Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Объекты коммерческого права

Поиск

 

4.1. Понятие и виды объектов

 

Основным объектом коммерческого права является товар. Товар имеет двуединую природу - потребительскую стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретные человеческие потребности, и меновую стоимость, т.е. способность обмениваться на другие товары. Товаром является продукт человеческой деятельности, предназначенный для обмена. Товаром могут выступать объекты, созданные не только в процессе производства, но и в результате иных видов деятельности (например, выловленная рыба, собранные дикорастущие лекарственные растения).

Для рыночной экономики характерно широкое понимание товара. Товарами признаются объекты, имеющие стоимость и включаемые в имущественный оборот. В таком понимании товарами признается большинство объектов гражданских прав, включая результаты работ и услуги.

"Понятие товара отождествляется в известном смысле с категорией объекта гражданских прав, если не учитывать в числе последних личные неимущественные права. Иначе говоря, подавляющее большинство объектов гражданских прав выступает в форме товаров и в силу этого входит в понятие гражданского (имущественного) оборота" <1>.

--------------------------------

<1> Гражданское право: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. Т. 1. С. 296.

 

Гражданское право оперирует в основном понятием "вещь". В перечне объектов гражданских прав товар не упоминается (ст. 128 ГК РФ). Среди других объектов гражданских прав указаны вещи. Коммерческое право регулирует отношения по обороту различных видов товаров, свойства и характеристики которых нередко обусловливают необходимость применения к их обороту специальных способов регулирования. Товар рассматривается коммерческим правом не только и не столько как вещь, на которую распространяется право собственности и другие вещные права, хотя, безусловно, данный аспект очень важен с точки зрения выбора договоров, опосредующих реализацию товаров, и приобретения прав на товары различными субъектами коммерческого оборота. Коммерческое право учитывает также свойства товаров, влияющих на их оборотоспособность.

Гражданский кодекс РФ, по существу, отождествляет понятия "товар" и "вещь". В соответствии с п. 1 ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ, т.е. правил оборотоспособности.

Понятие товара как важнейшей категории рыночной экономики содержится в различных нормативных правовых актах.

Так, НК РФ для целей налогообложения к товарам относит любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (ст. 38). Широкое понимание товара как объекта гражданских прав, включая работу, услуги, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот, содержится в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ст. 4) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434 (с послед. изм.).

 

Объектами коммерческого права являются материальные, "телесные", товары. К объектам коммерческого права не относятся ценные бумаги (за исключением товарораспорядительных ценных бумаг), валютные ценности, энергия. При осуществлении коммерческой деятельности проводятся работы и оказываются различные услуги (например, по созданию рекламной продукции, оказанию информационных, консультационных услуг и др.). Однако самостоятельными объектами коммерческого права работы и услуги не являются, а изучаются коммерческим правом в связи с осуществлением коммерческой деятельности.

К объектам коммерческого права относятся движимые товары. Вопрос об отнесении недвижимости к объектам коммерческого права дискутируется в литературе по торговому праву давно. Однако следует отметить, что сделки с недвижимостью не относятся к сделкам, обычно совершаемым собственником, а носят разовый характер. Они требуют заключения в квалифицированной письменной форме, а также государственной регистрации. Торговые же сделки заключаются в упрощенной форме и нуждаются в оперативном порядке оформления. Коммерческое право изучает отношения, связанные с продвижением товаров на рынке, что не относится к недвижимости.

Объектами коммерческого права выступают товары, определяемые родовыми признаками, реализуемые оптовыми партиями.

Следует отметить, что ГК РФ предусматривает, что товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом (п. 1 ст. 458 ГК РФ). Маркировка представляет собой обозначения на изделии, упаковке либо прилагаемые к изделию этикетки, содержащие необходимые пользователям данного товара сведения. Обязательные требования к маркировке товаров содержатся в технических регламентах, иных нормативных правовых актах <1>. Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает требование маркировки товаров для подтверждения легальности их ввоза на территорию Таможенного союза (ст. 100).

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"; Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 // СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482 (с послед. изм.); Технический регламент на молоко и молочную продукцию, утвержденный Федеральным законом от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2801 (с послед. изм.); Технический регламент на масложировую продукцию, утвержденный Федеральным законом от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3009.

 

Вместе с тем в ряде случаев появляется необходимость выделения партии товаров из числа других подобных товаров. При включении в договор условия об обязанности продавца передать товар в месте нахождения товара товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель осведомлен о готовности товара к передаче. Готовность партии товара к передаче конкретному покупателю определяется путем маркировки или иным образом.

Способы идентификации товаров законодательством не определены, они могут быть различными (например, помещение товара в отдельное помещение). При применении любого способа должно быть обеспечено обособление партии товара из общей массы аналогичных товаров. Таким образом, товары, определяемые родовыми признаками, не становятся индивидуально-определенными вещами, но приобретают такие свойства.

При проведении идентификации товаров появляется возможность истребования таких товаров у продавца, вследствие чего можно поставить вопрос о возможности применения правил ст. 398 ГК РФ о последствиях неисполнения обязательства передать индивидуально-определенные вещи к товарам, определяемым родовыми признаками.

Успешная реализация товаров в рыночных условиях возможна, если товар является конкурентоспособным. Это - основная характеристика товара. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью различных признаков, таких как качество, цена, уровень обслуживания, проведение рекламных мероприятий, и др. Конкурентоспособность производимых и реализуемых товаров определяет результативность деятельности организации-товаропроизводителя, а также продавца.

Объектами коммерческого права являются также товарораспорядительные документы (складские свидетельства и коносамент). Их появление было связано с необходимостью ускорения обращения товаров. Первой товарораспорядительной бумагой стал коносамент <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кокин А.С. Товарораспорядительные бумаги в торговом обороте. М., 2000. С. 11.

 

Сущность товарораспорядительного документа заключается в его свойстве символизировать материальный объект - товар. Соответственно, передача товарораспорядительного документа приводит к тем же последствиям, что и передача самого товара. В соответствии с п. 3 ст. 224 ГК РФ к передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа.

Коносамент является товарораспорядительным документом, применяемым в морской перевозке. Он удостоверяет право его держателя распорядиться сданным для перевозки грузом (ст. ст. 142 - 149 КТМ РФ). При выдаче его на предъявителя или наличии в нем приказа грузоотправителя или грузополучателя на выдачу груза иному лицу коносамент может служить объектом различных сделок.

Складские свидетельства выдаются товарным складом в подтверждение принятия товара на хранение и удостоверяют право на товар, хранящийся на складе.

Содержание складских свидетельств, порядок их передачи и выдачи товара по ним регулируется ст. ст. 912 - 917 ГК РФ.

Складские свидетельства бывают двух видов - простые и двойные.

Простое складское свидетельство является ценной бумагой на предъявителя. Оно может передаваться другому лицу простым вручением. Товарный склад выдает товар лицу, предъявившему простое складское свидетельство.

Двойное складское свидетельство состоит из двух частей - складского и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены друг от друга. Обе его части должны иметь идентичные подписи уполномоченного лица и печати товарного склада. Двойное складское свидетельство в качестве ордерной ценной бумаги передается другому лицу на основе передаточной надписи. Товарный склад выдает товар держателю двойного складского свидетельства не иначе, как в обмен на обе части свидетельства. Держатель складского свидетельства, отделенного от залогового свидетельства, вправе распоряжаться товаром, но получить товар со склада до погашения кредита, выданного по залоговому свидетельству, не вправе. При залоге товара об этом делается отметка на складском свидетельстве.

Складские свидетельства являются неэмиссионными ценными бумагами, но обладают свойством, позволяющим включить товар в оборот без фактической передачи товара, поэтому они должны найти широкое распространение на практике. В утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) указано на необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на расширение возможности применения двойных и простых складских свидетельств <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 589.

 

4.2. Коммерческая оборотоспособность товаров

 

В Гражданском кодексе РФ определено понятие оборотоспособности объектов гражданских прав, виды которых перечислены в ст. 128. В соответствии с п. 1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Из данной статьи вытекает, что оборотоспособность объектов означает их способность быть объектами гражданско-правовых сделок.

Понятие коммерческой оборотоспособности уже понятия гражданской оборотоспособности. Объектами торгового оборота являются товары. Из круга совершаемых сделок в торговом обороте исключаются сделки по безвозмездной передаче имущества, в том числе в порядке наследования и реорганизации юридического лица.

Группировка объектов гражданских прав в зависимости от их оборотоспособности содержится в ГК РФ. Эта группировка вполне применима и к товарам, являющимся объектами коммерческого права.

К первой группе относятся товары, которые могут быть объектами сделок без всяких ограничений. Таких свободно отчуждаемых товаров подавляющее большинство.

Ко второй группе относятся товары, нахождение которых в обороте не допускается, - объекты, изъятые из оборота. В соответствии с ГК РФ такие объекты должны быть прямо указаны в законе. Однако федеральный закон, содержащий перечень изъятых из оборота объектов, до настоящего времени не принят. Изъятие таких объектов из оборота не означает отсутствие возможности их перехода от одного лица к другому. Такой переход осуществляется по иным, не гражданско-правовым основаниям и в случаях, прямо предусмотренных законодательством, и обозначается в нормативных актах как "отпуск", "распределение". Так, к примеру, изъятые из гражданско-правового оборота наркотические средства передаются экспертным подразделениям Генеральной прокуратуры РФ, органов МВД России и другим установленным законом экспертным подразделениям для проведения экспертизы или для идентификации наркотических средств.

К третьей группе относятся товары, ограниченно оборотоспособные. Данная группа объектов определяется ГК РФ как виды объектов, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Виды ограниченно оборотоспособных объектов должны определяться в порядке, установленном законом.

Таким образом, в ГК РФ установлены два критерия ограничения оборотоспособности объектов: относящийся к субъектам оборота - объекты, которыми вправе обладать не все, а лишь определенные субъекты; и объекты, для нахождения в обороте которых требуется специальное разрешение.

Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" <1> установлен Перечень продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. В нем перечислены и объекты, изъятые из оборота, и объекты, ограниченные в обороте.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 492 (с послед. изм.).

 

Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" <1> утверждены два перечня продукции: поставки которой в Российской Федерации осуществляются на основе квот; поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение.

--------------------------------

<1> САПП РФ. 1992. N 25. Ст. 2217 (с послед. изм.).

 

Значение данных нормативных актов невелико. Так, в первом перечне предусмотрен только спирт этиловый, произведенный из пищевого сырья. Фактически правовой режим товаров, ограниченных в обороте, устанавливается в федеральных законах, регулирующих оборот отдельных видов товаров.

В федеральном законе необходимо утвердить два перечня объектов: изъятых из оборота и ограниченных в обороте. Для обеспечения государственного контроля в отношении объектов, изъятых из оборота, и недопущения незаконного включения их в оборот в законодательстве следует установить цели использования объектов, изъятых из оборота, а также порядок их передачи, отпуска или распределения соответствующими органами государственной власти. В законодательном порядке необходимо также установить и полный перечень оснований ограничения оборотоспособности объектов.

В нормативных правовых актах, определяющих правовой режим отдельных видов товаров, конкретизированы и расширены критерии ограничения оборотоспособности товаров.

Так, в нормативных актах содержатся различные требования к субъектам, только соблюдение которых приводит к возможности участия субъектов в обороте. Требования устанавливаются к видам субъектов, формам собственности, организационно-правовым формам. К примеру, оптовую торговлю лекарственными средствами вправе осуществлять только юридические лица.

На культивирование, разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ установлена государственная монополия. Лишь государственные унитарные предприятия и государственные учреждения вправе осуществлять эти виды деятельности.

Установленные в нормативных актах требования могут относиться и к объему производства или потребления определенных товаров и сырья для их производства.

Так, для производства алкогольной продукции осуществляется закупка этилового спирта по установленным квотам.

Ограничение оборотоспособности может заключаться и в запрете совершения с товарами, имуществом отдельных видов сделок. Так, Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлен запрет на сдачу в аренду основного технологического оборудования, используемого для производства алкогольной продукции.

Установлен также запрет заключения договора мены алкогольной продукции.

Понятие гражданского оборота является более широким понятием, чем торговый оборот. Различие между гражданским и торговым оборотом проводилось уже в дореволюционной литературе. Так, Г.Ф. Шершеневич торговый оборот определял как совокупность юридических сделок, направленных на совершение посреднической деятельности. Гражданский оборот он рассматривал как совокупность всех вообще юридических сделок, совершаемых членами данного гражданского общества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). С. 24.

 

Коммерческий оборот понимается как оптовый оборот свободно обращающихся на рынке и ограниченных в обороте товаров, требования к которым установлены законодательством.

 

4.3. Классификация товаров

 

В действующих нормативных актах преимущественно употребляется термин "товар", а в некоторых - "продукция" (например, сельскохозяйственная), однако различия между ними не проводится. Вместе с тем термин "продукция" имеет и специальное значение. В соответствии со ст. 136 ГК РФ продукция наряду с плодами и доходами рассматривается как поступления, полученные в результате деятельности человека, иными словами, в данной статье под продукцией понимается "техническое приращение имущества, полученного в результате его производительного использования (например, готовая продукция)" <1>.

--------------------------------

<1> Гражданское право. М., 1998. Т. 1. С. 311.

 

По цели использования товары подразделяются, во-первых, на товары потребительского назначения, используемые гражданами для домашнего, семейного и личного потребления, и, во-вторых, товары, предназначенные для производственного потребления.

В свою очередь, товары потребительского назначения подразделяются на продовольственные и промышленные. Товары производственного назначения подразделяются на различные виды в зависимости от их назначения в производственном процессе: основное оборудование, основные материалы, сырье, полуфабрикаты и т.п.

Основное значение для ведения промышленной и торговой деятельности имеет общегосударственная классификация товаров, проводимая в виде Общероссийского классификатора продукции (ОКП), который принят Постановлением Госстандарта России 30 декабря 1993 г. N 301 <1> и действует с 1 июня 1994 г. на территории РФ. Он составлен на основе использования системы цифрового кодирования информации о товарах, что позволяет автоматизировать информацию о товарах всех отраслей хозяйства и обеспечить их статистический учет.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

Важное значение имеет также товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, которая проводится для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 50 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Для формирования номенклатуры продукции для федеральных государственных нужд, повышения ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке Правительством РФ принято решение о создании федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд и одобрены основные положения ее создания <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд" // СЗ РФ. 2000. N 3. Ст. 277 (с послед. изм.).

 

Каталогизация продукции означает проведение работ по единообразному представлению, сбору, классификации, идентификации, кодированию, регистрации, обработке, хранению и распределению информации об изделиях и материалах, заказываемых для федеральных государственных нужд.

Система каталогизации представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов, включая федеральный каталог продукции, единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд, каталожные описания продукции и другие документы, а также информационных технологий представления, сбора, классификации, кодирования, идентификации, регистрации, обработки, хранения и распределения информации о продукции.

Утверждены Перечень групп однородной продукции и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку и ведение разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 2 июня 2001 г. N 436 "О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд" // СЗ РФ. 2001. N 24. Ст. 2451 (с послед. изм.).

 

Проведение каталогизации позволяет обеспечить учет существующей продукции и потребностей в новой продукции, выявить взаимозаменяемую продукцию, обеспечить замену дублирующей и морально устаревшей продукции, необходимой для обеспечения федеральных государственных нужд. Так, заказы на поставку одноименных товаров, под которыми понимаются товары, относящиеся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров для государственных или муниципальных нужд, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, могут быть размещены путем проведения совместных торгов двумя и более заказчиками (ч. 6.1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105 (с послед. изм.).

 

4.4. Средства индивидуализации товаров

 

Для выделения товаров среди других однородных используются такие средства индивидуализации, как товарный знак и наименование места происхождения товара. Они позволяют определить производителя или источник происхождения товаров, придают товарам индивидуализированные черты, позволяющие потребителям легко узнавать данный товар и выделять его среди однородных товаров. Их применение в с 1 января 2008 г. регулируется четвертой частью ГК РФ.

На практике и в печати часто употребляется термины "бренд" и "торговая марка". Появившийся в последнее время термин "бренд" обозначает известный на рынке товарный знак, который у потребителей достаточно прочно ассоциируется с определенным товаром или услугами. Бренд - понятие маркетинговое, он впитывает в себя, по сути, всю интеллектуальную собственность организации, которую он обозначает. Торговая марка является обиходным обозначением товарного знака.

Товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ). Обладатель товарного знака имеет на него исключительное право, удостоверяемое зарегистрированным федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности свидетельством (ст. 1481 ГК РФ).

В качестве товарного знака используются обозначения в различном виде - словесные, изобразительные, объемные и другие или их комбинации, обладающие различительной способностью. Правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом. В частности, товарный знак может размещаться:

- на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

- на документации, связанной с введением товаров в оборот;

- в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате использования возникнет вероятность смешения товаров.

Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет, считая со дня подачи заявки на государственную регистрацию.

Товарные знаки бывают двух видов: индивидуальные и коллективные.

Правообладателем индивидуального товарного знака является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Коллективным является товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. В отличие от товарного знака право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.

В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена на основании решения суда, принятого по заявлению любого заинтересованного лица.

Товарный знак может быть общеизвестным. По заявлению юридического или физического лица им признается товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его государственной регистрации; товарный знак, охраняемый на территории РФ без регистрации в силу международного договора РФ; а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, если такой товарный знак или обозначение в результате интенсивного использования получили в РФ среди соответствующих потребителей широкую известность в отношении товаров определенного лица (п. 1 ст. 1508 ГК РФ).

Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная законом для товарного знака.

Товарный знак, признанный в установленном законом порядке общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в РФ товарных знаков.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в РФ во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства, не признается наименованием места происхождения товара.

На использование этого наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара.

Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами.

Наименование места происхождения товара охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, особые свойства которого определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на наименование места происхождения товара в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Товарный знак как объект интеллектуальной собственности в рыночной экономике обладает высокой стоимостью. Право на его использование может быть передано по договору в комплексе других исключительных прав по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), договору продажи предприятия (ст. 559 ГК РФ), а также в основном по лицензионному договору. Лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме и зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Нарушением исключительного права правообладателя признается использование без его разрешения в коммерческом обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации, установленной ст. 1537 ГК РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.011 с.)