Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, роль и функции оптовой торговли

Поиск

Оптовой торговлей называется торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Одни товары, реализуемые, например, для целей снабжения производственных пред­приятий, можно продавать только один раз — предприятием-изготови­телем предприятию-потребителю (для профессионального использова­ния). Другие же товары продавать так не представляется возможным или экономически нецелесообразным. Они нуждаются во временных остановках на пути своего движения, в образовании там запасов, требу­ющихся для бесперебойного удовлетворения покупательского спроса на них. Для подобных товаров возникает необходимость повторной продажи (перепродажи). Именно такая необходимость и приводит к созданию в сфере обращения различного рода сбытовых и торговых предприятий как субъектов этих повторных продаж и как звеньев дви­жения товаров от места производства к месту потребления.

Использование посредников-оптовиков выгодно прежде всего для производителей товаров, так как в этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации сво­ей продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до конечного потребителя. С помо­щью посредников возможно значительно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции.

Как видно из рис. 6.1, при 3 производителях и 3 потребителях про­дукции количество хозяйственных связей между ними равно 9. Участие же посредника в реализации продукции сокращает количе­ство связей до 6.

Оптовые структуры обеспечивают эффективность торгового про­цесса. Во-первых, мелкому производителю с ограниченными финан­совыми ресурсами не под силу создать и содержать собственное сбы-


 

Глава 6, Оптовые торговые структуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Без посредника     При наличии посредника
пр     т > е V б и л и П Р и в д и т е л и J\ п
о *^^; и     \   /V о/ т
в *<^ ^ Посредник   V б
      у .
Д и ^- у   \ и л и
т *^ е л и     1

Рис. 6.1. Количество хозяйственных связей производителей с потребителями

товое подразделение. Во-вторых, даже располагая достаточным капи­талом, производитель скорее предпочтет направить средства на раз­витие производства, а не на организацию оптовой торговли. В-треть­их, эффективность деятельности оптовиков окажется выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере рознич­ной торговли и наличию у них специальных знаний и умений. В-четвер­тых, розничные предприятия, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.

Очень важное значение имеет правильное понимание и практи­ческое применение различных форм звенности оптовой торговли. Прежде всего, нельзя отождествлять понятия оптовой торговли как экономической категории и аппарата оптовой торговли. Отсутствие обособленного оптового аппарата не говорит об отсутствии самой оп­товой торговли. Первый акт обращения всякого товара совершается при продаже этого товара самим производственным предприятием. У производственного предприятия при продаже товара народного потребления и образуется оптовый товарооборот. В результате этого акта товары переходят во владение или собственность торгового пред­приятия или организации, так как продажа их производственными предприятиями непосредственно населению практически невозмож­на и экономически нерациональна.

Участие в оптовой торговле различных звеньев торгового аппарата неизбежно вызывает повторные акты купли-продажи одного и того же товара. При участии в оптовых покупках только одного розничного звена товар продается уже 2 раза: первый раз — производственным


6.1. Сущность, роль и функции оптовой торговли ______________________ 155

предприятием розничному и второй раз — розничным предприятием потребителю. Но в этом случае еще не образуется звенности в оптовой торговле, она получается одноактной, или непосредственной, т. е. со­вершаемой в порядке прямых связей между производственными и розничными предприятиями или организациями. Если же производ­ственные предприятия будут продавать товары оптовому предприя­тию, а последнее — розничным предприятиям, то обращение товаров усложняется: каждый товар подвергается продаже внутри сферы об­ращения (не считая розничной продажи) уже не 1, а 2 раза. Оптовая торговля в таких случаях примет двухактную, или однозвенную фор­му. Разумеется, участие в оптовой торговле обособленного оптового звена при прочих равных условиях вызывает увеличение времени и издержек обращения, для обеспечения прибыльности оптовое звено делает наценку на товар. Поэтому применение однозвенной формы оптовой торговли вместо одноактной оказывается экономически оп­равданным только в тех случаях, когда затраты на оптовое звено ком­пенсируются существенным ускорением оборачиваемости товаров в розничном звене.

Практически имеет место широкое применение 2, 3, 4-звенной и более форм оптовой торговли, что существенно сказывается на ко­нечной (розничной) цене товара. Использование таких сложных форм оптовой продажи может быть обусловлено различной степенью кон­центрации производства и различными зонами потребления про­дукции данного производства.

Оптовая торговля может принимать различные формы звенности, рас­ширяя или ограничивая сферу обращения данных товаров и количество актов купли-продажи в расчете на один товар. В этом и заключается ее особое значение как начальной стадии торговли товарами народного по­требления. Ее можно осуществлять эффективно, с минимальными из­держками и незначительным увеличением цены на товары, а можно и легко допустить излишнее увеличение звенности, времени и издержек обращения, не удовлетворяя в то же время требованиям товароснабже-ния магазинов..Чвеппость оптового товарооборота можно измерить с по­мощью специального коэффициента, показывающего, сколько раз товар продавался внутри сферы обращения. Вычисляется коэффициент звен­ности товарооборота путем отнесения всех сумм оптового и розничного товарооборотов к сумме розничного товарооборота.

Оптовый товарооборот может включать в себя складской и тран­зитный товарообороты. Складской товарооборот образуется при по­ставках товаров покупателям со складов оптовых предприятий. Трап-



Глава 6. Оптовые торговые структуры


6.1. Сущность, роль и функции оптовой торговли



 


зитный предусматривает отгрузку товаров поставщиком-изготовите­лем непосредственно в розничную торговую сеть или внерыночным потребителям, минуя склады оптовых предприятий, по их разнаряд­кам в счет договора конкретного оптового предприятия. Следует от­личать транзитный товарооборот конкретного оптового предприятия от транзитного товародвижения, означающего движение товара с про­изводства непосредственно в магазин, без завоза на любые склады — розничных, оптовых или сбытовых предприятий.

Вид товарооборота — складской или транзитный — оптовое пред­приятие выбирает (согласовывает) при заключении с покупателями договоров поставки. При этом должны учитываться следующие глав­ные факторы:

• удельный вес в оптовом товарообороте товаров, производимых в зоне деятельности конкретного оптового предприятия и заво­зимых им из зон деятельности других оптовых предприятий;

• сезонность производства и потребления товаров;

• сложность ассортимента товаров и необходимость их предвари­тельной подготовки в соответствии с требованиями розничных торговых предприятий и организаций;

• размещение и специализация розничной торговой сети и состоя­ние ее материально-технической базы;

• минимальные транзитные нормы отгрузок товаров;

• обеспеченность складскими площадями (емкостями);

• развитие прямых договорных связей между производством, роз­ничной торговлей и внерыночными потребителями.

Оптовая торговля является не просто посредником между произ­водством и розничными торговыми предприятиями — она должна вы­ступать активным организатором как по отношению к производству, так и к розничной торговле. От деятельности оптовой торговли во многом зависит состояние и совершенствование всей торговли.

Оптовая торговля выполняет целый ряд важных функций, допол­няющих ее центральную распределительную функцию между произ­водителями и потребителями.

В зависимости от вида и мощности оптового предприятия эти вспо­могательные функции имеют различный удельный вес:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.135 (0.012 с.)