Классификация предприятий розничной торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация предприятий розничной торговли



 

Основные признаки классификации предприятий розничной торговли представлены в ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий.

По виду торгового объекта рассматривают:

- стационарные предприятия;

- нестационарные предприятия.

По условиям реализации товаров (наличию или отсутствию торгового зала):

- магазины;

- объекты мелкорозничной (торговой) сети.

По специализации выделяют:

- универсальные;

- специализированные;

- неспециализированные (смешанный или комбинированный ассортимент).

По формам торгового обслуживания покупателей:

- с самообслуживанием (полным или частичным);

- с индивидуальным обслуживанием (в том числе через прилавок);

- с облуживанием по предварительным заказам;

- с обслуживанием по образцам;

- с обслуживанием по каталогам и другие.

По способу организации торговой деятельности:

- сетевые (торговая сеть);

- автономные;

- фирменные и другие.

Классификация предприятий розничной торговли по типам (форматам) представлена в табл. 2. Типизация предприятий розничной торговли основана на выделении различных типов (форматов) магазинов, главными критериями которой являются: специализация, размер торговой площади, форма и качество обслуживания, уровень цен.

 

Таблица 2

Типы предприятий розничной торговли

 

Современные типы предприятий* Традиционные типы предприятий
Гипермаркет; супермаркет; минимаркет; магазин у дома; магазин «Кэш энд Кэрри», «Дисконт», «Дискаунтер»; магазин «Сэконд Хенд»; стоковый магазин; магазин «Бутик»; магазин-салон; торгово-развлекательный центр (комплекс) Универмаг; магазин-склад; универсам; гастроном; магазин «Товары повседневного спроса»; магазин «Рыба», «Мясо», «Колбасы», «Минеральные воды», «Хлеб», «Овощи-фрукты» и т.п.; магазин «Электротовары», «Одежда», «Обувь», «Ткани», «Хозяйственные товары», «Мебель», «Книги», «Зоотовары», «Семена», «Природа», «Охотник», «Цветы», «Мир садовода», «Спорт и туризм» и т.п.; магазин «Продукты»; торговый дом; товары для дома, для детей, для женщин, для мужчин, для будущих мам, для полных, для новобрачных, для молодежи и т.п.; магазин «Промтовары»; комиссионный магазин.

 

Примечание: *Типы предприятий розничной торговли, возникновение и активный рост которых происходил при переходе к рыночным отношениям в России

 

Среди современных типов предприятий, получивших меньшую известность и распространение в России, следует выделить такие, как:

ü дрогери (англ. drogerie, магазин самообслуживания, в котором представлены парфюмерно-косметические, гигиенические, хозяйственные товары и бытовая химия, а также парафармацевтика и прочие);

ü аутлет-центр (англ. outlet, формат торгового комплекса (центра), в котором продаются коллекции одежды, обуви и прочих товаров прошлых сезонов со скидками 30–70 %);

ü каскет (англ. casekit, формат розничного магазина, сочетающего признаки бутика и традиционного магазина, реализующего широкий ассортимент товаров по демократичным ценам с высоким качеством обслуживания, стильным дизайном).

К прочим признакам классификации предприятий розничной торговли относятся такие признаки, как:

ü по месторасположению и значению в удовлетворении спроса населения: магазины местного значения, магазины общегородского значения, магазины в составе торговых центров, магазины вдоль автомагистралей;

ü по уровню цен: магазины премиум класса (элитные магазины), магазины средней ценовой группы, магазины низкой ценовой группы (социально-ориентированные магазины, в том числе дискаунтеры, дисконты), магазины с фиксированной ценой (англ. Fixprise).

Тенденции и проблемы развития розничной торговли

 

В качестве основных тенденций развития розничной торговли в России на современном этапе развития относятся:

ü активное обновление предприятий, рост новых объектов торговли, на основе строительства новых или модернизации существующих предприятий;

ü развитие сетевых предприятий розничной торговли;

ü усиление интеграционных процессов в отрасли;

ü развитие франчайзинга в розничной торговле;

ü повышение ценности потребителя и максимальная ориентация на его потребностей, за счет создания различных программ лояльности;

ü развитие Интернет-торговли и использование информационных технологий для привлечения и активизации покупок.

К особенностям развития розничной торговли на территории Кемеровской области следует отнести: поддержку местных товаропроизводителей, в том числе создание фирменных магазинов под брендом «Кузбасские продукты», а также развитие социально-ориентированных предприятий.

Среди проблем развития розничной торговли необходимо выделить: недостаток торговой площади, отвечающей современным требованиям к организации торгово-технологических процессов, либо их недоступность по уровню цены, стоимости аренды; повышение конкурентного давления со стороны сетевых предприятий розничной торговли, что оказывает отрицательное влияние на развитие малого и среднего бизнеса; невыполнение требований законодательства по качеству и безопасности реализуемых товаров, оказываемых услуг, нарушение требований законодательства в области защиты прав потребителя.

Контрольные вопросы для закрепления материала:

1. Дайте определение розничной торговли.

2. Основные функции и задачи розничной торговли.

3. Классификация предприятий розничной торговли.

4. Критерии группировки предприятий по типам (форматам).

5. Тенденции и перспективы развития розничной торговли в условиях конкуренции.

Рекомендуемая литература: [1, 2, 4, 17, 25, 27, 40, 41, 44, 49].

ТЕМА 7. Оптовая торговля

7.1. Оптовая торговля: понятие, функции.

7.2. Классификация предприятий оптовой торговли.

7.3. Тенденции и проблемы развития оптовой торговли.

Оптовая торговля: понятие, функции

Под оптовой торговлей понимается совокупность видов экономической деятельности, выступающих промежуточным этапом процесса распределения товаров и связанных с продажей товаров с целью дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

Оптовая торговля, несмотря на свое промежуточное положение, предопределяет эффективность организации всей цепочки товародвижения, выступая посредником между производством и розничной торговлей, способствует развитию каналов товародвижения, создает условия для непрерывности потока товаров, обеспечивает экономию финансовых и материальных ресурсов участников взаимодействия. Функции оптовой торговли разделяют на макро и микроуровень. Функции на макроуровне характеризуют роль и назначение оптовой торговли в целом, и как подотрасли торговли. Выполнение функций на микроуровне зависит от конкретного предприятия оптовой торговли, его масштаба, специализации, организационной формы.

Функции оптовой торговли на макроуровне:

ü интегрирующая – взаимосвязь между партнерами по поставкам товаров, по нахождению каналов сбыта;

ü оценочная – определение уровня затрат через механизм ценообразования;

ü организационная и регулирующая – построение и функционирование каналов товародвижения.

Функции оптовой торговли на микроуровне:

ü преодоление пространственного и временного разрыва между производством и потреблением (транспортная функция и обеспечение непрерывности продажи товаров);

ü формирование запасов – накопление и хранение товарных запасов;

ü формирование и преобразование ассортимента – корректировка ассортимента вследствие специализации производства и дифференцированности спроса;

ü выравнивание цен – предложение товаров по сниженным ценам из-за эффекта масштаба деятельности;

ü гарантия качества – подготовка к дальнейшей продаже (фасовка, упаковка) и выполнение требований по условиям хранения, транспортировки;

ü финансирование – кредитование;

ü информационное обслуживание, в том числе исследование и освоение рынка – маркетинговые исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.30.127 (0.01 с.)