Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация розничных торговых предприятий.

Поиск

4.1 Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины.

4.2 Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания:

- универсальные магазины - Гипермаркет, Универмаг, Универмаг «Детский Мир», Магазин-склад, Универсам (Супермаркет), Гастроном, Товары повседневного спроса и т.п.;

- специализированные продовольственные магазины - Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п.;

- специализированные непродовольственные магазины - Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п.;

- магазины прочей товарной специализации - Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.;

- неспециализированные продовольственные магазины - Продукты (Минимаркет) и т.п.;

- неспециализированные непродовольственные магазины - Дом торговли, Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т.п.

Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют.

26. Под видом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

Тип предприятия розничной торговли - предприятие определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей. Например, типом предприятий розничной торговли являются: универмаг, универсам, магазин «Продукты».

Специализация способствует облегчению труда работников и росту его производительности, оказывает положительное влияние на качество обслуживания. Специализация магазинов может осуществляться по:

-товарному профилю(признаку)

-формам торгового обслуживания

-функциональной роли.

Специализ. Магазинов по товарному признаку предусматривает ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении ассортимента каждой группы.

С учетом товарной специализации магазины делят на след.виды:

-универсальные(прод.и непрод.товары)

-специализированные(в основу построения ассортимента положены товары одной товарной группы)

-комбинированные(реализ.несколько групп товаров, связанных общностью спроса(мясо-рыба, трикотаж-галантерея)

-смешанные(ведущие торговлю узким ассортиментом прод.товаров)

Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся:

-ассортиментный профиль

-размер торговой площади

-применяемая форма торгового обслуживания.

К универсальным магазинам относят 7 типов предприятий: гипермаркет, универмаг, универмаг»Детский мир», магазин-склад, супермаркет, гастроном, товары повседневного спроса.

К неспециализированным непродовольствен.магазинам относят: дом торговли, все для дома, товары для детей, промтовары, комиссионный магазин.

28. Решая вопросы размещения магазинов в городах, следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов.

В группу градостроительных факторов входят величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение мест приложения труда.

Транспортные факторы включают направление и интенсивность основных потоков движения транспорта.

К социальным факторам относят необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого качества торгового обслуживания.

Экономические факторы- обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.

К основным принципам рационального размещения относят равномерность, групповой признак и ступенчатость размещения магазинов.

Равномерность размещен ия предполагает расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим лишь к однотипным магазинам, торгующим товарами повседневного спроса.

Групповое размещение означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары(магазины по продаже хлеба, молока, овощей)

Ступенчатость размещения (ориентация магазинов на определенную зону торгового обслуживания) заключается в делении магазинов на местные и общегородские с учетом их функционального назначения.

30. Торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три

основные части:

1) операции с товарами до предложения их покупателям;

2) операции непосредственного обслуживания покупателей;

3) дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

Поступление товаров
Операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят: разгрузку транспортных средств; доставку товаров в зону приемки; приемку товаров по количеству и качеству; доставку товаров в зону хранения и т.д. Операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся: встреча покупателя; предложение товаров; отбор товаров покупателями; расчет за отобранные товары; оказание покупателям торговых услуг. Операции, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.).

           
   
 
   
 

 


31. Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующие основные группы:

К торговым относятся:

-торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей

К неторговым относятся:

- помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные и др.);

- подсобные помещения выполняют вспомогательную функцию в магазине (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, инвентаря,пункт приема посуды и др.);

- административно-бытовые помещения (кабинет директора, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и т. д.);

- технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);

Торговые помещения являются основными в магазине.

Расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей. При осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

- разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;

- помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании;

-помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;

-помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне;

- служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между другими помещениями;

проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже; помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными

Основные тех.планировки

Линейная(зона размещения тов. и проходов расположена параллельно)

Боксовая(торговый зал разбит на боксы)

Смешанная

Для определения степени рациональности использования торговой площади магазина находят коэффициенты установочной и выставочной площадей, удельный вес площади торговых помещений в общей площади магазина, товарооборот и прибыль, приходящиеся на 1 кв. м площади торгового зала. Установочная площадь – это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу.
Коэффициент использования торговой площади под оборудование определяется отношением установочной площади к площади торгового зала: где

К у – коэффициент установочной площади; К у= Sy / Sт.з.
Sy - установочная площадь, м2 Sт.з. - площадь торгового зала,м2.

Обычно эффективным является коэффициент установочной площади от 0,27 до 0,32. Коэффициент выставочной площади определяется отношением площади, занятой под выкладкой товаров, к площади торгового зала: Квыст= Sв / Sт.з.
где Квыст –– коэффициент выставочной площади;
- площадь, занятия под выкладкой товаров, м2;
Sт.з. - площадь торгового зала, м2.
В магазинах самообслуживания этот коэффициент равен от 0,7 до 0,8. При одной и той же установочной площади выставочная площадь может быть различной, что зависит от типа торгового оборудования, его габаритов, числа полок и т.д.
Коэффициент емкости используемого торгового оборудования определяется отношением площади выкладки товаров к установочной площади. Коэффициент емкости эффективен,если показатель больше 2
Удельный вес площади торговых помещений в общей площади магазина рассчитывается как отношение суммы площадей торговых помещений к общей площади магазина.умноженное на 100 %. Экономически эффективным является удельный вес равный 50 % и выше. На практике удельный вес площади торгового помещения зависит от устройства магазинов, ассортимента реализуемых товаров, системы товароснабжения. Так, чем чаще завозятся товары в магазин, тем ниже норматив товарных запасов, и соответственно, тем меньше размеры помещений для приемки и хранения товаров.

33 Предметами управления в магазине являются товарные запасы, ассортимент товаров, товарные и покупательские потоки, трудовой процесс и качество обслуживания поку­пателей.

Управление товарными запасами. В магазине должны быть созданы условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю при минимальных объемах товарных запасов, а также для предотвращения товарных потерь в процессе хранения,. Это достигается путем повседневного управления товарными запасами. Оно должно быть нацелено прежде всего на предупреждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых их размеров. Не­обходимые размеры товарных запасов для магазинов уста­навливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров

Управление ассортиментом товаров. Оно предусматри­вает систематический контроль за соблюдением в магазине обязательного ассортиментного перечня товаров, своевре­менное внесение предложений по его изменению. В его за­дачи входит обеспечение достаточной полноты ассортимен­та в пределах товарных групп, его устойчивости и комп­лексности предложения

Управление товарными потоками. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работ­ников магазина и сократить затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале. Оно должно основываться на соблюдении следующих принципов:

· достижение максимальной прямоточности внутримагазинного перемещения товаров;

· обеспечение минимального объема грузооборота; недопущение пересечения товарных и покупательских потоков;

· применение средств механизации на основе пакетирова­ния грузов и широкое использование тары-оборудования.

Управление покупательскими потоками. равномерное распределение покупателей в торговом зале и создание условий для их свободного перемещения, выбора и оплаты товаров. Управление потоками покупателей предполагает анализ их интенсивности по часам и дням работы магазина, рас­становку персонала магазина с учетом их интенсивности, обеспечение размещения товаров в торговом зале с учетом равномерно­го распределения покупательских потоков и т. д.. В регули­ровании потоков покупателей существенную роль играют контрольно-кассовые узлы магазина, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечивается рациональным выбором типа контрольно-кассовых машин, правильным определением потребности в них, и т. д.

Управление процессом обслуживания покупателей. Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, орга­низации труда торговых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. необходимо изучать мнение покупа­телей об используемых в магазине методах продажи, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям, и т. д. На основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения.

 

34. После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.

Размещаемые на хранение товары группируют по при­знаку однородности режимов хранения. Учитывают их физико-химические и биологиче­ские свойства, правила товарного соседства и санитарно- гигиенические требования. Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запа­хами. Гигроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу. Температуру и относительную влажность воздуха в по­мещениях контролируют при помощи термометров и пси­хрометров и при необходимости регулируют. Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары. Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно. За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки.

Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т. д. На стеллажах размещают товары в распакованном виде. Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При шта­бельной укладке используют подтоварники или поддоны. При определении высоты штабельной укладки учитывают установленную предельную норму нагрузки на 1 м2 пола, прочность тары и упаковки, и т. д. Размещенные на стеллажах и в штабелях товары долж­ны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопитель­ных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.

В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следу­ет периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.

Подготовка товаров к продаже заключается в их рас­паковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, маркировке и т. д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ас­сортимента и других факторов. При распаковке товары освобождают от внешней транс­портной тары, сортируют, то есть группируют по ассорти­ментным признакам (размер, фасон и т. д.), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты.

35. Мерчандайзинг - направление маркетинга, способ стимулирования розничных продаж посредством привлечения конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах при помощи системы мер невербального воздействия на выбор покупателя.

Иными словами, мерчендайзинг заключается в том, что специалисты рекламного агентства на основе профессиональных навыков и достижений маркетинга должны определить, в какой именно торговой точке, на каких полках и в какой их части должен лежать товар.
Методы мерчандайзинга должны способствовать привлечению внимания к определенному месту размещения товара, а, кроме того, воздействовать на покупателей, убеждая их совершить покупку незамедлительно, «здесь и сейчас». Этому способствует не столько грамотное расположение товара, сколько качественно разработанная реклама. Мероприятия рекламного характера, организуемые в рамках задач мерчандайзинга, призваны также предотвращать «наступление» конкурирующей продукции.

Задачи мерчандайзинга:
- Информирование покупателя о месте нахождении выкладки товара
- Предоставление максимально полной информации о сути товара и цене.
- Привлечение максимального внимание к конкретному месту выкладки товара
- Воздействие на покупателя с целью убеждения его сделать покупку немедленно, «Здесь и сейчас!».
- Предотвращение наступления товара-конкурента методами повсеместного брэндирования.
- Управление сбытом: продажу дополнительных инвестиций.

цели:

1. Стимулировать сбыт в магазине

2. Создать конкурентное преимущество магазина и отдельных марок

3. Сформировать приверженность к магазину; увеличить число лояльных покупателей и завоевывать новых

4. Совершенствовать рекламно-коммуникационную политику предприятия

5. Совершенствовать торгово-технологические процессы в магазине

6. Влиять на поведение потребителей

2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРЧАНДАЙЗИНГА

1. Количество чеков

2. Сумма среднего чека.

для оценки эффективности мерчандайзинга рассматривают следующие показатели:

· Товарооборот

· Валовая прибыль

· Чистая прибыль (DPP)

· Удельная чистая прибыль DPP/m или DPP/3

· Удовлетворенность потребителя

· Рыночная доля

· Продажи (закупка и продажа)

· Добавленная стоимость товара

38. Организация торгового обслуживания покупателей.

Торговое обслуживание покупателей является завершающей частью технологического процесса и предполагает оказание торговых услуг:

- встреча покупателя и выявление спроса

- показ товаров и консультация

- операции отпуска товаров

- упаковка товаров
- расчет.

Организация торгового обслуживания имеет своей основной целью создание наиболее благоприятных условий для покупателей при приобретении товаров, т.е. торговое обслуживание охватывает операции, опережающие продажу, собственно процесс продажи и следующие за продажей операции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.188.166 (0.009 с.)