Показатели системы социального обслуживания в России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели системы социального обслуживания в России



 

  1990 г. 1995 г. 2000 г.
Дома ребенка В них детей, тыс. В том числе сироты, оставшиеся без попечения родителей, тыс.   Детские дома В них детей, тыс.   Дома- интернаты для детей В них детей, тыс.   Школы-интернаты общего типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В них детей, тыс.   Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья В них детей, тыс.   Учреждения для детей-инвалидов В них детей, тыс.   Учреждения для престарелых и инвалидов В них проживающих, тыс.   Численность инвалидов, всего тыс. 18,5 4,3   42,4   36,0     29,3     242,1       18,3 10,5   55,4   31,0     28,0     199,5       19,3 14,1   72,3   29,3     26,5     198,2      

Источники: Российский статистический ежегодник. 2001. М.: Госкомстат России, 2001. С. 212; Здравоохранение в России. Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2001.С. 176.

 

Условия предоставления социальных услуг определены Федеральными законами "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) и "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995 г.). Услуги муниципальных и государственных учреждений по уходу и социальной реабилитации предоставляются бесплатно следующим категориям граждан:

■ гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, – если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;

■ гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

■ гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

■ несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:

■ гражданам пожилого возраста, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, и получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок на уход, в размере от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона;

■ гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Остальным категориям граждан пожилого возраста и инвалидов социальные услуги оказываются на условиях полной оплаты.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание. Размеры платы за социальное обслуживание устанавливаются органами местного самоуправления. Социальное обслуживание в стационарных условиях является по общему правилу бесплатным. Однако в ряде субъектов Российской Федерации установлено правило, что лица, проживающие в стационарах, должны отчислять определенную часть пенсии в счет оплаты предоставляемых услуг и питания.

Источниками государственного финансирования социального обслуживания являются средства региональных и местных бюджетов. Государственная статистика приводит данные о бюджетных расходах в целом на социальную политику и не вычленяет в них затраты на финансирование учреждений социального обслуживания и на выплату пособий и субсидий. По имеющимся оценкам, бюджетные ассигнования на содержание сети учреждений социального обслуживания составляют 0,2% ВВП.

В деятельности системы социального обслуживания в нашей стране имеются проблемы, требующие решения. Надомное обслуживание престарелых и инвалидов включает узкий перечень предоставляемых услуг и рассчитан на людей с умеренной неспособностью к самообслуживанию. При более серьезных физических и психических недостатках людей предпочитают направлять в стационарные учреждения. В результате доля лиц, находящихся на постоянном постельном режиме, в общей численности проживающих в стационарах для взрослых, составляла, по данным за 1998 г., лишь 36%. А уход за людьми в стационарных условиях обходится государству дороже, чем уход на дому. Условия проживания в стационаре и предоставляемое обслуживание невысокого качества и очень часто унижают достоинство людей, вынужденных находиться в таких стационарных учреждениях.

Финансирование социального обслуживания ориентировано на воспроизводство сложившейся сети государственных и муниципальных учреждений и структуры их расходов. Сметный порядок предоставления бюджетных ассигнований не создает у этих учреждений стимулов к поиску путей повышения эффективности использования ресурсов. Выделение и расходование бюджетных средств являются непрозрачными для получателей услуг. Привлечение негосударственных организаций к оказанию социальных услуг, финансируемых государством, носит ограниченный и, как правило, эпизодический характер. Механизм контрактирования социальных услуг на основе конкурсов с участием государственных, муниципальных и негосударственных организаций почти не применяется. Сотрудничество органов исполнительной власти и местного самоуправления с благотворительными и религиозными организациями в организации предоставления социальных услуг развито слабо и то по преимуществу в крупных городах.

Согласно "Основным направлениям социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", одобренных Правительством Российской Федерации в июне 2000 г., в сфере социального обслуживания приоритетными задачами являются расширение возможностей граждан выбирать производителей услуг и диверсификация форм предоставления подобных услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора.

Решение этих задач потребует:

1) перейти от сметного порядка государственного финансирования учреждений социального обслуживания к финансированию за согласованные объемы оказываемых услуг;

2) использовать конкурсный порядок распределения государственного (муниципального) заказа на оказание социальных услуг и обеспечить равенство прав на участие в конкурсах для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги;

3) в перспективе внедрить систему выбора и оплаты социальных услуг самими их потребителями за счет средств, перечисляемых им государством на индивидуальные социальные счета; предоставить потребителям право выбирать услуги в пределах определенного перечня у любых государственных (муниципальных) и негосударственных организаций, имеющих лицензию на их предоставление;

4) развивать формы соединения ресурсов государства с частными благотворительными ресурсами в обеспечении социального обслуживания нуждающихся;

5) обеспечить прозрачность при распределении бюджетных ассигнований и средств благотворительных организаций;

6) создать систему оценки качества предоставления социальных услуг государственными (муниципальными) и негосударственными организациями и систему оценки эффективности расходования бюджетных средств в социальном обслуживании.

Реализация этих мер будет стимулировать повышение качества предоставляемых услуг и структурные изменения в системе социального обслуживания, в частности замещение относительно более затратного стационарного обслуживания менее затратным предоставлением услуг в дневных стационарах и на дому.

Контрольные вопросы

 

1. Измерение результатов социального обслуживания представляется чрезвычайно сложным. Означает ли это бессмысленность постановки вопроса о сопоставлении затрат и результатов в этой сфере?

2. Какие представления о социальной справедливости обусловливают участие государства в финансировании и предоставлении социальных услуг?

3. Согласны ли вы с утверждением, что лучший для государства способ исправления неравенства в получении социальных услуг – не вмешиваться в предоставление таких услуг, а перераспределять доходы в пользу неимущих? Аргументируйте свою позицию.

4. Сравните преимущества и недостатки государственных учреждений и негосударственных благотворительных организаций в предоставлении социальных услуг престарелым, инвалидам и др.

5. В какой мере элементы рыночного механизма приемлемы для использования в общественной системе социального обслуживания? Есть ли существенная разница в этом отношении между стационарным социальным обслуживанием и обслуживанием на дому?

Литература

Основная

 

Пантелеева Т.С., Червякова ГА. Экономические основы социальной работы. М: Владос, 1999.

Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 117-133.

Дополнительная

 

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1998.

Flinn R., Pickard S., Williams G. Contracts and the Quasi-market in Community Health Services // Journal of Social Policy. 1995. Vol. 24. N 4. P. 529-550.

Kobayashi R. Developing Health and Long Term Care for a More Aged Society // Family, Market and Community. Equity and Efficiency in Social Policy / Social Policy Studies. N 27. Paris: OECD, 1997. P. 189-205.

Social policy / Ed. by J. Baldock, N. Manning, S. Miller, S. Vickerstaff. Oxford, N. Y.: Oxford University Press, 1999. P. 344-376.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.016 с.)