Тема 1. Роль и место информационных технологий на современном предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Роль и место информационных технологий на современном предприятии



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

Дисциплина

«Эффективность информационных технологий»

Направление

«Бизнес-информатика» — 080700.68

Москва – 2006


АННОТАЦИЯ

Конспект лекций содержит теоретический материал по дисциплине «Эффективность информационных технологий».

Предназначен для преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Эффективность информационных технологий», входящей в учебный план подготовки магистров по направлению «Бизнес-информатика». Может быть полезен студентам, изучающим дисциплины «Экономика информационных технологий», «Экономическая эффективность ИТ», преподавателям и аспирантам.

Составители

Профессор кафедры управления информационными ресурсами Сериков А.П.

Доцент кафедры управления информационными ресурсами Сизов А.В.

Обсуждено

на заседании кафедры управления информационными ресурсами предприятия Протокол от 11 октября 2006 г. № 2


Введение.. 5

Тема 1. Роль и место информационных технологий на современном предприятии.. 7

Лекция 1: Воздействие информационных технологий на формирование облика предприятия. 7

1. Информационные технологии и интересы бизнеса. 9

2. Роль информационных технологий в жизнедеятельности предприятий. 16

3. Информационные технологии как элемент стратегии развития предприятия. 24

Вопросы: 29

Список литературы: 29

Лекция 2. Информационные технологии и новые возможности предприятия. 31

1. Эффективность ИТ с точки зрения бизнеса. 31

2. Влияние ИТ на системные функции предприятия. 34

Вопросы: 49

Список литературы: 50

Лекция 3: Классификация, отличительные параметры и особенности оценки эффективности различных типов информационных систем. 52

1. Принципы классификации информационных систем. 52

2. Автоматизация проектно-конструкторских работ (CAD/CAM/CAE). 57

3. Управление жизненным циклом изделия (PLM/PDM). 61

4. Управление ресурсами предприятия (ERP) 64

5. Управление взаимоотношениями с клиентами и партнерами (CRM/PRM) 67

6. Управление цепочками поставок (SCM) 69

7. Системы управления знаниями (Knowledge Management) 71

8. Отраслевые системы. 75

Вопросы: 77

Список литературы: 77

Лекция 4: Эволюция понятия эффективности ИТ. (Реальные показатели, дискуссионные взгляды, перспективы разработки). 79

1. Принципиальные подходы к проблеме оценке эффективности ИТ. 79

2. Стоимость, добавленная управленческим трудом (П. Страссман). 96

Вопросы: 104

Список литературы: 105

Тема 2. Методы оценки эффективности информационных технологий.. 108

Лекция 5. Функционально-стоимостной анализ и его применение для оценки эффективности ИТ.. 108

1. Суть метода ФСА.. 108

2. Причины появления ФСА.. 111

3. Отличие от традиционных методов. 112

4. Функционально-стоимостное управление. 120

5. Требования ФСА к системе управленческого учета. 125

Вопросы: 132

Список литературы: 132

Лекция 6. Совокупная стоимость владения.. 134

1. Методика расчета совокупной стоимости владения. 134

2. Факторы, влияющие на величину совокупной стоимости владения. 147

3. Учет затрат по видам деятельности в процессах модели ITSM... 153

Вопросы: 163

Список литературы: 164

Лекция 7: Качественные методы оценки эффективности ИТ.. 165

1. TVO.. 165

2. CBA.. 176

3. Система сбалансированных показателей. 189

Вопросы: 199

Список литературы: 199

Тема 3. Бюджетирвание ИТ.. 201

Лекция 8. Бюджет предприятия.. 201

1. Общие принципы финансового планирования. 201

2. Контроль выполнения бюджета предприятия. 211

Вопросы: 225

Список литературы: 228

Лекция 9: ИТ-бюджет предприятия.. 229

1. Структура ИТ-бюджета. 229

2. Анализ ИТ-бюджетов российских компаний. 230

2. Философия бюджетирования ИТ. 242

Обоснования бюджета. 251

Процесс создания ИТ бюджета. 273

Вопросы: 280

Список литературы: 280

 


Введение

Высокие технологии, рост объемов и номенклатуры производства, беспрецедентное разнообразие товаров и услуг, появление уникальных по сложности изделий, масштабных информационных сетей, динамичные изменения во внешней и внутренней среде предприятий, меняя характер производства, образ жизни людей, порождают целый ряд проблем обеспечения адекватного управления. Научно-технический прогресс чрезвычайно ускорил темпы внедрения последних достижений в области информационных технологий во все сферы социально-экономической жизни. Информационные технологии стали быстро преобразовываться, превращаясь в доминирующую отрасль экономики, соответственно, начали появляться различные вариации в терминологии: «информационные и коммуникационные технологии», «компьютерные информационные технологии» и др. Информационные технологии (ИТ) – системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, хранения, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и связи.

ИТ стремительно становятся основным технологическим укладом современной техногенной цивилизации, обеспечивая трансформацию и переход общества от традиционной рыночной системы хозяйствования, «ориентированной на удовлетворение материальных потребностей человека и общества путем переработки все больших объемов природных, трудовых и капитальных ресурсов при помощи промышленных технологий и индустриального способа производства товаров и услуг к новой более высокоорганизованной системе хозяйствования, к новой альтернативной экономике, движущей силой которой являются информационные ресурсы, передовые информационные технологии и производство новых научных знаний, информационных продуктов и услуг» [7].

За годы реформ в экономике России радикально изменились система хозяйственных связей между регионами, отраслями, предприятиями, финансово-кредитная система и система государственного регулирования. На основе перестройки форм собственности формы, методы и стиль управления существенно трансформировались. Многие предприятия попали в кризисное положение, не обеспечивая адекватного управления в условиях рыночной конъюнктуры и разрыва директивно определяемых хозяйственных связей. Возникла острая необходимость отыскания и использования принципиально новых подходов к управлению, основанных на опережающей прогнозной информации и на достоверной информации в режиме реального времени.

Стратегическое управление вынуждено стало активно пересматривать и обновлять цели развития предприятия, оперативное управление оказалось все более зажатым в жесткие временные рамки. При этом начал объективно формироваться повышенный спрос на информационные системы управления (ИС) различного класса, призванные обеспечить устойчивость предприятий (корпораций) в условиях высокого уровня внешних и внутренних рисков. Внедрение дорогостоящих проектов информатизации предприятий остро поставило вопрос об обоснованности производимых затрат.

Курс «Экономическая эффективность ИТ» посвящен методическим вопросам выбора и оценки информационных систем управления на предприятиях и являет собой описание имеющихся в настоящее время (как общепризнанных, так и дискуссионных) методов и методических подходов для оценки эффективности информационных технологий. Кроме того, в курсе рассматриваются принципы организации и функциональные возможности информационных систем и бюджетирования информационных технологий.

Представленный курс ставит своей целью выявить и показать возникающие в результате внедрения системные эффекты, для перехода, на их основе, к оценке эффективности информационных технологий.

Тема 1. Роль и место информационных технологий на современном предприятии

 

Лекция 1: Воздействие информационных технологий на формирование облика предприятия.

 

Цель лекции: Дать представление слушателям о роли и месте информационных технологий в современном бизнесе, о проблемах связанных с оценкой эффективности их использования, о связи информационных технологий со стратегией развития предприятия

 

Рассмотрено воздействие информационных технологий на различные сферы производства и бизнеса, на эффективность их функционирования и исполнения системных функций в обществе, формирование облика и развитие современных предприятий, на возможности и перспективы их развития. Рассматриваются различные стороны воздействия информационных технологий на предприятие, и, соответственно, проблемы выбора критериев (качественных и количественных), позволяющих оценивать эффективность внедрения ИТ на предприятии.

Показаны проблемы формирования, выбора и реализации целей внедрения информационных технологий на предприятии, связанные, прежде всего с совершенствованием структур управления предприятиями и необходимостью, во многих случаях, целевой институциональной перестройки. Проанализировано возможное влияние ИТ (положительное, отрицательное) на межличностные, управленческие, операционные процессы на предприятии.

В последние годы отечественный менеджмент стал воспринимать информационные технологии как обязательную и очень важную составляющую процесса развития предприятия. Но большинство руководителей так и не смогли ответить на вопрос о том, как они представляют воздействие информационных технологий на их предприятия, несмотря на значительныефинансовые вложения в данную область.

ВоздействиеИТ на общество в целом, на экономику, социальные отношения, культуру, образование, психологию, здоровье и т.д. стало постоянным предметом исследования и обсуждения. Беспрецедентные возможности сегодняшнего и перспективного производства, определяющие современную экономику, как экономику альтернатив, заставляют предприятия постоянно отслеживать свое место в системе хозяйственных и партнерских связей. Конкуренция постепенно и неуклонно вынуждает участников рынка создавать и внедрять новые инструменты управления, вырабатывать новые приемы работы с ними. Информационные технологии, информационно-коммуникационные системы, информационные системы управления все в большей степени начинают отвечать потребностям управления, существенно видоизменяя характер управления, характер процесса принятия решений.

Рассматриваемые вопросы:

1. Информационные технологии и интересы бизнеса

2. Роль информационных технологий в жизнедеятельности предприятия

3. Информационные технологии как элемент стратегии предприятия

Таблица 2.1. Матрица структурно функциональных взаимосвязей процессов в организации.

Системные функции Процессы
  Межличностные Управленческие Операционные
Культурная. Профессионально служебная сегментация. Этика Продуктивность труда.
Политическая. Цели. Право. Технологическое и экономическое лидерство.
Экономическая. Должностные роли и материальные интересы. Организационная форма, материальные активы и коммуникации. Загрузка производственных мощностей и производственный процесс.
Кадровая. Численность и структура персонала. Профессиональна подготовка. Профессионально квалификационный состав работающих.
Экологическая. Расселение. Размещение видов деятельности Природопользование.

ИТ воздействуют на процессы управления, преобразовывая организационную форму предприятия и коммуникации, совершенствуя исполнение функций предприятия. Информационные системы способны радикально изменить весь характер деятельности предприятия, косвенные эффекты проявляются при этом значительно шире, чем эффекты от основной деятельности. Происходят и накапливаются внешне неявно выраженные изменения, тем не менее, существенно повышающие потенциал предприятия, обеспечивающие новый уровень управления, на котором становится возможной реализация новых технологических, организационных и других процессов.

Классическое понятие эффективности перестает быть адекватным. В новой трактовке экономическая эффективность определяет возможности развития предприятия – насколько оно сможет эффективнее реализовывать цели и решать прежние задачи, насколько оно способно будет решать новые задачи и ставить новые цели.

Новые организационные формы деятельности и коммуникации изменяют практически все системные функции и процессы предприятия. Рассмотрим воздействие информационных технологий на системные функции предприятия подробнее.

ИТ влияют на облик современных предприятий, позволяя создавать новые организационные структуры, эффективное функционирование которых невозможно без использования ИТ. Происходит отказ от многоуровневых организационных структур в пользу «плоских» систем. Предпосылки для создания таких систем создаются за счет упрощения доступа к информации и средствам коммуникаций. Предприятия быстрее реагируют на изменение внешней среды. Матричные, функциональные и многие другие модели организаций начали появляться уже в конце 1950-х годов [4], но реальное применение такие структуры получили лишь в настоящее время. Это связано в первую очередь с тем, что эти структуры порождают конфликты, информационные перегрузки и дорогостоящее дублирование ресурсов, то есть проблемы, решение которых возможно только с появлением ИТ. Такие организационные структуры обладают большей гибкостью, адаптивностью, информационной емкостью, что является одним из необходимых элементов функционирования современного предприятия.

Организационная форма, материальные активы и коммуникации. Внедрение ИТ позволяет использовать новые формы управления, основанные на более эффективном использовании информации. Изменение организационной формы влияет на большинство системных функций предприятия.

Традиционная деловая фирма была и остается до сих пор иерархическим, централизованным и жестко структурированным построением специалистов, которые обычно выполняют постоянное множество стандартных операционных процедур, обеспечивающих поставку продуктов или услуг. Новый стиль деловых фирм – не столь иерархический, существенно менее централизованный, который полагается на почти мгновенную реакцию на новую информацию, что необходимо для своевременной корректировки структуры выпуска, чтобы удовлетворить возможные вариации требований потребителей.

Современные информационные технологии управления позволяют им справляться с требованием обработки возрастающих объемов информации, неотъемлемо присущих новым организационным моделям. Информационные технологии делают фирму даже более зависимой, чем в прошлом, от знаний, обучаемости и характера принятия решений отдельных специалистов.

Загрузка производственных мощностей и производственный процесс – является непосредственным результатом внедрения ИТ, который можно отнести к прямым факторам воздействия ИТ на предприятие.

Должностные роли и материальные интересы. Современные системы мотивации персонала неразрывно связаны с информационной системой, обеспечивающей контроль не только за количеством времени, проведенным сотрудником на рабочем месте, но и за уровнем его загрузки.

Профессионально-квалификационный состав работников. Меняется кадровый состав персонала. Например, после внедрения автоматизированной системы управления предприятием отпадает необходимость в наличии клерков, выполняющих однотипную конторскую работу. Здесь аналогию можно провести с автоматизацией производственных процессов, когда на смену рабочих, выполняющих операции своими руками приходят автоматические станки (например, станки с ЧПУ), но при этом возникает необходимость в операторах, обеспечивающих управление и контроль таких систем. В новых условиях в первую очередь используются интеллектуальные ресурсы человека, а не физические.

Профессиональная подготовка персонала. Организации нуждаются в квалифицированных сотрудниках, хорошо разбирающихся в области ИТ. В информационном обществе специалист обучается в течение всей жизни, так как ИС постоянно претерпевают существенные изменения.

Эффективность использования ИТ связана во многом с человеческим фактором. Меняются технологии, типы приложений и требования к пользователям. Однако, многие пользователи достаточно консервативны в своих привычках, находят изменения неудобными и сопротивляются им. В этом же направлении действует часто встречающееся предвзятое отношение пользователей к персоналу ИТ, являющемуся инициатором и проводником изменений.

В целом же ИТ способствуют понижению конфликтности в межролевых отношениях, делая их более формализуемыми и менее зависимыми от таких факторов, как психологическая несовместимость и идиосинкразия.

Численность и структура персонала изменяется вместе с изменением организационной структуры предприятия. В первую очередь сокращается количество работников, выполняющих однотипные операции, но при этом увеличивается количество персонала, связанного с информационными технологиями.

Технологическое и экономическое лидерство – является одной из основных причин, по мнению автора, внедрения ИТ. Информационные системы являются одним из инструментов в конкурентной борьбе, позволяющих достичь лидерства в области или догнать конкурентов.

Стратегия инновационного лидерства является по существу стратегией информационной монополии. Однако главное в том, что, будучи фактором быстро нарастающего возмущения в воспроизводственных процессах, она становится инициатором так называемой предпринимательской волны. Предпринимательская волна – это процесс стремительного увеличения числа организаций, подхватывающих новую инновацию либо прямым копированием, что бывает редко, либо модифицируя ее применительно к своим условиям. Инновации в одних отраслях становятся причиной их запуска в других. В этом смысле, хотя стратегия инновационного лидерства содержит в себе, как необходимый элемент, стратегию информационной монополии, однако временные границы этой монополии узки и, по - существу, информационное лидерство в его развернутом виде – это процесс открытый, общеэкономический.

Развитие ИТ оказывает существенное влияние на характер взаимодействия между воспроизводственными и инновационными аспектами жизнедеятельности организации. ИТ повышают потенциал управления, выводят его на более высокий уровень функционирования, открывая перед руководством целый ряд новых направлений, представляющих поле инновационного выбора для дальнейшего развития организации.

Право. Реальная экономика развитых стран опирается на чрезвычайно развитую систему права, что дает возможность разрешать практически любые конфликты между частными сторонами с учетом общественных интересов.

Одним из требований для успешного внедрения полномасштабной ИС на предприятии является построение его бизнес – модели в целях оптимизации технологии работы предприятия, разработки нормативной базы, то есть положений подразделений, должностных инструкций, регламентов, процедур документооборота и т.п., а также в целях разработки технических требований к информационной системе предприятия. При этом бизнес-модель - не просто набор технологий и инструкций, это масштабное внутреннее соглашение о правилах совместной деятельности участников бизнеса.

Внедрение информационных систем затрагивает широкий спектр правовых вопросов. С точки зрения общего права таких проблем две: авторские права и права доступа к ИС. С точки зрения авторских прав основная проблема состоит в том, что их легко имитировать, копировать и безвозмездно использовать идеи, заложенные в их разработку. С точки зрения доступа к информационным ресурсам имеется проблема идентификация пользователя для предотвращения несанкционированного вторжения в систему с целью получения доверительной информации с корыстными целями.

Цели. Процесс выработки решений может считаться заверенным, когда в результирующей части сформулированы установки для исполнителей. Это важнейшее условие их выполнения. С усложнением задач, решаемых в организациях и нарастанием зависимости качества выполнения от квалификации и инициативы исполнителей, их лояльности к организациям, целевые установки должны разрабатываться с учетом предложений и интересов исполнителей и содержать в себе элементы их целевой ориентации.

Развитие менеджмента в качестве управленческого звена на средних и крупных фирмах вызвано потребностями достижения баланса между различными требованиями составляющих их групп, большая часть которых не является формальными владельцами их акций.

Таким образом, менеджерский тип управления фирмой подразумевает, что она представляет собой коалицию групп по интересам – акционеры, наемные работники, поставщики, потребители и даже широкая публика, попадающая в сферу деятельности фирмы. Отличительной особенностью менеджмента как совокупности управленческих функций является координация или даже гармонизация целей и интересов составляющих фирму групп.

Продуктивность труда. Снижение количества рутинных операций существенно повышает уровень производительности труда. Работа начинает приобретать для персонала более творческий характер, связанный, в первую очередь с обработкой информации.

Этика. Персонал в компании начинают рассматривать как соучастника процесса, а не как исполнителя. Отход от рутинной в пользу работы с информацией делает работу не только «более творческой», но и более ответственной. При этом возникают этические проблемы, связанные, прежде всего, с открытостью информации и уровнем секретности. Возникает проблема лояльности персонала, пользующегося доверительной информацией.

Накопленный разными странами опыт юридического воздействия на формирование информационных прав и обязанностей доказывает недостаточность имеющихся законодательных мер для их защиты. Все больше распространяется понимание того, что в этой области необходимо обращение к глубинным структурам личности и ее психологии, которые являются предметом этики и воздействие которых на межличностные и межорганизационные отношения находят свое выражение в нравственных принципах. Отсюда понятно и правомерно нарастание движения по пути разработки кодексов морального поведения для профессиональных групп разработчиков программного обеспечения и пользователей.

Профессионально служебная сегментация. Внедрение ИС, как правило, влечет за собой изменение структурных, функциональных и кадровых характеристик предприятия. Организации становятся более плоскими, их архитектура упрощается. Глобальная модернизация структуры предприятия влечет за собой появление новых отделов и исчезновение старых.

Новые информационные технологии изменяют структуру межличностных связей внутри компании. Тематические конференции, компьютерные рассылки становятся неотъемлемой частью современного общества. Этот виртуальный мир, построен по своим этическим принципам, возможно несколько отличающимся от принятых в реальном мире. Таим образом, мы можем говорить, что ИТ не только увеличивают эффективность использования информации, но и уменьшают стратификацию персонала.

Расселение существенно трансформируется с развитием ИТ на предприятии. Отпадает необходимость в аренде офиса для всех сотрудников компании. Какую-то часть из них можно оставить дома, разместив у них компьютер, подключенный к корпоративной сети или Интернету. В более широком смысле расселение, как социальное действие, можно иллюстрировать принципиально новой географией размещения сотрудников, организацией подразделений, вспомогательных служб, представительств, филиалов и т.д. Совместные рабочие команды, члены которых, работая над новыми продуктами, удалены друг от друга на тысячи километров, становятся реальностью.

Во всяком случае, особенности организации экономической жизни общества отражаются в структуре расселения, хотя сейчас говорить о взаимно однозначном соответствии уже нельзя.

Размещение видов деятельности. Появление информационных технологий стирает границы между различными регионами. ИС позволяют располагать менеджеров, управленческий персонал отдельно от производства. Эффективное управление и коммуникации в таком случае обеспечивают ИТ. Как социальное действие это непосредственно связано с предыдущим.

Компании не ограничены физическим местоположением для производства продуктов и услуг. Сетевые информационные системы позволяют компаниям координировать работу географически разбросанных мощностей, как виртуальных корпораций (или виртуальных организаций), иногда называемых сетевыми организациями. Виртуальные организации используют сети для связывания людей, активов и идей, соединяя поставщиков и потребителей (а иногда, даже конкурентов) для создания и распределения новых продуктов и услуг, не ограничивая себя традиционными границами организации или физическим местоположением. Одна компания может использовать мощности другой без физической связи с той компанией. Каждая вносит свой вклад в конкуренцию, делая то, что она умеет лучше других. Эти сетевые компании продолжают оставаться прибыльными. Одна может нести ответственность за проектирование, другая за сборку и производств, а третья за администрирование и реализацию.

Природопользование. И нформационные технологии, позволяя размещать структуры управления компанией отдельно от производства, дают возможность выносить грязные производства в другие районы, где загрязнения, создаваемые этими производствами не будут являться критическими. В настоящий момент мы можем наблюдать, что крупные фирмы выносят свои «неэкологичные» производства в страны третьего мира и, таким образом решают проблему природопользования на региональном уровне.

Эффективность ИТ в управленческих процессах проявляется в открывающихся возможностях решать сложные задачи без их декомпозиции на более простые, с неизбежной проблемой формирования иерархической структуры и борьбы за приоритетность между различными блоками. При этом необходимо учитывать возможные негативные последствия установления доверительных отношений между участниками деятельности предприятия. Когда один или некоторые из них, в обмен приобретают формально не предусмотренную возможность добиваться для себя финансовых преимуществ. Таким образом, в ситуации доверительных отношений возникает проблема справедливого вознаграждения, у которой нет рыночного решения, а судебная процедура приводит к разрушению доверительных отношений. Если возникает такая ситуация, то необходимо, чтобы государство приняло на себя роль арбитра для ее разрешения.

Эффективность ИТ в операционных процессах предполагает использование знаний и инициативы отдельных индивидов (физических и юридических лиц) для реализации предпринимательских функций. Поэтому владение имуществом, как фактор, дающий владельцу права на доминирующее влияние на решения на предприятии и на получение дохода, становится мощным препятствием на пути эффективного использования ИТ в России.

Эффективность ИТ опирается на растущую роль профессиональных знаний и умений, а также личных качеств отдельных работников – инициативность, творческий подход, лояльность, ответственность и т. п., в реализации предпринимательских функций предприятия. Потенциально ИТ являются тем инструментом, который при правильном использовании способен обеспечить возникновение и распространение очагов предпринимательства даже в рамках жестких организационных структур. Тем самым ИТ открывают и повышают роль нефинансовых и неформальных активов в деятельности предприятия. Роль финансовых активов, при этом, становится более пассивной и инструментальной. С этой точки зрения становится понятной настороженное отношение, и даже противодействие к повышению роли ИТ со стороны тех групп, которые наиболее тесно связаны с владением традиционными активами, такими как финансовые и имущественные активы.

Таким образом, ИТ могут повышать эффективность процессов на предприятии, расширяя его возможности, но могут создавать угрозы самому существованию предприятия. При этом сами процессы могут препятствовать внедрению ИТ.

Очевидно, что далеко не всякий проект, связанный с внедрением ИТ затрагивает все перечисленные аспекты жизнедеятельности предприятия, но даже для небольших проектов целесообразно учитывать возможность их как отрицательного, так и положительного влияния на процессы на предприятии.

Связанные в сети ИС формируют новые отношения между организациями, их потребителями и поставщиками, переопределяя организационные границы. Но, наряду с оценками положительного воздействия на предприятие, необходимо отметить и недостатки, способные в определенных условиях проявиться в результате внедрения и развития ИС.

Это возможность монополизации отдельных сегментов рынка, необходимость постоянного увеличения капиталовложений и затрат, нарастание проблем соблюдения коммерческой тайны и информационной безопасности, низведение роли человека, рассматривавшегося ранее, как ресурс, как фактор производства, до объекта, способного работать с новой информацией.

Положительные и отрицательные факторы влияния ИТ на исполнение системных функций предприятия в обществе, в общем виде могут быть представлены в форме таблицы (таблица 2.2) [8].

Таблица 2.2. Положительные и отрицательные факторы влияния ИТ на исполнение системных функций предприятия в обществе.

Системные функции Положительный вклад. Негативный вклад.
Культурологическая Создание языка общения профессионально - сегментированных групп участников деятельности предприятия. Инициация предпринимательских волн в обществе и на предприятии. Разрушение этических принципов ведения дел
Политическая Участие разных групп участников деятельности предприятия в формировании целей предприятия. Повышение прозрачности деятельности предприятий и обеспечение диалога с участниками его деятельности. Возможность информационной монополизации.
Экономическая Выполнение учета рутинных трансакций предприятия. Появление электронных посредников, сокращающих трансакционные издержки предприятий. Более полный учет вклада участников в деятельность предприятия. Потеря независимости связанная с установкой жестких сетевых отношений.
Кадровая Повышение профессионального, квалификационного уровня персонала. Компьютерные справочные и образовательные системы Повышение нагрузок на человека.
Экологическая Способность выполнять работу вне зависимости от места жительства. Снимаются ограничения на местоположение производства товаров и услуг. Возможности несанкционированного вторжения в сети.

 

Рассматривать воздействие ИТ на предприятие можно в рамках трансакционных издержек. Трансакция, как добровольная рыночная сделка, включает в себя четыре группы параметров: участники сделки; ресурсы, используемые в трансакции, и ее ожидаемые результаты; права участников на ресурсы и результаты; обязанности сторон. Трансакции условно делятся на внутрифирменные (это функции, обеспечивающие экономическую деятельность фирмы) и рыночные (связанные с основной деятельностью предприятия, как поставщика товаров и услуг).

В работах Рональда Коуза [5] отмечалось, что контракты не выполняются сами по себе. Как правило, для выполнения контракта необходимо приложить некоторую силу, направленную на обеспечение выполнения контракта. Сила, необходимая для достижения поставленного контракта получила название «трансакционных издержек». Считается, что такие издержки несут все участники сделки. Можно говорить, что трансакционные издержки — это издержки отношений участников сделки.

В настоящий момент можно выделить несколько видов наиболее типичных трансакционных издержек. Для рыночной трансакции это поиск информации о товаре и клиенте, ведение переговоров и заключение контракта, мониторинг контрактной дисциплины, страхование от недобросовестного поведения партнеров, оценка качества товаров и услуг, разрешение претензий и защита от третьих лиц, а также разработка и поддержка правовых норм и стандартов [6].

Для внутрифирменных трансакций характерны издержки, связанные с поиском информации внутри организации, подготовкой и принятием решений, контролем выполнения решений, оценкой качества ресурсов и результата, разрешением споров, разработкой и поддержкой корпоративных стандартов [7].

Информационные технологии, сами по себе, сегодня являются одной из основных возможностей минимизации трансакционных издержек. Информационные системы непосредственно влияют на сокращение стоимости рыночных трансакционных издержек за счет оптимизации поиска информации о потребителях и поставщиках.

Информационно- справочные системы представляются неотъемлемой частью современного рынка. Компании постоянно используют справочники по разным видам законодательства, международным, национальным и отраслевым стандартам.

Как один из вариантов такого справочника можно назвать Интернет. С другой стороны ИС влияют на внутрифирменные трансакции за счет оптимизации работы сотрудников внутри фирмы. Современные ИТ начинают использоваться как инструмент обучения и становятся элементом корпоративной культуры и механизмом институциональных преобразований.

Для постиндустриального общества характерно большое количество научно- технических и технологических инноваций, а также смещение приоритетов в сфере производства в сторону улучшения качественных характеристик деятельности предприятия. Одновременно, внешняя среда по отношению к предприятию становится все менее предсказуемой, характеризуется все большей сложностью и изменчивостью.

Данные обстоятельства обусловили появление новой управленческой концепции, основанной на системном и ситуационном подходе к управлению. Новизна этого концептуального подхода заключается в том, что предприятия рассматриваются как открытая социально - экономическая система, успешное достижение целей которой возможно только при максимальной приспособленности к изменениям внешнего окружения – экономического, политического, социального и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.45 (0.068 с.)