Виды розничной торговой сети и их характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды розничной торговой сети и их характеристика.

Поиск

Виды розничной торговой сети и их характеристика.

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность большого число розничных торговых предприятий, v осуществляющих куплю-продажу товаров и оказание ус­луг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Основными являются следующие виды торговой сети:

• стационарная;

• нестационарная (передвижная};

• посылочная.

К стационарной торговой сети относятся торговые предприятия, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строе­ниях (магазины, магазины-склады, павильоны, киоски).

Магазин — специально оборудованное стационар­ное здание или его часть, предназначенное Для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины распола­гают комплексом торговых и неторговых помещений, необходимых для осуществления различных торгово-технологических операций.

Магазины- склады осуществляют торговлю лесными, строительными и другими материалами, санитарно-техническим и отопительным оборудован нем, комплекта­ми деревянных деталей для жилых и садовых домов, топ­ливом и др. В зависимости от вида реализуемых товаров в состав таких магазинов входят: торговый зал и админист­ративные помещения, зал товарных образцов, складские помещения (отапливаемые и неотапливаемые), навесы, площадки для хранения товаров.

Павильоны и киоски относятся к мелкорозничной тор­говой сети.

Павильон представляет собой оборудованное стро­ение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько ра­бочих мест.

Киоск •— оснащенное торговым оборудованием строе­ние без торгового зала. Киоск рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого размещается товар­ный запас.

Нестационарная торговая сеть функционирует на принципах разносной и развозной торговли. Она относит­ся к мелкорозничной торговой сети и представлена па­латками, автомагазинами, автоприцепами, автоцистер-нами и т. п.

Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торго­вого зала и помещений дан хранения товаров, рассчитан­ная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Посылочная торговля осуществляется специализированными организациями, в том числе и некоторыми магазинами, путем пересылки по почте товаров, выбираемых и заказываемых покупателями по образцам, каталогам К т. п. Оплата таких товаров производится либо предвари­тельно, либо во время их получения покупателем.

 

 

Сущность и значение специализации розничной торговой сети.

Создание специализированных магазинов вызвано слож­ностью ассортимента отдельных товарных групп, а также необходимостью особых помещений и оборудования для некоторых товаров.

Специализация розничных торговых предприятий пре­дусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров.

По этому признаку все магазины можно разделить на четыре группы:

1) продовольственные (осуществляющие торговлю про­довольственными товарами);

2} непродовольственные (предлагающие для продажи покупателям непродовольственные товары);

3) смешанные (предназначенные для торговли как продовольственными, так и непродовольственными то­
варами);

4) магазины прочей специализации (реализующие това­ры, которые нельзя отнести ни к продовольственным,
ни к непродовольственным, например, цветы, семена
и т. п,).

В свою очередь продовольственные и непродовольст­венные магазины в зависимости от степени ограничения ассортимента товаров и его полноты можно подразделить на следующие группы:

• универсальны*;

• комбинированные;

• специализированные.

Товарный ассортимент универсальных магазинов вклю­чает большое число различных групп продовольственных или непродовольственных товаров.

Камбинированнъ1е магазины осуществляют торговлю то­варами нескольких {двух-трех} родственных групп това­ров, связанных между собой общностью спроса. Например: овощи —- фрукты; мясо — рыба; одежда — обувь; га­лантерея — парфюмерия — трикотаж. К комбинирован­ным также относятся магазины, которые реализуют това­ры различных групп, объединенных по потребительским комплексам (товары для детей, женщин, мужчин, молоде­жи, ветеранов) или по однородности спроса (диетические продукты, детское питание, предметы домашнего хозяйст­ва, подарки).

Специализированные магазины предлагают покупателям товары какой-либо одной товарной группы [кондитерские изделия, бакалейные товары, ткани, одежда) или в них мо­жет быть представлена часть какой-либо товарной группы [сыры, хлопчатобумажные ткани, мужские сорочки].

Наиболее широкое применение специализация получила в городам, где уровень концентрации1 предприятий роз­ничной торговли выше, чем в сельской местности.

На распространенные специализации оказывает влияние,
и периодичность покупок продовольственных и непродовольственных товаров.

Специализация, как правило, приводит к раздробленно­сти торговой сети, то есть к удаленности магазинов от потребителей, ведет к уменьшению их торговой площади, создает неудобства для покупателей из-за необходимости посещать несколько магазинов для совершения комплекс­ной покупки.

В меньшей степени эти недостатки проявляются при специализации непродовольственных магазинов. Это пре­жде всего связано с тем, что большинство непродовольственных товаров приобретаются с периодичностью от нескольких дней до нескольких лет. Поэтому территориальная удаленность таких магазинов не играет большой роли.

 

Типизация розничной торговой сети, её сущность и значение.

Основные принципы размещения розничной торговой сети.

Классификация зданий магазинов. Требования к торговым зданиям и сооружениям.

Классификация торговых зданий и сооружении

Торговые здания и сооружения классифицируют по ряду признаков:

• капитальности сооружении;

• особенностям объемно- планировочного решения;

• материалу наружных стен.

По капитальности торговые здания и сооружения де­лятся на два вида— капитальные (предназначенные для размещения магазинов) и облегченные (для уст­ройства мелкорозничных торговых предприятий, в том числе используемых в качестве филиалов крупных магазинов].

В зависимости от особенностей, объемно-планиро­вочного решения торговые здания могут быть отдельно стоящими, встроенными, встроенно- пристроенными, пристроенными и образующими торговые центры. При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, с цоколь­ными и подземными этажами или без них.

Более предпочтительно расположение магазинов в одно­этажных зданиях без подземных этажей: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно из-за трудностей с выделением земельных участков, особенно в районах с плотной застройкой.

По материалу наружных стен торговые здания под­разделяют на каменные, кирпичные, шлакоблочные, желе­зобетонные и деревянные.

При строительстве магазинов в настоящее время наибо­лее часто используют сборные железобетонные каркасно-панельные конструкции с несущими наружными стенами из местных строительных материалов.

Все большее распространение получает и строительство павильонов. Их собирают из конструктивных элементов, изготовленных из профилированных стали или алюминия и других современных высокотехнологичных материалов. Для остекления павильонов применяют прозрачное, тони-рованное или зеркальное Витринное стекло.

Требования к торговым зданиям и сооружениям

К зданиям и сооружениям дли магазинов предъявляют­ся технологические, архитектурно-строительные, экономи­ческие и санитарно-технические требования.

Технологические требования предпола­гают такое устройство здания, при котором обеспечивает­ся рациональная организация торгово-технологического процесса, предусматривающая возможность комплексной механизации погруэочно-раэгрузочных работ, применение прогрессивных методов продажи товаров н

Архитектурно-cтроительными требова­ниями предусматриваются прочность конструкции зда­ния, использование при строительстве готовых элементов заводского изготовления, соответствие архитектуры зда­ния композиции уже имеющейся застройки, наличие удобных подъездных путей к магазину и тротуаров для пешеходов.

В соответствии с экономическими требо­ваниями должно быть обеспечено снижение затрат на строительство и эксплуатацию здания. Этому способствует уменьшение расхода основных строительных материалов на единицу торговой площади или объема здания, приме­нение унифицированных деталей.

Санитарно-технические требования определяют устройство систем теплоснабжения, отопле­ния, вентиляции, водоснабжения, канализации, освеще­ния. Соблюдение этих требований позволяет создать усло­вия для осуществления операций торгово-технологического процесса в магазине, положительно сказывается на работе персонала, способствует повышению качества обслужива­нии покупателей.

 

 

Состав помещений магазина

Помещения магазина подразделяются на:

1) торговые;

2) для приемки, хранения и подготовки товаров к про­
даже;

3) подсобные;

4] административно-бытовые;

5) технические.

Торговые помещения являются основными в магазине. От их размеров, пропорций и планировки во многом зави­сит организация торгово-технологического процесса и экономические показатели деятельности предприятии тор­говли. К торговым помещениям относит:

• торговые залы магазинов;

• отдел заказов;

• зал кафетерия;

• помещения или площади дополнительного обслужи­вания покупателей (места отдыха покупателей, по­мещения для раскроя тканей, мелкой переделки
швейных изделий и др.)

В состав помещений для приемки, хранения и подготов­им товаров к продаже входят:

• разгрузочные;

• приемочные;

• кладовые (в той числе охлаждаемые камеры);

• помещения для подготовки товаров к продаже;

• кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела за­казов;

• вспомогательные помещения кафетерия.
Подсобные помещения предназначены для размещения

вспомогательных служб я выполнения работ по обслужи­ванию технологического процесса. К таким помещениям относятся:

• помещения для хранения контейнеров обменного
фонда и тары, упаковочных и обвязочных материа­лов, торгового инвентаря, спецодежды, уборочногоинвентаря и моющих средств;

• помещения для приема стеклянной тары от населения; «моечные;

• камеры для мусора и охлаждаемые камеры пищевых
отходов;

• мастерские для мелкого ремонта оборудования и ин­вентаря,

• рекламно-декорационные мастерские;

• экспедиции по доставке товаров на дом и др.

В группу административно-бытовых помещений входят:

• помещения аппарата управления;

• комната персонала;

• предприятия питания для персонала (столовая, буфет);

• помещения для приема пищи;

• главная касса

• гардеробные

• здравпункт;

• санитарно-бытовые помещения и др.

Технические помещения предназначены для размеще­ния технических служб и выполнении работ по техниче­скому обслуживанию рабочих мест и оборудования. Тех­нические помещения включают в себя:

• машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов;

• вентиляционные камеры;

• злектрощитовую;

• котельную;

• тепловой узел;

• камеру кондиционирования воздуха;

• радиоузел;

• телефонные коммутаторы и др

Взаимосвязь помещений магазина. Расположение основных групп помещений магазина (их планировка) должно быть таким, чтобы между Ними обеспе­чивалась технологическая связь, способствующая перемеще­нию товаров кратчайшими путями, исключались пересече­ния движения потоков товаров и покупателей.

Планировка помещений универсама:

1 — торговый зал; 2 — отдел заказан; 3 — кафетерий; 4 — кладо­вая продовольственных товаров; 5 — охлаждаемые камеры; 6 — кладовые непродовольственных товаров; 7 — помещение для хра­нения 'Тары- 8 — административно-бытовые помещения; 9 — раз­грузочная; 10 — технические помещения; 11 — пункт приема посуды от населения/ Кроме того, планировка магазина должна обеспечивать возможность увеличения площади торговых помещений за счет неторговых. При осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

* разгрузочные (платформы или помещения) должны
примыкать к помещения» для приемки товаров;

* помещения для приемки следует располагать так,
чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними
и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, особенно в том случае, когда товары
поступают в таре-оборудовании;

* помещения для хранения товаров не должны быть
проходными, их размещают в непосредственной бли­зости от помещений для подготовки товаров к про-
даже;

* помещения для хранения товаров и подготовки их к
продаже должны быть непосредственно связаны с
соответствующими отделами торговых залов и распо­лагаться на одном уровне с ними;

* административно-бытовые помещения размешают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь
между ними и другими неторговыми, а также и торго­выми помещениями;

* взаимное расположение административно- бытовых
помещении определяется их функциями (например,
должна быть обеспечена связь между помещениями
для отдыха и приема пищи);

• помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например,
небольшие по площади помещения для хранения това­ров объединять в одно, в мелких магазинах выделять в
помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже).

36. Принципы и формы планировок торговых залов магазинов.

60. Устройство магазинов и основы их технологических планировок.

Устройство и планировка торгового зала магазина

Торговым залом является специально оборудованная ос­новная часть торгового помещения магазина, предназна­ченная для обслуживания покупателей,

Под устройством торгового зала понимается его кон­фигурация, размещение внутри здания и относительно других помещений магазина, количество и расположение входов, выходов, оконных проемов и т. п.

Планировка торгового зала заключается в разделении всей его площади на функциональные зоны и размещении внутри них торгового оборудования,

Требования к устройству и планировке торгового зала магазина

К устройству и планировке торгового зала предъявляет­ся ряд требований:

• удобное дли покупателей расположение входов, выхо­дов, отделов;

• создание наилучших условий для перемещения това­ров из помещений для их хранения и подготовки к
продаже к местам размещения и выкладки;

• эффективное использование площади торгового зала
при размещении торгового оборудования;

• обеспечение свободного движения потоков покупателей;

• рациональная организация расчетных операций.

Оптимальные условия для организации продажи това­ров обеспечиваются в торговых залах прямоугольной фор- Л мы с соотношением сторон от 1:1 до 1:З.

При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кас­сового узла.

Размещение входа в магазин и выхода из него по цен­тру торгового зала применяют в магазинах, продажа това­ров в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площа­ди зала.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмеще­ны и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

В магазине с отделом заказов или кафетерием создают расширенные тамбуры или холлы, из которых покупатели могут пройти во все торговые помещения магазина

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:

• установочную площадь;

• площадь проходов для покупателей и перемещения
товаров;

• площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

• площадь контрольно-кассового узла.

Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупнога­баритными товарами (холодильниками, стиральными машинам и т. п.), размещенными в торговом зале, а также пло­щадь, занимаемую оборудованием для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазинах самооб­служивания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудова­ния, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма пло­щадей всех элементов оборудовании, предназначенных для выкладки товаров (полок, кассет и т.д.]. К экспозицион­ной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

Для свободного перемещения товаров ч покупателей часть торгового зала магазина самообслуживании отводит­ся под проходы. Ширина проходов между торговым обору­дованием определяется строительными нормами и прави­лами, однако она может изменяться в каждом кон­кретном магазине с учетом применяемых средств меха­низации и плотности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматрива­ется перемещение товаров с помощью подъемно-транс­портных средств.

Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по срав­нению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок об­служивания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произ­ведению длины фронта прилавка на глубину рабочего мес­та. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и раз­мещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохо­да между ними, который должен быть не менее 0,9 м-

Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также пло­щадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями

Виды планировки торгового зала магазина

Рациональное использование площади магазина может быть обеспечено за счет правильного размещения и при­менения торгового оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов про­дажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров по методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового за­ла, когда расстановка оборудования и проходы для поку­пателей спланированы в виде параллельных линий, распо­ложенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла. При этом часть оборудования (пристенные горки, ох­лаждаемые прилавки, тару-оборудование) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффек­тивностью использовать его площадь.

Различают три варианта линейной планировки:

• продольную, при которой аннии торгового обо­рудования выстроены вдоль торгового зала;

• поперечную, когда оборудование образует ли­нии, идущие поперек торгового зала;

• комбинированную, сочетающую в себе и про­
дольную, и поперечную планировки.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей"1 площади торгового Зала на изолированные друг от друга ' отделы (боксы) г При этом каждый отдел имеет собственный контрольно-кассовый узел, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время.

Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары ' демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных "а специально отведенной для их показа! площади.

Смешанная планировка торгового зала сочетает 0 себе различные виды планировок.

 

 

Сроки хранения товаров

Различают сроки хранения, годности и реализации то­вара.

Срок хранения — период, в течение которого свойства товара, указанные в нормативной или техниче­ской документации, не изменяются (при соблюдении уста­новленных условий его хранения}. По истечении этого сро­ка товар пригоден для потребления, однако его потре­бительские характеристики могут быть снижены.

Срок годности — устанавливаемый изготовите­лем период, по истечении которого товар считается непри­годным для использования по назначению. Устанавливая срок годности, изготовитель обязан гарантировать при соблюдении условий хранения соответствие товара требова­ниям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Срок реализации — дата, до которой товар может предлагаться потребителю Для использования по назна­чению и до которой он не теряет своих потребительски л свойств- Срок реализации устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения товаров в домашних условиях.

Режимы хранения товаров

Трудности в размещении товаров на хранение зачастую вызваны тем, что на ограниченной площади кладовых и тор­гового зала магазина приходится хранить товары, требующие для этого различных режимов. В частности, следует строго соблюдать температуру и относительную влажность воздуха.

Относительная влажность — отношение количества во­дяного пара, содержащегося в воздухе, к. наибольшему ко­личеству пара, насыщающего воздух при данной температу­ре, выраженное в процентах. Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют специаль­ными приборами — термометрами и психрометрами.

В процессе хранения товаров влажность воздуха регу­лируют. При ее повышении помещении магазина провет­ривают, отапливают, используют влагопоглощающие сред­ства, при понижении — воздух увлажняют (ноют полы, разбрызгивают воду пульверизатором, применяют специ­альные увлажнители).

Хранение товаров в магазине производят с учетом их физико-химических свойств, соблюдения правильного то­варного соседства, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, вла­га). Учитываются сроки хранении и реализации, очеред­ность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь продают ранее завезенные товары.

Товарные потерн в магазине

При хранении, подготовке к продаже и в процессе про­дажи многие товары в результате естественных свойств теряют в массе и объеме. Такие потерн называют естест­венной убылью.

Естественная убыль продовольственных товаров возни­кает вследствие:

• усушки и выветривания;

• распыла;

• раскрошки, образующейся при продаже товаров, за
исключением карамели обсыпной и сахара-рафинада;

• утечки (в результате таяния, просачивания);

• розлива при перекачке и продаже жидких товаров;

• расхода веществ на дыхание (мука, крупа).

На целый ряд продовольственных товаров (картофель, пло­ды, овощи, мясо и мясные товары, рыба и рыбные товары, молочные и жировые товары, хлебобулочные, кондитерские и бакалейные товары) должны утверждаться нормы естествен­ной убыли. Они устанавливаются на стандартные товары, реализуемые вразвес (в процентах к их розничному обороту).

Списание товаров в пределах норм естественной убыли производится только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров {инвентаризации} обнару­жена недостача по сравнению с данными учета. Нормы естественной убыли применяются лишь к товарам, про­данным за отчетный период, независимо от срока хране­ния их в магазине.

Фактические размеры естественной убыли определяют­ся после инвентаризации на основе соответствующего расчета. Расчет составляется бухгалтерией при участии материально ответственного лица.

Кроне естественной убыли в магазине могут возникнуть и другие потери, образующиеся вследствие порчи, боя, лома товаров.

Акт составляется а трех экземплярах и поддал членами комиссии, в которую в определенных случаях должен быть включен представитель санитарного надзор После этого акт утверждается руководителем торгового предприятия, который принимает решение о списании потерь товаров,

Как правило, такие потери взыскиваются с виновных лиц, а в исключительных случаях, когда виновных установить, списываются за счет предприятия

В магазине должна постоянно вестись работа (го сниже­нию потерь товаров. Она заключается в соблюдении тем­пературного и светового режимов, поддержании определенной относительной влажности воздуха, организации; предварительной фасовки товаров, применении соответствующего инвентаря и оборудования

 

 

38. Размещение товаров в торговом зале магазина. Принципы и требования к размещению товаров в торговом зале.

Под размещением товаров понимают их распределение на площади торгового зала в соответствии с планом помещения, а под выкладкой – процесс расположения, укладки товаров на торговом оборудовании.

Размещение товарных групп для каждого типа магазина учитывается ещё при составлении его технологической планировке.

Размещая товары, учитывают направление движения покупательских потоков, физико-химические свойства то­варов и правила товарного соседства.

Движение покупательского потока начинается от входа в торговый зал магазина и направляется чаще всего про­тив хода часовой стрелки. Следовательно, размещать това­ры необходимо так, чтобы обеспечить равномерное рас­пределение потока покупателей но всему торговому заду.

При размещении товаров в торговом зале их стремятся подбирать по принципу комплексного потребления, взаи­мозаменяемости или по назначению.

Каждая товарная группа получает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям магазина легко ориентироваться в торговом зале. Это имеет большое значение, поскольку именно постоянные покупатели при­носят наибольшую прибыль магазину. Создание же благо­приятных условий для приобретения товаров, в том числе и за счет сокращения времени на их выбор при правиль­ном размещении, позволяет увеличить число таких поку­пателей.

Если какой-либо товар временно отсутствует в продаже, это место должно быть заполнено другим, заменяющим его.

При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитываются следующие требования: V

* зона товарных трупп, подготавливаемых к продаже
непосредственно в магазине, должна примыкать к
тем помещенной, в которых осуществляется подго­товка этих товаров;

* для товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, выделяют зону в глу­бине торгового зала, где нет основных покупатель­ских потоков;

* крупногабаритные и тяжелые товары располагают в
зоне около узла расчета или близко к выходу из тор­гового зала;

* товары, требующие частого пополнения, размещают вблизи кладовых;

* выложенные товары должны обеспечивать свободный проход и доступ к ним покупателей.

Товары дорогостоящие и в мелкой упаковке располага­ют вблизи кабины контролера-кассира, на специальный горках, в передвижных тележках или контейнерах.

Родственные, взаимозаменяемые иди сопутствующей товары располагают рядом с основными. Если размещение однородных товаров в одном месте создает неудобство при отборе, задерживает покупательский поток, то можно расположить их в нескольких местах торгового зала.Продовольственные товары, требующие нарезки, взве­шивания и упаковки (мясные, рыбные и молочные про­дукты, овощи и др.), размещают за прилавком обслужива­ния.

Все товары, особенно продовольственные, размещают с соблюдением правил товарного соседства. Нельзя, напри-мер, выкладывать в одном холодильном прилавке рыбу и мясные продукты. Отдельно на торцах островных горок или в специальных изолированных от основной массы това­ров корзинах надо размещать стиральные порошки, товары бытовой химии и другие, в силу своих физико-химических свойств вредно влияющие на остальные товары.

При распределении товаров на площади торгового зада важно также создать условия для его хорошего обзора ра­ботниками магазина с тем, чтобы они могли оперативно следить за своевременным пополнением товаров.

Выкладка товаров в торговом зале

При размещении товаров в торговом зале необходимо максимально использовать площади, предназначенные для выкладки товаров.Эффективное использование площади выкладки и ем­кости оборудования способствует размещению в торговом зале основной массы товаров и сокращению запасов това­ров в кладовых магазина

Выкладка товаров должна производиться по определен­ным правилам, соблюдение которых позволяет показать не только весь имеющийся ассортимент, но и каждый товар в отдельности.При выкладке товаров в упаковке рекомендуется по­местить один образец без нее или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель имел представление о ее содержимом.

Все товары выкладывают этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателю. Запреща­ется выкладывать товары в загрязненной и деформиро­ванной упаковке.Существует два основных способа выкладки товаров: вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный способ выкладки товаров предусматривает расположение однородных товаров в не­сколько рядов на всех полках горки сверху вниз. Этот спо­соб удобен тем, что обеспечивается хороший показ това­ров, свободный отбор товаров покупателями любого роста, но применение его требует большой площади и поэтому он используется только в крупных магазинах или в сочетании с другими способами.

При горизонтальной выкладке опреде­ленные однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым товаром одну-две полки. Горизонтальный способ широко применяется для выкладки крупногабаритных товаров, а также мелких в кассетах.

34. Правила работы предприятия розничной торговли.

В соответствии с Примерными правилами товарный профиль (тип) торгового предприятия определяется его ус­тавом. Если это предприятие муниципальной собственно­сти, то его товарный профиль согласовывается с соответ­ствующими органами местной администрации при регист­рации.

Любое предприятие розничной торговли должно иметь вывеску с указанием его наименования, товарного профи­ля, режима работы, организационно-правовой формы (при­надлежности}, юридического адреса.

Режим работы государственных и муниципальных пред­приятий торговли устанавливается по решению органов местной администрации, а предприятий, основанных на иных формах собственности, — определяется собственником.

Перед закрытием торгового предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часа- > «и его работы.

Для рекламы товаров и услуг в магазинах используются оконные и внутренние витрины, которые должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям, В них выстав­ляются образцы имеющихся в продаже товаров. По требо­ванию покупателей эти товары также подлежат продаже.

На предприятиях всех форм собственности приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответ­ствии с действующими нормативными актами и сопрово­дительными документами поставщике подлежат прием­ке товары с истекшими сроками годности, хранения, реали­зации, не соответствующие требованиям к качеству, уста­новленным стандартами и другими документами.

Принятые товары должны быть оприходованы в день поступления по их фактическому наличию.

При хранении товаров на складах, размещении ми выкладке их в торговых залах магазинов, мелкорозничной сети работники торговли обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности. Режим хранения то­варов должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технкческих документах.

Все товары должны быть соответствующим образом подготовлены к продаже (освобождены от тары, нарезаны, рае-,; фасованы, очищены от смазки и т. п,).

К моменту открытия предприятие торговли должно быть готово к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены со­ответствующий инвентарь и упаковочные материалы, кон­трольно-кассовые машины-Продажи товаров производится всем гражданам на об­щих основаниях. Льготное обслуживание предоставляется отдельным категориям населения на основании дейст­вующих законодательных актов.

На все товары, подлежащие обязательной сертификации, оно должно иметь необходимые документы, удостоверяющие их качество и безопасность для жизни и здоровья потребителя

В торговых залах продовольственных магазинов на дос­тупном для покупателей месте устанавливаются контрольные весы, мензурки, овоскоп, а в магазинах, торгующих тканями и другими мерными товарами,— контрольные метры.

Продажа товаров повседневного спроса детям произво­дится только в той случае, если они способны самостоя­тельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Несовершеннолетним лицам запрещается продавать алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, игральные карты, зажигалки, ядохимикаты и горючие жидкости.

При продаже товаров наборами, скомплектованными на предприятии торговли, продавец не вправе отказать тре­бованию покупателя о продаже отдельных товаров из набора {кроме наборов фабричного изготовления).

Вместе с покупкой покупателю обязательно выдается отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек.

При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвраще­ны в магазин, покупателю выписывается товарный чек с* указанием в нем названия (номера) магазина, наименова­ния и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется да­та продажи, штамп магазина, фамилия продавца.

Работники магазина не вправе требовать от покупате­лей при входе в торговый зал предъявления приобретен­ных в других магазинах товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.

Денежные расчеты с населением за товары осуществ­ляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных действующим законодательством случаев. Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения торговых предприятий в установленном порядке.

Контролируют работу предприятий торговли органы а службы, имеющие на это право в соответствии с законода­тельством в пределах своей компетенции, а также общест­венные организации потребител


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 7861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.021 с.)