Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Организация хозяйственных связей рыночных субъектов

Поиск

Глава 8. Организация хозяйственных связей рыночных субъектов

по оптовым закупкам и продаже товаров....................................... 215

8.1. Порядок установления хозяйственных связей и операции

по оптовым поставкам товаров................................................................... 215

8.2. Методы поставки товаров оптовым покупателям

и оказываемые им услуги............................................................................. 219

8.3. Поставка товаров для государственных нужд........................................... 224

Глава 9. Организация товародвижения и товароснабжения

розничной торговой сети..................................................................... 231

9.1..Взаимосвязь экономических категорий «товародвижение»

и «товароспабжение».................................................................................... 231

9.2. Факторы звенности товародвижения........................................................... 234

9.3. Организационно-экономические формы товародвижения

и товароснабжения........................................................................................ 2.48

9.4. Организация доставки товаров в.магазины............................................... 2*14

9.5. Экономико-математические методы управления процессами товародвижения и товароснабжения 252

Глава 10. Организация тарного хозяйства в торговле.................................. 261

10.1. Значение тарной индустрии для экономики страны................................... 261

10.2. Классификация и унификация тары............................................................ 267

10.3. Роль тары и упаковки в рациональной организации торговых


и технологических процессов....................................................................... 271

10.4. Организация тарооборота.............................................................................. 275

Глава 11.Товарные склады в торговле........................................................... *..281

11.1. Роль, функции и классификация складов................................................... 281

11.2. Виды складских сооружений и оборудование складов............................. 287

11.3. Устройство и основы проектирования складов......................................... 291

11.4. Устройство специальных складов............................................................... 295

Глава 12. Организация работы на складах....................................................... 302

12.1. Работа складов общего пользования............................................................ 302

(

2.2. Расчет складских площадей и основные показатели работы
складов...................................................................................................................... 305
2.3. Организация технологического процесса на складах...................................... 310
■ i2.4. Оперативное управление работой складов.................................................. 318

Глава 13.Транспортно-экспедиционные операции.......................................... 323

13.1. Выбор транспортных средств для перевозки товаров............................... 323

13.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом.... 326

13.3. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом............... 329

 

13.4. Основные направления развития транспортно-экспедиционного
обслуживания товарных рынков........................................................................... 337
риложение............................................................................................................... 339


ение


ВВЕДЕНИЕ

Коренные изменения, произошедшие в ро ссий ской экономике с нача­ла реформ, тесно связаны^ с развитием торговли. Именно в торговле России началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы, разгосударствление предпри­ятий, их приватизация.

Частный сектор в торговле занял главенствующее место, более 95% товарооборота в 2002 г. приходилось на негосударственные торговые, предприятия.

В торговле сегодня работает около 10,0 млн человек, это примерно 15 % от общего количе ства занятых в экономике страны; число пред­приятий в торговле на начало 2003 г. составило примерно 1 млн 200 тыс. единиц, т. е. почти 35% всех предприятий России. В валовом внутреннем продукте доля торговли превышает 22%.

Та ким об разом, торговля^— одна из важнейших сфер жизнеобеспе- чения нас еления. Пр и ее посредстве пр оизведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование то­варного предложени я и пок упательского спроса.

Торговля является источг шком поступления текущих денежных средств7"а7 следовательно, и финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость, акцизы — это элементы цены, ко­торые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напря­мую поступают в бюджет.

Исходя из большого экономического и социального значения тор­говли, в Российской Федерации разработана Концепция развития внутренней торговли, в которой сформулированы следующие основ­ные цели:

• определить роль торговли на нынешнем этапе развития реформ, особенно в деле содействия восстановлению позиций отечествен­ных товаропроизводителей на потребительском рынке, создания надежного партнерства между предприятиями торговли, промыш­ленности и сельского хозяйства;

• усовершенствовать организационную и технологическую струк­туру внутренней торговли, провести реформу торговых предпри-


ятий на основе перехода их на общепринятые в рыночной эконо­мике принципы функционирования;

• определить пути взаимодействия внутренней и внешней торгов­ли в интересах укрепления экономики страны и развития внут­реннего потребительского рынка;

• обосновать концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры внутренней торговли, включая оптовую торгов­лю, розничную торговлю и общественное питание;

• создать отраслевую информационную систему внутренней тор­говли и службу мониторинга торговых предприятий;

• ввести эффективную систему государственного регулирования торговли, контроля и защиты прав потребителей.

Достижение высокой степени либерализации экономики и финан­совой стабилизации в стране создало условия для перехода к реше­нию задачи реформирования предприятий. Речь идет об осуществле­нии комплекса мер по изменению законодательно-нормативной и ринансово-хозяйственной среды функционирования предприятий. В сфере внутренней торговли реформа предполагает:

• выбор оптимальной организационно-правовой формы торговых предприятий, способной оказывать влияние на формирование внутреннего рынка и активизацию деятельности отечественных товаропроизводителей;

• создание благоприятных условий для интегрирования хозяй­ственной деятельности различных торговых структур;

• определение концепции развития различных видов и типов тор­говых предприятий, включая создание современных розничных и оптово-розничных «цепей», основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средетв.осна­щения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания;

• улучшение управления па предприятиях, стимулирование повы­шения их эффективности и конкурентоспособности, снижение издержек обращения и создание условий для реализации това­ров поумеренным ценам;

• четкое разграничение ответственности и прав собственников,
управляющих, наемного персонала и потребителей, развитие
механизма корпоративного управления, защита прав акционе­
ров, обеспечение свободного перераспределения нрав участия



Введение


 


в капитале акционерных обществ и перехода таких прав к эффек­тивным собственникам;

• обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий.

Изменение принципов хозяйствования, усложнение процессов товарного обращения, ускорение научно-технического прогресса в тор­говле увеличивают потребность в высококвалифицированных спе­циалистах. Эти специалисты должны иметь не только глубокую тео­ретическую подготовку, но и обладать навыками практической организационной работы.

Цель данного учебника — формирование у будущих специалистов торговли знаний в области организации работы розничных и оптовых торговых предприятий, торговых и технологических процессов, уста­новления хозяйственных связей, организации товародвижения и товароснабжения, складского и тарного хозяйства, проведения транс-портно-экспедиционных операций.

В процессе изучения курса «Организация торговли» используются данные смежных экономических дисциплин — «Общеэкономическая теория», «Экономика торговли», «Маркетинг», «Менеджмент», «Ком­мерческая логистика».


Глава 1

РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ

Г

1.1. Принципы и содержание организации

^

государственного регулирования торговли 'азвитие рыночных отношений в России показывает, что одна из на и-олее сдож1 ШХ проблем — это отн ошения государства и рынка. Рос-ийский опыт перехода к системе рыночных отношений и прак тика эко номически разв итых государств говорят о 1тео бходим1зети госу-йрственного регулирования рыночных отношений. Более сложный зопрос — это во прос о пределах государственного вмешательства в дея­тельность рынка. Зде сь существуют две конц епции. Первая п олучила название монитористской. Она исходит из минимального уровня го­сударственного регулирования рыночных отношений. Вторая называ­ется KeUHCuaHgcoujiojiueH и ее создателя — американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно о сновательно регулировать рыночные отношений. В настоящее время страны с раз­витой рыночной экономикой в большей мере руководствуются вто­рой концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел Государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не су­ществует. В каждой стране сте пень государственного рег улирования определяется исходя из о собенностей экономической системы.

В Российской Федсра1ли1 ^)еударств о дос таточно основате льно ре­
гулирует деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это про- /
является в регламентации законом организационно-прав овых форм
к оммерческих орган изаций, необходимости государственной регпст-
рацин, лицензирования отдельных видов предпринимательской дея- А,
телыюсти, обяз ательной сертификации товаров п услуг и др..3

Государство регулирует договорно-обязлтельствеппые отноше­ния между предпринимателями. Эти отношения строятся не толь-


ё


П)______________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли

ко на принципе свободы договора, но и на принципе его законности. Законом определяется порядок заключения, расторжения и изме-7 ч нения договоров, устанавливается отв етственно сть за невыполне­ние договорных обязательств. Причем значительное внимание уде­ляется регулированию деятельности посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения, комиссии, ком­мерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ.

Крупный блок отношений, регулируемых государством, представ­лен объектами предпринимательской деятельности на рынке. Дей-ству ющее законодательство определяет^пгзавовой режим имущества предпринимателя, порядок его учета и оценки, приобретения и оттор­жения, защиты имущественных прав. Особое значение придается регулированию товарных отношений. Товар является центральной категорией рынка. Процесс его продвижения от производителя к по­требителю регламентируется договорами купли-продажи и мены,

*>"* а также сопутствующими им договорами перевозки гр узов, хранения на товарном с кладе, страхования имущества и др.

Важной сферой госуд арственного регулирования является также

q система палогообложения пре дпринимательских структур. Налого­вым кодексом, соответствующими законами и подзаконными актами определ ены виды налогов на федеральном, региональном и местном уровнях, установлены ставки налогов при осуществлении торговых, снабженческих, закупочных и иных сделок.

Все это говорит о том, что главной постоянной функцией государ­ства становится эко номичес кое _регул_иров_ание. Стратегической це­лью такого регулирования является соз дание необходимых услов ий, при которых можно своевременно"контролировать насыщение по­требительского рынка и его стратегическую безопасность. Основны- _ми _задачамп системы государственного рег улирования торговли

Д_ стали: форм ироваш шдостаточной конкурентной среды; защита внут- Д^ реннего рынка на основе поддержки отечественного товароироизво-дителя^ре гулирования иностранны х инвестиций в сферу торговли, J jj обосщншиичотраслевых особенностей палогообложения, лицензи­ рования, кредитования, квотирова пия^эфф сктивный контр оль за­щиты прав и соблюдения интересов потребтелей/сти мулиров ание обновления технологии торгового процесса п логистического обслу-жйвания^азвитие и укрупнение нормэтшзшэчгравовой базы торгов-лихподдержание тре буемых тчпзщщпотоков для обеспечения госу­дарственных нужд.


1.1. Принципы и содержание организации государственного регулирования.

Идеология государственного регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три основные групп ы торговых организа­ций, являющихся объектами г осударственного регу лирования: / • торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтингента и потребителей мест досрочного завоза; торговые организации, стабильно работающие по гене ральным соглаше ниям с органами исполнительной вл асти всех уровней и создающие своеобразную зону страт е гичес кого контроля "испол­нительной власти на потребительском рынке; торговые организации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования. Для того чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосу­дарственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.

Механизм государственного регулирован ия должен опираться на дгест ь ведущих принципов:

1. Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями "" и ориентация на управление процессами, протекающими на по­требительском рынке., 2. Сведение административного воздействия к нормативно-право-х вому регулированию.

3. Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независи-' мо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. Признание необходимости централизации определенного комп-/-■ лекса организационно-экономических функций.

5. Четкое разграничение макро- и микроуровней в системе государ­
ственного регулирования.

6. Четкое разделение'функций между тремя уровнями системы
s государственного регулирования при сохранении на каждом

из них общего подхода к проблеме государственного регули­рования торговли в целом. Общее содержа!iне государстве)того регул и|)Онапня должно опирать-ря на понимание того, что на любом уровне системы следует выполнять трсдусмотренные законодательством разрешительные, коптролыю-(зап ре тигельные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, фор-


 



V


Г


<f


^2_______________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли


1.2. Методы государственного регулирования товарного обращения



 


мированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.

В связи с общим подходом к проблеме государственного регули­рования торговли задачами федерального уровня становятся тамо­женное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и суб­сидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспе­чивать реализацию принципов совместного ведения торгового об­служивания, а с другой — формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой по­литики.

В связи с этим основными задачами региональных органов государ­ственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их примене­ния к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормати­вов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эф­фективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие ре­гионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроиз­водителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за со­блюдением прав потребителей.

Непос редственным организатором, координатором и исполнителем функций государственно го регулирова ния торговли является муници­па льный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим си­туацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников тор-


гового оборота; рациональное размещение торговых объектов по терри­тории муниципального образования.

Глзвэ2

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ

Глава 3

В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.

Планировка торгового зала магазина

Торговый зал — основная часть торговых помещений магазина. Здесь размещают рабочий и выставочный запас товаров. Площадь торгового


3.3. Планировка торгового зала магазина_________________________ 63

зала занимает более половины общей площади магазина. Устройство и планировка торгового зала должны обеспечивать создание условий для высокого уровня торгового обслуживания.

Устройство и планировка торгового зала зависят от его формы и размеров, зон размещения товаров, вида оборудования, применяемого для их выкладки, системы расчетов с покупателями.

Основной формой продажи продовольственных и непродоволь­ственных товаров является самообслуживание. При этой форме про­дажи торговый зал не делят на зоны для покупателей и рабочие места продавцов. В распоряжение покупателей, которые самостоятельно от­бирают товары, передается вся площадь торгового зала.

Важным требованием к устройству и планировке торгового зала мага­зина самообслуживания является рациональная организация движения покупательского потока. Отечественная и зарубежная практика работы магазинов самообслуживания показывает, что наиболее рациональной является такая планировка торгового зала, при которой покупатели дви­жутся по кругу против часовой стрелки и возвращаются к начальному пункту движения. Это обусловлено тем, что они отбирают товары во взя­тые при входе инвентарные корзины (тележки), которые возвращают об­ратно при выходе. Кроме того, покупатели, оставившие на хранение при входе в магазин свои личные сумки, должны получить их после расчета за отобранные товары. С учетом этого магазины самообслуживания должны иметь вход-выход, размещенный в правой части торгового зала.

Необходимым требованием к устройству торгового зала является рациональная планировка зон размещения товаров и оборудования, а также проходов для покупателей..

Основной системой планировки в магазинах самообслуживания яв­ляется линейная. При линейной планировке вся зона размещения това­ров, оборудования и проходов для покупателей представляет собой пря-мыелинип в продольном и поперечном направлениях но отношению к продольной оси торгового зала. Для более эффективного использо­вания площади зала при линейной планировке часть оборудования (односторонние горки, охлаждаемые прилавки, тару-оборудование) следует размещать вдоль трех стен торгового зала.

Планировка торгового зала магазина самообслуживания должна обеспечивать контроль за выходящими из зоны самообслуживания по­купателями. Это достигается размещением кабин кассиров-контроле­ров в едином для всей зоны самообслуживания узле. Кабины устанав­ливают так, чтобы кассир-контролер сидел лицом к торговому залу, а покупатели подходили к нему с левой стороны.


 


64_____ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях.

Количество кабин кассиров-контролеров определяется из расчета одной кабины на каждые 80 м2 площади торгового зала. Однако следу­ет учитывать и интенсивность покупательских потоков, поэтому во избежание очередей в расчетном узле в часы пик многие крупные ма­газины увеличивают число кабин кассиров-контролеров, доводя обес­печенность ими до 60 м2 площади торгового зала на одну кабину.

За пределами узла расчета устанавливают столы, на которых поку­патели перекладывают купленные товары из инвентарных корзин или тележек в личные сумки.

В крупных продовольственных магазинах самообслуживания орга­низуют отделы продажи товаров по заказам, а также кафетерии. Их следует размещать так, чтобы покупатели могли посещать их, минуя зону самообслуживания.

В настоящее время в проекты торговых зданий конструктивно закла­дывается принцип так называемой гибкой планировки, предусмат­ривающий ограничение устройства капитальных перегородок, созда­ния условий для укрупнения площади торговых помещений и их модернизации.

Перепланировка торговых помещений необходима при совершен­ствовании форм торгового обслуживания, внедрении нового оборудо­вания, расширении торгового ассортимента и дополнительных услуг покупателям.

Планировка торгового зала должна обеспечивать рациональное использование его площади и оборудования. Эффективность исполь­зования торговой площади и оборудования в магазинах самообслу­живания оценивается размерами установочной и экспозиционной площадей и определяется коэффициентами.

Установочной называют часть площади торгового зала, занятую иод оборудование для выкладки товаров.

Коэффициент установочной площади рассчитывается по формуле

К = П • П,

где К — коэффициент установочной площади;

Пг|Л —' площадь торгового зала, занятая оборудованием с товарами, м2;

Пп — общая площадь торгового зала, м2.

Экспозиционная площадь — это площадь выкладки товаров, слага­емая из площадей всех плоскостей оборудования, используемых для показа товаров.

Коэффициент экспозиционной площади рассчитывается по фор­муле


 

 

3.3. Планировка торгового зала магазина

К -П:П,

Э II О'

где Кэ — коэффициент экспозиционной площади; П — площадь полок оборудования, используемая для выкладки това­ров, м2; П — общая площадь торгового зала, м2.

В зависимости от вида, назначения и конструкции торгового обору­дования коэффициент экспозиционной площади может быть различ­ным. На его снижение в продовольственных магазинах влияет нали­чие в общем количестве оборудования торгового зала охлаждаемых горок, которые имеют соотношение установочной и экспозиционной площадей 1:1. В настоящее время расширяется производство горок с машинным охлаждением с двумя полками для выкладки товаров, что позволяет повысить коэффициент экспозиционной площади.

Повышение установочной площади в магазинах с интенсивным покупательским потоком ведет к неудобствам и стесненности. Увели­чение экспозиционной площади также не всегда оправдано, так как приводит к расширению кладовых и камер хранения. Поэтому выбор оптимальных значений и соотношения коэффициентов установочной и экспозиционной площадей является важной частью проектирования.

Рекомендуемые примерные показатели коэффициентов установоч­ной и экспозиционной площадей в продовольственных магазинах са­мообслуживания приведены в табл. 3.2.

Таким образом, коэффициент эффективности использования торго­вой площади и оборудования магазина (К.,) рассчитывается как отно­шение фактических значений коэффициентов установочной и экспози­ционной площадей к нормативным. При соответствии фактических и

Таблица 3.2

Примерные показатели коэффициентов установочной

Глава 4

Торгового обслуживания

 

 

Формы торгового обслуживания Операции процесса продажи
Ознакомление покупателей с товарами Расчет за покупку, ее комплектность, оформление и отпуск покупателям
Самообслуживание Самостоятельный осмотр товаров покупателями Самостоятельный отбор товаров; доставка товаров покупателями в узел расчета; расчет за покупку
Продажа товаров по образцам Самостоятельный осмотр товаров покупателями; демонстрация товаров в действии торговым персоналом Расчет за покупку, оформление доставки купленных товаров, доставка купленных товаров по указанному покупателями адресу
Продажа товаров по каталогам Ознакомление с ассортиментом реализуемых по каталогам товаров на почте, оптовом или производственном предприятии Оформление заказа на выбранные товары, расчет за покупку; доставка заказанных товаров в почтовые отделения или на дом покупателю
Индивидуальное обслуживание через прилавок Показ товаров торговым персоналом Расчет за покупку, отпуск товаров покупателям торговым персоналом

Самообслуживание — это форма торгового обслуживания, при ко­торой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.

Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания, продавцами при условии, что прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускают без предварительной оплаты их стоимости в кассе.

Социальный и экономический эффект самообслуживания заклю­чается в том, что эта форма дает возможное 11. существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.

Самообслуживание не только отвечает интересам покупателей, по и позволяет предприятию получить большую экономическую выгоду, поскольку в магазинах самообслуживания повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров.

Широкое развитие самообслуживания способствует относительно­му сокращению потребности в торговой площади, более рационально-


74___________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения

му использованию трудовых ресурсов. Отечественная и зарубежная практика торговли показывает, что по этой форме можно продавать практически все продовольственные товары и большинство непродо­вольственных.

Основными операциями процесса продажи товаров при самообслужи­вании являются: самостоятельный осмотр и отбор товаров покупателя­ми, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку.

Торговому и технологическому процессам соответствуют опреде­ленные методы их организации (табл. 4.2).

Для магазинов самообслуживания характерен определенный уро­вень потерь товаров, связанный с «забывчивостью» покупателей и мел­кими хищениями товаров. В крупных магазинах самообслуживания такие потери составляют до 1-2% товарооборота.

Практика самообслуживания в нашей стране и за рубежом позво­лила выработать следующие рекомендации по сокращению потерь в магазинах, применяющих эту форму торгового обслуживания:

• размещать запасы товаров на одном уровне с торговым залом;

• изолировать помещение приемочной от кладовых;

• не провозить запасы товаров через служебный вход;

• иметь планировку торгового зала в форме прямоугольника;

• размещать оборудование для выкладки товаров на одной оси с кассами;

• размещать наиболее удобные для хищения товары в зоне эффек­тивного наблюдения;

• располагать рядом с входом-выходом застекленную кабину ад­министратора, причем она должна быть на несколько ступенек выше уровня пола;

• применять прозрачную упаковку товаров и достаточно жесткие этикетки, которые не отклеиваются;

• перекрывать перегородки и стойки оборудования зеркалами, особенно выпуклыми;

• использовать настенные зеркала специального назначения, кото­рые в торговом зале представляют собой обычное зеркало, а со стороны подсобного помещения являются прозрачным стеклом, через которое хорошо просматривается торговый зал;

• устанавливать при входе в магазин турникет, действующий толь­ко в одном направлении;


4tt. Формы торгового обслуживания покупателей и методы продажи товаров 75

Таблица 4.2 Операции процесса продажи и методы их выполнения

При самообслуживании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Операции процессов продажи Методы выполнения операций
1. Самостоятельный осмотр товаров покупателями 1. Подготовка товаров к продаже: доставка товаров в таре-оборудовании от поставщиков непосредственно в торговый зал магазинов; предварительная расфасовка продовольственных товаров в промышленности, в опте, в централизованных фасовочных цехах торговых организаций.
2. Организация доступной для покупателей выкладки товаров в торговом зале: использование наиболее эффективных приемов выкладки товаров; рациональное размещение товаров в торговом зале; группировка товаров по потребительским комплексам и микрокомплексам в непродовольственных магазинах; применение линейной системы расстановки оборудования в торговом зале.
3. Организация хранения личных вещей покупателей по их желанию.
4. Обеспечение покупателей индивидуальными корзинками, тележками, лотками и т. д.
5. Организация внутримагазинной информации о размещении товаров в торговом зале, об оказываемых дополнительных услугах.
6. Помощь покупателям со стороны торгового персонала при выборе конкретных групп товаров.
2. Доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку 1. Организация единого узла расчета как в продовольственных, так и в непродовольственных магазинах.
2. Регулирование напряженности узлов расчета в соответствии с покупательским потокам по дням недели и часам дня.
3. Организация «экспресс-касс» для расчетов с покупателями, совершающими мелкие покупки.
4. Использование при расчетах «тандемного» метода.
5. Применение технических средств для ускорения расчетов, в том числе: быстродействующих кассовых аппаратов; приставок к кассовым аппаратам для автоматической выдачи сдачи; автоматизированных кассовых аппаратов.
6. Исключение повторного контроля покупок.
7. Использование телевидения для контроля за покупками.

• использовать промышленное телевидение и другие средства кон­троля за осмотром и отбором товаров;

• применять тактичные формы воспитательною воздействия на покупателей.


76___________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения

Продажа товаров по образцам — это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помо­щью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале об­разцам и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответству­ющие им, непосредственно в магазине или за дополнительную плату оформить их доставку на дом.

Особенность этой формы обслуживания заключается в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладо­вых магазинов, на складах производителя или оптового продавца. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте, а покупателям — самостоятельно и быстро ознакомиться с ними. Организация продажи товаров по образ­цам требует, чтобы все выставленные образцы имели хорошо оформ­ленные ярлыки с указанием наименования изделия, артикула, сорта, изготовителя, цены и некоторых других данных, а продавцы могли дать по каждому образцу исчерпывающую консультацию.

Такой форме обслуживания покупателей присущи следующие ме­тоды выполнения операций процесса продажи (табл. 4.3).

По образцам целесообразно продавать товары, требующие отмери­вания и нарезки (ткани, стройматериалы и пр.), а также технически сложные и крупногабаритные изделия (мебель, холодильники, теле­визоры, стиральные машины и пр.).

Продажа товаров по каталогам — это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность совершить покупку, выбран товар по каталогу в магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа по каталогам может применяться как для не­продовольственных, так и для продовольственных товаров. Рознич­ная торговля непродовольственными товарами чаще осуществляется базами Посылторга по каталогам, имеющимся в почтовых отделени­ях городов и поселков. Покупатели выбирают товары и направляют заказы базе. База выполняет заказы и направляет их в адрес покупате­лей посылками с оплатой товаров, упаковки и почтовых расходов на­ложен иым iикпежом.

Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных товаров по каталогам обусловливается получением дополнительно­го товарооборота на тех же торговых площадях, возможностью раци­онально использовать труд работников магазина. В каталоги, поми­мо отдельных товаров, целесообразно включать стандартные наборы продуктов.


4.1. Формы торгового обслуживания покупателей и методы продажи товаров 77

Таблица 4.3

00 00

£


 


31. Оценка и прием вещей на дому у комитента   -                                    
32. Оценка ювели


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.119 (0.019 с.)