Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование ключевых компетенций и интеллектуального капитала компании.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ключевые компетенции обеспечивают прочную конкурентную позицию компании и уровень прибыльности выше среднего по отрасли. Ключевые компетенции определяются исходя из конкурентных возможностей и ресурсов компании и позволяют сформировать конкурентные преимущества. Пирамида формирования конкурентного преимущества представлена на рис. 7.1. Логика процесса включает в себя следующие этапы: 1) организация, обладая определенным уровнем ресурсов, развивает способности к деятельности, что сформирует возможность; 2) по мере приобретения опыта возможность трансформируется в компетенцию - совокупность навыков, знаний, ноу-хау, ресурсов и технологий отдельных функциональных направлений; 3) уникальная компетенция создает основу для конкурентного преимущества, когда ее замечают потребители. Рис. 7.1. Формирование конкурентного преимущества компании Рассмотрим отдельные составляющие пирамиды. 1. Ресурс создает конкурентное преимущество, если: - трудновоспроизводим, - имеет возможность длительного пользования, - обладает превосходством, - обладает устойчивостью к нейтрализации. 2. Ключевые компетенции имеют следующие особенности: - компетенция шире технологии или одной составляющей ключевой характеристики; - компетенции редко опираются на опыт или деятельность одного направления (чаще возникают как результат синергизма); - формирование и совершенствование компетенций – задача высшего руководства; - для превращения ключевых компетенций в преимущества, необходимо вложить в их создание больше, чем конкуренты; - компетенции должны быть достаточно широкими и гибкими; - ключевая компетенция обеспечивает конкурентное преимущество лишь в том случае, если является уникальной по сравнению с аналогичной компетенцией конкурентов. Выделяют три категории ключевых компетенций: - отработавшие – взяты на вооружение основными конкурентами и превратились в отраслевые стандарты (являются обязательным условием выживания на рынке); - неперспективные – в данный момент сохраняют силу, но в ближайшем будущем могут стать широкодоступными; - устойчивые – могут служить основой для формирования стратегии компании.
Компании и организации не владеют интеллектуальным капиталом полностью. Они владеют им совместно с наемными работниками (если речь идет о человеческом капитале), и совместно с потребителями и другими контрагентами (если речь идет о потребительском капитале).
Показатели, с помощью которых оценивается интеллектуальный капитал, можно разделить на интегральные количественные финансовые показатели (среди них — коэффициент Тобина) и на показатели, характеризующие отдельные составляющие интеллектуального капитала. Оценки отдельных составляющих интеллектуального капитала, то есть показатели человеческого, организационного и потребительского капитала, также могут иметь как количественный, так и качественный характер. [4, c.48] Рис. 1. Структура интеллектуального капитала предприятия Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одних видов нематериальных активов на другие. Содержание ключевых компетенций компаний. Ключевые компетенции - это все то, что компания или ее подразделения делают лучше других. Это может быть уникальная технология, ноу-хау, маркетинговые навыки и знания, нечто ценное и оригинальное, чем обладает фирма и что позволяет ей делать продукты, отличные от продуктов других фирм, обеспечивая тем самым ее конкурентное преимущество.[1] Гэри Хэмел (Gary Hamel) и Прахалад (Prahalad), которые сделали этот термин знаменитым, определяют ключевые компетенции как «навыки и умения, которые позволяют компании предоставлять потребителям фундаментальные выгоды». Они также используют термин «ключевая компетенция» для обозначения набора умений и технологий, массы бессистемно накопленного организацией знания и опыта, которая становится основой успешной конкуренции. Хэмел и Прахалад утверждают, что с точки зрения перспектив стратегическое планирование не представляется ни достаточно радикальным, ни достаточно долгосрочным. Вместо этого его целью остается постепенное улучшение. Компетенции, как некое внутреннее знание, недоступны непосредственному восприятию потребителя (впрочем, иногда и сотрудникам компании). Они находят косвенное выражение в потребительной стоимости конечного продукта через эффективность использования способностей и ресурсов в производственной и организационной системе с определенной конфигурацией.
Ключевой называется компетенция высшего порядка, участвующая в создании наибольшей потребительной стоимости, являющаяся коллективным знанием, позволяющим организовывать и управлять использованием других компетенций и способностей, тем самым создающим дополнительную потребительную стоимость. Цель стратегического анализа ключевых компетенций — предложить базу для формирования стратегического плана, исполнение которого ведет к появлению (поддержанию) устойчивого конкурентного преимущества. Признаки ключевой компетенции: - значимость для потребителей, их готовность платить за компетенцию как за большую часть приобретаемой ценности;
Ключевыми компетенциями могут стать:
При грамотных действиях ключевая компетенция приводит к созданию уникальных продуктов, обеспечивает компании первенство при выходе на новые рынки и весомые преимущества в решении задач, которые станут полем жесткой конкуренции. Содержание интеллектуального капитала компании и его роль в формировании конкурентных преимуществ. Интеллектуальный капитал и человеческий капитал как экономические категории находятся в сложных отношениях друг с другом. Каждое из этих понятий, представляя собой нечто самостоятельное, одновременно является частью другого. Устоявшегося определения интеллектуального капитала пока не существует. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения. Обычно это словосочетание употребляют в двух смыслах: как интеллектуальный капитал организации и интеллектуальный капитал отдельной личности. В широком смысле под интеллектуальным капиталом понимают все результаты мыслительной деятельности человечества, обусловливающие его поступательное историческое движение. В первом случае часто имеют в виду «совокупность знаний всех сотрудников компании, обеспечивающую ее конкурентоспособность». Под этой суммой знаний понимаются «специальные знания, умения, навыки, профессиональная подготовка, и интуиция, и ноу-хау, это компьютерные сети, умелое налаживание деловых связей и обмен опытом между фирмой и потребителями ее продукции, это товарный знак и деловая репутация фирмы». Таким образом, одно из определений интеллектуального капитала может выглядеть так: «интеллектуальный капитал – это интеллектуальная составляющая компаний, включающая в себя профессиональные и иные знания, опыт, умения, навыки, деловую репутацию, информацию, деловые связи, имидж, интеллектуальную собственность, – одним словом все, что позволяет создавать ценности» 5.
Есть также более структурированное определение «нематериальных ресурсов компании», когда к интеллектуальному капиталу относят человеческий и структурный капитал, который подразделяют на внутренний и внешний по отношению к организации. Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, компетенции и связей, которые имеют работники организации. Внутренний структурный капитал подразделяют на кодифицированное ноу-хау, организационные структуры, информационные системы, системы и процессы управления. Внешний структурный капитал представляет собой устойчивые связи организации с внешними партнерами – поставщиками, посредниками, клиентами 6. Вариант несколько другой группировки тех же составляющих представлен в статье И. И. Просвириной. По ее утверждению, практически все исследователи этого вопроса и менеджеры выделяют три составляющих интеллектуального капитала: 1) человеческий капитал; 2) структурный, или организационный, капитал; 3) клиентский капитал. Хотя в приведенных пояснениях третья составляющая является вариантом второй. Человеческий капитал «рассматривается как компетенция и способности персонала компании. Эта часть интеллектуального капитала покидает компанию вместе с работниками после окончания рабочего дня. Структурный капитал – это то, что остается в компании после окончания рабочего дня и ухода работников. Он делится на клиентский и организационный капитал. Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами. Организационный капитал делится на инновационный и процессный капитал. Инновационный капитал состоит в основном из законных прав (патентов, лицензионных соглашений), а также из того, чему трудно дать точное определение, но что в большой степени определяет стоимость компании (идеи, торговые марки). Процессный капитал – это инфраструктура компании (информационные технологии, рабочие процессы и т. д.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.013 с.) |