Специализация и типизация розничной торговой сети 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специализация и типизация розничной торговой сети



Одним из важных путей интенсивного развития розничной торговой сети является ее рациональная специализация и типизация.

В современных условиях специализация розничной торговой сети может развиваться в двух направлениях: на основе товарно – групового признака реализованных товаров (обувь, одежда, ткани, мебель и т. д.) и на основе потребительского спроса на отдельные комплексы товаров (товары для детей, товары для дома, товары для спорта и т. д..)Второй признак специализации магазинов в настоящее время имеет ограниченное использование, так как требует наявности магазинов с большими торговыми площадями. Первый признак, а именно товарная специализация магазинов получил на данный момент большее развитие, так как процессы приватизации государственной собственности сопровождались дроблением розничной торговой сети. Кроме этого, система обеспечения товарными ресурсами в рыночных условиях, ограничивает фирмы и частных предпринимателей в комплексной покупке товаров разных товарных групп. Всё это содействовало усилению и углублению развития товарной специализации магазинов.

Товарная специализация магазинов является одной из форм распределения труда в торговой сети.

Под товарной специализацией магазинов следует понимать ограничение их деятельности по реализации отдельными группами или видами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента. Беспрерывное развитие производства и расширение ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров, а также ограниченные торговые площади магазинов оказывают содействие развитию специализации в торговле, особый по непродовольственным товарам.

Специализированные торговые предприятия имеют ряд преимуществ по сравнению с другими магазинами. В них более глубокий ассортимент товаров определенной товарной группы, количество разновидностей товаров значительно увеличивается и покупателям предоставляется больше возможностей для выбора товаров. В специализированных магазинах создаются лучшие условия для более детального изучения спроса населения, что является ориентиром в закупочной работе и основой при формировании ассортимента товаров в розничной торговой сети. Эти преимущества обеспечивают высокий уровень культуры торговли, оказывают содействие увеличению объемов продажи товаров и ускорению их обращения, которое в результате повышает уровень рентабельности работы розничного торгового предприятия. Специализированные магазины оказывают содействие повышению квалификации торгового персонала, который работает с ограниченным числом товарных групп, которое обеспечивает более детальное изучение качественных характеристик товара и их производителей.

Специализация торговой сети, владея перечисленными преимуществами, имеет и свою отрицательную сторону. Это состоит в том, что специализированные магазины могут удовлетворить нужды населения не полностью, а лишь в пределах определенных товарных групп. При этом число пунктов продажи определенных товарных групп сокращается. Специализированные магазины, которые реализовывают узкий ассортимент товаров, территориально более отдаленные от потребителей, чем магазины, торгующие широким ассортиментом товаров. Поэтому в торговле продовольственными товарами, где приближение торговой сети имеет первостепенное значение, уровень специализации должен быть ограниченным и специализация продовольственных магазинов может быть использована только в небольших торговых предприятиях, расположенных в зонах места покупки. В универмаге привлекательное то, что в одном магазине присутствует большой ассортимент одежды, обуви, тканей, детских товаров и подарков, и эти товары можно выбрать за одно посещение. Эти товары достаточно легкие, и за ними можно прийти пешком, что снижает проблемы с парковкой автомобиля. В плане ассортимента по вышеупомянутым группам универмаги целиком могут составить конкуренцию торговым центрам.

В 60-80 года прошлого века было построенное большое количество универмагов по типичным проектам. Массовое строительство торговых предприятий имело следующие преимущества: рациональное размещение магазинов на территории города с учетом плотности покупательских потоков; обеспечение правильной структуры торговой сети; упрощение точного учета торговой сети; повышение эффективности управление ассортиментом, товароснабжением, торгово-оперативным персоналом и др.; значительное снижение финансовых средств на проектирование и строительство торговых объектов; значительно сократились сроки строительства магазинов, поскольку использовались типовые детали.

Тип магазина (в данное время именуется как «формат») включает ряд характерных для него признаков: ассортиментный профиль, размер торговой площади, используемые формы продажи, местоположение на территории города, хотя два последние не могут быть использованные по всем магазинам.

По причине многообразия существующих видов магазинов целью типизации было отбор наиболее оптимальных и эффективных типов и их использование в практике развития розничной торговой сети. Для этого были разработанная и внедрена в практику строительства номенклатура типов магазинов. Номенклатура включает основные и дополнительные типы магазинов. Основные типы предназначены для проектирования и нового строительства магазинов в городах. Дополнительные типы магазинов предназначены для использования при реконструкции действующих торговых помещений или преспециализации и перепрофилировании жилых, административных и других помещений. С учетом современных социально- высокой концентрации миграционных потоков населения города (главные транспортные магистрали и связи центрально-городская зона и др.).

Как было отмечено выше, степень развития специализации розничной торговой сети в значительной мере зависит от размеров магазинов. При ограниченных размерах торговой площади магазинов беспрерывное расширение ассортимента товаров, которые продаются, неизбежно приводит к необходимости более узкой специализации.

Учитывая, что относительно небольшие магазины (торговой площадью 50-150 м2) составляют основную часть торговой сети, задача дальнейшей специализации, особенно непродовольственных магазинов сохранять свою актуальность.

Характеризуя процесс товарно-отраслевой специализации, необходимо выделить в составе комплекса товаров потребительского назначения следующие области:

1. Продукты питания

2. Предметы одежды, обуви, туалета

3. Предметы культурно-бытового и спортивного назначения

4. Предметы хозяйственного и домашнего назначения

5. Предметы для строительства и ремонта

Специализированные магазины в точном значении этого слова образовываются на основе определенной товарной группы (например, магазины одежды, обуви, мебели, рыбы, кондитерских товаров и др.).

По большинству групп непродовольственных товаров, из-за сложности их ассортимента, возникает необходимость в более узкой специализации магазинов. Такие магазины специализируются по торговле товарами, которые представляют часть товарной группы (подгруппы), что приводит к образованию узко специализированных магазинов. К ним можно отнести магазины кухонной мебели, керамической плитки, обоев, игрушек, спортивной обуви и др.

Комплексный характер спроса порождает необходимость соединения (комбинирование) в одном магазине нескольких товарных групп. Такое объединение создает основу для так называемых комбинированных магазинов. Примером таких магазинов могут служить магазины галантерея-трикотаж, головные уборы и меха, кофе – чай - торты, мясо-рыба. Такое объединение служит основой для развития магазинов комплексного спроса. Такие магазины формируют ассортимент товаров комплексного спроса по поло – возрастному признаку и по потребительскому назначению. Представителями таких магазинов являются магазины товары для детей, товары для женщин, товары для мужнин, товары для спорта и туризма, товары для дома и быта, подарки и др. Соединение в одном магазине товарных групп всех областей создает базу универсальных магазинов. Универсальные магазины являются крупными предприятиями, которые формируют полный ассортименты непродовольственных и продовольственных товаров. Примерами таких магазинов являются универмаги, супермаркеты, торговые центры и торговые комплексы. Следует отметить, что в крупных универсальных магазинах типа универмаг ассортимент товаров может формироваться по принципу потребительских комплексов, перечень и количество которых зависит от размеров торговой площади универмага.

Универмаг - это универсальный магазин общегородского значения, включая комплекс специализированных магазинов по реализации основных групп непродовольственных (за исключением мебели и строительных материалов) и продовольственных товаров. Для реализации продовольственных товаров в универмагах размещаются магазины типа супермаркет, универсам, гастроном, для чего выделяется до 10% торговой площади универмага. Универмаги как нельзя лучше оказывают содействие удовлетворению комплексности спроса потребителей. Универмаги предоставляют покупателям более широкий выбор товаров, здесь созданные условия для организации широкого круга дополнительных услуг - демонстрации новых моделей товаров, консультаций, рекламы, отдыха, разного рода развлечений. Высокая эффективность работы универмагов обеспечивается широким ассортиментом товаров, представленных в специализированных секциях, высоким сервисом и уровнем культуры обслуживания, которое как показывают маркетинговые исследования предоставляют, определяющее действие на потребителя при выборе экономических, градостроительных и других требований типы магазинов можно разделить на две группы: магазины торгующий товарами первой необходимости высокой частоты спроса, большая часть которых размешивается в жилых зонах, и магазины по реализации товаров сложного ассортимента периодического и редчайшего спроса, которые имеют общегородское или районное значение. К этой группе магазинов относится превосходящая часть непродовольственных магазинов разной специализации.

Все типы магазинов подразделяются в зависимости от размеров торговой площади на типоразмеры, каждый из которых выбирается в зависимости от местоположения и численности контингента потенциальных покупателей. Так, например, магазины типа «Универсам-супермаркет», расположенные в жилых зонах (спальных районах)городов, могут иметь размеры торговой площади 400, 650, 1000, 1500, 2000 м2 и предназначенные для численности потребителей от 5 до 30 тыс. лиц. Типы магазинов не являются постоянными. Они постоянно видоизменяются и совершенствуются под влиянием процессов, связанных с научно-техническим прогрессом и рыночными преобразованиями. Поэтому номенклатура типов магазинов, которая была разработана и апробированная в 80-те года должна быть скорректированная и дополненная новыми типами магазинов, которые отвечают современным тенденциям развития розничной торговли высокоразвитых стран.

Ниже приведенные форматы продовольственных и непродовольственных магазинов, которые используются в практике торгового обслуживания населения городов Украины (Табл.3.6).

Одной из особенностей большинства типов непродовольственных и продовольственных магазинов есть их небольшие площади и отсутствие регламентации точных типоразмеров. На это состояние основное влияние сделал процесс разгосударствления собственности крупных торговых предприятий, торговые площади которых приватизировались отдельными мелкими собственниками. Раздробленность розничной торговой сети продлевается и в настоящий период, который связан с приватизацией первых этажей жилищного фонда на главных улицах городов и переоборудованием его под магазины разной специализации. Этот процесс содействовал развитию дополнительных типов магазинов, более узкая специализация которых связана с небольшими размерами торговых площадей.

 

 

Таблица 3.6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.014 с.)