Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы влияния на эффективность деятельности торговых предприятийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные термины и понятия: маркетинговая ориентация, сбытовая ориентация, внешняя среда, конкурентная среда, непосредственное влияние, косвенное влияние, поставщики, потребителе, рынок потребительских товаров, инфраструктура рынка, государственное регулирование, эффективность деятельности. На протяжении многих лет оценка работы всех структурных подразделений торговой области основывалась на достижении увеличения объемов товарооборота. Иначе используя маркетинговую терминологию, мы имели дело с «концепцией сбыта». Ныне развитие экономики идет по пути использования рыночных законов. Создаются условия, прикоторых обеспечить эффективность и стабильность коммерческой деятельности можно лишь с помощью наиболее полного удовлетворения запросов и потребностей покупателей. Главной задачей по выводу торговых предприятий на ведущие позиции в его районе деятельности видим в оперативной переориентации его сбытовой деятельности на позиции маркетинговых исследований. Маркетинг повышает обоснованность управленческих решений по разным вопросам развития предприятия, распространяя планомерность на сферу рыночных связей. Это находит свое выражение в рационализации процесса движения товаров, усовершенствовании ассортиментной, ценовой, сбытовой политики торгового предприятия, которое, в свою очередь, будет оказывать содействие повышению прибыльности работы торгового предприятия. Переориентация на маркетинг обусловлена современными условиями хозяйствования, которые характеризуются обострением конкурентной борьбы, неопределенностью и динамичностью внешней среды. Под внешней средой понимаются все условия и факторы, которые возникают в общественно-экономической жизни страны, независимо от деятельности предприятий, но влияют на состояние его внутренней среды. Под внутренней средой понимается весь хозяйственный механизм предприятия, т.е. его финансовый потенциал, материально-техническая база, торговые, производственные, управленческие и другие структуры. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе законодательной базы государства, маркетинговых исследований, стратегического планирования показателей хозяйственной деятельности, оперативного управления торговым процессом, анализом экономической информации и конкурентной среды. Всю совокупность факторов внешнего влияния на внутреннюю среду торгового предприятия можно условно разделить на две группы: непосредственное и косвенное влияние. К основным факторам непосредственного влияния принадлежат: - характер и состояние рынка потребительских товаров в сфере деятельности торгового предприятия; - соотношение спроса и предложения на реализованные торговым предприятием товары и предлагаемы виды услуг. При этом первостепенное значение имеет выявление возникающих нужд в новых товарах, услугах и перспективах их роста, а также учет уровня покупательной способности населения; - уровень требований потребителей к товару и условию потребительских преимуществ при выборе товаров покупателями, который обычно выражается в требованиях к глубине ассортиментов, качеству, внешнему виду, способу упаковки, маркированию; - условия торговли на рынке - состояние материально-технической базы, формы и методы розничной торговли, способы платежей и расчетов, которые сложились на рынке, разнообразие и большое количество источников поступления товаров, особенности законов и нормативных актов, которые регулируют правовое положение и торговую деятельность предприятий на региональном уровне; - наличие и деятельность предприятий - конкурентов, т.е. их место на рынке, масштабы и объем деятельности, ассортименты товаров, виды услуг, которые представляются, особенности ценовой и рекламной политики, финансово-экономический потенциал; - взаимоотношения торгового предприятия с поставщиками товаров, с предприятиями-изготовителями, а также с посредниками, которые обеспечивают эффективное движение товаров, которые оказывают маркетинговые, транспортные, рекламные и другие виды услуг; - условия взаимоотношений с финансовыми институтами, т.е. с государственными налоговыми, банковскими, инвестиционными и другими органами; - состояние источников обеспечения предприятия ресурсами необходимых специальностей и квалификации, наличие системы обучения и повышения квалификации на самом предприятии, его взаимоотношения с соответствующими учебными заведениями, центром занятости и т.п.. - отношения предприятия со средствами массовой информации, профсоюзами, управлениями относительно защиты прав потребителей, экономическими и другими общественными органами. Особенно большое значение (а в отдельных - определяющее) для предприятий розничной торговли имеет такой фактор, как его конкурентное расположение в определенном месте - центр или периферийная зона города (административного района, жилого массива); промышленная, жилая зона или места отдыха; близость вокзалов, основных транспортных магистралей и т.п.. Все эти объективные условия рядом с факторами непосредственного влияния оказывают большое влияние на работу торгового предприятия и в конечном итоге определяют его тип, ассортиментный профиль, формы обслуживания, величину товарооборота, рентабельность торгово-оперативной деятельности. К факторам косвенного влияния принадлежат общеполитические и общеэкономические факторы, которые регулируют предпринимательскую деятельность: • финансовая, налоговая, кредитная политика, которая стимулирует развитие предприятий; •рост покупательной способности населения; •наличие развитой торговой инфраструктуры; •упрощение процедур государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий, которая касается их регистрации, лицензирование, сертификации продукции и т.п.; •обеспеченность предприятий информационной технологией, средствами коммуникаций; •развитие внешнеэкономических связей; •стабильность государственной экономической и социальной политики. Отрицательные последствия для эффективной коммерческой деятельности торговых предприятий имеют частые изменения законодательной и нормативной базы, отсутствие государственной программы развития области, поддержки социально значащих предприятий торговли и общественного питания, а также стимулирование развития малых предприятий. Значительное влияние на снижение эффективности хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий оказывает ежегодный рост цен и тарифов на услуги посторонних областей (электроэнергия, транспорт, связь и другие виды коммунальных услуг).
Вопросы для самопроверки 1. Дайте характеристику деятельности предприятия из позиции маркетинговой ориентации. 2. Дайте характеристику деятельности предприятия из позиции сбытовой ориентации. 3. Что такая внешнюю и внутреннюю среду предприятия? 4. Пересчислите основные факторы непосредственного влияния на внутреннюю среду предприятия. 5. Влияние местоположения магазинов на территории города, ассортиментного профиля и используемых форм продажи товаров на эффективность работы торгового предприятия. Приведите примеры размещения торговых предприятий на территории г. Донецка. 6. Охарактеризуйте основные факторы косвенного влияния на эффективность работы торгового предприятия. 7. Перечислите основные критерии анализа конкурентной среды торгового предприятия. 7.Что содержит в себе анализ рынка товаров в сфере деятельности торгового предприятия.
Содержание и основные принципы хозяйственной деятельности торговых предприятий Основные сроки и понятия: торговая деятельность, закупка товаров, реализация товаров, рынок ресурсов, рынок сбыта, конкуренты, расхода, доходы, прибыль, коммерческие операции, технологические операции, фирменные магазины, коммерческий расчет, самофинансирование, самоокупаемость, рентабельность, фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд. Рассматривая процесс хозяйственной деятельности торгового предприятия из позиции авторов [5, 21], необходимо указать, что его эффективность обусловлена двусторонним влиянием на него рынков ресурсов и рынков сбыта (рис. 2.1).
Факторы торговой деятельности
Расходы Доход
Рис. 2.1. Формирование процесса хозяйственной деятельности торгового предприятия
С одной стороны, торговую деятельность предприятия предопределяет совокупность рынка ресурсов. Любой фирме для успешной деятельности на рынке необходимые квалифицированные кадры, товары высокого качества, техническая оснащенность, современные технологии торгового процесса, информация о конъюнктуре рынка и мотивации потребителей, кредитные линии и т.п.. С другой стороны, торговому предприятию необходимо выйти на рынки сбыта, где в острой конкурентной борьбе осуществляется реализация потребителям товаров и услуг. Поскольку в условиях рыночных отношений главной целью любого торгового предприятия есть максимальное извлечение прибыли, то прибыль не только цель, а и основное условие функционирования предприятия. Получение прибыли должно базироваться на основе удовлетворения нужд потребителей данного рынка. На рис. 2.1. отраженные основные направления распределения и использование прибыли, как завершающей стадии кругооборота хозяйственной деятельности торгового предприятия - уплата налогов, возвращение кредитов, выплата процентов за этими кредитами, выплата дивидендов и направление средств на развитие торгового предприятия. Собственно хозяйственная деятельность торгового предприятия отражена в его основной функции - продажа (реализация) товаров потребителям, которая сопровождается преобразованием товарной формы стоимости в денежную, что можно представить в виде формулы Г-Т- Г', схематично изображенной на рис. 2.2.
товар деньги Рис. 2.2. Реализация основной функции торгового предприятия Приведенная формула и схема раскрывают сущность коммерческой работы в торговле. Торговое предприятие (фирма) имея в распоряжении определенную сумму средств, закупает товар у предприятия-изготовителя, который потом реализует в денежные средства с некоторым увеличением. Для реализации основной функции торговое предприятие выполняет множество сопутствующих функций, которые связаны с выполнением коммерческих и технологических операций. Чисто коммерческие операции непосредственно или относительно направленные на выискивания и увеличение доходов торгового предприятия. Технологические операции в основному связанные с оптимизацией расходов обращения. К основным коммерческим операциям торгового предприятия следует отнести: - анализ состояния рынка потребительских товаров в сфере деятельности торгового предприятия; - маркетинговое исследование потребительских преимуществ на товары и услуги; - определение объема спроса на конкретные виды товаров; - поиск и отбор поставщиков, который оптимизирует с ними условия договоров на снабжение товаров; - формирование торгового ассортиментов, который обеспечивает комплексность обслуживания покупателей; - расширение ассортиментов продовольственных товаров за счет выпуска собственной продукции; - дифференцированный подход к ценообразованию, которое предусматривает использование разных уровней торговых надбавок, с учетом объема спроса, уровней доходов потребителей, качества товаров и расходов на организацию движения товаров; - предоставление торговых услуг покупателям; - рекламирование товаров и услуг. К основным технологическим операциям торгового предприятия принадлежат: -прием товаров от поставщиков по количеству и качеству; -доставка их на места хранения; -обеспечение необходимых условий сохранения товаров; -подготовка товаров к продаже; -перемещение и выкладка товаров, которые обеспечивает покупателям оптимальные условия их обзора и выбора; - организация покупательных потоков в торговом зале; - организация расчетов по отобранным покупателями товарами; - транспортировка и доставка крупногабаритных товаров домой покупателям, на железнодорожные станции и автостанции; -организация централизованной завозки товаров в розничную торговую сеть. Особые функции полагаются на предприятия фирменной торговли. Ныне в областных центрах и больших городах областного подчинения Украины высокими темпами развивается сеть торговых предприятий легкой и пищевой промышленности. Эти фирменные магазины призваны служить действующими лабораториями из изучения и формирование спроса на товары данной области. Важная роль отводится им в деле укрепления хозяйственных связей между производством и торговлей, расширения ассортимента и повышения качества продукции, которая выпускается.
Рис. 2.3. Основные принципы коммерческого расчета Оперативно-хозяйственная самостоятельность торговых предприятий предусматривается законодательно государством и предопределяется признаками юридического лица, которые были указаны раньше, что в принципе можно, так как оно выступает субъектом рынка, в рамках которого существует государственное регулирование. В связи с этим, говоря о самостоятельности, необходимо конкретизировать те или другие направления деятельности. Принцип оперативно-хозяйственной самостоятельности допускает не только самостоятельное решение хозяйственных вопросов без чрезмерной регламентации опеки вышестоящих органов управления на местах, но и эффективное использование имеющихся материальных и финансовых ресурсов. В этом выявляется его неразрывная связь с другим принципами коммерческого расчета торговых предприятий: самофинансировании и самоокупаемости. Самофинансирование означает, что область и образующие ее коммерческие структуры не получают средств из государственного бюджета (за исключением финансирования важного нового строительства общегосударственного значения), все вложения в реконструкцию, модернизацию, расширение материально-технической базы, социальное развитие коллективов, увеличение фонда оплаты труда предприятие делает за счет собственной прибыли, а также банковского кредита, который подлежит погашению с уплатой установленных процентов. Самофинансирование необходимо для поднятия деловой активности, эффективности работы торговых предприятий. Самоокупаемость допускает, что каждое торговое предприятий за счет своих полученных доходов должно покрыть расходы, связанные с торгово-оперативной деятельностью, и обеспечить прибыль в объемах, которые разрешают возобновление и расширение хозяином деятельности. При этом следует иметь в виду, что получение прибыли достигается в результате: - наиболее полного удовлетворения запросов потребителей в товарах и услугах; - рационализации торгово-технологического процесса и повышения производительности работы; - экономии расходов обращения, увеличения товарооборота. Прибыль, рядом с товарооборотом, является важнейшим показателем, на основе которого оценивается эффективность работы предприятий торговли. Часть прибыли, которая остается после уплаты налогов и других платежей остается в распоряжении коллектива и используется для стимулирования работников: - на выплату дивидендов за ценными бумагами; - на выплату одноразовых вознаграждений по результатам работы за год; - на установление надбавок работающим пенсионерам и на другие цели - фонд потребления. Чем лучше работает торговое предприятие, тем большая сумма прибыли предусматривается в фонде потребления. Кроме того, прибыль распределяется в фонд накопления, из которого финансируется расширение и реконструкция предприятия, на погашение ссуд и процентов по ним, на пополнение собственных оборотных средств, на строительство и содержание объектов соцкультбыта. В условиях хозяйственной самостоятельности органической связью работы коммерциализированных торговых предприятий является использования принципа материальной ответственности за результаты своей работы. Работники торговых предприятий несут материальную ответственность за недостаток товаров, за потери, связанные с халатным и небрежным отношением к работе. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется самим предприятием и государственными органами в лице налоговых инспекций и финансовых управлений на уровне района, города и области, которые обеспечивают своевременные отчисления в бюджет, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в предприятиях торговли всех видов собственности.
Вопрос для самопроверки
1. Составьте схематично и охарактеризуйте основную функцию торгового предприятия. 2. Дайте характеристику рынка ресурсов и его влияния на торговую деятельность предприятия. 3. Охарактеризуйте рынки сбыта товаров и услуг и их влияние на торговую деятельность предприятия. 4. Охарактеризуйте процесс формирования прибыли. 5. Что такое прибыль от реализации? 6. Что такое чистую прибыль? 7. Общая схема распределения прибыли торгового предприятия. 8. Что такое фонд накопления и в каких целях предприятия он используется? 9. Что такое фонд потребления и в каких целях предприятия он используется? 10.Что такое резервный фонд предприятия и в каких целях он используется? 11.Коммерческие операции торгового предприятия и их влияние на формирование доходов. 12.Технологические операции торгового процесса и их влияние на эффективность коммерческой работы торгового предприятия. 13.Социально-экономическая значимость фирменных торговых предприятий. 14.Перечислите основные принципы коммерческой деятельности торгового предприятия. 15.Сущность оперативно-хозяйственной самостоятельности в условиях рыночных отношений. 16.Понятие самофинансирования, самоокупаемости и рентабельности работы торгового предприятия. 17. Материальная заинтересованность и ее влияние на эффективность работы торгового предприятия. 18. Назовите основные органы государственного контроля за торговой деятельностью предприятий. Тесты 1)Какой срок для регистрации предприятия установлен законодательством: 30,20, 10, 5, 3 (дней). 2)Какой минимальный размер уставного фонда акционерного общества: 625, 850, 1000,1250 (минимальных заработных плат)? 3) Какой минимальный размер уставного фонда общества с ограниченной ответственностью: 250, 400, 625, 850 (минимальных заработных плат)? 4)Обусловлен ли законодательно размер уставного фонда обществ с дополнительной и полной ответственностью: так, нет? 5) Какие нормативные документы регламентируют порядок работы акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью: регистрационная карточка, учредительный договор, устав? 6)Какой нормативный документ регламентирует порядок работы частного предприятия: регистрационная карточка, устав, учредительный договор. 7)Какие нормативные документы регламентирует порядок работы коммандитного общества: устав, учредительный договор? 8)Какой риск имущественной ответственности несут участники акционерного общества: а) равными долями в полном объеме капитала; б) в пределах стоимости принадлежащих им акций? 9) Какой риск имущественной ответственности предусмотрен основателям общества с ограниченной ответственностью: а) в полном объеме суммы капитала; б) в пределах стоимости внесенных ими взносов; в) равными долями в пределах объема капитала? 10)Какой риск имущественной ответственности предусмотрен для общества с полной ответственностью: а) в пределах стоимости внесенных ими взносов; б) солидарная ответственность всем своим имуществом? 11)Может ли предприятие, которое имеет статус акционерного общества закрытого типа быть реорганизовано в акционерное общество открытого типа: а) Так; б) Нет? 12)Может ли предприятие, которое имеет статус общества с ограниченной ответственностью, быть преобразовано в акционерное общество: а) Так; б) Нет? 13)Может ли быть использован капитал уставного фонда на выплату заработной платы и поощрение работников: а) Так; б) Нет?
ГЛАВА 3 ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.102 (0.015 с.) |