Задачи и основы орг-ии БУ в торговле.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и основы орг-ии БУ в торговле.



Задачи и основы орг-ии БУ в торговле.

Торговое п-п основное звено торговли, ее самостоят-ый хозяйственный субъект с правом юл, созданный для закупки, хранения, реализации товаров, а также оказания дополнительных услуг на основе покупательного спроса в целях получения прибыли.

Цели бу учета в торговле:

1) Контроль за сохранностью товаров

2) Своевременное исполнение рук-ву инфо. о товарообороте, состоянию товарных запасов и эфф-ю их использования.

П-п оптовой торговли реализует товар юл и ип, приобретающими товар для последующей перепродажи или для производства иной продукции.

При розничной торговле товар переходит из сферы обращения в сферу потребления и движения товара заканчивается у потребителя.

Норм-правовое регулирование.

1 уровень – законодательный.

ГК РФ, НК РФ, Таможенный К РФ, Трудовой К РФ, ФЗ «О защите прав потребителей», Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ

2 уровень – нормативный.

ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», ПБУ 9/99, ПБУ 10/99

3 уровень – методический.

Методические указания, рекомендации, инструкции, письма, информационные сообщения и другие документы.

4 уровень - организационный

Документы, формирующие учетную политику организации.

Особенности учетной политики (УП) на предприятиях торговли

Учетная политика торговой орг-ии для целей БУ – это принятые ею совокупность способов ведения БУ: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хоз-й деят-ти.

Главное назначение УП – подтвердить документально способы ведения БУ, кот применяет орг-ия. Ведь в нормативных док-х по БУ нередко установлены разные методы учета активов и обязательств. Единственный и обязательный способ учета в УП не отражается. Из нескольких методов учета, предусмотренных бухгалтерским законодат-м орг-ия имеет право выбрать 1 и закрепить его в УП (п8 ПБУ1/08). Если по каким-то хоз-м операциям законодательством не установлены способы ведения БУ, то при формировании УП орг-ия самостоятельно разрабатывает и утверждает соотв-й способ.

К способам ведения БУ, принятым при формировании УП торговой орг-ии и подлежащим раскрытию в БО, относятся способы амортизации ОС, НМА и иных активов, оценки МПЗ, товаров, признания прибыли от продажи товаров и др способы, отвечающие требованию существенности.

1.ОС. Условия принятия активов к БУ в кач-ве ОС определены в 4 ПБУ6/01. Орг-ия вправе принимать к БУ некоторые активы, отвечающие указанным условиям, в составе МПЗ и списывать их ст-ть единовременно в момент введения в эксплуатацию, а именно, если ст-ть актива находится в пределах лимита, установленного в УП орг-ии (не более 20000 руб за ед.)

2. НМА. Согл п31 ПБУ 14/07 в составе инф-ии об УП подлежат раскрытию как минимум сведения: о способах оценки НМА, приобретенных не за денежные ср-ва; принятых орг-ей сроков полезного исп-ия НМА (по отдельным группам); способах начисления АО по отдельным группам НМА; способах отражения в БУ АО по НМА.

3. МПЗ. В УП необходимо установить единицу БУ МПЗ (номенклатурный номер, партию, однородную группу и т.д.). Конкретную единицу орг-ия выбирает самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной инф-ии об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (п.3 ПБУ 5/01)

4. Особенности учета товаров. Согл п13 ПБУ5/01 торговые орг-ии имеют возможность выбрать 1 из вариантов учета транспортно-заготовительных расходов по доставке товаров. Эти затраты можно включать в учетную ст-ть товаров либо отражать как расходы на продажу (44) и в последствии распределять на реализованные товары и остаток товаров на складе. Выбранный способ учета таких расходов торговая орг-ия должна прописать в УП.

5. Способ списания расходов будущих периодов. Затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам отражаются в бухбалансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию равномерно пропорционально объему продукции или иным способом, разработанным рг-ей самостоятельно.

6. Создание резервов. Это м/б след резервы, кот орг-я формирует на добровольной основе: по сомнительным долгам; предстоящих расходов на оплату отпусков; на выплату ежегодного вознаграждение за выслугу лет и по итогам работы за год; ремонт ОС; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; ремонт предметов проката; покрытие непредвиденных затрат.

7. Кредиты и займы. В п32 ПБУ 15/03 сказано, что в составе инф-ии об УП орг-ии-заемщику обязательно нужно отразить след сведения:- о переводе ДЗ в КЗ. Это возможно, когда по условиям договора займа или кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней; - в составе и порядке списания дополнительных затрат по займам. Это в частности расходы на юр-е и консультационные услуги, услуги связи и др (п19 ПБУ 15/03). Способы списания таких затрат указаны в п20 ПБУ15/01; - выборе способов начисления и распределения доходов по заемным обязательствам; - порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

4)Порядок документального оформления приемки товаров

В торговой деятельности товары преобретаются у поставщиков для последующей оптовой реализации или для реализации через розничную торговую сеть по договорам купли-продажи, комиссии, поставки и т.д.

Получатель обязан обеспечить приемку товаров по кол-ву и кач-ву в установленные договором сроки; обеспечить контроль за правильным их оприходованием МОЛ, создать условия, при которых обеспечивается сохранность и предотвращается возможность недостач, хищений товара. Поставщики при отгрузке товара в адрес оптовых организаций выписывают след.документы:

- коммерческие: сч-фактура, спецификация, тов.ярлык, тов.накладная

- транспортные: товаротрансп накладная, ж/д накладная, коносамент

-расчтеные(платежные): платежные поручения, чеки, аккредитивы

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависит от места приемки, характера приемки, наличия или отсутствия сопроводительных документов и т.д.

Если приемка осуществляется на складе поставщика, то МОЛ получает товар по доверенности, которая подтверждает право на получение товара от имени покупателя.

После того как товар доставлен в торговую организацию МОЛ предъявляют в бухгалтерию товары и сопроводительные документы. В книге учета доверенности ставится отметка о том, что товар по доверенности получен.

Если приемка товара осуществляется на территории покупателя, то руководитель приказа назначает комиссию или МОЛ ответственных за приемку товара.

Приемка товаров осуществляется 1.по количеству. в случае поступления товара без сопроводительных документов их принимает комиссия, к-я составляет "акт о приемке товара поступившего без счета поставщика"

Акт составляется в 3-х экземплярах (1 передается в бухгалтерию, 2-й остается у МОЛ, 3-ий направляется поставщику с просьбой срочно выслать документы). Когда товар поступает не в нарушенной таре приемку можно проводить: 1) по количеству мест 2) по качеству 3) по комплектности.

Существует 2 способа проверки поступления товара: сплошной и выборочный.

Если по результатам проверки устанавлено соответствие качества товара, кол-ва и комплектности условия поставки, то товарно-сопроводительные документы ставится штамп торговой организации. МОЛ, принявшее под отчет товары ставит свою подпись на товарной накладной и заверяет ее печатью.

При поступлении товаров без согласия покупателя не предусмотренных договором, либо при отсутствии договорных отношений, они принимаются на ответственное хранение о чем сообщается поставщику. Такие товары учитываются на забалансовом сч 002 "ТМЦ, принятые на ответственное хранение".

В установленные сроки поставщик должен распорядится этими товарами. Если поставщик не распорядится товаром покупатель вправе его реализовать или возвратить его поставщику.

 

Учет тары.

Различают несколько категорий тары. 1) многооборотная тара. Подлежит обязательному возврату поставщику, гарантией возврата тары является залог, кот.возвращается поставщиком после получения назад тары в исправном состоянии. 2) тара однократного использования. 3) тара, относящаяся к ОС.

Учет тары ведется по ценам приобретения. Тара, кот. Не указывается отдельно в документе поставщика не подлежит оплате, прик-ся по цене возм-й реализации.

Возврат тары поставщику Дт 60 Кт 41/3

Недостача тары Дт 94 Кт 41/3

Излишек Дт 41/3 Кт 91

Расходы на ремонт тары, относ-ся на излишки обращения Дт 44 Кт 41/3

Если тара изготавлив-ся самостоятельно, то ее учет может вестись на сч.23.

Приобретение упаковочного материала отражается по Дт10. Стоимость упаков-го мат-ла может включ-ся в издержки обращения Дт 44 Кт 10 или отражается в товар.запасах, если покупатель оплачивает этот материал сверх цены товара.

Формирование и учет ТН

Размер ТН должен устан-ся орг-ей с таким расчетом, чтобы покрыть все издержки обращ-я, сумму НДС и обеспечить получ-е прибыли. Размер ТН по товарам м.б. любым и ничем не ограничен. За исключением тов-в, в отнош.кот-х осущ-ся госуд.регул-е цен.

Методика начисл.торг.нац.в законодательстве отсутствует, поэтому орг-я вправе:

1) устан-ть единый % торг-й наценки на все товары или по отд-м их группам

2) Устан-ть ТН в виде твердой суммы и т.д.

Суммар. ТН явл.хар-кой эфф-ти торговли и рассчитывается как разница между выручкой и себест-тью приобретения.

Если товары в торговле учитываются в ценах приобретения, то нет необходимости выполнять специальный расчет ТН: при вводе каждого док-та «Отчет о розничных продажах» себест-ть проданных товаров отражается по Дт90/2 и Кт41. Выручка от продаж отражается по Кт90/1, причем для регистрации выручки исп-ся документ «Отчет о продажах» или «ПКО»

Методы расчета реализован. ТН.

1)по общему товарообороту

2) по ассорт-у товарооборота

3) по среднему%

4) по ассорт.остатка товаров

Варианты списания реализованных товаров в оптовой торговле и в рознице.

По общему товарообороту

Под товарооборотом понимается сумма выручки.

Если на все товары применяется одинаковый процент торговой надбавки, то используется способ расчета валового дохода по общему товарообороту. Но если размер торговой надбавки в течение отчетного периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.
При способе расчета по товарообороту валовой доход от реализации товаров (ВД) рассчитывается по формуле:

ВД = Т x РН,

где Т - общий товарооборот,

РН - расчетная торговая надбавка.

В свою очередь:

РН = ТН : (100% + ТН),

где ТН - торговая надбавка, %.

Следовательно, валовой доход будет определяться по формуле:

ВД = Т х ТН : (100% + ТН)

По среднему проценту

В соответствии с подп. 12.1.6. п. 12 Методических рекомендаций, валовой доход по среднему проценту рассчитывается по формуле:

ВД = Т х П,

где П - средний процент валового дохода.

В свою очередь:

П = (ТНн + ТНп - ТНв) : (Т + ОК) х 100%,

где ТНн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;

ТНп - торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;

ТНв - торговая надбавка на выбывшие товары. Под выбытием товаров в данном случае понимается так называемый документальный расход (возврат товаров поставщикам, списание порчи товаров и т. п.);

ОК - остаток товаров на конец отчетного периода.

Объединим две вышеуказанные формулы:

ВД = Т х (ТНн + ТНп - ТНв) : (Т + ОК)

В Методических рекомендациях отмечено, что способ расчета валового дохода по среднему проценту является простым и может применяться любой организацией.

Отражение инф-ии об ИО в БО

ИО в форме №2 не включаются в статью «Себест-ть проданных товаров» , а отражаются по статье коммерческие расходы (Дт90 Кт 44/1)

Если на сч 44/1 имеется сальдо, оно показывается в бух. Балансе по строке НЗП (расшифровка ст 210)

В форме №5 в разделе «Расходы по обычным видам деят-ти» отражаются ИО в разрезе эк. элементов.

Синтетический учет ИО

Для учета ИО к сч44 открываются субсч 1 «ИО»

Списание в конце месяца ИО возможно одним из 2 способов:

1)сумма фак-их издержек списывается в полном объеме в Дт 90

2)ИО м. распределяться м/у реализованными товарами остатками нереализованных

ИО, приходящиеся на реализованные товары списыв-ся на сч 90, а сумма ИО на остаток нереализ-х товаров пред-ет собой сальдо по сч44/1

Сумма ИО расчит-ся по сумме среднего %(в части транспортных расходов)

Средний % = (транспортные расх. нач. мес. +ТР за месс/ Ст-ть реализованных товаров + ст-ть товаров на кон.мес. )*100%

ИО нереализ. Товары = ст-ть товаров на кон.мес. * сред %

ИО РеалТов = ст-ть реал-го товар * сред.%

Отражена задолженность за услуги по транспортировке товаров Дт 44/1 Кт 60,76

Начислена з/п Дт44/1 Кт 70

Соц отчисления Дт44/1 Кт 69

 

Налоговый учет ИО

Согласно ст 320 НК под ИО понимаются расходы на реализацию . ИО учитываются при расчете налога на прибыль, если они экономически оправданы и документально подтверждены.

В НУ издержки учитываются по след элементам:

1)мат-ые расх

2)на опалту труда

3)амортизация

4) прочие расх

Ряд расх-в в НУ в целях НО списывается в пределах установленных норм:

-суточные

- компенсация за использование личного транспорта в служебных целях

-представительские расх-ы ( не более 4 % от ФОТ)

- некоторые виды расх-в на рекламу и т.д.

Торговое предприятие д. разделять свои расх-ы на прямые и косвенные.

Прямые- покупная ст-ть товаров и расх-ы на доставку этих товаров на свой склад. Все остальные – косвенные и уменьшают выручку от реализации в момент их возникновения. Сумма прямых расх-в распределяется пропорционально остатку товаров на складе по методу сред %.

 

Продажа товаров в кредит

Порядок реализации товаров длительного пользования в кредит регулируется правилами продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит.

По товарам, не относящимся к товарам длительного пользования, правила продажи устанавливает сам магазин. Продажа товаров производится по ценам, действующими на день продаж и без пересчета при последующим изменении цен на эти товары.

С покупателей в пользу торгового предприятия взимаются % с суммы предоставленного кредита, размер которого устанавливается предприятием самостоятельно с учетом действующих ставок за банковский кредит.

Сумма рассрочки не должна превышать следующих размеров з/пл:

Рассрочка платежа Размер з/пл
На 6 мес На 12 мес На 24 мес На 36 мес На 48 мес На 60 мес 2 мес 4 мес 8 мес 12 мес 18 мес 24 мес

В случаях, когда стоимость товара превышает предельную сумму кредита, разница д/б оплачена в виде первоначального взноса.

Взнос покупателями в кассу денег оформляется двумя кассовыми чеками:

1) На погашении стоимости товара (Д50 К90, Д62 К90, Д50 К62)

2) На % за кредит (Д50 К91)

БУ операций и расчетов по продаже товаров в кредит ведется по моменту отпуска товаров, т.е. в товарооборот включается вся стоимость проданных товаров в кредит.

Эти товары списываются с МОЛ.

Продажа по образцам

Покупатель может приобрести товар после ознакомления с образцом товара (его описанием, каталогом и т.д.).

В торговой организации, которая продает товары по образцу, д/б выделены помещения для демонстрации образцов.

Если торговая организация продает товары по описанию, то покупателю предоставляются информационные материалы, в которых необходимо указать наименования товаров, наименование и место нахождения изготовителя товаров, стандарты, которым соответствует товар, сведения о свойствах товаров, срок службы и срок годности, условия доставки и т.д.

Возврат тов-ов покупателем

При возврате тов-ов делают след проводки:

Д41 К76 – оприх товар, возвращ покуп-лем

Д76 К 50 – Выданы покуп-лю ден ср-ва

Д90/2 К90/1(сторно) – коректировка выручки методом сторно

Д90 К68 (сторно)– сторнирован НДС стоимости тов-а

Д90 К 42 – установлена торг наценка

Мелкорозничная торговля

Мелкорозничная торговля - это разновидность розничной торговли связано с реализацией товаров и не требующая особых условий продажи через стационарные и нестационарные объекты мелкорозничной сети.

В стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, ларьки, киоски. Эти торговые предприятия занимают обособленные помещения, не имеют торговые залы.

В передвижной мелкорозничной торговле относительно специальное оборудование приспособление для торговли в развоз, в разнос, а также в развал.

Выручку за проданные товары продавцы в мелкорозничной торговле должны ежедневно сдавать кассу в торговой организации, при этом выписывается ПКО, квитанция от которого является подтверждением сдачи выручки. В установленные сроки работники сдают в установленные сроки.

Если запасов товаров небольшие, то каждому материально-ответственному лицу может, устанавливается постоянный лимит запасов товаров. Первоначальный отпуск товара происходит на сумму лимита, а последующий отпуск на сумму в данной выручки.

Продавцы развозной и разностной торговле не составляют товарные отчеты после продажи партии товара, а получают по накладной. Они полностью сдают выручку в кассу организации и после этого только получают новую партию товара.

Пересортица.

Взаимозачет недостач одних товаров излишками других возможен только с разрешения руководителей предприятия. Он разрешается в виде исключения за один и тот же проводимый период у одного проверяемого лица одного и того же наименования товарных ценностей и в равных количествах.

В случае когда недостача ценностей выше чем излишек разницу возмещает виновное лицо.

О допущенной пересортице МОЛ должны давать письменные объяснения.

Достаточно часто торговые организации (и оптовые, и рознич­ные), имеющие широкий ассортимент товаров и значительный обо­рот, сталкиваются с так называемой пересортицей товаров, т.е. по- явлением излишков одного сорта и недостачей другого сорта това­ров одного и того же наименования.

В бухгалтерском учете при этом делаются такие записи:

Корр Содержание операции
Дт Кт  
Отражена сумма превышения недостачи това­ров над излишками
Восстановлен НДС, относящийся к сумме превышения недостачи над излишками
73-2 Отражена сумма, подлежащая взысканию с виновных лиц

Если виновник пересортицы не установлен, то в этом случае суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм и в торговых организациях списываются на издержки обращения.

В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным орга­ном государственной власти».

При этом в учете делается следующая проводка:

Корр Содержание операции
Дт Кт  
91-1 Сумма превышения недостачи над излишка­ми списана на финансовые результаты

Как уже отмечалось, нормы естественной убыли, которые налогоплательщик мог бы применить в целях нало­гообложения, должны быть утверждены Правительством РФ. Одна­ко на сегодняшний день такие нормы действуют только в отноше­нии хранения зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур (приказ Минсельхоза РФ от 23 января 2004 г. № 55 «Об ут­верждении норм естественной убыли») и минеральных удобрений (приказ Минпромнауки РФ от 31 января 2004 г. № 22 «Об утвержде­нии норм естественной убыли при хранении химической продук­ции»). На все другие виды товаров нормы естественной убыли отсутствуют, следовательно, любая недостача в целях налогового учета будет считаться сверхнормативной. И поэтому по суммам образующихся недостач в торговых организациях обязательно буде возникать расхождение между данными бухгалтерского и налогового учета.

Учет переоценки товаров

Согл ПБУ 5/01 по всем тов-ам на складе потерявшим первоначальное качество или морально устаревшим следует образовать резерв под снижение ст-ти мат ценностей Д90 К14. В бух балансе сумма резервов не отражается в балансе и вычитается из стоимости матер. ценностей под кот создан резерв.

Розничные торг.п/пр в соотв.с Положением по вед.б.у.и б.о.в РФ проводят переоценку товаров со сниж-м цен (товары, потерявшие свое кач-во, устаревшие фасоны, модели должны переоцен-я). Переоценка товаров отраж-ся на счетах б.у., если в орг-ях учет вед-ся по продажным ценам. Учет операций по переоценке тов-в в розн.торговле аналогичен учету в опт.торговле. При стоимостном учете проводят инвентаризацию переоцениваемых товаров. При натураьно-стоимостной схеме учета переоценку можно проводить по даным б.у.

Для предприятия, которые ведут учет по покупным ценам рез-т переоценки д/н отр-ся в учете т/о в случае снижения в теч.года цен на товары либо морального устаревания ценностей и потери их первонач.кач-ва (согл.Положения по вед.б.у.и б.о.). отражение в б.у.товаров по тек.рын.стоимости,если она ниже ст-ти материальных ценностей влечет за собой созд-е резервов под снищ-е ст-ти матер.ценностей. ДТ91КТ14 Образован………………… Если в теч.года резерв не был использован зарезервир-ая сумма восс-ся обратной проводкой. В бух.балансе сумма отд-но не показ-ся а вычит-ся из ст-ти товаров.

Задачи и основы орг-ии БУ в торговле.

Торговое п-п основное звено торговли, ее самостоят-ый хозяйственный субъект с правом юл, созданный для закупки, хранения, реализации товаров, а также оказания дополнительных услуг на основе покупательного спроса в целях получения прибыли.

Цели бу учета в торговле:

1) Контроль за сохранностью товаров

2) Своевременное исполнение рук-ву инфо. о товарообороте, состоянию товарных запасов и эфф-ю их использования.

П-п оптовой торговли реализует товар юл и ип, приобретающими товар для последующей перепродажи или для производства иной продукции.

При розничной торговле товар переходит из сферы обращения в сферу потребления и движения товара заканчивается у потребителя.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.023 с.)