовать, быть контролером и приемником сигналов. Не напрягайте кожу на голове.

50. Функция мозга состоит во внимательном наблюдении за тонкими дыхательными движениями, изменением положения и действиями тела; он должен посылать сигналы к тем частям тела, где требуются исправления (здесь он выступает в роли контролера); затем заставить различные части тела сделать эти исправления и получить сигнал о выполнении (тут он выступает в роли приемника).

51. Теперь встает вопрос о том, как держать мозг пассивным и одновременно готовым выполнять определенные действия, поскольку эти два состояния взаимно противоположны. Тем не менее во время пранаямы с помощью регулярных настойчивых усилий можно настроиться и выполнять эти очевидно противоположные действия с легкостью. Однажды научившись, вы сможете добиваться желаемого результата без дополнительных затрат энергии, поскольку действия станут автоматическими и мозг, туловище, грудь и ум будут действовать сами собой.

Регуляция дыхания

52. Регулируя дыхание, нужно научиться медленно вдыхать, выдыхать и задерживать дыхание. Таким образом достигается успех.
(ХЙП II, 18)

53. В начале занятий пранаямой не нужно быть слишком строгим по отношению к продолжительности задержки дыхания. В течение многих месяцев или даже лет нужно тренировать тело, чтобы оно было уравновешено, устойчиво, как описано выше. Нужно учиться тому, чтобы течение дыхания было мягким, плавным и тихим. Это, в свою очередь, приведет к самопроизвольному удлинению дыхания и, таким образом, будет достигнута его нужная длина. Важнее правильно сделать несколько циклов, чем строго следить за продолжительностью.

54. Дыхание должно быть устойчивым, длинным и звучным, а также иметь ритм. Если ритм или звук изменяется, это признак того, что возможности исчерпаны. После этого занятие пранаямой нужно прекратить, иначе оно становится вредным. Если вы перенапрягаетесь, клетки мозга возбуждаются и во всем теле создается напряжение. Есл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.013 с.)