Антаратма садхана — поиск души 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антаратма садхана — поиск души



На этой стадии сознание достигает равновесия и сосредоточенности и тем самым обращено в сторону души. Здесь ученик начинает воспитывать в себе последние три ступени аштанга-йоги: дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и самадхи (самореализация).

Ищущий живет в духе, он активен, но свободен от эго и низшей самости. В данном случае собственное существование не осознается, потому что достигнута «область», находящаяся по ту сторону чувственных удовольствий и знаний. Найдено вечное блаженство.

В Катха Упанишаде по этому поводу сказано:

В колеснице, названной телом, седоком является душа, возничим — ум, а вожжами — сознание. Чтобы прожить, победив чувства, необходимо достичь самореализации. Поэтому колесница (тело) должна быть крепкой, ибо тогда возничий (ум), пользуясь вожжами (сознанием), сумеет укротить коней (чувства).
(К.Уп. III,3)

Теперь рассмотрим каждую из восьми граней йоги.

Яма — социальная дисциплина

Яма означает ограничение, или воздержание. Это соответствует предписаниям йоги, имеющим параллели в библейских заповедях, в которых сформулирован запрет в повелительной форме: «Не делай...»

Человек с древнейших времен является членом общества. Он не может жить в изоляции. И как член общества, он имеет определенные обязанности и привилегии. Он должен придерживаться некоторых правил, с тем чтобы обеспечить благополучие себе и другим.

Ненасилие, правдивость, бескорыстие, умеренность в половой жизни и отсутствие стремления к стяжательству — вот заповеди Патанджали, те великие универсальные нравственные заповеди, нарушение которых не оправдано происхождением (нарушившего их), местом, временем, ситуацией (случаем), т.е. они действительны во все времена. Выполнение этих заповедей ведет к очищению.

В текстах по йоге перечисляется несколько таких правил, считающихся фундаментальными.

Йога Упанишада определяет яму как ненасилие, правдивость, бескорыстие, умеренность в половой жизни, всепрощение (снисходительность), стабильность ума, благочестие (почтительность), сострадание, умеренность в пище и чистота. Этих правил десять.

Хатха Йога Прадипика принимает те же этические принципы, которые перечислены в священных текстах йоги.

1. Ахимса — ненасилие

Насилие — это отсутствие любви. Без враждебности не может быть совершен акт насилия. Только любовь способна объединить общество и упрочить связи внутри его. В сердце йогина нет ненависти, а лишь любовь ко всем. Насилие — результат страха, эгоизма, гнева и отсутствия доверия. Ненасилие — это уважение к другим; это состояние сознания.

Патанджали говорит, что если кто-либо приходит в контакт с йогином, свободным от мыслей о насилии, то он вынужден отбросить всякое чувство вражды.

2. Сатья — правдивость

Говори правду, говори то, что приятно, но не говори неприятную правду или приятную ложь; так учит религиозная традиция, говорится в Махабхарате.

Согласно Даршана Упанишаде, истина — это опыт, приобретенный посредством пяти чувств.

В Йога Шастре сказано: «Когда сознание и интеллект согласны в своих суждениях, это и есть истина, это — настоящее знание».

Ученик йоги должен следовать истине в мыслях, речах и действиях.

Солгавший более ядовит, чем змея. У языка нет костей, он может извиваться как угодно, поэтому нуждается в контроле. Иначе не узнать, в какой момент он отклоняется от истины.

3. Астея — запрет на кражу и стяжательство

Подобно ветхозаветной заповеди «Не укради», астея — это допущение лишь того, что существенно для поддержания жизни. Все остальное — жадность.

Желать чужого имущества — даже в уме — такой же грех, как и воровство, Ученик, серьезно относящийся к йоге, не нуждается в богатстве, но, если оно к нему приходит, он его использует на благо других.

4. Брахмачария — умеренность в сексе

Брахмачария означает не пожизненное безбрачие, но умеренность в сексе между супругами. Калидаса описывает в Рагхувамше идеального царя - Раг I,7

Те цари, которые вели свое происхождение от солнца, собирали богатства в целях милосердия и уступали зову пола только затем, чтобы родить сына. Кама, или секс, несомненно, одна из пурушартх, или цепей в жизни, а также движущая сила человеческого существования, но ее необходимо направить в правильное русло. Отношения между супругами должны быть лояльными, они должны придерживаться взаимных обязательств в отношении умеренности. Неумеренный секс ведет к пагубным последствиям.

Ничто не должно мешать чувствам сосредоточиваться на Брахмане Всевышнем, иначе ученик сойдет с пути йоги.

Тело пребывает сильным и здоровым только тогда, когда манас (ум) и прана непоколебимы. Когда ум находится в уравновешенном состоянии, дыхание и витальная энергия также приобретают устойчивость. Стабильность витальной энергии придает силу и стабильность телу.
(ХЙП IV,28)

5. Апариграха — нестяжательство и неприятие подарков

Париграха — это стяжательство, или накапливание имущества из жадности. Когда вирус стяжательства проникает в человека, приостановить эту болезнь невозможно. Несомненно, что некоторое количество денег необходимо для удовлетворения основных потребностей при экономической системе, основанной на товарно-денежных отношениях. Продукты, жилье, одежда оплачиваются деньгами. Но физическая необходимость не есть стяжательство. Болезнь стяжательства — это жадность, коренящаяся в психике. Даже вознося молитвы Богу, мы о многих вещах просим из эгоизма. Эти молитвы не из благодарности. Тот, кто не жаждет ненужных вещей и чрезмерных чувственных удовольствий, не задет душевной болезнью стяжательства.

Патанджали сказал, что тот, кто избавился от Я и Мое, способен видеть вещи в их истинной перспективе.

6. Кшама — всепрощение

Одно из качеств йогина — умение прощать врагам, причинившим ему физические или душевные страдания; оно напоминает наставление Христа своим ученикам: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую.

7. Дхрити — стабильность интеллекта

Стабильность интеллекта ведет к осознанию того, что «Я — Сущий».

8. Дая — сострадание

Быть сострадательным ко всем и проявлять это в мыслях, словах и действиях — неотъемлемая черта йогина.

9. Арджава — прямота

Быть простым, прямым и справедливым — это арджава.

10. Митахара — умеренность в пище

Не поддаваться вкусовым соблазнам и есть только для того, чтобы поддержать организм, а не ради вкусовых ощущений, — это умеренность.

11. Сауча — чистота

Сауча — это внешнее и внутреннее очищение тела.

Нияма — индивидуальная дисциплина

Правила общения с самим собой включают в себя элементы физической и умственной дисциплины.

Чистота, удовлетворенность, рвение, изучение самого себя и поклонение Богу — вот пять правил, данных нам Патанджали (ПЙС II,32)

Кроме того, в других текстах выделяются еще семь правил. Это — вера, милосердие, скромность, здоровая психика, повторение священных имен, вера в священное писание и соблюдение обетов.

1. Сауча
Чистота имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. Она включает очищение пяти органов чувств и личную гигиену. Носить свою личную одежду, остерегаться заразных заболеваний — все это составляет личную гигиену. Потреблять простую и питательную пищу, а не ту, которая приятна лишь на вкус, тоже является несложным элементом внешней чистоты, без которой нельзя достичь внутренней, или чистоты сознания.

2. Сантоша — удовлетворенность
Удовлетворенность — состояние духа, имеющее существенное значение для здоровья и развития тела и психики. Недовольство ведет к жадности и зависти, которые ненасытны. Удовлетворенность порождает умиротворенность, которая приводит к чистому счастью.

3. Тапас — строгость к себе
Рвение или строгость к себе — это победа над всеми желаниями или чувственными удовольствиями путем практики очищения в мыслях, речах и действиях.

Поститься в благоприятные дни, испытывать братские чувства и смирение ко всем и контролировать свои чувства — это строгость к телу, или действие; не питать плохих мыслей или чувств по отношению к другим — это строгость мысли; пользоваться речью, чтоб хвалить Бога, — строгость в речах. Строгость очищает тело и сознание и ведет к господству над собственными чувствами. Йоговские асаны и контроль за дыханием ведут к очищению.

4. Свадхьяя — самопознание
Под самопознанием подразумевают выполнение определенных предписаний и сосредоточение всех телесных, душевных и умственных сил на самореализации. В состоянии ли бодрствования, дремоты или во сне следует неотступно сосредоточиваться на единении нашей внутренней сущности с Абсолютом.

5. Ишварапранидхана — преданность или покорность Богу
Оставаться безучастным и все свои действия посвящать Богу — это истинная преданность. Освободившись от желаний, садхака достигает единения с Богом.

В добавление к сказанному выше Хатха Йога Прадипика и Йога Упанишада приводят следующие ниямы.

6. Астикья — вера
Вера в существование Бога и в догматы Вед, Шастр и Пуран — это астикья. Вера объективна, а преданность — субъективна. В преданности заключена сила, поэтому вера должна поддерживаться преданностью.

7. Данам — милосердие
Приобретать богатство лишь дозволенными средствами и раздавать его с состраданием заслуживающим — это истинное милосердие.

8. Сиддханта вакья шраванам — придерживаться установленных доктрин
Придерживаться доктрин, устанавливающих существование Бога как реальное, абсолютное и безграничное, — одна из обязанностей йогина.

9. Хри — скромность
Совершать предписанные Священным писанием дела, при этом воспитывая в себе смирение и сохраняя чувство скромности при их выполнении, — это хри.

10. Мати — интеллектуальная убежденность, преданность
Последовательная вера в знание, почерпнутое из Вед и всего Священного писания, и отбрасывание противоречащих им доктрин — это мати.

11. Джапа — повторение мантр
Джапа — это непрерывное устное или мысленное чтение мантр. Мантры произносятся с целью сосредоточения внимания на одной-единственной мысли. Это приводит к целеустремленности — экаграта.

12. Врата — соблюдение религиозных обрядов
Исполнение актов религиозного искупления является проявлением физической и умственной дисциплины путем соблюдения враты.

Изложенные выше правила поведения применимы ко всем, следующим или не следующим по пути йоги. Они предписываются всеми религиями. Указанный ниже путь мы находим только в йоге.

Асаны — позы

Асаны — отличительная черта йоги. Они переносят упражняющегося из физического плана в духовный. Они — начало и основа йога Видьи.

Бытует мнение, будто Йога Сутра Патанджали не занимается физическим аспектом йоги, и речь там идет исключительно о духовной садхане, а упоминание об асанах является лишь случайным совпадением. Считается также, что Хатха Йога Прадипика касается только физической стороны, духовное же упоминается в ней как бы мимоходом. Обе эти точки зрения представляют собой ошибочное толкование философии йоги.

Первый раздел Хатха Йоги Прадипика описывает яму и нияму такими, какими они приводятся в разных писаниях о йоге, не входя в детали, так как их универсальная применимость общепризнана. Поэтому трактат начинается с третьей стадии, с асан, которые приводятся во всех деталях; постепенно описывая все ступени, которые ведут от привязанности к освобождению, он готовит ученика к стадии самадхи.

Под словом «асана» подразумевается принятие телом определенной позы с мыслью (bhavana — «воображение»), что Бог — внутри нас. Асана должна быть устойчивой (стхира), с тем чтобы не погасить божественную искру внутри нас. Асана джая, или овладение асанами, приходит тогда, когда прекращается усилие и наступает стабильность. Стабильность приводит к состоянию сукхаты, или блаженства. Асана, выдерживаемая в таком состоянии, выполняется уже не физическим или физиологическим телом, а внутренней самостью. В этом состоянии тело становится нам подвластным, двойственность исчезает и упражняющийся достигает единства тела, духа и души.

Великий Патанджали говорит об асанах следующее:

Поза придает устойчивость телу и уравновешивает ум.
(ПЙС II,24)

В Хатха Йоге Прадипика, где речь идет об асанах, утверждается;

Практика асан придает устойчивость телу,
освобождает от болезни
и придает легкость всему существу.
(ХЙП I,17)

Комментируя эту шлоку, Брахмананда утверждает, что практика асан укрепляет тело, устраняет раджас, или колебания разума, придавая сознанию устойчивость, подтверждая тем самым сказанное Патанджали о стхирате и сукхате. Стхирата означает твердость, в то время как сукхата характеризует состояние духа, а не тела. Мы не говорим, что тело счастливо, а говорим, что ум удовлетворен. Таким образом, сукхата означает не комфорт, как это иногда толкуется, а умиротворенность души. Поэтому обе эти шлоки означают одно и то же.

Можно сказать, что Хатха Йога Прадипика разрабатывает асаны и постепенно ведет к самадхи, тогда как Йога Сутра Патанджали точно и подробно описывает асаны в контексте о самадхи. Обе утверждают, что начинать следует с физического и постепенно переходить к духовному.

Тело и дух взаимосвязаны и взаимозависимы. Любое нарушение в теле вызывает нарушение духа, и наоборот. В йоге тело и дух воспитываются посредством неуклонного процесса практики асан, чтобы предотвратить любое нарушение в их функционировании. Такая практика дает здоровье, уравновешенность, подвижность и иммунитет от болезней. Секрет победы над телом заключен в овладении позами йоги.

Посредством этого существенного шага садхака движется к духовности и самореализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.136.84 (0.021 с.)