Тема 1 сущностная характеристика товарного рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 сущностная характеристика товарного рынка



ИНФРАСТРУКТУРА

ТОВАРНОГО РЫНКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Харьков

ИД «ИНЖЕК»

 


ББК

Я 85

УДК

 

Рекомендовано к изданию ученым советом ХНЭУ (Протокол № 1 от 31.08.2005 г.).

Рецензенты: д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой бизнеса и предпринимательства ХНЭУ В.Н. Гриньова, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономической кибернетики и маркетингового менеджмента НТУ «ХПИ» В.Я. Заруба

 

 

Я 85 Ястремская Е. Н., Райко Д. В. Инфраструктура товарного рынка: Учебное пособие. – Х.: ИД «ИНЖЕК», 2005. – с. – Русск. яз.

 

Рассмотрены вопросы, касающиеся сущностной характеристики товарного рынка, инфраструктуры товарного рынка (сущность, состав и проблемы развития), принципов и особенностей деятельности маркетинговых посредников на товарном рынке, организации оптовой торговли, предприятий оптовой торговли, товарных бирж; розничной торговли; производственной и транспортно-экспедиционной деятельности, торгово-посреднической деятельности, организации посреднической деятельности на товарном рынке, информационной и организационно-коммерческой деятельности, организации деятельности Торгово-промышленной палаты Украины.

Для студентов экономических специальностей, изучающих курс «Инфраструктура товарного рынка».

 

 

ББК

 

© Ястремская Е. Н., Райко Д. В.

© ИД «ИНЖЕК», 2005


Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ТЕМА 1 СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРНОГО РЫНКА.. 6

ТЕМА 2 ИНФРАСТРУКТУРА ТОВАРНОГО РЫНКА: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 32

ТЕМА 3 ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ.. 39

ТЕМА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ.. 49

ТЕМА 5 ПРЕДПРИЯТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ.. 59

ТЕМА 6 ТОВАРНАЯ БИРЖА.. 69

ТЕМА 7 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ.. 84

ТЕМА 8 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 99

ТЕМА 9 ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 116

ТЕМА 10 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ.. 125

ТЕМА 11 ИНФОРМАЦИОННАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 139

ТЕМА 12 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ... Ошибка! Закладка не определена.

РУКОВОДСТВО К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. Ошибка! Закладка не определена.

ЛИТЕРАТУРА.. Ошибка! Закладка не определена.


ВВЕДЕНИЕ

 

В современной экономической ситуации особая роль отводится товарному рынку, который, в свою очередь, формирует инфраструктуру, являющуюся обязательным компонентом рыночной экономики.

Инфраструктура представляет собой совокупность товаров, соответствующих рынков и рыночных институтов, обслуживающих данные рынки, способствуя тем самым взаимодействию между производителем и потребителем.

«Инфраструктура товарного рынка» – нормативная дисциплина специальности 6.050. 108 “Маркетинг”.

Объект изучения – формирование общеэкономических понятий о структуре товарного рынка. Сначала рассматриваются товарный рынок и его функции, а затем все составные элементы товарного рынка: сущность, состав и проблемы развития, организация оптовой и розничной торговли, торгово-посредническая деятельность, производственная и транспортно-экспедиционная деятельность. Цель дисциплины – рассмотрение вопросов теории развития инфраструктуры товарного рынка, управления деятельностью предприятия в вопросах продвижения, сохранения, продажи товаров и услуг, обеспечения потребностей потребителей.

Предмет дисциплины – теоретические основы и научно-практические рекомендации по функционированию предприятий инфраструктуры товарного рынка, методы, способы, механизмы, процедуры осуществления деятельности по обеспечению эффективного функционирования сферы обращения.

В результате освоения дисциплины студенты должны знать: сущностную характеристику товарного рынка; сущность инфраструктуры товарного рынка и его элементы; виды рынков, их организацию, формирование и функционирование; особенности связей и взаимодействия посреднических предприятий.

Учебное пособие состоит из двенадцати тем и руководства к проведению семи практических занятий:

- сущностная характеристика товарного рынка;

- инфраструктура товарного рынка: сущность, состав и проблемы развития;

- принципы и особенности деятельности маркетинговых посредников на товарном рынке;

- организация оптовой торговли;

- предприятия оптовой торговли; товарные биржи;

- розничная торговля;

- производственная и транспортно-экспедиционная деятельность;

- торгово-посредническая деятельность;

- организация посреднической деятельности на товарном рынке;

- информационная и организационно-коммерческая деятельность;

- организация деятельности Торгово-промышленной палаты.

К изучению курса «Инфраструктура товарного рынка» студенты приступают, получив знания, умения и навыки по дисциплине "Политэкономия". Они дадут возможность овладеть теоретическими и практическими знаниями по курсу «Инфраструктура товарного рынка». Материалы данной дисциплины могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как "макро- и микроэкономика", "товароведение", "маркетинг", маркетинговая товарная политика", "промышленный маркетинг", "маркетинговая инновационная политика", "маркетинговый менеджмент".


ТЕМА 6 ТОВАРНАЯ БИРЖА

 

Одной из ведущих форм торговли является биржевая. Биржа – это коммерческое предприятие, особый вид постоянно действующего рынка, на котором осуществляются сделки купли-продажи товаров. Биржи сформировавшись уже к середине XVI века, что было связано с оживлением торговли и укреплением капиталистических отношений в Западной Европе. Первая биржа была основана в 1531 г. в Антверпене, а затем в 1549 г. в Лионе. Они возникли как организации для совершения сделок по купле-продаже наличного товара, выявлению спроса и предложения товаров, товарных цен, разрешению споров по торговым сделкам. В 1608 г. была создана Амстердамская товарная биржа, игравшая ведущую роль в биржевой торговле не одну сотню лет. На ней впервые появилась торговля по образцам товаров, были установлены внутрибиржевые стандарты. На основе этих стандартов ведется сейчас торговля на биржах западных стран. На Амстердамской товарной бирже впервые были введены в оборот акции, а также фьючерсные сделки (не предусматривающие обязательную поставку товара), представляющие современный вариант биржевой торговли.

По мере усиления влияния монополий на международную торговлю роль бирж постепенно снижалась. Поэтому на современных товарных биржах ведется преимущественно фьючерсная и опционная торговля не только обычными товарами, но и такими ценностями, как валюта, ипотека, индексы цен, банковские процентные ставки, индексы акций и т. п.

К биржевым относятся товары, подвергшиеся незначительной первичной обработке, массового производства, продовольственные, качественно однородные и взаимозаменяемые, обладающие сопоставимостью качественных характеристик. Это позволяет бирже вести торговлю без предъявления товара по описанию или образцам.

Продаваемые на бирже товары можно объединить в четыре основных группы:

1) цветные и драгоценные металлы (медь, олово, свинец, цинк, алюминий, никель, платина, золото, серебро);

2) продовольственные товары сельскохозяйственного происхождения (сахар, кофе, какао, мясо, яйца, картофель, растительные масла);

3) промышленное сырье (пиломатериалы, фанера); сырье сельскохозяйственного происхождения;

4) зерновые культуры (пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень), масличные (соя, бобы, льняное и хлопковое семя), текстильное сырье (натуральный шелк, джут, хлопок, мытая шерсть).

Важнейшими центрами, специализирующимися по отдельным группам товаров, считаются следующие биржи:

· по цветным металлам – Лондонская, Нью-Йоркская;

· по зерну – Чикагская, Виннипегская, Лондонская, Ливерпульская, Роттердамская, Антверпенская, Миланская, биржа в Канзас-Сити;

· по хлопку – Нью-Йоркская, Нью-Орлеанская, Чикагская, Ливерпульская, Бомбейская, Александрийская;

· по кофе – Нью-Йоркская, Лондонская, Ливерпульская, Амстердамская, Роттердамская, Гамбургская;

· по какао-бобам – Нью-Йоркская, Лондонская, Парижская, Амстердамская;

· по сахару – Лондонская, Парижская, Нью-Йоркская, Гамбургская.

Первые товарные биржи в Украине возникли по инициативе самих торгующих в 1922 году в Харькове. Затем они появились и в губернских (областных), и в уездных центрах (Киевская, Одесская, Запорожская и др.). В 1924 – 1925 гг. в Украине функционировало 15 товарных бирж. Основными контрагентами биржевой торговли Украины являлись государственные организации, кооперативы и частные лица.

В настоящее время товарная биржа выполняет две основных функции: оптовая торговля и котировка цен товаров. Причем на западных товарных биржах в настоящее время все большее значение приобретает второе направление. Товарная биржа может выполнять и ряд других функций, в частности, установление для всех участников торговли биржевых правил; разработку единых норм, на основе которых заключаются контракты; определение условий по количеству и качеству товара, времени поставки, платежа; наблюдение за сортировкой и качеством товаров, поступающих на склады биржи и отправляемых с них; накопление информации о ценах на товары и обеспечение ею всех заинтересованных лиц; проведение арбитражного разбирательства споров и т. п.

Биржа является юридическим лицом, действующим на основе устава, определяющего членство в бирже. Как правило, члены биржи делятся на две категории: индивидуальные члены и члены-представители. Первые (их еще называют принципиалами) имеют право заключать сделки от собственного имени, вторые (уполномоченные) – заключают сделки только от имени и для фирм, представителями которых они являются. Определенная часть индивидуальных членов может находиться в привилегированном положении. Это означает, что им разрешается заключать сделки непосредственно в «биржевом кольце» («яме») как для себя (за свой счет), так и по поручению непривилегированных членов биржи и третьих лиц за комиссионное вознаграждение. Таких членов биржи называют брокерами в «биржевом кольце».

Управление биржей сосредоточено в руках совета директоров (или правления), избираемого всеми членами биржи. Совет директоров избирает президента (или председателя), вице-президента и секретаря. Оперативное руководство всей деятельностью биржи осуществляет биржевой комитет, который также избирается всеми членами биржи и имеет председателя и вице-председателя. Общее собрание членов биржи собирается по мере необходимости.

Основными функциями совета директоров является мобилизация и расходование денежных средств, необходимых для аренды и содержания помещений биржи, разработка устава и правил биржи, прием в члены биржи, установление режима работы и выдача разрешений членам биржи на совершение сделок в «биржевом кольце». Последняя функция выполняется совместно с биржевым комитетом.

Биржевой комитет, помимо этого, занимается разработкой форм типовых контрактов (с участием совета директоров), наблюдает за порядком заключения сделок в «биржевом кольце» (ринге), запрещает сделки, наносящие ущерб престижу биржи, следит за соблюдением норм деловой практики и взимает штрафы с нарушителей, разрабатывает правила, регулирующие размер комиссионного вознаграждения брокерам, назначает арбитров для разрешения возникших споров и т. д. Все эти функции биржевой комитет осуществляет через созданные в структуре биржи специализированные подкомитеты, возглавляемые директорами.

Финансовые средства биржи состоят из вступительных и ежегодных взносов членов биржи, сумм, поступающих в результате продажи акций, взимания различных сборов (за регистрацию товара и т. п.), штрафов и прочих поступлений.

Периодически члены биржи переизбираются. Выборы проводит Совет директоров, как правило, открытым голосованием, но может быть и тайное голосование (по требованию одного из директоров биржевой компании). Устав биржи предусматривает случаи, когда Совет директоров имеет право временно или навсегда исключить из членов биржи, например, если он обанкротился, не выполнил своих обязательств по контракту или нарушил положения устава.

Правом заключения сделок на бирже обладают только ее привилегированные члены, круг которых образует так называемое «кольцо» (ринг).

Непривилегированные члены биржи имеют свободный доступ в здание биржи, могут присутствовать при совершении сделок (но за пределами ринга) и давать поручения брокерам в наиболее выгодный момент.

Практически при всех биржах создаются расчетные палаты, которые призваны гарантировать выполнение обязательств по любой биржевой сделке. Членами расчетной палаты, как правило, являются крупные брокерские и торговые фирмы. Они берут на себя обязательство обеспечить расчетную палату соответствующими финансовыми ресурсами, чтобы в случае нарушений по заключенной сделке компенсировать потери пострадавшей стороне. Для этого расчетная палата в обязательном порядке взимает со всех клиентов так называемый гарантийный задаток по каждому фьючерсному контракту, как продаваемому, так и покупаемому. Размер гарантийного задатка устанавливает Совет директоров для каждого товара в зависимости от его стоимости. Если происходит изменение цены, то эта сумма может быть повышена или понижена соответственно. Средства, полученные от каждого участника, помещаются на специальный счет.

Ежедневно после закрытия биржи (ежедневно) расчетная палата объявляет так называемую расчетную цену и изменение стоимости каждого контракта. В зависимости от того, в какую сторону произошло это изменение, производят соответствующие расчеты. Если изменение происходит в пользу владельца контракта, то расчетная палата выплачивает ему разницу, правда, как правило, лишь после ликвидации контракта. Если же изменение цены произошло не в пользу владельца контракта, то он должен уплатить разницу расчетной палате, причем до открытия биржи на следующий день.

Для осуществления таких финансовых операций каждый член расчетной палаты должен предоставлять дополнительные средства, которые по биржевой терминологии называются «маржа». В ряде стран расчетные палаты имеют специальные гарантийные фонды.

Зачастую продавцы из-за резкого роста цен (биржевого бума) могут задерживать поставку уже реализованного товара (при сделках с реальным товаром), могут отказаться от выполнения условий заключенного контракта и даже требовать его отмены. И наоборот, покупатели при значительном падении цен могут отказываться от получения и оплаты товара по уже заключенным форвардным контрактам (с поставкой на срок). Для срочных (фьючерсных) контрактов такие явления не характерны, поскольку отрицательная разница выплачивается ежедневно, а расчетная палата гарантирует платеж.

Таким образом, члены биржи или брокеры совершают сделку, фиксируют количество, цену и срок осуществления, а фактическая реализация сделки производится расчетной палатой биржи. Тем самым не только гарантируется выполнение взаимных обязательств со стороны покупателя и продавца, но и происходит обезличенность товара и сделки.

В процессе развития товарных бирж сформировалось несколько типов биржевых сделок.

Сделки на реальный товар заключаются на основе частного договора на конкретные партии товара, различного по качеству, количеству, срокам поставки и другим условиям. В результате такой сделки продавец обязан поставить товар на биржу, а покупатель – забрать его со склада биржи. Это означает, что продавец, продающий на бирже товар, обязан иметь в наличии этот товар или товарные образцы для предъявления.

Сделки на реальный товар могут заключаться:

· на основе предварительного осмотра товаров по внешнему виду либо по данным биржевой экспертизы;

· без предварительного осмотра товаров на основе изучения представленных образцов, имеющихся стандартных партий товаров определенного сорта, требований, предъявляемых к качеству товаров;

· на товар, находящийся в момент заключения сделки на биржевых складах или ожидаемый к прибытию на биржу до окончания биржевой сессии;

· на товар, находящийся во время биржевого торга в пути;

· на товар, готовый к отгрузке или отгруженный.

В зависимости от срока поставки сделки на реальный товар подразделяются на два вида:

1) сделки с немедленной поставкой, предусматривающие наличие проданного товара на биржевых складах и передачу его покупателю в течение определенного срока после заключения сделки, установленного биржевыми правилами;

2) сделки на товар с обязательством поставки его в будущем, которые называются форвардными контрактами или сделками «форвард». Они предусматривают поставку продавцом реального товара по цене, зафиксированной в контракте в момент его заключения, в обусловленный в нем срок, длительность которого определяется биржей. При этом продавец реального товара поставляет его на биржевой склад к сроку, установленному биржевым комитетом и указанному в контракте. При поступлении товара на склад биржа (или уполномоченная ею экспедиторская фирма) выдает продавцу варрант, являющийся товарораспорядительным документом, по которому совершаются сделки на бирже и производятся расчеты. Продавец, как правило, хранит варрант в своем банке, а при наступлении срока поставки обязан предоставить его покупателю, оплатив стоимость хранения товара на биржевом складе и его страхование. Покупатель получает варрант и отдает продавцу чек за купленный товар.

Большинство сделок на реальный товар заключается вне биржи, через автоматизированный рынок. В настоящее время сделки на реальный товар имеют незначительный удельный вес (5 – 10 %) в общем обороте товарных бирж. Срочные (фьючерсные) сделки заключаются на абстрактный товар с унифицированными условиями, т. е. количество товара, его качество, место поставки, другие условия заранее определены биржевыми правилами, поэтому фьючерсный контракт носит стандартный характер. Согласовываются только два основных условия: цена товара и срок поставки. В отличие от контракта на реальный товар фьючерсная сделка заканчивается не поставкой товара, а согласно биржевой терминологии ликвидацией контракта. Поэтому фьючерсная сделка состоит из двух этапов: на первом приобретается или продается контракт на товар стандартного количества и качества, на втором заключается офсетная (противоположная) сделка на такие же партии товаров. То есть если кто-то купил фьючерсный контракт (или, наоборот, продал контракт), то в последующем должен его продать (или, наоборот, выкупить). Только в этом случае фьючерсный контракт считается ликвидированным. Причем каждая сторона (как продавец, так и покупатель) имеет право в одностороннем порядке ликвидировать фьючерский контракт путем заключения офсетной сделки в любой момент времени. Все фьючерсные контракты обязательно должны быть зарегистрированы в расчетной палате, созданной при каждой бирже. После регистрации продавец и покупатель не выступают как стороны, подписавшие контракт в отношении друг друга, а имеют дело только с расчетной палатой. Ликвидация фьючерсного контракта предполагает уплату расчетной палате либо получение от нее разницы между продажной ценой контракта и его текущей ценой.

При фьючерсных (срочных) сделках не ставится цель продать или приобрести реальный товар, преобладающее большинство их (до 80 %) совершается в целях спекуляции, остальные – для страхования ценового риска, т. е. от потерь, связанных с изменением цен на товары (так называемое хеджирование). На современной товарной бирже совершается до 95 % фьючерсных сделок, по существу не имеющих ничего общего с фактическим товарным обменом. В связи с этим товарная биржа перестает выполнять функцию обмена наличным товаром и представляет собой фьючерсную биржу, сохраняя при этом функцию ценообразования. Фьючерсная торговля дает возможность сосредоточить спрос и предложение на определенный товар, независимо от движения реального товара, в едином центре. Цены, устанавливаемые на бирже, служат ориентиром, отправной точкой для рынков реального товара.

Опционная торговля представляет собой особый вид биржевых сделок. Опцион – это право продажи (купли) фьючерсного контракта, при получении которого покупатель опциона уплачивает продавцу определенную сумму, так называемую премию. Считается, что опционная торговля обладает ограниченным риском, в отличие от обычных фьючерсных сделок, поскольку риск продавца опциона снижается на сумму полученной премии, а риск покупателя опциона ограничен этой премией. Опцион на продажу используется при биржевой игре на понижение цены, а опцион на покупку – при игре на повышение биржевой цены.

Все большее значение на западных товарных биржах приобретает в настоящее время котировка цен на товары и сделки, т. е. информационное обслуживание, связанное с выявлением и регистрацией цен, действующих на бирже, и другой информацией по купле-продаже. На каждой бирже специальный котировальный комитет производит учет, систематизацию и публикацию котировок в биржевых бюллетенях. В зависимости от объема оборота товаров и контрактов на бирже котировка производится по результатам биржевого дня (если количество заключенных сделок невелико); на начало и конец утренней и вечерней биржевой сессии (торга) – текущая, промежуточная; средняя котировка – при крупной биржевой торговле. Определяются и публикуются ежедневно также котировки продавцов и покупателей товаров, котировки на товары с немедленной поставкой и отсрочкой поставки и др.

Котировки цен на биржах реального товара с достаточной степенью объективности отражают мировой уровень цен на биржевые товары. Поэтому они служат основанием и для определения цен на соответствующие товары на рынках, не связанных с биржевой торговлей. На бирже реального товара котировальный комитет подсчитывает котировку по результатам предыдущего биржевого торга и представляет ее к началу следующего торга. Это дает возможность продавцам и покупателям сориентироваться в рыночной ситуации на бирже, т. е. правильно определить примерный уровень цен на продаваемые или покупаемые товары. Многие биржи устанавливают ограничения для ежедневных колебаний цен, в то время как на рынке реального товара они отсутствуют. Это может исказить соотношение биржевых котировок и цен реального товара.

На современных фьючерсных биржах котировка цен становится также основой для расчетов при ликвидации контрактов, поскольку разница (как положительная, так и отрицательная) как раз и появляется между котировкой сделок (т. е. рыночными ценами в момент исполнения контракта) и ценой заключенных сделок.

При проведении котировки особую роль играет быстрота получения, обработки и анализа информации. Поэтому биржа должна быть оснащена современными средствами связи. Ведущие биржи многих стран охвачены единой компьютеризированной системой.

Сделки на покупку и продажу реального товара совершаются либо производителями – с целью реализации производимых ими товаров, либо потребителями – с целью обеспечения себя необходимыми товарами (преимущественно сырьем для дальнейшей переработки), либо торговцами – с целью дальнейшей перепродажи. При этом осуществляются такие сделки как на наличный товар, так и на срок.

Коммерческие (т. е. с целью не столько приобретения товара, сколько получения моментальной прибыли) операции осуществляют фирмы или частные лица, не связанные ни с производством, ни с переработкой, ни с торговлей биржевым товаром, а получающие прибыль от купли-продажи контрактов. Такая прибыль образуется для одной из сторон (продавца или покупателя) в результате разницы между ценой контракта в день его заключения и ценой в день его исполнения при благоприятной котировке цен. В этих случаях можно выделить несколько способов биржевой игры: игра на повышении или понижении цен в будущем, игра на разнице цен. Причем проводятся такие операции и с реальным товаром, и с фьючерсными контрактами.

Игра на повышении или понижении цен в будущем, когда контракты покупаются с целью продажи их в дальнейшем по более высокой цене или продаются в расчёте на последующее снижение цен, является простейшим способом спекулятивных операций. Лица, которые играют на бирже на повышении цен, т. е. скупают контракты, называются «быками», а лица, которые играют на понижении цен, т. е. продают контракты, – «медведями».

Если полагается, что цены вскоре возрастут, брокеры или дилеры производят закупку на бирже реального товара с немедленной поставкой и контрактов с поставкой в будущем для того, чтобы, к моменту исполнения контракта продать его как наличный товар, но уже по более высокой цене.

Если ожидается снижение цен, то производится продажа наличного товара и контрактов на срок. При этом к моменту исполнения контрактов на срок следует купить на рынке физический товар по более низкой цене и получить прибыль за счет разницы между ценами в день заключения контракта и в момент его исполнения.

Коммерческие операции с фьючерсными контрактами имеют более широкое распространение. Рассчитывая на дальнейшее повышение цен, «быки» производят через брокеров покупку фьючерсных контрактов на бирже, и наоборот, полагая, что произойдет понижение цен, «медведи» продают фьючерсные контракты. Контракт, купленный в расчете на дальнейшее повышение цен, называется «лонг» (длинный), а покупатель фьючерсных контрактов с расчетом на возрастание цен находится в позиции «лонг». Контракт, проданный в расчете на понижение цен, называется «шорт» (короткий), и продавец соответственно находится в позиции «шорт». Результаты операций купли-продажи контрактов (прибыли или убытки) становятся известны к моменту истечения срока контракта. Разницу между ценой контракта в момент заключения и ценой в обусловленный срок исполнения выигравшей стороне выплачивает расчетная палата биржи. Она же получает эту разницу от проигравшей стороны. Фьючерсная сделка может быть ликвидирована не только по истечении срока контракта, но и в любой момент времени путем уплаты разницы между продажной ценой контракта и текущей ценой в момент его ликвидации. Такая операция называется выкупом ранее проданных или продажей ранее купленных контрактов. Игра на разнице цен может быть и при операциях с реальным товаром, и при операциях с фьючерсными контрактами.

Биржевые операции следует страховать (хеджировать). Хеджирование представляет собой страхование рисков от возможных потерь при текущем изменении рыночных цен при сделках на реальный товар с поставкой в будущем, поскольку конъюнктура рынков биржевых товаров неустойчива и характеризуется резкими и трудно предсказуемыми колебаниями цен. К хеджированию прибегают не только фирмы, продающие и покупающие на бирже товары на срок, но и фирмы, ведущие внебиржевую торговлю.

Операция хеджирования состоит в том, что на бирже совершаются встречные покупки (продажи) фьючерсных контрактов. Так, фирма, продавая реальный товар через биржу или внебиржевой рынок, осуществляет хеджирование путем одновременного приобретения соответствующего по срокам и количеству фьючерсного контракта. И наоборот, если на рынке предполагается закупка реального товара, то хеджирование осуществляется путем совершения на бирже встречной операции – продажи фьючерсного контракта на тот же срок и на то же количество товара. Таким образом, фьючерсные сделки страхуют сделки на продажу (покупку) реального товара от возможных убытков в связи с неблагоприятным изменением цен на рынке данного товара, поскольку при ликвидации фьючерсного контракта покупатель (продавец) получит ту разницу в цене, которую он потеряет как продавец (покупатель) реального товара.

Покупатель реального товара осуществляет хеджирование продажей, а продавец реального товара – хеджирование покупкой. Поэтому по технике проведения различают два типа таких операций: хеджирование продажей, или «короткое» хеджирование, и хеджирование покупкой, или «длинное» хеджирование.

Хеджирование продажей – это продажа на срочной бирже фьючерсных контрактов при закупках равного количества товара с целью страхования от риска падения цен к моменту поставки реального товара. Такое хеджирование применяется, как правило, для обеспечения продажной цены реального товара, который находится или будет находиться в собственности торговца или фирмы.

Если торговец (брокер, дилер) покупает большие партии товара в некоторый срок (обычно короткий срок) с тем, чтобы обеспечить его полную и своевременную поставку по заказам своих потребителей в последующем, то, не прибегая к хеджированию, он может потерпеть значительные убытки при возможном будущем снижении цен на свой товар, находящийся на складе. Чтобы избежать потерь или хотя бы свести риск до минимума, торговец одновременно с закупкой реального товара производит хеджирование продажей, т. е. продает на срочной бирже все фьючерсные контракты, предусматривающие поставку такого же количества товара и в те же сроки. В дальнейшем, если торговец перепродает свой товар потребителю по более низкой цене, чем купил сам, он, естественно, терпит убыток по сделке с реальным товаром. Однако при этом он одновременно откупает ранее проданные фьючерсные контракты по более низкой цене, в результате чего получает прибыль, как правило, покрывающую убыток, если цены фьючерсных контрактов изменяются параллельно ценам на реальный товар.

Хеджирование продажей используют и непосредственные потребители биржевых товаров, когда покупают эти товары на срок (с поставкой в будущем).

Хеджирование покупкой – это покупка фьючерсных контрактов при продажах равного количества реального товара, которым торговец не владеет, с поставкой в будущем с целью страхования возможных потерь, которые могут возникнуть в результате повышения цен на товар, уже проданный по зафиксированной цене, но еще не закупленный. Такое хеджирование применяется в качестве средства, гарантирующего закупочную цену для торговцев и фирм.

Хеджирование покупкой используется и при заключении сделки с последующей фиксацией цены. При таких сделках, называемых также «онкольными», покупатель, приобретая биржевые товары с поставкой на срок, договаривается с продавцом об установлении цены не при заключении контракта, а по котировке срочной биржи в любой день между подписанием контракта и поставкой товара, рассчитывая при этом, что до наступления срока сдачи товара его цена понизится. Продавцу онкольная сделка грозит убытками, если он не хеджировал эту сделку. Покупателю такая сделка выгодна лишь в случае понижения цен, в противном случае (при повышении цен) он понесет убыток.

Механизм хеджирования основан на одинаковом по размерам и направлению изменении рыночных цен на реальный товар и цен на фьючерсные контракты. В действительности изменение этих цен далеко не всегда бывает одинаково, но пределы их колебаний все же, как правило, одни и те же. В результате хеджевые сделки превратились в один из главных видов биржевых операций, причем хеджирующими выступают в основном торговые посредники, а не производители и потребители товаров.

 

Контрольные вопросы.

1. Виды товарных бирж.

2. Виды биржевых сделок.

3. Цели и функции товарной биржи.

4. Особенности заключения сделки с реальным товаром.

5. Особенности заключения фьючерсной сделки.

6. Понятие хеджирования.

7. Цели хеджирования покупкой.

8. Цели хеджирования продажей.

9. Признаки биржевого товара.

10. Основные различия между брокером и дилером.

 


ТЕМА 7 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

 

В процессе товародвижения от изготовителей к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т. е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребители приобретают нужны им товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.

Розничная торговля выполняет ряд функций [27]:

· исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

· определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;

· осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;

· проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;

· осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;

· проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

· оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

Задачи розничной торговли:

- приобретение товара у оптовика и предложение его для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);

- демонстрация образцов и проб на открытых торговых стендах с целью получения заказов на товары (контора по приему заказов);

- осуществление рассылки товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);

- организация торговли с доставкой товара на дом. Торговля с доставкой на дом предлагает свои товары, как правило, за пределами местонахождения своих баз или работает вообще без таковых.

Розничная торговая сеть подразделяется на предприятия розничной и мелкорозничной торговли;

Рассмотрим основные правила и требования, предъявляемые к обоим видам розничной торговли.

Основные правила работы предприятия розничной торговли:

§ каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговой деятельности;

§ предприятие должно иметь вывеску с указанием его наименования профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридического адреса;

§ торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа;

§ оборудование и инвентарь должны содержаться в образцовом тарном и техническом состоянии;

§ средства измерений в соответствии с предусмотренными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной проверке органами Государственной метрологической службы и удостоверяться соответствующим образом;

§ принятые предприятием в установленном порядке товары приходуются в день поступления по их фактическому наличию (товары с истекшим сроком годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству и стандартам, не подлежат приемке);

§ режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, хранение, санитарные правила, принципы товарного соседства, требования противопожарной безопасности) должен строго отвечать требованиям и стандартам, содержащимся в нормативно-технических документах;

Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную.

Стационарная торговая сеть является наиболее распространенной. Она включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы. При этом различают магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам. Разновидностью стационарной торговли являются также магазины типа «магазин-склад».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.096 с.)