Глава 3. Субъекты коммерческого права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Субъекты коммерческого права



 

3.1. Понятие и виды субъектов коммерческого права

 

На товарных рынках действуют многочисленные субъекты, выполняющие различные функции по организации и осуществлению товародвижения от изготовителей к оптовым потребителям и розничным торговцам, а также оказывающие разнообразные услуги, способствующие реализации товаров. К субъектам коммерческого права не относится гражданин-потребитель, поскольку он не является участником оптового товарооборота. Для этого ему нужно получить в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Круг субъектов коммерческого права уже круга субъектов предпринимательского права, поскольку в него не включаются лица, непосредственно не занятые производством и реализацией оптовых партий товаров и не оказывающие услуги по продвижению товаров на рынке.

Классификацию субъектов коммерческого права можно проводить по различным основаниям. Так, в ГК РФ по основной цели деятельности выделяются коммерческие организации, целью которых является систематическое извлечение прибыли от продажи товаров и оказания сопутствующих купле-продаже услуг, и некоммерческие организации, не преследующие такой цели (ст. 50 ГК РФ).

Основными участниками коммерческих отношений являются коммерческие организации, создаваемые в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных в ГК РФ. Участие некоммерческих организаций в коммерческой деятельности ограниченно и сводится в основном к приобретению товаров для решения уставных задач. Среди них большое значение приобретают потребительские кооперативы, основными задачами которых являются создание и развитие организации торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья с последующей переработкой и реализацией (Закон РФ от 19 июля 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" <1>. Их роль должна возрасти в связи с возложением на них Законом N 271-ФЗ функций управляющих компаний сельскохозяйственными кооперативными рынками (ст. 3)).

--------------------------------

<1> РГ. 1997. 17 июля (с послед. изм.).

 

Кроме того, к числу субъектов коммерческого права следует отнести и различные общественные организации, некоммерческие объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), представляющие общие интересы своих членов (ст. 121 ГК РФ).

В настоящее время влияние различных общественных объединений предпринимателей на проводимую государством торговую политику должно возрасти в связи с законодательным закреплением форм их участия в создании и реализации государственной политики в области торговли (ст. 7 Закона о госрегулировании торговли).

Зарубежный опыт свидетельствует о значительном влиянии общественных объединений промышленных и торговых предпринимателей на проводимую государством промышленную и торговую политику.

Так, в США насчитывается более 3,5 тыс. национальных торговых ассоциаций. Общая же их численность, включая местные, региональные организации и клубы, превышает 40 тыс. Они оказывают своим членам самые разнообразные услуги, начиная с маркетинговых услуг по исследованию рынка и заканчивая лоббистской деятельностью и предоставлением информации обо всех изменениях в законодательстве.

Большинство членов Торговой палаты США (до 90%) составляют небольшие фирмы. Через периодические издания, фонды, средства массовой информации Торговая палата США оказывает давление на правительство и формирует общественное мнение в нужном направлении.

Значительное влияние на выработку внутренней и внешней политики правительства Германии, охрану интересов немецких предпринимателей оказывает Федеральный союз германской промышленности, объединяющий 38 отраслевых союзов промышленности. Представители союза являются членами различных консультационных органов в правительственных учреждениях.

В дореволюционной России предпринимательские союзы и организации строились по отраслевому, межотраслевому, региональному и общероссийскому принципам. Проводимые съезды их представителей постепенно превратились в институт самоуправления предпринимательских кругов. Для руководства практической деятельностью союзов избирались постоянно действующие органы - советы съездов.

Наиболее представительным был Совет съездов представителей промышленности и торговли, объединяющий около 70 крупных региональных и отраслевых торгово-промышленных организаций и 35 коммерческих банков и фирм.

В настоящее время весьма значительное влияние на торгово-промышленную деятельность оказывают торгово-промышленные палаты, образованные в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309 (с послед. изм.).

 

Торгово-промышленные палаты защищают интересы российских предпринимателей по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе за границей; оказывают содействие развитию всех видов предпринимательской деятельности; организуют взаимодействие предпринимателей с государством; оказывают предпринимателям и их объединениям информационные услуги; содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг; оказывают практическую помощь российским предпринимателям при проведении операций на внешнем рынке; содействуют урегулированию споров, а также оказывают иную помощь и поддержку.

Торгово-промышленная палата РФ обладает правом законодательной инициативы.

В настоящее время процесс создания и укрепления союзов и ассоциаций товаропроизводителей, оптовых и посреднических организаций продолжается. Так, действуют Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация союзов АПК, Российский союз товаропроизводителей, Российский союз выставок и ярмарок, потребительские союзы и др. Такие объединения могут оказывать предпринимателям весьма существенную информационную поддержку, консультационные услуги, инициировать принятие законов и иных нормативных правовых актов и участвовать в законопроектной деятельности, представлять интересы субъектов товарных рынков во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами.

Особыми субъектами коммерческого права являются государство и муниципальные образования, которые не только осуществляют правовое регулирование деятельности субъектов товарных рынков, но и выступают непосредственными участниками коммерческих отношений. Правовым основанием для выступления государства и муниципальных образований в имущественном обороте является гл. 5 "Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством" ГК РФ.

Своеобразие субъектов коммерческой деятельности заключается в выполняемых ими функциях на товарных рынках. Именно данный критерий позволяет отграничить субъекты коммерческого права от субъектов гражданского и предпринимательского права. В отличие от русских дореволюционных ученых, не включавших производителей товаров в сферу торгового оборота, первую группу субъектов коммерческого права составляют товаропроизводители.

Помимо товаропроизводителей в соответствии с выбранным критерием выделяются оптовые торговцы и розничные торговцы как участники оптового товарооборота (коммерсанты); лица, оказывающие посреднические услуги при приобретении и продаже товаров (коммерческие посредники); организаторы торгового оборота; лица, оказывающие сопутствующие купле-продаже товаров услуги.

Закон о госрегулировании торговли подразделяет участников торгового оборота на две группы - осуществляющих торговую деятельность и осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи. Вместе с тем данные положения Закона сформулированы нечетко и могут быть поняты неоднозначно.

Исходя из понятия торговой деятельности, закрепленного Законом, субъектами торговой деятельности признаются субъекты, осуществляющие оптовую торговлю и розничную торговлю. К субъектам, осуществляющим поставки товаров, могут быть отнесены производители, переработчики товаров, а также субъекты, осуществляющие оптовую торговлю, поскольку они производят закупку товаров у производителей с целью дальнейшей продажи организациям розничной торговли. Таким образом, субъекты, осуществляющие оптовую торговлю, могут быть отнесены и к поставщикам, и к субъектам, осуществляющим торговую деятельность.

 

3.2. Коммерсанты (торговые предприниматели)

 

Основным звеном товарного рынка являются торговые организации, профессионально осуществляющие оптовую и розничную торговлю.

Оптовая торговля как более прогрессивный метод обеспечения материально-техническими ресурсами предприятий-потребителей стала применяться еще в советский период. Положением об оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения оптовая торговля определялась как форма материально-технического снабжения, при которой обеспечение потребителей продукцией производится без фондов и лимитов по заказам потребителей на основе договоров с территориальными органами снабжения.

Оптовая торговля в определенном смысле являлась предшественницей рыночного оборота. Однако хотя предприятиям-потребителям не выделялась продукция в строго установленном объеме, планово-централизованное распределение материальных ресурсов сохранялось на уровне снабжающих организаций.

В рыночных условиях оптовая торговля как экономико-правовое явление приобретает новое содержание и сущность. Как уже отмечалось, впервые определение оптовой и розничной торговли как видов предпринимательской деятельности включено в Закон о госрегулировании торговли.

Оптовые торговцы играют важную роль в продвижении товаров к конечным потребителям. Они приобретают товары у организаций-изготовителей в собственность с целью перепродажи (оптовым, розничным организациям либо организациям-потребителям). Организации-оптовики, приобретая товары в собственность, принимают на себя риски, связанные с хищением, повреждением, моральным устареванием товаров.

Организации оптовой торговли производят хранение товаров, тем самым способствуя сокращению издержек на хранение у промышленных организаций, осуществляют централизованную доставку товаров по разработанным графикам, предоставление покупателям различной коммерческой информации, оказывают услуги по расфасовке товаров, дроблению крупных его партий на мелкие, сортировке, нарезке, раскрою материалов, упаковке и затариванию и иные полезные услуги.

Деятельность организаций оптовой торговли способствует установлению рациональных коммерческих связей, поскольку они, закупая оптовые партии товаров у производителей, освобождают последних от многочисленных связей с мелкими потребителями.

Большое разнообразие оказываемых организациями оптовой торговли услуг предполагает необходимое их количество на товарных рынках.

В США насчитывается 300 тыс. оптовых фирм, в ФРГ - 100 тыс., Италии - 90 тыс., Франции - 80 тыс. В России же крупных структур, организующих межрегиональные товаропотоки, явно недостаточно. На товарных рынках преобладают небольшие организации оптовой торговли, не имеющие необходимой материально-технической базы и трудовых ресурсов для выполнения функций организатора товарных потоков.

Оптовая торговля постепенно превращается в индустриально-организованную отрасль и включает наряду с небольшими крупные торговые организации с автоматизированными торгово-технологическими процессами.

Классификацию торговых организаций можно проводить по различным основаниям. В утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 771-ст Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли" предприятия торговли подразделяют по формам собственности, видам торговли, специализации торговой деятельности, типам предприятий торговли и др. В зависимости от формы собственности, на базе которой организуется торговая деятельность, различаются частные, государственные и муниципальные торговые организации. По видам реализуемых товаров выделяют универсальные и специализированные торговые организации.

В зависимости от объема оказываемых услуг организации оптовой торговли подразделяются на организации, оказывающие полный и ограниченный набор услуг. Среди последних выделяются оптовики "найди и бери", обслуживающие предпринимателей, которые сами выполняют часть торговых функций (погрузку, доставку).

В зависимости от масштабов деятельности выделяются крупные организации оптовой торговли федерального значения, действующие на всей территории России. Их товарная специализация формируется исходя из потребностей общенационального или межрегионального обмена. Они осуществляют поставки товаров из сложившихся центров производства (текстильных товаров, рыбопродуктов и др.) в другие регионы России.

Региональные оптовые звенья организуют снабжение товарами покупателей своего региона. Однако оптовую торговлю осуществляет значительное количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые не в состоянии обеспечить крупномасштабный межрегиональный обмен товарами. По типам предприятий торговли выделяются магазин-склад, центр оптовой и мелкооптовой торговли, универсальный общетоварный продовольственный или непродовольственный склад и др.

По характеру осуществляемой деятельности выделяют дилеров, дистрибьюторов, трейдеров и др.

Дилеры - это торговые предприниматели, которые специализируются на торговле товарами определенных видов. Они приобретают оптовые партии товаров у различных продавцов на правах собственности и затем продают их от своего имени оптовым и розничным торговцам.

Общее понятие дилера в законодательстве отсутствует.

Понятие дилерской деятельности содержится только в биржевом законодательстве. Дилерская деятельность на товарных биржах осуществляется путем совершения биржевых сделок биржевыми посредниками от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже (ст. 9 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле").

Вне биржевой торговли дилерами являются юридические лица, которые помимо реализации товаров могут оказывать производителям и потребителям различные услуги: по проведению маркетинговых исследований рынка, централизованной доставке товаров, предпродажной подготовке товаров и др.

Дистрибьюторские организации, как и дилерские, осуществляют оптовые закупки товаров в целях перепродажи от своего имени и за свой счет. Основные отличия дистрибьюторов от дилеров заключаются в том, что дистрибьютор организовывает торговлю на территории своей страны получаемыми от иностранных поставщиков товарами путем создания на территории России сбытовой сети. Кроме того, они принимают на себя обязанности по продвижению товаров поставщика на рынке и защиту его интересов. Дистрибьютор является не просто перепродавцом, он обеспечивает техническое обслуживание реализуемых им товаров, организовывает рекламные мероприятия.

Трейдерами являются не только юридические лица, но и торговцы, совершающие сделки купли-продажи по поручению клиентов в качестве индивидуальных предпринимателей за свой счет и от своего имени.

Важными участниками товарных рынков являются розничные торговые организации, закупающие оптовые партии продовольствия и товаров потребительского назначения у производителей и оптовых торговцев с целью продажи гражданам-потребителям. В розничной торговле действуют структуры различного формата: небольшие магазины "шаговой" доступности, универсамы, продажа товаров индивидуальными предпринимателями. Однако на розничных рынках наглядно появляется тенденция укрупнения организаций розничной торговли путем создания супермаркетов, гипермаркетов, мегацентров и др.

Закон о госрегулировании торговли предусмотрел права оптовых и розничных торговцев. Они самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимент продаваемых товаров;

б) режим работы;

в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способы доведения до покупателей информации о продавце, предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, подлежат включению в торговые реестры, которые должны вести органы государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок формирования и форма которых должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли (ч. 2 ст. 5 Закона о госрегулировании торговли) <1>.

--------------------------------

<1> Таким органом является Министерство промышленности и торговли РФ.

 

На розничных рынках действуют также хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность посредством организации торговой сети (иными словами - ритейлеры) <1>. Понятие торговой сети определено в Законе о госрегулировании торговли.

--------------------------------

<1> В переводе с англ. retailer - розничный торговец.

 

Торговая сеть рассматривается как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (п. 8 ст. 2 Закона о госрегулировании торговли).

Таким образом, в Законе предусмотрены несколько вариантов создания торговой сети: путем общего управления торговыми объектами либо путем индивидуализации двух и более торговых объектов с помощью единого коммерческого обозначения и иного средства индивидуализации.

Для выяснения понятия торговой сети необходимо уяснить также понятие торгового объекта.

Торговый объект определяется Законом о госрегулировании торговли в качестве здания или части здания, строения или части строения, сооружения или части сооружения, специально оснащенного оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (ст. 2).

Под стационарным торговым объектом в Законе понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Нестационарный торговый объект определяется как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Исходя из законодательного определения торговых объектов можно сделать вывод, что здание, строение, сооружение или их части вместе с другими видами имущества являются имущественным комплексом, специально предназначенным и оборудованным для проведения торговых операций, осуществления торговли.

Это определение позволяет рассматривать торговый объект в качестве предприятия, которое в соответствии со ст. 132 ГК РФ признается имущественным комплексом, предназначенным для осуществления различных видов предпринимательской деятельности, в рассматриваемом случае - торговой деятельности. Признанию торгового объекта в качестве функционирующего предприятия соответствует и содержащееся в п. 7 ст. 2 Закона о госрегулировании торговли понятие площади торгового объекта, которая определяется как помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Данный вывод подтверждается также и тем, что в качестве средства индивидуализации торгового объекта в Законе указано прежде всего коммерческое обозначение, используемое, согласно ст. 1538 ГК РФ, для индивидуализации принадлежащих предпринимателям предприятий.

Однако, характеризуя торговый объект в качестве предприятия, необходимо отметить и отличие торговых предприятий от общего понятия предприятия, предусмотренного ст. 132 ГК РФ, которое в целом признается недвижимостью. Торговля (оптовая или розничная) может осуществляться и без использования стационарных торговых объектов, признаваемых недвижимостью. Современный уровень строительного производства позволяет монтировать и использовать крупные нестационарные объекты в качестве торговых объектов.

Следует отметить, что в Концепции совершенствования гражданского законодательства предлагается исключить из ст. 132 ГК РФ признание предприятия в целом недвижимостью, так как на практике осуществляется государственная регистрация входящих в состав предприятия зданий, сооружений, строений как отдельных объектов недвижимости, а регистрация в целом предприятия в качестве недвижимости порождает трудноразрешимые вопросы, какое именно имущество входит в состав этой недвижимости. Учитывая данные факторы, целесообразно будет внести соответствующие изменения в ст. 132 ГК РФ, в которой также следует отразить особенности торговых предприятий в качестве нестационарных объектов.

Положения Закона о госрегулировании торговли не конкретизированы, что может вызвать ряд вопросов на практике.

Из анализа Закона следует, что хозяйствующий субъект может создать торговую сеть путем общего управления принадлежащими ему торговыми объектами.

Кроме того, в соответствии с правилами § 4 гл. 76 ГК РФ предприниматели могут использовать коммерческое обозначение для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Следовательно, применение хозяйствующим субъектом одного и того же коммерческого обозначения в отношении двух или более торговых объектов свидетельствует о создании им торговой сети.

В соответствии с п. 5 ст. 1539 ГК РФ правообладатель - хозяйствующий субъект вправе заключить договор аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ) либо договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), на основании которых он может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения. Следовательно, при таком варианте организации торговой сети в ее создании принимают участие несколько субъектов. Реализация этого варианта построения торговой сети без внесения изменений в ст. 132 ГК РФ невозможна, поскольку договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации (ст. 658 ГК РФ). По существу, единственной договорной формой, специально предназначенной для организации торговой сети, является договор коммерческой концессии. Именно данный договор позволяет использовать пользователя в качестве одного из звеньев правообладателя и обеспечить единые условия продажи товаров для покупателей.

Как уже отмечалось, в области торговли как самого динамично развивающегося вида предпринимательской деятельности постоянно появляются новые субъекты. Так, в качестве прогрессивного типа организаций оптовой торговли следует рассматривать распределительные центры, целью которых является обеспечение бесперебойного снабжения населения продовольствием и товарами потребительского назначения. Создание распределительных центров позволяет рационализировать товаропотоки, решать сложную задачу обеспечения крупных городов продовольствием и иными товарами. Данные оптовые структуры выявляют и концентрируют спрос на потребительские товары, заключают договоры с поставщиками и организуют поставки товаров в розничную сеть и поддержание поставок товаров в необходимых объемах и ассортименте. Тем самым из цепи товаропроводящей сети исключаются мелкие оптовые и посреднические организации, снижаются транспортные расходы, возрастают объемы продаж, осуществляется централизованный контроль качества поставляемых товаров.

В Москве принимаются меры по развитию агропромышленных холдингов <1>, интегрирующих процесс производства и поставок сельхозпродукции.

--------------------------------

<1> См.: Постановление правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 827-ПП "О мерах по развитию крупных интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе города Москвы" // Вестник мэра и правительства Москвы. 2004. N 71; Постановлением правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. N 83-ПП утверждена Целевая программа интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России на 2007 - 2009 годы // Вестник мэра и правительства Москвы. 2007. N 14.

 

Торговые дома появились на товарных рынках достаточно давно. Они создаются в качестве юридических лиц и как объединения юридических лиц, состоящих из производственных, торговых, транспортных и иных организаций. Современной нормативной основы организации и деятельности торговых домов нет. В СССР они создавались в качестве новой формы внешнеэкономической деятельности на основе добровольного вступления в них советских предприятий, организаций, а также совместных предприятий с участием иностранных юридических и физических лиц <1>. Торговые дома в тот период были вправе осуществлять специализированную торговлю за свободно конвертируемую валюту, а также целый ряд других функций: от организации сети магазинов розничной торговли импортными и советскими товарами до строительства жилых домов, производства товаров народного потребления и закупок товаров на комиссионной основе. Таким образом, еще в период своего создания функции торговых домов четко не были определены.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. N 1405 "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций" // СП СССР. 1989. N 2. Ст. 7.

 

В настоящее время торговые дома представляют собой, как правило, оптово-розничные структуры, в той или иной степени интегрированные в сферу производства.

По характеру деятельности выделяются торговые дома:

- осуществляющие оптовую и розничную торговлю от собственного имени и за свой счет;

- оказывающие посреднические услуги;

- выполняющие снабженческо-сбытовые функции производственных организаций <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка. М., 2001. С. 39.

 

Организации торговли и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, являются торговыми предпринимателями. Их деятельность обладает всеми признаками предпринимательской деятельности. Но такая характеристика не позволяет отграничить их от других субъектов товарных рынков, также являющихся предпринимателями.

Представляется необходимым введение в научный оборот понятия коммерсанта. Данное понятие имеется в зарубежном законодательстве стран с дуалистической системой права. К ним относится особая категория лиц, ведущая предпринимательскую деятельность на профессиональной основе в виде промысла. Различаются коммерсанты коллективные и индивидуальные. Коллективными коммерсантами считаются торговые товарищества, индивидуальными - физические лица, обладающие полной право- и дееспособностью и выступающие от собственного имени <1>. Рассматривая понятие коммерсанта, западные исследователи отмечают такие его признаки, как самостоятельность, профессионализм, деятельность за свой счет <2>. Коммерсанты имеют фирменное наименование, обязаны вести бухгалтерский учет проводимых торговых операций, регистрируются в специальном реестре <3>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское и торговое право капиталистических стран / Под ред. В.П. Мозолина и М.И. Кулагина. М., 1980. С. 108.

<2> См.: Жамен С., Лакур Л. Торговое право. М., 1993. С. 21 - 26.

<3> См.: Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. М., 2004. С. 112 - 116.

 

Правовое положение коммерсантов регулируется торговыми кодексами и специальными законами.

Коммерсант имеет фирменное наименование, в большинстве случаев обязан пройти торговую регистрацию, обязан вести торговые книги и иную документацию.

Для зарубежного законодательства характерно широкое понимание коммерсанта как предпринимателя, осуществляющего любую предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли.

В русском дореволюционном торговом праве основной фигурой признавался купец или торговец. Понятие купца в законодательстве претерпевало изменения, вначале оно носило сословный характер. С развитием капиталистических отношений от этих "пут" данное понятие освободилось и купцами стали признаваться все лица, осуществляющие торговлю в виде промысла, т.е. постоянную деятельность, рассчитанную на "неопределенное число актов, составляющих источник дохода" <1>.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. С. 61.

 

Другим признаком купца считалось совершение сделок от своего имени. По данному признаку купцы отличались от приказчиков, которые также занимались торговлей, и это занятие являлось для многих источником средств существования. Но приказчики совершали торговые сделки не от своего имени, а от имени хозяина.

Как и в зарубежном праве, торговцы были обязаны вести торговые книги, платить налоги от торгового промысла, в отношении купцов было возможно применение торговой несостоятельности.

Современному коммерсанту, без сомнения, присущ такой признак, как профессионализм, поскольку без специальных знаний профессиональное осуществление торговой деятельности невозможно. Как и другие предприниматели, коммерсанты осуществляют на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое извлечение прибыли.

Но понятие коммерсанта имеет и специальные признаки. Прежде всего коммерсант действует от собственного имени. Лица, действующие от чужого имени, не могут признаваться коммерсантами. Все же этого признака недостаточно для отграничения коммерсанта от других предпринимателей, действующих в сфере товарного оборота. Другим отличительным признаком является осуществление деятельности в своих интересах. Понятие интерес - одно из ключевых понятий рыночной экономики.

Целью деятельности коммерсанта является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение покупательского спроса.

Таким образом, коммерсантом является предприниматель, осуществляющий торговую деятельность от своего имени, за свой счет и в своих интересах.

 

3.3. Коммерческие посредники

 

Понятия "посредник", "посредничество" законодательством не определены. В статье 182 ГК РФ лишь указано, что коммерческие посредники действуют в чужих интересах. С экономической точки зрения торговля рассматривается в качестве посредника между сферами производства и потребления. Сущность посредничества в правовом значении можно выявить путем рассмотрения договорных форм осуществления различных видов посреднической деятельности: договоров поручения, комиссии, агентского договора.

При заключении данных договоров посредник действует в интересах принципала (комитента, доверителя), от его имени и за его счет или от своего имени и за его счет. Важно подчеркнуть, что право собственности на реализуемый (закупаемый) товар к посреднику не переходит.

В доктрине институт торгового посредничества рассматривается как услуги участникам гражданского оборота при заключении в сфере торговли гражданско-правовых сделок <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сохновский А.Ф. Комиссионная торговля. Правовые вопросы. М., 1989. С. 4.

 

При рассмотрении понятий посредничества, посредника преобладающей является точка зрения о том, что посредник всегда действует в чужих интересах <1>. Интерес посредника заключается в получении вознаграждения, размер которого зависит от качества исполненного поручения принципала. При этом права и обязанности принципала в конечном счете возникают, изменяются или прекращаются вследствие действий посредника. Квалифицирующим признаком посредника является и то, что право собственности на реализуемый товар к нему не переходит.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Б.Д. Завидова "Договоры посреднических услуг в России" включена в информационный банк.

 

<1> См.: Комментарий к части второй ГК РФ для предпринимателей. М., 1996. С. 220; Завидов Б.Д. Договоры посреднических услуг. М., 1997. С. 19.

 

Одним из видов посредника является так называемый простой (фактический) посредник. Деятельность его заключается в подыскании клиенту подходящего контрагента для заключения сделки. Посредник оказывает клиенту фактические услуги, предоставляет необходимую информацию. Сам же он договора не заключает <1>.

--------------------------------

<1> См.: Андреева Л. Торговое посредничество: понятие и правовые формы осуществления // Российская юстиция. 1994. N 24. С. 15 - 17.

 

Договорная модель простого посредничества в российском законодательстве отсутствует.

В международной торговой практике субъект, осуществляющий подобный вид деятельности, обозначается как случайный посредник. Им является лицо, которое в соответствии с заключенным договором предоставляет клиенту услуги в виде информации об именах потенциальных клиентов, а также содействует в заключении сделки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.076 с.)