Вопрос: оптовый продовольственный рынок как хозяйственный субъект :классификация,цели,задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: оптовый продовольственный рынок как хозяйственный субъект :классификация,цели,задачи



Оптовый продовольственный рынок- это организация каналов товародвижения сельскохозяйственного продовольственного сырья.

Цель: ускорение и упрощение процесса движения товаров конечному потребителю

· Предоставление всем поставщикам с/х продукции возможностей устойчивого выхода на конкретный рынок

· Повышение эффективности снабжения и распределения продовольствия в городах

· Обеспечение круглосуточного снабжения качественными продуктами питания

· Сокращение потерь с/х продукции

· Формирование объектов коммерческой информации

· Организация продуктов производственного технического оснащения

· Обеспечение формирования рыночной сети.

Классификация:

· Административно-территориальные (муниципальные,региональные,межрегиональные,федеральные,международные)

· Специализация деятельности(по ассортименту: специализированные, смешанные)

· Место расположения

· По организационно правовой форме(государственные, частные, кооперативные, смешанные)

 

6.Отечественный, зарубежный и региональный опыт функционирования оптовых рынков.

Мировой опыт показывает, что создание ОПР – это лишь первый и необходимый этап перестройки каналов товародвижения. Дальнейшее их развитие идет в направлении углубления специализации и укрепления ОПР.

Наряду с ОПР, продолжают действовать товарные биржи, оптовые ярмарки – выставки на федеральном межрегиональном, региональном уровнях. Одновременно формируются каналы прямых поставок продовольствия в систему розничной торговли (супермаркеты), минуя оптовые рыночные системы (США, Западная Европа). Ранее созданные ОПР обрастают хранилищами и превращаются в продовольственные центры, которые являются главным звеном централизованной системы распределения продовольствия.

Например, в целом во Франции, доля ОПР в оптовом обороте овощей и фруктов составляет до 50% всего продовольственного оборота страны, а в Париже доля самого крупного европейского ОПР Рюнжи (занимает 220 гектаров) – 60% всего продовольственного оборота города. Ежегодный товарооборот Парижского Рюнжи достигает 9 млрд. долларов.

В Японии же доля продовольствия, реализуемого через ОПР, составляет 75%, а рыбы и морепродуктов – 85%. Парламентом Японии принят закон, обязывающий местные органы власти за счет собственных средств во всех городах с численностью населения более 200 тысяч человек создавать ОПР.

В целом, формирование и развитие ОПР в мире проходило двумя путями.

Первый вариант – когда строительство и создание системы ОПР происходит при финансовой поддержке государства. В этом случае государство за счет собственных ресурсов вводит в эксплуатацию первый оптовый рынок и осуществляет интенсивное развитие всей системы. Яркий пример этого пути – государственное предприятие «Меркаса» (Испания), включающее в себя сеть ОПР (более 20 рынков по всей стране, снабжающие не только многомиллионное население Испании, но и экспортирующие продовольствие во все уголки земного шара).

Второй вариант – привлечение средств для создания ОПР как государства, так и заинтересованных субъектов оптовых рынков. Примером этого является создание Мюнхенского оптового рынка.

Опыт западных стран свидетельствует о том, что особенно активно интерес к созданию оптовых рынков проявлялся местными властями, заинтересованными в улучшении жизни горожан за счет упорядочения поступления в торговлю в широком ассортименте скоропортящейся сельскохозяйственной продукции под единым гарантированным контролем качества.

Однако именно оптовые рынки, генерируя конкуренцию между супермаркетами и небольшими магазинами, спасают последние от разорения в результате неравной конкуренции с монстрами современной торговли. Примером такой борьбы могут служить США, Испания, ФРГ. Принизить роль оптовых рынков в этих процессах нельзя, так как они создали условия для сохранения многообразия различных форм розничной торговли, что в свою очередь внесло гармонию между технологичностью быстрого обслуживания в супермаркете, с одной стороны, и традиционной европейской культурой индивидуального обслуживания в небольших магазинах – с другой.

Существенная роль оптового рынка проявилась в унификации упаковки, ее стандартизации, а значит, и в возможности большей интеграции всего комплекса услуг оптовых рынков между странами, привнося упорядочение не только в национальную продовольственную систему, но и в межгосударственную экономическую интеграцию продовольственных рынков.

Важнейшую роль оптовые рынки стали выполнять как инструмент воздействия на здоровье общества. Особенно ярко это происходит в США и Австралии. В свете последних достижений медицины в области рационального, сбалансированного питания – приоритетности потребления овоще-фруктовой группы товаров, а также рыбы и морепродуктов – государство использовало информационный потенциал оптового рынка для формирования качественного нового покупательского спроса на полезную для здоровья продукцию.

Одной из перспективных форм оптовой торговли в цивилизованных странах признана система торговли сельхозпродукцией через оптовые продовольственные рынки.

Опыт зарубежных стран (Испания, Франция, Япония и др.) показывает, что задача обеспечения городского населения продовольствием эффективно решается при помощи оптовых рынков. Оптовые продовольственные рынки (ОПР) не следует путать с мелкооптовыми и розничными рынками, на которых многие жители покупают продукты питания. Это новый субъект оптовой торговли.

Опыт стран Европейского союза, США, Японии свидетельствует о том, что оптовые продовольственные рынки способствуют активизации обращения товаров, более полному удовлетворению запросов населения, сдерживают рост цен на продукты питания. Создание оптовых продовольственных рынков – это необходимый этап структурной перестройки каналов продвижения значительной части сельскохозяйственной продукции. Дальнейшее их развитие за рубежом идет по пути специализации оптовых рынков на продаже определенных видов товаров. Одновременно происходит установление прямых связей по поставкам продовольствия в супермаркеты и другим крупным потребителям. Сами оптовые рынки обрастают хранилищами, холодильниками, транспортным хозяйством и становятся в существенной степени центрами распределения продукции по заказам покупателей

Правовой основой создания ОПР в России явилось постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1994 г. №1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков». В соответствии с данным постановлением было принято решение о проведении экономического эксперимента по организации ОПР в ряде городов, в том числе Туле, Кемерове, Новокузнецке, Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге и других.

С тех пор прошло уже несколько лет, и результаты эксперимента являются положительными.

Помимо указанного постановления Правительства РФ есть Положение о Межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков (утверждено постановлением Правительства РФ от 9 июня 1997 г. №689), Временные правила торговли на оптовых продовольственных рынках национального значения, Типовой устав ОАО «Оптовые продовольственные рынки», утвержденные Генеральным директором Федеральной продовольственной корпорации 10 февраля 1997 г., и некоторые другие документы.

Неотложная задача создания надежной системы обеспечения населения отечественными продуктами питания и сырьем для перерабатывающей промышленности требует решения многих правовых вопросов. Поскольку это близкая к биржевой торговле форма организованного рынка, необходимо выяснить соотношение этих двух институтов, выявить их общие черты и различия.

Сельское хозяйство – одна из отраслей, объективно нуждающихся в государственных поддержке и регулировании. Обеспечение национальной продовольственной безопасности является в настоящее время одной из приоритетных задач. Поэтому вполне понятны действия верхней палаты Федерального Собрания – Совета Федерации, который принял решение о внесении в 1998 году на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы проектов федеральных законов «О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию» и «О государственном регулировании импорта продовольствия».

Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства определены в Федеральном законе от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства». В нем предусмотрены, в частности, меры государственного воздействия на формирование и функционирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия (далее – сельхозпродукции). Прежде всего в Законе закреплен принцип свободной реализации производимой сельхозпродукции товаропроизводителями, предусмотрено обеспечение гарантированности сбыта отдельных видов продукции, внедрение системы залога приобретенной в собственность государства продукции, осуществление мероприятий по стабилизации рынка путем проведения закупочных и товарных интервенций, установление гарантированных цен на сельхозпродукцию, предоставление различных дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям и т.д.

Одной из основных составляющих рынка сельхозпродукции является рынок государственных закупок. Правовой базой являются здесь Федеральные законы «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном оборонном заказе».

Установлены два уровня формирования госзаказов на закупку и поставку сельхозпродукции – для федеральных госнужд (федеральный фонд) и региональных госнужд (региональные фонды).

Первоначально функции госзаказчика были возложены на Федеральную продовольственную корпорацию, созданную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 октября 1994 г. №1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков

при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» ФПК была ликвидирована и на ее основе создано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка.

Создание данной структуры в организационно-правовой форме унитарного предприятия, являющегося разновидностью коммерческой организации, позволяет осуществлять, помимо функций государственного регулирования продовольственного рынка, еще и коммерческую деятельность с целью получения государством прибыли. Федеральное агентство должно также организовывать проведение закупочных и товарных интервенций.

Новую структуру нельзя отождествлять с ПФК. Основными направлениями деятельности Федерального агентства являются мониторинг состояния рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, создание системы информационного обслуживания его субъектов, анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры, участие в создании и обеспечении функционирования оптовых продовольственных рынков, разработка предложений по организационно-правовым формам регулирования рынка, перспективных прогнозов и т.д.

Одной из организованных форм оптовой торговли и неотъемлемой частью инфраструктуры рынка являются товарные биржи. К сожалению, в нашей стране биржевая торговля пока не получила достаточного развития. Мировой же опыт свидетельствует, что реализация так называемых биржевых товаров (пшеница, соя, сахар и т.д.) является весьма эффективной.

Однако действующий в настоящее время Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» в значительной степени устарел. Товарные биржи были организованы в соответствии с организационно-правовыми формами, предусмотренными в Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности, что не соответствует их сущности.

Поскольку товарные биржи являются, образно говоря, местом для проведения торговли, и сами предпринимательской деятельностью не занимаются, они должны функционировать и быть организованы в качестве некоммерческих организаций с предоставлением им соответствующих льгот по налогообложению.

 

7.Организация и технология оптовой продажи товаров

Оптовая торговля охватывает всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления.

При оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, т. е. она позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать товар с минимальными непосредственными контрактами с потребителями. Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершается территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов.

Принципы осуществления оптовой торговли:

1. Создание ресурсной основы для её функционирования, т. е. достижение сбалансированности товарной массы и денежных средств, выражающих платежеспособный спрос покупателей.

2. Создание необходимых элементов инфраструктуры рынка, позволяющих свободно выбирать партнеров и формировать коммерческие связи для успешной реализации торговой сделки.

3. Формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы материального стимулирования и ответственности.

Основными формами оптовой торговли были:

- торговля через оптовые предприятия и транзитом продукцией

- реализация продукции через оптовые магазины;

- реализация продукции в порядке мобилизации внутренних ресурсов

Отличительным признаком функционирования этих структур явился рыночный характер их деятельности: свободный выбор партнеров, полная финансовая самостоятельность, независимость, моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности.

Основные формы оптовой и розничной торговли.
В настоящее время оптовая торговля имеет основные формы:

- транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному пользователю;

- складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов.

Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и складской товарооборот, на который приходится больший удельный вес.

Транзитный товарооборот подразделяется:

- товарооборот с участием в расчетах. Торговая фирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает от своих покупателей. - товарооборот без участия в расчетах. Поставщик предъявляет к оплате счет непосредственно покупателю.

При организации транзитного оборота оптовая база выполняет посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату.

При этом она заключает с поставщиком и получателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. Трудоёмкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден для оптовых баз. Обоснованием для транзитной отгрузки товаров является наряд, который выписывается оптовым предприятиям и адресуется конкретному поставщику-изготовителю, а копия высылается в адрес покупателя - клиента базы. При складской форме торговли используются следующие методы оптовой продажи товаров со склада:

1. Личная отборка товаров покупателями, практикуется по изделиям сложного ассортимента (автомобили, меха, новейшие модели швейных изделий, мебель и т. п.), когда нужен выбор с учетом цвета, модели, рисунка.

2. Продажа товаров через передвижные комнаты товарных образцов, которые оборудуются в кузовах автомашин, оснащаются выдвижными ящиками, витринами с образцами, рекламными альбомами, каталогами, бизнес-картами, на базе которых товаровед оформляет заявки на доставку товаров покупателям.

3. Продажа товаров через автосклады, которые загружаются товарами на базе и, выезжая по графику, отпускают товары магазинам.

4. Посылочная торговля, обеспечивает население в форме индивидуальной или розничной торговли через магазины мелкооптовой посылочной торговли.

5. Подборка товаров в соответствии с заявками, заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу, телефаксу со стороны потребителей.

6. Привлечение при формировании портфеля заказов многочисленных торговых агентов или коммивояжеров.

Продажа товаров на оптовых рынках регулируется гражданским законодательством, в основе которого лежит признание равенства участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, свободы выбора партнёров, недопустимости вмешательства администрации рынка в их коммерческую деятельность. Участники торгов на рынке:

- собственники товара;

- розничные торговые структуры, выступающие в роли покупателей; - персонал оптового рынка.

Администрация оптового рынка обеспечивает соблюдение установленного порядка ведения торгов, предоставляет участникам рынка в аренду необходимые площади в торговом зале, на имеющихся складах, за специальную рыночную пошлину, обеспечивает своевременную уборку территории рынка, санитарные условия и технику пожарной безопасности.

За нарушение правил торговли или невыполнение своих обязательств администрация несет полную ответственность, предусмотренную договорными обязательствами перед пользователями её услугами.

Важной формой оптовой торговли является биржевая торговля. На бирже товары продаются без осмотра, торговые сделки не заключаются. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При этом ведется свободная купля и продажа контрактов. Сделки заключаются только профессиональными посредниками - брокерами. Базисные рыночные цены устанавливаются биржевой котировкой и формируются под влиянием реальных соотношений спроса и предложения. Покупатель дает брокеру поручение на совершение биржевой сделки, в котором определяются конкретный товар, срок его поставки, цена.

Черты биржевой торговли:

- регулярность возобновления биржевых торгов, их высокая организованность, подчиненность биржевой торговли установленным правилам, проведение торгов в строго отведенное время и месте.

- для организации биржевой торговли проводится большая предварительная работа по установлению стандартов на товары, их заменяемости, разработке типовых контрактов, котировке цен, рекламно-информационной деятельности и др. - биржевая торговля осуществляется массовыми однородными товарами, качественно сравнимыми, отдельные партии которых должны быть взаимозаменяемыми. В процессе торговли устанавливаются минимальные партии продаваемых товаров.

Эффективность оптовой торговли характеризуется количеством и качеством услуг, оказываемых оптовым предприятием своим клиентам - покупателям и поставщикам товаров. По функциональному назначению выделяют следующие основные комплексы услуг:

- технические - по хранению, фасовке, упаковке, маркировке, транспортно-экспедиционные услуги и др.;

- коммерческие - помощь в рекламировании товаров, информационные, комиссионные, посреднические по поиску поставщиков товаров и оптовых покупателей и т. п.; - организационно-консультативные - консультации по вопросам ассортимента и качества товаров, эксплуатации изделий, организации розничной продажи, изучение спроса и др.

 

8. Организация продажи товаров в складе- магазине «Кэш-энд-Кэрри»

Магазины «кэш энд кэрри» (от английского «cash&carry»сочетания, которое можно перевести как плати и уноси (увози) предназначены, прежде всего, для обслуживания покупателей, приобретающих товары мелкооптовыми партиями с целью их последующей продажи в магазинах, а также палатках, киосках и других предприятиях мелкорозничной торговли.
С учетом этого в магазинах «кэш энд кэрри» должен поддерживаться низкий уровень цен. Это достигается за счет снижения накладных расходов различными способами, применяемыми как правило, в комплексе:
- многие товары поступают в эти магазины непосредственно с предприятий-изготовителей;
- магазины располагают в помещениях с низкой арендной платой;
- товары в торговом зале таких магазинов выложены на оборудовании (стеллажах, поддонах) таким образом, что покупатель получает прямой доступ к ним. Он знакомится с товарами, информацией на их упаковке, а затем самостоятельно укладывает отобранные товары в специальную тележку. Тележка с товарами перемещается покупателем к кассе, а после проведения расчетов вывозится из магазина. Следовательно, в магазине «кэш энд кэрри» отсутствует необходимость в использовании труда продавцов для обслуживания покупателей;
- к мелкооптовому магазину должны вести удобные подъездные пути. Обязательным является наличие рядом с ним бесплатной стоянки для автомобилей покупателей. Это позволяет такому торговому предприятию обойтись без грузчиков, так как покупатель имеет возможность довезти товары в тележке до автомобиля и самостоятельно погрузить их;
- расчеты за товары производятся, как правило, наличными, что ускоряет оборачиваемость средств, вложенных в их закупку.
Все перечисленное выше способствует снижению издержек обращения и, следовательно, позволяет установить в магазине оптовые цены на мелкооптовые партии товаров.
Магазины «кэш энд кэрри» реализуют товары, не требующие предпродажной подготовки. Прежде всего, это продовольственные товары. Они, как правило, продаются партиями в размере транспортной упаковки.

 

 

9. Роль складов в процессе товародвижения трудно переоценить, ведь перемещение предметов потребления из сферы производства в сферу потребления в процессе товародвижения невозможно без образования в определенных местах необходимых товарных запасов, для хранения которых нужны соответствующие складские устройства.

Под складом понимают устройство (сооружение), предназначенное для хранения товаров. Помимо хранения, в складских помещениях осуществляется большой набор работ, связанных с приемкой, сортировкой, расфасовкой, упаковкой, отпуском и транспортировкой продукции в розничную торговую сеть.

Склады составляют материально-техническую базу оптовой торговли. В оптовой торговле склад, как правило, является составной организационно-технической частью оптовой базы.

Оптовая база — хозрасчетное предприятие оптовой торговли, осуществляющее полный цикл торгово-технологических операций по закупке, хранению и продаже товаров. Склад или складская секция оптовой базы выполняют технологические функции по приемке, хранению, подсортировке и отпуску товаров.

В отдельных случаях склады могут выступать и в виде самостоятельных торговых предприятий (склады потребительских обществ, потребсоюзов). Деятельность большинства таких складов осуществляется на началах частичного или внутреннего хозрасчета, так как самостоятельных торговых операций по купле и продаже товаров они не ведут.

Совокупность складов торговой организации (например, облпотребсоюза) или системы (например, потребительской кооперации) представляет собой складское хозяйство этой организации или системы.

Накопление нормальных товарных запасов — важная роль складов в процессе товародвижения, обеспечивающая непрерывность и планомерность движения общественного продукта из сферы производства в сферу потребления.

Образование товарных запасов связано с необходимостью их хранения. Организовать оптимальное хранение — первейшая задача товарного склада.

Кроме того, склады осуществляют проверку качества и количества поступающих товаров, их подсортировку, товароснабжение розничной торговой сети.

Продовольственные склады призваны выполнять роль основного заслона против проникновения в магазины недоброкачественных товаров, изготовленных промышленными предприятиями или произведенных в сельском хозяйстве. Поэтому они обязаны организовать тщательный товароведный контроль за качеством товаров.

В соответствии с потребностями розничных торговых предприятий на складах проводится подсортировка товаров, поступающих в узком производственном ассортименте от многочисленных специализированных предприятий-изготовителей.

Осуществляя преобразование производственного ассортимента в торговый, склады концентрируют широкий торговый ассортимент, необходимый для бесперебойного удовлетворения заявок магазинов и покупательского спроса населения.

На крупных продовольственных складах создаются специальные фасовочные цехи, оснащенные современным фасовочным оборудованием. Фасовка товаров на крупных складах экономически более целесообразна, чем в небольших и средних магазинах, и стимулирует развитие продовольственных магазинов самообслуживания.

Большая роль склада в процессе движения товаров принадлежит складам в подготовке товаров к продаже и организации рационального товароснабжения розничной торговой сети.

Большинство складов выполняет следующие основные функции:
· получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;
· накопление товарных запасов и обеспечение надлежащих условий их хранения;
· подсортировка и подготовка товаров к продаже;
· комплектование заказов оптовых покупателей;
· товароснабжение розничной торговой сети.

Контролируя качество поступающих товаров, склады оптовых баз служат заслоном проникновению недоброкачественных товаров в розничную торговую сеть.

С целью обеспечения сохранности товарных запасов на складах создаются необходимые условия хранения товаров с учетом самых разнообразных физико-химических свойств.

Одной из важных функций складов является подсортировка товаров, поступающих на склады в узком ассортименте от большого количества поставщиков. Осуществляя преобразование производственного ассортимента в торговый, склады оптовых баз стремятся максимально удовлетворить заявки розничных торговых предприятий на завоз товаров.

Складам оптовых баз принадлежит также важная роль в подготовке товаров к продаже и товароснабжении розничной торговой сети.

ВИДЫ:


В зависимости от характера выполняемых функций склады подразделяются на подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного долгосрочного хранения, накопительные.

Подсортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов торговли. Поскольку товары хранятся на этих складах непродолжительное время, то к их основным функциям следует отнести приемку товаров по количеству и качеству, подсортировку и подготовку их к отпуску, отправку в розничную торговую сеть. Сюда относят склады оптовых баз, которые расположены в районах потребления, а также склады розничных торговых организаций. Здесь формируют товарные потоки в удобном для розничных предприятий ассортименте и направляют их в торговую сеть.

Транзитно-перевалочные склады размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях. Они служат для принятия грузов на партионное хранение в связи с необходимостью перегрузки их с одного вида транспорта на другой. Эти склады осуществляют приемку грузов, краткосрочное хранение и отправку их целыми тарными местами.

К складам сезонного долгосрочного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которых осуществляются обработка и хранение товаров сезонного хранения.

Накопительные склады осуществляют приемку мелких партий товаров от промышленных предприятий и в виде крупно-партионных отправок направляют их в районы потребления.

Одним из важных классификационных признаков является ассортимент товаров, который оказывает влияние на характер выполняемых складами функций, на построение технологическою складского процесса.

По ассортиментному признаку склады делят на универсальные и специализированные.

Универсальные склады предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольственных и продовольственных товаров с выделением для этих целей специальных кладовых и секций. Такие склады составляют основную часть складской сети потребительской кооперации.

Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп.

Широкое разнообразие физико-химических свойств товаров требует дифференцированного подхода к условиям их хранения и вызывает необходимость наличия соответствующей складской сети.


По техническому устройству склады подразделяются на обще-товарные и специальные.

Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима.

К специальным складам относятся овощехранилища, холодильники и т.д.

В зависимости от этажности и высоты складских помещений различают одноэтажные (высотой 6, 12, 16, 32 м) и многоэтажные склады. С точки зрения наиболее рациональной opганизации технологического процесса предпочтение отдается одноэтажным складам.

^В зависимости от устройства склады подразделяют на открытые,полузакрытые и закрытые.

Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площадок или ленточных фундаментов. Эти склады предназначены для хранения строительных материалов, топлива, товаров в контейнерах и др.

Полузакрытые представляют собой навесы для хранения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков.

Закрытые склады - это одно- или многоэтажные здания, которые могут быть отапливаемые и неотапливаемые (утепленные и не утепленные). Отапливаемые склады имеют отопительное оборудование и устройство для вентиляции воздуха. Они предназначены для хранения товаров, требующих поддержания температуры и относительной влажности воздуха в определенных пределах. В неотапливаемых складах хранятся товары, которые не теряют своих свойств при температуре ниже 0 °С.

 

10. Складские помещения делят на следующие группы:
основного производственного назначения;
вспомогательные;
подсобного назначения.
К помещениям основного производственного назначения относят помещения для хранения товаров (секции хранения), холодильные камеры, экспедиции по приему и отпуску товаров, цеха фасовки, комплектовочные.
Вспомогательные помещения предназначены для размещения аппарата управления. Это служебные помещения аппарата управления, пункты питания, здравпункт, санитарно-бытовые помещения, вести-бюли, лестничные клетки, тамбуры. Сюда же относится зал товарных образцов.
Складские помещения подсобного назначения используются для хранения упаковочных и обвязочных материалов, для размещения технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары.
Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделяются соответствующие зоны.
На общетоварных складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки товаров; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта.

Зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами. Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров.

Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами, и площади проходов.

К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей. В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров.

Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса.

Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов здесь должны быть выделены функциональные зоны. Количество таких зон их расположение определяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников.

Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зоны, зону экспозиций, а также зоны ожидании отдыха, информации и проходов.

Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов-коммерсантов. Они оборудуютс столами и рабочими креслами, счетной техникой или персональным компьютером, передвижной картотекой, стульями для покупателей и мебелью для хранения документации. Число таких зон зависит от количества ассортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале товарных образцов.

Зона экспозиций разделяется на отдельные подзоны, оснащаемые пристенными и островными горками с приспособлениями для показа товаров. Подзоны выделяются для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров. Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте.

Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и списками товаров, а также для их отдыха. Основное оборудование зоны ожидания и отдыха– журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различные рекламные материалы (листовки, проспекты, каталоги) и другая информация о реализуемых товарах.

Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть совмещена с зоной информации.

Зона проходов служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оптовой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие – не менее 1 м.

Организация функциональных зон в зале товарных образцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размещение которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию интерьера.

Методика расчета потребности в складской площади.

При решении вопросов нового строительства или реконструкции действующих складов определяется потребность в складских площадях и емкостях. Она рассчитывается по формуле

Sn = NQ

где Sn -- потребность в складской площади (емкости);

N -- норматив складской площади (емкости) на 1 тыс. руб. товарного запаса;

Q -- товарный запас, подлежащий хранению на складе.

Определение потребности в конкретных объемах строительства может осуществляться по различным методикам.

Расчет площади склада можно осуществить по показателю товарных запасов, выраженному в условных двухосных вагонах (для общетоварных складов) и в кубических метрах, а также в условных тоннах (для холодильников и плодоовощехранилищ).

При этом сначала определяют максимальный товарный запас, но каждой группе товаров, подлежащей хранению на складе, по формуле

Qmax =ОК/365С,

где Qmax -- максимальный запас товаров в условных вагонах;

О -- годовой складской товарооборот по соответствующей группе товаров, тыс. руб.;

К -- коэффициент неравномерности образования товарных запасов, равный 1,2-1,3;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.14 (0.098 с.)