ТОП 10:

Глава 5. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА ТОВАРНЫХ РЫНКОВ



 

5.1. Понятие товарных рынков и их структуры

 

Товарно-рыночное хозяйство состоит из неразрывно связанных между собой систем товарного производства и рынка. При административно-плановой системе распределения материальных ресурсов потребности в создании рыночной конкурентной среды не было, укреплялась централизованная система материально-технического снабжения страны. Функционировали дублирующие друг друга системы посреднических организаций, осуществлявшие принудительное прикрепление потребителей к производителям продукции. Такая система не могла быть эффективной. При отсутствии уверенности в выделении продукции в необходимом объеме организации-потребители и посреднические структуры представляли заявки на продукцию в большем, чем было необходимо, объеме. Это, в свою очередь, порождало товарный дефицит.

В условиях рынка спрос на товары определяется потребностью в соответствующих материальных ресурсах в необходимых организациям объемах.

Товарный рынок рассматривается как институт, обеспечивающий взаимодействие продавцов и покупателей в процессе совершения сделок купли-продажи товаров.

Действие рыночного механизма предполагает наличие ряда составляющих: товара, самостоятельных субъектов, свободного ценообразования и наличия конкуренции. В процессе эволюции рынок претерпел значительные изменения. Современный рынок характеризуется постоянным обновлением ассортимента товаров, обострением конкуренции и нацеленностью на удовлетворение покупательского спроса.

В ряде нормативных актов в зависимости от цели регулирования ими тех или иных отношений используются различные подходы к определению понятия товарных рынков.

Товарный рынок определяется как сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствуют за ее пределами (п. 4 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции").

Сходное определение рынка содержится в НК РФ. Рынком товаров признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами (п. 5 ст. 40).

В то же время товарный рынок можно рассматривать как совокупность субъектов, обеспечивающих продвижение товаров от изготовителей к потребителям. Такой подход к определению товарного рынка применен в Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 - 2005 годы, в которой товарный рынок рассматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

Действенный рыночный механизм должен обеспечивать возможность свободного приобретения покупателями необходимых им товаров у производителей или посредников с минимальными затратами на близлежащей к покупателю территории.

Товарный рынок - это обобщенное понятие. Он состоит из множества специализированных рынков отдельных видов товаров и товарных групп. Различаются два типа основных рынков: рынок товаров производственного назначения (рынок средств производства) и рынок товаров конечного потребления (потребительский рынок) <1>. В составе основных типов рынков выделяют специализированные рынки отдельных товаров. Так, рынки средств производства подразделяются по группам товаров на рынки природных ресурсов; материалов и полуфабрикатов; оборудования и др.

--------------------------------

<1> См.: Сорокин Д.Е., Александрова Е.И., Гусева М.Б. и др. Общеэкономические основы рыночного хозяйствования. М., 2002. С. 122.

 

К потребительскому рынку относят рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 12 октября 1998 г. N 1190 "О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 42. Ст. 5162 (с послед. изм.).

 

Рынки товаров различаются между собой по совокупности факторов: возможностью взаимозаменяемости товаров, эластичностью спроса по ценам, формам организации продаж товаров, степенью государственного воздействия и др. Так, к примеру, рынок алкогольной продукции характеризуется жестким государственным регулированием.

Коммерческое право регламентирует правоотношения, складывающиеся на товарных рынках, участниками которых являются оптовые продавцы и покупатели, приобретающие товары не для личного потребления, а для производственного использования или перепродажи.

Рынок имеет продуктовые границы, т.е. набор взаимозаменяемых товаров. Географические границы товарного рынка - это территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товар (заменители товара) и не имеют такой возможности за ее пределами. Территория рынка определяется по принципу признания покупателями равной доступности товаров.

Углубление международного разделения труда привело к углублению интеграции, причем не только в торговле, но и в промышленности, что ведет к созданию глобальных товарных рынков.

На товарном рынке различаются сегменты рынка, выделяемые не по продуктовому признаку, а по группам потребителей (например, рынок государственных закупок товаров). Рынок государственных закупок формируется на контрактной основе и характеризуется большими объемами закупок товаров для удовлетворения наиболее важных потребностей в товарах всего общества и государства, стабильностью, финансовой устойчивостью, перераспределением огромных бюджетных средств, но вместе с тем недостаточной конкуренцией.

Каждый товарный рынок имеет структуру. Структура рынка определяется количеством и размерами действующих на рынке хозяйствующих субъектов, степенью сходства или отличий товаров разных предпринимателей, доступностью рыночной информации, наличием или отсутствием барьеров при вхождении на рынок.

При организации производственной или торговой деятельности прежде всего встает вопрос о форме "выхода" субъекта на рынок и об организационно-правовой форме, в которой субъект будет осуществлять свою деятельность. Поскольку основными субъектами товарных рынков являются предприниматели, чаще всего создаются коммерческие организации. При этом следует иметь в виду, что перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ, является закрытым. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

При выборе организационно-правовой формы учитываются различные факторы. Так, немаловажным обстоятельством является вопрос о правах учредителей и участников в отношении создаваемого юридического лица. Так, по отношению к хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам их участники имеют обязательственные права.

К коммерческим организациям, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные предприятия (п. 2 ст. 48 ГК РФ).

По отношению к некоммерческим организациям и объединениям, таким как общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), учредители (участники) имущественных прав не имеют (п. 3 ст. 48 ГК РФ).

Принимая во внимание сложность организации и осуществления коммерческой деятельности, при выборе организационно-правовой формы учитываются и режим налогообложения, и величина трансакционных издержек. С целью избежать больших расходов на заключение договоров продвижение товаров осуществляется через структурные подразделения организации (филиалы, брокерские конторы и др.) и создается так называемая вертикальная система сбыта и закупок.

Уменьшению расходов способствует в ряде случаев и организация горизонтальной системы сбыта и закупок путем создания несколькими изготовителями или потребителями нового юридического лица или заключения договора о совместной деятельности для организации совместных закупок или продажи товаров. Одним из эффективных способов организации сбыта и закупок товаров, проведения согласованной маркетинговой политики и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров является участие промышленных и торговых организаций в предпринимательских объединениях.

Среди организаций оптовой торговли в настоящее время преобладают небольшие организации. Отсутствие в достаточном количестве крупных и средних организаций оптовой торговли приводит к возникновению многозвенной системы оптовой торговли и участию излишних звеньев в продвижении товаров. Небольшие организации и индивидуальные предприниматели не способны оказывать весь спектр необходимых услуг и управлять движением крупных партий товаров.

 

5.2. Формирование инфраструктуры товарных рынков

 

Для успешного функционирования товарных рынков необходимо создание материальной основы - инфраструктуры, обеспечивающей процесс бесперебойного движения товаров от изготовителей к потребителям.

Инфраструктура товарных рынков представляет собой систему организаций, обеспечивающих взаимосвязи между структурными элементами товарного рынка и способствующими свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сферы конечного потребления.

Для товарного рынка необходимо наличие разветвленной сети различных субъектов: товарных бирж, оптовых ярмарок, организаций оптовой торговли, информационно-консультационных фирм, товарных складов, транспортно-экспедиционных и других организаций, обеспечивающих взаимодействие между продавцами и покупателями.

В настоящее время действующая инфраструктура товарных рынков характеризуется неразвитостью и деформированностью, что препятствует снижению уровня трансакционных издержек при перемещении товаров на рынке. В Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 - 2005 годы отмечается, что для товарных рынков Российской Федерации в настоящее время характерными являются низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное нормативное обеспечение, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, высокая степень монополизации экономики. Наблюдается неравномерность расположения посреднических организаций на территории России.

Современный рынок, как подчеркивает академик Л. Абалкин, "не может появиться по приказу или указу". Требуется серьезная работа по созданию его инфраструктуры <1>. Эту задачу должно решать государство.

--------------------------------

<1> См.: Абалкин Л. Радикальная экономическая реформа // Экономика и жизнь. 1999. N 45. С. 28.

 

Еще в 1994 г. была поставлена задача по формированию рыночной инфраструктуры, созданию конкурентной среды и преодолению монополизма в сфере товарного обращения, ликвидации региональных и ведомственных барьеров на пути свободного передвижения товаров <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 936 "О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения" // СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1997 (с послед. изм.).

 

В Плане действий Правительства РФ на 2003 г. по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2003 г. N 252-р <1>, было указано, что эффективное функционирование рыночной инфраструктуры снижает производственные и трансакционные издержки бизнеса, оказывает значительное влияние на его конкурентоспособность и возможности роста и развития.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 922 (с послед. изм.).

 

Развернутая система мер по формированию инфраструктуры рынка товаров была предусмотрена в Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 - 2005 годы. Основная цель Программы состояла в формировании системы организаций и условий их деятельности, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующей свободному движению товаров.

В Программе предусмотрен системный подход к формированию инфраструктуры товарных рынков, к созданию системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами рынка. Не все из предусмотренных программой организационных и правовых мер по формированию инфраструктуры товарных рынков оказались выполненными. Однако работа по реализации основных положений программы продолжается.

Инфраструктура товарных рынков представляет собой взаимосвязанный комплекс следующих подсистем:

- торговых посредников и складского хозяйства;

- информационного обеспечения;

- тароупаковочной индустрии;

- транспортного обеспечения;

- финансово-кредитной;

- организационного обеспечения;

- нормативно-правового обеспечения.

Меры по развитию оптовых и посреднических организаций и складского хозяйства предусматривают преимущественное развитие крупных организаций оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке товаров и др. Организации оптовой торговли как основной регулятор рыночных отношений должны выступать в роли оптовых операторов, управляющих товаропотоками через разветвленные региональные сети.

Были намечены меры по созданию крупных хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм логистики по оптово-посреднической, складской и транспортной деятельности для снабжения товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Учитывая возрастающий дефицит складских мощностей, требуется проведение модернизации складской инфраструктуры. Необходимо создание сети складов-отелей, консигнационных и таможенных складов, холодильников, баз для хранения сельскохозяйственной продукции, складов различных классов.

Требуется совершенствование технологий складирования товаров, механизация и автоматизация складов.

Предусмотрены меры по созданию оптовых продовольственных рынков в различных регионах Российской Федерации.

Информационное обеспечение товарных рынков предусматривает создание федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей оперативной информацией, создание общероссийского и региональных информационно-маркетинговых центров, формирование системы наблюдения за состоянием рынка и механизмов распространения информации и рекламы. Все шире применяются телекоммуникационные средства связи для осуществления торговли, обмена данными. Важная роль информационной инфраструктуры в развитии рыночных конкурентных отношений подчеркнута в Программе развития конкуренции в Российской Федерации, в которой отмечается, что многие российские предприятия отмечают наличие проблемы поиска поставщиков и потребителей. Это вызвано отсутствием развитой информационной инфраструктуры, позволяющей производителям изучать потенциальные рынки сбыта, находить и устанавливать контакт с новыми контрагентами, а также низкой культурой ведения бизнеса.

Развитие тароупаковочной индустрии предполагает создание технической базы производства новых конкурентоспособных видов тароупаковочных материалов и оборудования; развитие производства оборудования для сбора и переработки использованной тары и упаковки.

Совершенствование транспортного обслуживания предполагает создание и развитие транспортных мощностей и средств, обеспечивающих непрерывность торгово-складских и сбытовых процессов; выполнение погрузочно-разгрузочных операций; создание торгово-транспортных фирм, транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспортом, складскими помещениями, погрузочно-разгрузочными средствами, развесочными, расфасовочными средствами; развитие сферы услуг при транзите грузов по территории России и ряд других мер.

Транспортное обслуживание должно быть направлено на снижение стоимости перевозок грузов, повышение товарооборота, сокращение продолжительности доставки грузов, обеспечение сохранности товаров при их транспортировке.

Кредитно-финансовое обеспечение рынка предусматривает организацию рационального товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по поставкам товаров, сведение к минимуму бартерных сделок между организациями; развитие различных видов кредитования; организацию расчетов по долговым обязательствам; развитие конкурентного ценообразования в сфере поставок продукции для государственных нужд; развитие страхования финансовых рисков, деятельности инвесторов и кредиторов и др. Для поддержки отечественного производства необходимо использование капитала посреднических организаций.

Целый ряд мер был намечен по совершенствованию нормативно-правовой основы функционирования товарных рынков.

В качестве первоочередных в Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков определены мероприятия по подготовке нормативных правовых актов, регулирующих деятельность отдельных секторов рынка, и нормативных правовых актов общего характера, разработке научно-методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования рынка и элементов его инфраструктуры.

Намечено формирование свода действующих нормативных актов, регламентирующих деятельность участников товарных рынков, включая организации инфраструктуры рынка. Было принято решение о разработке нормативных актов, регулирующих деятельность участников товарных рынков с учетом особенностей отдельных товарных рынков.

В плане предусмотрена разработка нормативных документов, регламентирующих требования к таре, средствам пакетирования, дозирования, взвешивания и др.

Важное значение для формирования нормативной правовой основы торговой деятельности принадлежит принятому Закону о госрегулировании торговли.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.97.53 (0.012 с.)