Конкурентоспособность экономической системы как объект управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентоспособность экономической системы как объект управления



Основные характеристики систем и системного подхода в исследованиях

Системный подход – подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существен­ным образом влияющие на исследуемые результаты его функ­ционирования, а цели каждого из элементов определены исхо­дя из общего предназначения объекта.

При использовании системного подхода организация рассматривается как система, состоящая из элементов и подсистем, обособленных между собой, но взаимосвязанных и взаимодей­ствующих. Однако, несмотря на то что элементы являются обособ­ленными, изменение одного элемента ведет к изменению в других элементах и подсистемах.

При этом необходимо изучать функционирование системы в динамике.

В основе системного подхода лежат следующие особенности:

– при исследовании объекта как системы каждый элемент описывается с учетом его места в целом;

– в любом системном исследовании возникает проблема управ­ления;

– исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования;

– для системного подхода специфична проблема порождения свойств целого из свойств элементов, и наоборот;

– в системном исследовании недостаточны чисто причинные объяснения функционирования и развития объекта (целесооб­разность поведения не всегда соответствует причинно-след­ственным схемам);

– источник преобразования системы или функций находится обычно в самой системе;

– самоорганизация систем связана с целесообразным поведени­ем, допущением множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

Основные черты системного подхода

1. Системный подход – одна из форм методологи­ческого знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам (первая черта систем­ного подхода).

2. Вторая черта системного подхода – иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучения самого предмета – «собственный» уровень; изучения этого же предмета как элемента более широкой системы – «вышестоящий» уровень и, наконец, изучения этого предмета в соотношении с составляю­щими данный предмет элементами – «нижестоящий» уровень.

3. Следующая черта системного подхода – изучение интегративных свойств и закономерностей систем и комплексов систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого.

4. Важной чертой системного подхода является его нацеленность на получение количественных характеристик, создание мето­дов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок. Системный подход требует рассматривать проблему не изолиро­ванно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущ­ность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

При исследовании объекта системный подход использует различ­ные науки и методы. К ним относятся: информатика; исследование операций; теория управления; теория организации; общая теория систем; системотехника и др.

Общая теория систем (ОТС) – подход к науке о системах, выдвинутый австрийским биологом Л. Берталанфи, в соответст­вии с которым системы любой природы могут быть изучены путем отыскания структурного сходства законов, установлен­ных в различных дисциплинах, обобщения этих законов, вы­вода обобщенных закономерностей.


Конкуренция как движущая сила общества.

На сегодняшний день многими экономистами доказано, что конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

Она порождает лучшее использование способностей и знаний, совершенствование и разнообразие человеческих благ, рациональное поведение продавцов и покупателей как необходимое условие существования на рынке.

 


Современные теории конкурентоспособности стран.

В 70-х гг. XX в. начала активно развиваться теория конкурентоспособности. За несколько десятилетий образовались школы теории конкурентоспособности, такие как:

· Американская школа теории конкурентоспособности – М.Портер (концепция национальных конкурентных преимуществ), М. Энрайт (концепция региональных кластеров);

· Британская школа теории конкурентоспособности – Дж. Даннинг (эклектическая ОЛИ-парадигма), К. Фримэн (концепция техноэкономической парадигмы);

· Скандинавская школа теории конкурентоспособности – Б.-О. Лундваль и Б. Йонсон (концепция экономики обучения), Б. Асхайм (концепция региона обучения), Э. Райнерт («индекс качества» экономической деятельности);

· Советская школа территориально-производственных комплексов (ТПК), в основе которой лежала идея концентрации производительных сил на определенной территории для оптимизации использования природных, трудовых ресурсов региона и комплексности развития в условиях пановой экономики.


 

Критерии и показатели оценки конкурентоспособности национальной экономической системы.

Национальная конкурентоспособность (конкурентоспособность страны) – это способность ее предприятий, организаций и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках и обусловливается экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны.

К конкурентным преимуществам страны можно отнести:

– высокие расходы из госбюджета на НИОКР;

– высокие расходы в развитие человека;

– стабильность политической и правовой системы страны;

– доля ВВП на душу населения;

– высокая продолжительность жизни;

– высокая эффективность использования ресурсов;

– оптимальный экспорт;

– низкая инфляция;

– наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;

– значительная доля конкурентоспособных организаций в стране;

– конкурентоспособность трудовых ресурсов;

– гибкость финансовой системы страны;

– динамичность внутреннего рынка;

– отсутствие государственной задолженности;

– высокая образованность населения в стране;

– высокая конкуренция во всех сферах деятельности;

– открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;

– высокое качество инфраструктуры рынков и регионов;

– низкие налоговые и таможенные ставки;

– высокая культура бизнеса в стране;

– высокий уровень информационного обеспечения управления страной.

Среди показателей в международной и российской практике наиболее часто используются следующие:

– объем ВВП, выражающий емкость отечественного рынка и потенциал конкурентоспособности национальной экономики;

– доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении;

– отношение экспортно-импортных сальдо к сумме внешнеторгового оборота страны (отражает динамику потенциала конкурентоспособности национальной экономики);

– соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги;

– прирост золотовалютных резервов страны;

– структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промышленности.


Оценка конкурентоспособности страны на основе ВВП, ВВП по ППС, межстрановым сопоставлениям по различным индексам: развития человеческого потенциала, экономической свободы, конкурентоспособности частного бизнеса, технологического развития, использования информационно-коммуникационых технологий и др.

Составление перечня фирм, находящихся на целевом или новом рынках.

Формируется перечень (конкурентный лист1) фирм, действующих на рассматриваемом рынке и образующих его конкурентную среду, на конец анализируемого периода.

Сбор исходной информации.

Осуществляется сбор исходной информации за анализируемый и базисный периоды. В случае невозможности получения сведений об объемах тех или иных ресурсов, имеющихся на целевом рынке, принимается равномерное распределение ресурсов между конкурентами.

Эффект масштаба

Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мерс увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Суть эффекта синергии можно описать следующей простой формулой:

Прибыль компании (А + Б) > Прибыль компании А + Прибыль компании Б.

Синергетический эффект достигается, когда один и тот же актив начинает использоваться сразу двумя и более компаниями.

• Доступ компании А к передовым технологиям производства, ноу-хау компании Б, и наоборот.

• Доступ компании А к торговой марке (бренду) компании Б, и наоборот, и как следствие, возможность снижения стоимости выхода на другие рынки (территориальные, продуктовые). В частности, возможность увеличения загрузки производственных мощностей компании А за счет увеличения объема производства и продаж под брендом компании Б, и наоборот.

• Взаимный доступ к дистрибьюторским сетям, выстроенным на разных территориях, в разных странах, рост эффективности использования этих сетей за счет увеличения их загрузки.

Суть эффекта опыта состоит в том, что затраты времени персонала на реализацию проекта, осуществление бизнес-процесса снижаются каждый раз при повторной реализации этого проекта (бизнес-процесса) вплоть до определенной итерации.

Примеры проектов, в которых проявляется эффект опыта:

• строительство магазина определенного формата и создание торговой сети такого же формата («Евросеть», «Пятерочка» и т. д.);

• разработка типового проекта жилого дома и застройка города домами по данному типовому проекту.

 

Содержание ключевых компетенций компаний.

Ключевые компетенции - это все то, что компания или ее подразделения делают лучше других. Это может быть уникальная технология, ноу-хау, маркетинговые навыки и знания, нечто ценное и оригинальное, чем обладает фирма и что позволяет ей делать продукты, отличные от продуктов других фирм, обеспечивая тем самым ее конкурентное преимущество.[1]

Гэри Хэмел (Gary Hamel) и Прахалад (Prahalad), которые сделали этот термин знаменитым, определяют ключевые компетенции как «навыки и умения, которые позволяют компании предоставлять потребителям фундаментальные выгоды». Они также используют термин «ключевая компетенция» для обозначения набора умений и технологий, массы бессистемно накопленного организацией знания и опыта, которая становится основой успешной конкуренции. Хэмел и Прахалад утверждают, что с точки зрения перспектив стратегическое планирование не представляется ни достаточно радикальным, ни достаточно долгосрочным. Вместо этого его целью остается постепенное улучшение.

Компетенции, как некое внутреннее знание, недоступны непосредственному восприятию потребителя (впрочем, иногда и сотрудникам компании). Они находят косвенное выражение в потребительной стоимости конечного продукта через эффективность использования способностей и ресурсов в производственной и организационной системе с определенной конфигурацией.

Ключевой называется компетенция высшего порядка, участвующая в создании наибольшей потребительной стоимости, являющаяся коллективным знанием, позволяющим организовывать и управлять использованием других компетенций и способностей, тем самым создающим дополнительную потребительную стоимость.

Цель стратегического анализа ключевых компетенций — предложить базу для формирования стратегического плана, исполнение которого ведет к появлению (поддержанию) устойчивого конкурентного преимущества.

Признаки ключевой компетенции:

- значимость для потребителей, их готовность платить за компетенцию как за большую часть приобретаемой ценности;
- способность изменяться и подстраиваться под новые требования рынка;
- уникальность, малая вероятность повторения конкурентами;
- основанность на знаниях, а не на стечении обстоятельств
- связанность с несколькими видами деятельности или продуктами;
- актуальность, соответствие стратегическим устремлениям рынка и компании;
- возможность партнерства для создания новой ключевой компетенции;
- ясность, доступность формулировки компетенции для однозначного толкования.

Ключевыми компетенциями могут стать:
- знание потребностей рынка и умение регулярно получать это знание;
- способность реализовать на практике предложения, необходимые рынку;
- способность постоянно наращивать и развивать свою ключевую компетенцию.


Зачем компании нужна ключевая компетенция

При грамотных действиях ключевая компетенция приводит к созданию уникальных продуктов, обеспечивает компании первенство при выходе на новые рынки и весомые преимущества в решении задач, которые станут полем жесткой конкуренции.
В условиях конкуренции компании стремятся к защите ключевой компетенции, чтобы сохранить конкурентное преимущество.
Своевременное понимание ключевой компетенции открывает путь к долговременному лидерству на рынке, а завоеванное лидерство, в свою очередь, требует сосредоточить усилия на ключевой компетенции.


Содержание интеллектуального капитала компании и его роль в формировании конкурентных преимуществ.

Интеллектуальный капитал и человеческий капитал как экономические категории находятся в сложных отношениях друг с другом. Каждое из этих понятий, представляя собой нечто самостоятельное, одновременно является частью другого. Устоявшегося определения интеллектуального капитала пока не существует. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения. Обычно это словосочетание употребляют в двух смыслах: как интеллектуальный капитал организации и интеллектуальный капитал отдельной личности. В широком смысле под интеллектуальным капиталом понимают все результаты мыслительной деятельности человечества, обусловливающие его поступательное историческое движение.

В первом случае часто имеют в виду «совокупность знаний всех сотрудников компании, обеспечивающую ее конкурентоспособность». Под этой суммой знаний понимаются «специальные знания, умения, навыки, профессиональная подготовка, и интуиция, и ноу-хау, это компьютерные сети, умелое налаживание деловых связей и обмен опытом между фирмой и потребителями ее продукции, это товарный знак и деловая репутация фирмы». Таким образом, одно из определений интеллектуального капитала может выглядеть так: «интеллектуальный капитал – это интеллектуальная составляющая компаний, включающая в себя профессиональные и иные знания, опыт, умения, навыки, деловую репутацию, информацию, деловые связи, имидж, интеллектуальную собственность, – одним словом все, что позволяет создавать ценности» 5.

Есть также более структурированное определение «нематериальных ресурсов компании», когда к интеллектуальному капиталу относят человеческий и структурный капитал, который подразделяют на внутренний и внешний по отношению к организации. Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, компетенции и связей, которые имеют работники организации. Внутренний структурный капитал подразделяют на кодифицированное ноу-хау, организационные структуры, информационные системы, системы и процессы управления. Внешний структурный капитал представляет собой устойчивые связи организации с внешними партнерами – поставщиками, посредниками, клиентами 6.

Вариант несколько другой группировки тех же составляющих представлен в статье И. И. Просвириной. По ее утверждению, практически все исследователи этого вопроса и менеджеры выделяют три составляющих интеллектуального капитала:

1) человеческий капитал;

2) структурный, или организационный, капитал;

3) клиентский капитал.

Хотя в приведенных пояснениях третья составляющая является вариантом второй. Человеческий капитал «рассматривается как компетенция и способности персонала компании. Эта часть интеллектуального капитала покидает компанию вместе с работниками после окончания рабочего дня. Структурный капитал – это то, что остается в компании после окончания рабочего дня и ухода работников. Он делится на клиентский и организационный капитал. Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами. Организационный капитал делится на инновационный и процессный капитал. Инновационный капитал состоит в основном из законных прав (патентов, лицензионных соглашений), а также из того, чему трудно дать точное определение, но что в большой степени определяет стоимость компании (идеи, торговые марки). Процессный капитал – это инфраструктура компании (информационные технологии, рабочие процессы и т. д.

Коэффициент Тобина.

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:

P- рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций)

С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Если оценка активов фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходности и предельных издержек для отрасли.

Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

Коэффициент Тобина (q) отражает несколько факторов, таких как:

·«Настроение» рынка, выраженное, к примеру, мнением аналитиков, относительно перспективности компании или различными спекуляциями, в виде громких слухов.

·Интеллектуальный капитал компании.

Поскольку (q) Тобина отражает влияние нескольких факторов, он может показывать только приближённое значение стоимости интеллектуального капитала. Сейчас множество компаний пытаются разработать пути измерения стоимости интеллектуальных активов.

На практике используется следующая формула, не являющаяся прямым эквивалентом q Тобина:

q = (рыночная стоимость активов + рыночная стоимость обязательств)/(балансовая стоимость активов + балансовая стоимость обязательств).

Так же коэффициент Тобина позволяет определять стоимость рынка в целом. Исчисляется:

q = (Стоимость всего фондового рынка)/ (Совокупный собственный капитал компаний)


Конкурентоспособность экономической системы как объект управления

В экономической литературе еще не выработано единое понятие «конкурентоспособность», несмотря на пристальное внимание к этой проблеме как за рубежом, так и в России. По мнению М. Портера, «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкуренто­способность означала низкие производст­венные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу» [1 c.13]. Данная мысль, высказанная М. Портером в конце 80-х годов, не утратила своей актуальности до настоящего времени. Основные причины, обусловливающие множественность трактовок данной категории, кроются в различии подходов к тому, что рассматривать в качестве субъекта отношений — предприятие, отрасль, регион или экономическую систему страны в целом. Определения привязаны к различным объектам, субъектам и предмету оценки.

Обычно термин «конкуренция» трактуется как соперничество, борьбу за достижение наилучших результатов. По определению, данному в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» «конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Исходя из этих определений, можно предположить, что конкурентоспособность — это наличие потенциала (предпосылок) для победы в состязании. При таком подходе конкурентоспособность является свойством практически любых экономических объектов, как товаров, так и экономических систем, продуцирующих эти товары.

Никем не ставится под сомнение применение термина «конкурентоспособность» к товару. Разногласия и разночтения связаны с применением данного термина к экономическим системам, как производственным, так и территориальным. При этом к дискуссионным вопросам относятся понятие конкурентоспособности экономических систем, предмет, объекты и субъекты конкурентоспособности, методики оценки уровня конкурентоспособности.

В различных исследованиях понятие «конкуренто­способность» используется в характеристиках различных экономических систем: предприятия, производящего товары и услуги; отрасли, как группы предприятий; города, отдельных регионов, страны, группы стран. Однако подобная, предельно широкая трактовка встречает возражения. В частности, П. Кругман, относится к «увлечению конкурентоспособностью» критично, считая, что конкурентоспособность — «атрибут компаний» [2, с.21]. А. Воронов в классификацию субъектов конкурентоспособности не включает такой субъект, как страна, на основе того, что «не существует примера (за исключением мировых военных конфликтов), где за любой объект конкуренции конкурировали бы целые страны» [3, с.19]. В. Андрианов не включает в сферу исследования конкурентоспособности регионы [4]. Таким образом, до настоящего времени остается дискуссионным, к каким объектам и субъектам применимо свойство конкурентоспособности. Вместе с тем, все производственные и территориальные экономические системы являются предметом исследования в теории конкурентоспособности.

По всей вероятности, каждое из авторских определений отражает определенный аспект «конкурентоспособности». При всех различиях в определениях можно сказать, что конкурентоспособность может определяться только в сравнении, т.е. является понятием, характеризующим сравнительные преимущества одного объекта оценки над другим.

Следует отметить, что существует тесная взаимосвязь между конкурентоспособностью товара и уровнем конкурентоспособности различных экономических систем, начиная от предприятия и до экономической системы отдельной страны в целом, которую отмечают практически все исследователи конкурентоспособности. Но вместе с тем сохраняются расхождения позиций по проблеме соотношения между различными уровнями конкурентоспособности. Так, по мнению В. Андрианова, «...за позицией страны в мировой экономике стоят прежде всего позиции ее реального сектора на мировом рынке как внутри, так и за пределами территории страны. Возможность страны занять достойное место в глобальной экономике зависит от возможностей ее фирм занять (удержать) достойные места на товарных рынках мира» [5, с.9]. Аналогичной точки зрения придерживается С.В. Емельянов [6, с.34].

Другие исследователи настаивают на обратной зависимости. В частности, М. Портер отмечает, что «...успех фирмы в состязании с конкурентами, прежде всего, зависит от положения дел в стране» [1, c.13]. «Конкуренто­способный товар не появится без эффективного гибкого производителя. Конкурентоспособная фирма может родиться лишь в условиях экономической системы, стимулирующей ее в борьбе за преимущества над соперниками. Конкурентна не та страна, которая располагает идущим нарасхват товаром, а та, что имеет динамичный потенциал выпуска новых и новых изделий — лидеров мирового рынка. Конкурентоспособным должен быть хозяйственный механизм страны» [7, с.12].

Вместе с тем является спорным, на наш взгляд, утверждение, что «синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности» [6, с.39], т.к. для этих субъектов существует различное конкурентное поле. Даже имея определенную группу конкурентоспособных товаров, страна не может быть отнесена к конкурентоспособным. Например, отдельные российские товары являются конкурентоспособными на мировых рынках, в частности, военные самолеты, другие виды вооружений, энергоресурсы, но страна в мировых рейтингах конкурентоспособности находится на последних местах. Так, по оценке The International Institute For Management Development (IMD) в 2008 году Россия получила 47 место из 55 [9]; по данным Мирового экономиче­ского форума (The World Economic Forum (WEF)) рейтинг России в 2007–2008 годах составил 58 из 131 [10]. Кроме того, для оценки конкурентоспособности различных субъектов используются различные показатели.

Безусловно, существует связь между эффективно­стью функционирования национальной экономической системы и конкурентоспособностью, как на рынке спроса, так и на рынке предложения. Так как производителем конкурентных товаров являются предприятия, то все другие экономические системы создают условия для развития конкурентных преимуществ в той или иной группе предприятий. В числе ведущих факторов повышения конкурентоспособности товаров и фирм, их производящих, являются промышленная политика, национальное и региональное законодательство, обеспечивающие благоприятную среду для развития конкурентных производств, внутренняя политическая и социальная стабильность, наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны, активность конкурентов и т.д.

Разнообразие подходов к определению конкурентоспособности связано с неопределенностью в предметной области данного понятия. На наш взгляд, разнообразие подходов вытекает из смешения понятий объекта, субъекта и предмета конкуренции, а также направлений конкуренции (соревнование за спрос или соревнование за предложение).

Объекты конкуренции — это явления внешнего мира, на которые направлены действия, в данном случае, за которые ведется конкурентная борьба. В работе А. Воронова [3] к объектам конкуренции отнесены потребительский спрос (внутренний и мировой рынки) и факторы производства (труд, земля, капитал, информация и власть). При этом в качестве предмета конкуренции автор рассматривает продукцию, работу, услуги. На наш взгляд, такое разделение объектов не совсем корректно, так как в сфере обращения факторы производства являются товаром и скорее относятся к понятию «предмет конкуренции».

Фатхутдинов Р.А. [11] в одном перечне приводит как предметы конкуренции (товар и услуги), так и субъект конкурентоспособности — персонал, являющийся носителем специфического товара «рабочая сила». По мнению В.Л. Лунева, предметом конкуренции являются товары (услуги), а объектом — потребители и покупатели. Данное разделение указывает на две сферы воздейст­вия в конкурентной борьбе: товар (предмет) и потребитель (объект) [12].

По мнению Ю. Кормнова «универсального определения конкурентоспособности для всех субъектов и объектов нет. Все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится» [13], т.е. автор разделяет понятия объекта и субъекта конкурентоспособности, но ставит знак тождества между объектом и предметом конкурентоспособности.

На наш взгляд, все действия субъектов направлены на борьбу за потребителя и (или) на борьбу за продавца. Следовательно, к объектам конкуренции можно отнести спрос (рынок спроса) и предложение (рынок предложений). При соревновании за возможность продажи своего товара (рынок спроса) субъекты предлагают товар с определенными свойствами, которые, чтобы быть востребованными, должны в наибольшей мере отвечать по­требностям (требованиям) данного рынка потребителей, т.е. иметь сравнительные преимущества перед товарами других субъектов. Конкурируя за возможность получить тот или иной товар (инвестиции, квалифицированная рабочая сила и т.п.) на рынке предложения, субъекты должны обеспечить наилучшие условия принятия (работы, функционирования) данного товара.

Предмет конкуренции — носитель определенных свойств, которые представляют интерес для различных субъектов. Предметом конкуренции может быть только товар в расширительной его трактовке (собственно товар, работы, услуги, рабочая сила, капитал, инвестиции и т.д.). Обладателями (носителями) предметов конкуренции могут быть люди, предприятия, регионы, страны, которые могут располагать определенным товаром. Субъектами конкуренции могут выступать физические или юридические лица, ведущие борьбу за объекты конкуренции и располагающие предметами конкуренции.

В связи с различными целями, которые стоят перед субъектами конкуренции относительно различных объектов конкуренции, на рынке спроса и рынке предложения будут находиться различные субъекты. Располагать товаром, предлагаемым для потребления, могут только производители (собственники) данного товара: люди, предприятия, и производный субъект — отрасль.

Так, человек располагает рабочей силой того или иного качества (уровень образования, квалификации, опыт работы и т.д.); организация располагает производимым товаром, технологиями производства, информацией, капиталом и т.п. Вместе с тем такая производственная система как предприятие (организация) конкурирует как за спрос, т.е. за покупателя производимой продукции, так и за предложение, в частности, за получение инвестиций, выгодного поставщика ресурсов или необходимую по квалификации рабочую силу.

Во многих работах, включая классическую работу М. Портера «Международная конкуренция», субъектом конкурентоспособности называется отрасль. На наш взгляд, отрасль можно рассматривать лишь как производную конкурентоспособности, так как, являясь группой предприятий, отрасль сама по себе не является обладателем (собственником) предметов конкуренции. При этом предприятия одной отрасли могут производить продукцию различного уровня (степени) конкурентоспособности и включаться в «двойную» конкуренцию: между предприятиями одной отрасли и с предприятиями других отраслей, предлагающих товары-аналоги.

Безусловно, такие субъекты как территории (город, регион, страна) располагают определенными товарами, в частности, сырьевыми ресурсами, инвестициями. Однако данные субъекты в условиях рыночной экономики передают функции производителя отдельным предприятиям на конкурсной основе и не выступают, как правило, субъектами рыночных отношений. Следовательно, они не могут быть субъектами конкуренции с данными предметами конкуренции на рынке спроса.

Таким образом, на рынке спроса субъектами конкуренции могут быть только люди и фирмы, а все другие субъекты создают предпосылки для проявления, развития и поддержания конкурентных преимуществ того или иного производителя товара или группы товаров. Данную мысль отчасти подтверждают Л. Берг, Е. Браун и Дж. Меер, считая что «в мировой экономике, производственная инфраструктура которой во все большей степени складывается из информационных потоков, города и регионы все более становятся ключевыми акторами экономического развития, выдвигая себя на роль предпринимателей. Их руководители хотят вовлечь свой регион в конкурентную борьбу, привлекая новые виды деятельности в форме инвестиций и различного рода визитеров. Они также стремятся создать лучшие условия для местных фирм, которые и являются участниками конкурентной борьбы» [14, с.20].

Отрасль как группа предприятий конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой, стимулирует развитие той или иной продукции, борьбу за снижение издержек, повышение качества продукции, иногда предприятия отрасли объединяют усилия по научным разработкам, направленным на развитие товара.

Регион страны является местом базирования, экономической средой обитания предприятия, формируя определенный предпринимательский климат в регионе, инфраструктуру бизнеса, обеспечивая трудовыми ресурсами того или иного качества предприятия.

Конкуренция за предложение — это конкуренция за привлечение (размещение) не столько обычных товаров, сколько за специфический товар — факторы производства (трудовые ресурсы, капитал, информацию и т.д.). Субъектами такой конкуренции являются предприятия, муниципальные образования, регионы, страны, которые могут создавать определенные условия для привлечения более квалифицированной рабочей силы, значительных объемов капитала, инвестиций и т.д. Таким образом, такие субъекты как муниципальные образования, территория отдельной страны (регион), страна, группа стран могут конкурировать, на наш взгляд, только за привлечение на свою территорию как факторных, так и нефакторных товаров. Данная мысль прямо или косвенно проходит во многих публикациях. В частности, по мнению Н.Т. Чертко, «... почти все страны соперничают между собой за привлечение иностранных капиталов» [15, с.55].

Нельзя не отметить определенные отличительные особенности территориальной системы как субъекта конкуренции.

Во-первых, в целом конкурентный процесс приводит к «созидательному разрушению» экономических систем, не обладающих конкурентоспособностью и уступающих свое место конкурентоспособным системам [16]. Страна или регион, даже не будучи конкурентоспособными, не прекращают своего существования; что отличает его от таких субъектов, как предприятия, которые в силу своей неконкурентоспособности могут перепрофилироваться или прекратить существование. Не может обанкротиться территория как таковая, т.е. она остается, остаются природная среда, некоторые ресурсы. Вместе с тем как субъект экономических отношений территориальная система (край, область, муниципальное образование) может перестать существовать. Например, военные городки, которые существовали исключительно из политических интересов государства, перестали существовать, или муниципальные образования, из которых постепенно ушел бизнес, и выехало трудоспособное население. Имеются взаимосвязанные процессы перевода активов бизнесом и миграцией рабочей силы, т.е. факторных ресурсов, без которых само производство невозможно.

Во-вторых, конкурентоспособность на территориальном уровне не предусматривает «игры с нулевым результатом», когда успех одних происходит в ущерб другим, как на микроэкономическом уровне. На самом деле, успех одного региона создает также возможно­сти для других регионов, в особенности — соседних. Эти регионы, в числе прочего, могут получить преимущества от эффекта полюса роста, созданного динамичным регионом [17, с.8].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.086 с.)