Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимые институциональные изменения

Поиск

 

В обозримой перспективе государственное финансирование сферы культуры призвано решать следующие главные задачи:

■ обеспечение государственных гарантий реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

■ сохранение историко-культурного наследия;

■ поддержка развития тех видов культурной деятельности, осуществление которых невозможно на рыночной основе;

■ предоставление населению информации о государственной политике;

■ сохранение единого информационного пространства Российской Федерации;

■ поддержка общественно значимых телевизионных и радиопередач и периодических изданий.

Для повышения эффективности государственного финансирования сферы культуры необходима реализация следующих мер.

1. Уточнение путей реализации конституционных прав граждан в сфере культуры, включая дифференцированное определение соответствующих гарантий для малоимущих и социально незащищенных групп граждан и для остальных категорий населения.

2. Существенное увеличение доли ассигнований, выделяемых в форме дискреционных субсидий: это потребует превратить конкурсный порядок распределения бюджетных средств из вспомогательного в основной способ финансирования культурной деятельности; преодоление практики выделения бюджетных средств на поддержку учреждений и деятелей культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля за результатами использования бюджетных ассигнований.

3. Развитие механизмов долевого финансирования культурных проектов из средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.

4. Повышение разнообразия форм организаций культуры с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления в качестве учредителей.

5. Создание условий для участия в реализации государственных и муниципальных культурных программ не только государственных и муниципальных, но и негосударственных некоммерческих организаций.

6. Реструктуризация сети бюджетных учреждений культуры, включая передачу в собственность субъектов Российской Федерации отдельных федеральных учреждений культуры, деятельность которых связана главным образом с решением региональных социокультурных задач.

7. Обеспечение прозрачности финансовых потоков и финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств в сфере культуры. Это включает:

введение системы национальных счетов, обеспечивающей учет всех источников доходов организаций культуры и направлений их использования;

обязательность публикации органами управления, государственными и муниципальными организациями культуры отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств и проведении конкурсов;

создание попечительских советов, осуществляющих функции общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений культуры.

8. Переход на контрактную форму заключения трудовых договоров с руководителям организаций культуры и ведущими творческими работниками.

Контрольные вопросы

 

1. Какие признаки таких отраслевых систем, как исполнительское искусство, музейное дело, клубная деятельность, пресса, телевидение и др., позволяют объединить их общим понятием "сфера культуры"?

2. Почему предметом общественного финансирования выступает кинематограф и не выступает производство аудиопродукции?

3. Почему при свободном ценообразовании на билеты в театры и концертные залы существует практика продажи таких билетов с рук по спекулятивным ценам?

4. Сравните преимущества и недостатки финансовой поддержки культурной деятельности, оказываемой государством и негосударственными благотворительными организациями и частными лицами.

5. Каковы достоинства и недостатки современной системы общественного финансирования средств массовой информации в России?

Литература

Основная

 

Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Западный опыт. М.: ВНИИ искусствознания, 1991.

Культура и культурная политика в России / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

Культура на перепутье / Под ред. Б.Ю. Сорочкина. М.: РКХ РИЦ, 1994.

Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М.: Либерея, 1998.

Farchy J., Sagot-Duvauroux D. Economiе des politiques culturelles. Paris: Press Universitaire de France, 1994.

Media Economics: Theory and Practice. Ed. by A. Alexander, J. Owers, R. Carveth. 2nd ed. Mahwah, N. J.; L., Lawrence Erlbaum Associates, 1998.

Дополнительная

 

Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности. М.: АСКИД, 1996.

Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.

Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М.: ЮНИТИ, 2001.

Кокарев И.Е. Кино как бизнес. Минск, 1991.

Развитие отраслей социальной сферы в переходной экономике / Под ред. Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. М.: ТЕИС, 2001. Раздел 3. Экономические аспекты развития культуры в рыночных условиях.

Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.: НИИ культуры, 1992.

Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991 – 1997. М.: ИЭППП, 1998. Гл. 16. Институциональные реформы в социально-культурной сфере.

Social policy / Ed. by J. Baldock, N. Manning, S. Miller, S. Vickerstaff. Oxford, N. Y.: Oxford University Press, 1999. P. 488-514.

Глава 5. ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Организация жилищного хозяйства

Понятие жилищного хозяйства

Жилищное хозяйство включает совокупность объектов (жилищ) и деятельность по обеспечению их использования для удовлетворения потребностей людей в обладании защищенным пространством для жизнедеятельности.

Понятие жилища связывается с отдельным человеком, семьей, домохозяйством. Жилищами выступают дома, рассчитанные на проживание одной семьи, или квартиры в многоквартирных домах, или комнаты в общих квартирах и общежитиях, – т.е. объекты, которые могут служить людям в качестве убежища, места отдыха, семейной жизни. Совокупность объектов, используемых для жилья, образует жилищный фонд.

Деятельность по обеспечению использования объектов жилищного фонда имеет две составляющие: 1) передача жилищ от одних лиц другим лицам для их проживания и 2) эксплуатация жилищ.

Передача жилищ от одних лиц другим может происходить в формах купли-продажи, сдачи внаем, безвозмездного предоставления в пользование или в собственность и др.

Эксплуатация жилищ включает выполнение работ по поддержанию потребительских свойств жилищ:

■ техническое обслуживание зданий (контроль технического состояния; регулирование систем инженерного оборудования: водоснабжения, отопления, электроснабжения, газоснабжения, лифтового хозяйства; аварийно-диспетчерское обслуживание; подготовка к сезонной эксплуатации);

■ санитарное содержание (уборка помещений и мест общего пользования зданий, сбор и вывоз мусора);

■ охрану и присмотр за помещениями;

■ текущий ремонт помещений, зданий, инженерного оборудования.

Следует отметить, что в экономической науке в качестве самостоятельных объектов изучения рассматриваются более широкие по сравнению с жилищным хозяйством сферы: это жилищно-коммунальное хозяйство и жилищная сфера. В состав жилищно-коммунального хозяйства включают четыре подотрасли: 1) жилищное хозяйство; 2) гостиничное хозяйство; 3) ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение); 4) уборка и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз и утилизация мусора, канализация). Понятие жилищная сфера охватывает жилищно-коммунальное хозяйство и отрасль жилищного строительства.

Но строительная индустрия и такие составные части жилищно-коммунального хозяйства, как гостиничное хозяйство, ресурсное обеспечение жилого фонда и благоустройство территорий, не являются предметом экономики социальной сферы. Эти отрасли не обладают одним из ключевых признаков, по которому отраслевые системы включаются в социальную сферу (см. раздел 1.1): деятельность вышеуказанных отраслей не является объектом систематического применения социальных ценностных оценок. В качестве подсистемы социальной сферы выступает только жилищное хозяйство. Именно распределение жилья и условия его использования являются в последние полтора столетия предметом социальных ценностных суждений, определяющих соответствующую государственную политику. Деятельность по воспроизводству жилищного фонда (строительство новых жилищ, переоборудование нежилых помещений для использования в качестве жилья, капитальный ремонт и реконструкция жилых зданий и помещений) и деятельность по ресурсному обеспечению его эксплуатации рассматриваются лишь в их взаимосвязях с деятельностью по использованию жилья. Таким образом, экономические отношения, возникающие в процессе осуществления строительной и ремонтной деятельности или ресурсного обеспечения жилищного фонда, не включаются в экономику социальной сферы. Это является предметом соответственно экономики строительства и экономики жилищно-коммунального хозяйства. Предметом рассмотрения в рамках экономики социальной сферы выступают результаты строительной, ремонтной, ресурсообеспечивающей деятельности и отношения, связанные с их последующим использованием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.01 с.)