Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Организация хозяйственных связей рыночных субъектов↑ Стр 1 из 54Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 8. Организация хозяйственных связей рыночных субъектов по оптовым закупкам и продаже товаров....................................... 215 8.1. Порядок установления хозяйственных связей и операции по оптовым поставкам товаров................................................................... 215 8.2. Методы поставки товаров оптовым покупателям и оказываемые им услуги............................................................................. 219 8.3. Поставка товаров для государственных нужд........................................... 224 Глава 9. Организация товародвижения и товароснабжения розничной торговой сети..................................................................... 231 9.1..Взаимосвязь экономических категорий «товародвижение» и «товароспабжение».................................................................................... 231 9.2. Факторы звенности товародвижения........................................................... 234 9.3. Организационно-экономические формы товародвижения и товароснабжения........................................................................................ 2.48 9.4. Организация доставки товаров в.магазины............................................... 2*14 9.5. Экономико-математические методы управления процессами товародвижения и товароснабжения 252 Глава 10. Организация тарного хозяйства в торговле.................................. 261 10.1. Значение тарной индустрии для экономики страны................................... 261 10.2. Классификация и унификация тары............................................................ 267 10.3. Роль тары и упаковки в рациональной организации торговых и технологических процессов....................................................................... 271 10.4. Организация тарооборота.............................................................................. 275 Глава 11.Товарные склады в торговле........................................................... *..281 11.1. Роль, функции и классификация складов................................................... 281 11.2. Виды складских сооружений и оборудование складов............................. 287 11.3. Устройство и основы проектирования складов......................................... 291 11.4. Устройство специальных складов............................................................... 295 Глава 12. Организация работы на складах....................................................... 302 12.1. Работа складов общего пользования............................................................ 302
2.2. Расчет складских площадей и основные показатели работы Глава 13.Транспортно-экспедиционные операции.......................................... 323 13.1. Выбор транспортных средств для перевозки товаров............................... 323 13.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом.... 326 13.3. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом............... 329 13.4. Основные направления развития транспортно-экспедиционного ение ВВЕДЕНИЕ Коренные изменения, произошедшие в ро ссий ской экономике с начала реформ, тесно связаны^ с развитием торговли. Именно в торговле России началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы, разгосударствление предприятий, их приватизация. Частный сектор в торговле занял главенствующее место, более 95% товарооборота в 2002 г. приходилось на негосударственные торговые, предприятия. В торговле сегодня работает около 10,0 млн человек, это примерно 15 % от общего количе ства занятых в экономике страны; число предприятий в торговле на начало 2003 г. составило примерно 1 млн 200 тыс. единиц, т. е. почти 35% всех предприятий России. В валовом внутреннем продукте доля торговли превышает 22%. Та ким об разом, торговля^— одна из важнейших сфер жизнеобеспе- чения нас еления. Пр и ее посредстве пр оизведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование товарного предложени я и пок упательского спроса. Торговля является источг шком поступления текущих денежных средств7"а7 следовательно, и финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость, акцизы — это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет. Исходя из большого экономического и социального значения торговли, в Российской Федерации разработана Концепция развития внутренней торговли, в которой сформулированы следующие основные цели: • определить роль торговли на нынешнем этапе развития реформ, особенно в деле содействия восстановлению позиций отечественных товаропроизводителей на потребительском рынке, создания надежного партнерства между предприятиями торговли, промышленности и сельского хозяйства; • усовершенствовать организационную и технологическую структуру внутренней торговли, провести реформу торговых предпри- ятий на основе перехода их на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования; • определить пути взаимодействия внутренней и внешней торговли в интересах укрепления экономики страны и развития внутреннего потребительского рынка; • обосновать концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры внутренней торговли, включая оптовую торговлю, розничную торговлю и общественное питание; • создать отраслевую информационную систему внутренней торговли и службу мониторинга торговых предприятий; • ввести эффективную систему государственного регулирования торговли, контроля и защиты прав потребителей. Достижение высокой степени либерализации экономики и финансовой стабилизации в стране создало условия для перехода к решению задачи реформирования предприятий. Речь идет об осуществлении комплекса мер по изменению законодательно-нормативной и ринансово-хозяйственной среды функционирования предприятий. В сфере внутренней торговли реформа предполагает: • выбор оптимальной организационно-правовой формы торговых предприятий, способной оказывать влияние на формирование внутреннего рынка и активизацию деятельности отечественных товаропроизводителей; • создание благоприятных условий для интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых структур; • определение концепции развития различных видов и типов торговых предприятий, включая создание современных розничных и оптово-розничных «цепей», основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средетв.оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания; • улучшение управления па предприятиях, стимулирование повышения их эффективности и конкурентоспособности, снижение издержек обращения и создание условий для реализации товаров поумеренным ценам; • четкое разграничение ответственности и прав собственников, Введение
в капитале акционерных обществ и перехода таких прав к эффективным собственникам; • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий. Изменение принципов хозяйствования, усложнение процессов товарного обращения, ускорение научно-технического прогресса в торговле увеличивают потребность в высококвалифицированных специалистах. Эти специалисты должны иметь не только глубокую теоретическую подготовку, но и обладать навыками практической организационной работы. Цель данного учебника — формирование у будущих специалистов торговли знаний в области организации работы розничных и оптовых торговых предприятий, торговых и технологических процессов, установления хозяйственных связей, организации товародвижения и товароснабжения, складского и тарного хозяйства, проведения транс-портно-экспедиционных операций. В процессе изучения курса «Организация торговли» используются данные смежных экономических дисциплин — «Общеэкономическая теория», «Экономика торговли», «Маркетинг», «Менеджмент», «Коммерческая логистика». Глава 1 РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ Г 1.1. Принципы и содержание организации
государственного регулирования торговли 'азвитие рыночных отношений в России показывает, что одна из на и-олее сдож1 ШХ проблем — это отн ошения государства и рынка. Рос-ийский опыт перехода к системе рыночных отношений и прак тика эко номически разв итых государств говорят о 1тео бходим1зети госу-йрственного регулирования рыночных отношений. Более сложный зопрос — это во прос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Зде сь существуют две конц епции. Первая п олучила название монитористской. Она исходит из минимального уровня государственного регулирования рыночных отношений. Вторая называется KeUHCuaHgcoujiojiueH и ее создателя — американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно о сновательно регулировать рыночные отношений. В настоящее время страны с развитой рыночной экономикой в большей мере руководствуются второй концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел Государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не существует. В каждой стране сте пень государственного рег улирования определяется исходя из о собенностей экономической системы. В Российской Федсра1ли1 ^)еударств о дос таточно основате льно ре Государство регулирует договорно-обязлтельствеппые отношения между предпринимателями. Эти отношения строятся не толь- ё П)______________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли ко на принципе свободы договора, но и на принципе его законности. Законом определяется порядок заключения, расторжения и изме-7 ч нения договоров, устанавливается отв етственно сть за невыполнение договорных обязательств. Причем значительное внимание уделяется регулированию деятельности посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения, комиссии, коммерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ. Крупный блок отношений, регулируемых государством, представлен объектами предпринимательской деятельности на рынке. Дей-ству ющее законодательство определяет^пгзавовой режим имущества предпринимателя, порядок его учета и оценки, приобретения и отторжения, защиты имущественных прав. Особое значение придается регулированию товарных отношений. Товар является центральной категорией рынка. Процесс его продвижения от производителя к потребителю регламентируется договорами купли-продажи и мены, *>"* а также сопутствующими им договорами перевозки гр узов, хранения на товарном с кладе, страхования имущества и др. Важной сферой госуд арственного регулирования является также q система палогообложения пре дпринимательских структур. Налоговым кодексом, соответствующими законами и подзаконными актами определ ены виды налогов на федеральном, региональном и местном уровнях, установлены ставки налогов при осуществлении торговых, снабженческих, закупочных и иных сделок. Все это говорит о том, что главной постоянной функцией государства становится эко номичес кое _регул_иров_ание. Стратегической целью такого регулирования является соз дание необходимых услов ий, при которых можно своевременно"контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность. Основны- _ми _задачамп системы государственного рег улирования торговли Д_ стали: форм ироваш шдостаточной конкурентной среды; защита внут- Д^ реннего рынка на основе поддержки отечественного товароироизво-дителя^ре гулирования иностранны х инвестиций в сферу торговли, J jj обосщншиичотраслевых особенностей палогообложения, лицензи рования, кредитования, квотирова пия^эфф сктивный контр оль защиты прав и соблюдения интересов потребтелей/сти мулиров ание обновления технологии торгового процесса п логистического обслу-жйвания^азвитие и укрупнение нормэтшзшэчгравовой базы торгов-лихподдержание тре буемых тчпзщщпотоков для обеспечения государственных нужд. 1.1. Принципы и содержание организации государственного регулирования. Идеология государственного регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три основные групп ы торговых организаций, являющихся объектами г осударственного регу лирования: / • торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтингента и потребителей мест досрочного завоза; торговые организации, стабильно работающие по гене ральным соглаше ниям с органами исполнительной вл асти всех уровней и создающие своеобразную зону страт е гичес кого контроля "исполнительной власти на потребительском рынке; торговые организации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования. Для того чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях. Механизм государственного регулирован ия должен опираться на дгест ь ведущих принципов: 1. Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями "" и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке., 2. Сведение административного воздействия к нормативно-право-х вому регулированию. 3. Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независи-' мо от их организационно-правовых форм и форм собственности. 4. Признание необходимости централизации определенного комп-/-■ лекса организационно-экономических функций. 5. Четкое разграничение макро- и микроуровней в системе государ 6. Четкое разделение'функций между тремя уровнями системы из них общего подхода к проблеме государственного регулирования торговли в целом. Общее содержа!iне государстве)того регул и|)Онапня должно опирать-ря на понимание того, что на любом уровне системы следует выполнять трсдусмотренные законодательством разрешительные, коптролыю-(зап ре тигельные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, фор-
№ V Г <f ^2_______________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли 1.2. Методы государственного регулирования товарного обращения
мированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения. В связи с общим подходом к проблеме государственного регулирования торговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики. Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения торгового обслуживания, а с другой — формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой политики. В связи с этим основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей. Непос редственным организатором, координатором и исполнителем функций государственно го регулирова ния торговли является муниципа льный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников тор- гового оборота; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования. Глзвэ2 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ Глава 3 В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. Планировка торгового зала магазина Торговый зал — основная часть торговых помещений магазина. Здесь размещают рабочий и выставочный запас товаров. Площадь торгового 3.3. Планировка торгового зала магазина_________________________ 63 зала занимает более половины общей площади магазина. Устройство и планировка торгового зала должны обеспечивать создание условий для высокого уровня торгового обслуживания. Устройство и планировка торгового зала зависят от его формы и размеров, зон размещения товаров, вида оборудования, применяемого для их выкладки, системы расчетов с покупателями. Основной формой продажи продовольственных и непродовольственных товаров является самообслуживание. При этой форме продажи торговый зал не делят на зоны для покупателей и рабочие места продавцов. В распоряжение покупателей, которые самостоятельно отбирают товары, передается вся площадь торгового зала. Важным требованием к устройству и планировке торгового зала магазина самообслуживания является рациональная организация движения покупательского потока. Отечественная и зарубежная практика работы магазинов самообслуживания показывает, что наиболее рациональной является такая планировка торгового зала, при которой покупатели движутся по кругу против часовой стрелки и возвращаются к начальному пункту движения. Это обусловлено тем, что они отбирают товары во взятые при входе инвентарные корзины (тележки), которые возвращают обратно при выходе. Кроме того, покупатели, оставившие на хранение при входе в магазин свои личные сумки, должны получить их после расчета за отобранные товары. С учетом этого магазины самообслуживания должны иметь вход-выход, размещенный в правой части торгового зала. Необходимым требованием к устройству торгового зала является рациональная планировка зон размещения товаров и оборудования, а также проходов для покупателей.. Основной системой планировки в магазинах самообслуживания является линейная. При линейной планировке вся зона размещения товаров, оборудования и проходов для покупателей представляет собой пря-мыелинип в продольном и поперечном направлениях но отношению к продольной оси торгового зала. Для более эффективного использования площади зала при линейной планировке часть оборудования (односторонние горки, охлаждаемые прилавки, тару-оборудование) следует размещать вдоль трех стен торгового зала. Планировка торгового зала магазина самообслуживания должна обеспечивать контроль за выходящими из зоны самообслуживания покупателями. Это достигается размещением кабин кассиров-контролеров в едином для всей зоны самообслуживания узле. Кабины устанавливают так, чтобы кассир-контролер сидел лицом к торговому залу, а покупатели подходили к нему с левой стороны.
64_____ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях. Количество кабин кассиров-контролеров определяется из расчета одной кабины на каждые 80 м2 площади торгового зала. Однако следует учитывать и интенсивность покупательских потоков, поэтому во избежание очередей в расчетном узле в часы пик многие крупные магазины увеличивают число кабин кассиров-контролеров, доводя обеспеченность ими до 60 м2 площади торгового зала на одну кабину. За пределами узла расчета устанавливают столы, на которых покупатели перекладывают купленные товары из инвентарных корзин или тележек в личные сумки. В крупных продовольственных магазинах самообслуживания организуют отделы продажи товаров по заказам, а также кафетерии. Их следует размещать так, чтобы покупатели могли посещать их, минуя зону самообслуживания. В настоящее время в проекты торговых зданий конструктивно закладывается принцип так называемой гибкой планировки, предусматривающий ограничение устройства капитальных перегородок, создания условий для укрупнения площади торговых помещений и их модернизации. Перепланировка торговых помещений необходима при совершенствовании форм торгового обслуживания, внедрении нового оборудования, расширении торгового ассортимента и дополнительных услуг покупателям. Планировка торгового зала должна обеспечивать рациональное использование его площади и оборудования. Эффективность использования торговой площади и оборудования в магазинах самообслуживания оценивается размерами установочной и экспозиционной площадей и определяется коэффициентами. Установочной называют часть площади торгового зала, занятую иод оборудование для выкладки товаров. Коэффициент установочной площади рассчитывается по формуле К = П • П, где К — коэффициент установочной площади; Пг|Л —' площадь торгового зала, занятая оборудованием с товарами, м2; Пп — общая площадь торгового зала, м2. Экспозиционная площадь — это площадь выкладки товаров, слагаемая из площадей всех плоскостей оборудования, используемых для показа товаров. Коэффициент экспозиционной площади рассчитывается по формуле
3.3. Планировка торгового зала магазина К -П:П, Э II О' где Кэ — коэффициент экспозиционной площади; П — площадь полок оборудования, используемая для выкладки товаров, м2; П — общая площадь торгового зала, м2. В зависимости от вида, назначения и конструкции торгового оборудования коэффициент экспозиционной площади может быть различным. На его снижение в продовольственных магазинах влияет наличие в общем количестве оборудования торгового зала охлаждаемых горок, которые имеют соотношение установочной и экспозиционной площадей 1:1. В настоящее время расширяется производство горок с машинным охлаждением с двумя полками для выкладки товаров, что позволяет повысить коэффициент экспозиционной площади. Повышение установочной площади в магазинах с интенсивным покупательским потоком ведет к неудобствам и стесненности. Увеличение экспозиционной площади также не всегда оправдано, так как приводит к расширению кладовых и камер хранения. Поэтому выбор оптимальных значений и соотношения коэффициентов установочной и экспозиционной площадей является важной частью проектирования. Рекомендуемые примерные показатели коэффициентов установочной и экспозиционной площадей в продовольственных магазинах самообслуживания приведены в табл. 3.2. Таким образом, коэффициент эффективности использования торговой площади и оборудования магазина (К.,) рассчитывается как отношение фактических значений коэффициентов установочной и экспозиционной площадей к нормативным. При соответствии фактических и Таблица 3.2 Примерные показатели коэффициентов установочной Глава 4 Торгового обслуживания
Самообслуживание — это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета. Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания, продавцами при условии, что прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускают без предварительной оплаты их стоимости в кассе. Социальный и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта форма дает возможное 11. существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей. Самообслуживание не только отвечает интересам покупателей, по и позволяет предприятию получить большую экономическую выгоду, поскольку в магазинах самообслуживания повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров. Широкое развитие самообслуживания способствует относительному сокращению потребности в торговой площади, более рационально- 74___________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения му использованию трудовых ресурсов. Отечественная и зарубежная практика торговли показывает, что по этой форме можно продавать практически все продовольственные товары и большинство непродовольственных. Основными операциями процесса продажи товаров при самообслуживании являются: самостоятельный осмотр и отбор товаров покупателями, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку. Торговому и технологическому процессам соответствуют определенные методы их организации (табл. 4.2). Для магазинов самообслуживания характерен определенный уровень потерь товаров, связанный с «забывчивостью» покупателей и мелкими хищениями товаров. В крупных магазинах самообслуживания такие потери составляют до 1-2% товарооборота. Практика самообслуживания в нашей стране и за рубежом позволила выработать следующие рекомендации по сокращению потерь в магазинах, применяющих эту форму торгового обслуживания: • размещать запасы товаров на одном уровне с торговым залом; • изолировать помещение приемочной от кладовых; • не провозить запасы товаров через служебный вход; • иметь планировку торгового зала в форме прямоугольника; • размещать оборудование для выкладки товаров на одной оси с кассами; • размещать наиболее удобные для хищения товары в зоне эффективного наблюдения; • располагать рядом с входом-выходом застекленную кабину администратора, причем она должна быть на несколько ступенек выше уровня пола; • применять прозрачную упаковку товаров и достаточно жесткие этикетки, которые не отклеиваются; • перекрывать перегородки и стойки оборудования зеркалами, особенно выпуклыми; • использовать настенные зеркала специального назначения, которые в торговом зале представляют собой обычное зеркало, а со стороны подсобного помещения являются прозрачным стеклом, через которое хорошо просматривается торговый зал; • устанавливать при входе в магазин турникет, действующий только в одном направлении; 4tt. Формы торгового обслуживания покупателей и методы продажи товаров 75 Таблица 4.2 Операции процесса продажи и методы их выполнения При самообслуживании
• использовать промышленное телевидение и другие средства контроля за осмотром и отбором товаров; • применять тактичные формы воспитательною воздействия на покупателей. 76___________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения Продажа товаров по образцам — это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за дополнительную плату оформить их доставку на дом. Особенность этой формы обслуживания заключается в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладовых магазинов, на складах производителя или оптового продавца. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте, а покупателям — самостоятельно и быстро ознакомиться с ними. Организация продажи товаров по образцам требует, чтобы все выставленные образцы имели хорошо оформленные ярлыки с указанием наименования изделия, артикула, сорта, изготовителя, цены и некоторых других данных, а продавцы могли дать по каждому образцу исчерпывающую консультацию. Такой форме обслуживания покупателей присущи следующие методы выполнения операций процесса продажи (табл. 4.3). По образцам целесообразно продавать товары, требующие отмеривания и нарезки (ткани, стройматериалы и пр.), а также технически сложные и крупногабаритные изделия (мебель, холодильники, телевизоры, стиральные машины и пр.). Продажа товаров по каталогам — это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность совершить покупку, выбран товар по каталогу в магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа по каталогам может применяться как для непродовольственных, так и для продовольственных товаров. Розничная торговля непродовольственными товарами чаще осуществляется базами Посылторга по каталогам, имеющимся в почтовых отделениях городов и поселков. Покупатели выбирают товары и направляют заказы базе. База выполняет заказы и направляет их в адрес покупателей посылками с оплатой товаров, упаковки и почтовых расходов наложен иым iикпежом. Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных товаров по каталогам обусловливается получением дополнительного товарооборота на тех же торговых площадях, возможностью рационально использовать труд работников магазина. В каталоги, помимо отдельных товаров, целесообразно включать стандартные наборы продуктов. 4.1. Формы торгового обслуживания покупателей и методы продажи товаров 77 Таблица 4.3 00 00 £
|