Порядок установления хозяйственных связей и операции по оптовым поставкам товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок установления хозяйственных связей и операции по оптовым поставкам товаров



В процессе осуществления своих функций оптовая торговля вступает в экономические связи практически со всеми отраслями промышлен­ности и агропромышленного комплекса, производящими товары на­родного потребления.

Хозяйственные связи производства и торговли облекаются в опре­деленную правовую форму. В рыночных условиях такой правовой формой служит в основном хозяйственный договор.

Между участниками хозяйственного договора в области товарного обращения возникают разнообразные связи, которые называют хозяй­ственными, или договорными, связями. При этом договорные связи могут возникать в области поставок товаров, розничной купли-прода­жи, поставок товаров для государственных нужд, контрактации.

Действующее законодательство предусматривает равенство всех участников связей, свободу договора, свободное перемещение товаров по всей территории страны.

Договорные связи могут принимать различную форму, которая наиболее отчетливо проявляется в их структуре. Под структурой до­говорных связей понимается схема договорных отношений, определя­ющая, какие предприятия или организации заключают и исполняют договор.

В одних случаях структуру договорных связей называют простой. Например, простой структура договорных связей будет при заключе­нии договора поставки между фабрикой-изготовителем товаров и универмагом. Лдесь хозяйственные связи непосредственно устанав­ливаются между изготовителем и потребителем товаров.


216 Глава 8. Организация хозяйственных связей рыночных субъектов по оптовым...

В других случаях между изготовителем и потребителем появляется посредническое звено, например оптовое предприятие. Такую струк­туру договорных связей называют сложной.

В практической деятельности торгового предприятия (как оптово­го, так и розничного), как правило, используются обе схемы договор­ных связей одновременно, что обусловливается широким ассортимен­том товаров и многообразием источников их поступления.

Сам процесс закупочной работы оптового предприятия складыва­ется из предварительных, непосредственно-закупочных и последу­ющих операций.

К предварительным операциям относятся:

• изучение покупательского спроса;

• изучение товарных источников;

• определение потребностей в товарах;

• разработка преддоговорных (предзакупочных) требований к по­ставщикам.

Непосредственно закупочные операции включают в себя:

• заключение договоров и разовых сделок;

• согласование с поставщиками ассортимента и количества това­ров, подлежащих поставке в отдельные периоды (кварталы, ме­сяцы) по заключенным договорам;

• составление и представление поставщику разнарядок на отгруз­ку или централизованную доставку закупленных товаров това­рополучателям;

• получение товаров, их приемку и оплату.
Последующими операциями являются:

• учет выполнения поставщиками договоров и применение санк­ций за нарушение договорных обязательств;

• контроль за ходом закупочных операций в целом.

11еред тем как вступить в договорные отношения но оптовой про­даже товаров, оптовые предприятия в рыночных условиях самостоя­тельно выбирают для себя покупателей — наибольшее предпочтение отдается тем клиентам, которые позволяют получать высокую при­быль при минимальном уровне издержек. Основными критериями выбора клиентов для оптового предприятия являются:

• стабильность оплаты за предоставляемый товар;

• форма расчетов за товар;

• сроки платежей (предоплата, оплата по реализации и т. д.);


8.1. Порядок установления хозяйственных связей и операции по оптовым... 217

• партии (объемы) поставляемых товаров;

• наличие у клиентов собственного транспорта и т. д. Наиболее выгодным клиентам товары предоставляются по более

низким (льготным) ценам.

Покупатели (розничные торговые предприятия) также самостоя­тельно определяют для себя способы обеспечения товарами, учиты­вая при выборе поставщиков следующие основные факторы:

• ассортимент и размер партии предлагаемых товаров;

• уровень цен и наценок;

• гарантированность наличия товаров у поставщика;

 

• возможность предоставления оптовым предприятием кредита для приобретения партий товаров;

• качество товаров;

• месторасположение складов оптового предприятия;

• наличие транспорта и др.

Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки то­варов покупателю или лицу, указанному в договоре в качестве полу­чателя. В договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т. п.). С согласия покупателя может производиться досрочная поставка товаров, которые засчиты-ваются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде. В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора транспорта или определение условий доставки товаров при­надлежит поставщику.

Поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном пери­оде, обязан восполнить недопоставленное в следующем периоде. Од­нако покупатель может отказаться принимать товары, поставка кото­рых просрочена, предварительно уведомив об;>том поставщика. Мели же товары поставлены до получения поставщиком уведомления, то покупатель обязан их принять и оплатить. При:>том поставка товаров одного наименования в большем количестве, чем предусмотрено до­говором поставки, не заечнтывается в покрытие недопоставки това­ров другого наименования, входящих в тог же ассортимент, и подле­жит восполнению.

Покупатель обязан осуществлять приемку поставленных товаров по количеству и качеству в сроки, указанные в договоре-, или, при их отсутствии, в соответствии с иными правовыми актами.


218 Глава 8. Организация хозяйственных связей рыночных субъектов по оптовым...

О выявленных несоответствиях или недопоставках товаров следует незамедлительно письменно уведомить поставщика. Если покупатель обоснованно отказывается от поставленного товара, он обязан принять этот товар на ответственное хранение, уведомив об этом поставщика.

Поставщик в разумный срок должен распорядиться этим товаром, в противном случае покупатель вправе реализовать товар или вернуть его поставщику с отнесением на его счет всех необходимых при этом расходов.

Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем в месте нахождения поставщика (выборка товаров). Если срок выборки не предусмотрен договором, выборка товаров по­купателем должна производиться в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров. В противном случае поставщик вправе отказаться от исполнения договора либо потребо­вать от покупателя оплаты товаров.

Покупатель оплачивает поставляемые ему товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

В случаях, когда в договоре поставки предусмотрена поставка това­ров отдельными частями, входящими в комплект, оплата товаров по­купателем производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не установлено договором.

Договор поставки может быть аннулирован (полностью или час­тично) в одностороннем порядке только в случае существенного нару­шения договорных обязательств одной из сторон. Для поставщика та­кими существенными нарушениями являются:

• поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, кото­рые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

• неоднократное нарушение сроков поставки товаров.

Для покупателя нарушение договора поставки предполагается су­щественным в случаях:

• неоднократного нарушения сроков оплаты товара;

• неоднократной невыборки товаров.

Договор поставки считается измененным или расторгнутым с мо­мента получения одной стороной уведомления другой стороны об од­ностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично.

Хозяйственные связи между производством и торговлей оформля­ются не только посредством договора поставки. Когда торговые пред-


8.2. Методы поставки товаров оптовым покупателям и оказываемые им услуги 219

приятия (организации) снабжаются продукцией сельскохозяйствен­ного производства, их отношения оформляются посредством догово­ров поставки и контрактации.

Торговые организации могут получать продукцию от фермеров и совхозов на основе договора поставки, заключаемого с заготовитель­ными организациями, а также договора контрактации, который торго­вая организация заключает непосредственно с хозяйствами. Договор контрактации используется в качестве важнейшей формы закупки продукции у сельхозпроизводителей.

Договор контрактации представляет собой соглашение, по которому одна сторона — хозяйство обязуется передавать определенную сель­скохозяйственную продукцию в собственность другой стороне — заго­товителю, а последний — принимать данную продукцию, оплачивать ее стоимость и помогать хозяйству в организации производства про­дукции, транспортировке на приемные пункты и предприятия. Сторо­нами договора контрактации являются: на стороне хозяйства, реализу­ющего сельскохозяйственную продукцию, — совхозы, фермерские хозяйства и другие сельскохозяйственные предприятия; на стороне заготовителей — специализированные заготовительные организации, промпредприятия и организации торговли.

В соответствии с Положением о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции и типовыми договорами контрактации отдельных ее видов договоры контрактации заключаются в местах производства, т. е. совхозах и других сельскохо­зяйственных предприятиях. Каждый заготовитель (контрактант) заклю­чает отдельный договор контрактации с хозяйством на закупаемую продукцию.

Хозяйство освобождается от ответственности за невыполнение обя­зательств по договору, если обязательства не были выполнены вслед­ствие стихийных бедствий либо по вине заготовителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.011 с.)