МОГУТ ЛИ ЖЕНЩИНЫ ЗАНИМАТЬСЯ ЙОГОЙ? 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МОГУТ ЛИ ЖЕНЩИНЫ ЗАНИМАТЬСЯ ЙОГОЙ?



Бог создал мужчину и женщину, чтобы они как равные партнеры делили тяготы и награды жизни, ее радости и печали. Если сравнить жизнь с колесницей, то мужчина и женщина — два ее колеса. Материальные и духовные обязанности равным образом ложатся на плечи мужчины и женщины. Оба желают иметь хорошее здоровье, душевный покой и вести уравновешенную жизнь.

Йога благоприятна и для мужчин и для женщин. Женщины нуждаются в йоге даже больше, чем мужчины, так как природа возложила на них больше ответственности, чем на мужчин.

Искусство йоги такое же древнее, как Веды. Когда мы читаем предания тех времен, у нас создается впечатление, что во многих областях женщины превосходят мужчин. Не кто иной, как богиня Парвати, первая постигла науку йоги, побудив бога Шиву обучать ее.

Майтрейи, жена великого йогина и философа Яджнявалкьи, достигла свободы духа через йогу. Этому искусству ее обучил муж, чье учение изложено в книге Йогаяджнявалкья.

В хорошо известном эпизоде из Рамаяны описывается прощание Рамы с близкими, когда он был изгнан на 14 лет и отправлен жить в лес. Его мать Каусала, охваченная горем, знала, что ни одно благословение, произнесенное со слезами на глазах, не принесет удачи. Чтобы добиться самообладания, она стала заниматься асанами и пранаямой и только тогда, когда оправилась от потрясения и обрела спокойствие, явилась к Раме и благословила его.

В Махабхарате содержится упоминание об узнице Сулабхе, дочери царя Прадхана, которая училась и достигла мастерства в йоге. Во время одного из диспутов о йоге она победила Джанаку, царя Митхилы.

Приводимая в индийских эпосах легенда о Мадаласе служит прекрасным примером женщин-йогинь. Мадаласа была верной и преданной женой царя Ритудхваджи. Согласно обряду «сати», она совершила самосожжение, думая, что ее муж погиб, но Ашватара Нагараджа оживил ее, так как Ритудхваджа оказался жив. Сначала она не узнала мужа, так как забыла всю свою прежнюю жизнь. Однако после того как ее посвятили в искусство йоги память вернулась к ней. Теперь Мадаласа узнала своего супруга и стала великой поклонницей йоги.

В ведическую эпоху к женщинам относились с большим уважением. Ману Смрити говорит о них как о богинях.

Где уважают женщин, там обитают боги.
Там, где ими пренебрегают, все деяния тщетны.
(МС III,55)

В ведическую эпоху бывали случаи, когда женщины подвергались церемонии инициации, они изучали Веды в Гурукуле (дом учителя) и тренировались в разных искусствах, таких, как борьба, стрельба из лука, йога, музыка и драма. Со временем положение женщины в обществе становилось все более второстепенным и ее свобода ущемлялась, даже если она пользовалась уважением как мать и на нее возлагались некоторые общественные обязанности. Ее стали считать слабым полом и таким образом лишили социального статуса, привилегий, которыми она пользовалась в ведическую эпоху. Ей было отказано в Гурукуле и в церемонии инициации. Ей закрыли доступ к изучению философии, наук, искусств и йоги, вследствие чего ее положение еще более ухудшилось.

Более поздняя история Индии полна сообщениями о битвах с захватчиками, вторгавшимися с северо-запада. Индийские женщины сильно пострадали от своей социальной незащищенности. Несмотря на это, некоторые женщины-йогини успешно распространяли йоговскую систему по всей Индии: например, Лалла, святая XIV в. из Кашмира, а святая Бахинабай проповедовала йогу и медитацию; Шарада Деви, супруга Рамакришны Парамахамсы, была сведущей в йоге и пранаяме,

Путь к йоге открыт для всех, независимо от расы, касты, веры и пола. Каждый может через йогу достичь освобождения.

В наше время положение женщин значительно улучшилось по сравнению с периодами смрити, пуран и даже более поздней истории. Ее ум, проницательность и творческая сила обрели простор для более полного выражения. На сцене жизни она исполнительница многих ролей — дочери, сестры, жены, матери и друга. Во всех этих ролях женщина должна быть на высоте.

В Самкхья Йоге женщина сравнивается с пракрити (природой). Как и природа, она всегда должна быть активной. Только при этом условии она в жизни преуспевает и дом ее наполнен радостью. Недаром Калидаса выводит женщину в роли живительной искры в жизни семьи. Эта же искра является двигателем духовного подъема общества.

Помимо упомянутых выше традиционных функций женщине в наш век всеобщего соревнования приходится играть и некоторые дополнительные роли: врача, юриста, политика, преподавателя — и с ними она вполне справляется.

Однако, когда повседневная борьба истощает даже верхние пределы ее выносливости, физическая и умственная усталость приводят к ослаблению ее природного интереса к семье и детям, а затем к равнодушию и разочарованию.

Организм, как известно, должен пройти через все четыре стадии своего развития:
детство, отрочество, средний возраст и старость. На всех четырех стадиях происходят изменения в психике, и на каждой из них человек сталкивается с внутренними проблемами и внутренними конфликтами. Это приводит к расстройству физических и психических функций, и женщина (как и мужчина) тратит много энергии, чтобы добиться душевного равновесия во время переходных периодов.

Материнство — предназначение женщины. Это не простое физическое состояние, а состояние божественное. Материнство украшает ее такими священными атрибутами, как любовь, самоотверженность, преданность, терпимость, доброжелательность и упорный труд. Для нее высшая религия — ее свадхарма. Эти свойства глубоко заложены в природе женщины. Иногда, будучи подавлена трудностями существования, она из-за этих своих особенностей становится несколько подобострастной, так как не может справиться с обилием обязанностей, возложенных на нее природой. Иногда ей хочется свободы и интеллектуального взлета, однако религиозные взгляды сдерживают ее и возвращают ей чувство долга. Бхагавадгита научила женщину исполнять все свои обязанности, не рассчитывая на вознаграждение. Бесконечная борьба женщины и матери, связанная с трудом и ответственностью, приучила ее здраво воспринимать противоречивость мира, не теряя самообладания.

Все это — роль матери, жены, сестры и друга — дается женщине дорогой ценой, как в физическом, так и в психическом плане. Стабилизация физического и психического состояний достигается через асаны и пранаяму. В их выполнении — ее спасение.

Теперь мы рассмотрим, в чем состоит сущность здоровья, а именно природу физического и душевного благополучия.

 

Глава пятая

ПРИРОДА ЗДОРОВЬЯ

Значение здоровья

Никакое богатство не может быть приравнено к здоровью. Предпочтение следует всегда отдавать здоровью, так как без здоровья мы не можем радоваться богатству, в то время как, обладая здоровьем, богатство можно приобрести. В Упанишадах сказано: «Здоровье обеспечивает долголетие, придает уверенность и силу; тем самым весь земной путь обретет большую полноту».

Все добродетельные поступки и заслуги на поприще веры достижимы только при хорошем здоровье. В тексте по индийской медицине Чарака Самхита сказано:

Главное, что требуется от организма, — это хорошее здоровье, с тем чтобы достичь всех четырех целей человеческого существования, а именно: обретение заслуг перед верой (дхарма) и богатства, дабы жить спокойно и быть щедрым (артха), удовлетворение дозволенных удовольствий и исполнение желаний (кама) и, наконец, добиться освобождения от земных оков рождений и смертей (мокша).
(ЧС I,I,15)

Без здоровья нет силы. Силу можно сохранить, только если сохранишь здоровье. Под здоровьем организма следует понимать и физическое и душевное здоровье. Способность соблюдать этические нормы, придерживаться моральных стандартов и исполнять общественные обязанности — вот признаки умиротворенного состояния тела и психики. По этому поводу в Упанишадах сказано:

Самореализация недоступна слабому.
(Мунд.Уп. III,24)

Определение здоровья

Жизнь без счастья — всего лишь существование. Когда мы говорим о хорошем здоровье, то имеем в виду все аспекты нашего физического, физиологического и психического существования. При этом подразумеваем отсутствие инфекционных и других болезней, абсолютную гармонию между физическими и психическими функциями. Тело — вместилище читты (триединства умственных способностей, состоящих из духа, интеллекта и эго). При совершенном здоровье физические и психические функции находятся в такой гармонии, что их можно обратить внутрь себя с целью самореализации.

Как добиться здоровья?

Хорошее здоровье нельзя ни купить, ни получить в обмен. Его нельзя похитить или приобрести силой. Это культура чистоты внешней и внутренней, контроль над диетой, соответствующее упражнение конечностей и органов, физическое и психическое равновесие и отдых. Золото плавят для того, чтобы оно стало чистым, точно так же тело и дух должны быть очищены внимательной практикой асан и пранаямы.

Природа болезней

Болезнь можно определить как расстройство нормальной деятельности организма и психики. Индийская медицинская наука (Аюрведа) определяет здоровье как абсолютную гармонию функций организма, хорошо сбалансированный метаболизм и благополучное, уравновешенное состояние ума и чувств.

В Аюрведе физиологические функции организма выделены в три группы, а именно:
чалана — движение, пачана — пищеварение и усвоение и лепана — дыхание или озарение; они соответствуют трем жидкостям: вата — ветры, питта — желчь и слешма — мокрота. Если организм здоров и хорошо справляется с упомянутыми выше функциями, то эти жидкости сами по себе находятся в адекватном соотношении.

Здоровье определяется как равновесие между пятью факторами: (I) доша — жидкости (организма), (II) дхату — семь сокообразных секреций организма, (III) агни — собственно функция пищеварения и выделения отходов, называемая метаболизмом, (IV) ясность, или чистота, чувств и (V) мир и спокойствие духа.

Любое понижение и повышение уровня количества доша (гуморальных масс) или дхату (секретов), как и любая помеха в их перемещении, приводит к дисбалансу, вызывающему недомогание и болезнь.

Согласно Аюрведе, в организме имеются 13 срота, или сосудов, по которым разные вещества разносятся по всему телу. Среди них пранаваха — дыхательные пути, трахея и т.д.; аннаваха — пищевой тракт, пищевод и т.д.; удаковаха — водный проток; расаваха — жидкости наподобие желчи и сока поджелудочной железы; рактаваха — кровеносные сосуды; мамсаваха — плоть; медоваха — жир; астхиваха — кости; мадджаваха — костный мозг; шукраваха — семенной проток; шакридваха — выделения, кал и т.д.; мутраваха — мочеточник и сведоваха — потовые ходы. При нарушении равновесия в трех гуморальных жидкостях (вата, питта и кафа) нарушается нормальная циркуляция в сосудах.

Для того чтобы обеспечить хорошее здоровье, следует поддерживать беспрепятственную циркуляцию в срота. Другими словами, чтобы обменные процессы протекали должным образом, следует сохранять правильное соотношение гуморальных масс.

Точно так же как колебания в физическом теле вызваны гуморальными массами, так и колебания в психике вызваны Гунами раджас и тама, если они преобладают над саттвой.

Раджас — это один из факторов, вызывающих у людей активность в виде страстей и эмоций. Тамас — фактор другого свойства, вызывающий инертность или бездействие, ведущие к мрачным состояниям, таким, как печаль, озабоченность, неведение и т.д. Когда раджас и тамас преобладают или подавляют саттву — фактор добра и чистоты, обиталищем болезни становится психика. Поэтому как тело, так и дух требуют разумного обращения.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.223.150 (0.007 с.)