Раздел I. Проблемы теории и методологии социологических исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Проблемы теории и методологии социологических исследований.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели учебной дисциплины «Методология и методы социологического исследования»

Цели обучения сформулированы в соответствии с требованиями ФГОС и диагностируются через ожидаемый результат обучения, выраженный в действиях студентов.

Основная цель курса – обеспечить усвоение методологии и основных методов познания социальной реальности и сформировать навыки применения конкретных приемов и инструментов сбора, анализа и интерпретации эмпирической информации, использования статистико-математического аппарата в социологическом исследовании.

Курс «Методология и методы социологического исследования» направлен на формирование у выпускников следующих компетенций:

· ОК-1 способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей их достижения;

· ОК-2 умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • ОК-8 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

· ОК-9 способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;

· ОК-13 владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

  • ПК-2 способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;
  • ПК-3 способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории;
  • ПК-5 умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;
  • ПК-11 способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности.

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В соответствии с требованиями государственного стандарта к уровню подготовки специалиста после изучения курса «Методология и методы социологического исследования» студенты должны:

 

Иметь представление

Ø о теоретико-методологических основах эмпирического социологического исследования;

Знать

Ø принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

Ø методику и технику проведения социологического исследования;

Уметь

Ø разрабатывать и использовать социологический инструментарий для сбора эмпирических данных;

Ø использовать основные приемы обработки и анализа социологической информации.

 

3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Актуальность Одно из основных требований к подготовке социологов – органическое соединение научного (теоретического) и прикладного характера социологического знания.

В ходе освоения курса «Методология и методика социологического исследования» студенты усваивают методологию, т.е. такой уровень теоретического знания, который выражен на языке, позволяющем оперировать информацией посредством соответствующих индикаторов и показателей. Особую важность имеет овладение методами познания социальной реальности, использование статистико-математического аппарата, многообразных специфических способов познания. Для осуществления практической деятельности социолога необходимо овладение конкретными приемами и инструментами, с помощью которых производится сбор эмпирической информации с последующим ее анализом и интерпретацией.

Содержание данного курса предполагает наличие у студентов знаний по таким дисциплинам, как «Общая социология», «История социологии», «Математика», «Социальная статистика».

Дисциплина «Методология и методы социологического исследования» общим объемом 504 часов изучается в течение 3,4,5 семестров. Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций (108 ч.), проведение лабораторных занятий (54 ч.), проведение практических занятий (72 ч.). Кроме того – подготовка рефератов в 3 и 4 семестрах и курсовых работ в 5 семестре.

Структура курса предполагает изучение следующих разделов:

Раздел I. Проблемы теории и методологии социологических исследований.

Раздел 2. Методы и операции сбора информации в социологических исследованиях.

Раздел 3. Разработка программы социологического исследования.

Раздел 4. Концептуализация и создание модели измерения.

Раздел 5. Анализ данных и представление результатов исследования.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вид учебной работы Всего часов № семестров (по учебному плану)
               
I. Аудиторная:                  
лекции                  
семинары                  
…..практические занятия                  
…..лабораторные работы                  
ИТОГО:                  
II. Внеаудиторная:                  
курсовые проекты                  
курсовые работы                  
рефераты                  
расчетно-графические работы                  
контрольные работы                  
домашние контрольные работы                  
самоподготовка:                  
самостоятельное изучение разделов                  
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий                  
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др.                  
……подготовка к экзамену                  
другие виды внеаудиторной работы                  
ИТОГО:                  
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) Зачет Зачет экзамен     З З Э      
Общая трудоемкость дисциплины:                  

 

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
  Программный элемент
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины Лебедева Л.Н. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2011 (рукопись, электронная версия) Кафедра, Библиотека: http/library.khsu.ru
  Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной) 1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования.- Изд.: Академический проект; АльмаМатер. - 2009. Библиотека:     Эл. библиотека knigafun  
2.2 Учебники (дополнительные) Библиографический список приведен в РП (разд. 6.5.1) Библиотека
  Практический элемент
3.1 Практикум Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований».- Изд.: ИД «Высшее образование и наука», 2007. Кафедра
3.2 Хрестоматия    
  Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины Лебедева Л.Н. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2011 (рукопись, электронная версия) Кафедра, Библиотека: http/library.khsu.ru
4.2 Методические рекомендации по выполнению рефератов, контрольных, курсовых работ    

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

  Наименование разделов и тем курса Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самос- тоятель-ная работа
лекции лабора-торные практиче ские
           
Раздел I. Проблемы теории и методологии социологических исследований.          
Тема 1. Предмет, метод, структура социологии. Проблематика социологических исследований.          
Тема 2. Методология, методика, техника, процедура социологического исследования.          
Тема 3. Количественная и качественная стратегия исследовательского поиска.          
Тема 4. Виды социологических исследований.          
Раздел II. Методы и операции сбора информации в социологических исследованиях.          
Тема 5. Качественные и количественные методы в социологии.          
Тема 6. Метод наблюдения.          
Тема 7. Методы анализа документов.          
Тема 8. Экспериментальный метод в социологии.          
Тема 9. Социометрические методики.          
Тема 10. Опросные методы в социологии.          
Раздел III. Разработка программы социологического исследования.          
Тема 11. Организация социологического исследования.          
Тема 12. Профессиональная этика социолога.          
Тема 13. Структура программы социологического исследования. Проблемная ситуация. Проблема. Целеполагание в социологическом исследовании.          
Тема 14. Логический анализ, интерпретация, операционализация понятий.          
Тема 15. Гипотезы в социологическом исследовании.          
Тема 16. Стратегический план исследования.          
Тема 17. Выборочный метод в социологии.          
Раздел IV. Концептуализация и создание модели измерения.          
Тема 18. Понятие измерения. Уровни измерения и общая характеристика шкал.          
Тема 19. Конструирование опросника.          
Тема 20. Проверка надежности измерения. Пилотаж.          
Раздел V. Анализ данных и представление результатов исследования.          
Тема 21. Первичный анализ данных. Виды анализа.          
Тема 22. Интерпретация полученных данных.          
Тема 23. Представление результатов исследования. Научная публикация результатов.          
ИТОГО:          

 

7.Содержание теоретических разделов дисциплины «Методология и методика социологического исследования»

План семинарских занятий

План лабораторных занятий

Лабораторная работа № 1

Тема: «Теория и методология социологических исследований» (2 часа)

 

1. Перечислить и охарактеризовать научные картины мира, выделяемые современным науковедением.

2. Перечислить и охарактеризовать современные социологические парадигмы.

3. Установить соответствие определенных парадигм той или иной научной картине мира.

4. Сформулировать все возможные парадигмальные представления, например, о семье как объекте социологического исследования.

5. Выбрать из перечня парадигмальных представлений, например, о семье те, которые будут первостепенно важными при изучении, например, супружеских конфликтов (их причин, способов предупреждения и разрешения, социальных последствий).

 

Лабораторная работа № 2

Тема: «Наблюдение в социологии» (4 часа)

1. Сформулировать главные отличия научного наблюдения от обыденного.

2. Охарактеризовать по всем признакам научное наблюдение, например, поведения пешеходов на перекрестке.

3. Выбрать конкретную ситуацию для проведения научного наблюдения.

4. Определить значимые элементы конкретной наблюдаемой ситуации.

5. Определить вид наблюдения в данной ситуации.

6. Разработать инструментарий данного наблюдения.

 

Лабораторная работа № 3

Тема: «Контент-анализ информационных источников» (4 часа)

1. Определение этапов проведения исследования методом контент-анализа.

2. Выбор и формулировка конкретной проблемы для проведения контент-анализа.

3. Определение целей, задач, объекта контент-анализа.

4. Определение основных понятий (категорий) контент-анализа.

5. Разработка инструментария контент-анализа.

 

Лабораторная работа № 4

Тема: «Социометрические методики» (4 часа)

1. Выбор конкретного объекта для проведения социометрического опроса.

2. Характеристика объекта, его проблем.

3. Определение целей, задач проведения социометрического опроса.

4. Определение этапов проведения социометрии.

5. Построение социометрической анкеты.

6. Построение проекта социоматрицы.

 

Лабораторная работа № 5

Тема: «Опросные методы» (4 часа)

1. Изучение вопросников, составленных различными социологическими центрами, фондами.

2. Анализ ошибок, допущенных в конструкции вопросов.

3. Анализ качества вопросов в опросниках.

4. Самостоятельная формулировка вопросов разных видов.

5. Выбор темы анкеты, составление преамбулы.

Лабораторная работа № 6

Тема: «Программа социологического исследования. Проблема, объект, предмет, цели, задачи» (4 часа)

1. Составление перечня социальных проблем, актуальных для изучения.

2. Выбор и обоснование проблемы для проведения социологического исследования.

3. Формулирование темы исследования.

4. Описание проблемной ситуации и формулирование проблемы исследования.

5. Поиск научных источников и характеристика результатов проведенных исследований по данной теме. Описание степени изученности проблемы

6. Описание объекта исследования, построение идеальной модели объекта.

7. Формулирование предмета исследования.

8. Формулирование и обоснование цели/целей исследования.

9. Формулирование основных и неосновных задач исследования.

 

Лабораторная работа № 7

Тема: «Логический анализ, интерпретация, операционализация понятий» (4 часа)

 

1. Выделение основных понятий исследования. Расчленение родового понятия на видовые.

2. Интерпретация центрального (родового) понятия и выявление конкретизирующих (видовых) понятий.

3. Выявление совокупности операциональных понятий терминов.

4. Построение логических схем структурной и аналитической операционализации.

Лабораторная работа № 8

Тема: «Построение гипотез исследования» (4 часа)

1. Формулирование основной гипотезы в соответствии с основной задачей исследования.

2. Формулирование гипотез-следствий в соответствии с дополнительными задачами.

3. Выстраивание совокупности гипотез в соответствии с принципами комплексности, системности, логичности, эвристичности.

Лабораторная работа № 9

Тема: «Составление стратегического и рабочего плана исследования» (4 часа)

1. Определение исследовательской стратегии в зависимости от выдвинутых гипотез.

2. Составление первого блока рабочего плана (виды работ по составлению программы, инструментария, подготовки группы сбора информации, проведению пилотажа, расчету затрат).

3. Составление второго блока рабочего плана (организационные и методические виды работ).

4. Составление третьего блока плана (операции по подготовке и обработке первичной информации).

5. Составление четвертого блока плана (виды работ по анализу результатов обработки информации, подготовке текста отчета).

Лабораторная работа № 10

Тема: «Расчет выборки в социологическом исследовании» (2 часа)

 

1. Выбор вида выборки в зависимости от объекта, предмета, гипотез исследования.

2. Определение количественных характеристик генеральной совокупности и построение ее микромодели.

3. Отбор элементов выборочной совокупности в соответствии с видом выборки.

4. Расчет объема выборочной совокупности.

 

Лабораторная работа № 11

Тема: «Измерение в социологическом исследовании» (4 часа)

  1. Построение номинальной шкалы.
  2. Построение порядковой шкалы.
  3. Построение интервальной шкалы.

Лабораторная работа № 12

Тема: «Конструирование опросника» (4 часа)

1. Построение логической структуры анкеты исходя из результата операционализации основных понятий.

2. Структурирование опросника по тематическим блокам.

3. Формулирование основных вопросов анкеты.

4. Формулирование вспомогательных вопросов анкеты.

5. Формулирование вопросов «паспортички».

 

Лабораторная работа № 13

Тема: «Пилотажное исследование» (2 часа)

  1. Выявление систематических ошибок.
  2. Проверка устойчивости измерения.
  3. Выявление обоснованности измерения.
  4. Составление плана пилотажного исследования.

 

Лабораторная работа № 14

Тема: «Первичный анализ данных» (4 часа)

1. Выбор языка анализа.

2. Статистическая группировка, ряды распределения.

3. Статистические взаимосвязи и их анализ.

Лабораторная работа № 15

Тема: «Интерпретация данных» (4 часа)

1. Интерпретации данных в разведывательных исследованиях.

2. Интерпретация данных в описательных исследованиях.

3. Интерпретация данных в аналитических исследованиях.

4. Интерпретация данных в точечных и повторных исследованиях.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Вопросы к зачету (3 семестр)

1. Место социологии в системе социальных наук.

2. Специфика социологического исследования.

3. Предмет и объект прикладной социологии.

4. Функции и задачи прикладной социологии.

5. Методология социологического исследования.

6. Понятие метода. Социология как метод.

7. Методы, методика и техника социологического исследования.

8. Виды социологических исследований.

9. Познавательные возможности количественного и качественного исследований.

10. Основное назначение и область применения метода наблюдения. Преимущества и недостатки метода.

11. Виды наблюдения. Типы «включения» социолога в наблюдаемую группу.

12. Документ как объект анализа. Виды документов. Основные источники документальной информации.

13. Контент-анализ документальных источников: познавательные возможности метода.

14. Опрос как метод сбора социальной информации. Виды опроса.

15. Специфика интервью как разновидности метода опроса. Виды интервью.

16. Структура анкеты.

17. Сущность и формы экспертного опроса.

18. Познавательные возможности социометрического опроса.

19. Основное назначение и область применения метода эксперимента. Виды экспериментов.

20. Эксперимент: требования внешней и внутренней валидности.

 

Вопросы к зачету (4 семестр)

  1. Особенности работы с заказчиком в прикладном социологическом исследовании.
  2. Профессиональный кодекс социолога.
  3. Общая характеристика основных этапов социологического исследования.
  4. Программа социологического исследования: назначение, структура, содержание
  5. Методологический и процедурный разделы программы социологического исследования.
  6. Проблемная ситуация и проблема социологического исследования.
  7. Объект и предмет социологического исследования.
  8. Определение целей и задач исследования.
  9. Процедура интерпретации основных понятий.
  10. Уровни интерпретации: теоретический, эмпирический, операциональный.
  11. Гипотезы в социологическом исследовании, требования к ним. Виды гипотез.
  12. Стратегический план исследования. Варианты стратегии исследовательского поиска.
  13. Структура анкеты в социологическом исследовании. Требования к анкете и ее оформлению.
  14. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных. Функции вопроса. Критерии оценки вопроса.
  15. Виды вопросов. Требования к словесной формулировке вопроса.
  16. Виды формата вопроса. Виды формата ответа.
  17. «Сензитивные» вопросы: особенности формулировки, способы задания.
  18. Выборка. Программные требования к выборке.
  19. Виды выборок.
  20. Ошибки выборки. Виды ошибок.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Место социологии в системе научного знания.

2. Прикладная социология: предмет, объект, функции, задачи.

3. Метод, методология, методика и техника социологического исследования.

4. Виды социологических исследований.

5. Количественная и качественная стратегия исследовательского поиска.

6. Опрос как метод сбора социальной информации. Виды опросов.

7. Специфика интервью как разновидности метода опроса. Виды интервью.

8. Метод анкетирования, его достоинства, недостатки, ограничения.

9. Социометрический опрос в социологии.

10. Экспертный опрос. Сущность и формы.

11. Метод наблюдения: назначение, область применения, преимущества и недостатки.

12. Виды наблюдения. Типы «включения» социолога в наблюдаемую группу.

13. Анализ документов. Документ как объект анализа. Виды документов.

14. Контент-анализ документальных источников, его познавательные возможности.

15. Метод эксперимента, его назначение и область применения. Виды экспериментов.

16. Особенности работы с заказчиком в прикладном социологическом исследовании.

17. Профессиональный кодекс социолога.

18. Общая характеристика основных этапов социологического исследования.

19. Программа социологического исследования: назначение, структура, содержание

20. Методологический и процедурный разделы программы социологического исследования.

21. Проблемная ситуация и проблема социологического исследования.

22. Объект и предмет социологического исследования.

23. Определение целей и задач исследования.

24. Процедура интерпретации основных понятий.

25. Уровни интерпретации: теоретический, эмпирический, операциональный.

26. Гипотезы в социологическом исследовании, требования к ним. Виды гипотез.

27. Стратегический план исследования. Варианты стратегии исследовательского поиска.

28. Структура анкеты в социологическом исследовании. Требования к анкете и ее оформлению.

29. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных. Функции вопроса. Критерии оценки вопроса.

30. Виды вопросов. Требования к словесной формулировке вопроса.

31. Виды формата вопроса. Виды формата ответа.

32. «Сензитивные» вопросы: особенности формулировки, способы задания.

33. Выборка. Программные требования к выборке.

34. Виды выборок.

35. Ошибки выборки. Виды ошибок.

36. Научное и практическое значение отчета. Методологические и методические требования к составлению отчета.

37. Структура отчета. Виды отчетов. Особенности выводов и рекомендаций в отчете.

38. Основные направления и формы использования результатов социологического исследования.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для организации лекций-презентаций необходим ноутбук, проектор, экран, сетевой фильтр.

Для проведения компьютерного тестирования компьютерный класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Согласно требованиям государственного образовательного стандарста Российской Федерации в ходе обучения по программам высшего профессионального образования студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Знания, содержащийся в рамках дисциплин учебного плана, студент получает преимущественно на лекционных занятиях, а также в ходе самостоятельной работы.

Семинарские (практические) занятия призваны способствовать закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельного изучения. Но главное – на них вырабатываются и развиваются умения и навыки, предписанные Государственным образовательным стандартом РФ, а именно: умение самостоятельно и оперативно пользоваться полученными знаниями, извлекать их из устных выступлений других слушателей, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой, проявлять и развивать навыки публичных выступлений и ведения полемики, совершенствовать культуру речи.

Семинарское (практическое) занятие – это форма учебной деятельности, в ходе которой под руководством преподавателя и при его непосредственном участии происходит заслушивание и обсуждение докладов обучаемых на определенные темы. Перечень, последовательность и разбивка тем выступлений по отдельным занятиям осуществляется согласно заранее утвержденному плану.

Планы семинарских (практических) занятий являются неотъемлемой структурной составляющей учебно-методических комплексов по дисциплинам (УМКД). План семинарского (практического) занятия состоит из следующих компонентов: номер темы программы курса; порядковый номер семинарского (практического) занятия; наименование темы занятия; отводимое на занятие аудиторное время; перечень вопросов, подлежащих раскрытию на занятии; рекомендуемая для подготовки к данному занятию литература.

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется во время, отведенное для самостоятельного обучения. Для максимально успешной подготовки доклада на семинарском (практическом) занятии по дисциплине «Социология науки» студенту рекомендуется произвести следующий объем и последовательность работ:

1) Ознакомиться с тематикой и учебно-методическим сопровождением семинарского занятия.

2) Подготовить доклад (ПД) по вопросам семинарского занятия. Для этого необходимо:

а) перечитать свои конспекты соответствующей лекции, расшифровать сокращенные записи;

б) изучить основную и дополнительную литературу по вопросам семинарского занятия, внести необходимые поправки и дополнения в свои записи;

в) составить словарь основных терминов (ССОТ);

г) составить логическую схему по основным дидактическим единицам темы (СЛС);

д) сделать конспект дополнительных источников (КИ);

е) составить рабочую запись доклада, раскрывающую содержание всех вопросов, подразумеваемых темой доклада.

Ориентировочный объем доклада, варьируемый в зависимости от количества докладов на занятии, 10 мин. Докладчику следует помнить, что его задача – не отчет перед преподавателем, а информирование других студентов по раскрываемой теме. В пределах этой темы докладчик выступает как эксперт, поэтому он должен быть готов ответить на вопросы, возникающие как у преподавателя, так и у группы. На этом основании использование в качестве материалов доклада ксерокопий учебной литературы не допускается.

Студент, не привлеченный к составлению доклада и выступлению с ним, не освобождается от участия в семинарском (практическом) занятии. Материалы докладов являются важным источником знаний, умений и навыков, наряду с другими источниками. Поэтому на занятии слушатель обязан держать свои конспекты наготове и, в случае необходимости, пополнять их представляемой в докладах и в ходе их обсуждения информацией. После оглашения доклада вопросы могут задавать студенты и преподаватель.

Распределение тем выступлений студентов может осуществляться а) на добровольной основе и б) на основе предварительного назначения преподавателем. Во время семинарского занятия необходимо внимательно слушать выступления своих товарищей по учебной группе, быть готовым к вступлению в дискуссию, приведению доводов, обосновывающих или опровергающих данный тезис. Не следует воздерживаться от анализа ошибок и пробелов в выступлениях своих коллег по обучению. Преподаватель, ведущий занятие, замечает эти недостатки, поэтому воздержание от их анализа не оказывает положительного влияния на оценку знаний других слушателей.

В процессе обсуждения очередного вопроса семинарского занятия и подведения итогов целесообразно вносить в свои рабочие записи дополнения, исправлять обнаруженные ошибки.

В рамках лабораторных занятий курса студенты пишут учебно-исследовательские проекты, которые являются своеобразным тренажом по подготовке будущих программ исследования. Этот компонент необходимого знания связан с умением студента сформулировать тему исследования, выявить проблемную ситуацию, определить цель, задачи и гипотезы исследования, предложить соответствующий инструментарий получения эмпирической информации. Одно из основных требований к подготовке социологов – органическое соединение научного (теоретического) и прикладного характера социологического знания. Реализацию этих целей призваны обеспечить лабораторные занятия по курсу.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

 

Целью курса «Методология и методы социологического исследования» является обеспечение усвоения методологии и основных методов познания социальной реальности и формирование навыков применения конкретных приемов и инструментов сбора, анализа и интерпретации эмпирической информации, использования статистико-математического аппарата в социологическом исследовании.

Преподавание предмета «Методология и методы социологического исследования» включает в себя:

  • чтение лекций согласно тематическому плану;
  • проведение практических (семинарских) занятий согласно тематическому плану;
  • проведение лабораторных занятий согласно тематическому плану;
  • ознакомление студентов с заданиями на самостоятельную работу согласно плану самостоятельной работы;
  • предзачетное консультирование студентов;
  • предэкзаменационное консультирование студентов;
  • текущее консультирование студентов.

Контролирующая деятельность преподавателя в пределах преподаваемого предмета включает в себя:

  • итоговый контроль согласно заявленной в УМКД форме;
  • промежуточный контроль согласно графику аттестаций;
  • текущая оценка работы студентов на практических (семинарских) занятиях;
  • текущее консультирование и оценка работы студентов на лабораторных занятиях;
  • проверка контрольных работ.

Чтение лекций преследует цели:

  • построения целостной картины предмета в объеме, предусмотренном ГОС;
  • передачи информации по предмету в объеме, необходимом для успешного прохождения студентом всех видов отчетности и контроля;
  • (если это не противоречит первым двум целям) ознакомления с авторской позицией по предмету в целом или по отдельным его темам.

В рамках преподавания курса «Методология и методы социологического исследования» рекомендуется использовать различные типы лекций. А именно:

Информационная лекция. Для нее характерно передача готовых знаний учащимся через монолог.

Проблемная лекция. В ней процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Лекция – визуализация. Это результат поиска новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности, содержание которого меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция вдвоем. Динамичность проблемного содержания учебного материала осуществляется в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Она во многом удовлетворяет необходимость развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Лекция – пресс-конференция. Она близка к соответствующей форме профессиональной деятельности со следующими изменениями. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов письменно задать ему вопросы по данной теме.

Проведение лабораторных занятий преследует цели:

  • выработки умений и навыков самостоятельного применения теоретических знаний на практике в пределах предметного поля дисциплины;
  • конкретизация знаний, полученных студентом на лекциях, в ходе практической деятельности;
  • выработки навыков групповой работы студентов над конкретной задачей;

Проведение практических (семинарских) занятий преследует цели:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.165 с.)