Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.



Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соот­ветствии с федеральными законами по пенсионной реформе.

Объем расходов на пенсионное обеспечение определяется в соответствии с нормами федеральных законов № 173-ФЗ и № 166-ФЗ, другими действующими законодательными акта­ми и указами Президента Российской Федерации, а также демографической ситуацией в регионе.

Структура расходной части бюджета отделения ПФР до 2005 года (до принятия т.н. закона «о монетизации») оп­ределялась бюджетной классификацией в редакции Федераль­ного закона от 06.05.2003 № 53-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и состояла из 4 разделов:

I. Расходы по обязательному пенсионному страхованию (ЦСР-540)[11].

II Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ЦСР-541).

III. Расходы на выплату пенсий и пособий за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду Министерством трудa и социального развития Российской Федерации (ЦСР-542).

IV. Расходы на дополнительное пенсионное обеспечение (ЦСР-543).

В первом разделе определялись расходы по видам расходов (ВР) 900 и 901 бюджетной классификации на выплату:

а) базовой части трудовой пенсии (ВР 900), в том числе расходы на доставку;

б) страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций (ВР 901).

Структура расходной части Пенсионного фонда России на 2003 г., утверждена Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 2002 г № 197-ФЗ "О бюджете Пенсион­ного фонда Российской Федерации на 2003 г.".

Расходы на страховую часть трудовой пенсии определяют­ся в соответствии с нормами Федерального закона № 173-ФЗ без учета сумм вторых пенсий, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным зако­ном № 166-ФЗ.

Во втором разделе определялись расходы по видам расхо­дов (ВР) 907 и 911 бюджетной классификации на выплату:

а) пенсий по государственному пенсионному обеспече­нию, пособий и компенсаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ВР 907).

— пенсий по инвалидности инвалидам вследствие воен­ной травмы;

— пенсий по инвалидности военнослужащим срочной службы;

— пенсий по случаю потери кормильца семьям военнос­лужащих;

— пенсий по случаю потери кормильца родителям погиб­ших военнослужащих;

— пенсий по инвалидности участникам Великой Отече­ственной войны;

— пенсий по случаю потери кормильца вдовам военнос­лужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией;

— социальных пенсий;

— пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вслед­ствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним граждан, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф;

— компенсационных выплат неработающим трудоспособ­ным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии, финансируемыми за счет средств федерального бюджета;

- социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг;

- на доставку пенсий и пособий;

б) пенсий и пособий другим категориям граждан (ВР 911), в том числе:

- пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим;

- ежемесячных доплат к государственным пенсиям ли­ням, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральных государственных служащих, должности в органах государствен­ной власти и управления Союза ССР и РСФСР;

- дополнительного ежемесячного материального обеспече­нии гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся дос-тижения и особые заслуги перед Российской Федерацией";

- дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы — Участникам Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.;

- ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию) другим категориям получателей в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

По последнему пункту предусматривались расходы на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2002 N° 744 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2000 №578 и 06.07.2001 № 518 в части выплаты ежемесячных доп­лат к государственным пенсиям гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза и Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимыx государств и уволенным в связи с их реорганизацией, а также замещавшим должности в аппарате Исполнительного комитета Союза Беларуси и России, а также граждан РФ из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН.

В третьем разделе определялись расходы по виду расходов (ВР) 912 бюджетной классификации на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий.

В четвертом разделе расходной части бюджета определялись расходы по видам расходов (ВР) 913 и 914 бюджетной классификации на выплату:

- доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и расходов на их доставку.

Расходы на базовую часть трудовой пенсии, включая затраты на ее доставку, составили 38,5% от суммарных затрат на выплату трудовых пенсий. Расходы на страховую часть трудовой пенсии, включая затраты на ее доставку, составили 61,5% от суммарных затрат на выплату трудовых пенсий.

За счет средств Пенсионного фонда, образуемых от страховых взносов, выплачиваются трудовые пенсии. За счет ассигнований из федерального бюджета осуществляется выплата пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, федеральным государственным служащим, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальных пенсий.

В 2006 году в бюджете Пенсионного фонда РФ были предусмотрены следующие направления расходов [12]:

1. Расходы пенсионного обеспечения:

- выплата базовой части трудовой пенсии;

- выплата страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций;

- выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций;

- выплата досрочно назначенных пенсий;

- ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан;

- расходы на социальные мероприятия;

- расходы по ведению персонифицированного учета;

- расходы, связанные с операциями пенсионных накоплений.

2. Расходы, связанные с функционированием органов ПФР (расходы, осуществляемые в соответствии со сметой доходов и расходов):

- обеспечение текущей деятельности ПФР;

- международные отношения и международное сотрудничество;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- государственные капитальные вложения на безвозвратной основе;

- повышение квалификации.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение термину «доходы» и «расходы» Пенсионного фонда.

2. Перечислите основные виды доходов бюджета Пенсионного фонда

2. Перечислите основные виды расходов средств бюджета Пенсионного фонда

 

 

Тема 5. Принципы и методы планирования финансов Пенсионного фонда. Планирование сбалансированности бюджета ПФ РФ

 

Цель занятия – изучить основные принципы и методы планирования финансов Пенсионного фонда.

 

Содержание занятия:

1. Сущность и значение планирования финансов.

2. Принципы и методы планирования финансов Пенсионного фонда.

 

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с определением целей управленческой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, и формулированием системы показателей, определяющих ход этих работ по достижению поставленных целей.

Процесс планирования во всякой сфере предполагает:

1) познание объективных законов, их требований и механизма действий;

2) изучение конкретных условий, возможностей и потребностей развития;

3) определение целей, задач и намеченного уровня развития планируемого процесса;

4) установление средств достижения этого уровня.

Планирование состоит из следующих этапов:

- объективный анализ состояния всех сторон системы и определение ее возможностей;

- определение цели системы и способов ее достижения;

- доведение планов до всех, кто должен их выполнять и кто несет ответственность за их реализацию;

- выбор методов оперативного контроля.

В ходе финансового планирования также каждый субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов. Выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов, направления наиболее эффективного их использования. В процессе планирования управленческие решения принимаются на основе анализа финансовой информации (сбор и анализ финансовой информации иногда выделяют в самостоятельный элемент и первую стадию управления). Своевременно собранная, полная и достоверная информация позволяет принять обоснованные решения, которые ложатся в основу финансовых планов.

В целях обеспечения своевременной реализации задач, стоящих перед органами ПФР, разрабатывается и утверждается Правлением ПФР Комплексный план работы Пенсионного фонда на очередной год. План охватывает наиболее важные направления работы центральных и территориальных органов ПФР, указываются этапы и СП роки их выполнения, исполнители плана по срокам и видам работ, методы контроля и отчетность за выполнением мероприятий плана.

На этапе планирования ежегодно формируются следующие проекты:

- план организации нормотворческой деятельности;

- бюджет ПФР на планируемый год;

- финансирование социальных программ, осуществляемых ПФР;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

- плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров ПФР на планируемый год;

- плана развития автоматизированной информационной системы ПФР.

Принципы формирования и построения плана предопределяют использование единой методики и организационно подхода к планированию. В результате обеспечивается объективное определение потребности всех видов ресурсов. План является основой для разработки аналогичных планов территориальных органов ПФР с учетом специфики региона и поставленных перед ними задач, а также Управлений ПФР в городах и районах.

Указанные планы носят форму текущего планирования на основе календарных планов, представляющих собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим планом.

Утверждение планов осуществляется приказом управляющего Отделением ПФР, начальником управления ПФР в городе, районе. В целях обеспечения реализации планов ими же назначаются работники, непосредственно осуществляющие контроль и анализ выполнения планов.

В практике работы отдельных территориальных органов ПФР внедряется метод проектного управления приоритетными направлениями деятельности. Проект представляет собой комплекс взаимосвязанных задач, направленный на достижение определенной цели в заданные временные и бюджетные рамки.

Финансовое планирование. В литературе существуют различные определения финансового планирования. Финансовое планирование – субъективная деятельность людей по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намечаемых затрат и достижения положительных конечных результатов. В общем виде под финансовым планированием подразумевается процесс разработки и реализации финансовых планов.

Финансовый план следует рассматривать как систему творческого анализа, обобщения и взаимоувязки финансовых показателей. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы страны. Предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы.

Центральное место в системе финансового планирования принадлежит бюджетному планированию, в процессе которого определяется та часть финансовых ресурсов, которая может быть мобилизована в бюджет и использована на государственные нужды за планируемый период. При этом одновременно определяются параметры распределения и перераспределения между отдельными звеньями бюджетной системы, что связано с особенностями бюджетной политики государства.

Бюджет – центральное звено системы финансов, выражающее ее основные качественные признаки. Бюджет – это система императивных (повелительных) денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Оно определяется государственным устройством.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации могут формироваться внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается в сметах доходов и расходов. Эти сметыпредставляют собой финансовые планы внебюджетных фондов.

Прогноз можно определить как научное предвидение будущего состояния экономической системы с учетом опыта прошлого и настоящего. По доходам и расходам финансовых планов при помощи экономико-математических моделей анализируют финансовые показатели, проводят их прогноз и балансирование.

Прогнозы, как и планы, бывают краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (до 3-5 лет) и долгосрочными (до 10 лет).

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством основана на следующих принципах, которые в полной мере можно отнести и к бюджету Пенсионного фонда:

· единства;

· разграничения доходов и расходов;

· самостоятельности;

· полноты отражения доходной и расходной частей бюджета;

· сбалансированности бюджета;

· эффективности и экономии использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

· гласности;

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок ведения бухгалтерского учета по всем видам средств бюджета.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы ПФР означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации, региональными отделениями ПФР и территориальными управлениями ПФР.

Принцип самостоятельности бюджета означает:

- право представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета означает, что все доходы и расходы подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов бюджета означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источника финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает:

- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проекту бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Методами финансового планирования являются: балансовый, экономический анализ, нормативный, метод экспертных оценок, программно-целевой, экономико-математическое моделирование и др.

В соответствии со статьей 16 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, а также обеспечения норматива оборотных средств на текущую выплату всех видов пенсий.

Баланс по доходам и расходам производится путем регулирования размера и условий уплаты единого социального налога различными категориями плательщиков, а также прямого возмещения средств из федерального бюджета на выплату пенсий через бюджет Пенсионного фонда России.

Сегодня в России около 63 млн. работающих, и платежами, которые делают за них работодатели, обеспечивается поступление доходов в Пенсионный фонд. За счет этих доходов и финансируется в основном выплата пенсий, оплата их доставки и другие расходы бюджета Пенсионного фонда.

Однако эти доходы оказались не столь велики, как необходимо для повышения пенсии пенсионерам. Уже к началу 2000-х годов на одного пенсионера приходилось полтора работающих. К тому же не все трудоспособные россияне работают по найму и, следовательно, не все платят взнос в пенсионную систему. В итоге, за вычетом самозанятых, на одного пенсионера приходится 1,28 работающих. Этого крайне недостаточно для обеспечения необходимого объема поступлений. Главная надежда на их повышение связывалась с пенсионной реформой, которая в первую очередь должна была повысить сумму платежей в доходы пенсионной системы за счет выхода заработной платы из тени.

На практике в первое время наблюдался опережающий рост доходной части — единого социального налога, предназначенного для финансирования выплаты базовой части пенсии, над выпла­той базовой части государственной пенсии. Эти средства аккумулируются в федеральном бюджете, они не используются одновременно на увеличение базового уровня пенсионного обеспечения.

Расчет поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется, исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы, и основывается на макроэкономических и демографических показателях социально-экономического развития. В номинальном выражении рост фонда заработной платы должен был составить в 2003 г. — 25%, 2004г. - 19,3%, 2005 г. - 19%, 2006 г. - 18%. Темп инфляции прогнозировался в размере от 13,7% в 2003 г. до 7,3% в 2006 г.

Основными источниками получения информации являются данные налоговой и статистической отчетности, сведении индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, имеющиеся в центральной базе данных ПФР.

Расчет поступлений единого социального налога осуществляется в разрезе следующих категорий налогоплательщиков:

А — налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 главы 24 НК РФ, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельхозпроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

Б — выступающие в качестве работодателей налогоплательщики — сельхозпроизводители и родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

В - индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие платежи за наемных работников;

Г — индивидуальные предприниматели и физические лица (включая применяющих специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.1, 26.2 и 26.3 части второй НК РФ), осуществляющие платежи со своего дохода;

Д — адвокаты.

Численность, фонд заработной платы и выплаты социального характера наемных работников налогоплательщиков категории А и Б принимаются в соответствии с прогнозом территориального органа Министерства экономического развития и торговли, либо (в отсутствии отдельных показате­лей) на основе анализа отчетных статистических данных.

Для определения численности наемных работников у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, выступающих в качестве работодателей (категория В), используется методика, предложенная бывшим МНС России, в соответствии которой по данным налоговой отчетности формы 5НБН (сведения о поступлении единого социального налога) рассчитывается темп роста численности этой категории за предыдущий год, и этот темп роста сохраняется при опреде­лении численности данной категории наемных работников и на последующие периоды.

Фонд заработной платы указанной категории определяется по данным налоговой отчетности формы 5НБН. Размер среднемесячной заработной платы одного работника, рассчитанной по отчету и проиндексированной по темпу роста заработной платы по региону за данный период, должен быть не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ) в месяц.

Численность и доходы индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих платежи со своего дохода (категория Г), численность адвокатов, доходы в расчете на одного адвоката определяются в соответствии с данными налоговой отчетности формы 5НБН с учетом индексов роста доходов. Распределение фонда заработной платы по уров­ням налоговой базы для лиц, производящих выплаты физическим лицам, доходов индивидуальных предпринимателей и адвокатов, а также численности указанных категорий работников в каждой интервальной группе рассчитываются на основании данных формы налоговой отчетности с учетом структурных изменений в группах вследствие роста средней заработной платы.

Для расчета поступлений единого социального налога и страховых взносов среднегодовой коэффициент собирае­мости предусматривается в размере 96,0% от начисленных сумм.

Альтернативным регулятором сбалансированности бюджета Пенсионного фонда служат размер и сроки повышения пенсий, а также способ индексации пенсии.

Расходная часть бюджета Пенсионного фонда формируется в полном соответствии с условиями исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству.

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и другими контролирующим органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

 

Контрольные вопросы:

1..В чем сущность и значение планирования финансов.

2. Перечислите основные принципы и методы планирования финансов Пенсионного фонда.

3. В чем сущность планирования сбалансированности бюджета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.053 с.)