ТОП 10:

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.



ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, ОТРАСЛЬ НАУКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Право социального обеспечения как отрасль права — совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения, которые возникают при осуществлении государством за счет средств государственного бюджета, организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, колхозов и граждан, социально-экономических мероприятий по:

обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан денежными (пенсии, пособия) и натуральными материальными благами алиментарного (от англ. aliment [ælɪmənt] — материальная и моральная поддержка) характера (протезирование, средства передвижения инвалидов, ортопедические изделия);

1. предоставлению гражданам услуг, льгот и натуральных материальных благ при медицинском и санаторно-курортном лечении и социальном обслуживании;

2. содержанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах, детей в детских дошкольных учреждениях;

3. регулированию ряда вспомогательных общественных отношений, связанных с процессом реализации и оформления гражданами права на основные виды социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль науки есть наука о социальном обеспечении, его организационно-правовых формах и видах осуществления, о предмете, методах и системе права социального обеспечения, источниках и других теоретических проблемах.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина — совокупность теоретических положений и фактических сведений об отношениях по социальному обеспечению граждан, предусмотренных учебными планами и разработанных на основании типовых или базовых учебных программ.

Отрасль права, отрасль науки и учебная дисциплина носят одно и то же наименование потому, что имеют единый объект — общественные отношения, складывающиеся при осуществлении государством функций социального обеспечения граждан.

Право социального обеспечения, являясь самостоятельной отраслью права, находится на грани трудового, гражданского и административного права. Разграничение отраслей права производится по предмету и методу правового регулирования. У каждой отрасли они специфичны.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Конституция, являясь Основным Законом государства, устанавливает права граждан в сфере социального обеспечения.

Статья 1 Конституции Республики Беларусь — унитарное, демократическое, социальное правовое государство. Отмечаются следующие признаки правового государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом; 3) это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование. Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому достойного прожиточного минимума.

В статье 21 Конституции Республики Беларусь сказано, что «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».

Согласно статье 41 Конституции Республики Беларусь государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Статья 45 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

В статье 47 Конституции Республики Беларусь закреплено право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Согласно статье 48 Конституции Республики Беларусь гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 года закрепила основополагающий принцип социального обеспечения — право каждого члена общества на социальное обеспечение, а также на поддержание необходимых условий для достойного и свободного развития личности в экономических, социальных и культурных областях. Так, в ст. 25 закреплено: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое медицинское обслуживание, которое необходимо для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».

Иным международным документом, закрепляющим право граждан на социальное обеспечение, является пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 года.

Эти важнейшие социально-экономические права закреплены не только в Конституции, но и в действующем законодательстве о социальном обеспечении: гарантируются политической, экономической и правовой системами общества.

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Предмет права социального обеспечения составляют несколько групп общественных отношений по:

  1. обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан денежными и натуральными материальными благами алиментарного характера;
  2. предоставлению гражданам услуг, льгот и натуральных материальных благ при медицинском и санаторно-курортном лечении и социальном обслуживании;
  3. содержанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах, детей в детских дошкольных учреждениях;
  4. регулированию ряда вспомогательных общественных отношений, связанных с процессом реализации и оформления гражданами права на основные виды социального обеспечения.

Предмет административного права: отношения, основанные на власти и подчинении, т. е. преобладает предписание и императивность над дозволением. Предмет гражданского права: имущественные отношения (товарно-денежные), личные неимущественные.

Метод правового регулирования права социального обеспечения — совокупность способов и приемов воздействия на поведение субъектов. Выделяют следующие методы:

  1. дозволение — разрешение гражданам при наступлении старости, нетрудоспособности и в других случаях вступать в конкретные отношения по поводу тех или иных видов социального обеспечения, государство предписывает органам, осуществляющим социальное обеспечение, объем и меру должного поведения;
  2. предписание;
  3. запрет — путем установления запретов государство определяет круг действий, недозволительных со стороны граждан и органов социального обеспечения. Характерно преобладание дозволения над предписанием и запретом.

При регулировании отношений, входящих в предмет правового регулирования права социального обеспечения, применяются два приема:

  1. императивный — метод власти и подчинения;
  2. диспозитивный — метод юридического равенства.

Специфика метода правового регулирования права социального обеспечения проявляется в его элементах: правовом положении субъектов правоотношений; особенностях юриди­ческих фактов, порождающих, изменяющих и прекращаю­щих правоотношения по социальному обеспечению; мерах ответственности и способах защиты нарушенного права.

 

Понятие и виды стажа.

Стаж – исчисленное в установленном порядке продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано наступление определенных правовых последствий.

Выделяют виды стажа:
1)трудовой стаж:
1.1)общий трудовой стаж
1.1)специальный труд стаж
2)страховой стаж
3)профессиональный стаж – согласно ст.1 закона «О профессиональном пенсионном страховании» профессиональный стаж – продолжительность работы с особенностями труда, застрахованного лица, в течении которого за него выплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Трудовой стаж — исчисленная в установленном порядке продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано наступление определенных правовых последствий. В законодательстве трудовой стаж характеризуется в двух аспектах: количественном и качественном. Количественный — отражает общую продолжительность трудовой деятельности, а качественный— является показателем не только продолжительности, но и характера трудовой деятельности (тяжесть, вредность условий труда).

Страховой стаж — суммарная продолжительность перио­дов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, в которые уплачивались страховые взносы. В соответ­ствии с Правилами персонифицированного учета учитываются сведения о страховом стаже и других периодах деятельности застрахованного лица.

Общий трудовой стаж — суммарная продолжительность трудовой, а также иной общественно полезной деятельности и других периодов, названных в законодательстве, независимо от продолжительности перерывов, причин увольнения и характера работы.

Специальный трудовой стаж — суммарная (общая) продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных), на определенных должностях, в отдельных регионах страны и других периодов, с которыми законодательство связывает особе правовые последствия. С учетом специального стажа назначаются пенсии по возрасту на льготных условиях в связи с особыми условиями труда, а также пенсии за выслугу лет, которая является особым видом специального стажа.

Выслуга лет — время выполнения таких работ, длительная занятость на которых невозможна или затруднительна из-за утраты профессиональной трудоспособности либо пригодности до наступления общеустановленного пенсионного возраста. С выслугой связано право на пенсию независимо от возраста, но при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия

 

Трудовая пенсия за особые заслуги перед республикой: правовое регулирование; основания назначения; размеры пенсии; орган, назначающий пенсию; процедура назначения; категории граждан, которые вправе претендовать на трудовую пенсию за особые заслуги перед республикой

Назначение пенсии за особые заслуги регулируется нормами Постановления Совета Министров от 30 марта 1993г. № 185 «Об утверждении Положения о пенсиях за особые заслуги перед РБ».

Пенсии за особые заслуги устанавливаются:
1)лицам, удостоенным звания «Герой Беларуси», и лицам, награжденным орденами Отечества трех степеней
2)лицам, удостоенным почетных званий РБ (народный, заслуженный)
3)лауреатам государственных премий РБ
4)лицам, имеющим другие государственные награды РБ
5)участникам ВОВ, награжденным 5 и более (женщины – 3 и более) орденами за боевые и трудовые заслуги, а также комиссарам и командирам партизанских бригад, отрядов и начальникам их штабов
6)выдающимся спортсменам – победителям и призерам олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы
7)членам президиума верховного совета (работавшим на постоянной основе) и Президиума Совета Министров РБ, членам прав-ва, предсебателям КГБ, Верховного суда, ВХС, Правления Нац. Банка, контрольной палаты, генер прокурору, правительственным секретарям, Начальнику Секретариата Верховного Совета, председателям облисполкомов и Минского горисполкома при уходе на пенсию, отставку, по окончании полномочий (в том числе досрочно)
8)героям Советского Союза, героям социолистического труда, лицам, награжденным Орденом Славы 3 степеней, лицам, нагр орденом Трудовой Славы 3 степеней, лицам, нагр орденом «За службу родине в вооруженных силах СССР» 3 степеней
9)лицам, имеющим почетные звания СССР
10)лауреатам Ленинской и Государственной премий СССР

Пенсии за особые заслуги назначаются Комиссией по установлению пенсий за особые заслуги при Совете Министров РБ. Пенсия устанавливается лицам, достигшим 60 лет (м) и 55 лет (ж), или независимо от возраста лицам, являющимися инвалидами.
Лицам, имеющим право на пенсию пенсия устанавливается в размере пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет и может повышаться до 250% МТП. Величина этого повышения определяется в каждом конкретном случае в зависимости от лица, которому устанавливается пенсия, от степени утраты трудоспособности, числа находящихся на его иждивении членов семьи.
Размер повышений не должен превышать 400% МТП с учетом надбавок (за исключением надбавки на уход) и повышений, учтенных при назначении пенсии по возрасту.

 

Ходатайство об установлении пенсии возбуждаются государственными органами управления и иными организациями, подчиненными прав-ву, облисполкомами, Минским горисполкомом, руководящими органами республикан общественных объединение, Нац Акад Наук с учетом мнения трудового коллектива соответствующей организации.

В случае смерти лица, получавшего пенсии его семье выплачивается пособие на погребение в сумме 2 месячных пенсий, но не менее 10 кратного размера БВ. Значительные суммы пенсии своевременно не востребованные пенсионером выплачиваются за прошлое время, но не более чем за 3 года до обращения за их получением. Суммы пенсий, не полученные пенсионером по вине органа по труду и социальной защите выплачиваются без ограничения срока.
Лицам, получающим пенсии и проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов выплачивается разница между суммой пенсии и стоимостью содержания в доме-интернате, но не менее 25% пенсии за особые заслуги.
Если пенсионеры, получающего пенсию и проживающего в доме-интернате имеются нетрудоспособн члены семьи, наход на его иждивении им выплачивается:
-при наличии 1 члена семьи – 25%
-двух – 33%
-трех и более – 50 %
Установленной пенсии, при этом делится поровну. Основная часть пенсии за вычетом стоимости содержания в доме-интернате, но не менее 25% установленной пенсии, выплачивается самому пенсионеру. Пенсия, назначенная до выезда пенсионера на постоянное место жительства за границу, выплачивается за 6 месяцев вперед перед отъездом за границу. Затраты по выплату пенсий за особые заслуги в части сумм, превышающих размер пенсий по возрасту (по инвалидности, за выслугу лет), осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, ОТРАСЛЬ НАУКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Право социального обеспечения как отрасль права — совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения, которые возникают при осуществлении государством за счет средств государственного бюджета, организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, колхозов и граждан, социально-экономических мероприятий по:

обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан денежными (пенсии, пособия) и натуральными материальными благами алиментарного (от англ. aliment [ælɪmənt] — материальная и моральная поддержка) характера (протезирование, средства передвижения инвалидов, ортопедические изделия);

1. предоставлению гражданам услуг, льгот и натуральных материальных благ при медицинском и санаторно-курортном лечении и социальном обслуживании;

2. содержанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах, детей в детских дошкольных учреждениях;

3. регулированию ряда вспомогательных общественных отношений, связанных с процессом реализации и оформления гражданами права на основные виды социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль науки есть наука о социальном обеспечении, его организационно-правовых формах и видах осуществления, о предмете, методах и системе права социального обеспечения, источниках и других теоретических проблемах.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина — совокупность теоретических положений и фактических сведений об отношениях по социальному обеспечению граждан, предусмотренных учебными планами и разработанных на основании типовых или базовых учебных программ.

Отрасль права, отрасль науки и учебная дисциплина носят одно и то же наименование потому, что имеют единый объект — общественные отношения, складывающиеся при осуществлении государством функций социального обеспечения граждан.

Право социального обеспечения, являясь самостоятельной отраслью права, находится на грани трудового, гражданского и административного права. Разграничение отраслей права производится по предмету и методу правового регулирования. У каждой отрасли они специфичны.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Конституция, являясь Основным Законом государства, устанавливает права граждан в сфере социального обеспечения.

Статья 1 Конституции Республики Беларусь — унитарное, демократическое, социальное правовое государство. Отмечаются следующие признаки правового государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом; 3) это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование. Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому достойного прожиточного минимума.

В статье 21 Конституции Республики Беларусь сказано, что «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».

Согласно статье 41 Конституции Республики Беларусь государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Статья 45 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

В статье 47 Конституции Республики Беларусь закреплено право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Согласно статье 48 Конституции Республики Беларусь гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 года закрепила основополагающий принцип социального обеспечения — право каждого члена общества на социальное обеспечение, а также на поддержание необходимых условий для достойного и свободного развития личности в экономических, социальных и культурных областях. Так, в ст. 25 закреплено: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое медицинское обслуживание, которое необходимо для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».

Иным международным документом, закрепляющим право граждан на социальное обеспечение, является пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 года.

Эти важнейшие социально-экономические права закреплены не только в Конституции, но и в действующем законодательстве о социальном обеспечении: гарантируются политической, экономической и правовой системами общества.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.59.63 (0.01 с.)