Размещение розничной торговой сети. Принцип размещения торговых предприятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размещение розничной торговой сети. Принцип размещения торговых предприятий.

Поиск

Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению. Прежде всего на ее размещение ока­зывает влияние характер населенных пунктов я численность проживающих в них жителей. Это обязательно учитывается при размещении магазинов в городских и сельских посе­лениях.

В основе рационального размещения сети розничных тор­говых предприятий в городах лежат принципы равно­мерности и группового размещения, а также ориентации ма­газинов на определенную зону торгового обслуживания,

Принцип равномерности применим к однотипным предприятиям, и в первую очередь к магазинам, торгую­щим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей. Он пред­полагает равномерное размещение магазинов по всей тер­ритории города с учетом плотности населения.

Принцип, группового размещения означает необходи­мость территориального сближения магазинов разного то­варного профиле (по продаже хлеба, овощей, молока, ры­бы, мяса и т. д.) с целью обеспечении удовлетворении комплексного спроса на товары.

Не менее важным является принцип ориентации мага­зинов на определенную зону торгового обслуживания. В соответствии с ним вся розничная тортовая сеть делится на магазины местного и общегородского знамения, мага­зины в составе торговых центров и магазины, располо­женные вдоль автомагистралей.

Магазины местного значения, или «удобные магазины, располагаются в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах и т, д.) в пределах пешеходной доступности. В таких магазинах должен быть представлен универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города, поэтому в их числе должны быть и универсальные, и специализированные, и комбинированные магазины, В таких магазинах покупате­лям необходимо предоставить максимально широкий вы­бор как товаров, так и дополнительных услуг.

Из вышесказанного следует, что одно из основных тре­бований культуры торговли — удобство для населения — может быть достигнуто, если при размещении торговых предприятий соблюдены следующие условия:

магазины максимально приближены к потребителю;

• в них обеспечена возможность приобретения товаров
сложного ассортимента.жителями ближайшего микрорайона;

• равномерно, пропорционально численности населения, размещены однотипные магазины;

• комплексно расположены магазины с ассортиментом
товаров, связанных общностью спроса;

• обеспечены условия рентабельной работы для каждого торгового предприятия.

При размещении розничных торговых предприятий на территории сельских поселений учитывают функциональную значимость каждого населенного пункта

 

 

2. Виды зданий магазинов, их классификация, требования, предъявляемые к ним.

3. Виды зданий предприятий торговли, классификация, современные требования, предъявляемые к ним.

Классификация зданий магазинов. Требования к торговым зданиям и сооружениям.

Классификация торговых зданий и сооружении

Торговые здания и сооружения классифицируют по ряду признаков:

• капитальности сооружении;

• особенностям объемно- планировочного решения;

• материалу наружных стен.

По капитальности торговые здания и сооружения де­лятся на два вида— капитальные (предназначенные для размещения магазинов) и облегченные (для уст­ройства мелкорозничных торговых предприятий, в том числе используемых в качестве филиалов крупных магазинов].

В зависимости от особенностей, объемно-планиро­вочного решения торговые здания могут быть отдельно стоящими, встроенными, встроенно- пристроенными, пристроенными и образующими торговые центры. При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, с цоколь­ными и подземными этажами или без них.

Более предпочтительно расположение магазинов в одно­этажных зданиях без подземных этажей: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно из-за трудностей с выделением земельных участков, особенно в районах с плотной застройкой.

По материалу наружных стен торговые здания под­разделяют на каменные, кирпичные, шлакоблочные, желе­зобетонные и деревянные.

При строительстве магазинов в настоящее время наибо­лее часто используют сборные железобетонные каркасно-панельные конструкции с несущими наружными стенами из местных строительных материалов.

Все большее распространение получает и строительство павильонов. Их собирают из конструктивных элементов, изготовленных из профилированных стали или алюминия и других современных высокотехнологичных материалов. Для остекления павильонов применяют прозрачное, тони-рованное или зеркальное Витринное стекло.

Требования к торговым зданиям и сооружениям

К зданиям и сооружениям дли магазинов предъявляют­ся технологические, архитектурно-строительные, экономи­ческие и санитарно-технические требования.

Технологические требования предпола­гают такое устройство здания, при котором обеспечивает­ся рациональная организация торгово-технологического процесса, предусматривающая возможность комплексной механизации погруэочно-раэгрузочных работ, применение прогрессивных методов продажи товаров н

Архитектурно-cтроительными требова­ниями предусматриваются прочность конструкции зда­ния, использование при строительстве готовых элементов заводского изготовления, соответствие архитектуры зда­ния композиции уже имеющейся застройки, наличие удобных подъездных путей к магазину и тротуаров для пешеходов.

В соответствии с экономическими требо­ваниями должно быть обеспечено снижение затрат на строительство и эксплуатацию здания. Этому способствует уменьшение расхода основных строительных материалов на единицу торговой площади или объема здания, приме­нение унифицированных деталей.

Санитарно-технические требования определяют устройство систем теплоснабжения, отопле­ния, вентиляции, водоснабжения, канализации, освеще­ния. Соблюдение этих требований позволяет создать усло­вия для осуществления операций торгово-технологического процесса в магазине, положительно сказывается на работе персонала, способствует повышению качества обслужива­нии покупателей.

 

 

Состав помещений магазинов и их взаимосвязь.

58. требования к устройству магазина.

61. Устройство магазинов и основы их технологический планировок.

Помещением называется пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ог­раниченное строительными конструкциями.

Состав помещений магазина

Помещения магазина подразделяются на:

1) торговые;

2) для приемки, хранения и подготовки товаров к про­
даже;

3) подсобные;

4] административно-бытовые;

5) технические.

Торговые помещения являются основными в магазине. От их размеров, пропорций и планировки во многом зави­сит организация торгово-технологического процесса и экономические показатели деятельности предприятии тор­говли. К торговым помещениям относит:

• торговые залы магазинов;

• отдел заказов;

• зал кафетерия;

• помещения или площади дополнительного обслужи­вания покупателей (места отдыха покупателей, по­мещения для раскроя тканей, мелкой переделки
швейных изделий и др.)

В состав помещений для приемки, хранения и подготов­им товаров к продаже входят:

• разгрузочные;

• приемочные;

• кладовые (в той числе охлаждаемые камеры);

• помещения для подготовки товаров к продаже;

• кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела за­казов;

• вспомогательные помещения кафетерия.
Подсобные помещения предназначены для размещения

вспомогательных служб я выполнения работ по обслужи­ванию технологического процесса. К таким помещениям относятся:

• помещения для хранения контейнеров обменного
фонда и тары, упаковочных и обвязочных материа­лов, торгового инвентаря, спецодежды, уборочногоинвентаря и моющих средств;

• помещения для приема стеклянной тары от населения; «моечные;

• камеры для мусора и охлаждаемые камеры пищевых
отходов;

• мастерские для мелкого ремонта оборудования и ин­вентаря,

• рекламно-декорационные мастерские;

• экспедиции по доставке товаров на дом и др.

В группу административно-бытовых помещений входят:

• помещения аппарата управления;

• комната персонала;

• предприятия питания для персонала (столовая, буфет);

• помещения для приема пищи;

• главная касса

• гардеробные

• здравпункт;

• санитарно-бытовые помещения и др.

Технические помещения предназначены для размеще­ния технических служб и выполнении работ по техниче­скому обслуживанию рабочих мест и оборудования. Тех­нические помещения включают в себя:

• машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов;

• вентиляционные камеры;

• злектрощитовую;

• котельную;

• тепловой узел;

• камеру кондиционирования воздуха;

• радиоузел;

• телефонные коммутаторы и др

Взаимосвязь помещений магазина. Расположение основных групп помещений магазина (их планировка) должно быть таким, чтобы между Ними обеспе­чивалась технологическая связь, способствующая перемеще­нию товаров кратчайшими путями, исключались пересече­ния движения потоков товаров и покупателей.

Планировка помещений универсама:

1 — торговый зал; 2 — отдел заказан; 3 — кафетерий; 4 — кладо­вая продовольственных товаров; 5 — охлаждаемые камеры; 6 — кладовые непродовольственных товаров; 7 — помещение для хра­нения 'Тары- 8 — административно-бытовые помещения; 9 — раз­грузочная; 10 — технические помещения; 11 — пункт приема посуды от населения/ Кроме того, планировка магазина должна обеспечивать возможность увеличения площади торговых помещений за счет неторговых. При осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

* разгрузочные (платформы или помещения) должны
примыкать к помещения» для приемки товаров;

* помещения для приемки следует располагать так,
чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними
и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, особенно в том случае, когда товары
поступают в таре-оборудовании;

* помещения для хранения товаров не должны быть
проходными, их размещают в непосредственной бли­зости от помещений для подготовки товаров к про-
даже;

* помещения для хранения товаров и подготовки их к
продаже должны быть непосредственно связаны с
соответствующими отделами торговых залов и распо­лагаться на одном уровне с ними;

* административно-бытовые помещения размешают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь
между ними и другими неторговыми, а также и торго­выми помещениями;

* взаимное расположение административно- бытовых
помещении определяется их функциями (например,
должна быть обеспечена связь между помещениями
для отдыха и приема пищи);

• помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например,
небольшие по площади помещения для хранения това­ров объединять в одно, в мелких магазинах выделять в
помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже).

36. Принципы и формы планировок торговых залов магазинов.

60. Устройство магазинов и основы их технологических планировок.

Устройство и планировка торгового зала магазина

Торговым залом является специально оборудованная ос­новная часть торгового помещения магазина, предназна­ченная для обслуживания покупателей,

Под устройством торгового зала понимается его кон­фигурация, размещение внутри здания и относительно других помещений магазина, количество и расположение входов, выходов, оконных проемов и т. п.

Планировка торгового зала заключается в разделении всей его площади на функциональные зоны и размещении внутри них торгового оборудования,

Требования к устройству и планировке торгового зала магазина

К устройству и планировке торгового зала предъявляет­ся ряд требований:

• удобное дли покупателей расположение входов, выхо­дов, отделов;

• создание наилучших условий для перемещения това­ров из помещений для их хранения и подготовки к
продаже к местам размещения и выкладки;

• эффективное использование площади торгового зала
при размещении торгового оборудования;

• обеспечение свободного движения потоков покупателей;

• рациональная организация расчетных операций.

Оптимальные условия для организации продажи това­ров обеспечиваются в торговых залах прямоугольной фор- Л мы с соотношением сторон от 1:1 до 1:З.

При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кас­сового узла.

Размещение входа в магазин и выхода из него по цен­тру торгового зала применяют в магазинах, продажа това­ров в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площа­ди зала.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмеще­ны и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

В магазине с отделом заказов или кафетерием создают расширенные тамбуры или холлы, из которых покупатели могут пройти во все торговые помещения магазина

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:

• установочную площадь;

• площадь проходов для покупателей и перемещения
товаров;

• площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

• площадь контрольно-кассового узла.

Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупнога­баритными товарами (холодильниками, стиральными машинам и т. п.), размещенными в торговом зале, а также пло­щадь, занимаемую оборудованием для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазинах самооб­служивания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудова­ния, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма пло­щадей всех элементов оборудовании, предназначенных для выкладки товаров (полок, кассет и т.д.]. К экспозицион­ной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

Для свободного перемещения товаров ч покупателей часть торгового зала магазина самообслуживании отводит­ся под проходы. Ширина проходов между торговым обору­дованием определяется строительными нормами и прави­лами, однако она может изменяться в каждом кон­кретном магазине с учетом применяемых средств меха­низации и плотности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматрива­ется перемещение товаров с помощью подъемно-транс­портных средств.

Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по срав­нению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок об­служивания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произ­ведению длины фронта прилавка на глубину рабочего мес­та. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и раз­мещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохо­да между ними, который должен быть не менее 0,9 м-

Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также пло­щадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями

Виды планировки торгового зала магазина

Рациональное использование площади магазина может быть обеспечено за счет правильного размещения и при­менения торгового оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов про­дажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров по методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового за­ла, когда расстановка оборудования и проходы для поку­пателей спланированы в виде параллельных линий, распо­ложенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла. При этом часть оборудования (пристенные горки, ох­лаждаемые прилавки, тару-оборудование) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффек­тивностью использовать его площадь.

Различают три варианта линейной планировки:

• продольную, при которой аннии торгового обо­рудования выстроены вдоль торгового зала;

• поперечную, когда оборудование образует ли­нии, идущие поперек торгового зала;

• комбинированную, сочетающую в себе и про­
дольную, и поперечную планировки.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей"1 площади торгового Зала на изолированные друг от друга ' отделы (боксы) г При этом каждый отдел имеет собственный контрольно-кассовый узел, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время.

Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары ' демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных "а специально отведенной для их показа! площади.

Смешанная планировка торгового зала сочетает 0 себе различные виды планировок.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 2011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.111 (0.014 с.)