Тема 5 предприятия оптовой торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5 предприятия оптовой торговли



 

Предприятия оптовой торговли условно можно классифицировать по некоторым признакам [27].

1. Дислокация. В зависимости от расположения выделяют:

а) оптовые предприятия, находящиеся рядом с несколькими предприятиями-товаропроизводителями;

б) оптовые предприятия, расположенные поблизости от крупного предприятия-производителя;

в) оптовые предприятия, находящиеся в зоне потребителей;

г) оптовые предприятия, одно из которых pacпoложено в зоне производства, а другое – в зоне сбыта;

д) оптовые предприятия, находящиеся в непосредственной близости от крупного транспортного объекта (рядом с товарной станцией, пристанью, портом).

2. Сфера деятельности. Предприятия оптовой торговли могут функционировать в экономическом районе, населенном районе, городе.

3. Товарная специализация. Предприятия оптовой торговли бывают универсальными, смешанными, специализированными и узкоспециализированными. Первые реализуют продукцию различных отраслей промышленности, сельского и лесного хозяйства, вторые – товары потребительского и производственно-технического назначения, третьи – продукцию одной отрасли (при значительных объемах продаж однородной продукции), четвертые – продукцию одного предприятия.

4. Размер. Предприятия оптовой торговли бывают крупными, средними, мелкими. Размер определяется по совокупности таких показателей, как объем оптовой реализации товаров, количество отгружаемых покупателю грузов, численность занятых работников, общая стоимость основных фондов, общая складская площадь.

На предприятия оптовой торговли возлагаются следующие основные задачи: комплексное и своевременное предоставление покупателям товаров в
соответствии с заключенными договорами, увеличение объемов и расширение ассортимента торговли, осуществление маркетинговых исследований в сфере деятельности предприятия.

Основные задачи предприятия оптовой торговли определяют ряд выполняемых им функций:

организационные – изучение потребности в товарной продукции предприятий, организаций региона, района, города, отрасли; выявление и регистрация потенциальных поставщиков товаров; расширение ассортимента, улучшение качества, ограничение или прекращение выпуска продукции, не пользующейся спросом; участие в оптовых ярмарках, выставках, аукционах, товарных биржах;

реализационные – заключение с поставщиками, покупателями договоров на поставку товарной продукции; обеспечение приемки, сохранности; реализация товарной продукции; ведение количественного, ассортиментного и номенклатурного учета товаров на складах; ведение расчетов с поставщиками, покупателями, транспортными организациями за товарную продукцию;

торгово-посреднические – оформление и организация коммерческих связей, приобретение и реализация товарной продукции, посредничество в сбыте товарной продукции.

Предприятия оптовой торговли работают в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры товарного рынка, поэтому их коммерческие достижения зависят от умения прогнозировать потребительский спрос на товарную продукцию, услуги, а также от внесения необходимых оперативных изменений в свои операции.

Для определения отличительных признаков тех или иных видов оптовых предприятий, функционирующих на рынке, следует их систематизировать. В табл. 5 представлена классификация предприятий оптовой торговли, функционирующих на товарном рынке.

Таблица 5.

Классификация предприятий оптовой торговли, функционирующих на товарном рынке

Признаки классификации Содержание (классификационные группы)
    Основная выполняемая функция закупка товаров у потребителей одного района для продажи в различных районах; продажа потребителям одного района товаров, приобретенных в различных районах
Специализация предприятий универсальные; смешанные; специализированные; узкоспециализированные
Район деятельности страна; экономический регион, область, район
Форма собственности оптового предприятия государственная, акционерная; частная; коллективная
Приобретение права собственности на продаваемый товар оптовые предприятия, приобретающие товар в свою собственность; оптовые предприятия, не приобретающие право собственности на товар

К числу наиболее значимых предприятий оптовой торговли, функционирующих на товарном рынке, относятся:

коммерческо-посреднические предприятия (фирмы) – оптовые предприятия, осуществляющие оптовую торговлю за свой счет и с привлечением кредитов как с собственных складов, так и со складов изготовителей и других оптовых посредников;

оптовые предприятия – предприятия, организационно объединяющие склады, специализированные по техническим признакам перерабатываемой продукции, с едиными энергетическими, транспортными и другими коммуникациями, а также централизованными экспедиционными, вспомогательными службами, аппаратом управления, организующим складирование и отгрузку продукции;

Товарные биржи – организованные рынки биржевых товаров с установленными правилами приема, фиксированным членством. По сути, товарная биржа является объединением коммерческих посредников, организующих и способствующих проведению крупных торговых операций;

Оптовые магазины – оптовые предприятия, максимально приближенные к покупателям продукции.

Торговые дома – посреднические предприятия, которые осуществляют сделки с реальным товаром за собственный счет или за счет производителей и под своим именем.

Торговые дома являются многоотраслевыми коммерческими предприятиями, осуществляющими действия по экспорту и импорту товаров и услуг, финансированию, в том числе кредитованию и инвестированию, производства, научно-технических исследований. Кроме того, торговые дома предоставляют кредит; сдают в аренду оборудование; предоставляют напрокат сложную технику, приборы, машины, механизмы; создают новые производства. Некоторые наиболее крупные торговые дома организовываются и функционируют как многопрофильные инвестиционно-производственно-торговые комплексы.

Торговые дома располагают складскими площадями, собственным или арендованным транспортом, техническим оборудованием, информационной базой, позволяющими успешно осуществить полный комплекс торгово-закупочных операций и операций с ценными бумагами.

Основные задачи и функции торговых домов:

- закупка товаров за счет собственных средств, а также на условиях комиссии (организация аукционов, комиссионной и посылочной торговли отечественными и импортными товарами, продажа товаров по каталогам и др.);

- маркетинговая деятельность по реализации товаров;

- совершение сделок купли-продажи товаров производственно-технического назначения и товаров народного потребления;

- участие в торгах, ярмарках, аукционах.

Классификация торговых домов представлена на рис. 14.

 

 


Рис. 14. Классификация торговых домов

Ярмарки-выставки – периодически организуемые в установленном месте кратковременные оптовые рынки на основе осмотра образцов товаров;

Аукционы – особые рынки, созданные в определенных местах для продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами путем публичных торгов. При этом продавец назначает стартовую цену товара, которая увеличивается в ходе аукциона до своего предельного уровня, исходя из платежеспособности присутствующих при продаже покупателей. Продажа товаров на аукционах осуществляется с публичного торга в определенное время и в заранее указанном месте.

Аукционы как вид торговли используются преимущественно для сбыта сравнительно ограниченного перечня товаров, например пушнины, предметов антиквариата, художественных изделий, изделий из драгоценных металлов, и др. Аукционы организуются предприятиями, специализирующимися на их проведении: акционерными обществами, кооперативами, биржами, выставками, торговыми организациями и предприятиями.

Классификация аукционов представлена на рис. 15. Все проводимые аукционы сгруппированы по определенным признакам: вид аукциона, тип, форма проведения, вид торгов по принадлежности к рынку и др. [22,27].

 

 

Рис. 15. Классификация аукционов

Существует несколько типов аукционов.

1. При английском варианте торгов аукционист постепенно повышает цену, названную первоначально, пока не будет достигнута наиболее высокая цены, по которой и совершается сделка. Этот способ продаж в полной мере соответствует содержанию понятия аукцион – возрастание, увеличение, когда от стартовой цена идет рост. На английском аукционе стартовая ставка невелика, и конкурирующие покупатели намечают более высокие ставки в процессе торгов, пока не останется лишь один покупатель. Предмет продается по самой высокой предложенной ставке. Данный тип аукционных продаж широко распространен в Англии, США. По своему экономическому значению он направлен на максимизацию продажной цены, поэтому, как правило, применяется при разовых продажах товаров, к числу которых относятся предметы искусства, антиквариат, имущество банкротов и проч. В ряде случаев он используется при сбыте некоторых видов сельскохозяйственной продукции, когда необходимо обеспечить преимущество фермеров по отношению к покупателям их продукции.

2. На голландском аукционе аукционист устанавливает начальную цену товара на уровне, несколько превышающем предполагаемую цену продажи, а затем постепенно снижает цену лота, пока не получит предложение о покупке партии или единицы товара. В этом случае предмет продается первому покупателю, который принимает предложенную ставку. В мировой практике данный тип аукциона иногда называется «вейдлинг».

3. Суть такого способа состоит в следующем: аукционист назначает максимальную цену, которая загорается на циферблате, установленном в аукционном зале, и снижает ее до тех пор, пока один из участников торга не выскажет свое желание совершить сделку нажатием кнопки на закрепленном за ним месте. Нажатием кнопки он останавливает движущуюся стрелку и на циферблате появляется номер, под которым данный покупатель зарегистрирован у организаторов аукциона. Покупатель, нажавший кнопку после первого, в счет не принимается. Записав номер покупателя, аукционист гасит циферблат и переходит к продаже следующего лота. Применение такого устройства значительно ускоряет темп аукционного торга и позволяет продавать в час до шестисот лотов. Такая система проведения аукциона широко применяется при продаже овощей, фруктов, рыбы. В Голландии эта система используется при проведении 150 аукционов. Кроме того, она широко применяется в Дании, Германии, Бельгии и в меньшей степени, во Франции, Италии, Канаде. Данная система хотя и получила широкое распространение, не соблюдает основного принципа аукционной торговли, а именно передачу товара в распоряжение покупателя, предложившего в результате торгов самую высокую цену. При этой системе не происходит фактически никакого торга между покупателями. Поэтому в Голландии при продаже скоропортящихся товаров стала применяться усовершенствованная система с электронно-вспомогательными средствами.

В этой системе, как и в предыдущей, используется циферблат с движущейся стрелкой. Оператор устанавливает стрелку на самой низкой цене. Каждый покупатель имеет на закрепленном за ним месте кнопку, которую он нажимает, когда желает совершить покупку по предлагаемой цене. Если это делают одновременно несколько покупателей, то стрелка продвигается к более высокой цене, и на специальном табло рядом с циферблатом загораются номера покупателей. Стрелка будет двигаться до тех пор, пока не останется один покупатель. В этот момент она остановится и на табло появится номер данного покупателя. Сделка считается завершенной и обжалованию не подлежит.

Проведенные в ряде стран исследования показывают, что по сравнению с английским вариантом торгов, голландский более выгоден покупателю, так как при прочих равных условиях он содействует установлению более низкой цены товара.

4. На аукционе «втемную» или «аукционе закрытых предложений» существует два варианта торгов. Согласно первому варианту все покупатели предлагают свои ставки одновременно, и предмет продается тому, кто предложит самую высокую цену. Согласно второму варианту продавец (иногда и покупатель) делает секретное предложение каждому из участников аукциона, действующее в пределах установленного периода времени. Продажа может производиться по наибольшей для покупателей и наименьшей для продавцов цене. В качестве примера аукциона закрытых предложений можно привести регулярно проводимые Приватбанком продажи конвертируемой валюты.

5. Двойной аукцион используется, как правило, при проведении биржевых торгов. Он представляет собой сочетание голландского и английского вариантов. Поэтому в ряде определений биржи указывается, что биржа есть оптовый рынок, на котором торги производятся методом двойного аукциона. По мнению западных специалистов, двойной аукцион – наиболее эффективный метод торгов, поскольку при его проведении возникает конкуренция как между покупателями, так и между продавцами, а цены в наибольшей степени учитывают соотношение спроса и предложения.

6. Аукцион одновременных предложений начинается по сигналу аукциониста, когда покупатели товара одновременно предлагают цену на определенный лот. Продажа производится покупателю, предложившему наибольшую цену. Иногда в качестве стороны, делающей предложение выступает не покупатель, а продавец товара. Этот вид аукциона применяется в Японии при организации торгов на рынке свежей рыбы. По мнению экспертов, этот вид торгов близок к голландскому аукциону.

Организация торговли на аукционах состоит из следующих этапов:

1) подготовительный этап, состоящий из таких стадий: подготовка и сдача товара на аукцион, сортировка товара в партии, осмотр товара покупателями или их доверительными лицами;

2) аукционный торг;

3) оформления сделок и доставка товара.

Фирма или лицо, желающее принять участие в аукционе в качестве продавца, предъявляет свой товар фирме-организатору. Специалисты осматривают товар, могут дегустировать его пищевые качества, если это продукты питания, и окончательно принимают решение о приемке товара.

Затем принятый товар сортируют и разбивают на стандартные партии, называемые лотами. От каждого лота отбираются образцы. Лоты со сходным качеством объединяют в более крупные единицы - стринги, из них выбирают тоже образцы. Подготавливают каталог товаров, которые будут представлены на аукционе. К каталогу прилагают правила торгов и рассылают возможным покупателям.

 

Контрольные вопросы:

1. Предприятия оптовой торговли и их виды.

2. Классификация предприятий оптовой торговли.

3. Сущность торговых домов и их классификация.

4. Сущность аукционов. Правила проведения. Классификация.

 

 


 


ТЕМА 6 ТОВАРНАЯ БИРЖА

 

Одной из ведущих форм торговли является биржевая. Биржа – это коммерческое предприятие, особый вид постоянно действующего рынка, на котором осуществляются сделки купли-продажи товаров. Биржи сформировавшись уже к середине XVI века, что было связано с оживлением торговли и укреплением капиталистических отношений в Западной Европе. Первая биржа была основана в 1531 г. в Антверпене, а затем в 1549 г. в Лионе. Они возникли как организации для совершения сделок по купле-продаже наличного товара, выявлению спроса и предложения товаров, товарных цен, разрешению споров по торговым сделкам. В 1608 г. была создана Амстердамская товарная биржа, игравшая ведущую роль в биржевой торговле не одну сотню лет. На ней впервые появилась торговля по образцам товаров, были установлены внутрибиржевые стандарты. На основе этих стандартов ведется сейчас торговля на биржах западных стран. На Амстердамской товарной бирже впервые были введены в оборот акции, а также фьючерсные сделки (не предусматривающие обязательную поставку товара), представляющие современный вариант биржевой торговли.

По мере усиления влияния монополий на международную торговлю роль бирж постепенно снижалась. Поэтому на современных товарных биржах ведется преимущественно фьючерсная и опционная торговля не только обычными товарами, но и такими ценностями, как валюта, ипотека, индексы цен, банковские процентные ставки, индексы акций и т. п.

К биржевым относятся товары, подвергшиеся незначительной первичной обработке, массового производства, продовольственные, качественно однородные и взаимозаменяемые, обладающие сопоставимостью качественных характеристик. Это позволяет бирже вести торговлю без предъявления товара по описанию или образцам.

Продаваемые на бирже товары можно объединить в четыре основных группы:

1) цветные и драгоценные металлы (медь, олово, свинец, цинк, алюминий, никель, платина, золото, серебро);

2) продовольственные товары сельскохозяйственного происхождения (сахар, кофе, какао, мясо, яйца, картофель, растительные масла);

3) промышленное сырье (пиломатериалы, фанера); сырье сельскохозяйственного происхождения;

4) зерновые культуры (пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень), масличные (соя, бобы, льняное и хлопковое семя), текстильное сырье (натуральный шелк, джут, хлопок, мытая шерсть).

Важнейшими центрами, специализирующимися по отдельным группам товаров, считаются следующие биржи:

· по цветным металлам – Лондонская, Нью-Йоркская;

· по зерну – Чикагская, Виннипегская, Лондонская, Ливерпульская, Роттердамская, Антверпенская, Миланская, биржа в Канзас-Сити;

· по хлопку – Нью-Йоркская, Нью-Орлеанская, Чикагская, Ливерпульская, Бомбейская, Александрийская;

· по кофе – Нью-Йоркская, Лондонская, Ливерпульская, Амстердамская, Роттердамская, Гамбургская;

· по какао-бобам – Нью-Йоркская, Лондонская, Парижская, Амстердамская;

· по сахару – Лондонская, Парижская, Нью-Йоркская, Гамбургская.

Первые товарные биржи в Украине возникли по инициативе самих торгующих в 1922 году в Харькове. Затем они появились и в губернских (областных), и в уездных центрах (Киевская, Одесская, Запорожская и др.). В 1924 – 1925 гг. в Украине функционировало 15 товарных бирж. Основными контрагентами биржевой торговли Украины являлись государственные организации, кооперативы и частные лица.

В настоящее время товарная биржа выполняет две основных функции: оптовая торговля и котировка цен товаров. Причем на западных товарных биржах в настоящее время все большее значение приобретает второе направление. Товарная биржа может выполнять и ряд других функций, в частности, установление для всех участников торговли биржевых правил; разработку единых норм, на основе которых заключаются контракты; определение условий по количеству и качеству товара, времени поставки, платежа; наблюдение за сортировкой и качеством товаров, поступающих на склады биржи и отправляемых с них; накопление информации о ценах на товары и обеспечение ею всех заинтересованных лиц; проведение арбитражного разбирательства споров и т. п.

Биржа является юридическим лицом, действующим на основе устава, определяющего членство в бирже. Как правило, члены биржи делятся на две категории: индивидуальные члены и члены-представители. Первые (их еще называют принципиалами) имеют право заключать сделки от собственного имени, вторые (уполномоченные) – заключают сделки только от имени и для фирм, представителями которых они являются. Определенная часть индивидуальных членов может находиться в привилегированном положении. Это означает, что им разрешается заключать сделки непосредственно в «биржевом кольце» («яме») как для себя (за свой счет), так и по поручению непривилегированных членов биржи и третьих лиц за комиссионное вознаграждение. Таких членов биржи называют брокерами в «биржевом кольце».

Управление биржей сосредоточено в руках совета директоров (или правления), избираемого всеми членами биржи. Совет директоров избирает президента (или председателя), вице-президента и секретаря. Оперативное руководство всей деятельностью биржи осуществляет биржевой комитет, который также избирается всеми членами биржи и имеет председателя и вице-председателя. Общее собрание членов биржи собирается по мере необходимости.

Основными функциями совета директоров является мобилизация и расходование денежных средств, необходимых для аренды и содержания помещений биржи, разработка устава и правил биржи, прием в члены биржи, установление режима работы и выдача разрешений членам биржи на совершение сделок в «биржевом кольце». Последняя функция выполняется совместно с биржевым комитетом.

Биржевой комитет, помимо этого, занимается разработкой форм типовых контрактов (с участием совета директоров), наблюдает за порядком заключения сделок в «биржевом кольце» (ринге), запрещает сделки, наносящие ущерб престижу биржи, следит за соблюдением норм деловой практики и взимает штрафы с нарушителей, разрабатывает правила, регулирующие размер комиссионного вознаграждения брокерам, назначает арбитров для разрешения возникших споров и т. д. Все эти функции биржевой комитет осуществляет через созданные в структуре биржи специализированные подкомитеты, возглавляемые директорами.

Финансовые средства биржи состоят из вступительных и ежегодных взносов членов биржи, сумм, поступающих в результате продажи акций, взимания различных сборов (за регистрацию товара и т. п.), штрафов и прочих поступлений.

Периодически члены биржи переизбираются. Выборы проводит Совет директоров, как правило, открытым голосованием, но может быть и тайное голосование (по требованию одного из директоров биржевой компании). Устав биржи предусматривает случаи, когда Совет директоров имеет право временно или навсегда исключить из членов биржи, например, если он обанкротился, не выполнил своих обязательств по контракту или нарушил положения устава.

Правом заключения сделок на бирже обладают только ее привилегированные члены, круг которых образует так называемое «кольцо» (ринг).

Непривилегированные члены биржи имеют свободный доступ в здание биржи, могут присутствовать при совершении сделок (но за пределами ринга) и давать поручения брокерам в наиболее выгодный момент.

Практически при всех биржах создаются расчетные палаты, которые призваны гарантировать выполнение обязательств по любой биржевой сделке. Членами расчетной палаты, как правило, являются крупные брокерские и торговые фирмы. Они берут на себя обязательство обеспечить расчетную палату соответствующими финансовыми ресурсами, чтобы в случае нарушений по заключенной сделке компенсировать потери пострадавшей стороне. Для этого расчетная палата в обязательном порядке взимает со всех клиентов так называемый гарантийный задаток по каждому фьючерсному контракту, как продаваемому, так и покупаемому. Размер гарантийного задатка устанавливает Совет директоров для каждого товара в зависимости от его стоимости. Если происходит изменение цены, то эта сумма может быть повышена или понижена соответственно. Средства, полученные от каждого участника, помещаются на специальный счет.

Ежедневно после закрытия биржи (ежедневно) расчетная палата объявляет так называемую расчетную цену и изменение стоимости каждого контракта. В зависимости от того, в какую сторону произошло это изменение, производят соответствующие расчеты. Если изменение происходит в пользу владельца контракта, то расчетная палата выплачивает ему разницу, правда, как правило, лишь после ликвидации контракта. Если же изменение цены произошло не в пользу владельца контракта, то он должен уплатить разницу расчетной палате, причем до открытия биржи на следующий день.

Для осуществления таких финансовых операций каждый член расчетной палаты должен предоставлять дополнительные средства, которые по биржевой терминологии называются «маржа». В ряде стран расчетные палаты имеют специальные гарантийные фонды.

Зачастую продавцы из-за резкого роста цен (биржевого бума) могут задерживать поставку уже реализованного товара (при сделках с реальным товаром), могут отказаться от выполнения условий заключенного контракта и даже требовать его отмены. И наоборот, покупатели при значительном падении цен могут отказываться от получения и оплаты товара по уже заключенным форвардным контрактам (с поставкой на срок). Для срочных (фьючерсных) контрактов такие явления не характерны, поскольку отрицательная разница выплачивается ежедневно, а расчетная палата гарантирует платеж.

Таким образом, члены биржи или брокеры совершают сделку, фиксируют количество, цену и срок осуществления, а фактическая реализация сделки производится расчетной палатой биржи. Тем самым не только гарантируется выполнение взаимных обязательств со стороны покупателя и продавца, но и происходит обезличенность товара и сделки.

В процессе развития товарных бирж сформировалось несколько типов биржевых сделок.

Сделки на реальный товар заключаются на основе частного договора на конкретные партии товара, различного по качеству, количеству, срокам поставки и другим условиям. В результате такой сделки продавец обязан поставить товар на биржу, а покупатель – забрать его со склада биржи. Это означает, что продавец, продающий на бирже товар, обязан иметь в наличии этот товар или товарные образцы для предъявления.

Сделки на реальный товар могут заключаться:

· на основе предварительного осмотра товаров по внешнему виду либо по данным биржевой экспертизы;

· без предварительного осмотра товаров на основе изучения представленных образцов, имеющихся стандартных партий товаров определенного сорта, требований, предъявляемых к качеству товаров;

· на товар, находящийся в момент заключения сделки на биржевых складах или ожидаемый к прибытию на биржу до окончания биржевой сессии;

· на товар, находящийся во время биржевого торга в пути;

· на товар, готовый к отгрузке или отгруженный.

В зависимости от срока поставки сделки на реальный товар подразделяются на два вида:

1) сделки с немедленной поставкой, предусматривающие наличие проданного товара на биржевых складах и передачу его покупателю в течение определенного срока после заключения сделки, установленного биржевыми правилами;

2) сделки на товар с обязательством поставки его в будущем, которые называются форвардными контрактами или сделками «форвард». Они предусматривают поставку продавцом реального товара по цене, зафиксированной в контракте в момент его заключения, в обусловленный в нем срок, длительность которого определяется биржей. При этом продавец реального товара поставляет его на биржевой склад к сроку, установленному биржевым комитетом и указанному в контракте. При поступлении товара на склад биржа (или уполномоченная ею экспедиторская фирма) выдает продавцу варрант, являющийся товарораспорядительным документом, по которому совершаются сделки на бирже и производятся расчеты. Продавец, как правило, хранит варрант в своем банке, а при наступлении срока поставки обязан предоставить его покупателю, оплатив стоимость хранения товара на биржевом складе и его страхование. Покупатель получает варрант и отдает продавцу чек за купленный товар.

Большинство сделок на реальный товар заключается вне биржи, через автоматизированный рынок. В настоящее время сделки на реальный товар имеют незначительный удельный вес (5 – 10 %) в общем обороте товарных бирж. Срочные (фьючерсные) сделки заключаются на абстрактный товар с унифицированными условиями, т. е. количество товара, его качество, место поставки, другие условия заранее определены биржевыми правилами, поэтому фьючерсный контракт носит стандартный характер. Согласовываются только два основных условия: цена товара и срок поставки. В отличие от контракта на реальный товар фьючерсная сделка заканчивается не поставкой товара, а согласно биржевой терминологии ликвидацией контракта. Поэтому фьючерсная сделка состоит из двух этапов: на первом приобретается или продается контракт на товар стандартного количества и качества, на втором заключается офсетная (противоположная) сделка на такие же партии товаров. То есть если кто-то купил фьючерсный контракт (или, наоборот, продал контракт), то в последующем должен его продать (или, наоборот, выкупить). Только в этом случае фьючерсный контракт считается ликвидированным. Причем каждая сторона (как продавец, так и покупатель) имеет право в одностороннем порядке ликвидировать фьючерский контракт путем заключения офсетной сделки в любой момент времени. Все фьючерсные контракты обязательно должны быть зарегистрированы в расчетной палате, созданной при каждой бирже. После регистрации продавец и покупатель не выступают как стороны, подписавшие контракт в отношении друг друга, а имеют дело только с расчетной палатой. Ликвидация фьючерсного контракта предполагает уплату расчетной палате либо получение от нее разницы между продажной ценой контракта и его текущей ценой.

При фьючерсных (срочных) сделках не ставится цель продать или приобрести реальный товар, преобладающее большинство их (до 80 %) совершается в целях спекуляции, остальные – для страхования ценового риска, т. е. от потерь, связанных с изменением цен на товары (так называемое хеджирование). На современной товарной бирже совершается до 95 % фьючерсных сделок, по существу не имеющих ничего общего с фактическим товарным обменом. В связи с этим товарная биржа перестает выполнять функцию обмена наличным товаром и представляет собой фьючерсную биржу, сохраняя при этом функцию ценообразования. Фьючерсная торговля дает возможность сосредоточить спрос и предложение на определенный товар, независимо от движения реального товара, в едином центре. Цены, устанавливаемые на бирже, служат ориентиром, отправной точкой для рынков реального товара.

Опционная торговля представляет собой особый вид биржевых сделок. Опцион – это право продажи (купли) фьючерсного контракта, при получении которого покупатель опциона уплачивает продавцу определенную сумму, так называемую премию. Считается, что опционная торговля обладает ограниченным риском, в отличие от обычных фьючерсных сделок, поскольку риск продавца опциона снижается на сумму полученной премии, а риск покупателя опциона ограничен этой премией. Опцион на продажу используется при биржевой игре на понижение цены, а опцион на покупку – при игре на повышение биржевой цены.

Все большее значение на западных товарных биржах приобретает в настоящее время котировка цен на товары и сделки, т. е. информационное обслуживание, связанное с выявлением и регистрацией цен, действующих на бирже, и другой информацией по купле-продаже. На каждой бирже специальный котировальный комитет производит учет, систематизацию и публикацию котировок в биржевых бюллетенях. В зависимости от объема оборота товаров и контрактов на бирже котировка производится по результатам биржевого дня (если количество заключенных сделок невелико); на начало и конец утренней и вечерней биржевой сессии (торга) – текущая, промежуточная; средняя котировка – при крупной биржевой торговле. Определяются и публикуются ежедневно также котировки продавцов и покупателей товаров, котировки на товары с немедленной поставкой и отсрочкой поставки и др.

Котировки цен на биржах реального товара с достаточной степенью объективности отражают мировой уровень цен на биржевые товары. Поэтому они служат основанием и для определения цен на соответствующие товары на рынках, не связанных с биржевой торговлей. На бирже реального товара котировальный комитет подсчитывает котировку по результатам предыдущего биржевого торга и представляет ее к началу следующего торга. Это дает возможность продавцам и покупателям сориентироваться в рыночной ситуации на бирже, т. е. правильно определить примерный уровень цен на продаваемые или покупаемые товары. Многие биржи устанавливают ограничения для ежедневных колебаний цен, в то время как на рынке реального товара они отсутствуют. Это может исказить соотношение биржевых котировок и цен реального товара.

На современных фьючерсных биржах котировка цен становится также основой для расчетов при ликвидации контрактов, поскольку разница (как положительная, так и отрицательная) как раз и появляется между котировкой сделок (т. е. рыночными ценами в момент исполнения контракта) и ценой заключенных сделок.

При проведении котировки особую роль играет быстрота получения, обработки и анализа информации. Поэтому биржа должна быть оснащена современными средствами связи. Ведущие биржи многих стран охвачены единой компьютеризированной системой.

Сделки на покупку и продажу реального товара совершаются либо производителями – с целью реализации производимых ими товаров, либо потребителями – с целью обеспечения себя необходимыми товарами (преимущественно сырьем для дальнейшей переработки), либо торговцами – с целью дальнейшей перепродажи. При этом осуществляются такие сделки как на наличный товар, так и на срок.

Коммерческие (т. е. с целью не столько приобретения товара, сколько получения моментальной прибыли) операции осуществляют фирмы или частные лица, не связанные ни с производством, ни с переработкой, ни с торговлей биржевым товаром, а получающие прибыль от купли-продажи контрактов. Такая прибыль образуется для одной из сторон (продавца или покупателя) в результате разницы между ценой контракта в день его заключения и ценой в день его исполнения при благоприятной котировке цен. В этих случаях можно выделить несколько способов биржевой игры: игра на повышении или понижении цен в будущем, игра на разнице цен. Причем проводятся такие операции и с реальным товаром, и с фьючерсными контрактами.

Игра на повышении или понижении цен в будущем, когда контракты покупаются с целью продажи их в дальнейшем по более высокой цене или продаются в расчёте на последующее снижение цен, является простейшим способом спекулятивных операций. Лица, которые играют на бирже на повышении цен, т. е. скупают контракты, называются «быками», а лица, которые играют на понижении цен, т. е. продают контракты, – «медведями».

Если полагается, что цены вскоре возрастут, брокеры или дилеры производят закупку на бирже реального товара с немедленной поставкой и контрактов с поставкой в будущем для того, чтобы, к моменту исполнения контракта продать его как наличный товар, но уже по более высокой цене.

Если ожидается снижение цен, то производится продажа наличного товара и контрактов на срок. При этом к моменту исполнения контрактов на срок следует купить на рынке физический товар по более низкой цене и получить прибыль за счет разницы между ценами в день заключения контракта и в момент его исполнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.065 с.)