Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Инвестиционная деятельность пфр

Поиск

Цель занятия – ознакомить студентов с основами инвестиционной деятельности ПФР

Содержание занятия:

1. Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений

2. Движение средств пенсионных накоплений между ПФР, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями

3. Информация о результатах инвестирования пенсионных накоплений застрахованным лицам

 

Инвестиции представляют собой долгосрочные вложения капитала в экономику с целью извлечения прибыли.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной деятельности в целях получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта.

Общеизвестно, что средства пенсионных накоплений являются долговременными инвестиционными ресурсами, которые могут существенно ускорить экономический рост в стране, и как следствие, инвестирование этих средств позволяет защитить их от обесценения в результате инфляции и получить доход от их размеще­ния, существенно превышающий сумму внесенных плательщиками стра­ховых взносов. Вместе с тем, для того, чтобы добиться указанного результата, в процессе инвестирования должны быть решены задачи обеспечения сохранности, доходности и ликвидности средств пенси­онных накоплений.

Ключевым элементом накопительной составляющей обязательной пенсионной системы является инвестирование средств, аккумулируе­мых в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахо­ванных лиц. В связи с этим принципиально важное значение имеют правила, по которым осуществляется инвестирование пенсионных накоплений.

Правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, особенности правового положения субъектов и участников данных процессов установлены Федеральным Законом от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", далее — Федеральный закон № 111-ФЗ (с последующими изменениями в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 10.11.2003 N 135-ФЗ).

Практическая реализация положений пенсионной реформы в части формировании пенсионных накоплений началась с 1 января 2002 года, когда застрахованным лицам Пенсионный фонд Российской Федерации начал зачислять 2% от суммы пенсионных взносов на накопительные счета. В целом за 2002 год на накопительные счета граждан было зачислено 37,8 млрд. рублей.

Федеральный закон № 111-ФЗ регулирует взаи­моотношения, связанные с формированием и инвестирова­нием средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, а также описывает участников процесса инвестирования средств пенсионных накоп­лений, основные требования, предъявляемые к ним, а также их права и обязанности.

Субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений являются:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

2) специализированный депозитарий;

3) управляющие компании;

4) застрахованные лица;

5) страхователи (предприятия-работодатели).

Кроме них участниками этих отношений являются: негосударственные пен­сионные фонды, брокеры, кредитные организации, органы государственного управления и другие организации.

Субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений являются страхователи, страховщик и застрахованные лица, правое положение которых, основания возникновения и порядок осуществле­нии их прав и обязанностей также регулируются Федераль­ном законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В соответствии со статьей 6 указанного закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. Лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, осуществляющие уплату страховых взносов в ПФР и ведущих учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в бюджет ПФР.

К страхователям также приравниваются физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществляющие уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 111-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящей.

В соответствии со ст.10 Федерального закона № 111-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет свои права и исполняет обязанности исключительно в интересах застрахованных лиц. Он управляет средствами пенсионных накоплений в соответствии с требованиями Федерального закона, законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и использует их исключительно в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

В рамках реализации накопительного компонента пенсионной системы Пенсионный фонд Российской Федерации аккумулирует страхо­вые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, заключает и расторгает договоры с управляющими компаниями и специализирован­ными депозитариями, отобранными по конкурсу, передает управляющим компаниям в доверительное управление средства пенсионных накопле­ний, ведет обособленный учет указанных средств и отражает их на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, запрашивает и получает у управляющих компаний средства на осуществление выплат, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

В целях реализации полномочий, возложенных Федераль­ным законом на Пенсионный фонд Российской Федерации, в Исполнительной дирекции ПФР образован департамент организации и контроля инвестиционных процессов.

В департаменте выделено три основных направления деятельности, каждое из которых курируется заместителем начальника департамента:

— организация процесса инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, и временно cвoбодных средств резерва бюджета ПФР, контроль и координации инвестиционных процессов;

— аналитическое сопровождение инвестиционных процессов для обеспечения эффективности инвестирования средств;

— организация процесса перевода средств пенсионных накоплений и осуществление учета их движения между субъектами инвестирования, взыскание финансовых обязательств в пользу ПФР.

Передача средств в управляющие компании расширяет круг объ­ектов инвестирования, в которые могут быть размещены пенсионные накопления. Это в свою очередь дает возможность повысить доход­ность от размещения пенсионных накоплений. Вместе с тем, в целях защиты средств от потерь, законом установлены ограничения как по кругу объектов инвестирования, так и по их структуре, с тем, что­бы пенсионные накопления могли быть инвестированы только в доста­точно надежные активы.

Государство должно обеспечить с помощью жесткого отбора надежность компаний, допущенных к работе со средствами пенсионных накоплений. Гарантией сохранности и доходности средств может быть вид актива, в которые эти средства будут вкладываться. Наиболее приемлемым видом актива будут государственные ценные бумаги, обеспечивающие 100-процентную сохранность и доходность, на 2-4 процента превышающую темп роста инфляции. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 652 ПФР разрешено инвестировать средства в государственные ценные бумаги, выраженные в валюте РФ, в государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, в ипотечные ценные бумаги.

Инвестирование средств, как правило, осуществляется профес­сиональными участниками фондового рынка. Особая роль в инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии принадлежит управляющим компаниям и специализированному депозитарию. Они осуществляют доверительное управление средствами пенсионных накоплений, инвестируя их в ценные бумаги другие финансовые инструменты.

Федеральным законом № 111-ФЗ регламентируется комплекс функций специализированного депозитария и управляющих компаний, которые они обязаны осуществлять по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Регистрацию и контроль за текущими операциями управляющих компаний по закону должен осуществлять специализированный депози­тарий, который призван обеспечить соблюдение управляющими компа­ниями установленных законодательством правил инвестирования пен­сионных накоплений. Законом предусмотрен только один специализированный депозитарий, что позволит ему контролировать весь про­цесс инвестирования в рамках Пенсионного фонда Российской Федера­ции. Специализированный депозитарий — акционерное общество, общество с ограниченной (доверительной) ответственностью, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее лицензии:

— на осуществление депозитарной деятельности;

— на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными инвестиционными фондами.

Отобранный по конкурсу специализированный депозитарий заклю­чает договор об оказании им услуг с Пенсионным фондом и с каждой из отобранных управляющих компаний. По каждой управляющей компании спецдепозитарий открывает отдель­ный счет для учета прав на ценные бумаги, приобретаемые на средс­тва пенсионных накоплений.

Спецдепозитарий ведет учет ценных бумаг, приобретаемых соот­ветствующей управляющей компанией, и учет перехода прав на эти ценные бумаги, а также осуществляет контроль за определением уп­равляющими компаниями стоимости чистых активов и соответствием деятельности управляющих компаний и других участников процесса инвестирования пенсионных накоплений требованиям закона и иных нормативных актов. В случае выявления при осуществлении контроля существенных нарушений, в обязанности спецдепозитария входит ин­формирование о них уполномоченного федерального органа, ФКЦБ, Пен­сионного фонда Российской Федерации и соответствующей управляющей компании.

Спецдепозитарий должен поддерживать установленное соотноше­ние собственного капитала и общей суммы обслуживаемых активов. О видах и стоимости ценных бумаг и о стоимости чистых активов, на­ходящихся в управлении компаний, специализированный депозитарий информирует Пенсионный фонд и уполномоченный федеральный орган.

Управляющая компания — акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Управляющая компания должна пройти конкурсный отбор в соответствовать требованиям, предъявляемым Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации на право доверительного управления средствами пенсионных накоплений граждан, иметь в доверительном управлении не менее 100 млн. рублей и собственных средств — не менее 50 млн. рублей, иметь в управлении средства не менее двух фондов.

К участию в конкурсе допускаются ор­ганизации, имеющие соответствующие лицензии и опыт работы в ка­честве управляющей компании и специализированного депозитария с соответствующим составом и структурой активов, не подвергавшиеся процедурам банкротства в течение двух последних лет, удовлетворя­ющие установленным Правительством Российской Федерации требовани­ям к минимальному количеству клиентов, профессиональной квалифи­кации и опыту работы должностных лиц и сотрудников, другим требо­ваниям.

В состав конкурсной документации претендентов должны вхо­дить: заверенные аудитором бухгалтерский баланс и отчет о прибы­лях и убытках за последние три года, а также перечень сведений об акционерах, участвующих в конкурсе компаний и депозитариев. Ука­занные требования позволяют ограничить участие в конкурсах недос­таточно надежных организаций и избежать риск неквалифицированного управления средствами пенсионных накоплений.

Количество управляющих компаний (УК), допущенных к работе со средствами пенсионных накоплений, зависит от выполнения ими трех условий: прохождения конкурсного отбора, заключения договора доверительного управления с Пенсионным фондом РФ, соответствия деятельности управляющих компаний требованиям законодательства. Расширение перечня УК зависит от них самих. Уменьшение их количества может быть по причине прекращения (расторжения) договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Пенсионный фонд может делать это в одностороннем порядке, если в результате дальнейшей деятельности УК могут быть ущемлены интересы застрахованных лиц. В случае прекращения договора средства, находившиеся в доверительном управлении, возвращаются в пенсионный фонд, который переводит их в государственную управляющую компанию (ГУК) и уведомляет об этом застрахованных лиц. ГУК будет распоряжаться указанными средствами до получения от застрахованного лица нового заявления о выборе УК.

Управляющие компании, прошедшие конкурсный отбор на право участия в процессе инвестирования обязательных пенсионных накоп­лений должны соблюдать установленные законодательством правила инвестирования средств обязательного пенсионного страхования. Они обязаны заключить договор с тем же специализированным депозитари­ем, с которым заключил договор Пенсионный фонд, и осуществлять операции со средствами пенсионных накоплений под его контролем. При осуществлении сделок пользоваться услугами только тех броке­ров и кредитных организаций, которые отвечают установленным зако­ном требованиям.

О результа­тах инвестирования средств пенсионных накоплений управляющие ком­пании отчитываются перед Пенсионным фондом Российской Федерации и уполномоченным федеральным органом.

Управляющие компании обязаны продавать находящиеся в их уп­равлении ценные бумаги по цене не ниже рыночной и покупать - по цене не выше рыночной, а в случае отклонения от указанных цен от­читываться о соответствующих сделках перед федеральным уполномо­ченным органом.

Ст. 28 Федерального закона №111-ФЗ устанавливает требования к структуре инвестиционного портфеля УК.

В течение всего периода действия договора доверительного уп­равления средствами обязательного пенсионного страхования каждая управляющая компания должна поддерживать установленное соотноше­ние собственного капитала и общей суммы находящихся в управлении активов. Компании обязаны регулярно рассчитывать по правилам ФКЦБ рыночную стоимость и стоимость чистых активов, что даст возмож­ность судить о динамике роста пенсионных накоплений.

В случае нарушения требований к максимальной доле определеннoro класса активов в структуре инвестиционного портфеля из-за изменения рыночной или оценочной стоимости активов и (или) изменения в структуре собственности эмитента, управляющая компания обязана скорректировать структypy активов в соответствии с требованиями к структуре инвестиционного портфеля в течение шести месяцев с даты обнаружения указанного нарушения. А в случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля в результате умышленных действий управляющей компании она обязана устранить нарушение в течение 30 дней с даты обнаружения указанного нарушения. Кроме того, она обязана возместить Пенсионному фонду Российской Федерации ущерб, являющийся следствием отклонения от yстановленной структуры активов и от совершения сделок, при изведенных для корректировки структуры активов.

В целях защиты прав застрахованных лиц предусмотрены единые требо­вания к осуществлению инвестиционной деятельности, включающие:

• обособление пенсионных резервов от средств обязательного пенси­онного страхования и негосударственного пенсионного страхования
и обеспечения;

• обеспечение сохранности пенсионных резервов;

• обеспечение профессионального управления пенсионными резервами;

• осуществление контроля за размещением пенсионных резервов;

• введение ряда дополнительных требований к надежности и репутации
управляющих компаний, специализированных депозитариев и него­сударственных профессиональных пенсионных систем.

Федеральный закон № 111-ФЗ имеет большое количество отсылочных норм, передающих на решение Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных opганов государственной власти целый ряд вопросов, необходимых для реализации положений отдельных статей Закона.

В целях эффективного функционирования системы инвестирования пенсионных резервов Законом №111-ФЗ установлены основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 190 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и инвестированию средств пенсионных накоплений назначено Министерство финансов Российской Федерации. Министерство финансов РФ на основании решений Правительства Российской Федерации осуществляет согласование с Пенсионным фондом России объемов и структуры вложений средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный исполнительный орган утверждается Правительством Российской Федерации в качестве органа, объединяющего представителей федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы пенсионного обеспечения и регулирования инвестиционной деятельности. Уполномочен­ный федеральный орган на основании положения, утверждаемого Пра­вительством Российской Федерации, будет наделен правом издавать нормативные акты. В компетенции указанного органа будет проведе­ние отбора управляющих компаний и специализированных депозитариев на основе проведения конкурсов, получение отчетности и аудиторс­ких заключений от субъектов отношений, проведение проверок их де­ятельности и выдача в необходимых случаях предписаний по устране­нию выявленных нарушений, публикация информации по вопросам фор­мирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Гарантии сохранности пенсионных накоплений закреплены законодательно. Вопрос об ответственности государства и негосударственных агентов за сохранность пенсионных накоплений решен новым пенсионным законодательством таким образом, что единственным гарантом защиты пенсионных прав определено государство. Свои обязательства государство выполняет, требуя от всех участников рынка пенсионных услуг соблюдение норм и требований законодательства по формированию и инвестированию средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, по отбору и допуску к работе с пенсионными накоплениями надежных, обладающих высокой репутацией, кредитоспособных экономических организаций и по осуществлению постоянного эффективного контроля и надзора за их деятельностью. Жесткие нормы допуска к участию в инвестировании финансовых ресурсов для будущих накопительных пенсий установлены Федеральным законом от 24 июля 2002 года №111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” и поэтому являются важнейшей частью тех гарантий, при помощи которых государство способно обеспечить сохранность основного тела пенсионных накоплений при нормальном течении экономического процесса. Ответственность же за финансовые риски, возникающие при разного рода экономических форс-мажорах, как это принято в мировой практике, остается за самим инвестором. Государство не несет по ним обязательств, а управляющие компании отвечают только в пределах договоров, заключенных с инвестором. Негосударственные агенты, работающие с пенсионными накоплениями, в отличие от государства не несут никакой ответственности перед гражданами. Их ответственность определяется в объеме соответствующих норм Гражданского кодекса, который является одним из важнейших правовых оснований нового закона. Несут негосударственные агенты ответственность и перед государством – по нормам гражданского и уголовного права в случае несоблюдения ими положений и требований пенсионного законодательства.

Предусмотрена многоуровневая система контроля за соответствием деятельности УК требованиям законодательства.

Государственное регулирование и контроль в сфере формирова­ния и инвестирования средств пенсионных накоплений возложе­но на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования пенсионных накоплений. Таковым органом является Министерство финансов РФ. Уполномоченный орган будет осуществлять контроль за соблюдением организациями, вовлеченными в процесс формирования пенсионных на­коплений законодательства, регулирующего эту сферу.

Закон предусматривает также меры общественного контроля за процессом формирования и инвестирования средств пенсионных накоп­лений. В целях осуществления надзора и контроля за деятельностью професси­ональных участников инвестиционного процесса Указом Президента РФ № 827 от 23.07.2003 г. образован общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений из 12 человек, в который входят 6 пред­ставителей профсоюзов и 6 представителей работодателей. В состав Совета не могут вхо­дить представители государственной власти и государственных вне­бюджетных фондов. Общественный совет вправе получать необходимую информацию, проводить экспертизу деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений и обращаться в органы государственного надзора и контроля по вопро­сам принятия необходимых мер.

Отслеживать деятельность УК в рамках своей компетенции будут также Пенсионный фонд РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и специализированный депозитарий. Последний несет солидарную ответственность с управляющими компаниями.

Независимой аудиторской компанией, выбираемой на конкурсной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, должен проводиться аудит участников инвестиционной схемы.

Вышеуказанная схема позволит обеспечить максимальную прозрач­ность финансовых потоков в системе обязательного пенсионного страхо­вания и сохранность пенсионных средств для гарантирования выполнения обязательств по выплате пенсий.

В целом закон № 111-ФЗ отвечает как многому из того, что выработано мировым опытом реформирования пенсионных систем, так и особенностям финансово-экономической и социальной ситуации в России. Предусмотренные в нем меры поз­воляют сформировать достаточно устойчивую и управляемую систему формирования накопительных пенсий. Первые годы его применения покажут, насколько успешно удалось все в нем предусмотреть.

После проведения персонификации пенсионных накоплений с 1 января 2004 года застрахованным лицам предоставляется право выбо­ра управляющей компании, или по существу инвестиционного портфе­ля, который формируется соответствующей управляющей компанией. Выбор – дело добровольное, каждый гражданин осуществляет его самостоятельно. В том случае, если застрахованное лицо не воспользуется правом вы­бора инвестиционного портфеля, его средства будут направлены в государственную управляющую компанию.

Поменять управляющую компанию гражданин может ежегодно в сроки, определенные законом для подачи заявления о выборе УК. Начиная с 2004 года заявление нужно подавать не позднее 1 октября.

При выборе управляющей компании гражданам рекомендуется обращать внимание на следующие показатели: размер собственного капитала, стаж работы, объем средств в доверительном управлении, результаты работы за последние 2-3 года. Кроме названных основных показателей, дополнительно можно посмотреть на список учредителей, узнать, средства каких негосударственных пенсионных фондов находятся в доверительном управлении, количество доверителей, размеры доходов, приходящиеся на пенсионные накопления; изучить структуру инвестиционного портфеля, сколько денег и в какие финансовые проекты они вложены.

Параметры, характеризующие надежность УК:

1) Стаж работы в области управления активами: при прочих равных чем он больше, тем лучше. Хорошо, когда компания имеет опыт работы как на растущем, так и на падающем рынке. Российский фондовый рынок падал в 197-1998 и в 2000 годах. Если вы узнаете, что какая-либо компания начала реальную работу спустя много времени после получения лицензии, это тревожный признак: в этом случае формальный стаж еще не говорит о наличии практического опыта.

2) Сумма собственных средств: при прочих равных чем она больше, тем лучше. Минимальный уровень, который был установлен условиями конкурса – 50 млн. рублей. Собственные средства – это все имущество компании за вычетом долгов. Большой размер этого показателя, во-первых, говорит о серьезности намерений учредителей компании, которые дали ей достаточно много денег, а во-вторых, позволяет надеяться, что в случае неприятностей она сможет расплатиться с пострадавшими клиентами.

3) Сумма средств, которыми управляет компания: при прочих равных чем она больше, тем лучше. Минимальный уровень, который был установлен условиями конкурса – 100 млн. рублей. Этот параметр показывает, сколько денег различные клиенты УК доверили ей для управления. Большой объем этих средств говорит о том, что достаточно много участников рынка доверяет этой компании. Причем если большие суммы пришли под управление данной компании недавно, то у нее может не быть достаточного опыта работы с ними; не исключена и специальная “накачка” под конкурс. А вот если компания давно управляет крупными суммами и при этом они год от года растут, значит, она действительно пользуется доверием своих клиентов.

Параметры, характеризующие информационную открытость УК:

Есть ли у компании специальный контактный телефон по пенсионным вопросам; есть ли сотрудники, ответственные за контакты по пенсионным вопросам; есть ли специальный пенсионный раздел на сайте, если есть, насколько он информативен; насколько легко найти информацию о компании в прессе; доступна ли финансовая отчетность компании за последнее время; насколько Вам понравилось общение с представителями компании при телефонном или личном контакте.

Параметры, характеризующие ожидаемую доходность работы УК:

Какой инвестиционный портфель предлагает компания. Если в предполагаемой структуре портфеля преобладают облигации (особенно государственные) и мала доля акций, то ожидаемая доходность портфеля будет невысокой, хотя растет его надежность. Если, наоборот, в портфеле планируется достаточно большая доля акций то ожидаемая доходность может быть более высокой, но вместе с тем надежность портфеля снижается.

Каковы результаты прошлой доходности работы компании. Это очень коварный параметр, поскольку доходность по разным видам доверительного управления считается по-разному. Не полагайтесь на рекламные сообщения о доходности. Помните, высокая доходность в прошлом не является гарантией таких же успехов в будущем. Помните также, что обещать определенную будущую доходность УК вообще не вправе.

Каков размер комиссионных, взимаемых УК. Он не может превышать 1% от средней стоимости чистых активов под управлением на оплату необходимых расходов плюс 10% от инвестиционного дохода в качестве собственно вознаграждения за работу. Чем ниже комиссия, тем лучше клиенту, ведь УК буде брать плату за свои услуги из ваших денег. Высокий размер комиссии - вычет из вашего кармана.

Параметры, характеризующие деловую репутацию УК:

Существуют ли у данной компании деловые связи с банками, финансово-промышленными группами, органами государственной власти и другими организациями, которым вы доверяете. Есть ли у компании широкая сеть региональных представительств и филиалов; попадала ли на вашей памяти в скандальные ситуации или нет; насколько известен брэнд (торговая марка) компании в целом; насколько вам и вашим знакомым известны отдельные руководители и сотрудники УК.

Участниками отношений по формированию и инвестиро­ванию средств пенсионных накоплений также являются:

1. Кредитные организации.

2. Брокеры.

3. Негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

4. Другие организации, вовлеченные в процесс формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

5. Органы государственного управления Российской Федерации;

— Министерство финансов Российской Федерации;

— Министерство труда и социального развития Российский Федерации (бывшее, функции его переданы после ликвидации данного министерства Министерству здравоохранения и социального развития РФ);

— Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФК111.1

— Центральный Банк.

Статьями 23 и 24 Федерального закона № 111-ФЗ ycтановлены требования к брокерам, осуществляющим операции со средствами пенсионных накоплений, и кредитным opганизациям, в которых размещают денежные средства управляющие компании и брокеры.

1. В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" кредитная организация — юридическое лицо, которое для привлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, пpедусмотренные указанным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

К кредитным организациям относятся банки, инвестиционные, финансовые, страховые компании, кредитные союзы, благотворительные фонды, негосударственные пенсионные фонды.

Кредитные организации, осуществляющие операции денежными средствами при инвестировании пенсионных накоплений, включая размещение денежных средств в депозиты, должны отвечать требованиям, которые устанавливаются Банком России к кредитным организациям — дилерам на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа (дилерам на рынке ГКО - ОФЗ).

2. Брокер является посредником (отдельные лица или фирмы) при заключении сделок между покупателями и продавцами. Действует по поручению и за счет клиентов, получает вознаграждение в форме определенного процента с суммы сделки.

Брокер допускается к осуществлению операций со средствами пенсионных накоплений, если он:

1) имеет лицензию на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг Российской Федерации в качестве бро­кера и опыт работы не менее 5 лет;

2) соответствует требованиям Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг к достаточности собственных средств для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осу­ществляющих брокерскую деятельность, но не менее 25 млн. рублей;

3) является членом организатора торговли на рынке цен­ных бумаг, имеющего соответствующую лицензию Федераль­ной комиссии по рынку ценных бумаг;

4) принимает и неукоснительно соблюдает кодекс про­фессиональной этики.

3. Негосударственный пенсионный фонд. Страховщиками по обязательному пенсионному страхова­нию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Особенности деятельности НПФ по формированию и инвестированию пенсионных накоплений при осуществлении обязательного пенсионного страхования установлены главой XI Федерального закона от 7 мая 1998г. № 7S ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции Федерального закона от 10.01.2003г. № 14-ФЗ).

В первые два года существования накопительной составляющей пенсионной системы все накопительные счета будут сосредоточены в Пенсионном фонде Российской Федерации. Страховые взносы на нако­пительную часть трудовой пенсии будут уплачиваться также только в Пенсионный фонд Российской Федерации. Это обусловлено наличием необходимой инфраструктуры в Фонде, системы региональных отделе­ний, способных охватить территорию всей страны, а также необходи­мостью определенного периода времени на формирование условий для привлечения других институтов, которые смогут работать в сфере обязательных пенсионных накоплений.

Граждане, за которых работодатель платит пенсионные взносы в государственный Пенсионный фонд России (ПФР) и которые имеют право на накопительную часть трудовой пенсии, с 2003 года могут выбирать для управления своими пенсионными накоплениями частную или государственную управляющую компанию (УК). С 2004 года им также предоставлено право выбрать третий вариант - передать свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), прави­ла участия которых в формировании обязательных пенсионных накоп­лений и осуществлении выплат накопительных пенсий установ­лены Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции Федерального закона от 10.01.2003г. №14-ФЗ) и др.

Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации со­циального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

— деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

— деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" установлены особенности деятельности НПФ по формированию и инвестированию пенсионных накоплений. Прежде всего, обязательное пенсионное страхование может осуществлять НПФ, в установленном порядке по лучивший лицензию, зарегистрировавший в федеральном органе страховые правила фонда, подавший в этот орган явление о намерении осуществлять деятельность по oбязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, и соответствующий следующим требованиям:

— иметь на момент подачи заявления опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечении не менее двух лет и одновременного ведения не менее 5 тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;

— иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 млн. рублей, а с 1 июля 2009 года — не менее 50 млн. рублей;

— иметь в целях обеспечения защиты прав участников совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) НПФ, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не ме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.29.248 (0.011 с.)